№
|
Тема
раздела,
урока
|
Кол-во
часов
|
Дидактические
единицы
|
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
|
Виды,
формы
контроля
|
Введение – 1 ч.
|
1
|
Введение.
Роль художественной
литературы в духовной жизни человека
|
1
|
Взросление личности
и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. Художественность – общий
признак искусства. Писатели о тайнах искусства слова. Дать понятие о литературе как искусстве слова, самосознании народа, воплощении героической биографии Родины, о
специфике художественного отображения действительности
|
Знать:
- основные признаки понятий: художественный образ и художественная
литература;
- образную природу словесного искусства, роль литературы в
общественной и культурной жизни;
- литературный характер, литературный тип.
Уметь:
-
конспектировать статью учебника и лекцию учителя;
-аргументировано
отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание
|
Текущий, высказывание на литературную тему
|
Путешествие к истокам
Древнерусская литература (4 часа)
|
2
|
Начало русской
литературы: время, авторство, тексты, жанры. Семь веков древнерусской
литературы.
|
1
|
Дать обзорную
характеристику
древнерусской
литературы
|
Знать:
- жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер;
-характерные особенности эпохи.
Уметь:
-
характеризовать данный период развития литературы.
|
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
3
|
«Слово о погибели
Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы
|
1
|
Высочайший уровень
культуры России 12 века
|
Знать:
- характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении;
сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение
характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь:
-
анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
|
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и
гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
|
4
|
«Слово о полку
Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и
основные сюжетные линии
|
1
|
Представить историческую
основу, идею «Слова о полку
Игореве». Познакомить с исторической основой «Слова», историей
открытия памятника, культурой
Руси XII века, жанром «Слова»,
проблемой авторства. Выразительное
чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как
проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается
патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в
создании образа Родины? Каков голос автора?
|
Знать:
-
историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии
авторства «Слова», особенности жанра.
Уметь:
- формулировать идею, проблематику произведения;
- давать хар-ку героям;
- участвовать в диалоге,
понимать чужую точку зрения, отстаивать свою;
- выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею
произведения, выразительно читать текст
|
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его
жанра.
|
5
|
Образная система
«Слова…»
Д.С.Лихачев и
И.П.Еремин о поэтике древнерусской литературы
|
1
|
Выявить образную
систему. Дать характеристику
героям и их поступкам, показать роль пейзажа в произведении.
Нравственно-патриотическая идея «Слова».
.
|
Знать: жанр и композицию
произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о
жизни «Слова» в искусстве.
Уметь: выделять смысловые части художественного
текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая
нормы литературного произношения.
|
Отрывок наизусть
|
Эпоха рассудка и Просвещения. Литература XVIII века (13ч.)
|
6
|
Основные этапы
развития литературы в XVI – XVII вв. Классицизм в русской литературе
|
1
|
Обзор русской
литературы 18 века, введение понятия «Классицизм»
|
Знать:
- характерные черты
классицизма
и особенности русского классицизма
Уметь:
- выявлять черты
классицистического
направления
в произведениях
русской
литературы
|
Чтение статьи учебника, составление
тезисного плана или выписок (на выбор).
|
7
|
Гений
М.В.Ломоносова. Ломоносов – ученый и поэт. Теория трех стилей Ломоносова
|
1
|
Ломоносов – филолог
и поэт. Теория трех штилей. Показать, как просветительские взгляды и патриотизм отражаются в лирике М. Ломоносова.
Новаторство
М. Ломоносова как поэта.
|
Знать:
- биографию М.В.
Ломоносова, теорию 3 штилей стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь:
-анализировать стихотворное произведение с
точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи,
композиции, изобразительно-выразительных средств.
|
Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского
литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма
можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?
|
8
|
Прославление мира, науки, просвещения в поэзии
М.В.Ломоносова («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы
Петровны 1747г»)
|
1
|
Ода
как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного
языка.
|
Знать:
- содержание оды,
его особенность и форму.
Уметь:
- назвать
отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира,
жизни и просвещения в оде;
-воспринимать
и анализировать
поэтику оды, самостоятельно
проводить
исследование
художественного
своеобразия оды
|
Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде
есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Нахождение метафор как
ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.
|
9
|
Г.Р.Державин.
