Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой


Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

102 часа


урока

Тема урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

1.

Введение. Художественная литература как искусство слова.

Художественная литература как искусство слова. Развитие понятия о художественном образе.

Чтение вступительной статьи учебника, составление таблицы

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни; уметь аргументировано отвечать на вопросы.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы учебника 1-4.


2.

Древнерусская литература.

ДРЛ. Поучения – традиционный жанр древнерусской литературы. Религиозно-назидательный характер поучений.

Лекция учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта.

Дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами ДРЛ.

Ответы на вопросы.

Прочитать «Поучение Владимира Мономаха».


3.

«Поучение Владимира Мономаха».

«Поучение Владимира Мономаха» как историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в «Поучении…»

Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта.

Знать понятие жанра поучений, содержание «Поучения…», понимать идейное содержание «Поучения…».

Беседа по вопросам учебника.

Написать краткое поучение, обращенное к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику.


4.

Русская литература 18 века. Классицизм.

Краткие сведения о литературе 18 века. Русский классицизм. Фонвизин – известный драматург, сатирик эпохи классицизма в русской литературе. Краткая биография.

Лекция учителя, чтение статьи учебника, беседа по вопросам, составление конспекта.

Знать особенности русской литературы 18 в., понятие «классицизм», принципы классицизма, биографию писателя.

Беседа по вопросам.

Прочитать комедию «Недоросль».


5.

Д.И.Фонвизин – сатирик эпохи возрождения. Комедия «Недоросль».

Комедия «Недоросль» - произведение эпохи классицизма в России. Злонравные и добродетельные персонажи (Простакова, Митрофан, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья, Милон). Обличение невежества, безнравственность провинциальных помещиков-крепостников.

Выразительное чтение по ролям эпизодов комедии, беседа по вопросам, характеристика персонажей.

Знать содержание комедии, уметь анализировать персонажей , понимать идейное содержание комедии.

Выразительное чтение, пересказ отдельных глав, характеристика персонажей.

Ответы на вопросы.


6.

Комедия «Недоросль».

Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистическая направленность комедии.

Выразительное чтение по ролям эпизодов комедии, беседа по вопросам.

Знать содержание комедии, уметь анализировать персонажей , понимать идейное содержание комедии.

Ответы на вопросы.

Мини-сочинение «Каким вы представляете Митрофана через 10-15 лет?»


7.

А.Н.Радищев.

Биография писателя.

Чтение статьи, конспектирование, ответы на вопросы.

Знать биографию писателя.

Ответы на вопросы.

Пересказать близко к тексту описание крестьянской избы в главе «Пешки»; выписать из текста цитаты, характеризующие тяжелое положение крепостных крестьян.


8.

Жанр путешествия. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Главы «Любани, «Спасская Полесть» и «Пешки».Гневный протест писателя против крепостного права и самодержавия, против угнетения человека человеком. Вера в торжество справедливости и в светлое будущее России.

Чтение фрагментов книги Радищева, пересказ главы «Любани», комментирование текста.

Знать особенности жанра путешествие, просветительские взгляды Радищева, строить высказывание. Определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

Ответы на вопросы.

Прочитать главу «Любани» из «Путешествия…»


9-10.

Урок развития речи. Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любани»

Быт и нравы крепостнической Руси в главе «Любани», гражданский пафос автора «Путешествия из Петербурга в Москву»

Письменный сжатый пересказ главы «Любани», построение рассуждения.

Знать приемы сжатия текста, письменно строить высказывание, редактировать текст.

Сжатое изложение и письменный ответ на вопрос «Какие чувства владеют авторомпри описании жизни крестьян в главе «Любани»?»



11.

Русская литература 19 века. А.С.Пушкин – гениальный русский поэт.

Краткий историко-литературный обзор данного периода. Биография писателя. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество).

Лекция учителя, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, понимать значение Пушкина для русской культуры, уметь строить высказывание, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта.

Составление летописи жизни и творчества поэта.

Рассказать о поэте.


12.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

«19 октября», «19 октября 1827 года» - стихи о лицейской дружбе. Воспевание бескорыстных дружеских чувств и преданности лицейских товарищей.

Чтение и восприятие стихотворений, ответы на вопросы репродуктивного характера, выразительное чтение стих., сообщение учащихся о друзьях и адресатах дружеской лирики.

