Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 9 класс по программе "Школа 2100"

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе "Школа 2100"

Рассмотрено

на заседании кафедры

словесности №

«____» ___________2013г.

Протокол №

Зав. кафедрой

Согласовано

зам. директора по УВР

___________И.С. Митряхина

«______» ____________2013г.



Утверждено

директор МБОУ гимназии №69

__________Н.М.Дмитриева

«______» _____________2013г.

Приказ №_____ от_________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им. С.Есенина г. Липецка









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9г КЛАССА

Программа предназначена для реализации

в 2013-2014 учебном году




Составитель программы

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Бородина Г.В.













Липецк, 2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе создана для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100».

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания об­разования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государ­ственных стандартов.

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерыв­ного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).


1.1. Цели и задачи.

Рабочая программа имеет целью:

- воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления;

-формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художе­ственной литературы;

- осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

Цель литературного образования определяет его задачи:

-поддерживать интерес к чтению, сложившийся ранее, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

-обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности; -сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских пережи­ваний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;

-обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искус­ства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писа­телях, их произведениях;

- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литера­турных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста; -развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;

-развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). - развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.


1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

1.Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № 271.

3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 (с изменениями и дополнениями).

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

5.Общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии №69 г. Липецка

6.Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №69, реализующего образовательные программы общего образования».

7. Учебный план МБОУ гимназии №69 г. Липецка на 2013-2014 учебный год.


1.3. Сведения о программе.

Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы «Школа 2100» к учебнику по литературе для основных общеобразовательных учреждений, авторами которого являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 –го класса.


1.4. Обоснование выбора программы.

Причиной выбора этой программы послужило следующее:

- 9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей;

- в программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубеж­ных писателей, что дает возможность показать место русской литерату­ры в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерно­сти развития литературного процесса.

Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценоч­ных клише, представление различных, иногда противоборствующих пози­ций - такой подход к отбору содержания программы способствует фор­мированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволя­ет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблем­ным. С этой же целью в учебные хрестоматии введены «сквоз­ные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках материал изложен проблемно.

Содержание программы определяется кругом интере­сов обучающихся, общеэстетической ценностью художественного произведе­ния, образовательными стандартами по литературе. В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии: - соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гума­нитарного образования;

- эмоциональная ценность произведения;

- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития;

-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению; - способность произведения апеллировать к жизненному опыту обучающихся; - психологические и интеллектуальные возможности, интерес проблемы обучающихся определенной возрастной группы.



1.5. Информация о внесенных изменениях.

Тематическое планирование 9 класса составлено с учетом 3 часов в неделю, поэтому в авторскую программу существенных изменений внесено не будет.



1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс по литературе в полном объеме соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и является логическим продолжением изучения литературы 5 – 8 классов.


1.7. Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю (102 часа за год).


1.8. Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации образовательного процесса является урок (типы уроков: изучение нового материала, повторение ранее изученного, проблемный и комбинированный уроки, аналитическое чтение).


1.9. Технологии обучения.

Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. Будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование обучающимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Технология деятельностного метода обучения обеспечивает развитие интеллектуально-творческого потенциала.


1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Достижение ранее указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способ­ствующих успешной социальной адаптации учащихся.


1.11. Виды и формы контроля.

Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть сочинение, устное высказывание на определенную тему, тест, доклад, реферат, проект, сообщение.





1.12. Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Ученик должен:

- читать и понимать художественные произведения с учетом их спе­цифики; - выразительно читать изученные произведения, в том числе выучен­ные наизусть; - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое; - выявлять авторское отношение к изображенному;

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностн­ого восприятия; - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру; - выделять изобразительно-выразительные средства языка и опреде­лять их роль в художественном тексте;

- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации; - понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой; - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочине­ния разных жанров.



    1. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.

Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками девятиклассникам предлагается учебник Бунеев Р.Н.. Бунеева Е.В., О.В. Чиндилова О. В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9 –го класса.- М.: Баласс, 2011

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса русского языка для начальной и основной школы, входит в комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100», внесен в Федеральный перечень рекомендованных УМК Министерством образования и науки РФ.



















2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Дидактические

единицы

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Виды,

формы

контроля

Введение – 1 ч.

1

Введение.

Роль художественной литературы в духовной жизни человека

1

Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Художественность – общий признак искусства. Писатели о тайнах искусства слова. Дать понятие о литера­туре как искусстве слова, са­мосознании народа, вопло­щении героической биогра­фии Родины, о специфике художественного отображе­ния действительности

Знать:

- основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература;

- образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни;

- литературный характер, литературный тип.

Уметь:

- конспектировать статью учебника и лекцию учителя;

-аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание

Текущий, высказывание на литературную тему

Путешествие к истокам

Древнерусская литература (4 часа)

2

Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры. Семь веков древнерусской литературы.

1

Дать обзорную

характеристику древнерусской

литературы


Знать:

- жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер;

-характерные особенности эпохи.

Уметь:

- характеризовать данный период развития литературы.


Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.


3

«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы

1

Высочайший уровень культуры России 12 века

Знать:

- характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь:

- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.


Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.


4

«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии

1

Представить историческую основу, идею «Слова о полку

Игореве». Познакомить с исто­рической основой «Слова», историей открытия памятни­ка, культурой Руси XII века, жанром «Слова», проблемой авторства. Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?

Знать:

- историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь:

- формулировать идею, проблематику произведения;

- давать хар-ку героям;

- участвовать в диалоге,

понимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

- выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст



Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.


