Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной.

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной.







hello_html_212d225a.jpg

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.









Тематическое планирование.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

3

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

22

Зарубежная литература.

6

Итого

70





Календарно– тематическое планирование уроков литературы в 7 классе(70 ч).

УМК в 2-х ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е издание.-

М. : Просвещение, 2014




У С Т Н О Е Н А Р О Д Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О

2

05.09.


Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

«Воцарение Ивана Грозного»

«Сороки-ведьмы»

«Пётр и плотник»


1

Формулировка вопросов по текстам преданий.

Знания: расширят представление о жанре фольклора - предании, об изображении в них фигур государственных деятелей.

Умения: передача содержания статьи научного стиля,

пересказ с сохранением особенностей повествования.

Навыки: работа с толковым словарём с целью объяснения слов и словосочетаний

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, использовать аналитический приём в решении поставленной задачи.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему резуль- тату, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно исполь зовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности;

возможность для формирования действий смыслообразования и нравственно- этического оценивания

3

10.09.


Былины и их исполнители. Особенности исполнения.

Былина «Вольга и Микула Селянинович»


1

Составление словарика

«Речь былинных героев»

Знания: научатся определять своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Умения: воспринимать и анализировать поэтику былин, улавливать их ритмичность.

Навыки: работа с поэтическими фольклорными текстами

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания ) для решения учебной задачи


Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируются интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

4

12.09.


Новгородский цикл былин. «Садко».


1

Литературная викторина

Знания: узнают содержание былины, научатся объяснять построение её, определять художественные особенности .

Умения: учатся давать развёрнутый ответ о героях, чертах характера

Навыки: воспринимать и анализировать поэтику былин.

Регулятивные: научатся понимать выделенные учите лем ориентиры действия в учебном материале; следить за последовательностью производимых действий, составляющих основу осваи- ваемой деятельности; полу -чит возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем , товарищами.

Познавательные: научатся осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним стро -ить ответ в устной форме; использовать под руковод -ством учителя и самостоя -тельно приёмы изучающего чтения.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе группами, допус -кать существование различ -ных точек зрения; договари -ваться, приходить к общему решению; адекватно исполь- зовать средства устного общения.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

5

17.09.


Вн.чт. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.


1

Характеристика героев

Знания: научатся владеть понятиями «мифологический эпос», «руны»; познакомятся с содержанием, композицией

карело - финского мифологического эпоса.

Умения: научатся проводить сравнение героев мифологического эпоса с героями былин. Что в них общего и что различного?

Навыки: работа с поэтическими фольклорными текстами

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответ -ствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания; задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

6

19.09.


Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира.


1

Конкурс на знание пословиц и поговорок

Знания: научатся определять особенности жанра пословиц и поговорок, выделять их существенные признаки.

Умения: научатся различать пословицы и поговорки; устно и письменно объяснять их смысл.

Навыки: выразительно читать, определять темы пословиц



Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации,; на основе анализа особенностей жанра изучаемых объ- ектов, выделять их отличительные признаки; понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа. Коммуникативные: научатся принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения.

Наличие положительного

отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности)









Д Р Е В Н Е Р У С С К А Я Л И Т Е Р А Т У Р А. «П О В Е С Т Ь В Р Е М Е Н Н Ы Х Л ЕТ»

7

24.09.


Древнерусская литература. временных лет».

Из похвалы князю Ярославу и книгам (Отрывок из «Повести временных лет»)

ИЗ «Поучения» Владимира Мономаха.


1

Составить план поучения

Знания: научатся пользоваться понятиями, связанными с древнерус -ской литературой; различать её жанры; узнают о времени появле - ния ДРЛ, познакомятся с широким охватом ею жизни, с нравственными заветами.

Умения: научатся определять историческую и нравственную ценность произведения; определять специфику жанра «поучение».

Навыки: работа с текстом, книгой, словарём.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме; владеть общим приёмом анализа литературного произведения

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.


8

26.09.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Жизненные ценности в повести. Образы главных героев




1



План пересказа

Знания: научатся владеть понятием «повесть»; узнают о нравственных идеалах и заветах Древней Руси; научатся соотносить их с современной жизнью.

Умения: воспринимать и анализировать древнерусский текст; характеризовать героев, используя текст; выделять признаки повести.