Судьба и поэзия. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина
(«Властителям и судиям»)
|
1
|
Дерзость
поэтической мысли Г.Р.Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве
Державина.
|
Знать:
- новаторство Державина, жанр гневная ода,
особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти;
-общие сведения о
жизни и
творчестве Г.Р.
Державина.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки
зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
|
Пересказ статьи о Державине. Чтение и анализ оды «Властителям и
судиям». Ответ на вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения
к народу и положение народа?
|
10
|
Три «Памятника» в русской литературе
|
1
|
Какую
роль Г.Р.Державин отводит поэту и поэзии.
|
Уметь делать сравнительный анализ стих. текстов;
- воспринимать и анализировать поэтический
текст.
|
Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне
восприятия и понимания произведения.
|
11
|
Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Создание «Недоросля».
Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии
|
1
|
Познакомить с
творчеством Д.И. Фонвизина. Показать:
- сатирическую
направленность комедии;
- роль «говорящих»
фамилий
|
Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д.И.
Фонвизина, текст комедии "Недоросль";
- с какой целью автор вводит «говорящие»
фамилии в произведение.
Уметь: показать проблему
образования и
воспитания в комедии;
- находить
сатирическое и комическое в произведении.
|
Сочинение «Уроки Митрофана».
|
12
|
Идеал человеческого
достоинства, гражданского служения Родине, гуманистический пафос комедии.
|
1
|
Рассуждение на тему
"Проблемы
образования и
воспитания в
комедии. "Недоросль"
в современном
обществе". Показать идеал гражданина в рассуждениях
Стародума и Правдина
|
Уметь
-отбирать
литературный материал;
- раскрывать
авторскую позицию, строить устное высказывание;
- давать характеристики героям.
Знать идеалы гражданина в комедии
|
Анализ комедии «Недоросль»
|
13
|
Простакова: «госпожа
бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в
комедии. Бессмертие комедии Фонвизина
|
1
|
Углубление понятия
о жанре комедии «Недоросль»
|
Уметь находить реалистические черты
характеров в комедии
Знать авторское
отношение к теме воспитания в комедии
|
Письменный ответ на проблемный вопрос по комедии
«Недоросль»
|
14-15
|
Р.Р. Речевая
характерис-тика героя драматичес-кого произведе-ния
|
2
|
Развитие навыков
связной письменной речи на определенную тематику
|
Знать навыки интерпретации художественного текста. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого
произведения,
|
Речевая характеристика персонажей комедии.
|
16
|
Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного
деятеля. «История государства Российского» - «уважение к минувшему» в
исторической хронике Карамзина
|
1
|
Дать
понятие о сентиментализме как литературном направлении
|
Знать: понятие о сентиментализме;
познакомить с творчеством Карамзина как писателя и историка
Уметь: воспринимать и анализировать повесть
"Бедная Лиза", выделять характерные черты сентиментализма в
произведениях
русской литературы.
|
Конспект статьи учебника о сентиментализме и
Карамзине
|
17
|
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
(обобщение ранее прочитан-ного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм
и поэтичность языка повести
|
1
|
Формировать
умение определять черты сентиментализма в произведении
|
Уметь раскрывать авторскую позицию, строить
устное высказывание, сопоставлять героев.
Знать о языке повести, о конфликте между любовным
чувством и нравственными традициями
|
Анализ ранее прочитанного произведения
|
18
|
Р.Р.Письменная
работа по литературе Древней Руси и литературе XVIII века
|
1
|
Тест по изученным произведениям 18 века.
|
Развитие письменной
речи, комбинаторных способностей.
|
Тестирование
|
Становление самосознания в русской литературе.
Писатели начала XIX века:
многообразие индивидуальностей (44 часа)
|
19
|
«Споры о русском языке в начале XIX
века». Русская литература 1-й половины XIX века: многообразие индивидуальностей.
Особенности романтизма как лит. направления
|
1
|
Дать понятие о
литературном процессе первой половины 19 века, о романтизме как литературном направлении
|
Знать: характерные черты романтизма и особенности
русского романтизма; понятие «Золотой век» русской литературы,
о двух способах изображения
жизни в литературе.