5

Образная система «Слова…»

Д.С.Лихачев и И.П.Еремин о поэтике древнерусской литературы

1

Выявить образную

систему. Дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа в произведении.

Нрав­ственно-патриотическая идея «Слова».

.

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.



Отрывок наизусть

Эпоха рассудка и Просвещения. Литература XVIII века (13ч.)

6

Основные этапы развития литературы в XVIXVII вв. Классицизм в русской литературе

1

Обзор русской литературы 18 века, введение понятия «Классицизм»


Знать:

- характерные черты классицизма

и особенности русского классицизма

Уметь:

- выявлять черты

классицистического направления

в произведениях русской

литературы

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор).


7

Гений М.В.Ломоносова. Ломоносов – ученый и поэт. Теория трех стилей Ломоносова

1

Ломоносов – филолог и поэт. Теория трех штилей. Показать, как просве­тительские взгляды и пат­риотизм отражаются в лири­ке М. Ломоносова.

Новаторство М. Ломоносова как поэта.

Знать:

- биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей стихосложения, особенности жанра оды.

Уметь:

-анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.



Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

8

Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В.Ломоносова («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747г»)

1

Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка.


Знать:

- содержание оды, его особенность и форму.

Уметь:

- назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде;

-воспринимать и анализировать

поэтику оды, самостоятельно

проводить исследование

художественного своеобразия оды

Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.

9

Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина («Властителям и судиям»)

1

Дерзость поэтической мысли Г.Р.Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина.


Знать:

- новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти;

-общие сведения о жизни и

творчестве Г.Р. Державина.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи о Державине. Чтение и анализ оды «Властителям и судиям». Ответ на вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

10

Три «Памятника» в русской литературе

1

Какую роль Г.Р.Державин отводит поэту и поэзии.


Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов;

- воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

11

Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии

1

Познакомить с творчеством Д.И. Фонвизина. Показать:

- сатирическую направленность комедии;

- роль «говорящих» фамилий

Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д.И. Фонвизина, текст комедии "Недоросль";

- с какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение.

Уметь: показать проблему

образования и воспитания в комедии;

- находить сатирическое и комическое в произведении.

Сочинение «Уроки Митрофана».

12

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине, гуманистический пафос комедии.

1

Рассуждение на тему

"Проблемы образования и

воспитания в комедии. "Недоросль"

в современном обществе". Показать идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина

Уметь

-отбирать литературный материал;

- раскрывать авторскую позицию, строить устное высказывание;

- давать характеристики героям.

Знать идеалы гражданина в комедии

Анализ комедии «Недоросль»

13

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина

1

Углубление понятия о жанре комедии «Недоросль»

Уметь находить реалистические черты характеров в комедии

Знать авторское отношение к теме воспитания в комедии

Письменный ответ на проблемный вопрос по комедии «Недоросль»

14-15

Р.Р. Речевая характерис-тика героя драматичес-кого произведе-ния

2

Развитие навыков связной письменной речи на определенную тематику

Знать навыки интерпре­тации художест­венного текста. Уметь формули­ровать идею, про­блематику изучае­мого произведения,

Речевая характеристика персонажей комедии.

16

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «История государства Российского» - «уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина

1

Дать понятие о сенти­ментализме как литератур­ном направлении


Знать: понятие о сентиментализме;

познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка

Уметь: воспринимать и анализировать повесть "Бедная Лиза", выделять характерные черты сентиментализма в

произведениях русской литературы.


Конспект статьи учебника о сентиментализме и Карамзине

17

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитан-ного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка повести

1

Формировать умение определять черты сентиментализма в произведении

Уметь раскрывать авторскую позицию, строить устное высказывание, сопоставлять героев.

Знать о языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями

Анализ ранее прочитанного произведения

18

Р.Р.Письменная работа по литературе Древней Руси и литературе XVIII века

1

Тест по изученным произведениям 18 века.

Развитие письменной речи, комбинаторных способностей.

Тестирование

Становление самосознания в русской литературе.

Писатели начала XIX века: многообразие индивидуальностей (44 часа)

19

«Споры о русском языке в начале XIX века». Русская литература 1-й половины XIX века: многообразие индивидуальностей. Особенности романтизма как лит. направления

1

Дать понятие о литературном процессе первой половины 19 века, о роман­тизме как литературном на­правлении

Знать: характерные черты романтизма и особенности русского романтизма; понятие «Золотой век» русской литературы, о двух способах изображения жизни в литературе.

Уметь: выявлять черты

романтического направления

в произведениях русской

литературы


Записи плана лекции

20

Русские романтики В.А.Жуков-ский и К.Н.Батюш-ков

1

Представить родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского «Светлана» и поэзия К.Батюшкова)

Знать: основные этапы жизненного

и творческого пути В.А.Жуковского;

тематику лирики поэта.

Уметь: находить и объяснять черты романтизма в ранней лирике поэта; находить народные обычаи

в балладе "Светлана"


21

Р.Р. Учимся читать лирический текст

Элегия В.А.Жуков-ского

«Море». «Невырази-мое» как поэтический манифест Жуковского

1

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст

Уметь:

- анализировать лирическое

стихотворение

«Море» наизусть

22

А.С.Грибо-едов. Становление личности писателя. Личность и судьба Грибоедова в оценке современни-ков

1

Познакомить с лично­стью писателя и его временем.

Развить умение выстраивать биографию, жизнь и творчество писателя.