Навыки: свободная работа с текстом; владение монологической речью; выразительное чтение по ролям.

Регулятивные: планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

9

01.10


Публичные выступления по теме:

«Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека – важнейшие темы УНТ и древнерусской литературы».


1

сообщение

Знания: научатся обобщать и расширять полученные знания по содержанию изученных текстов, пользоваться новыми понятиями, характеризовать основные образы и сюжеты УНТ и ДРЛ.

Умения: давать характеристику герою, производить анализ эпизода.

Навыки: владеть навыками пересказа, выразительного чтения.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материа- лизованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: готовить план выступления на основе заданной цели; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выра -ботке общего решения в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.


П Р О И З В Е Д Е Н И Я Р У С С К И Х П И С А Т Е Л Е Й XVIII В Е К А

10

03.10


М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу.

«К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года


1

практикум

Знания: научатся пользоваться понятием «ода»; получат основные сведения о М.Ломоносове как поэте и учёном, о новаторстве Ломоносова

в стихотворстве.

Умения: воспринимать и анализировать текст в жанре оды.

Навыки: поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность дейст -вий для решения предмет- ной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.


11

08.10.


Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, его сатирическими произведениями.


1

вопросы

Знания: научатся объяснять смысл указан- ных понятий, определять своеобразие композиции стихотворений, чувствовать живость и естественность стиха, находить метафорические сравнения

Умения: производить анализ стихотворений, определять художественные особенности.

Навыки: выразительно

читать


Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные: осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения; осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Коммуникативные: научатся адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.



Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

П Р О И З В Е Д Е Н И Я Р У С С К И Х П И С А Т Е Л Е Й XIX В Е К А

12

10.10.


А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образы поэмы.



1

вопросы

Знания: познакомятся с исторической основой произведения; патриотизмом поэта.

Умения: научатся размышлять над текстом, изобразительными сред -ствами; выяснят, насколько чувства автора совпадают с чувствами сегодняшнего читателя.

Навыки: самостоятельное построение развёрнутых рассуждений о личности поэта, о героях поэмы ; выразительное чтение

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

13

15.10


А.С. Пушкин

Отрывок из поэмы «Медный всадник»


1

Анализ эпизода

Знания: научатся оценивать роль литератур- ных приёмов, позволивших поэту воспеть град Петров и будущее России, роль жанра «поэма».

Умения: учатся размышлять над текстом,

поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью слова- рей, устный анализ текста.

Навыки: владение монологической речью

Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие

14

17.10


А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».


1

Найти средства воссоздания эпохи княжения Олега

Знания: научатся ориентироваться в особенностях содержания и формы баллады, её композиции, увидят художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Умения: совершенствуют умение характеризовать героев по их речи, поступкам.

Навыки: воспринимать и анализировать поэтический текст

Регулятивные: формулировать и удержи -вать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращать- ся за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

15

22.10


А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.



1

Анализ эпизода

Знания: научатся видеть жанровые отличия драмы от трагедии; познакомятся с образом летописца Пимена, со значением труда летописца в истории культуры.

Умения: характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям.

Навыки: инсценированное чтение отрывка

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

16

24.10.


А.С. Пушкин Повесть. «Станционный смотритель».


1

Составление композиционного плана

Знания: научатся характеризовать своеобразие жанра «повесть», прослеживать этап жизни героя, проводить сравнение с рассказом; познакомятся с нравственной проблема -тикой повести.

Умения: строить рассуж -дения на нравственно -этические темы.

Навыки: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе творческого и исследова -тельского характера. Коммуникативные: принимать участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участни -ков в прцессе коллективной деятельности.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.


17

29.10.


Дуня и Минский.

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.


1

вопросы

Знания: научатся применять технологию исследования для решения поставленной проблемы; познакомятся со значением указанных понятий, научатся пользоваться ими при анализе произведения.

Умения: сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Навыки: участие в коллективном диалоге при анализе судеб героев.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе.



18

12.11


М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодо -го опричника и удало - го купца Калашникова


1

Игра « Угадай героя»

Знания: познакомятся с особенностями сюжета поэмы, с его исторической основой.

