Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № от «___»_______20__г.

Директор Л.В.Шиленкова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу литературы,

изучаемому на базовом уровне.

( 9 класс)






Якимова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.













Срок реализации программы 2014-2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы В.А.Коровиной «Литература. Программы общеобразовательных учреждений», 5-11 классы, 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2009.

Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС.

Учебно-методический комплект:

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений 9 класс в двух частях. Автор-составитель В.Я.Коровина Москва «Просвещение»,2014

Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

  • развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 9 класса должен знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе IX класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Количество контрольных работ за год:

Контрольная работа, тестирование

Классное сочинение

Домашнее сочинение

11

5

3

3


n/n

Тема урока

Тип урока.

Наименование самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ и их функции

Формы контроля знаний

Необходимое оборудование

Количество часов

Дата

план

факт

В процессе изучения курса литературы IX класса необходимо обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптация учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения познания профессионально-трудового выбора, личностного развития. Учащиеся должны уметь выразительно читать произведения художественной литературы, лирические произведения наизусть (в рамках программы), владеть навыками анализа художественного произведения, иметь представление о биографии писателей. Свободно владеть монологической и диалогической речью

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Комбинированный.


Тест. Проверка уровня домашнего летнего чтения

Учебник

1



2-3

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»

Изучение нового. Лекция



Учебник

2



4

Р.Р. Художественные особенности «Слова…»

Подготовка к домашнему сочинению

Урок развития речи.


Домашнее сочинение. Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Учебник

1



5

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVII века

Изучение нового. Лекция



Учебник

1



6

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом

Комбинированный.



Учебник

1



7

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Комбинированный.


Выразительное чтение, анализ художественных средств

Учебник, «Стихотворения» М.В.Ломоносова

1



8

Г.Р.Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям»

Урок внеклассного чтения



Учебник

1



9

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

Урок комплексного применения знаний.


Выразительное чтение, анализ художественных средств

Учебник, «Стихотворения», Державина

1



10

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



11

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Комбинированный.


Выразительное чтение, анализ текста


1



12

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

Урок развития речи

Домашнее сочинение

Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Учебник, Хрестоматия

1



13

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

Урок изучения нового. Лекция-беседа



Учебник, энциклопедия

1



14

Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое».

Комбинированный.


Выразительное чтение

Учебник

1



15

В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады

Комбинированный.


Выразительное чтение

Учебник

1



16

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



17

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Комбинированный.


Выразительное чтение драматического произведения, анализ композиции

Учебник, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

1



18 - 19

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Комбинированные.


Выразительное чтение драматического произведения, анализ композиции

Учебник, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2



20-21

Чацкий в системе образов комедии

Комбинированные.


Выразительное чтение драматического произведения, анализ композиции

Учебник, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2



22

Р.Р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Урок развития речи


Составление плана домашнего сочинения

Учебник, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

1



23

Р.Р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Урок развития речи

Домашнее сочинение

Составление конспекта литературной статьи. Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

1



24-25

А.С.Пушкин: жизнь и судьба

Изучение нового. Лекция- беседа



Учебник, энциклопедия

2



26

Дружба и друзья в лирике А.Пушкина

Комбинированный.


Выразительное чтение наизусть

А.С.Пушкин «Избранное»

1



27

Свободолюбивая лирика

Комбинированный


Проверка знания лирики А.С.Пушкина

А.С.Пушкин «Избранное»

фонохрестоматия

1



28

Любовная лирика

Комбинированный


Выразительное чтение наизусть. Проверка умения выразительно читать наизусть и анализировать текст

А.С.Пушкин «Избранное»

фонохрестоматия

1



29

Тема поэта и поэзии

Комбинированный



Учебник, лекции

1



30

Урок-зачет по теме" Биография и лирика А.Пушкина"

Урок контроля

Зачетная работа с целью проверки ЗУН



1



31

А.С.Пушкин. Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери»

Урок внеклассного чтения


Выразительное чтение, анализ текста

А.С.Пушкин «Моцарт и САльери»

1



32

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Комбинированный.


Анализ художественного текста

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

фонохрестоматия

1



34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Комбинированный.


Анализ художественного текста

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

1



35-36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Урок комплексного применения знаний.


Анализ художественного текста

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2



37

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Комбинированный.


Анализ художественного текста

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

1



38

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Семинар


Проверка знания текста романа «Евгений Онегин», понимания особенностей характеров героев

Учебник, лекции

1



39-40

Р.Р. Классное сочинение по роману «Евгений Онегин»

Урок развития речи

Сочинение с целью обогащения словарного запаса учащихся, проверка умения выражать свое мнение

Сочинение

Белинский «Избранные статьи»

2



41

М.Лермонтов: личность, судьба, эпоха

Изучение нового. Лекция - беседа



Учебник, энциклопедия

1



42

Лермонтов и светское общество

Комбинированный


Выразительное чтение, анализ стихотворений

М.Ю.Лермонтов «Избранное»

фонохрестоматия

1



43

Лермонтов и его поколение

Комбинированный


Выразительное чтение наизусть. Проверка умения выразительно читать наизусть и анализировать текст

М.Ю.Лермонтов «Избранное»

фонохрестоматия

1



44

Любовь в жизни и лирике поэта

Комбинированный


Анализ стихов по выбору, пересказ

Учебник, лекции

фонохрестоматия

1



45

Россия глазами поэта

Комбинированный



Учебник, энциклопедия

1



46

Зачет по лирике М.Лермонтова

Урок контроля




1



47

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения»

Комбинированный.


Анализ прозаического произведения

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

1



48-50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Комбинированные.


Анализ прозаического произведения

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

3



51

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Комбинированный


Анализ прозаического произведения

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

1



52

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Комбинированный


Анализ прозаического произведения

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

1



53

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Семинар


Проверка знания текста произведения. Умение анализировать его идейно-художественное своеобразие

Белинский «Избранные статьи»

1



54

Классное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок контроля

Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Сочинение

Учебник, лекции

1



55

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



56- 57

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

Уроки комплексного применения знаний.


Проверка навыков анализа эпизода художественного произведения

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

2



58

Образ города в поэме «Мертвые души»

Комбинированный.


Обсуждение прочитанного

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

1



59

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Комбинированный.


Характеристика героя

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

1



60-61

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора

Семинар


Обсуждение прочитанного, диспут. Проверка умения дискутировать по предложенной теме

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

2



62

Итоговая работа по поэме Гоголя «Мертвые души»

Урок контроля

Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Сочинение, тестовая часть

Учебник, лекции

1



63

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета

Изучение нового. Лекция -беседа



Учебник

1



64

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок»

Комбинированный.


Анализ отрывков пьесы

Учебник

1



65- 66

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Комбинированные.



Учебник

2



67

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Тоска».

Изучение нового. Лекция



Учебник, Чехов «Избранное»

1



68-69

Классное сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся)

Урок развития речи

Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Сочинение

Учебник, лекция

2



70

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



71

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи»

Комбинированный.


Анализ рассказа

Учебник, И.А.Бунин «Темные аллеи»

1



72

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи»

Комбинированный

Проверка навыка грамотно рассуждать по предложенной теме

Сочинение-миниатюра

Учебник, И.А.Бунин «Темные аллеи»

1



73

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Изучение нового. Лекция. Беседа


Обсуждение произведения

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

1



74

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Комбинированный

Развернутый ответ на вопрос

Проверка уровня понимания учащимися художественного произведения


1



75

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»

Изучение нового.


Обсуждение прочитанного

М.А.Шолохов «Судьба человека»

1



76

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

Урок комплексного применения знаний.


Анализ художественных средств произведения

М.А.Шолохов «Судьба человека»

1



77

Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века

Урок контроля

Сочинение с целью обогащения словарного запаса учащихся, обучение умению выражать свое мнение

Проверка уровня понимания учащимися художественного произведения

Учебник. Лекция

1



78

Русская поэзия Серебряного века

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



79

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер нес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить»

Комбинированный.


Выразительное чтение наизусть. Проверка навыков выразительного чтения

Блок «Избранное»

фонохрестоматия

1



80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Комбинированный.


Выразительное чтение наизусть. Проверка навыков выразительного чтения

Есенин «Избранное»

фонохрестоматия

1



81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»

Урок развития речи

Проверка навыков анализировать стихотворное произведение

Сочинение-миниатюра

Учебник. Лекция

1



82-83

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

Комбинированные.


Выразительное чтение

Маяковский «Избранное»

фонохрестоматия

2



84

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

Изучение нового.


Выразительное чтение

Цветаева «Избранное»

фонохрестоматия

1



85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве»

Урок комплексного применения знаний.


Беседа по творчеству М.И.Цветаевой

Цветаева «Избранное», учебник

1



86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта

Комбинированный.


Выразительное чтение

Н.А.Заболоцкий «Избранное»

фонохрестоматия

1



87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Комбинированный.


Выразительное чтение

Ахматова «Избранное»

фонохрестоматия

1



88

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

Урок комплексного применения знаний.


Чтение наизусть. Проверка навыков выразительного чтения наизусть

Ахматова «Избранное», учебник

1



89

Б.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения.

Комбинированный.


Выразительное чтение

Учебник, фонохрестоматия

1



90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

Изучение нового.


Пересказ, анализ лирики

Учебник

1



91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом»

Комбинированный.


Выразительно чтение наизусть. Проверка навыков выразительного чтения наизусть

Учебник

1



92

Зачетное занятие по русской лирике XX века

Урок контроля

Проверка знания лирики XX века

тест

Учебник, лекция

1



93-94

А.Солженицын «Матренин двор»

Комбинированный.


Анализ художественного текста

Учебник

2



95-96

Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков

Комбинированный.


Выразительное чтение

Учебник, фонохрестоматия

2



97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен)

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



98

Трагизм любви Гамлета и Офелии

Урок внеклассного чтения


Обсуждение отрывков трагедии

Шекспир «Гамлет»

1



99

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен)

Изучение нового. Лекция



Учебник, энциклопедия

1



100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера

Урок внеклассного чтения


Сопоставительная характеристика героев

Гете «Фауст»

1



101-102

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля. Тестирование

Проверка знания произведений, изученных в IX классе

тест


2







Учебно-методическая литература:

Для ученика (обучающегося)

1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений 9 класс в двух частях. Автор-составитель В.Я.Коровина Москва «Просвещение» 2007.

Для учителя (преподавателя)

Обязательная

1. В.А.Коровина «Литература. Программы общеобразовательных учреждений», 5-11 классы, 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2007.

2. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Литература.

4. И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных. Поурочные разработки по русской литературе вторая половина 19 века. Москва «Вако» 2003

5. Л.И.Косивцова Литература 9 класс поурочные планы. Волгоград Издательство «Учитель» 2003

Дополнительная

1.М.М. Голубков, Б.С.Бугров Русская литература 19-20 веков. Издательство Московского университета 2001

2. Н.Ф. Ромашина Тесты текущего и обобщающего контроля 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2007.

3. О.П.Монахова, М.В.Малхозова Русская литература 19 века в трех частях Москва ТОО «Марк» 1994


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


1. http://school-collection.edu.ru

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru

4. http://www.openclass.ru/






«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка и литературы №….. от «…»…………………20….г.



«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

……………….(С.Э.Моисеева)

от «…..»……………. 20….г.


Рабочая программа по литературе 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы В.А.Коровиной «Литература. Программы общеобразовательных учреждений», 5-11 классы, 9-е издание, Москва, «Просвещение», 2009.

Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. 

Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС.

Учебно-методический комплект:

 

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений 9 класс в двух частях. Автор-составитель В.Я.Коровина Москва «Просвещение»,2014

Автор Якимова Юлия Александровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 339
Номер материала 13628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