Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс

урока

Вид

контролируемого

элемента


Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Дата



I триместр




Введение (1 час)


1

1.1

Книга в жизни человека

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Выразительно читать, выражать личное отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. Выполнять тестовые задания.




Устное народное творчество (10 часов)


2(1)

1.3,1.7

Фольклор – коллективное устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.




Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление

Повторить сведения о фольклоре. Читать и обсуждать статьи учебника. Выступать с сообщением об исполнителях фольклорных произведений. Устно и письменно отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге. Выразительно читать малые фольклорные жанры. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников.

11.04.14

3(2)

1.3,1.6,1.7

Малые жанры фольклора

Вспомнить малые жанры фольклора. Объяснить происхождение и формы бытования двух ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Участвовать в коллективном диалоге. Выразительно читать малые фольклорные жанры. Истолковать и определить их жанровые признаки.



4(3)

1.3,1.6,1.7

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

Вспомнить ранее изученное о сказках. Выделять жанровые особенности сказок, толковать структурные элементы сказок. Выразительно читать сказки, выражать личное отношение к прочитанному.


5(4)

1.3,1.6,1.7

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван- царевич.

Уметь применять разные виды пересказов фрагментов сказки, читать эпизоды сказки по ролям, устно рецензировать чтение и пересказ одноклассников. Характеризовать сказочных героев и средства создания их образов. Участвовать в коллективном диалоге.


6(5)

1.3,1.6,1.7

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

Пересказывать фрагменты сказки с использованием сказочных элементов. Участвовать в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы и фантастические элементы и определять их роли в сказке. Демонстрировать и защищать собственные иллюстрации к сказке, рецензировать иллюстрации, устные сопоставлять иллюстрации разных художников к сказкам.


7(6)

1.3,1.6,1.7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»- волшебная богатырская сказка героического содержания.

Читать и пересказывать фрагменты сказок. Находить в тексте незнакомые слова и объяснять их значение. Выразительно читать по ролям эпизоды о трёх поединках Ивана и Чуда-юда, участвовать в коллективном диалоге.


8(7)

1.3,1.6,1.7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Беседовать о главных и второстепенных героях сказки. Участвовать в коллективном диалоге. Использовать различные виды пересказов. Участвовать в групповых мини - исследованиях: находить и изучать слова и выражения, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.


9(8)

1.3,1.6,1.7

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Выразительно читать сказки и пересказывать её от лица героя. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников. Пересказывать самостоятельно прочитанные сказки о животных. Участвовать в коллективном диалоге.


10(9)

1.3,1.6,1.7

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».


Различать виды сказок. Выразительно читать сказки по ролям и пересказывать от лица героя. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников. Пересказывать самостоятельно прочитанную бытовую сказку. Участвовать в коллективном диалоге. Устно рассказывать о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.


11(10)

1.3,1.6,1.7

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Подготовка к домашнему сочинению («Мой любимый герой русских народных сказок», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках»).

Выполнять задания из раздела «Литература и изобразительное искусство». Защищать свой проект на тему «Художники – иллюстраторы сказок». Составлять план сочинения по одной из предложенных тем.




Древнерусская литература (2 часа)


12(1)

3.2,1.4,1.6,1.7

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


Изучать статью учебника «Из древнерусской литературы». Составлять план статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы. Выразительно читать летописи и пересказывать её фрагменты. Комментировать незнакомые слова и понятия с помощью словарей и справочной литературы. Сопоставлять летописный сюжет с иллюстрацией.


13(2)

3.2,1.4,1.6,1.7

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Читать и пересказывать летописный сюжет. Давать нравственную оценку поступков героев летописного сказания. Характеризовать поступки героев. Участвовать в коллективном диалоге, в обсуждении произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты.




Литература XVIII века (2 ч.)


14(1)

14.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

Урок внеклассного чтения.

М.В. Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Выразительно читать статьи «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения». Пересказывать фрагменты публицистических и научно- популярных текстов. Участвовать в коллективном диалоге.


15(2)

4.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

М.В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»

Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составлять лексические и историко- культурные комментарии. Читать и обсуждать статьи «Роды и жанры литературы».




Литература XIX века (42 ч.)


16(1)

5.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

Урок внеклассного чтения.