Умения: самостоятельный поиск материалов о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Навыки: устный рассказ о поэте; выразительное

чтение фрагментов поэмы.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников.

Коммуникативные: выстраивать устное выска –зывание, аргументировать свою точку зрения.

Осознавать себя гражданином России;

объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России.

19




14.11


Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.


1

Сравнительная характеристика

Знания: узнают о фольклорном начале в «Песне…», особенностях художественной формы, о роли образов гусляров и автора. Умения: научатся характеризовать героев, опираясь на их речь, поступки, отношение к людям; участие в коллек -тивном диалоге при анали-зе судеб героев; поиск в «Песне цитатных приме -ров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм».

Навыки: совершенствуют навык сравнительно-сопо- ставительного анализа; развивают речевые умения.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: уметь определять причины и следствия явлений, событий

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели.

Осознавать себя гражданином России;

объяснять , что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России

20

19.11


Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»


1

Составить цветовую гамму стихотворения

Знания: узнают новые биографические факты; познакомятся с мастерст -вом поэта в создании художественных образов; уяснят ритм и мелодию стихотворной речи, научатся более пристально углубляться в содержание стихотворения и видеть красоту поэтического слога, его неповторимость.

Умения: совершенствуют анализ поэтического текста ; учатся «определять» состояние души человека.

Навыки: приобретают навык выразительного чтения, устного рисования.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства.

21




21.11


Контрольная работа

по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на один из проблемных вопросов.



1

сочинение

Знания: покажут знания проблемных вопросов по изученному материалу (соблюдение трёх уровней знаний)



Умения: систематизировать полученные знания, Навыки: письменный ответ на проблемный вопрос.

Регулятивные: выполнять учебные действия, используя письменную речь для регуляции своего действия.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности.


22

26.11


Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фоль -клорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести.


1

Викторина








Знания: узнают о нравст -венной проблематике повести.

Умения: учатся работать с текстом выборочно; подбирать цитаты, подтвержда -ющие высказываемую мысль.

Навыки: владение различ- ными видами пересказа; участвовать в коллектив -ном диалоге

Регулятивные: выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; смысловое чтение текста; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

23





28.11.


Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Столкновение любви и долга в душах героев.


1

Сравнительная характеристика

Знания: узнают об автор -ской позиции, особенно -стях изображения природы и людей в повести Гоголя; получат возможность развить понятие о литера - турном герое.

Умения: работа с текстом: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; подбор цитат, подтверждающих высказываемую мысль, работа над планом и по плану.


Навыки: совершенствовать навык устного рассказа, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го результата.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

24

03.12.


Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе.



1

Составление плана

Знания: отработают пошаговый подход к составлению характерис - тики Тараса Бульбы.

Умения: подготовят необходимый материал к теме сочинения.

Навыки: откорректируют составленный план, дома напишут сочинение по составленному плану.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последователь -ность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечно- го результата.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера ; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: уметь использовать письменную речь для регуляции своего действия.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

25

05.12


И.С. Тургенев.

Рассказ «Бирюк».


1

Тезисный план

Знания: познакомятся с рассказом как произведе -нием о бесправных и обездоленных, с мастерством И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека, с художественными достоинствами рассказа.

Умения: участвовать в поисковой деятельности, решать проблемную ситуацию.

Навыки: работа в группах

Регулятивные: организовывать рабочее место под руководством учителя , определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

26

10.12


И.С. Тургенев.

Стихотворения в прозе.

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Размышление о красоте и богатстве русского языка.


1

Сочинение - рассуждение

Знания: узнают об особенностях жанра, определят темы и их роль в нравствен ном воспитании.

Умения: определять жан ровое своеобразие, самостоятельно производить анализ текста, составлять простой план.

Навыки: полученные знания применить для создания собственного сочинения стихотворения в прозе, описать в нём, например, какое-то время суток («Утро», «День», «Вечер», «Ночь»).

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные: координировать и применять различные позиции во взаи- модействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально –

нравственная отзывчивость.

27

12.12.


Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Развитие понятия о поэме.

1

Тезисный план статьи учебника

Знания: получат возмож -ность расширить знания о жанре «поэма»; познакомятся с содержанием произведения; узнают

об исторической основе поэмы.

Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать вдумчиво и осознанно по ролям, формулировать личную оценку поступков героев изучаемого произве- дения.