Уметь: выявлять черты
романтического направления
в произведениях русской
литературы
|
Записи
плана лекции
|
20
|
Русские романтики
В.А.Жуков-ский и К.Н.Батюш-ков
|
1
|
Представить
родоначальников романтизма в русской литературе (творчество Жуковского
«Светлана» и поэзия К.Батюшкова)
|
Знать: основные этапы жизненного
и творческого пути В.А.Жуковского;
тематику лирики поэта.
Уметь: находить и объяснять черты романтизма в
ранней лирике поэта; находить народные обычаи
в балладе
"Светлана"
|
|
21
|
Р.Р. Учимся читать
лирический текст
Элегия В.А.Жуков-ского
«Море». «Невырази-мое»
как поэтический манифест Жуковского
|
1
|
Уметь воспринимать
и анализировать художественный текст
|
Уметь:
- анализировать
лирическое
стихотворение
|
«Море» наизусть
|
22
|
А.С.Грибо-едов. Становление личности писателя. Личность и
судьба Грибоедова в оценке современни-ков
|
1
|
Познакомить с личностью писателя и
его временем.
Развить умение
выстраивать биографию, жизнь и творчество писателя.
|
Знать основные
этапы жизненного и творческого пути А.
С. Грибоедова. Уметь записывть лекцию.
|
Эссе «Грибоедов в моем восприятии».
|
23
|
История создания
комедии «Горе от ума». Ключевые сцены комедии. Развитие конфликта в комедии
(1 действие)
|
1
|
Проследить историю
создания комедии «Горе от ума». Проникнуть в атмосферу действия комедии, выявить экспозицию,
особенности конфликта; обратить внимание на афористичность речи.
|
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные
понятия: экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь выразительно
читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание
текста:
- выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма
|
Составить характеристи-ку
Чацкого по первому действию пьесы.
|
24
|
Чацкий – Софья –
Молчалин
|
1
|
Уметь давать
хар-ку персонажа, в том числе и речевую.
|
Знать особенности комедии как жанра, уметь
выразит. читать, выявлять внешний конфликт.
Уметь составлять характеристику Чацкому по
первому действию.
|
Высказывание «В чем я вижу загадку Софьи?»
|
25
|
Чацкий и
фамусовское общество (действие 3)
|
1
|
Проследить дальнейшее развитие конфликтов,
определить проблематику пьесы, жанр; выявить систему персонажей, противоборство
двух лагерей; составить речевую характеристику Фамусова.
Познакомиться со
2-м действием комедии.
Продолжить
формирование навыков анализа драматического произведения.
|
Знать теоретико-литературные понятия: проблематика,
идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять
проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать
характеристику персонажей, в том
числе речевую.
|
Чтение по ролям пьесы.
Таблица из цитат «Взгляды Чацкого»
|
26
|
Прозрение героев.
Смысл названия комедии. Зарождение русского реализма.
|
1
|
Проанализировать
3-е действие комедии.
Развивать умения
социальнол-психологической характеристики персонажа.
Определить идейно-композиционную роль бала в комедии;
понять смысл финальной сцены.
|
Знать содержание комедии.
Уметь сопоставлять эпизоды, презентовать
проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы
|
Представить историю «Горе от ума»
в форме компьютерной
презентации
|
27
|
Язык комедии.
Сценическая жизнь «Горе от ума». Комедия в оценке писателей (И.А.Гонча-ров,А.С.Пу-шкин)
и критиков (В.Г.Белин-ский)
|
1
|
Подвести итог изучения
пьесы, выявить ее нравственно-философское
звучание; учить проектной деятельности; познакомить с мнениями А. С. Пушкина и А. И. Гончарова о
Чацком.
|
Знать: смысл названия комедии.
Уметь делать
выводы по изученному произведению. аргументировать свою точку зрения.
|
Выписать крылатые выражения из текста комедии
|
28-29
|
Р.Р. Сочинение по комедии
Грибоедова «Горе от ума»
|
2
|
Формировать умение писать сочинение определенного жанра, отбирать
материал, грамотно оформлять
|
Уметь самостоятельно редактировать сочинение; составить
план к сочинению, подобрать материалы, систематизировать, последовательно
расположить материал, подобрать цитаты;
логически выстраивать
подобранный материал, превращая в связный текст.
|
Сочинение
|
30
|
А.С.Пушкин Страницы биографии. Пушкин и его
современники. Истоки творчества Пушкина
|
1
|
Проследить основные этапы творческого
пути поэта,
осознать творчество А. С. Пушкина как
выражение
высочайшей
духовной гармонии.
|
Знать: основные этапы
жизненного и творческого пути А.