Жанр басни в мировой литературе.


Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.








Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство, начало творчества. Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – ее истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Пролог (начальные представления).


Выразительно читать басни разных баснописцев. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников. Читать и участвовать в обсуждении статьи «Русские басни». Участвовать в коллективном диалоге. Сопоставлять фрагменты басен с иллюстрациями.


17(2)

5.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

Выразительно читать басни. Составлять характеристики героев басен. Анализировать статьи учебника «Иван Андреевич Крылов», комментировать эпиграф, незнакомые слова и понятия. Участвовать в коллективном диалоге.


18(3)

5.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

И.А. Крылов «Волк на псарне»

Выразительно читать басни. Комментировать историческое содержание басни. Составлять характеристики героев басни. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Работать со словарём литературоведческих терминов.


19(4)

5.1,1.4,1.6,1.7,

1.8

И.А. Крылов. Басни.

Выразительно читать басни, устно анализировать их, анализировать и комментировать мораль, определять аллегорический смысл басни. Усвоить жанровые особенности басен. Устно рисовать иллюстрации к басням. Представлять инсценировки по басням Крылова и рецензировать выступлений.



20(5)

5.2,1.4,1.6,1.7,

1.8

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Выразительно читать сказки, составлять план, устно отвечать на вопросы к сказке. Выделять этапы развития сюжета. Составлять характеристики героев и давать им нравственную оценку. Читать и обсуждать статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна». Участвовать в коллективном диалоге.



21(6)

5.2, 1.4,1.6,1.7,1.8




В.А. Жуковский. «Кубок».

Работать со словарём литературоведческих терминов. Выявлять основные черты жанра баллады. Выразительно читать балладу. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Составлять цитатный план баллады, характеристику героя баллады. Участвовать в коллективном диалоге.


22(7)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

А.С. Пушкин. «Няне».

Участвовать в обсуждении статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Выступать с устным докладом о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Устно рисовать портрет няни. Обсуждать произведения изобразительного искусства, созвучных стихотворению. Выявлять в стихотворении черты лирического послания.


23(8)




5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«У лукоморья дуб зеленый…»

Выразительно читать пролог. Обсуждать понятие «пролог» с использованием словаря литературоведческих терминов. Комментировать незнакомые слова и выражения. Обсуждать произведения изобразительного искусства и музыки, созвучных прологу. Участвовать в коллективном диалоге.


24(9)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

Выразительно читать сказки. Пересказывать её фрагменты. Составлять план сказки. Устно иллюстрировать события и героев сказок. Составлять устные характеристики героев. Участвовать в коллективном диалоге.


25(10)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Составить таблицу «Система образов сказки». Составлять план сравнительной характеристики героев. Давать нравственную оценку героям сказки. Сопоставлять сказку Пушкина с народными сказками о спящей царевне.


26(11)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

Уметь делать сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок разных народов. Участвовать в обсуждении народных представлений и морали и нравственности. Участвовать в коллективном диалоге. Изучить статьи «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».


27(12)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к домашнему сочинению по сказке.

Читать и обсуждать статью статьи «О сказках Пушкина». Участвовать в коллективном диалоге. Составлять план к сочинению, подбирать цитаты по заданной теме.


28(13)


Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина

Выполнять задания тестового характера. Уметь составить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответить на вопрос по теории литературы, на проблемный вопрос нравственно-этического плана.


29(14)


Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина

Выполнять задания тестового характера. Уметь составить отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответить на вопрос по теории литературы, на проблемный вопрос нравственно-этического плана.


30(15)

5.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

А.С. Пушкин. Сказки.

Инсценировать фрагменты самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Составлять вопросы к сказкам. Представлять и защищать собственные иллюстрации к сказкам Пушкина.




II триместр

31(16)


1.4,1.6,1.7

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

«Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).













Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).






















Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.













Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима»; А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.



Выразительно читать сказку и пересказ ее фрагментов. Выделять этапы развития сюжета сказки. Выявлять в произведении характерные признаки литературной сказки.


32(17)



1.4,1.6,1.7

«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

Пересказывать эпизоды сказки от лица героев. Читать выразительно по ролям. Составлять устный отзыв о литературной сказке по плану. Рецензировать иллюстрации к сказке. Участвовать в коллективном диалоге.