Навыки: участвовать в коллективном диалоге.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета.

Социальная компе-

тентность как гото ность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

28

17.12.


Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» (продолжение).



1

вопросы

Знания: научатся самостоятельно определять тему, идею произведения; узнают об образной яркости и повествовательном начале Н.Некрасова, о величии духа русской женщины.

Умения: воспринимать и анализировать поэтический текст; выявлять авторские размышления о женских судьбах и характерах.

Навыки: владение моно - логической и диалогичес -кой речью, инсценирован -ное чтение, письменный ответ на вопрос с опорой на текст (домашнее задание)

Регулятивные: формулировать и удержи -вать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности . Познавательные: использовать поиск необходимой информации при комментированном чтении для выполнения проблемных учебных заданий. Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обадать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.


29

19.12.


Вн.чт. Н.А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.


1

Создание киносценария«парадный подъезд и его посетителя»

Знания: углубят понима -ние понятий антитеза, сатира, обощённый образ; узнают историю создания произведения , выявят социальную направленность.

Умения: научатся воспринимать и анализи -ровать поэтический текст; выявлять авторские размышления о судьбе родины, её народа; решать проблем- ные задания.


Навыки: выразительное чтение, поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний; оределять по - следовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

30

24.12.


Вн.чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».


1


Составление словаря устаревших слов

Знания: познакомятся с биографией А. Толстого, историческими балладами писателя.

Умения: научатся анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения. Навыки: выразительное чтение, поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

31

26.12.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические «Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



1

Цитатный план сказки

Знания: познакомятся с содержанием сказки, вспомнят определение сатиры, укажут элементы сатиры в изображении нравственных пороков общества; отметят своеобразие языка щедринской сказки.

Умения: выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. Навыки: восприятие выразительного чтения сказок,

участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: определяют элементы сатиры на барскую Русь.

Коммуникативные: обмениваются мнениями понимают возможность существования различных позиций других людей при решении проблемных заданий.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

32



Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», подготовка к домашней письменной работе)

1

Таблица

вопросы

Знания: познакомятся с понятием гротеска; научатся разграничивать

фантастическое и реальное в сказке; познакомятся со средства создания комического в сказках.

Умения: участие в аналитической беседе .

Навыки: участие в коллективном диалоге, подводящем к теме домашней письменной работы: «Нужен ли нам Щедрин сегодня? Или «Средства создания комического в сказках С.- Щедрина».

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

33



Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.



1

Тестирование по теме: «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Знания: покажут знания проблем и героев изучен -ных произведений.

Умения: применение знаний в решении тестовых заданий.

Навыки: заполнение листа самоконтроля.

Регулятивные: осознавать

уровень и качество выполнения работы.

Познавательные: использование различных способов поиска , сбора, анализа полученной инфор –мации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами .

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Признавать важность учёбы и познания нового, понимать,

зачем выполняются те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

34



Л.Н. Толстой . «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.


1

Выборочный пересказ, комментирование

Знания: познакомятся с содержанием глав «Маман», «Что за человек был мой отец»?, «Классы»,

«Наталья Савишна», узнают о взаимоотноше- ниях детей и взрослых.

Умения: анализировать прочитанные главы повес -ти с целью выявления мотивов и причин поступ -ков героев,

Навыки: развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание; владеть устным пересказом.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

35



Л.Н. Толстой.

Главный герой повести «Детство».

Его чувства, поступки и духовный мир.




1

вопросы

Знания: познакомятся с особенностью проявления чувств героя повести «Детство» «быть беспощадным к самому себе», с мастерством Толстого в изображении движений души.

Умения: участие в анали- тической беседе, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в повести.

Навыки: выразительное

чтение фрагментов повес -ти, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: оценивает свои достижения на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, анализируют её, строят

рассуждения в форме связи суждений об объекте

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Оценивать простые ситуации как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; может объяснять самому себе, что он хочет и что может, способен к самоанализу

36



А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.


1

тест

Знания : познакомятся с сюжетом и образной системой рассказа; узнают о главном герое рассказов писателя; о цели творчества писателя.

Умения: участвуют в инсценировании эпизода «Появление Очумелова на базарной площади». Навыки: выразительное чтение, вхождение в роль героя.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения.