С. Пушкина.
Уметь:создавать хронологическую
канву лекции.
|
Эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии».
|
31
|
Основные темы
лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворе-нии «19 октября» (1825)
|
1
|
Дать понятие о
биографической направленности лирики поэта, стихотворения.
« 19 октября»,
«Пророк»
«Анчар»
|
Знать взгляды
А. С. Пушкина, его биографические стихи.
Уметь анализировать стихотворения с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции
|
Стих-е «Анчар»
наизусть
|
32
|
Тема свободы в
лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»)
|
1
|
Дать понятие о
взглядах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский
идеал.
Углубление понятия
о лирике, жанры лирики.
«К Чаадаеву»,
«Во глубине
сибирских руд»
|
Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь делать сравнительный анализ
стихотворных текстов.
|
Стих-е «К Чаадаеву» наизусть
|
33
|
Тема поэта и поэзии
(«Пророк», «Я памятник себе…»)
|
1
|
Познакомить с
особенностями темы поэта и поэзии. Дать
представление о поэте как христианине и
философе, глубине его философских взглядов.
Обучить анализу
стихотворения
|
Знать: взгляды Пушкина на назначение поэта и поэзию.
Уметь: анализировать стих-е, делать сравнительный анализ и
сопоставление.
|
Стих-е на выбор наизусть
|
34
|
Любовная лирика
Пушкина («К***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»)
|
1
|
Показать настроение, глубину и культуру
чувств лирического героя А. С. Пушкина.
«На холмах Грузии»
«Я вас любил»
«Я помню чудное
мгновение»
|
Знать адресаты пушкинской
любовной и дружеской лирики, историю
создания стихотворений.
Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов
|
Стих-е наизусть, анализ
|
35
|
Р.Р. Интерпрета-ция
лири- ческого сти-хотворения
|
1
|
Подготовить к сочинению-анализу
стихотворения
|
Уметь: составлять
план сочинения в соответствии темой, отбирать литературный материал
|
Анализ стихотворения
|
36
|
«Евгений Онегин».
Поиск современно-го героя. Пушкинская эпоха в романе. Причины разочарова-ния
Онегина в жизни
|
1
|
Познакомить с историей создания романа, отзывами критиков
о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями
|
Знать:
систему образов
романа "Евгений Онегин";
понятие «онегинской строфы»,
теоретико-литературные определения,
жанровые особенности стихотворного
романа.
Уметь: давать характеристику
героям романа, находить лирические отступления:
показать проблему
романа; анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.
|
|
37
|
Сложность взаимоотно-шений Онегина с окружающим
миром. Онегин и Татьяна Ларина
|
1
|
Показать нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира,
самостоятельность суждений.
Показать Онегина и
Татьяну как героев основной сюжетной линии. Понятие о литературном типе.
|
Уметь давать сравнительную характеристику Татьяны и Онегина; составлять цитатную характеристику персонажа; узнавать тропы, их
роль для хар-ки героя
|
Характеристика Онегина и Татьяны
|
38
|
Онегин и Ленский.
Трагический конфликт взаимоотно-шений
|
1
|
Показать героя в различных ситуациях: Онегин
и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский.
|
Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном, составлять
цитатную характеристику персонажа.
|
Образы Онегина и Ленского
|
39
|
Образ автора в
романе. Нравствен-ный идеал Пушкина в романе
|
1
|
Сравнить поведение героя в 1 -й и 8-й главах в сходных
ситуациях.. Понять причины хандры
героя. Что отличает автора от героя?
|
Уметь: строить рассуждения
на темы: «Лирические отступления в романе»,
"Голос автора в романе"; выделять смысловые части текста; узнавать тропы в тексте и интерпретировать
их
|
Образ автора
|
40
|
Реализм в русской
литературе XIX века. Оценка творчества Пушкина В.Г.Белин-ским
|
1
|
Доказать обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман
«Энциклопедией русской жизни».
|
Уметь сопоставлять разные точки зрения; воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, отбирать материал, составлять конспект статьи.
|
Конспект статьи Белинского
|
41-42
|
Р.Р. Сочинение по
роману «Евгений Онегин»
|
2
|
Выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение
осмыслить тему, определить границы.
|
Уметь составлять план в соответствии с темой, отби-рать
литературный материал, логически
его выстраивать, превращая в
связный текст
|
Сочинение
|
43
|
М.Ю.Лермонтов Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова,
его противо-речивость
|
1
|
Познакомить с биографией поэта,
особенностями времени.
|
Знать: основные периоды
творчества М.Ю. Лермонтова, тематику его поэзии.