33(18)

1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

В.М. Гаршин. “Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке.

Выразительно читать сказку и пересказывать её фрагменты. Выделять этапы развития сюжета сказки. Выявлять в произведении характерные признаки литературной сказки.


34(19)

5.10, 1.4,1.6,1.7,1.8

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Выразительно читать стихотворение, его восприятие. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарю. Давать характеристику и нравственную оценку героям. Устно иллюстрировать фрагменты стихотворения.


35(20)

5.10, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Бородино»: проблематика, поэтика.

Устно рассказывать о поэте и героях стихотворения. Выразительно читать стихотворение наизусть. Находить в тексте цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сравнение», « метафора», «звукопись», «эпитет», «гипербола».


36(21)

5.14, 1.4,1.6,1.7,1.8

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

Выразительно читать повести, пересказывать и анализировать её фрагменты. Давать характеристику героям повести с использованием цитатных примеров. Участвовать в коллективном диалоге.


37(22)

5.14, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Находить реальные и фантастические элементы и определять их роль в повести. Давать характеристику героям, их нравственную оценку. Выявлять средства создания настроения и авторского отношения к изображаемому. Сопоставлять события и героев повести с событиями и героями народных сказок. Участвовать в коллективном диалоге.


38(23)

5.14, 1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

Кратко пересказывать сюжет каждой повести. Анализировать конфликт темных и светлых сил, пейзажных фрагментов, языковых особенностей повестей. Характеризовать положительных героев каждой повести. Участвовать в коллективном диалоге.


39(24)

6.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Выразительно читать и обсуждать отрывок из поэмы. Устно рецензировать чтения одноклассников. Участвовать в коллективном диалоге. Работать со словарем литературоведческих терминов. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «эпитет». Составлять таблицу «Внешность и черты характера русской крестьянки».


40(25)


6.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

Обсуждать картины русских художников, изображавших крестьянских детей. Читать и обсуждать стихотворения. Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников.


41(26)

6.5, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

Выразительно читать стихотворения по ролям. Комментировать лексику, определять её стилистическую окраску. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Составлять речевые характеристики персонажей.


42(27)

6.2, 1.4,1.6,1.7,1.8

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

Читать по ролям фрагменты повести, находить незнакомые слова и определять их значения. Уметь выбирать из текста информацию об одном из героев и рассказывать её. Создавать собственные иллюстрации. Участвовать в коллективном диалоге.


43(28)

6.2, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Муму» как протест против рабства.

Инсценировать фрагменты в повести. Составлять план эпизода, подбирать цитаты по заданной теме. Обсуждать иллюстрации учебника, представлять и защищать собственные рисунки. Заполнять цитатную таблицу «Черты характера Герасима»


44(29)

6.2, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Муму»: система образов.

Устно рассказывать о Герасиме. Принимать участие в обсуждении плана его характеристики. Составлять планы сравнительных характеристик героев. Заполнять цитатную таблицу сравнительной характеристики героев.


45(30)

6.2, 1.4,1.6,1.7,1.8

И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Муму».

Работать со словарём литературоведческих терминов. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «портрет», «пейзаж». Заполнять аналитические таблицы «Портреты и пейзажи повести «Муму». Составлять план к предложенным темам сочинения.


46(31)

6.4, 1.4,1.6,1.7,1.8

А. А. Фет. Лирика.

Выразительно читать стихотворения поэта. Читать статью учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составлять её план. Рассказывать о стихотворении «Весенний дождь» по вопросам учебника.


47(32)

6.8, 1.4,1.6,1.7,1.8

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

Подготовить сообщение об участии Толстого в Кавказской войне. Выразительно читать рассказ, пересказывать и инсценировать его фрагменты. Анализировать эпизоды рассказа. Участвовать в коллективном диалоге.


48(33)

6.8, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Подготовить устные сообщения о героях рассказа. Сопоставлять персонажей рассказа и составлять план сравнительной характеристики героев. Работать со словарём литературоведческих терминов. Подбирать примеры, иллюстрирующие понятия «идея», «сюжет «, «рассказ».


49(34)

6.8, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Кавказский пленник». Подготовка к домашнему сочинению по рассказу.