Участие в совмест –ной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

37



Средства создания комического в рассказе А. Чехова «Хамелеон».


1

Характеристика героев

Знания: научатся размы –шлять о роли юмора и сатиры в показе живой картины нравов.

Умения: давать оценку действиям героев, уметь определять роль художественной детали в рассказе, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Навыки: анализ различ -ных форм выражения авторской позиции;.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: задавать вопрос, формулировать собственное мнение и позицию, определять общую цель и пути её достижения, строить монологическое высказывание, слушать и понимать речь других.

Участие в совмест –ной работе, умение обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников, не создавать конфликтов и нахо -дить выход из спорных ситуаций.

38



Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».


1

инсценирование

Знания: познакомятся с сюжетом и образной системой рассказов.

Умения: давать оценку действиям героев, подби -рать материал и цитатные примеры, иллюстрирую -

щие понятия: комическое, «юмор», «сатира».

Навыки: чтение рассказа по ролям

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят

понятные речевые высказывания

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, раз-

витие мотивов учебной деятельности и формирование лич -ностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз –ных социальных ситуациях.

39



Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня»


1

Выборочный пересказ, комментирование

Знания: узнают содержа -ние рассказов.

Умения: дают оценку действиям героев, определяют тему , основную мысль рассказов, объясняют роль пейзажа для раскрытия темы.

Навыки: участвуют в диалоге во время беседы.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Осознают свои воз -можности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с

трудолюбием.

40









Стихотворения о природе.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)


1

Выразительное чтение

Знания: познакомятся с содержанием стихотворений, поэтичностью языка.

Умения: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Навыки: выразительное чтение по учебнику и наизусть, письменный анализ стихотворения

Регулятивные: определять последовательность дейст вий для решения предмет ной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.

Познавательные: определять последователь -ность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения.

Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России; понимать от- ветственность за произнесённое и написанное слово.


П Р О И З В Е Д Е Н И Я Р У С С К И Х П И С А Т Е Л Е Й XX В Е К А

41



И, А. Бунин

Рассказ «Цифры»



1

Отзыв на рассказ

Знания: узнают о значении указанных понятий; о становлении личности писателя.

Умения: давать оценку действиям героев, выде -лять смысловые части художественного текста,

учиться показывать выразительность и точность художественной детали.

Навыки: чтение по ролям, участие в коллективном диалоге.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обладать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.


42



И.А. Бунин.

Рассказ «Лапти»



1

Написать продолжение рассказа


Знания: познакомятся с содержанием произведения

Умения: определят тему, основную мысль.

Навыки: напишут отзыв на рассказ.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Доброжелательно,

эмоционально- нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

обладать способно-стью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.


43



Максим Горький.

Повесть «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Дед Каширин. Изображение быта и характеров.


1

Цитатный рассказ

Знания: обзорно познакомятся с содержанием повести, её героями, узнают о нравственной проблематике.

Умения: ориентироваться в содержании и подбирать нужный материал из текста пересказа.

Навыки: участие в коллективном диалоге

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесении известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: уметь определять причины и следствия явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оценивать простые ситуации как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; может объяснять самому себе, что он хочет и что может, способен к самоанализу

44



М. Горький. «Детство»

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.


1

вопросы

Знания: научатся подбирать материал на тему: «Портрет как средство характеристики героя», выявлять элементы сюжета и композиции в повести.

Умения: иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретны -ми примерами из текста повести; характеризовать литературного героя на основе плана.

Навыки: пересказ отдельных эпизодов повести, подбирать цитатные примеры

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выпол -нения.

Познавательные: использование различных способов поиска¸ сбора ¸об- работки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку события.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

45



Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.


1

Письменная работа

Знания: научатся логически правильно использовать отобранный материал для выстраивания рассуждения; углубят представление о персонаже повести, о роли портрета как средстве характеристи -ки героя; обогатят словарный запас.

Умения: характеризовать литературного героя; приводить конкретные примеры из текста; использовать художественные средства для портретной характеристики.

Навыки: участвовать в коллективном диалоге;

работать с текстом.

Регулятивные:: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

46



«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Романтический характер легенды


.1

Устное словесное рисование

Знания: узнают об основных чертах романтического произведения

Умения: характеризовать особенности сюжета, ком -позиции, художественных средств; выявлять автор -скую позицию, сопоставлять поступки героев.


