Муниципальное
общеобразовательное
автономное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа №4
г.
Белогорска Амурской области
Рассмотрено
на заседании кафедры
Протокол
№
от
«_____» _____________2014 г.
Руководитель
кафедры
______________/
Е.Г. Папченко
|
«Согласовано»
Протокол №
от «_____» ___________2014 г.
Заместитель директора по УВР
______________/ Г.П. Головлева
|
«Утверждаю»
Директор МОАУ СОШ №4
Приказ №
от «______» ___________ 2014г.
_______________/ Ю.С. Чарей
|
Рабочая
программа по литературе
для
9 класса
на
2014-2019гг.
2014 г.
Пояснительная записка
Статус документа. Рабочая программа по
литературе для 9 класса составлена в соответствии с нормативными правовыми
документами (Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря
2012г.; приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» №1897 от 17 декабря 2010г.)
Литература. Рабочие программы для общеобразовательных
учреждений / под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лысого. М.: Мнемозина, 2009.
Литература. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений в двух частях / под редакцией Г.И.Беленького. Составители:
Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, С.А.Леонов, Ю.И.Лыссой и др. М.: Мнемозина,
2013.
По программе на изучение литературы в 9 классе
– 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). Срок реализации программы – 5
лет.
Структура
документа. Рабочая программа по литературе представляет собой
целостный документ, включающий пять разделов: пояснительная записка, содержание
рабочей программы, учебно-тематический план, материально-техническое
обеспечение образовательного процесса, планируемые результаты изучения
учебного предмета.
Цели обучения:
приобщение
учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы,
формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений
культуры;
формирование
гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие
у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений
литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание
высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств,
гражданской позиции;
воспитание
культуры речи учащихся.
Задачи обучения:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к
русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других
народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического
опыта;
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
освоение
знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
овладение
умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Механизмы
формирования УУД (личностные, познавательные, коммуникативные,
регулятивные) обучающихся:
В сфере развития регулятивных УУД
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая
способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в
том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств
достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату,
так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи
является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных
УУД приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по
организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому
освоению морально-этических и психологических принципов общения и
сотрудничества;
• практическому освоению умений,
составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой
деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для
регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного
речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных
УУД приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению
обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий
смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов
познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры,
соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному
обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений,
знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и
операций.
Содержание рабочей программы
Введение.
Начальные сведения об историческом развитии русской
литературы.
Способы выражения авторского сознания в художественном
произведении.
Литература Древней Руси.
Общая характеристика древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве». Патриотический
пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение,связь с народной поэзией.
Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
Литература XVIII века.
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о
классицизме.
М.В. Ломоносов. Сведения о жизни
ученого и поэта.
«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды
и другие произведения.
Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и
творчестве.
«Недоросль». Сатирическое
обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства,
гражданского служения родине. Элементы классицизма.
А.Н. Радищев. Свободолюбивые
идеи писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Г.Р. Державин. Сведения о жизни и
творчестве.
«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки»,
«Памятник».
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот
поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и
философских раздумий.
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и
творчестве.
«Бедная Лиза». Внимание к
внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Литература XIX века
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX
века
В.А. Жуковский. Сведения о жизни и
творчестве с обобщением изученного («Светлана»,
«Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта.
Жуковский-переводчик
В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и
стихотворений. Стремление « найти связь
земного с небесным». «Море»
А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и
творчестве.
«Горе от ума». Своеобразие жанра
и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и
век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа
Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.
А.С. Пушкин. Жизнь и
творчество (основные вехи).
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…»,
«19 октября (1825 г.)», «Анчар»,
«Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах
Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого
духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики
поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г.
Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
«Евгений Онегин». История
создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора.
Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной
драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» -
первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской
критике. Понятие о литературном типе.
«Пиковая дама». Маниакальная жажда
денег, богатства, власти над людьми, погубившая
сильного, незаурядного человека. Роль в повести
фантастического элемента.
«Моцарт и Сальери». Проблема
таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
(основные вехи).
«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),
«Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не
тебя я так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина».
«Герой нашего времени». История
души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.
Самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль
других действующих лиц в
раскрытии характера главного героя произведения.
Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической
последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской
критике.
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!...», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество
(основные вехи).
«Мертвые души». Своеобразие жанра.
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья,
чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их
конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение
образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное
гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького
человека». Роль фантастики в повести
А.Н. Островский. Сведения о жизни и
творчестве.
«Свои люди – сочтемся». Тишка -
Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка:
претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм
островского («пьесы жизни»).
Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова
в русской поэзии XIX века.
«Тройка», «Размышления у парадного
подъезда». Восприятие
народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения
народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие
письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии
любовного чувства).
Понятие о лирическом герое.
Ф.М. Достоевский как
писатель-психолог.
«Белые ночи». Причины отчуждения
героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой
любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных
обстоятельствах.
«Бедные люди».