Знать основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова. Уметь записывть лекцию.



Эссе «Грибоедов в моем восприятии».

23

История создания комедии «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Развитие конфликта в комедии (1 действие)

1

Проследить историю создания комедии «Горе от ума». Проникнуть в атмосфе­ру действия комедии, выявить экспо­зицию, особенности кон­фликта; обратить внимание на афористичность речи.


Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завяз­ка, конфликт.

Уметь вырази­тельно читать про­изведение, отве­чать на вопросы, раскрывающие знание и понима­ние текста:

- выяв­лять внешний кон­фликт, черты клас­сицизма и реализма

Составить характеристи-ку Чацкого по первому действию пьесы.

24

Чацкий – Софья – Молчалин

1

Уметь давать хар-ку персонажа, в том числе и речевую.

Знать особенности комедии как жанра, уметь выразит. читать, выявлять внешний конфликт.

Уметь составлять характеристику Чацкому по первому действию.

Высказывание «В чем я вижу загадку Софьи?»

25

Чацкий и фамусовское общество (действие 3)

1

Проследить дальней­шее развитие конфликтов, определить проблематику пьесы, жанр; выявить систе­му персонажей, противобор­ство двух лагерей; составить речевую характеристику Фамусова.

Познакомиться со 2-м действием комедии.

Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Знать теоретико-литературные по­нятия: проблема­тика, идейное со­держание, систе­ма образов, внут­ренний конфликт. Уметь определять проблематику пье­сы, идейное со­держание, внут­ренний конфликт, давать характери­стику персонажей, в том числе рече­вую.



Чтение по ролям пьесы.

Таблица из цитат «Взгляды Чацкого»

26

Прозрение героев. Смысл названия комедии. Зарождение русского реализма.

1

Проанализировать 3-е действие комедии.

Развивать умения социальнол-психологической характеристики персонажа.

Определить идейно-композиционную роль бала в комедии; понять смысл фи­нальной сцены.

Знать содержание комедии.

Уметь сопоставлять эпизоды, презенто­вать проекты, по­священные идейно-художественному своеобразию пьесы

Представить исто­рию «Горе от ума» в форме компьютерной презен­тации

27

Язык комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Комедия в оценке писателей (И.А.Гонча-ров,А.С.Пу-шкин) и критиков (В.Г.Белин-ский)

1

Подвести итог изуче­ния пьесы, выявить ее нрав­ственно-философское звуча­ние; учить проектной дея­тельности; познакомить с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о Чацком.


Знать: смысл названия комедии.

Уметь делать выводы по изученному произведению. аргументировать свою точку зрения.


Выписать крылатые выражения из текста комедии

28-29

Р.Р. Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

2

Формировать умение писать сочинение опреде­ленного жанра, отбирать ма­териал, грамотно оформлять


Уметь самостоя­тельно редактиро­вать сочинение; составить план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно расположить материал, подобрать цитаты;

логически вы­страивать подобранный материал, превра­щая в связный текст.

Сочинение

30

А.С.Пушкин Страницы биографии. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина

1

Проследить основные этапы творческого пути по­эта, осознать творчество А. С. Пушкина как выраже­ние

высочайшей духовной гармонии.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.

Уметь:создавать хронологическую канву лекции.

Эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии».

31

Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворе-нии «19 октября» (1825)

1

Дать понятие о биографической направленности лирики поэта, стихотворения.

« 19 октября», «Пророк»

«Анчар»

Знать взгляды А. С. Пушкина, его биографические стихи.

Уметь анализиро­вать стихотворения с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции

Стих-е «Анчар» наизусть

32

Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»)

1

Дать понятие о взгля­дах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал.

Углубление понятия о лирике, жанры лирики.

«К Чаадаеву»,

«Во глубине сибирских руд»

Знать, что свобода в лирике А. С. Пуш­кина представлена как политический, философский, нрав­ственный идеал. Основы стихосло­жения.

Уметь делать сравнительный анализ стихотвор­ных текстов.

Стих-е «К Чаадаеву» наизусть

33

Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе…»)

1

Познакомить с особенностями темы поэ­та и поэзии. Дать представление о поэте как христианине и фи­лософе, глубине его фило­софских взглядов.

Обучить анализу стихотворения

Знать: взгляды Пушкина на назначение поэта и поэзию.

Уметь: анализировать стих-е, делать сравнительный анализ и сопоставление.


Стих-е на выбор наизусть

34

Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»)

1

Показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя А. С. Пуш­кина.

«На холмах Грузии»

«Я вас любил»

«Я помню чудное мгновение»

Знать адресаты пушкинской лю­бовной и друже­ской лирики, исто­рию создания сти­хотворений.

Уметь делать сравнительный анализ стихотвор­ных текстов


Стих-е наизусть, анализ

35

Р.Р. Интерпрета-ция лири- ческого сти-хотворения

1

Подготовить к сочине­нию-анализу стихотворения


Уметь: составлять план сочинения в соответствии темой, от­бирать литератур­ный материал

Анализ стихотворения


36

«Евгений Онегин». Поиск современно-го героя. Пушкинская эпоха в романе. Причины разочарова-ния Онегина в жизни

1

Познакомить с исто­рией создания романа, отзы­вами критиков о романе, «онегинской строфой», ли­рическими отступлениями




Знать: систему образов

романа "Евгений Онегин";

понятие «онегинской строфы», теоретико-литературные оп­ределения, жанро­вые особенности стихотворного ро­мана.