Навыки: работать с текстом, участвовать в дискуссии, выразительно читать

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.



Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

47



Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака»


1

Цитатный план

Знания: узнают об особенностях творчества и личности Л. Андреева; выяснят гуманистическую направленность рассказа

Умения: анализировать, обобщать, делать выводы.

Навыки: выразительное чтение фрагментов рассказа; устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в диалоге.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

48



В.В. Маяковский. приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


1

тест


Знания: узнают об особенностях поэтического языка Маяковского, расширят представление о ритме и рифме.

Умения: выделять смысловые части художественного текста; строить рассуждения о реальном и фанта- стическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве поэта.

Навыки: выразительное чтение стихов Маяковского

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

49






Вн.чт. В.В. Маяковский.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»


1

Сочинение – миниатюра

« Мне нравятся стихи Маяковского»

Знания: получат начальное представление о лиричес -ком герое, о нетрадиционной системе стихосложения .

Умения: находить в тексте незнакомые слова и выражения, определять их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Навыки: видеть значимые средства языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы) , выразительно читать.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.


Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Социальная компе-

тентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.

50



А.А. Платонов.

Рассказ «Юшка»


1

тест

Знания: через исследование выяснят нравственные проблемы произведения; научатся видеть на примере героев рассказа главную ценность в жизни человека – доброе отношение друг к другу.

Умения: читать платоновские рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором.

Навыки: принимать участие в анализе литературного произведения.


Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Коммуникативные: координировать и прини -мать различные позиции во взаимодействии.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего добро –желательность и

эмоционально- нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

51






А.П. Платонов.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа. Труд как основа нравственности


1

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

Знания: определят признаки автобиографичности произведения.

Умения: научатся оформлять мысль, используя примеры из текста, высказывать своё отношение.

Навыки: участие в диалоге; озаглавливание частей рассказа.

Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, этические чувства, прежде всего добро –желательность и

эмоционально- нравственная отзывчивость, социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в повед нии социальным нормам.

52



Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? «(по произведениям писателей XX века)

1

Составление тезисов

аргументов


Знания: содержание изученных произведений по данной проблеме.

Умения: выдвигать тезис, отбирать необходимый материал для доказательства своих суждений, подводить к выводу в соответствии с тезисом

Навыки: создавать текст на основе знания содержания изученных произведений писателей XX века по выдвинутой проблеме (продвинутый уровень)



53



Б.Л. Пастернак.

«Июль», «Никого не будет в доме…»


1

вопросы

Знания: развитие представлений о сравнении и метафоре, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих эти понятия); знакомятся со способами создания поэтических образов.

Умения: учатся выявлять художественно значимые изобразительные средства языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определять их художественные функции в произведении; решение тестов.

Навыки: работа со словарём литературовед -ческих терминов



54



Контрольная работа

Письменный анализ эпизода или одного стихотворения (по выбору учителя).


1

сочинение

Умения: составление письменного анализа эпизода или стихотворения

Навыки: пользоваться схемой анализа произведения.




55



А.Т. Твардовский.

Стихотворения поэта. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…»


1

написать короткий рассказ « в лесу весной», включить строки из стихотвореня

Знания: научатся подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «лирический герой»; познакомятся с поэтической манерой поэта; научатся различать образ лирического героя и автора; анализировать различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях.

Умения: анализ стихотворений, отбор материала, его располо -жение, использование.

Навыки: выразительное чтение стихотворений наизусть.



56



Вн.чт. Час мужества. (интервью с участником Великой Отечественной войны)


1

Конкурс на лучшее чтение стихов

Знания: узнают об интервью как жанре публицистике.

Умения: выразительное чтение наизусть: Навыки: комментированное чтение текста,.



57



Ф.А. Абрамов.

«О чём плачут лошади».



.1

Вопросы

План рассказа

Знания: основные сведения о жизни Ф. Абрамова;

Познакомятся с проблемой экологической защиты человека.

Умения: уметь оформлять мысль; составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы

Навыки: участие в коллективном диалоге



58



Е.И. Носов.

Рассказы «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя»


1

тест

Знания: основные сведения о писателе; знание содержания рассказов.