Защищать учебный проект «Жилин и Костылин: два характера- две судьбы». Составлять план к предложенным темам сочинения. Подбирать цитаты по заданным темам.


50(35)


Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Создавать письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев; писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, отвечать на проблемный вопрос, выполнять тестовые задания.


51(36)


Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

Создавать письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, отвечать на проблемный вопрос, выполнять тестовые задания.





52(37)

6.10, 1.4,1.6,1.7,1.8

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Читать и обсуждать статью «Антон Павлович Чехов» и статью о Таганроге. Готовить сообщение о псевдонимах Чехова и их происхождении. Участвовать в коллективном диалоге. Работать со словарём литературоведческих терминов. Находить цитатные примеры из рассказа, иллюстрирующие понятия «речевая характеристика», «юмор». Устно описывать внешность героев рассказа.


53(38)

6.10, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Хирургия». Составление киносценария по рассказу.

Составлять план рассказа. Подбирать цитаты по заданным темам: интерьер земской больницы, облик героев, реплики героев. Исполнять сценки по рассказу, оценивать игру «актеров». Словесно описывать кадры киносценария.


54(39)

6.10,1.4,1.6,

1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

Рассказы Чехова.

Выразительно читать рассказы, участвовать в их обсуждении. Давать характеристику и нравственную оценку героям. Участвовать в обсуждении книжной графики к ранним рассказам Чехова. Инсценировать юмористические рассказы и рецензировать инсценировки.


55(40)

1.4,1.6,1.7,1.8

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…»

Читать и обсуждать статьи учебника «Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе». Выразительно читать стихотворения. Анализировать стихотворения. Обсуждать репродукции картин русских художников, подбирать к ним стихотворные строки. Определять общее и индивидуальное в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.


56(41)

1.4,1.6,1.7,1.8

А. Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима»; А.Н. Плещеев «Весна».

Выразительно читать наизусть стихотворения, устно рецензировать чтение одноклассников. Участвовать в обсуждении стихотворений русских поэтов о родине и родной природе. Определять общее и индивидуальное в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Проводить сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов.


57(42)

1.4,1.6,1.7,1.8

Рр Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе.

Выразительно читать стихотворения о родине и родной природе. Устно отвечать на вопросы учебника. Аргументировать своё мнение с помощью цитат. Защищать собственные иллюстрации к стихотворениям о природе.




Литература XX века (29 ч.)


58(1)

7.1, 1.4,1.6,1.7,1.8

И.А. Бунин. «Косцы».

Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, фольклорный образ, пейзаж.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные представления).


Выразительно читать и участвовать в обсуждении рассказа. Находить незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей. Участвовать в коллективном диалоге. Устно анализировать эпизод. Составлять рассказ по одной из репродукций картины.


59(2)

7.1, 1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.

Выразительно читать рассказ. Находить незнакомые слова и историко- культурные реалии и определить их значения с помощью словарей. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «антитеза», «повтор», с использованием словаря литературоведческих терминов.


60(3)



1.4,1.6,1.7,1.8

В. Г. Короленко «В дурном обществе»: судья и его дети.

Выразительно читать фрагменты повести. Участвовать в обсуждении глав повести по вопросам. Использовать различные виды пересказов. Участвовать в коллективном диалоге. Представлять и защищать собственные иллюстрации.


61(4)

1.4,1.6,1.7,1.8

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

Выразительно читать фрагменты повести. Использовать различные виды пересказов. Сопоставлять персонажи и составлять план сравнительной характеристики героев. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие « портрет». Работать с таблицей «Портретные характеристики героев». Выявлять авторскую оценку по деталям портретов.


62(5)

1.4,1.6,1.7,1.8

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

Кратко и выборочно пересказывать фрагменты повести. Участвовать в коллективном диалоге. Давать характеристику сюжета повести, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие « повесть».


63(6)


1.4,1.6,1.7,1.8

«В дурном обществе». Подготовка к домашнему сочинению по повести В. Короленко.

Составлять план к данным темам по повести. Подбирать цитаты по заданным темам. Представлять и защищать коллективный проект «Мои ровесники в повести В. Короленко «В дурном обществе».



III триместр


64(7)

7.4, 1.4,1.6,1.7,1.8

С.А. Есенин. « Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность и начало литературной деятельности).

Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.















Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.














Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).





Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления











«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.








Произведения о родине, родной природе

И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.





Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Выразительно читать и комментировать стихотворения Есенина, посвящённые теме родного дома. Устно рассказывать о детстве и юности поэта. Устно анализировать стихотворения поэта. Участвовать в коллективном диалоге.


65(8)

1.4,1.6,1.7,1.8

П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Повторить знания о Бажове. Выразительно читать фрагменты сказа. Работать со словарём и справочной литературой. Использовать различные виды пересказов. Составлять план сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы. Давать нравственную оценку героям и их поступкам.


66(9)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Работать со словарём литературоведческих терминов. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «сказ», «сказка». Сопоставлять эти понятия в таблице. Участвовать в коллективном диалоге. Представлять и защищать собственные иллюстрации к сказу. Исследовать язык сказа.


67(10)

1.4,1.6,1.7,1.8

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Выразительно читать эпизоды сказки, их пересказывать. Устно рецензировать пересказы одноклассников. Выполнять задания тестового характера. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять план характеристики героев сказки. Заполнить таблицу «Цитатная характеристика героев»


68(11)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Теплый хлеб»: язык сказки.

Выявлять в сказке реальные и фантастические элементов и черты фольклора. Работать со словарём литературоведческих терминов. Комментировать понятия «пейзаж», «эпитет». Исследовать язык сказки: анализ эпитетов, сравнений и олицетворений.


69(12)

1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

«Заячьи лапы» и другие рассказы К.Г. Паустовского.

Инсценировать фрагмент рассказа «Заячьи лапы». Использовать различные виды пересказов. Обсуждать самостоятельно прочитанные рассказы писателя. Определять авторское отношение к героям. Участвовать в коллективном диалоге.


70(13)

1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

С.Я Маршак. Сказки для детей.

Выразительно читать эпизоды сказок «Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не видать» и обсуждать их содержания. Участвовать в коллективном диалоге. Рассказывать о героях сказок. Давать нравственную оценку героям сказок.


71(14)

1.4,1.6,1.7,1.8

С.Я Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

Выразительно читать пьесу-сказку по ролям. Участвовать в обсуждении сказки. Давать нравственную оценку поступкам героев сказки. Подбирать цитаты для характеристики героев. Составлять план характеристики героев.


72(15)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа.

Показать театрализованное представление сцен из пьесы-сказки. Определять родовые особенности драмы, жанровых особенностей пьесы - сказки. Участвовать в коллективном диалоге. Сопоставлять пьесу-сказку и её фольклорных источников. Выявлять черты фольклора. Составлять план сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.


73(16)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему сочинению по сказке С. Я. Маршака.

Составлять план к предложенным темам. Подбирать цитаты по заданным темам. Читать и участвовать в обсуждении статьи «Сказки народные и литературные».


74(17)

1.4,1.6,1.7,1.8

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

Выразительно читать рассказ, пересказывать его фрагменты. Устно отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять план характеристики героя. Рассказывать о герое с использованием цитирования.


75(18)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Никита»: быль и фантастика.

Работать со словарём литературоведческих терминов. Находить цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «фантастика». Выявлять функции фантастических элементов рассказа. Сопоставлять элементов были и фантастики. Составлять план характеристики героев и давать их нравственную оценку.


76(19)

7.9, 1.4,1.6,1.7,1.8

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Выразительно читать рассказ, пересказывать его фрагменты. Устно отвечать на вопросы с использованием цитирования. Анализировать содержание рассказа по вопросам учителя. Участвовать в коллективном диалоге.


77(20)

7.9, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

Читать и пересказывать фрагменты рассказа, лексические и историко- культурные комментарии. Составлять план характеристики Васютки. Рассказывать о поступках и поведении героя. Давать нравственную оценку поведению героя рассказа. Анализировать различные формы выражения авторской позиции.


78(21)

7.9, 1.4,1.6,1.7,1.8

«Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе.

Подготовка к классному сочинению по рассказу «Васюткино озеро».


Составлять цитатный план. Подбирать цитаты по заданной теме. Участвовать в коллективном диалоге.


79(22)


Классное сочинение по рассказу «Васюткино озеро» на тему «Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение?»