Уметь: давать характеристику

героям романа, находить ли­рические отступления:

показать проблему романа; анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.


37

Сложность взаимоотно-шений Онегина с окружающим миром. Онегин и Татьяна Ларина

1

Показать нравственное совершенство Татьяны, бо­гатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений.

Показать Онегина и Татьяну как героев основной сюжетной линии. Понятие о литературном типе.

Уметь давать сравнительную характеристику Татьяны и Онегина; составлять цитатную характе­ристику персонажа; узнавать тропы, их роль для хар-ки героя


Характеристика Онегина и Татьяны

38

Онегин и Ленский. Трагический конфликт взаимоотно-шений

1

Показать героя в раз­личных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и помест­ное дворянство, Онегин и Ленский.


Уметь высказы­вать собственные суждения о прочи­танном, составлять цитатную характеристику персонажа.

Образы Онегина и Ленского

39

Образ автора в романе. Нравствен-ный идеал Пушкина в романе

1

Сравнить поведение героя в 1 -й и 8-й главах в сходных ситуациях.. Понять причины хандры ге­роя. Что отличает автора от героя?


Уметь: строить рассуждения

на темы: «Лирические отступления в романе»,

"Голос автора в романе"; выделять смысловые части текста; узнавать тропы в тексте и интерпретировать их


Образ автора

40

Реализм в русской литературе XIX века. Оценка творчества Пушкина В.Г.Белин-ским

1

Доказать обоснован­ность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энцик­лопедией русской жизни».

Уметь сопоставлять разные точки зрения; восприни­мать и анализиро­вать художествен­ный текст, опреде­лять роль эпиграфа, отбирать материал, составлять конспект статьи.

Конспект статьи Белинского

41-42

Р.Р. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

2

Выявить степень усво­енного материала, правиль­ность речевого оформления, умение осмыслить тему, оп­ределить границы.

Уметь составлять план в соответствии с темой, отби-рать литера­турный материал, логически его вы­страивать, превращая в связный текст

Сочинение

43

М.Ю.Лермонтов Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противо-речивость

1

Познакомить с биографией поэта, особенностями времени.


Знать: основные периоды

творчества М.Ю. Лермонтова, тематику его поэзии.

У м е т ь: выявить мысли и

чувства автора, его переживания в лирических произведениях, выразительно читать стихотворение

Эссе «Лермонтов в моем восприятии»

44

Основные мотивы лирики Лермонтова. Пафос непо-корности, вольности, бунтарства («Пророк»)

1

Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.

«И скучно и грустно»,

«В минуту жизни трудную»



Уметь определять стихотворный размер, анализировать текст на фонетическом уровне.

Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.




Стих-е «Пророк» наизусть



45

Мотив одиночест-ва и протеста в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Исследовать тему одиночества лирики М. Ю Лермонтова


Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов


46

Размышле-ния поэта о жизни, любви, творчестве

1

Дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю. Лермонтова.

«Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»,«Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне, интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова.

Стих-е на выбор наизусть

47

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермон­това.


1

Выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»

Уметь выделять смысловые части текста, формировать умения анализировать стихотворный текст, создавать письменный текст-анализ стихотворения.

Стих-е наизусть

48

Р.Р. Интерпрета-ция лири-ческого стихотворе-ния

1

Формирование умения анализировать стихотворный текст.

Уметь подбирать цитаты, правильно оформлять их, составить план сочинения, самостоятельно написать вступление.

Анализ стихотворения

49

«Герой нашего времени». Композиция романа, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа.

1

Смысл названия романа. Особенности жанра. Психологизм

Знать: содержание романа

"Герой нашего времени",

понятие жанра социально-

психологического романа

Уметь: давать характеристику

героям романа, выявлять проблематику, смысл названия произведения


50

Повесть «Бэла».

1

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Дать понятие о смысле названия романа, его жанре, общем принципе: от за­гадки к загадке

Уметь характери­зовать особенности сюжета и компози­ции (нарушение хронологической последовательности повествования)

Текущий


51

Печорин и Максим МаксимовичГлава «Максим Максимович»

1

Помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного ге­роя, его трагедию и индиви­дуализм; исследовать взаи­моотношения с Бэлой, Мак­сим Максимычем.

Уметь сопостав­лять эпизоды ро­мана и характери­зовать персонажей;

интерпре­тировать события с точки зрения раз­ных персонажей.

Знать особенности жанра дневника, первый психоло­гический роман в русской литературе.

Текущий


52

«Журнал Печорина». Глава «Тамань»: Печорин и контрабандисты

1

Анализ эпизода.

Формировать умения анализировать часть текста.


Уметь определять границы эпизода, тем, роль эпизода в раскрытии идеи произведения.

Текущий


53

Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера

1

Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.

Раскрыть конфликт Печорина и водя­ного общества.

«Княжна Мери».


Уметь владеть различными видами пересказа,

видеть причины конфликта главного героя;

давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.

Текущий


54

Печорин и Мери. Печорин и Вера

1

Показать, что тема судьбы и случая является центральной в повести «Фаталист»

Знать об особенностях композиции романа: нарушение последовательности повествования.

Уметь приводить аналогичные примеры из других произведений или жизни

.

55

Глава «Фаталист». Оценка романа русской критикой

1

Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Белинский о романе.

Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды


Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»?

