Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 8 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 ИМЕНИ МИХАИЛА КУЗЬМИЧА ЯНГЕЛЯ»



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

______________________

Руководитель ШМО Протокол № _____________

от «___» ________ 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по НМР

_____________Ткач Г.В.

«___» ________ 2014г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________

Чиковинская М.В.

«___» ________ 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку в 8Б классе

2014- 2015 учебный год

Основная школа. Базовый уровень

Составила:

Егорова М.Н.,

Учитель русского языка и литературы

Братск.2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

«Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

СА. Есенин «Пугачев»;

И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.







Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классt


ВОСЬМОЙ КЛАСС


Введение

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).



Из литературы XVIII века



Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск . Литературная пародия . Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века



Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса



Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения















План

Факт


1


Литература как искусство слова .Литература и другие виды искусства


1


Изучение нового материала

Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.


Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства


Фронтальный опрос



2

Русская старина. Народная песня


Изучение нового материала

Отражение жизни народа в лирических песнях. Особенности художественной формы произведений.

Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы



3

Исторические песни

1

Изучение нового материала

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край

Самостоятельная работа



4

«Повесть о жизни и храбрости Невского»

1

Углубление ЗУН

Сатирическая повесть как жанр древнерус­ской литературы. «Шемякин суд». Изобра­жение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купе­ческие сыновья. Сатира на судебные поряд­ки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра



5

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1

Углубление ЗУН

Сатирическая повесть как жанр древнерус­ской литературы. «Шемякин суд». Изобра­жение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купе­ческие сыновья. Сатира на судебные поряд­ки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести

Понять идейно-художественное содержание повести

Ответы на вопросы



6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Изучение нового материала

Знакомство с творчеством Д. И. Фонвизина; особенности классицистической драматургии

З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.


Ответы на вопросы



7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


1

Совершенствование ЗУН

Основные правила классицизма в драма­тическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступ­ки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Словарная работа


Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям

Участие в аналитической беседе



8

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история литературе» (на примере 1—2 произведений)




Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской

ли­тературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов

Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-

выра­зительных средств в произведениях; от­ношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Уметь: анализировать поэтические и про­заические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения





И. А. Крылов. Слово о баснописце Мораль басен. Сатирическое изображени


Изучение нового материала

Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснопис­це (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.


З н а т ь: основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание .

У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

Мини-сочинение по морали одной из басен



8

Крылов « обоз» Осмеяние пороков самонадеянностит безответственности

1

Комбинированный урок

Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешатель­ства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответствен­ности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.

Сло­варная работа. Иллюстрации к басням

Расширение имеющихся знаний о баснях

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины



9

К. Ф. Р ы л е е в- декабрист, автор сатирических дум. « Смерть Ермака»


1

Изучение нового материала

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум совре­менниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения рус­ских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков.

Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоста­вительный анализ).

Текст думы К.Ф. Ры­леева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в


Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героиче­ский пафос произведения.

Уметь: выразительно читать думу; нахо­дить в поэтическом тексте изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведе­ниями других видов искусства; оценивать актерское чтение


Индивидуальный, ответы на вопросы



10

С. Пушкин. история и поэт « История пугачёвского бунта»

1

Изучение нового материала

Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании А.С. Пушкина в Оренбурге.

Интерес А.С. Пушкина к ис­тории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5-7 классах

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина

Индивидуальный, ответы на вопросы




11

Творческая история одного авантюрного романа «капитанская дочка»

1

Совершенствование ЗУН

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе.

Понятие об историзме художественной литературы.


Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы

Индивидуальный, ответы на вопросы



12

Жизненный путь Петра Гринева

1

Совершенствование ЗУН

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности.

Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антиге­рой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повест­вования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение.

Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение


Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям.

Уметь: ориентироваться в тексте; анали­зировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную ха­рактеристику героев

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы



13

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

Совершенствование ЗУН

«Доброе семейство» Мироновых. Высо­кие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чув­ство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, ро­дителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Со­колова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение


Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отноше­ние автора к героине.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризо­вать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи



Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы



14

Пугачев и народное восстание

1

Совершенствование ЗУН

Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина.

Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком.

Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пуга­чева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле.

Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жесто­кость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превра­щения в образе Пугачева.

Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу



15

Историческая правда и художественный вымысел Гуманизм и историзм

1

Совершенствование ЗУН


Знать: сюжет и содержание романа; по­нятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать эпи­зоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литера­турное произведе-ние с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения


Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)



16

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербург

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

«Пиковая дама» как философско-

психологическая повесть. Место повести в контексте творчества АС. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведе­ния. Соотношение случайного и закономер­ного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система пред­сказаний, намеков и символических соответ­ствий). Функции эпиграфов.

Система обра­зов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга.

Сочетание в характере Германна расчетливости и рациональности с воображе­нием и страстями.

Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточ­ной игры, символика чисел. Эпилог, его ме­сто в философской концепции повести


Знать: сюжет и содержание повести

«Пи­ковая дама».

Понимать: смысл названия повести и

эпи­графа к ней; соотношение случайного и за­кономерного, реального и символического в повести; противоречивость характера главного героя; отношение автора к герою. Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нрав­ственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся



17

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

1

Контрольный урок

Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Умение применять полученные знания

Оценка выполнения предложенных заданий



18-

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова


1

Изучение нового материала

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве От­ношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творче­стве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лер­монтова.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведе­ния, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристи­ку произведений и героев; сопоставлять литератур-ные произведения с произведе­ниями других видов искусства





20

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре



Изучение нового материала

Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений.

Поэ­ма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, силь­ный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме.

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать



21

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме



Изучение нового материала

Особенности композиции поэмы. Образ мо­настыря и образы природы, их роль в про­изведении.

Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изо­бразительно-выразительные средства (эпи­теты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме.

Анализ эпизо­да поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа.

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы




22

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Развитие представления о жанре романтической поэмы


1

Совершенствование ЗУН


Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы



23

обучение сочинению по поэме « Мцыри»

1

Комбинированный урок

Обсуждение тем сочинения:

1. Мцыри как романтический герой.

2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри».

3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» (по выбору учащихся).

4. Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру

сочинение



24

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме


1

Изучение нового материала

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обоб­щение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах


Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произ­ведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно пересказывать про­изведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять ли­тературные произведения с произведения­ми других видов искусства





25

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

1


«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города.

Цель автора - высмеять «все дурное в Рос­сии» (Н.В. Гоголь).

Образ Петербурга в ко­медии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ре­визор». Словарная работа


Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Реви­зор»; оценку произведения современниками. Понимать: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.

Уметь: определять тему комедии; выра­зительно читать текст по ролям; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов




26

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе


1

Урок-бе­седа, урок-прак­тикум

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопо­читания, угодни-чества, беспринципности, взяточничества, казно-крадства, лживости, невежества.

Приемы сатирического изобра­жения чиновников. Женские образы в ко­медии.

Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик.

Ремарки как форма выраже­ния авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответ-ствие, речевая характеристика, самоха-рактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные поня­тия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска и речевых харак­теристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в проясне­нии авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопо­ставлять комедию с иллюстрациями к ней


Оценка ответов учащихся в ходе урока



27

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

1

Урок-прак­тикум








































Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хле­стакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общест­венное явление. Словарная работа. Вырази­тельное чтение комедии по ролям. Прослу­шивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение






Знать: сюжет и содержание комедии;

тео­ретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хле­стакова.

Понимать: в чем загадка образа Хлеста­кова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям.

Уметь: прослеживать развитие комедий­ного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их по­ступки; выяснять значение незнакомых слов

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.



28

Особенности композиционной структуры комедии.

1

Урок раз­вития речи

Роль пояснительных комментариев Н.В. Го­голя к комедии.

Особенности компози­ционной структуры комедии.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна фи­нала, немой сцены, вытекающие из характе­ров.


Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравствен­ных идеалов автора.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Оценка ответов во время работы с текстом



29

. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в Духовная сила героя

1


Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А.С. Пуш­кина «Станционный смотритель».

Своеоб­разие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Ши­нель».

Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (значение имени, одиноче­ство, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества.

Смысл названия повести. Роль детали в повести. Словарная работа






Знать: сюжет и содержание повести «Ши­нель»; теоретико-литературное понятие образ «маленького человека».

Понимать: смысл названия повести; отно­шение автора к герою. Уметь: прослеживать развитие образа «маленького человека» в русской литера­туре; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пере­сказывать и анализировать текст; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов












Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.



30

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1



Урок-прак­тикум

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое зна­чение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «малень­кому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы

Знать: сюжет и содержание повести. Понимать: противопоставление мечты и действительности в повести; роль фанта­стики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманисти-ческий пафос произведения.

Уметь: выразительно читать, пересказы­вать и анализировать текст; характеризо­вать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении





31

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).


1

Урок-прак­тикум

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья




32

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению


1

Урок раз­вития речи
















Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей.

Роль деталей, портрета,




Знать: сюжет и содержание «Истории...». Понимать: роль деталей, портрета, пей­зажа, речевой характеристики, изобрази­тельно-выразительных средств в произ­ведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора-







33

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыко­ва-Щедрина

1

Урок конт­роля зна­ний

Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на во­просы, подготовленные учителем и ученика­ми, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения; аргументировать свою точку зрения




34

.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1


Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа


З н а т ь текст

У м е т ь воспринимать и анализировать





35

Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

Совершенствование ЗУН

Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение

Оценка ответов во время беседы



36

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».


1

Комбинированный урок

Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы

Ответы во время беседы, тест



37

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»


1

Внеклассное чтение


Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы..

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов



38

Поэзия родной природы

1

Комбинированный урок

Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова


Умение анализировать лирический текст

Оценка выразительного чтения наизусть



39

А.П.Чехов. рассказ «о любви» как история об упущенном счастье.

1

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье.

Развитие понятия о психологизме.

Роль детали (фотография из альбома матери Алехина).

Особенности композиции про­изведения.

Роль вставного рассказа о люб­ви прислуги Пелагеи к повару Никанору.

Пейзаж и его роль в рассказе.

Комментированное чтение.

Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполне­нии, обсуждение


Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание расска­за «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; от­ношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; характеризо­вать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему




40

И.А.Бунин. Слово о писателе рассказ «Кавказ».

1

Изучение нового материала

Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Ис­торизм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различ­ных ее состояниях и различных жизненных


Зн а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина содержание рассказа

У м е т ь: анализировать художественный текст сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев выражать свое отношение к прочитанному


Оценка за выполнение Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы домашнего задания



41

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

Совершенствование ЗУН



ситуациях. Своеобразие формы повество­вания (рассказ от 1-го лица). Скрытое на­пряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Ма­стерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актер­ском исполнении,обсуждение

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа.

Индивидуальный, групповой



42

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

1


Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И.


Знать: содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Понимать: нравственную проблематику





43

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Изучение нового материала

«Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению ”.


З н а т ь: отрывок наизусть

Размышление: – Герои Куликовской битвы – в боях за Родину Углубление литературных знаний

Индивидуальный



44-45

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему


2

Изучение нового материала

Слово о С.А. Есенине (сообщения учащих­ся). Россия - главная тема есенинской поэ­зии. Особенности историзма С.А. Есенина.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева.

Современность и исто­рическое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматиче­ской поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетво-рения, эпите­ты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актер­ском исполнении, обсуждение


Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное поня­тие драматическая поэма.

Понимать: эмоциональность, драматиче­скую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, опре­делять ее тему и идею; находить в поэтиче­ском тексте изобразительно-выразитель­ные средства и определять их роль




46-47

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

2







48

И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.


1



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа



Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступи­тельной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

Сопоставление худо­жественного произведения с документаль­но-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.

Чувство свободы творчества в рас­сказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение



Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рас­сказа «Как я стал писателем».

Понимать: отношение автора к изобра­жаемому.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведения­ми литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравне­ние рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; аргумен­тировать свою точку зрения





49

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки).


1




Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продол­жение традиций русской сатиры - Н.В. Го­голя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че­хова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий.

Приемы и способы






Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей ис­тории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повест­вования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический







50

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»


1


Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения. У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать произведения


Придумать свою историю о каком-нибудь предмете



51

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горьк­го, А. А. Блока, С. А. Есенина

1

Урок конт­роля зна­ний

Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на во­просы, подготовленные учителем и ученика­ми, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения; аргументировать свою точку зрения




52

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».


1

Изучение нового материала

Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев


Составление плана статьи “Как был написан “Василий Тёркин”.




53

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

1

Совершенствование ЗУН


Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы

Оценка ответов во время урока. Тест



54

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы» Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

1

Совершенствование ЗУН

. Анализ главы «Переправа

Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать

Оценка ответов во время урока



55

Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину


Контрольный урок


Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения

Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания)



56

. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

Комбинированный урок

Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения

Индивидуальный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)



57

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Ошанина («Дороги»

1

Изучение нового материала

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л.

З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

У м е т ь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения ; владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Составить литературную композицию по стихам о ВОВ Составление мультилитературного проекта



58

. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Изучение нового материала

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе






59

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)

1

урок-прак­тикум






60-61

Русские поэты о Родине, родной природе.


1

Изучение нового материала

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

З н а т ь: образную природу словесного искусства .

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям




62-63

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

2

Изучение нового материала

Слово об У. Шекспире (сообщения учащих­ся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235—239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности.

Вечные проблемы в траге­дии У. Шекспира. Конфликт как основа сю-


дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа



64-65

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии .


2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала,
















































Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступитель­ной статьи о писателе (с. 253—255).

Развитие понятия о классицизме.

XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.

Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворян­стве» - сатира на дворянство и невежест­венных буржуа. Осмеяние тщеславия. Осо­бенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера.

Развитие понятия о сатире. Общечеловеческий смысл комедии


























Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.

Подобрать высказывания о воспитани



66

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества


1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государ­ственное устройство и общество. Гротеско­вый характер изображения.

Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Пу­тешествия Гулливера».

Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность.

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступ­ки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему


Оценка ответов на участие в беседе



67

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Цель: расширить понятие о жанре исторического романа, рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике историсеского романа, о его концепции истории и человека в романе, развивать навыки анализа текста


Урок вне­класс­ного чте­ния

Слово о В. Скотте.

Чтение вступитель­ной статьи Н.П. Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372).

В. Скотт - родоначаль­ник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семей­ных устоев и отношений). Вымысел и исто­рические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сю­жетных линий романа


Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».

Понимать: соотношение реальности и вы­мысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы. Уметь: характеризовать героев и их по­ступки; строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного




68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет

1

Урок-беседа

Подведение итогов года. Задания для чтения летом

З н а т ь: основные факты биографии писателей; содержание произведений .

У м е ть определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов






Рабочая программа по литературе 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

            Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

 

            Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения. 

Автор Егорова Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 22320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