Написать сочинения по рабочим материалам.


80(23)

1.4,1.6,1.7,1.8

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Читать и участвовать в обсуждении статьи «Поэты о Великой Отечественной войне». Устно рассказывать о военной биографии поэта. Выразительно читать стихотворения по ролям. Устно отвечать на вопросы. Участвовать в обсуждении репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…». Участвовать в коллективном диалоге.


81(24)

1.4,1.6,1.7,1.8

К. С. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Рассказывать о поэте и его военной биографии. Выступать с сообщением о героях Брестской крепости. Выразительно читать стихотворение, его анализировать. Устно иллюстрировать. Участвовать в коллективном диалоге.


82(25)

1.4,1.6,1.7,1.8

И.А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Подготовить сообщение о жизни И.А. Бунина и Дона- Аминадо в эмиграции. Выразительно читать стихотворения и их анализировать. Определять общее и индивидуальное в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.


83(26)


1.4,1.6,1.7,1.8

Д. Кедрин. «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

Подготовить краткие сообщения о поэтах. Выразительно читать стихотворения, анализировать. Устно отвечать на вопросы. Устно иллюстрировать. Определять общее и индивидуальное в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Сопоставлять образы русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.


84(27)


Рр Обучение сочинению и анализу лирического стихотворения.

Составлять план анализа стихотворения. Работать с литературоведческими терминами: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Подбирать цитаты, иллюстрирующие данные понятия.


85(28)

1.4,1.6,1.7,1.8

Саша Черный. «Кавказский пленник».

Выразительно читать рассказ, пересказывать его фрагменты. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение по словарю. Выявлять признаки художественной традиции литературной классики в рассказе Саши Чёрного. Работать со словарём литературоведческих терминов: повторить понятие «юмор», подобрать примеры из текста.


86(29)

1.4,1.6,1.7,1.8

Саша Черный. «Игорь – Робинзон».

Повторить знания о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительно читать, пересказывать его фрагменты. Участвовать в коллективном диалоге. Выявлять признаки литературной классики предшествующих эпох. Сопоставлять события романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь – Робинзон». Выявлять способы создания комического в рассказах Саши Чёрного.




Зарубежная литература (14 ч.)


87(1)

1.4,1.6,1.7,1.8

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).







Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.












Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внешней и внутренней. Победа добра, любви и дружбы над злом.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спорт героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
























Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Выразительно читать балладу. Составлять цитатный план и определять её стихотворный размер. Составлять план письменной характеристики героев баллады. Работать со словарём литературоведческих терминов. Подбирать примеры, иллюстрирующие понятие «баллада». Участвовать в дискуссии на тему « Что дороже: жизнь или тайна изготовления верескового мёда?»


88(2)

1.4,1.6,1.7,1.8

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычные приключения героя.

Читать статью учебника и составлять её план. Читать и анализировать фрагменты романа. Использовать различные виды пересказов. Подбирать материал для рассказа о Робинзоне.


89(3)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Робинзон Крузо»: характер героя.

Кратко пересказывать эпизоды романа, помогающие понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочно пересказывать на тему «Как Робинзону удалось выжить на острове?». Составлять план характеристики героя. Участвовать в коллективном диалоге.


90(4)

1.4,1.6,1.7,1.8

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

Устно отвечать на вопросы. Работать со словарём литературоведческих терминов. Подбирать примеры, иллюстрирующие понятие «робинзонада». Выявлять признаки традиции литературной классики предшествующих эпох. Составлять план сравнительной характеристики героев романа.


91(5)

1.4,1.6,1.7,1.8

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

Подготовить сообщение о сказочнике Андерсене, обсудить статью учебника. Работать со словарём литературоведческих терминов. Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «художественная деталь». Подготовить пересказ одной из историй сказки.


92(6)

1.4,1.6,1.7,1.8

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Выразительно читать и пересказывать ключевые моменты сказки. Сопоставлять героев сказки: Герду и Маленькую разбойницу, лапландку и финку, Герду и Кая. Составлять план - характеристику Герды. Рассказывать о героине и составлять её устную характеристику.


93(7)

1.4,1.6,1.7,1.8

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?»