56

Р.Р. Сочинение по роману «Герой нашего времени»

1

Формировать умения высказывать свою точку зрения по предложенной теме



Уметь логически излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения, осмысли­вать роль и значе­ние произведения в историко-литера­турном аспекте

Домашнее сочинение

57

Н.В.Гоголь Обзор творчества писателя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы

1

Дать понятие о твор­ческом пути Гоголя, его пи­сательской самобытности и неповторимости

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В. Гоголя, понятие «маленький человек»,

содержание цикла «Петербургские повести» и поэмы "Мертвые души".

Уметь: показать особенности

сюжета, дать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя; восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпохи

Опорный конспект

58

История создания. Жанр, сюжет, герои. Чичиков и помещики в поэме

1

Дать понятие об осо­бенностях жанра, компози­ции, роли авторских отступ­лений, внесюжетных эле­ментов, эпизодических пер­сонажей

Уметь: показать систему образов поэмы; самосто- ятельно анализировать

эпизод худ. текста

Знать историю создания поэмы, композицию, особенности жанра


59

Чичиков и помещики в поэме. Способы создания типических характеров в поэме

1

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

Показать способы и приемы типизации при соз­дании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме


Уметь анализировать художественный текст, характеризовать персонажей


Характеристика образов помещиков

60

«Живая Русь» в поэме. Проблема русского националь-ного характера в поэме.

1

Понимать роль главного героя в системе образов

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций


61

Идейно-композиционное значение образа Чичикова.



Дать понятие о взгля­дах писателя на судьбы Рос­сии, его христианской пози­ции; о мастерстве и новатор­стве Гоголя

Уметь характеризовать Чичикова.

Знать роль главного героя в системе образов.

Мини-сочинение

«Есть ли чичиковы в наше время?»

62

Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического Оценка поэмы русской критикой

1

Русь помещичья, чиновничья, народная.

Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.


Уметь формулировать авторскую позицию, аспекты произведения

Дать письменный ответ

«Сатирическое изображение

городского чиновничества"


Художественные вершины литературы середины XIX века (16 часов)

63

Особенности литературно-го процесса 40-60-х годов XIX века

1

Показать особенности литературного процесса 40-60 годов 19 века.

Знать:

-особенности литературного процесса 2 половины 19 века



64

А.Н.Островский – великий русский драматург.

1

Мир купечества в комедиях Островского

Знать особенности драматических произведений А.Н. Островского


65

Пьеса «Свои люди – сочтемся!».

1

Двуличие и метаморфозы героев комедии

Уметь:

-создавать письменное высказывание на предложенную тему.

Ответ на вопрос

66

Сценическая судьба пьесы.

1

Русская критика о значении комедий Островского

Знать:

-основной конфликт произведения

Уметь:

- высказывать свою точку зрения на прочитанное


67

Резервный урок





68

Поэзия середины и второй половины 19 века.

1

Нравственные и философские искания в поэзии

Знать: поэты «чистого искусства»


69

Пейзажная и любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – два взгляда на мир

1

Показать основные

особенности поэтического языка поэтов «чистого искусства»

Знать: основные этапы жизненного

и творческого пути Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Уметь: самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение

Стих-е на выбор наизусть

70

Н.А. Некрасов. Муза Некрасова

1

Познакомить с лично­стью и судьбой поэта; пока­зать роль Некрасова в разви­тии русской по­эзии.

Знать: жизнь и творчество

Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта

Уметь: показать тему

народного страдания в лирике Н.А. Некрасова;

самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение


71

Гражданст-венность лирики Некрасова

1

Стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога»

Уметь: показать гражданственность лирики Н.А. Некрасова;

самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение

Стих-е на выбор наизусть

72

Обличительный пафос поэзии Некрасова

1

Народные страдания в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею


73

Р.Р. Лингвистический анализ стихотворного текста

1

Новизна мотивов интимной лирики.

Понятие о лирическом герое «Давно отвергнутый…», «Письма», «Горящие письма»

Уметь определять основной мотив стихотворения, уметь определять роль выразительных средств в стихотворениях

Анализ стихотворения

74

И.С.

Тургенев. Обзор творчества (обобщение ранее изученного)

1

Психологизм прозаического произведения, художественная деталь

Знать: понятие "художественная

деталь", содержание повести

"Первая любовь"

Уметь: характеризовать

художественный образ, показать психологизм и

лиризм произведений Тургенева И.С.


75

Л.Н.Толстой «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания (обобщение ранее изученного)

1

Три эпохи в жизни человека в трилогии («диалектика души»). Способность к духовному росту в повести «юность».

Основная идея произведения.

Знать: жизнь и творчество

Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия

Уметь: давать характеристику

героям, выявлять проблематику



76

Ф.М.

Достоевский Противоре-чивость личности Достоевского.

1

Художественный мир Достоевского

Знать: жизнь и творчество

Ф.М. Достоевского, особенности прозы писателя.

Уметь: давать характеристику

героям, выявлять проблематику


77

Человек и обстоятель-ства в изображении Достоевского.

1

Особенности языка повести «Бедные люди»

Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского


78

Тема «униженных и оскорбленных»в творчестве Достоевского

1

Понятие «униженные и оскорбленные»

Знать: понятие "художественная

деталь", содержание повести

"Бедные люди"

Уметь: характеризовать

героев литературного произведения, показать психологизм прозы Достоевского

Письм. ответ на вопрос

Литература последних десятилетий XIX века (5 часов)

79

Особенности литературного процесса конца XIX века.

1

Общие представления о художественной прозе 80-х годов XIX века

Знать:

-тенденции литературных изменений на рубеже веков;

Уметь:

-ориентироваться в литературно-эстетических направлениях

Тестирование

80

Жизнь А.П.Чехова: создание самого себя. Обзор творчества писателя.

1

Обобщение ранее изученных произведений А.П.Чехова. Особенность коротких рассказов Чехова.

Знать: жизнь и творчество А.П. Чехова,

понятие "подтекста", отличия

комического и сатирического текстов.

Уметь: писать рецензию

на один из лирико-

драматических рассказов Чехова


81

Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости.

1

Смешное и грустное в рассказах Чехова.

Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе

Уметь: раскрыть художественное мастерство Чехова-рассказчика;

показать философско-нравственную проблематику рассказов и авторское

отношение к ним.

Текущий

82-83

Золотой век русской литературы.

2

Русская классическая литература XIX века (семинар)

Знать: особенности литературного процесса XIX века.


Страницы литературы XX века (21 час)

84

Особенности литературного процесса начала XX века.

1

Гуманистические традиции литературы XX века в прозе начала XX века

Знать особенности литературного процесса XX века

Уметь: опознавать отличительные черты и традиции нового времени

Текущий

85

А.И.Куприн гуманистические традиции в творчестве писателя

1

Лирический герой А.И. Куприна. Обобщение ранее изученного.

Знать:основные сведения по тематике, проблематике прочитанного

Уметь: давать характеристику героям


86

М.Горький Традиции русской автобиогра-фической прозы в повести «Детство»

1

Обобщение ранее изученного

Знать: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького, обзорно

автобиографическую трилогию "Мои университеты".

Уметь: давать характеристику героям,

самостоятельно

анализировать эпизод

художественного текста


87

И.А.Бунин Трагическая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина.

1

Лирический герой Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги», «Слово», «И цветы, и шмели, и травы, и колосья», «Родина».

Знать: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина

Уметь: характеризовать основные образы лирики И. Бунина



88

Традиции и новаторство в поэзии начала XX века. А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин

1

Сведения о жизни и творчестве А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.

Много­образие жанров и направле­ний в литературе XX века. Раскрыть понятие «по­эзия серебряного века».


Знать: своеобразие лирики поэтов "серебряного" века, основные этапы творчества А.Блока, С. Есенина,

В. Маяковского.

Уметь: выделить художественные образы в лирике А.Блока, С. Есенина,

В. Маяковского


89

Поэтическое осмысление действительности в лирике XX века. А.А.Ахматова М.И.Цветаева

1

Познакомить с творче­ством А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой. Пока­зать своеобразие раскрытия темы любви и образа России в их творчестве.


Уметь: самостоятельно

анализировать лирическое

стихотворение

Анализ стихотворения

90

А.Т.

Твардовский Поэт о времени и о себе.

1

История поэмы «Василий Теркин» (главы)

Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику

поэта о войне

Уметь: выразительно читать

стихотворение


91

Поиск нового героя в прозе XX века (М.Булгаков, М.Шолохов, В.Шаламов, Ч.Айтматов, В.Тендряков, В.Шукшин, В.Распутин, Б.Васильв)

1

Познакомить с биографиями писателей и их творчеством, раскрыть особенности.


Знать: основные этапы жизни и творчества писателей

Уметь: показать особенности творчества, тематику и проблематику; дать краткий обзор литературы второй половины ХХ века, показать особенности прозы этого периода

Текущий


92

Странные герои Платонова

1

Проза А.Платонова

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: показать особенности

тематики и проблематики;


93

Нравствен-ность как основа характеров героев Платонова.

1

Герои Платонова. Рассказ «Юшка»

Знать: тема и идея произведения

Уметь: показать особенности прозы автора

Текущий


94

Литература второй половины XX века (обобщение)

1

Обобщить материал по русской литературе XX века

Знать особенности литературного процесса второй половины XX века

Уметь: опознавать отличительные черты и традиции нового времени

Тестирование

95

А.И.Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель

1

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор».


Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына

Уметь: дать характеристику героям рассказа, показать вечные ценности русской духовной культуры на

примере рассказа "Матренин двор"

Текущий


96

Русский национальный характер в рассказе «Матренин двор»

1

Автобиогра­фическая основа рассказа «Матренин двор».

Художественное своеобразие расска­за. Смысл «праведничества» героини рассказа. Праведничество в русской литературе

Знать понятие «праведничество».

Уметь объяснять смысл праведничества в рассказе.

Текущий


97-98

Повторение и обобщение изученного

2

Проверка знаний и умений по теории литературы; умение анализировать произведение, знание содержания изученных текстов

Знать основные факты из жизни и творчества писателей.


99-102

Резерв

4




3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Путешествие к истокам

Древнерусская литература

4

Эпоха рассудка и Просвещения. Литература XVIII века

13

Становление самосознания в русской литературе.

Писатели начала XIX века: многообразие индивидуальностей

44

Художественные вершины литературы середины XIX века

16

Литература последних десятилетий XIX века

5

Страницы литературы XX века

19

Итого

102



4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.



  1. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева История твоей литературы. Учебник по литературе 9 класс – Москва, Баласс, 2011

2.Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 9 кл. - Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, 2012.





Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №69 им.С.Есенина г.Липецка



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ







на 2013/2014 учебный год


по литературе_________________________________

учитель Бородина Г.В._________________________

класс вид класса 9г гуманитарный________________

количество часов за год 102_______________________

количество часов в неделю 3_____________________






п/п

Наименование

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

1.

Количество часов

27

21

30

24

102

2.

К/диктантов






3.

Уроков Р/Р

3

4

5

1

13

4.

Сочинений

1

2

2

1

6

5.

Изложений






6.

Сл/диктантов






7.

УВЧ






8.

Тестирование







Планирование составлено на основе государственной программы


Учебник

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева История твоей литературы. Учебник по литературе 9 класс – Москва, Баласс, 2011

Дополнительная литература

Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 9 кл. - Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, 2012.





Календарно-тематическое планирование по литературе в 9г классе

№/№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану


Фактическая дата проведения

Виды контроля

I четверть

Введение

1

Роль художественной литературы в духовной жизни человека.

1




Путешествие к истокам

Древнерусская литература (4 часа)

2

Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры. Семь веков древнерусской литературы.

1



вопросы с.13-14

3

«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы

1



Наизусть «Слово о погибели Русской земли»

4

«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии

1




5

Образная система «Слова…»

Д.С.Лихачев и И.П.Еремин о поэтике древнерусской литературы

1



вопросы с.45-46

Эпоха рассудка и Просвещения

Литература XVIII в. (13 часов)

6

Основные этапы развития литературы в XVIXVII вв. Классицизм в русской литературе

1



вопросы с.61-62

индивидуально – о Ломоносове

7

Гений М.В.Ломоносова. Ломоносов – ученый и поэт. Теория трех стилей Ломоносова

1



Вопросы с.72-73

8

Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В.Ломоносова («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747г»)

1



Наизусть отрывок из оды

Вопросы с.76-78

Индивидуально – о Державине

9

Г.Р.Державин. Судьба и поэзия. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина («Властителям и судиям»)

1



Вопрос 3 с.88 письменно

10

Три «Памятника» в русской литературе

1



Конспект с.92-94

Индивидуально – о Фонвизине


11

Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии

1



Вопросы с.46

12

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине, гуманистический пафос комедии.

1



Вопросы с.102 (8)

Вопросы с.48

13

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина

1



Рабочий материал по образам комедии

14

Р.Р. Речевая характеристика героя драматического произведения

1



Черновик

15

Р.Р. Речевая характеристика героя драматического произведения

1



Сочинение

16

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «История государства Российского» - «уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина

1



Вопросы и задания с.112-113

17

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка повести

1



Вопросы с. 114

Задание с.116

18

Письменная работа по литературе Древней Руси и литературе XVIII века

1



Задание с.116

Русская литература 1-й половины XIX века (44 часа)

19

Русская литература 1-й половины XIX века: многообразие индивидуальностей. Особенности романтизма как литературного направления


1



Задание с.130-132

Развернутый ответ на вопрос

20

Русские романтики В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков

1



Вопросы с.139

21

Р.Р. Учимся читать лирический текст

Элегия В.А.Жуковского «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского

1



Развернутый ответ на вопрос с.146

22

Два Я лирического героя Батюшкова

1



Вопросы с.142

23

А.С.Грибоедов. Становление личности писателя. Личность и судьба Грибоедова в оценке современников

1



Вопросы с.153

«Горе от ума»

24

История создания комедии «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Развитие конфликта в комедии (1 действие)

1



Вопросы с.169-170

25

Чацкий – Софья – Молчалин

1



Вопросы с.169-170

26

Чацкий и фамусовское общество (действие 3)

1



Вопросы с.171 №10

Монолог Чацкого наизусть (вопрос 5 с.170)

27

Резерв

1




II четверть

28

Прозрение героев. Смысл названия комедии. Зарождение русского реализма.

1



Конспект статьи Гончарова

29

Язык комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Комедия в оценке писателей (И.А.Гончаров, А.С.Пушкин) и критиков (В.Г.Белинский)

1



Рабочий материал по темам сочинений

30

Р.Р. Сочинение-рассуждение на литературную тему (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

1



Черновик

31

Р.Р. Сочинение-рассуждение на литературную тему (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

1



Сочинение

32

А.С.Пушкин Страницы биографии. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина


1



таблица

33

Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825)

1



Ответ на вопрос

Стихотворения наизусть

34

Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»)

1



В.4 с.207 письменно

35

Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе…»)


1



В.1,2 с.216 письменно

36

Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»)

1



В.1,2 с.212 письменно

С.217-218

37

Р.Р. Интерпретация лирического стихотворения


1



Письменная работа

38

«Евгений Онегин». Поиск современного героя. Пушкинская эпоха в романе. Причины разочарования Онегина в жизни

1



Ответ на вопросы

Отрывок наизусть

39

Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Онегин и Татьяна Ларина

1



Ответ на вопросы

40

Онегин и Ленский. Трагический конфликт взаимоотношений

1



Ответ на вопросы

41

Образ автора в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе

1



Конспект статьи Белинского

42

Реализм в русской литературе XIX века. Оценка творчества Пушкина В.Г.Белинским

1



Рабочий материал по темам сочинений

43

Р.Р. Сочинение-рассуждение на литературную тему (по роману «Евгений Онегин»)

1



Сочинение

44

М.Ю.Лермонтов Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость

1



В.2 с.260

45

Основные мотивы лирики Лермонтова. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»)

1



В.3 с.272

Письменно

46

Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»)

1



Ответ на вопросы

Стихотворения наизусть

47

Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»)

1



Ответ на вопросы

Стихотворения наизусть

48

Резерв

1




III четверть

49

Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»)

1



Ответ на вопросы

Стихотворения наизусть

Рабочий материал

50

Р.Р. Интерпретация лирического стихотворения

1



Письменная работа

51

«Герой нашего времени» Композиция романа, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Смысл названия романа. Особенности жанра. Психологизм

1



«Бэла»

Ответ на вопросы

52

Повесть «Бэла».

1




53

Печорин и Максим Максимович (глава «Максим Максимович»)

1




54

«Журнал Печорина». Глава «Тамань»: Печорин и контрабандисты

1




55

Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера

1



Вопросы и задания

56

Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера

1



Конспект статьи Белинского

57

Глава «Фаталист». Оценка романа русской критикой

1



Рабочий материал

58

Р.Р. Сочинение-рассуждение на литературную тему (по роману «Герой нашего времени»)

1



Сочинение

59

Н.В.Гоголь Обзор творчества писателя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы

1




60

История создания. Жанр, сюжет, герои. Чичиков и помещики в поэме

1



Характеристика помещиков

61

Чичиков и помещики в поэме. Способы создания типических характеров в поэме

1



Главы 1,7,8,9,10

Инд.задания

62

«Живая Русь» в поэме. Проблема русского национального характера в поэме. Образ Руси в поэме

1




63

Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой

1



Рабочий материал по темам

64

Р.Р. Сочинение в жанре путешествия

1



Сочинение

Художественные вершины литературы

середины XIX века (16 часов)

65

Особенности литературного процесса 40-60-х годов XIX века

1



С.32-40, в.с.40

Об Островском

66

А.Н.Островский – великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского

1




67

Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии

1



В. с.60

68

Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского

1



С.62-64

Ответ на в.1 с.62

69

Р.Р. Воссоздание текста по опоре

1



Письменная работа

70

Поэзия середины и второй половины. Нравственные и философские искания в поэзии

1



Вопросы с. 71

71

Пейзажная и любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – два взгляда на мир…

1



Пис. ответ в.1,2

72

Н.А.Некрасов Муза Некрасова

1



С.77-80, стихотворения

73

Гражданственность лирики Некрасова (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога»)

1



В. с.90

74

Обличительный пафос поэзии Некрасова («Размышления у парадного подъезда»)

1



Обобщающие вопросы с.90

75

Р.Р. Лингвистический анализ стихотворного текста

1



Письменная работа

76

И.С.Тургенев Обзор творчества(обобщение ранее изученного)

1



Инд. сообщения

77

Л.Н.Толстой Толстой о Толстом. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания (обобщение ранее изученного)

1



Инд. сообщения

78

Резерв

1




IV четверть

79

Ф.М.Достоевский Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского

1



С.104-110

«Бедные люди»

80

Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести «Бедные люди»


1



В.1-4 с.125

81

Тема «униженных и оскорбленных»в творчестве Достоевского

1



Пис. ответ на вопрос

82

Р.Р. Сочинение в эпистолярном жанре


1



Сочинение

Литература последних десятилетий XIX века (5 часов)

83

Особенности литературного процесса конца XIX века. Общие представления о художественной прозе 80-х годов

1



Записи в тетради

В. с.140

84

Жизнь А.П.Чехова: создание самого себя. Обзор творчества писателя. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение изученного)

1



О писателе

«Человек в футляре»

85

Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости.

Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе

1



Подготовка к семинару

86

Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века (семинар)

1



Записи в тетради

87

Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века (семинар)

1



Записи в тетради

Страницы литературы XX века (19 часов)

88

Особенности литературного процесса начала XX века. Гуманистические традиции литературы XX века в прозе начала XX века

1



С.160-166

Инд. сообщения

89

А.И.Куприн гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение изученного)

1



Инд. сообщения

90

М.Горький Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее изученного )

1



Инд сообщения

91

И.А.Бунин Трагическая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги», «Слово», «И цветы, и шмели, и травы, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина


1



Инд. сообщения

92

Традиции и новаторство в поэзии начала XX века. А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин

1




93

Поэтическое осмысление действительности в лирике XX века. Великие поэтессы России А.А.Ахматова и М.И.Цветаева

1



Вопрос с.211

94

А.Т.Твардовский Поэт о времени и о себе. История поэмы «Василий Теркин» (главы)

1



Худ.автобиография

95

Поиск нового героя в прозе XX века(обобщение ранее прочитанных произведений М.Булгакова, М.Шолохова, В.Шаламова, Ч.Айтматова, В.Тендрякова, В.Шукшина, В.Распутина, Б.Васильева)

1



О Платонове сообщение


96

А.П.Платонов Странные герои Платонова

1




97

Нравственность как основа характеров героев Платонова. Рассказ «Юшка»

1



В.с.230 письменно

98

Литература второй половины XX века (обобщение ранее прочитанного)

1



Аннотация с.233

99

А.И.Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель

1



«Матренин двор»

100

Русский национальный характер в рассказе «Матренин двор»

1



Ответ на вопросы

101

Резерв

1




102

Резерв

1












Рабочая программа по литературе 9 класс по программе "Школа 2100"
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе создана  для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы  основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100».
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания об¬разования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государ¬ственных стандартов. 
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерыв¬ного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

Рабочая программа имеет целью:
- воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления;                                                             
-формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художе¬ственной литературы;                                                                                            
- осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
Цель литературного образования определяет его задачи:
-поддерживать интерес к чтению, сложившийся ранее, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
-обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;                                                                                                                    -сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских пережи¬ваний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника;              
-обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искус¬ства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писа¬телях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литера¬турных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;                                                                                              -развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;          
-развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).                                                                                                                - развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Автор Бородина Галина Владимировна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1030
Номер материала 5170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