Знать, как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина, адресатов дружеской лирики; понимать образную природу стихотворений о дружбе, нравственную основу лирики, уметь воспринимать и анализировать стихотворения, выразить свое отношение к прочитанному, выразительно читать.

Ответить на вопросы.

Выучить наизусть один из понравившихся отрывков из стихотворений.


13.

Вольнолюбивая лирика Пушкина.

«Во глубине сибирских руд…»

«Во глубине сибирских руд…». Восхищение поэта мужеством декабристов, вера в торжество светлых идеалов.

Выразительное чтение стих., ответы на вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.

Знать: какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы; понимать идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение наизусть, ответить на вопросы.

Выучить стихотворение наизусть.


14.

Вольнолюбивая лирика Пушкина. «Анчар».

«Анчар» - одно из самых ярких произведений вольнолюбивой лирики Пушкина. Осуждение произвола и деспотизма, рабства и тирании. Значение символического образа «древа яда».

Выразительное чтение стих., ответы на вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.

Знать: какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы; понимать идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение наизусть, ответить на вопросы.

Выразительное чтение стихотворения «Анчар».


15.

Философская лирика Пушкина.

«Подражание Корану» - произведение философской лирики поэта. Иносказательный смысл стихотворения.

Тема человеческого греха и ответственности человека перед Богом.


Выразительное чтение стих., ответы на вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.

Знать философские мотивы в лирике Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Ответы на вопросы.



15.

Философская лирика Пушкина.

«Осень». История создания стихотворения (вторая Болдинская осень). Поэтическое описание Пушкиным его любимого времени года. Лирический герой произведения. Образная система. «Вновь я посетил…» - один из лучших образцов философской лирики Пушкина. Созидательная идея о преемственности поколений в произведении. Нерифмованный (белый) стих.

Выразительное чтение стих., ответы на вопросы репродуктивного характера, анализ текста стих. по опорным вопросам.

Знать философские мотивы в лирике Пушкина; уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы. Инд. зад.: сообщения об адресатах любовной лирики поэта.


16.

Любовная лирика А.С.Пушкина.

«Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» - произведения любовной лирики поэта. Поэтический образ любимой женщины.

Восприятие стих., ответы на вопросы, сообщения учащихся об адресатах любовной лирики поэта, выразительное чтение стих.. анализ стих.

Знать адресатов любовной лирики, понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики Пушкина; уметь выразительно читать стих., строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

Ответить на вопросы.

Выучить наизусть одно из стихотворений.


17.

Размышления о поэте и поэзии. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» - стихотворение Пушкина, подводящее итог его размышлениям о поэте и поэзии. Эпиграф к стихотворению. Лексика произведения.

Чтение и восприятие стихотворения, ответы на вопросы.

Понимать идейное содержание стихотворения, строить монологические высказывания.

Ответить на вопросы.

Выучить стихотворение наизусть.


18

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка».

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их подлинные прототипы.

Чтение статьи в учебнике о повести «Капитанская дочка», ответы на вопросы.

Знать творческую историю романа «Капитанская дочка», понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины 2.

Ответить на вопросы.

Перечитать главы 1-2, подготовить сжатый пересказ.


19.

Формирование характера Петра Гринева.

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Осмысление сюжета произведения. Событий , характеров, ответы на вопросы, сжатый пересказ глав 1,2.

Понимать особенности жанра. Роль эпиграфов. Уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий». Имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям.

Ответить на вопросы.

Перечитать главы 3-5. Подготовить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания. Сравнительную характеристику Гринева и Швабрина.


20.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Путь духовного становления героя. Гринев и Швабрин.

Краткий пересказ главы «Крепость», краткий рассказ о жизни Гринева до восстания, устное словесное рисование (дуэль), сравнительная характеристика Гринева и Швабрина, анализ текста.

Понимать, что самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира; уметь анализировать текст, давать сравнительную характеристику героям.

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой», перечитать главы 6-7.


21.

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа.

Сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой», комментирование текста, анализ текста.

Понимать отношение автора и других действующих лиц к героине. Уметь оценивать высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять смысл названия романа.

Ответить на вопросы.