Л.Н. Толстой как исследователь
путей нравственного совершенствования человека.
«Юность» (обзор). Три эпохи
жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий
писателя в оценке людей. «Верьте себе».
Особенности повествования от первого лица.
IV.Литература XX века
Литература великих и трагических лет.
А. А. Блок. Сведения о жизни
и творчестве.
«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует
вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты –
как отзвук забытого гимна…».
Чувство личной ответственности за трагические
катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение
неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
«Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный
ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.
В.В. Маяковский. Сведения о жизни
и творчестве
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое
содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение…». Юмор и
патетика, метафорический строй стихотворения «Разговор на одесском рейде..» –
широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении
«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.
С.А. Есенин. Сведения о жизни
и творчестве.
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша»,
«Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с
голубыми ставнями…».
Родина и родная природа как источник лирических
переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности
жизни. Живописность, народная основа языка.
М.А. Булгаков. Сведения о жизни
и творчестве.
«Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав,
например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки
шариковщины.
Булгаков – сатирик.
М.А. Шолохов. Сведения о жизни и
творчестве.
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный»
героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От
судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль
пейзажа в портретных зарисовках.
А.И. Солженицын. Сведения о жизни
и творчестве.
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини
рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка,
притчевая обобщенность).
Зарубежная литература
В. Шекспир. «Гамлет».
Д.Алигери. «Божественная комедия»
И. Гете. «Фауст» (фрагменты).
Требования
к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса
В
результате изучения литературы ученик должен
знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных
родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения
и аргументировано отстаивать свою;
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
• формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
• формирование осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической
культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
• умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей планирования и регуляции своей дея-тельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных
произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы
народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных
произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное
произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов
сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их
роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным
ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с
духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к
произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных
случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое
отношение к ней;
• восприятие на слух литературных
произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические
произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и
цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и
домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы
как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание эстетической функции, роли
изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных
литературных произведений.
Учебно-тематический
план
№
|
Наименование
раздела
|
Рабочая
программа
|
Количество
часов
|
Всего
|
Развитие
речи
|
Вн/чт
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
|
1
|
|
|
2
|
Древнерусская
литература.
|
4
|
1
|
|
3
|
Русская
литература 18 века.
|
12
|
1
|
|
4
|
Русская
литература 19 века.
|
50
|
8
|
1
|
5
|
Русская
литература 20 века.
|
28
|
2
|
|
6
|
Зарубежная
литература
|
7
|
|
|
|
Итого
|
102
|
12
|
1
|
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Основная литература
1.
Беленький
Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-
хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2013.
2.
Беленький
Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по
литературе. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского
языка в 2010-2011 учеб-
ном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской
области.
4. Литература в 9 классе. Тесты.- М. Дрофа,2005
5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория.
История. Словарь. -
Москва: «Рольф», 2001.
6. Методические советы к учебнику литературы для 9 класса.
Литература. Пособие для
учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
7. Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.-
Москва: Новая школа, 2006.
8. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература
5-11 классы. Под ред.
Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
9. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный
компонент государствен-
ного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
10. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая
работа. 5-11 классы. - Волгоград:
Учитель, 2009.
11. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки.
Творческий поиск.- М.:
Материк – Альфа, 2006.
Дополнительная учебная литература
1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва:
Дрофа, 2000.
2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение,
2005.
3. Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для
подготовки к экзаменам. - М., Вера, 2002.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной
литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки 9 класс. - М.: Вако,
2007.
6. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 9
классе. - Просвещение, 2006.
7. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс.
Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
8. Козак О.Н. Литературные викторины в 9 классе. – С-Пб.:
Знамя, 1998.
9. Кондрашов В.Н. Готовимся к ГИА по литературе.– М.:
Просвещение, 2004.
10. Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля
знаний по литературе. 9
класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
11. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные
уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
12. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.
– М.: ВЛАДОС, 2006.
13. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. -
Москва: Русское слово, 2002.
14. Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.-
Волгоград: Учитель, 2006.
15. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Справочные пособия
1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. –
Москва: Локид-Пресс, 2007.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.:
Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.:
Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.:
Просвещение, 2000.
6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. -
Екатеринбург: Фактория,
2006.
7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.:
Книга, 1989.
8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих
терминов. – М.: Просвещение,
2005.
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х
томах. – М.: Астрель. АСТ,
10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского
языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
1. Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».
2. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и
абитуриентов по литературе.
Возраст: 5 – 11 классы».
3. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по
литературе 9 класс».
4. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 9
класса, 40 интерактивных
уроков».
5. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая
литература».
6. Диск «Пушкин А.С. Произведения».
7. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов,
Толковый словарь В. Даля, Гео-
графические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240
000 терминов».
8. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для
учащихся 5 -11 классов».
9. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
10. Диск а…», «Осен«Тестирующая программа
для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
11. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для
учащихся 5-11 классов».
12. Диск « Уроки
литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.