У м е т ь: выявить мысли и
чувства автора, его переживания в лирических произведениях, выразительно
читать стихотворение
|
Эссе «Лермонтов в моем восприятии»
|
44
|
Основные мотивы
лирики Лермонтова. Пафос непо-корности, вольности, бунтарства («Пророк»)
|
1
|
Иметь представление
о культурологических основах семейных, социальных традиций.
«И скучно и
грустно»,
«В минуту жизни
трудную»
|
Уметь определять стихотворный размер,
анализировать текст на фонетическом уровне.
Знать основные тропы, уметь находить их в тексте.
|
Стих-е «Пророк»
наизусть
|
45
|
Мотив одиночест-ва и протеста в лирике М.Ю.
Лермонтова
|
1
|
Исследовать тему
одиночества лирики М. Ю Лермонтова
|
Уметь делать сравнительный анализ стих.
текстов
|
|
46
|
Размышле-ния поэта
о жизни, любви, творчестве
|
1
|
Дать понятие об особенностях раскрытия
темы любви в творчестве М.Ю. Лермонтова.
«Нет, не тебя я так
пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»,«Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…»,
«Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
|
Уметь анализировать поэтический текст на
лексическом уровне, интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые
слова.
|
Стих-е на выбор наизусть
|
47
|
Тема
Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова.
|
1
|
Выявить
особенности раскрытия темы
Родины в лирике М. Ю. Лермонтова.
«Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»
|
Уметь выделять смысловые
части текста, формировать умения анализировать стихотворный
текст, создавать письменный текст-анализ стихотворения.
|
Стих-е
наизусть
|
48
|
Р.Р. Интерпрета-ция
лири-ческого стихотворе-ния
|
1
|
Формирование
умения анализировать стихотворный текст.
|
Уметь подбирать цитаты, правильно оформлять их, составить
план сочинения, самостоятельно написать вступление.
|
Анализ стихотворения
|
49
|
«Герой нашего
времени». Композиция романа, ее роль в раскрытии характера Печорина и
идейного содержания романа.
|
1
|
Смысл названия
романа. Особенности жанра. Психологизм
|
Знать: содержание романа
"Герой нашего времени",
понятие жанра социально-
психологического романа
Уметь: давать характеристику
героям романа, выявлять проблематику, смысл названия произведения
|
|
50
|
Повесть «Бэла».
|
1
|
История души человека, не нашедшего
высокой цели в жизни. Дать понятие о смысле названия романа,
его жанре, общем принципе: от загадки к загадке
|
Уметь характеризовать
особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования)
|
Текущий
|
51
|
Печорин и Максим
МаксимовичГлава «Максим
Максимович»
|
1
|
Помочь
почувствовать романтическую загадочность и «демонизм»
главного героя,
его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем.
|
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей;
интерпретировать
события с точки зрения разных персонажей.
Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе.
|
Текущий
|
52
|
«Журнал Печорина».
Глава «Тамань»: Печорин и контрабандисты
|
1
|
Анализ эпизода.
Формировать
умения анализировать часть текста.
|
Уметь определять границы эпизода, тем, роль
эпизода в раскрытии идеи произведения.
|
Текущий
|
53
|
Печорин и его
двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера
|
1
|
Роль других действующих лиц в раскрытии характера
Печорина.
Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества.
«Княжна
Мери».
|
Уметь владеть различными видами пересказа,
видеть причины конфликта главного героя;
давать
сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.
|
Текущий
|
54
|
Печорин и Мери.
Печорин и Вера
|
1
|
Показать, что тема
судьбы и случая является центральной в повести «Фаталист»
|
Знать об особенностях композиции романа: нарушение последовательности
повествования.
Уметь приводить аналогичные примеры из других произведений или жизни
|
.
|
55
|
Глава «Фаталист».
Оценка романа русской критикой
|
1
|
Печорин и
Онегин. Оценка романа в русской критике.
Белинский о
романе.
|
Уметь давать
сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды
|
Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»?
|
56
|
Р.Р. Сочинение по
роману «Герой нашего времени»
|
1
|
Формировать умения высказывать
свою точку зрения по предложенной теме
|
Уметь логически
излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию
сочинения, осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном
аспекте
|
Домашнее сочинение
|
57
|
Н.В.Гоголь Обзор творчества писателя. Поэма «Мертвые
души». Замысел поэмы
|
1
|
Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской
самобытности и неповторимости
|
Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Н.В.
Гоголя, понятие «маленький человек»,
содержание цикла «Петербургские повести» и поэмы "Мертвые
души".
Уметь: показать особенности
сюжета, дать характеристику героям произведений Н.В. Гоголя; воспринимать художественное произведение в контексте
эпохи
|
Опорный
конспект
|
58
|
История создания.
Жанр, сюжет, герои. Чичиков и помещики в поэме
|
1
|
Дать понятие об особенностях
жанра, композиции, роли авторских отступлений,
внесюжетных элементов, эпизодических персонажей
|
Уметь: показать систему образов поэмы; самосто- ятельно анализировать
эпизод худ. текста
Знать историю создания поэмы, композицию,
особенности жанра
|
|
59
|
Чичиков и помещики
в поэме. Способы создания типических характеров в поэме
|
1
|
Путешествие героя как
прием воссоздания широкой панорамы Руси.
Показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме
|
Уметь анализировать художественный текст,
характеризовать персонажей
|
Характеристика образов помещиков
|
60
|
«Живая Русь» в
поэме. Проблема русского националь-ного характера в поэме.
|
1
|
Понимать роль
главного героя в системе образов
|
Уметь оценивать поступки главного героя с
нравственных позиций
|
|
61
|
Идейно-композиционное
значение образа Чичикова.
|
|
Дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя
|
Уметь характеризовать Чичикова.
Знать роль главного героя в системе образов.
|
Мини-сочинение
«Есть ли чичиковы в наше время?»
|
62
|
Поэтика Гоголя:
искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического Оценка поэмы
русской критикой
|
1
|
Русь
помещичья, чиновничья, народная.
Продолжить
формирование навыков анализа художественного произведения.
|
Уметь формулировать авторскую позицию, аспекты
произведения
|
Дать письменный ответ
«Сатирическое изображение
городского чиновничества"
|
Художественные вершины литературы середины XIX века (16 часов)
|
63
|
Особенности литературно-го процесса 40-60-х годов XIX
века
|
1
|
Показать
особенности литературного процесса 40-60 годов 19 века.
|
Знать:
-особенности
литературного процесса 2 половины 19 века
|
|
64
|
А.Н.Островский – великий русский драматург.
|
1
|
Мир купечества в
комедиях Островского
|
Знать особенности драматических произведений А.Н.
Островского
|
|
65
|
Пьеса «Свои люди –
сочтемся!».
|
1
|
Двуличие и
метаморфозы героев комедии
|
Уметь:
-создавать
письменное высказывание на предложенную тему.
|
Ответ на вопрос
|
66
|
Сценическая судьба
пьесы.
|
1
|
Русская критика о
значении комедий Островского
|
Знать:
-основной конфликт
произведения
Уметь:
- высказывать свою
точку зрения на прочитанное
|
|
67
|
Резервный урок
|
|
|
|
|
68
|
Поэзия середины и
второй половины 19 века.
|
1
|
Нравственные и
философские искания в поэзии
|
Знать: поэты «чистого искусства»
|
|
69
|
Пейзажная и
любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – два взгляда на мир
|
1
|
Показать основные
особенности
поэтического языка поэтов «чистого искусства»
|
Знать: основные этапы жизненного
и творческого пути Ф.И. Тютчева, А.А. Фета
Уметь: самостоятельно
анализировать лирическое
стихотворение
|
Стих-е на выбор наизусть
|
70
|
Н.А.
Некрасов. Муза
Некрасова
|
1
|
Познакомить с личностью
и судьбой поэта; показать роль
Некрасова в развитии русской
поэзии.
|
Знать: жизнь и творчество
Н.А. Некрасова; тематику лирики поэта
Уметь: показать тему
народного страдания в лирике Н.А. Некрасова;
самостоятельно
анализировать лирическое
стихотворение
|
|
71
|
Гражданст-венность
лирики Некрасова
|
1
|
Стихи «Несжатая
полоса», «Железная дорога»
|
Уметь: показать гражданственность лирики Н.А. Некрасова;
самостоятельно
анализировать лирическое
стихотворение
|
Стих-е на выбор наизусть
|
72
|
Обличительный пафос
поэзии Некрасова
|
1
|
Народные
страдания в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
|
Уметь анализировать стихотворение, определять
тему, идею
|
|
73
|
Р.Р.
Лингвистический анализ стихотворного текста
|
1
|
Новизна мотивов
интимной лирики.
Понятие о
лирическом герое «Давно отвергнутый…», «Письма», «Горящие письма»
|
Уметь определять основной мотив стихотворения,
уметь определять роль выразительных средств в стихотворениях
|
Анализ стихотворения
|
74
|
И.С.
Тургенев. Обзор творчества (обобщение ранее
изученного)
|
1
|
Психологизм прозаического
произведения, художественная деталь
|
Знать: понятие "художественная
деталь", содержание повести
"Первая любовь"
Уметь:
характеризовать
художественный образ, показать психологизм и
лиризм произведений Тургенева И.С.
|
|
75
|
Л.Н.Толстой «Диалектика души» героев Толстого, их
духовные искания (обобщение ранее изученного)
|
1
|
Три эпохи в жизни
человека в трилогии («диалектика души»). Способность к духовному росту в
повести «юность».
Основная идея
произведения.
|
Знать: жизнь и творчество
Л.Н. Толстого, понятие «диалектика души», автобиографическая трилогия
Уметь: давать характеристику
героям, выявлять
проблематику
|
|
76
|
Ф.М.
Достоевский Противоре-чивость личности Достоевского.
|
1
|
Художественный мир
Достоевского
|
Знать: жизнь и творчество
Ф.М. Достоевского, особенности прозы писателя.
Уметь: давать характеристику
героям, выявлять
проблематику
|
|
77
|
Человек и
обстоятель-ства в изображении
Достоевского.
|
1
|
Особенности языка
повести «Бедные люди»
|
Знать особенности художественной манеры Ф.М.
Достоевского
|
|
78
|
Тема «униженных
и оскорбленных»в творчестве Достоевского
|
1
|
Понятие «униженные
и оскорбленные»
|
Знать: понятие "художественная
деталь", содержание повести
"Бедные люди"
Уметь:
характеризовать
героев литературного произведения, показать психологизм прозы
Достоевского
|
Письм. ответ на вопрос
|
Литература последних десятилетий XIX века (5 часов)
|
79
|
Особенности литературного процесса
конца XIX века.
|
1
|
Общие представления
о художественной прозе 80-х годов XIX века
|
Знать:
-тенденции
литературных изменений на рубеже веков;
Уметь:
-ориентироваться в
литературно-эстетических направлениях
|
Тестирование
|
80
|
Жизнь А.П.Чехова:
создание самого себя. Обзор творчества писателя.
|
1
|
Обобщение ранее
изученных произведений А.П.Чехова. Особенность коротких рассказов Чехова.
|
Знать: жизнь и творчество А.П. Чехова,
понятие "подтекста", отличия
комического и сатирического текстов.
Уметь: писать рецензию
на один из лирико-
драматических
рассказов Чехова
|
|
81
|
Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости.
|
1
|
Смешное и грустное
в рассказах Чехова.