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить к ней сообщении. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе».


22.

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ.

Комментирование художественного текста (главы «Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ»), анализ.

Уметь объяснять отношение автора к проблеме народного восстания, как к бунту, бессмысленному и беспощадному, масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя, сравнивать Пугачева и Екатерину 2.

Ответить на вопросы.

Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина . Подготовить сообщение.


23.

«Капитанская дочка». Обобщающий урок.

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Соотношение темы, идеи и художественных образов произведения. Историзм худ. литературы, реализм, роман (начальные представления).

Характеристика образа Пугачева по плану.

Знать, как соотносятся в произведении Историческая правда и художественный вымысел. Понимать место обычного человека в великих исторических событиях

Ответить на вопросы.

Подготовить цитатный материал к образу Гринева.


24-25.

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях.

Систематизация отобранного материала, составление плана.

Уметь обдумывать тему, определять основную мысль сочинения в соответствии заданной темой, строить развернутые высказывания, соблюдая нормы литературного языка.

Редактирование написанного. Создание сочинения .



26.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Сообщение о поэте.

Лекция учителя, чтение статьи, ответы на вопросы.

Знать биографию поэта.

Ответы на вопросы.

Ответить на вопросы.


27.

«Смерть поэта». «Поэт».

Стихотворение «Смерть поэта» как гражданский подвиг М.Ю.Лермонтова.

Выразительное чтение стих., анализ.

Понимать идейный смысл стихотворения, его художественные особенности; уметь выразительно читать стих., строить высказывания, отвечать на вопросы.

Ответы на вопросы.

Выучить стихотворение наизусть.


28.

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.

Тема любви в лирике Лермонтова. «Утро на Кавказе». «Черкешенка». «Баллада».

Чтение и восприятие стих., ответы на вопросы, выразительное чтение.

Понимать идейный смысл стихотворений, уметь выразительно читать.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение стих.


29.

Тема родины и природы в лирике Лермонтова.

Тема родины в творчестве поэта. «Когда волнуется желтеющая нива… ». Раздумья Лермонтова о судьбе России в стих. «Родина»

Чтение и восприятие стих., ответы на вопросы, выразительное чтение, анализ.

Понимать идейно-художественное своеобразие стихотворений.

Ответы на вопросы.

Стих «Родина» выучить наизусть.


30.

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри».

История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы.

Чтение поэмы и статьи учебника, ответы на вопросы, комментирование текста.

Понимать значение Кавказа для Лермонтова, знать историю создания поэмы, ее сюжет, тему и идею произведения, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя.

Ответы на вопросы.

Прочитать произведение.


31.

Судьба свободолюбивой личности в поэме. Образ Мцыри.

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме.

Пересказ жизни Мцыри в монастыре, комментирование.

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора, средства раскрытия главного героя; уметь давать характеристику литературному герою.

Составить плана характеристики главного героя.

Подготовить рассказ о Мцыри по плану, выучить наизусть отрывок из поэмы.


32.

«Мцыри». Выразительное чтение отрывка из поэмы.

Рассказ о Мцыри, выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.

Знать наизусть отрывок произведения, выразительно прочитать его.

Выразительное чтение наизусть



33-34.

Уроки развития речи. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.







35.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.

Н.В.Гоголь – писатель. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре.

Чтение статьи о писателе, сообщения учащихся о постановке «Ревизора» в Москве.

Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В.Гоголя, историю создания и постановки комедии, понимать идейный замысел комедии.

Ответить на вопросы.

Прочитать первое действие комедии. Составить таблицу о чиновниках города.


36.

«Ревизор» как социальная комедия.

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.

Чтение замечаний для актеров, чтение по ролям, устное словесное рисование, анализ текста пьесы, образов чиновников.

Знать содержание комедии, уметь подтверждать примерами из первого действия повсеместность произвола и беззакония властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия, определить завязку действия комедии.

Ответить на вопросы.

Прочитать действия 2,3 комедии.


37.

Хлестаков и хлестаковщина.

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление.

Пересказ (прошлое Хлестакова), чтение по ролям, анализ.

Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях, оценивать речь героя, понимать, что такое хлестаковщина.

Ответить на вопросы.

Подготовить характеристику Хлестакова.


38.

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения.

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа.

Связный рассказ о городничем. Чтение по ролям, комментирование, анализ глав.

Уметь объяснять композицию пьесы, уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, наблюдать над речью действующих лиц.

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщение «О чем говорят «говорящие» фамилии в комедии?» Озаглавить каждое действие цитатами из текста.


39.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии.

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

Рецензия на самый комический эпизод в комедии, сообщение «О чем говорят «говорящие» фамилии в «Ревизоре»?»; защита вариантов цитатного плана комедии.

Уметь делать обобщенные выводы о героях комедии, наблюдать над речью действующих лиц, определять роль ремарок.




40.

Н.В.Гоголь «Театральный разъезд после представления комедии». В.Г.Белинский «Русская литература в 1841 году».

Единственно «честное, благородное» лицо в комедии – смех. Оценка комедии В.Г.Белинским.

Чтение и анализ статей.

Знать мнение Белинского о комедии «Ревизор».

Ответить на вопросы.



41.

Урок развития речи. Сочинение по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.







42.

И.С.Тургенев. Повесть «Ася».

Жизнь и творчество писателя. Повесть «Ася». История создания. Право личности на счастье, отношение человека к окружающему миру, его место в природе – главные темы повести.

Сообщение о писателе, чтение отрывка, анализ.

Знать биографию писателя, историю создания произведения.

Ответить на вопросы.

Прочитать отрывок, ответить на вопросы.


43.

Характеристика героев повести «Ася».


Характеристика героя, выразительное чтение, пересказ.

Знать героев произведения, уметь составлять характеристику героев.

Ответить на вопросы.

Сделать устное сообщение (вопрос 6 учебника)


44.

Стихотворения в прозе. «Два богача», «Как хороши, как свежи были розы…»

Стихотворения в прозе как лирический жанр. Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Социальные мотивы в стихотворениях в прозе Тургенева. Торжество вечно обновляющейся жизни на земле.

Чтение и восприятие стихотворений, выразительное чтение, анализ.

Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания, тематика, понимать нравственный смысл стихотворений.


Сочинить стихотворение в прозе


45.

Урок развития речи. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.







46.

Н.А.Некрасов. Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога».

Вехи жизни и творчества поэта, главная тема поэзии, место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам.

Знать биографию писателя, место стихотворения в творчестве поэта.

Ответить на вопросы учебника.

Выучить наизусть отрывок из стих.


47.

Картины подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

Двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическая направленность стихотворения, трехсложные размеры стиха. Роль эпиграфа.

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам, объяснение теоретических вопросов.

Знать определение понятия «эпиграф», тематику стих., трехсложные размеры стиха; уметь анализировать стихотворение.

Выразительное чтение наизусть. Ответить на вопросы.



48.

«Песня Еремушке», «Тройка»

«Песня Еремушке», Страстный призыв к новому поколению демократической молодежи. Боль поэта за судьбу своего народа. Смысл концовки стихотворения. «Тройка». Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Лиризм, искренность чувств – основные черты его лирических произведений. .горькие раздумья автора о судьбе крестьянской девушки.

Чтение и анализ стихотворения.

Понимать идейное содержание стихотворения.

Беседа по вопросам.

Составить словесные портреты няни и проезжего. Выучить наизусть несколько строк из стихотворения «Песня Еремушке».


49.


«Размышления у парадного подъезда».


«Размышления у парадного подъезда».

Сочувствие поэта обездоленным. Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной худ. прием, раскрывающий идейное содержание стих. Связь картин природы с раздумьями поэта о родине. Смысл заключительных строк стихотворения.


Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стих.

Чтение и анализ стихотворения.

Понимать идейное содержание стихотворения.

Понимать идейное содержание стихотворения.

Беседа по вопросам.

Беседа по вопросам.

Выучить наизусть отрывок из стих. «Размышления у парадного подъезда».


Сообщение А.А.Фете.


50.

Лирика А.А.Фета.

А.А.Фет – русский поэт 19 века. «Учись у них – у дуба, у березы…», «Как много, Боже мой, за то б я отдал дней…». Природа – объект эстетического восторга, художественного наслаждения поэта. Неразрывная связь человека с природой в стихотворениях поэта. Мечта поэта о встрече с любимой. Возвышенность чувств.

Чтение и анализ стихотворения. Анализ средств выразительности.

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности, уметь слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета.

Ответить на вопросы.

Написать мини-сочинение о восприятии вами поэзии Фета.


51.

Н.С.Лесков «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Изображение русского характера.

«Левша» - «шедевр лесковского творчества» (Ю.Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека.

Чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, сообщение о Лескове и рассказ о тульском мастеровом.

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности, определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша».

Рассказать о характере Левши, ответить на вопросы.

Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан», «»Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу»


52.

Народ и власть в сказе. Особенности языка сказа

Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении.

Ответы на вопросы, выразительное чтение, комментарии к тексту, анализ текста.

Знать содержание рассказа, понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять, какого авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

Ответить на вопросы. Найти приемы сказочного повествования.

Групповые задания: выписать из текста сказа приемы сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов. Ответить: кто и когда их произносит?


53.

Урок развития речи. Сочинение «Что я знаю о народных умельцах (мастерах)»







54..

Рассказ «На краю света».

Художественное описание жизни, обычаев и культурных традиций народов Сибири. Образ русского архиерея, просвещенного человека, гуманиста. Рассуждения о «святой скромности православия», об особом «русском Боге». Мысль о том, что принуждением и обольщением нельзя навязывать человеку свою веру.

Фигура проводника как образ-символ доброты и самоотверженности.

Ответы на вопросы, выразительное чтение, комментарии к тексту, анализ текста.

Знать содержание рассказа, понимать, что принуждением и обольщением нельзя навязывать человеку свою веру, понимать фигуру проводника как образ-символ доброты и самоотверженности.

Ответить на вопросы.

Сообщение о Л.Н.Толстом. Прочитать рассказ «После бала».


55.

Л.Н.Толстой «После бала». Обличительная сила рассказа.

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения (антитеза как способ построения произведения).

Ответы на вопросы, выразительное чтение, комментарии к тексту, анализ текста.

Знать биографию писателя, содержание рассказа, понимать мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества.

Ответить на вопросы.

Написать сочинение «Полковник на балу и после бала». Подготовить сообщение об А.П.Чехове.


56.

А.П.Чехов «Смерть чиновника».

Сообщение о писателе. «Смерть чиновника». Жанр рассказа-анекдота, в котором через внешний комизм бытовых ситуаций выражается критика рабской психологии запуганного человека. «Говорящие фамилии» в рассказе. Юмористические рассказы, рассказы-анекдоты.

Ответы на вопросы, выразительное чтение, комментарии к тексту, анализ текста.

Знать биографию писателя, содержание рассказа, «говорящие фамилии» рассказа, рассказ-анекдот; понимать образ Червякова как продолжателя галереи «маленьких людей» в русской литературе 19 века.

Ответить на вопросы.

Перечитать рассказы А.П.Чехова. Подготовиться к сочинению «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»


57.

Урок развития речи. Сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»





Подготовиться к контрольной работе по литературе 19 века.


58.

Контрольная работа по произведениям русской литературы 19 века.

Изученные в этом году произведения.

Ответить на вопросы.

Знать авторов, содержание произведений, героев; уметь анализировать.

Ответить на вопросы.



59.

Русская литература 20 века (Обзорная лекция).

Особенности русской литературы 20 века.

Лекция учителя.

Знать особенности русской литературы 20 века.

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщение об И.А.Бунине.


60.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.

Сообщение об И.А.Бунине. Реалистическое и детальное изображение мира живой природы в поэзии Бунина 900-х годов.

Сообщение о писателе, ответы на вопросы, чтение и восприятие стихотворений, выразительное чтение, анализ.

Знать вехи жизненного и творческого пути писателя, особенности лирики.

Факты биографии И.А.Бунина.

Выучить одно из стихотворений наизусть.


61.

Рассказ «Ворон».

Тема первой любви. Быт и нравы семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны, девушки-гувернантки, воспитательницы дочери чиновника. Трагическая судьба двух влюбленных – гувернантки и сына чиновника. Проблема отцов и детей в рассказе. Жанр рассказа.

Чтение, комментирование, анализ рассказа.

Знать содержание рассказа, уметь анализировать.

Ответы на вопросы.

Сообщение о Максиме Горьком.


62.

Максим Горький «Легенда о Данко»

Образ смельчака Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Осуждение обывателя, мещанского стремления к покою. Образ «осторожного» человека. Развитие понятия о символе. Развитие понятия о языке.

Чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ текста.

Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения, Уметь оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.

Ответы на вопросы.

Выучить наизусть отрывок.


63.

Подготовка к сочинению «В жизни всегда есть место подвигам».







64.

«Мои университеты»

Заключительная часть автобиографической трилогии писателя. Взаимоотношения писателя с окружающим миром. Утверждение мысли, что человека создает его сопротивление окружающей среде. Развитие понятия об автобиографической повести.

Чтение и анализ произведения.

Знать содержание, автобиографический характер произведения, понимать идейное содержание текста.

Ответы на вопросы.

Сообщение о А.А.Блоке.


65-66.

А.А.Блок. «Трагический тенор эпохи».

А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в жизни России в поэзии Блока 900-х годов. Чистота и возвышенность чувств лирического героя; постижение им красоты окружающего мира; стремление проникнуть в тайны, которые находятся за пределами Земного. Образ «нищей России», вера в ее будущее. Развитие понятия о художественном образе-символе. Метафорические образы в поэзии.

Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений.

Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода, понимать идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; уметь выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Ответы на вопросы.

Написать краткий отзыв об одном из стихотворений поэта. Стихотворение «Россия» выучить наизусть.


67.

В.В.Маяковский. Особенности стихов Маяковского. «Прозаседавшиеся».

Творческий путь Маяковского. Патетика и сатира в произведениях. Обличение бюрократизма как выражение патриотических чувств поэта. Расширение понятия о ритме и рифме. Пауза как элемент стиха.

Сообщение о писателе, лекция учителя, ответы на вопросы, выразительное чтение.

Знать жизненный и творческий путь Маяковского, особенности его стихов, выразительно читать стихотворения и анализировать их.

Ответы на вопросы.

«Прозаседавшиеся» (отрывок выучить наизусть).


68.

«Хорошее отношение к лошадям».

Сострадание, сочувствие, доброта как естественная норма жизни человека.

Чтение и анализ стихотворения.

Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.



69.

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения «Мое понимание поэзии В.Маяковского».


Составление плана и тезисов сочинения.



Сообщение о С.Есенине, защита поэтических сборников.


70.

С.А.Есенин – певец России.

С.Есенин. Слово о поэте. Образы русской природы в стихах Есенина. Народно-песенные истоки его лирики. Близость в сознании автора труда поэта и труда крестьянина. Образные средства художественной выразительности в лирической поэзии.

Пересказ статьи учебника с сопровождением чтения стихов, выразительное чтение стихотворений, защита поэтических сборников.

Знать основные факты жизни, особенности творческого метода, понимать идейный смысл стихотворений, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Ответы на вопросы.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Дать развернутый ответ на вопросы (с.57, в.2).


71.

Александр Грин «Алые паруса».

Слово о писателе. Романтическое произведение писателя. Воспевание любви, верности. Вера в исполнение мечты. Образы Лонгрена и Ассоль.

Чтение статьи учебника о Грине, чтение и анализ произведения.

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать авторский стиль.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.


72.

Урок развития речи. Отзыв на прочитанный фрагмент романа «Алые паруса».







73.

А.А.Ахматова «Родная земля».

Сообщение о поэте. Отношение поэта и лирического героя к родной земле как к святыне. Слово-образ «земля» и его значение для раскрытия основной идеи стихотворения.

Сообщение о поэте, чтение и анализ стих.


Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать авторский стиль.

Ответы на вопросы.

Сделать устное или письменное сообщение «Связь моя со временем» - стихотворения А.А.Ахматовой.


74.

Творчество М.И.Цветаевой.

Сообщение о поэте. Особенности стихотворений. «Ошибка», Из цикла «Стихи о Москве», «Тоска по родине».

Ответы на вопросы.

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать авторский стиль.

Ответы на вопросы.

Выучить наизусть одно из стихотворений.


75-76.

М.М.Зощенко. Юмористические рассказы.

Зощенко – продолжатель юмористических и сатирических направлений в русской литературе. Маска рассказчика-повествователя в произведениях писателя. Осуждение пошлости и «обывательщины» в общественной жизни в эпоху расцвета нэпа.

Сообщение о писателе, чтение и анализ рассказов.

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать рассказы.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.


77.

Н.А.Заболоцкий «Еще заря не встала над селом…»

Сообщение о поэте. Человек и природа. Красота зимнего пейзажа и ее восприятие человеком. Воздействие природы на внутренний мир человека. Средства художественной выразительности в пейзажной лирике.

Сообщение о поэте, чтение и анализ стих.

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать авторский стиль.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение, вспомнить произведения о зиме писателей и поэтов вашего народа.


78.

К.Г.Паустовский «Зарубки на сердце».

Моральный долг детей перед родителями. Проблема отцов и детей. Смысл названия рассказа. Развитие понятия о композиции произведения.

Сообщение о писателе, чтение и анализ произведения.

Знать автора, факты его биографии, творческой деятельности, анализировать произведение.

Ответы на вопросы.

Сообщение о А.Т.Твардовском.


79.

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя. Широкая популярность поэмы во время ВОВ. Отношение к поэме современного читателя.

Сообщение о писателе, ответы на вопросы.

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы, понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной войны.

Ответить на вопросы.

Прочитать произведение. Отрывок (до 30 строк) выучить наизусть.


80.

Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов.

Человек на войне. Василий Теркин – защитник родной страны. Обобщающий смысл главного героя. Веселая удаль, жизнерадостность, душевная стойкость В.Теркина.

Выразительное чтение глав, сообщение о военной биографии В.Теркина, анализ глав.

Знать содержание глав, уметь анализировать.

Ответить на вопросы.

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина.


81.

Урок развития речи. Сочинение

«Образ солдата-героя в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»






82.

«Я убит подо Ржевом»

Чувство сопричастности поэта к истории своей страны. Желание понять истоки побед в годы ВОВ. Чувство горечи автора от огромных потерь народа на войне. Своеобразие средств художественной выразительности в поэзии Твардовского.

Чтение и анализ произведения.


Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Устное сообщение (в.3, стр.147). Выразительное чтение стихотворения.


83.

В.М.Шукшин «Обида».

Обличение грубости, казенного отношения к человеку – всего того, что ранит и калечит «светлые души» людей. Шукшин как знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании человека. Развитие понятия о жанре короткого рассказа.

Сообщение о писателе. Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Прочитать рассказ «Срезал»


84.

В.М.Шукшин «Срезал».

Шукшин как знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании человека. Развитие понятия о жанре короткого рассказа.

Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Сделать устное сообщение «Язык прозы Шукшина».


85.

Е.А.Евтушенко «Платок»

Воспевание дружественных чувств в отношениях между народами. Осуждение жестокости национальной розни. Обращение поэта к интернациональным традициям народа. Актуальность проблематики стихотворения в наши дни. Развитие понятия о стихе.

Чтение и анализ стихотворения.


Знать содержание и понимать идейный смысл стихотворения.

Ответить на вопросы.

Выразительное чтение стихотворения.


86.

Контрольная работа по литературе 20 века.







87.

Литература народов России. Эпические произведения народов России. «Олонхо».

«Олонхо» - якутские героические сказания о богатырях, отстаивавших мирную и привольную жизнь. Индивидуальные и коллективные формы исполнения «Олонхо». Основные герои «Олонхо» - Нюргун Боотур и Айтами Куо. Подвиги Нюргун Боотура в борьбе с чудовищами Подземного Мира.

Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Ответить на вопросы.


88.

«Джангар» - народная эпическая поэма калмыцкого народа.

Описание подвигов хана Джангара и его 12 баатров (богатырей). Заветная мечта калмыцкого народа о счастливой стране Бумбе, где «все родовиты, нет бедняков и сирот», - стране вечного счастья.

Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Ответить на вопросы.


89.

Поэзия Мустая Карима.

М.Карим – башкирский прозаик, лирик, драматург. Пейзажная и философская лирика поэта. Лиризм и психологизм в изображенни родной поэту природы. Сопоставление природы и мира человека. Раздумья о кратковременности жизненного пути человека. Своеобразие средств художественной выразительности в лирике М.Карима.

Чтение и анализ стихотворений.

Знать содержание и понимать идейный смысл стихотворений.

Ответить на вопросы.

Выразительное чтение стих.


90.

Мусса Джалиль.

Мусса Джалиль – татарский поэт. «Красная ромашка». Песни поэта – песни «правды и страсти», посвященные родине. Красный цвет как символ общечеловеческого горя в годы ВОВ.

«Пташка». Поэт в лагерных застенках, в фашистской тюрьме.»Враги надели на него оковы, но не сумели воли в нем сломить…». Мечта поэта о том, что даже после его гибели «Будет песня жить в стране родной». Закрепление знаний о средствах художественной выразительности в лирической и гражданской поэзии.

Чтение и анализ стихотворений.

Знать содержание и понимать идейный смысл стихотворений.

Ответить на вопросы.

Выразительное чтение стих.


91.

Зарубежная литература. Античная лирика. Алкей.

Алкей – греческий поэт. «Буря», «Новый вал». Образы гражданской лирики поэта. Любовная лирика в честь поэтессы Сапфо. «Весна».

Чтение и анализ стихотворений.

Знать содержание и понимать идейный смысл стихотворений.

Ответить на вопросы.

Выразительное чтение стих.


92.

Солон.

Солон – афинский поэт, законодатель в Афинах. «Благозаконие». «Седмицы человеческой жизни».

Чтение и анализ стихотворений.

Знать содержание и понимать идейный смысл стихотворений.

Ответить на вопросы.

Выразительное чтение стих.


93-94.

Уильям Шекспир «Ромео и джульета».

У.Шекспир – драматург и поэт. Трагедия «Ромео и Джульетта». Тема романтической юной любви. Ее трагический финал. Враждующие семейства Монтекки и Капулетти и последствия их ненависти друг к другу.

Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Ответить на вопросы.


95.

«Сонеты» Шекспира

Сонеты – новая поэтическая форма, способная вместить обширную гамму мыслей и чувств. Творчество Шекспира в многочисленных переводах.

Чтение и анализ сонетов.

Знать определение понятия «сонет», знать содержание и понимать идейный смысл сонетов..

Ответить на вопросы, выразительное чтение сонетов.

Выучить наизусть.


96-97.

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

«Дон Кихот» - социально-бытовой роман, рисующий картины жизни Испании 16-нач.17 в. Рыцарь Дон Кихот – обедневший испанский дворянин (идальго), мечтатель. Бескорыстие, человечность героя. Оруженосец Санчо Пансо – практичный, простодушный крестьянин. Преданный своему господину. Здравомыслящий. Обладающий житейской мудростью. Роман «Дон Кихот» - сатира на реакционную испанскую действительность 16-17 в.

Чтение и анализ произведения

Знать содержание и понимать идейный смысл произведения.

Ответить на вопросы.

Повторить изученное в 8 классе.


98.

Игра «Поле чудес».

Курс литературы 8 класса




Повторить изученное в 8 классе.


99.

Повторение.

Курс литературы 8 класса

Тестирование, ответы на вопросы.


Тестирование, ответы на вопросы.



100.

Слово о книге.

Роль книг в жизни людей.






101.

Какие книги читать летом. Выставка книг. Короткие рекомендации по чтению.







102.

Подведение итогов года.





















Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.БирюковойКалендарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

102 часа

 

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

1.

Введение. Художественная литература как искусство слова.

Художественная литература как искусство слова. Развитие понятия о художественном образе.

Чтение вступительной статьи учебника, составление таблицы

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни; уметь аргументировано отвечать на вопросы.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы учебника 1-4.

 

2.

Древнерусская литература.

ДРЛ. Поучения – традиционный жанр древнерусской литературы. Религиозно-назидательный характер поучений.

Лекция учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта.

Дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций; обзорно познакомить с жанрами ДРЛ.

Ответы на вопросы.

Прочитать «Поучение Владимира Мономаха».

 

3.

«Поучение Владимира Мономаха».

«Поучение Владимира Мономаха» как историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в «Поучении…»

Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта.

Знать понятие жанра поучений, содержание «Поучения…», понимать идейное содержание «Поучения…».

Беседа по вопросам учебника.

Написать краткое поучение, обращенное к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику.

 

Автор Воронова Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2008
Номер материала 26790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