Устно рассказывать о Снежной королеве. Составлять сопоставительную характеристику героинь сказки и рассказывать о них по плану. Участвовать в коллективной дискуссии. Рецензировать отзывы о фильмах о Снежной королеве, иллюстрациях к сказке.


94(8)

1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

Х.-К. Андерсен. Сказки.

Представить сказки Андерсена: выразительно читать сказку, пересказывать и инсценировать их фрагменты, устно отвечать на проблемные вопросы.


95(9)


1.4,1.6,1.7,1.8

Урок внеклассного чтения.

Х.-К. Андерсен. Герои любимых сказок.

Читать и участвовать в обсуждении фрагмента статьи С. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментировать проблемные вопросы. Участвовать в коллективном диалоге.


96(10)


Подготовка к домашнему сочинению по одной из тем: « Почему Герда победила Снежную королеву?», «Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена?», «Какие поступки героев сказок можно назвать благородными?»

Составлять цитатный план. Подбирать цитаты по заданной теме. Участвовать в коллективном диалоге.


97(11)

1.4,1.6,1.7,1.8

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

Выразительно читать фрагменты романа. Участвовать в обсуждении первых глав романа по группам. Уметь использовать различные виды пересказов. Составлять характеристику Тома Сойера и заполнять цитатную таблицу «Черты характера героя»


98(12)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

Читать по ролям и прослушать в актёрском исполнении диалога Тома и Гека. Устно отвечать на вопросы. Уметь использовать различные виды пересказов. Участвовать в обсуждении и рецензировании иллюстраций учебника. Составлять план характеристики героев.


99(13)

1.4,1.6,1.7,1.8

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Читать и обсуждать статью «Джек Лондон». Составлять план статьи и уметь её пересказать. Участвовать в коллективном диалоге. Составлять план характеристики Киша и рассказывать о герое.


100(14)

1.4,1.6,1.7,1.8

«Сказание о Кише»: мастерство писателя.

Составлять план – характеристику литературного произведения. Рассказывать о книге и её героях по плану.


101


Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование


Давать монологический ответ, рассказывать о произведениях и героях, иллюстрировать примерами изученных литературоведческих терминов, выполнять тестовые задания.


102


Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии». Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.

Участвовать в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Предоставить отчёт о выполнении индивидуальных проектов. Получить задания для летнего чтения.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 352с.

2. Учебно-методический комплект

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 79 с.

  3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 253 с.

  4. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2008. – 320 с.

  5. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 125 с.

  6. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2013. – 96с.

  7. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

  8. Коровина В.Я Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 239 с.

  9. Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 5 класс. – М.: Аркти, Белгород: Ранок, 2014. – 48 с.

  10. Челышева И.Л. Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 3013. – 159 с.


3. Интернет-ресурсы:

  1. http://lit.1september.ru Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

  2. http://litera.edu.ru Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

  3. http://www.likt590.ru/project/museum/ Виртуальный музей литературных героев

  4. http://metlit.nm.ru Методика преподавания литературы

  5. http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

  6. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  7. http://pedsovet.su/load/31  Презентации для проведения уроков литературы с ИД.

  8. http://interaktiveboard.ru/load/6   Материалы для проведения уроков с ИД. Русский язык и литература .

  9. http://www.alleng.ru/edu/liter.htm   Образовательные ресурсы Интернета - Литература - программа, книги, учебники по литературе, тесты, сочинения доклады, школьная литература, биографии писателей и поэтов, литературные герои.

  10. http://metodisty.ru/m/groups/view/ljubiteli_russkoi_slovesnosti Методисты – профессиональное сообщество педагогов



4. Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;

  2. компьютер;

  3. интерактивная доска;

  4. магнитофон;

  5. принтер;

  6. портреты писателей;

  7. таблицы по литературе;

  8. фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.» (формат МРЗ). – М.: Просвещение, 2013.


Требования к результатам:

В результате изучения литературы выпускники основной общей школы

должны знать:

  • Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);

  • Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

  • Содержание изученных произведений;

  • Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

должны уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения;

  • Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

  • Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

  • Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;

  • Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

  • Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • Писать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

  • Писать сочинение на заданную тему.


Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Шмагина,  А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012); с авторской программой по литературе для 5 класса (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 класс. – М.: Просвещение, 2014),.

Автор Арутюнян Лариса Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 53702
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