Лаконизм
повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе
|
Уметь: раскрыть художественное мастерство
Чехова-рассказчика;
показать философско-нравственную проблематику рассказов и авторское
отношение к ним.
|
Текущий
|
82-83
|
Золотой век русской
литературы.
|
2
|
Русская
классическая литература XIX века (семинар)
|
Знать: особенности литературного процесса XIX века.
|
|
Страницы литературы XX века (21
час)
|
84
|
Особенности литературного процесса начала XX
века.
|
1
|
Гуманистические
традиции литературы XX века в прозе начала XX
века
|
Знать особенности литературного процесса XX
века
Уметь: опознавать
отличительные черты и традиции нового времени
|
Текущий
|
85
|
А.И.Куприн гуманистические традиции в творчестве
писателя
|
1
|
Лирический герой
А.И. Куприна. Обобщение ранее изученного.
|
Знать:основные сведения по тематике, проблематике
прочитанного
Уметь: давать
характеристику героям
|
|
86
|
М.Горький Традиции русской автобиогра-фической прозы
в повести «Детство»
|
1
|
Обобщение ранее
изученного
|
Знать: основные сведения о жизни и творчестве М.Горького,
обзорно
автобиографическую трилогию "Мои университеты".
Уметь: давать характеристику героям,
самостоятельно
анализировать эпизод
художественного
текста
|
|
87
|
И.А.Бунин Трагическая судьба Бунина. Любовь к России,
духовная связь с родиной в творчестве Бунина.
|
1
|
Лирический герой
Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги», «Слово», «И цветы, и
шмели, и травы, и колосья», «Родина».
|
Знать: основные сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина
Уметь: характеризовать основные образы лирики И. Бунина
|
|
88
|
Традиции и
новаторство в поэзии начала XX века. А.А.Блок, В.В.Маяковский,
С.А.Есенин
|
1
|
Сведения о жизни и творчестве
А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.
Многообразие
жанров и направлений в литературе XX века. Раскрыть
понятие «поэзия серебряного века».
|
Знать: своеобразие лирики поэтов "серебряного"
века, основные этапы творчества А.Блока, С. Есенина,
В. Маяковского.
Уметь: выделить художественные образы в лирике А.Блока, С.
Есенина,
В. Маяковского
|
|
89
|
Поэтическое осмысление действительности в лирике XX
века. А.А.Ахматова М.И.Цветаева
|
1
|
Познакомить с творчеством А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой. Показать
своеобразие раскрытия темы любви и образа
России в их творчестве.
|
Уметь: самостоятельно
анализировать лирическое
стихотворение
|
Анализ стихотворения
|
90
|
А.Т.
Твардовский Поэт о времени и о себе.
|
1
|
История поэмы
«Василий Теркин» (главы)
|
Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского,
лирику
поэта о войне
Уметь: выразительно читать
стихотворение
|
|
91
|
Поиск нового героя в прозе XX
века (М.Булгаков, М.Шолохов, В.Шаламов, Ч.Айтматов, В.Тендряков, В.Шукшин,
В.Распутин, Б.Васильв)
|
1
|
Познакомить с
биографиями писателей и их творчеством, раскрыть особенности.
|
Знать: основные этапы жизни и творчества писателей
Уметь: показать особенности творчества, тематику и
проблематику; дать краткий обзор литературы второй половины ХХ века, показать
особенности прозы этого периода
|
Текущий
|
92
|
Странные герои
Платонова
|
1
|
Проза А.Платонова
|
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя
Уметь: показать особенности
тематики и проблематики;
|
|
93
|
Нравствен-ность как
основа характеров героев Платонова.
|
1
|
Герои Платонова.
Рассказ «Юшка»
|
Знать: тема и идея произведения
Уметь: показать особенности прозы автора
|
Текущий
|
94
|
Литература второй
половины XX века (обобщение)
|
1
|
Обобщить материал
по русской литературе XX века
|
Знать особенности литературного процесса второй
половины XX века
Уметь: опознавать
отличительные черты и традиции нового времени
|
Тестирование
|
95
|
А.И.Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель
|
1
|
А.И. Солженицын.
Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор».
|
Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына
Уметь: дать характеристику героям рассказа, показать вечные ценности русской духовной культуры на
примере рассказа
"Матренин двор"
|
Текущий
|
96
|
Русский
национальный характер в рассказе «Матренин двор»
|
1
|
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор».
Художественное своеобразие рассказа. Смысл «праведничества» героини рассказа.
Праведничество в русской литературе
|
Знать понятие «праведничество».
Уметь объяснять смысл праведничества в рассказе.
|
Текущий
|
97-98
|
Повторение и
обобщение изученного
|
2
|
Проверка знаний и умений по теории литературы; умение
анализировать произведение, знание содержания изученных текстов
|
Знать основные факты из жизни и творчества
писателей.
|
|
99-102
|
Резерв
|
4
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.