Умения: на основе анализа текста подойти к выводу о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях.

Навыки: развивать навык анализа текста



59




Вн.чт. Ю.П. Казаков.

Рассказ «Тихое утро»


1

тест

Знания: основные сведения о жизни Ю. Казакова.

Умения: составлять план

Навыки: краткий пересказ



60



Вн.чт. Д.С. Лихачёв

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.



1

Сообщение « Искусство моего родного края»

Знания: узнают основные сведения о писателе; научатся осмысленно читать публицистические статьи.

Умения: делить текст на абзацы, определять главную мысль, оформлять необходимые записи

Навыки: выразительно читать

Регулятивные: работать по плану; сверять свои действия с целью;

Познавательные: самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы

Коммуникативные:

Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России; понимать ответственность за произнесённое и написанное слово


61



М.М. Зощенко.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя.


1

Отзыв на рассказ

Знания: узнают о личности писателя; вспомнят определение сатиры и юмора; отметят сатирическую направленность рассказа, научатся оценивать роль языка в произведении.

Умения: включение в аналитическую беседу

Навыки: выразительное чтение по ролям



62







Вн.чт. Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

(В.Брюсов, Ф. Сологуб С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.


1

Выразительное чтение наизусть

Знания: научатся определять общее и индивидуальное в литературном образе Родины в стихах русских поэтов.

Умения: анализ различных форм выражения авторской позиции; анализ стихотворения. Навыки: выразительное чтение стихотворений наизусть, устное рецензирование выразительного чтения.



63



Вн.чт. Песни на стихи русских поэтов XX века.

А.Вертинский, И.Гофф, Б. Окуджава.


1

Сообщение

вопросы

Знания: познакомятся с фрагментами из жизни поэтов, особенностью поэзии авторов песен, научатся определять способы создания образов,

Умения: слушать выступления товарищей, давать развёрнутый ответ на вопросы.

Навыки: выразительно читать наизусть, вступать в диалог, высказывать своё мнение по теме урока.



64



Из литературы народов России.

Расул Гамзатов.


1

Развернутый ответ на вопрос

Знания: научатся самостоятельно определять тему прочитанных стихотворений, определять общее и индивидуальное в литературном образе Родины в творчестве поэта.

Умения: подбор цитатных примеров, иллюстриру- ющих различные формы выражения авторской позиции в стихотворениях. Навыки: устные ответы на вопросы, выразительное чтение.





З А Р У Б Е Ж Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

65



Роберт Бёрнс.

Стихотворение «Честная бедность».


1

Вопросы

Найти средства выразительности

Знания: научатся на основе самостоятельного поиска определять народно - поэтическую основу и своеобразие лирики поэта.

Умения: составление плана ответа статьи; находить пословицы , близкие основной мысли песни.

Навыки: анализ песни, выразительное чтение наизусть, работа со словарём литературовед- ческих терминов



66



Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины.


1

Письменный ответ на вопрос « что обрекает героя на бессмертие?»

Знания: научатся анализировать поэтические интонации, выразительно читать.

Умения: определять тему, идею, нравственную направленность произведения, составление плана ответа статьи.

Навыки: выразительное чтение.



67



Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басё, Кобаяси Исса.


1

сообщение


Знания: научатся объяснять особенности и своеобразие японского хокку, составлять собственные трёхстишия. на предложенные темы

Умения: составлять план ответа статьи

Навыки: участвовать в комментировании текста.



68



О. Генри. Рассказ «Дары волхвов»


1

Составление синквейна « Любовь»

Знания: научатся составлять план статьи о писателе, устно пересказывать по плану,

Умения: составление плана и последующий пересказ; приёмы инсценированного чтения;

пересказ от лица одного из героев.

Навыки: устное рецензирование выразительного чтения одноклассников; аналитическая работа с текстом



69



Рэй Дуглас Брэдбери.

Радость писать.

Рассказ «Каникулы»


1

вопросы

Знания: научатся понимать художественную роль приёма фантастики в рассказе, аналитически раскрывать основную идею произведения.

Умения: отвечать с использованием цитат из текста на вопросы.

Навыки: участие в коллективном диалоге.




70



Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1

тест























Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.




Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной.
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Автор Железняк Елена Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 851
Номер материала 32084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