Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса

22




Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 5 «Г» класса создана на основе следующих нормативно- правовых документов:


1.Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2009

2.Учебника – хрестоматии в 2 частях «Литература» для общеобразовательных учреждений 5 кл; Коровина В.Я. и др., М.: Просвещение, 2006.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов : пояснительную записку; содержание тем учебного курса, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно- тематическое и поурочное планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.



Место предмета «Литература» в учебном плане школы


На изучение предмета «Литература» в 5 классе отводится 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом.


. По программе: 70ч. По учебному плану:70.По рабочей программе: 70ч.


















Раздел II. Содержание тем учебного курса. Литература 5 класс.


Введение-1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество-1ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки-4ч.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

« Журавль и цапля», « Солдатская шинель»- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы-1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века-1ч.

Михаил Васильевич Ломоносов-1ч.

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века-32ч.

Русские басни-1ч.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов-3ч.

Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский-2ч.

Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушки-5ч.

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русская литературная сказка-2ч.

Антоний Погорельский» Чёрная курица , или Подземные жители»-1ч.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps»-1ч.

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов- 2ч.

Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь.-1ч.

Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов.-2ч.

Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев -5ч.

Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет-1ч.

Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой-4ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов-2ч.

Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе-2ч

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». А.В.Кольцов «В степи»Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века-19ч

Иван Алексеевич Бунин-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко- 4ч.

Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин- 1ч

Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом..»и « Низкий дом с голубыми ставнями..»…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов-2ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский-2ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев-3ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

« Ради жизни на земле..»-1ч.

Стихотворные произведения о войне

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети.

Произведения о Родине и родной природе-2ч.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный-1ч.

«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы-9ч.

Роберт Льюис Стивенсон-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо».

Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен-4ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Снежная королева и Герда. Победа добра, любви и дружбы

Жорж Санд «О чем говорят цветы»-

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон-1ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.












Учебно-тематическое планирование











Классных сочинений-2, домашних-3.

















Учебно-тематическое планирование




п.п

Содержание

Кол-во часов

Всего


Уроков

Развитие речи

Внеклассное чтение

1

Введение

1

1



2

Устное народное творчество

1

1



3

Русские народные сказки

5

4

1


4

Из древнерусской литературы

1

1



5

Из литературы XVIII века

1

1



6

Из литературы XIX века.

31

23

4

4

7

Из литературы XX века.

19

15

3

1

8

Из зарубежной литературы.

9

4


4

9

Итоговый урок

2

1

1



Итого: 70

70

51

10

9


Классных сочинений-2, домашних-3.














Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.














Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:


авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;






Календарно-тематическое и поурочное планирование по литературе в 5 классе




п.п.

Тематическое планирование с указанием кол -ва часов

Поурочное планирование с указанием часов

Дата

по плану

Фактиче

ская




Введение -1ч






1.


1ч. Писатели о роли книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.




Устное народное творчество- 1ч.




2


1ч .Устное народное творчество .Малые жанры фольклора. Детский фольклор




Русские народные сказки-4ч.+1р.р.=5ч.




3



1ч. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок .«Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы



4


2ч. Иван – царевич - победитель житейских невзгод. Животные помощники. Мораль в сказке



5


3ч. Сказка «Иван- крестьянский сын и чудо - юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.



6



4ч.«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости, добре и зле в сказках



7


5ч.Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках». «Мои любимые русские народные сказки.»




Из древнерусской литературы -1ч




8



1ч. «Повесть временных лет» . «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои и их подвиги во имя мира на родной земле




Из литературы 18 века-1ч





М.В.Ломоносов-1ч




9


1ч. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.




Из литературы 19 века -32ч.




10

1ч.Вн. чт. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)




И.А.Крылов-3 +1вн.чт=4ч.




11


.1ч. И.А.Крылов.« «Волк и Ягнёнок». Мораль в басне. Аллегория



12



.И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

Осмеяние пороков.



13


3ч. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.



14


4ч.Вн.чт. Басни И.А.Крылова.«Волк и Ягнёнок». Мораль в басне. Аллегория.(Анализ и исполнение)




В.А.Жуковский-2ч




15


1ч.В.А.Жуковский «Спящая царевна». Герои литературной сказки




16


2чВ.А. Жуковский «Кубок». Герои баллады. Жестокость и благородство





А.С.Пушкин-4ч+1 р.р.=5ч.




17



1ч.А.С.Пушкин. Рассказ о поэте. Стихотворение

« Няне» - поэтизация образа няни.



18


2ч. «У лукоморья дуб зелёный…» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок



19


3ч.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- её истоки Противостояние добрых и злых сил в сказке . Царица и царевна.




20


4ч. Помощники царевны. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Рифма, ритм.



21


.Р.р. Сходство и различие пушкинской литературной и сказки народной. Обучение домашнему сочинению по творчеству А.С. Пушкина


Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

В чем превосходство царевны над царицей?

Что помогло Елисею в поисках невесты? “Царевна и царица в сказке А.С. Пушкина: красота истинная и ложная Обучение устному сочинению — сравнительной характеристике “Царевна и царица в сказке А.С. Пушкина: красота истинная и ложная




Русская литературная сказка

(2 ч)





Антоний Погорельский-1ч





22



1ч. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения



Вс. Гаршин -1ч




23


1ч.Вс. Гаршин «Attаleа Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения




М.Ю.Лермонтов-2ч




24


1ч.М.Ю.Лермонтов« Бородино» .Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.



25


2ч. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.




Н.В.Гоголь-1ч




26


1ч.Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.




Н.А.Некрасов-1ч+1вн.чт=2ч.




27


1ч.Н.А.Некрасов Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа



28


2ч. Вн.чт . «Есть женщины в русских селеньях…» . Поэтический образ русской женщины. «Крестьянские дети» . Мир детства .




И.С.Тургенев-3ч+1р.р.=4ч.




29


1ч.И.С.Тургенев. «Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права. Портрет.



30


2ч. Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму.




31


3ч. Литературный герой. Немота главного героя- символ немого протеста крепостных крестьян. Пейзаж



32

Р.р


. Р.р. Контрольное классное сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».( Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «МУМУ») “Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?” «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?». Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?»




А.А.Фет -1ч




33


1ч.А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение « Весенний дождь»- радостная, яркая, полная движения картина весенней природы




Л.Н.Толстой-3ч+1р.р.=4ч.




34


1ч. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник. Бессмысленность и жестокость национальной вражды



35


2ч.Р.р. Жилин и Костылин . Подготовка к домашнему сочинению- сравнительной характеристике .



36


3ч. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей





А.П.Чехов-2ч




37


1ч.А.П.Чехов. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.



38


.Вн. чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова




Поэты 19 века о Родине и родной природе-1+1р.р.=2ч.




39


1ч. Поэты 19 века о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения



40


1ч.Р.р. Обучение анализу лирического произведения




Из литературы 20 века-19ч.






И.А.Бунин-1




41


1ч.И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине




В.Г.Корленко-3ч.+1р.р.=4ч.




42


1ч.В.Г.Короленко. «В дурном обществе» .Образ серого, сонного города

Отец и сын.




43


2ч. Вася, Валёк, Маруся, Тыбурций. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.



44



3ч Взаимопонимание-основа отношений в семье. Доброта и сострадание героев повести.



45

Р.р.


4ч.Р.р. Подготовка к домашнему сочинению или развернутый письменный ответ на один из вопросов:

1. Какой эпизод повести вам запомнился больше всего? Почему?

2.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?.

«“Вася и Валек: история дружбы”, “Вася и его отец: от вражды к пониманию”,“Маруся и Соня: два детства




С.А.Есенин-1




46


1ч.С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями - поэтическое изображение родной природы




П.П.Бажов.-2ч




47



1ч. П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант главного героя.Сказ и сказка




48


2ч. Реальность и фантастика в сказе.





К.Г.Паустовский -.2ч




49


1ч. К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Герои сказки. Реальное и фантастическое в сказке








50Вн.чт


3ч. Вн.чт «Заячьи лапы». Доброта и сострадание




С.Я.Маршак -1ч.




51



1ч. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» - пьеса- сказка. Положительные и отрицательные герои пьесы.




52


А.П.Платонов-1ч.

1ч.А.П.Платонов.Рассказ о писателе. «Никита». Одухотворение природы в его воображении





К/Р по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского»




В.П.Астафьев-2ч+ 1р.р.=3ч.




53


1ч.В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения




54


2ч. Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах




55

Р.р.


1ч. Р.Р. Контрольное классное сочинению по рассказу В.П.Астафьева “ Васюткино озеро»

«Тайга,наша кормилица,хлиплых не любит»

или («Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (По произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)»




«Ради жизни на Земле- 1ч.




56


1ч.К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».. Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети





Произведения о Родине и родной природе- 1ч+1р.р.=2ч.




57



1ч. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России

( И.Бунин, А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов, Дон-Аминадо.)




58

Р.р.


2ч. Р.р. Обучение анализу лирического произведения

(Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев«Алёнушка)





Саша Черный-1ч




59



1ч. Саша Черный. «Кавказский пленник» «Игорь Робинзон».Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор в рассказах.





Из зарубежной литературы




60

Р.Стивенсон-1ч.

1ч.Р.Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков



61

Д.Дефо-1ч.

1ч. Вн чт.Д.Дефо « Робинзон Крузо» .Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека




Х.К.Андерсен-3ч.+1р.р.=4ч.




62


1ч. Х.К.Андерсен.Слово о писателе. «Снежная королева». Кай и Герда.



63


2ч. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница)




64


3ч. Снежная королева и Герда. Победа добра, любви и дружбы



65


1ч.Р.р. Наши любимые сказки Андерсена.




66

Ж.Санд.-1


1ч.Вн.чт. Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном



67

М.Твен.-1ч.

1ч.Вн.чт.М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным



68

Д.Лондон-1ч.

1ч.Вн.чт.Д.Лондон «Сказание о Кише»- сказание о взрослении подростка.



69

Итоговые уроки -2ч.

1ч. Итоговый праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»



70


1ч. Р.р.Рекомендация книг для летнего чтения.



Итого: 70









Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения.



п.п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Рабочая программа по литературе 5-11 классы

5

В.Я Коровина

М.: Просвещение

2009,11- издание

2

Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.

5

В.Я Коровина и др

М.: Просвещение

2006

3

Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 2-е, исправленное и дополненное

5

Золотарева И.В.

М.: «ВАКО»


2004


4

Поурочное планирование по лите-ратуре: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс»

5

Еремина О.А

М.: Издательство «Экзамен»


2008


5

Поурочное планирование по лите-ратуре: 5 класс.

5

И. Турьянская, Е.В.Комиссарова Еремина О.А

М.: Просвещение

2006

6

Поурочное планирование по литературе

5

О.Б.Беломестных

М.С.Корнева

Золотарева И.В.

М.: «ВАКО»


2004



Рабочая программа по литературе для 5 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая программа по литературе для 5  «Г» класса создана на основе :

 

1.Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2009

           2.Учебника – хрестоматии в 2 частях  «Литература» для общеобразовательных учреждений 5 кл; Коровина В.Я. и др., М.: Просвещение, 2006.

                     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть   разделов : пояснительную записку; содержание тем учебного курса,  учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно- тематическое и поурочное  планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Автор Курсакова Людмила Ивановна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 541
Номер материала 8818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы