Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной.

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование.

 

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

3

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

22

Зарубежная литература.

6

Итого

70

 

 

 

 


Календарно– тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе(70 ч).                                                  

УМК в 2-х ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е издание.-

 М. : Просвещение, 2014                                                                                 

 

 

 

У С Т Н О Е  Н А Р О Д Н О Е  Т В О Р Ч Е С Т В О

2

05.09.

 

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

«Воцарение Ивана Грозного»

«Сороки-ведьмы»

«Пётр и плотник»

 

1

Формулировка вопросов по текстам преданий.

Знания: расширят представление о жанре фольклора - предании, об изображении в них фигур государственных деятелей.

Умения: передача содержания статьи научного стиля,

пересказ с сохранением особенностей повествования.

Навыки: работа с толковым словарём с целью объяснения слов и словосочетаний

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, использовать аналитический приём в решении поставленной задачи.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему резуль- тату, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно исполь зовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности;

возможность для формирования действий                     смыслообразования  и нравственно-                  этического оценивания

3

10.09.

 

Былины и их исполнители. Особенности исполнения.

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

 

1

Составление словарика

«Речь былинных героев»

Знания: научатся определять  своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Умения: воспринимать и анализировать поэтику былин, улавливать их ритмичность.

Навыки: работа с поэтическими фольклорными текстами

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания ) для решения учебной задачи

 

Коммуникативные:       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Положительное отношение к познавательной  деятельности;                         на основе анализа ситуаций  формируются интерес к учебному материалу;  чувства  сопричастности  и гордости  за свою Родину, народ и историю.

4

12.09.

 

Новгородский цикл былин. «Садко».

 

1

Литературная  викторина

Знания: узнают содержание былины, научатся объяснять  построение  её, определять  художественные особенности .

Умения: учатся давать развёрнутый ответ о героях, чертах характера

Навыки:  воспринимать и анализировать поэтику былин.

Регулятивные: научатся  понимать выделенные учите лем ориентиры действия в учебном материале; следить за последовательностью производимых действий, составляющих основу осваи- ваемой деятельности; полу -чит возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , товарищами.

Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним стро -ить ответ в устной форме; использовать под руковод -ством учителя и самостоя -тельно приёмы изучающего чтения.

Коммуникативные:                    научатся принимать участие в работе группами, допус -кать существование различ -ных точек зрения; договари -ваться, приходить к общему решению; адекватно исполь- зовать средства устного общения.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

5

17.09.

 

Вн.чт. «Калевала» - карело-финский мифологический  эпос.

 

1

Характеристика героев

Знания:  научатся владеть понятиями  «мифологический эпос», «руны»; познакомятся с содержанием, композицией

карело - финского мифологического  эпоса.

Умения: научатся проводить сравнение героев мифологического эпоса с героями былин. Что в них общего и что различного?

Навыки: работа с поэтическими фольклорными текстами

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответ -ствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра, формулировать собственное мнение и позицию,  строить понятные высказывания; задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

6

19.09.

 

Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира.

 

                                                                                  

1

Конкурс на знание пословиц и поговорок

Знания: научатся определять  особенности жанра пословиц и поговорок, выделять их существенные признаки.

Умения: научатся различать пословицы и поговорки; устно и письменно объяснять их смысл.

Навыки: выразительно читать, определять темы пословиц

 

 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации,; на основе анализа особенностей жанра  изучаемых объ- ектов,  выделять их отличительные признаки; понимание вопроса, в соответствии с ним  построение ответа.    Коммуникативные:      научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности)

 

 

 

 

 

 

 

 

Д Р Е В Н Е Р У С С К А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А.  «П О В Е С Т Ь  В Р Е М Е Н Н Ы Х  Л ЕТ»

7

24.09.

 

Древнерусская литература.  временных лет».

Из похвалы князю Ярославу и книгам (Отрывок из «Повести временных лет»)

ИЗ «Поучения» Владимира Мономаха.

 

1

Составить план поучения

Знания: научатся пользоваться понятиями, связанными с древнерус -ской литературой; различать её  жанры;  узнают о времени появле - ния ДРЛ, познакомятся с широким охватом ею жизни, с нравственными заветами.

Умения: научатся определять историческую и нравственную ценность произведения; определять специфику жанра «поучение».

Навыки: работа с текстом, книгой, словарём.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:           

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме; владеть общим приёмом анализа литературного произведения

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

8

26.09.

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Жизненные ценности в повести. Образы главных героев

 

 

 

1

 

 

План пересказа

Знания: научатся владеть понятием «повесть»; узнают о нравственных идеалах и заветах Древней Руси; научатся соотносить их с современной жизнью.

Умения: воспринимать и анализировать древнерусский текст; характеризовать героев, используя текст; выделять признаки повести.

Навыки: свободная работа с текстом; владение монологической речью; выразительное чтение по ролям.

Регулятивные: планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

9

01.10

 

Публичные выступления по теме:

«Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека – важнейшие темы УНТ и древнерусской литературы».

 

1

сообщение

Знания: научатся обобщать и расширять полученные знания по содержанию  изученных текстов, пользоваться новыми понятиями, характеризовать основные образы и сюжеты УНТ и ДРЛ.

Умения: давать характеристику герою, производить анализ эпизода.

Навыки: владеть навыками пересказа, выразительного чтения.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материа- лизованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего  действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

 Коммуникативные: готовить план выступления на основе заданной цели; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выра -ботке общего решения в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

П Р О И З В Е Д Е Н И Я  Р У С С К И Х   П И С А Т Е Л Е Й   XVIII  В Е К А

10

03.10

 

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу.

«К статуе Петра Великого». «Ода  на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

 

1

практикум

Знания: научатся  пользоваться понятием «ода»; получат основные сведения о М.Ломоносове как поэте и учёном, о новаторстве  Ломоносова

в стихотворстве.

Умения: воспринимать и анализировать текст в жанре оды.

Навыки: поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять  последовательность дейст -вий для решения предмет- ной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Познавательные:      использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

11

08.10.

 

Знакомство с жизнью и деятельностью                        Г.Р. Державина, его сатирическими произведениями.

 

1

вопросы

Знания: научатся объяснять смысл указан- ных понятий, определять  своеобразие   композиции стихотворений, чувствовать живость  и естественность стиха,  находить метафорические сравнения

Умения: производить анализ стихотворений, определять художественные особенности.

Навыки: выразительно

читать

 

Регулятивные:   обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные: осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения; осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Коммуникативные: научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

 

 

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или  неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

П Р О И З В Е Д Е Н И Я  Р У С С К И Х   П И С А Т Е Л Е Й   XIX   В Е К А

12

10.10.

 

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образы поэмы.

 

 

1

вопросы

Знания: познакомятся с исторической основой произведения; патриотизмом поэта.

Умения:  научатся размышлять над текстом, изобразительными сред -ствами; выяснят, насколько чувства автора совпадают с чувствами сегодняшнего читателя.

Навыки: самостоятельное построение развёрнутых рассуждений  о личности поэта, о героях поэмы ; выразительное чтение

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

13

15.10

 

А.С. Пушкин

Отрывок из поэмы «Медный всадник»

       

 

1

Анализ эпизода

Знания: научатся оценивать роль литератур- ных приёмов, позволивших поэту воспеть град Петров и будущее России, роль жанра «поэма».

Умения:  учатся размышлять над текстом,

поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью слова- рей, устный анализ текста.

Навыки: владение монологической речью

Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие

14

17.10

 

А.С. Пушкин.                  «Песнь о вещем Олеге».

 

1

Найти средства воссоздания эпохи княжения Олега

Знания: научатся ориентироваться в особенностях  содержания и формы баллады, её композиции, увидят художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Умения: совершенствуют умение характеризовать героев по их речи, поступкам.

Навыки: воспринимать и анализировать поэтический текст

Регулятивные: формулировать и удержи -вать учебную задачу, применять правила  в планировании  способа решения.            Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращать- ся за помощью,  формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и  личная ответственность за свои поступки.

15

22.10

 

А.С. Пушкин.                    «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

 

 

1

 Анализ эпизода

Знания: научатся видеть жанровые отличия драмы от трагедии; познакомятся с образом летописца Пимена, со значением труда летописца в истории культуры.

Умения: характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям.

Навыки: инсценированное чтение отрывка

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го  результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты  и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и  личная ответственность за свои поступки.

16

24.10.

 

А.С. Пушкин  Повесть.                                «Станционный смотритель».

 

1

Составление композиционного плана

Знания: научатся  характеризовать своеобразие  жанра «повесть», прослеживать этап жизни героя, проводить сравнение с рассказом;  познакомятся с нравственной проблема -тикой повести.

Умения: строить рассуж -дения на нравственно -этические темы.

Навыки: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения  в устной форме, в том числе творческого и исследова -тельского характера. Коммуникативные: принимать участие в обсуждении содержания прочитанного,  следить за действиями других участни -ков в прцессе коллективной  деятельности.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

 

17

29.10.

 

Дуня и Минский.

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

 

1

вопросы

Знания: научатся применять технологию исследования для решения поставленной проблемы; познакомятся со значением указанных понятий, научатся пользоваться  ими при анализе произведения.

Умения: сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Навыки: участие в коллективном диалоге при анализе судеб героев.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Внутренняя позиция  ученика на основе положительного отношения к школе.

 

 

18

12.11

 

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодо -го опричника и удало - го купца Калашникова

 

1

Игра « Угадай героя»

Знания: познакомятся с   особенностями  сюжета поэмы, с его исторической основой.                              

Умения: самостоятельный поиск материалов о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Навыки: устный рассказ о поэте; выразительное

 чтение фрагментов поэмы.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников.

Коммуникативные: выстраивать устное выска –зывание, аргументировать свою точку зрения.

Осознавать себя гражданином России;

объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России.

19

 

 

 

14.11

 

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

 

 

1

Сравнительная характеристика

Знания:  узнают о фольклорном начале в «Песне…», особенностях художественной формы, о роли образов гусляров и автора.                                  Умения: научатся характеризовать героев, опираясь  на их речь, поступки, отношение к людям; участие в коллек -тивном диалоге при анали-зе судеб героев; поиск в «Песне цитатных приме -ров, иллюстрирующих            понятие «фольклоризм».

Навыки: совершенствуют навык сравнительно-сопо- ставительного анализа; развивают речевые умения.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: уметь определять причины и следствия  явлений, событий

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели.

Осознавать себя гражданином России;

объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России

20

19.11

 

Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»

  

 

1

Составить цветовую гамму стихотворения

Знания: узнают новые биографические факты; познакомятся с мастерст -вом поэта в создании художественных образов; уяснят ритм и мелодию стихотворной речи, научатся  более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту поэтического слога, его неповторимость.

Умения: совершенствуют  анализ поэтического текста ; учатся «определять» состояние души человека.

Навыки: приобретают навык выразительного чтения, устного рисования.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го  результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления  окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства.

21

 

 

 

21.11

 

Контрольная работа

по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на один из проблемных вопросов.

 

 

1

сочинение

Знания: покажут знания проблемных вопросов по изученному материалу (соблюдение трёх уровней знаний)

 

 

Умения:    систематизировать полученные знания,                                  Навыки:                             письменный ответ на проблемный вопрос.                                   

Регулятивные: выполнять  учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности.

 

22

26.11

 

Н.В. Гоголь. Повесть                                                                «Тарас   Бульба». Историческая и фоль -клорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести.

 

1

Викторина

 

 

 

 

 

 

 

Знания: узнают о нравст -венной проблематике повести.

Умения: учатся работать  с текстом выборочно; подбирать цитаты, подтвержда -ющие высказываемую мысль.

Навыки: владение различ- ными видами пересказа; участвовать в коллектив -ном диалоге

Регулятивные: выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

23

 

 

 

 

28.11.

 

Смысл противопоставления  Остапа и Андрия. Столкновение любви и долга в душах героев.

 

1

Сравнительная характеристика

Знания: узнают об автор -ской позиции, особенно -стях изображения природы и людей в повести Гоголя; получат возможность развить  понятие о литера - турном герое.

Умения: работа с текстом: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; подбор цитат,  подтверждающих высказываемую мысль, работа над планом и по плану.

 

Навыки: совершенствовать навык устного  рассказа, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го  результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления  окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

24

03.12.

 

Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе.

 

 

1

Составление плана

Знания:  отработают пошаговый подход к составлению характерис - тики Тараса Бульбы.

Умения:  подготовят необходимый материал к теме сочинения.

Навыки: откорректируют составленный план, дома напишут сочинение по составленному плану.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го  результата.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников;  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера            ;  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

25

05.12

 

И.С. Тургенев.

Рассказ «Бирюк».

 

1

Тезисный план

Знания: познакомятся с рассказом как произведе -нием о бесправных  и обездоленных, с мастерством  И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека, с художественными достоинствами рассказа.

Умения: участвовать в поисковой деятельности, решать проблемную ситуацию.

Навыки: работа в группах

Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством  учителя , определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

26

10.12

 

И.С. Тургенев.

Стихотворения в прозе.

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Размышление о красоте и богатстве русского языка.

 

1

Сочинение - рассуждение

Знания: узнают об особенностях жанра, определят темы и их роль в нравствен ном воспитании.

Умения: определять жан ровое своеобразие, самостоятельно производить анализ текста, составлять простой план.

Навыки: полученные знания применить для создания собственного сочинения стихотворения в прозе, описать в нём, например, какое-то время суток  («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные: координировать и применять различные позиции во взаи- модействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально –

нравственная отзывчивость.

27

12.12.

 

Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Развитие понятия о поэме.

 

1

Тезисный план статьи учебника

Знания: получат возмож -ность расширить знания о жанре «поэма»; познакомятся с содержанием произведения; узнают

об исторической основе поэмы.

Умения: выделять главное, соотносить его с той или  иной интонацией, читать вдумчиво и осознанно  по ролям, формулировать личную оценку поступков героев изучаемого произве- дения.

Навыки: участвовать в коллективном диалоге.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета.

Социальная компе-

тентность как гото ность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

28

17.12.

 

Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»  (продолжение).

 

 

1

вопросы

Знания:  научатся самостоятельно определять тему, идею произведения; узнают об образной яркости и повествовательном начале Н.Некрасова, о величии духа русской женщины.

Умения: воспринимать и анализировать поэтический текст; выявлять авторские размышления о женских судьбах и характерах.

Навыки: владение моно - логической и диалогичес -кой речью, инсценирован -ное чтение, письменный ответ на вопрос с опорой на текст (домашнее задание)

Регулятивные: формулировать и удержи -вать учебную задачу, адекватно  использовать речь для планирования  и регуляции своей деятельности .                                             Познавательные: использовать поиск необходимой информации  при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий.                    Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при  участии в коллективном диалоге.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно  отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обадать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

 

29

19.12.

 

Вн.чт. Н.А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

 

1

Создание киносценария«парадный подъезд и его посетителя»

Знания: углубят понима  -ние понятий  антитеза, сатира, обощённый образ; узнают историю создания  произведения , выявят социальную направленность.

Умения:  научатся воспринимать и анализи -ровать поэтический текст;  выявлять авторские размышления о судьбе родины, её народа; решать проблем- ные задания.

 

Навыки: выразительное чтение, поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний; оределять по -  следовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

30

24.12.

 

Вн.чт. А.К. Толстой.  Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

 

1

 

Составление словаря устаревших слов

Знания: познакомятся с биографией  А. Толстого, историческими балладами писателя.

Умения:    научатся анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.                              Навыки: выразительное чтение, поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и  стремление её выполнить.

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи,  вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

31

26.12.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические «Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

 

 

1

Цитатный план сказки

Знания: познакомятся с содержанием сказки,  вспомнят определение сатиры, укажут элементы сатиры в  изображении нравственных пороков общества; отметят своеобразие языка щедринской сказки.

Умения:  выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.                             Навыки: восприятие выразительного чтения сказок,

 участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: определяют  элементы сатиры на барскую Русь.

Коммуникативные: обмениваются мнениями понимают возможность существования различных позиций других людей при решении проблемных заданий.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

32

 

 

Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», подготовка к домашней письменной работе)

1

Таблица

вопросы

Знания: познакомятся с  понятием гротеска; научатся  разграничивать

фантастическое и реальное в сказке; познакомятся  со средства создания комического в сказках.

Умения: участие в аналитической беседе .

Навыки: участие в коллективном диалоге, подводящем к теме домашней письменной работы: «Нужен ли нам Щедрин сегодня? Или «Средства создания комического в сказках                 С.- Щедрина».

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.

Коммуникативные:  формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

33

 

 

Проблемы и герои произведений  Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева  Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

 

1

Тестирование по теме: «Проблемы и герои  произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева,                            Н.А. Некрасова,                             М.Е. Салтыкова-Щедрина

Знания: покажут знания проблем и героев изучен -ных произведений.

Умения: применение знаний в решении тестовых заданий.

Навыки: заполнение  листа самоконтроля.

Регулятивные: осознавать

уровень и качество выполнения работы.

 Познавательные: использование  различных способов поиска , сбора, анализа полученной инфор –мации в соответствии с коммуникативными и познавательными  задачами .

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Признавать важность учёбы и познания нового, понимать,

зачем выполняются  те или иные учебные действия; проявлять интерес  к поиску и  присвоению общих  способов решения задач.

34

 

 

Л.Н. Толстой . «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

 

1

Выборочный пересказ, комментирование

Знания: познакомятся с содержанием глав «Маман», «Что за человек был мой отец»?, «Классы»,

«Наталья Савишна», узнают о взаимоотноше-                  ниях  детей и взрослых.

Умения: анализировать прочитанные главы повес -ти с целью выявления мотивов и причин поступ -ков героев,

Навыки: развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание; владеть устным пересказом.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Развитие навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

35

 

 

Л.Н. Толстой.

Главный герой повести «Детство».

Его чувства, поступки и духовный мир.

 

 

 

1

вопросы

Знания: познакомятся с особенностью проявления чувств героя повести «Детство»  «быть беспощадным к самому себе», с мастерством Толстого в изображении  движений души.

Умения: участие в анали-                  тической беседе, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести.

Навыки: выразительное

чтение фрагментов повес  -ти, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: оценивает свои достижения на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят

рассуждения в  форме  связи суждений об объекте      

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Оценивать простые ситуации как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; может объяснять самому себе, что он хочет и что может, способен к самоанализу

36

 

 

А.П. Чехов.                 Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.

 

1

тест

Знания : познакомятся с сюжетом и образной системой рассказа; узнают о главном герое рассказов писателя; о цели творчества писателя.

Умения:  участвуют в инсценировании  эпизода «Появление Очумелова на базарной площади».                                   Навыки: выразительное чтение, вхождение в роль героя.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Участие в совмест –ной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

37

 

 

   Средства создания комического в рассказе                                          А. Чехова «Хамелеон».      

 

1

Характеристика героев

Знания: научатся размы –шлять  о роли юмора и сатиры в показе живой картины нравов.

Умения: давать оценку действиям героев, уметь определять роль художественной детали в рассказе, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.                                

Навыки: анализ различ -ных форм выражения авторской позиции;.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, определять общую цель и пути её достижения, строить монологическое высказывание, слушать и понимать  речь  других.

Участие в совмест –ной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и нахо -дить выход из спорных ситуаций.

38

 

 

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

 

1

инсценирование

Знания: познакомятся с сюжетом  и образной системой  рассказов.

Умения: давать оценку действиям героев, подби -рать материал и цитатные примеры, иллюстрирую -

щие понятия: комическое, «юмор», «сатира».

Навыки: чтение рассказа по ролям

Регулятивные:  действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают  его оценку,   ориентируются в учебнике.                         

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят

понятные речевые высказывания

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, раз-

витие мотивов учебной деятельности и формирование лич -ностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз –ных социальных ситуациях.

39

 

 

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и  «Размазня»

 

1

Выборочный пересказ, комментирование

Знания: узнают содержа -ние рассказов.

Умения: дают оценку действиям героев, определяют тему , основную мысль рассказов, объясняют роль пейзажа для раскрытия темы.

Навыки: участвуют в диалоге во время беседы.

Регулятивные: определять наиболее  эффективные способы достижения результатов.

Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Осознают свои воз -можности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи  с

  трудолюбием.

40

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворения о природе.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

 

1

Выразительное чтение

Знания: познакомятся  с            содержанием  стихотворений, поэтичностью языка.

Умения: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Навыки: выразительное чтение по учебнику и наизусть, письменный анализ стихотворения

Регулятивные: определять  последовательность дейст вий для решения предмет ной задачи, осуществлять  простейшее  планирование своей работы.

Познавательные: определять последователь -ность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения.

Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России; понимать от- ветственность за произнесённое и написанное слово.

 

П Р О И З В Е Д Е Н И Я  Р У С С К И Х   П И С А Т Е Л Е Й  XX  В Е К А

41

 

 

И, А. Бунин

Рассказ «Цифры»

 

 

1

Отзыв на рассказ

Знания: узнают о значении указанных понятий; о становлении личности писателя.

Умения: давать оценку действиям героев, выде -лять смысловые части художественного текста,

учиться  показывать выразительность и точность художественной детали.

Навыки: чтение по ролям, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные:            делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать    свою точку зрения.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно  отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обладать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

 

42

 

 

И.А. Бунин.

Рассказ «Лапти»

 

 

1

Написать продолжение рассказа

 

Знания: познакомятся с содержанием произведения

Умения: определят тему, основную мысль.

Навыки: напишут отзыв на рассказ.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её              выполнять.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации

Коммуникативные: излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно  отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обладать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

 

43

 

 

Максим Горький.

Повесть «Детство» (главы).Автобиографический характер повести.                                   Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

 

1

Цитатный рассказ

Знания:                                 обзорно познакомятся с содержанием повести, её героями, узнают о нравственной проблематике.

Умения: ориентироваться в содержании и подбирать нужный материал из текста  пересказа.

Навыки: участие в коллективном диалоге

Регулятивные:                           выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные:                        уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оценивать простые ситуации как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; может объяснять самому себе, что он хочет и что может, способен к самоанализу

44

 

 

М. Горький. «Детство»

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

 

1

вопросы

Знания: научатся подбирать материал на тему: «Портрет как средство характеристики героя», выявлять элементы сюжета и композиции  в повести.

Умения: иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретны -ми примерами из текста повести; характеризовать литературного героя на основе плана.

Навыки: пересказ отдельных эпизодов повести, подбирать цитатные примеры

Регулятивные:                          обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выпол -нения.

Познавательные: использование различных способов поиска¸ сбора ¸об- работки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:    излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку события.

Осознание ответственности человека за общее благополучие,  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

45

 

 

Обучение анализу эпизода из повести   М. Горького  «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

 

1

Письменная работа

Знания: научатся  логически правильно использовать отобранный материал для выстраивания рассуждения; углубят представление о персонаже повести, о роли портрета как средстве характеристи -ки  героя; обогатят словарный запас.

Умения: характеризовать литературного героя; приводить конкретные примеры из текста; использовать художественные средства для портретной характеристики.

Навыки: участвовать в коллективном диалоге;

работать с текстом.

Регулятивные::  действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают  его оценку,   ориентируются в учебнике

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

46

 

 

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Романтический характер легенды

 

.1

Устное словесное рисование                              

Знания:                                     узнают об основных чертах романтического произведения

Умения: характеризовать особенности сюжета, ком -позиции, художественных средств; выявлять автор -скую позицию, сопоставлять поступки героев.

 

Навыки: работать с текстом, участвовать в дискуссии, выразительно читать

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные:  осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

 

 

Коммуникативные:  определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

47

 

 

Л.Н. Андреев.                      Рассказ  «Кусака»

 

1

Цитатный план

Знания:  узнают об особенностях  творчества и личности Л. Андреева; выяснят гуманистическую направленность  рассказа

Умения: анализировать, обобщать, делать выводы.

Навыки: выразительное чтение фрагментов рассказа; устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в диалоге.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

48

 

 

В.В. Маяковский.  приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

 

  1

тест

 

Знания: узнают об особенностях поэтического языка Маяковского,                          расширят представление о ритме и рифме.

Умения: выделять смысловые части  художественного текста; строить рассуждения о реальном и фанта- стическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве поэта.

Навыки: выразительное чтение стихов Маяковского 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

49

 

 

 

 

 

Вн.чт. В.В. Маяковский.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

 

 

1

 Сочинение – миниатюра

« Мне нравятся стихи Маяковского»

Знания: получат начальное представление о лиричес -ком герое, о нетрадиционной системе стихосложения .

Умения: находить в тексте                                      незнакомые слова и выражения, определять их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Навыки: видеть значимые средства языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы) , выразительно читать.

Регулятивные:                   применять установленные правила в планировании способа решения.

 

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной  форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое  следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

50

 

 

А.А. Платонов.

Рассказ «Юшка»

 

1

тест

Знания: через исследование выяснят нравственные проблемы произведения; научатся видеть на примере героев рассказа главную ценность в жизни человека – доброе отношение  друг к другу.

Умения: читать платоновские рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором.

Навыки: принимать участие в анализе литературного произведения.

 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Осознание ответственности человека за общее благополучие,  самостоятельность и  личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего добро –желательность и

эмоционально- нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

51

 

 

 

 

 

А.П. Платонов.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа. Труд как основа нравственности               

 

1

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

Знания: определят признаки автобиографичности произведения.

Умения: научатся оформлять мысль, используя примеры из текста, высказывать своё отношение.

Навыки: участие в диалоге; озаглавливание частей рассказа.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные:            делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать    свою точку зрения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие,  самостоятельность и  личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего добро –желательность и

эмоционально- нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в повед нии социальным нормам.

52

 

 

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? «(по произведениям писателей  XX века)

1

Составление тезисов

 аргументов

 

Знания: содержание изученных произведений по данной проблеме.

Умения: выдвигать тезис, отбирать необходимый материал для доказательства своих суждений, подводить к выводу в соответствии с  тезисом

Навыки: создавать текст на основе знания содержания изученных произведений писателей XX века по выдвинутой проблеме (продвинутый уровень)

 

 

53

 

 

Б.Л. Пастернак.

«Июль», «Никого не будет в доме…»

 

1

вопросы

Знания: развитие представлений о сравнении и метафоре, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих эти понятия); знакомятся со способами  создания поэтических образов.

Умения: учатся выявлять художественно значимые изобразительные средства языка писателя (поэтическая  лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определять их художественные функции в произведении; решение тестов.

Навыки: работа со словарём литературовед -ческих терминов

 

 

54

 

 

Контрольная работа

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения (по выбору учителя).

 

1

сочинение

Умения: составление письменного анализа эпизода или стихотворения

Навыки: пользоваться схемой анализа произведения.

 

 

 

55

 

 

А.Т. Твардовский.

Стихотворения поэта. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…»

 

1

написать короткий рассказ « в лесу весной», включить строки из стихотвореня

Знания: научатся подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «лирический герой»; познакомятся с поэтической манерой поэта; научатся различать образ лирического героя и автора; анализировать различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях.

Умения: анализ стихотворений, отбор материала, его располо -жение, использование.

Навыки: выразительное чтение стихотворений наизусть.

 

 

56

 

 

Вн.чт. Час мужества. (интервью с участником  Великой Отечественной войны)

 

1

Конкурс на лучшее чтение стихов

Знания: узнают об интервью как жанре публицистике.

Умения: выразительное чтение наизусть:                                Навыки: комментированное  чтение текста,.

 

 

57

 

 

Ф.А. Абрамов.             

«О чём плачут лошади».

 

 

.1

Вопросы

План рассказа

Знания: основные сведения о жизни Ф. Абрамова;

Познакомятся с проблемой экологической защиты человека.

Умения: уметь оформлять мысль; составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы

Навыки: участие в коллективном диалоге

 

 

58

 

 

Е.И. Носов.

Рассказы «Кукла» («Акимыч»).                «Живое пламя»

 

1

тест

Знания: основные сведения о писателе; знание содержания рассказов.

Умения: на основе анализа текста подойти к выводу о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях.

Навыки: развивать навык анализа текста

 

 

59

 

 

 

Вн.чт. Ю.П. Казаков.

Рассказ «Тихое утро»

 

1

тест

Знания: основные сведения о жизни Ю. Казакова.

Умения: составлять план

Навыки: краткий пересказ

 

 

60

 

 

Вн.чт. Д.С. Лихачёв

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

 

 

1

Сообщение « Искусство моего родного края»

Знания: узнают основные сведения о писателе; научатся  осмысленно читать публицистические статьи.

Умения: делить текст на абзацы, определять главную мысль, оформлять необходимые записи

Навыки: выразительно читать

Регулятивные: работать по плану; сверять свои  действия с целью;

Познавательные: самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; определять  последовательность действий для решения  предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы         

Коммуникативные:

Осознавать себя гражданином  России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России;  понимать ответственность за произнесённое и написанное слово

 

61

 

 

М.М. Зощенко.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя.

 

1

Отзыв на рассказ

Знания: узнают о личности писателя; вспомнят определение сатиры и юмора; отметят сатирическую направленность рассказа, научатся  оценивать роль языка в произведении.

Умения: включение в аналитическую беседу

Навыки: выразительное чтение по ролям

 

 

62

 

 

 

 

 

 

Вн.чт. Стихотворения русских поэтов  XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

(В.Брюсов, Ф. Сологуб С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.

 

1

Выразительное чтение наизусть

Знания: научатся  определять общее и индивидуальное в литературном образе Родины в стихах русских поэтов.

Умения:  анализ различных форм выражения авторской позиции; анализ стихотворения.                             Навыки: выразительное чтение стихотворений наизусть, устное рецензирование выразительного  чтения.

 

 

63

 

 

Вн.чт. Песни на стихи русских поэтов XX века.

А.Вертинский, И.Гофф, Б. Окуджава.

 

1

Сообщение

вопросы

 Знания: познакомятся с  фрагментами из жизни поэтов, особенностью  поэзии  авторов песен, научатся определять  способы создания образов,

Умения: слушать выступления товарищей, давать развёрнутый ответ на вопросы.

Навыки: выразительно читать  наизусть, вступать в диалог, высказывать своё мнение по  теме урока.

 

 

64

 

 

Из литературы народов России.

Расул Гамзатов.

 

1

Развернутый ответ на вопрос

Знания: научатся  самостоятельно определять тему прочитанных стихотворений, определять  общее  и индивидуальное в литературном образе Родины в творчестве поэта.

Умения:  подбор цитатных примеров, иллюстриру- ющих различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях.                                  Навыки: устные ответы на вопросы, выразительное чтение.

 

 

 

 

З А Р У Б Е Ж Н А Я  Л И Т Е Р А Т У Р А

65

 

 

Роберт Бёрнс.

Стихотворение «Честная бедность».

 

1

Вопросы

Найти средства выразительности

Знания: научатся на основе  самостоятельного поиска  определять   народно - поэтическую основу и своеобразие лирики поэта.

Умения: составление плана ответа статьи; находить пословицы , близкие основной мысли песни.

Навыки: анализ песни, выразительное чтение наизусть, работа со словарём литературовед- ческих терминов

 

 

66

 

 

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины.

 

1

Письменный ответ на вопрос « что обрекает героя на бессмертие?»

Знания: научатся анализировать поэтические интонации, выразительно читать.

Умения: определять тему, идею, нравственную направленность произведения, составление плана ответа статьи.

Навыки: выразительное чтение.

 

 

67

 

 

Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басё,  Кобаяси Исса.

 

1

сообщение

 

Знания: научатся объяснять особенности и своеобразие японского хокку, составлять собственные трёхстишия. на предложенные темы

Умения: составлять план ответа статьи

Навыки: участвовать в комментировании текста.

 

 

68

 

 

О. Генри.                      Рассказ «Дары волхвов»

 

1

Составление синквейна « Любовь»

Знания: научатся составлять план статьи о писателе,  устно пересказывать по плану,

Умения: составление плана и последующий пересказ; приёмы инсценированного чтения;

пересказ от лица одного из героев.

Навыки:  устное рецензирование  выразительного чтения одноклассников; аналитическая работа с текстом

 

 

69

 

 

Рэй Дуглас Брэдбери.

Радость писать.

Рассказ  «Каникулы»

 

1

вопросы

Знания: научатся понимать художественную роль приёма фантастики в рассказе, аналитически раскрывать основную идею произведения.

Умения: отвечать с использованием цитат из текста на вопросы.

Навыки: участие в коллективном диалоге.

 

 

 

70

 

 

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1

тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 098 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья Реализация регионального компонента на уроках русского языка на примере изучения учащимися темы «Диалектизмы»
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: § 14. Диалектизмы
  • 03.10.2020
  • 217
  • 0
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 347
    • DOCX 624.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Железняк Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Железняк Елена Евгеньевна
    Железняк Елена Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15950
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе