Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой


Рабочая программа по литературе

7 класс

102 часа

По учебнику «Русская литература. 7 класс» Н.С.Русиной, С.К. Бирюковой и т. д.



Пояснительная записка


Данная программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе и Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

Изучение литературы в 7 классе направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах обшеобразовательных учреждений России:

- воспитание духовно-развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

- формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

- освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения.;

- развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.

Так как у нас школа национальная, учитываются и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также выдающимся произведениям литературы народов России;

- формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;

- развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.







Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 7 класса


Учащиеся должны знать:

- текст изученного художественного произведения, событийную сторону(сюжет) и героев(в их взаимосвязи);

- основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

1

- находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в изученном произведении;

- определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств к контексте;

- сопоставлять героев изученного произведения;

- различать эпические и лирические произведения;

2

- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения – 120-130 слов в минуту;

- пересказать устно или письменно (изложение) – подробно, выборочно, сжато – эпические произведения или отрывки из них;

- создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;

- составлять план собственного устного и письменного высказывания;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);

- пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.













п/п

Тема урока

Элементы содержания.

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

1.

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

Взаимосвязь хаоактеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, выразительное чтение.

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

Понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;

Уметь составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства.

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника.

Пересказать по плану вводные статьи учебника.


2.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

УНТ. Народная песня как выражение основ народного бытия, высших духовных ценностей. Тематика народных песен.

Чтение статьи учебника; прослушивание русских народных песен; ответы на вопросы; выразительное чтение.

Знать определение понятий «УНТ», «народная песня»; понимать их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь анализировать их тематику.

Ответить на вопросы; выразительное чтение песен.

Групповые задания: подготовить исполнение русских народных песен.


3.

Песни народов Северного Кавказа. Песни народов Поволжья, Приуралья и Сибири.

Песни народов Северного Кавказа. Песни народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Отражение народного песенного творчества в современной поэзии. Г. Айги.

Прослушивание песен; ответы на вопросы, выразительное чтение.

Знать и понимать эстетическую ценность песен; уметь сопоставлять песни разных народов.

Ответить на вопросы; выразительное чтение песен.

Вспомнить чувашские народные песни.


4.

Древнерусская литература. Жития святых как произведения древнерусской литературы.

Понятие о ДРЛ. Житие как жанр литературы (начальные представления).

Чтение статьи о древнерусской литературе

Знать определение понятий «летопись», «житие»; уметь объяснять смысл понятия «духовная литература».

Ответы на вопросы.



5.

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

История написания «Жития…». Праведная жизнь святого.

Чтение произведения. Осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы, комментирование текста.

Уметь раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя.

Составить словарик характерных для текста «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас .

Найти в тексте традиционные житийные мотивы (явления святых, чудеса).


6.

Русская литература 19 века. И.А.Крылов – великий русский баснописец.

Великий баснописец И.А.Крылов. Жизнь и творчество. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

Чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басен, чтение в лицах, составление плана рассказа о баснописце

Знать общую картину жизни И.А.Крылова, уметь составлять план рассказа о баснописце, воспроизводить его.

План рассказа о баснописце. Инсценированное чтение.

План рассказа о баснописце. Ответить на вопрос: «Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова?»).


7.

Осмеяние человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.

Басни И.А.Крылова: «Лжец», «Лиса и виноград». Обличение человеческих пороков.

Чтение басен, чтение в лицах, ответы на вопросы.

Читать басни, объяснять их жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к своим персонажам, понимать характер их поведения, объяснять аллегорический смысл басни.

Инсценированное чтение.

Нарисовать иллюстрации к басням. Подготовить выразительное чтение наизусть одной басни.


8.

Аллегория и ее роль в изображении жизни.

Жанр басни. Аллегория, мораль в басне.

Презентация иллюстраций. Чтение статьи об аллегории, ответы на вопросы.

Знать определение «аллегории», объяснять аллегорический смысл басен.

Ответы на вопросы.



9.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

Чтение статьи о поэте, ответы на вопросы.

Знать сведения о поэте.

Ответы на вопросы.

Подготовить сообщение о поэте.


10.

«Светлана».

Понятие о балладе.

Чтение баллады, полноценное ее восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступок героини, определять реальные события и фантастические, отношение автора, уметь выразительно читать балладу.

Ответы на вопросы, выразительное чтение.

Подготовить чтение наизусть отрывка баллады.


11.

Стихотворение-гимн любимой «К ней».


Чтение стихотворения, восприятие, ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать.

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы.


12.

Человек и природа в стихотворении В.А.Жуковского «Вечер».


Чтение стихотворения, восприятие, ответы на вопросы.

Уметь выразительно читать.

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы.


13.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Биографические сведения о Пушкине.

Чтение статьи о поэте, ответы на вопросы.

Знать сведения о поэте.

Ответы на вопросы.

Подготовить сообщение о поэте.


14.

Прославление русских в поэме «Полтава»

История создания поэмы. Прославление русских в поэме.

Чтение отрывка, восприятие, ответы на вопросы.


Ответы на вопросы.



15.

Петр 1 и Карл 12. О метафоре.

Петр 1 и Карл 12. Роль исторических личностей. Особенности изображения двух императоров. Роль метафоры.

Выразительное чтение, восприятие, сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12.


Составление характеристик, беседа по вопросам.



16.

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский.

История создания романа: время, отраженное в нем. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения.

Прослушивание в исполнении актера А.Петренко первой главы романа; выборочное чтение эпизодов; осмысление сюжета, событий, характеров главных героев, ответы на вопросы.

Знать историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды; сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходство и различия их характеров, правильно оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства 20-х годов 19 века, изображенные в романе.

Ответить на вопросы: Как проявились характеры обоих бывших друзей во время и после ссоры? Что помешало им помириться?



17.

Образ «благородного разбойника» в романе.

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.

Выборочное чтение анализируемых эпизодов романа; осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы.

Знать содержание анализируемых глав; какую позицию занял молодой Дубровский по отношению готовящемуся бунту; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев.

Описать душевное состояние Владимира, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы: почему В. Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками; какие обстоятельства заставили Владимира стать разбойником? Что толкнуло офицера и дворянина на путь разбоя и грабежа?

Прочитать роман до конца .Подготовить устное описание героини романа. Подготовить художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование.


18.

Трагические судьбы В.Дубровского и Маши Троекуровой.

Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения Дубровского и Марьи Гавриловны.

Выборочное чтение анализируемых эпизодов романа, близкий к тексту пересказ, ответы на вопросы

Знать содержание анализируемых глав романа. Понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста романа.

Устно описать героиню романа, используя цитирование. Пересказать близко к тексту историю с кольцом. Ответить на вопросы: как складывались отношения Маши и Владимира; почему она отказалась от его помощи?

Составить простой план романа. Нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских. Подготовиться к написанию сочинения.


19.

Урок развития речи. Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» ( по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения.

Подготовка к сочинению.

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения ( возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения.

Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» ( по роману А.С.Пушкина «Дубровский»).

Дописать сочинение дома. Решить кроссворд.


20.

Урок внеклассного чтения. «Молодые наши проказы» (А.С.Пушкин). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина). «Барышня-крестьянка»

«Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Инсценирование эпизодов.

Осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы, инсценирование эпизодов.

Знать сюжет и героев повести Пушкина. Понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества – самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви. Уметь анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая чувства, характер героев.

Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? И т. д.

Инд. зад.: подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове, используя учебник и дополнительный материал .


21.

М.Ю.Лермонтов. Мотивы одиночества, стремления к свободе в стихотворениях «Узник», «Парус».

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь Лермонтова в Москве. Мотивы одиночества, стремления к свободе в стих. «Узник», «Парус». Особенности поэтических интонаций в стих.

Прослушивание стих. и его восприятие. Осмысление содержания, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, истории появления стихотворений, определения понятий: «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать содержание стихотворений.

Ответить на вопросы.

Выучить стихотворение «Парус» наизусть. Нарисовать к нему иллюстрации (по желанию).


22..

Тема Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова. «Кавказ».

Тема Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Кавказ».

Прослушивание стих. и его восприятие. Осмысление содержания, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Знать роль Кавказа в творчестве Лермонтова.

Ответить на вопросы, выразительное чтение.

Ответить на вопросы.


23.

О лирике. Стихотворная речь. Стихосложение. Двусложные размеры стиха.

Лирика. Стихотворная речь. Стихосложение. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей.


Знать понятия «лирика», «размер», «ямб», «хорей». Уметь определять двусложные размеры.

Выполнение заданий.

Определить размеры стихотворений.


24-25.

Картины русской жизни второй половины 16 века в «Песне про царя Ивана Васильевича…»

Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль.

Выборочное чтение (описание портретов); ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича», выразительное чтение поэмы, устное словесное рисование(описание внешнего вида царя), комментирование текста.

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания»Песни..», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу.

Игра «Угадай героя». Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

Составить сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича.


26.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Биография писателя.

Прослушивание сообщения о писателе, ответы на вопросы.

Знать биографию писателя.


Сообщение о писателе. Прочитать повесть Гоголя «Тарас Бульба»


27-28.

«Тарас Бульба». Эпоха и герои.

Историческая основа повести. Борьба Украины за национальную независимость. Запорожская Сечь. Обычаи и законы Сечи, характер запоржцев.

Пересказ текста, беседа по вопросам, составление плана.

Знать историческую основу повести. Уметь сравнивать художественное изображение с фактами истории.

Пересказ текста, ответы на вопросы.

Составить рассказ о Тарасе Бульбе. Ответить на вопросы выполнить задания учебника.


29.

Остап и Андрий.

Остап и Андрий. Противопоставление как прием раскрытия их характеров.

Пересказ текста, беседа по вопросам, составление плана. Оформление сопоставительной таблицы, анализ текста.

Уметь составлять сопоставительную характеристику.

Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.

Ответить на вопросы выполнить задания учебника.


30.

О литературном герое.

Литературный герой.

Чтение и анализ статьи.

Знать определение литературный герой».

Ответить на вопросы.

Ответить на вопросы.


31.

Урок развития речи. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»







32.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

И.С.Тургенев – автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям.

Выборочное чтение и восприятие рассказа, осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, художественный пересказ эпизода, ответы на вопросы, устное сообщение о писателе, комментирование фрагментов, анализ текста.

Знать факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг; понимать авторское отношение к героям, уметь связно рассказывать о героях, характерах, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков? Сопоставить рассказы мальчиков. Как они характеризуют самих героев? Как относится автор к своим героям?

Написать сочинение по данному началу. Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки. Инд. задание: подготовить художественный рассказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры, сравнения, использованные Тургеневым.


33.

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.

И.С.Тургенев – мастер пейзажа. Изображение природы в рассказе: описание июльского дня, «торжественной и царственной безлунной» ночи, наступившего утра. Роль детали. Смысл названия рассказа.

Выборочное чтение рассказа, художественный рассказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры, сравнения, использованные Тургеневым, ответы на вопросы, анализ текста.

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание.

Выразительно прочитать описание ночного и утреннего пейзажей так, чтобы интонационно передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света». Какую роль играют в рассказе описания природы, смены дня и ночи? Что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг».


34.

Урок развития речи. Сочинение по произведению И.С.Тургенева.







35.

Вера в талантливость русского народа в рассказе «Певцы».

Изображение русского народа в рассказе.

Выборочное чтение рассказа, анализ рассказа.

Знать содержание рассказа, авторскую позицию.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.


36.

Ф.И.Тютчев – поэт, певец русской природы. «Еще шумел веселый день». Музыкальность стихотворения.

Ф.И.Тютчев – русский поэт 19 века. Родная природа в стихотворениях Тютчева. Музыкальность стихотворения.

Прослушивание стихотворений в исполнении актера, ответы на вопросы, Заочная экскурсия в дом-музей в Овстуге, сообщение о поэте, выразительное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями музыки.

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности, понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека, скрытый, глубинный смысл стихотворений; уметь находить в тексте средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворение.

Ответить на вопросы, подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к стих. Подготовить устное сообщение о А.А.Фете по материалам учебника.


37.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

Слово о писателе. Театр Островского.

Прослушивание лекции учителя, индивидуальные доклады, беседа по вопросам.

Знать автора и факты его биографии. Роль Островского в развитии русского национального театра.

Беседа по вопросам.

Инд. сообщения.


38.

Комедия «Свои люди – сочтемся».История создания. Сценическая история.

История создания и постановки пьесы «Свои люди – сочтемся».

Прослушивание сообщений, комментированное чтение по ролям, ответы на вопросы.

Знать историю создания и постановки пьесы «Свои люди – сочтемся».

Беседа по вопросам.

Прочитать пьесу.


39.

Изображение быта и нравов купцов Замоскворечья первой половины 19 века.

Быт и нравы купцов Замоскворечья первой половины 19 века. Освоение содержания.

Комментированное чтение по ролям, пересказ эпизодов, ответы на вопросы.

Знать содержание пьесы, основных героев, уметь выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

Пересказ эпизодов, беседа по вопросам.

Вопросы 2-4 учебника.


40.

Женские образы в комедии.

Женские образы в комедии: Аграфена Кодратьевна, Липочка, Устинья Наумовна.

Комментированное чтение по ролям, пересказ эпизодов, ответы на вопросы, составление характеристик.

Знать особенности женских образов в комедии, уметь составлять характеристики героев.

Составление характеристики героев.

Подготовиться к устному выступлению на тему «Как сочлись свои люди в пьесе А.Н.Островского»


41.

Урок развития речи. Устное выступление на тему «Как сочлись свои люди в пьесе А.Н.Островского»







42.

О комедии.

Комедия – один из видов драмы. Черты драматических произведений. Из истории комедии. Термин «комедия».

Прослушивание лекции учителя, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Знать об особенностях комедии, уметь анализировать комедийные пьесы.

Беседа по вопросам.

Инд. сообщения о Некрасове. Вспомнить изученные стихотворения Некрасова.


43.

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Некрасов и «Современник».

Прослушивание сообщений, беседа по вопросам.

Знать автора и факты его биографии.

Прочитать известные стихотворения Некрасова. Ответы на вопросы.

Вопросы и задания учебника. Прочитать первую часть поэмы.


44.

Поэма «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Судьба Прокла.

Термин «поэма». «Мороз, Красный нос» - поэма о крестьянской жизни. Судьба Прокла.

Беседа о поэме, выразительное чтение поэмы с комментированием, беседа о судьбе Прокла.

Знать и понимать содержание первой части поэмы.

Ответы на вопросы.

Вопросы и задания учебника (1-3).


45.

Поэтический образ русской женщины.

Раздумья поэта о женской доле.

Беседа по поэме, анализ изобразительно-выразительных средств.

Знать и понимать содержание первой части поэмы.

Ответы на вопросы.

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…»


46.

Картины радостного крестьянского труда в поэме.

Рассказ поэта о Прокле и Дарье. Прославление крестьянского труда в поэме.

Беседа по поэме, анализ изобразительно-выразительных средств.

Знать содержание поэмы, уметь анализировать средства выразительности текста.

Ответы на вопросы.

Устный рассказ на тему «Крестьянский труд в поэме»


47.

Картины природы в поэме.

Картины природы в поэме: описание зимнего утра и зимнего леса.

Выразительное чтение эпизодов, беседа по поэме, анализ средств выразительности

Знать содержание поэмы, уметь анализировать средства выразительности текста.

Ответить на вопросы: Какими художественными средствами поэт передает состояние Дарьи и окружающей ее природы? И т.д.

Выразительное чтение отрывка от слов: «Не ветер бушует над бором…» до слов: «Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро».


48.

Урок развития речи. Сочинение по поэме «Мороз, Красный нос»







49.

О композиции.

Развитие понятия о композиции. Особенности композиции поэмы «Мороз, Красный нос».

Чтение и анализ статьи, ответы на вопросы.

Знать определение композиции, особенности композиции поэмы «Мороз, Красный нос».

Ответы на вопросы.

Инд. задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.


50.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Премудрый пискарь.»

Сообщение о писателе. Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках.

Чтение и восприятие сказок, рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», ответы на вопросы, комментирование текста, анализ текста.

Знать содержание сказок, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического).

Групповое задание – устное сочинение-рассуждение на тему: Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки:»Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет»?

Решить кроссворд. Прочитать следующую сказку «Коняга».


51.

Сатира и юмор в сказках Салтыкова-Щедрина. «Коняга»

Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках.

Чтение и восприятие текста сказок, анализ текста, сопоставление сказок.

Знать приемы сатирического изображения, авторское отношение к героям в разных сказках.

Составить план и кратко пересказать по плану о жизни

Коняги.

Сочинить свою сказку наподобие сказок Салтыкова-Щедрина.


52.

Урок развития речи. Сочинение на тему: «В чем я вижу своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»







53.

Красота окружающего мира в стихотворениях Фета.

А.А.Фет – русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного , как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.

Прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы, устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование, анализ текста.

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности, определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «Олицетворение», определять средства художественной выразительности и их роль.

Подготовить выразительное чтение стихотворений, раскрыв сложную гамму переживаний лирического героя, музыкальность и плавность стиха. Определить средства художественной выразительности в стих., определить их роль.

Подготовит выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору) наизусть и подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца.


54.

Конкурс чтецов (по стихотворениям А.А.Фета)

Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.

Выразительное чтение наизусть стихотворений \Фета.

Знать наизусть стихотворения Фета, уметь выразительно читать стихотворения, раскрывая гамму переживаний лирического героя, музыкальность и плавность стиха.

Выразительное чтение наизусть стихотворений \Фета.

Подготовить небольшое сообщение на тему «Природа и человек в поэзии А.А.Фета».


55.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

Рассказ о писателе. Толстой и Ясная Поляна. Толстой и дети.

Чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы.

Знать факты биографии писателя.

Ответы на вопросы.

Сообщение о писателе, прочитать отрывки из повести «Детство».


56.

Автобиографическая повесть Л.Н.Толстого «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.

Чтение и восприятие художественного текста, выборочный пересказ , ответы на вопросы, комментирование глав, анализ текста.

Знать определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна; уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

Выборочный пересказ, комментирование.

Прочитать главу 19 «Ивины». Подготовить краткий пересказ, ответить на вопросы.


57.

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.

Чтение и восприятие художественного текста, сжатый пересказ, ответы на вопросы, Устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны); самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Знать нравственную проблематику повести, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера, оценивать язык Толстого («толстовские эпитеты»), их роль в произведении.

Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Наталья Савишна и Карл Иванович? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?

Написать сочинение «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»


57.

Урок развития речи. Сочинение «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»





Прочитать «Отрочество», перевести на родной язык отрывок из главы «Гроза».


58.

«Отрочество».

Главы «Гроза», «Новый взгляд», «Старший брат», «Я». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии. Николенька Иртеньев среди других героев повести.

Чтение и восприятие художественного текста, сжатый пересказ, ответы на вопросы.

Знать нравственную проблематику повести, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера, оценивать язык Толстого («толстовские эпитеты»), их роль в произведении.

Выразительное чтение диалога между Катенькой и Николенькой (глава «Новый взгляд»); составит устное сообщение «Как Николенька видит грозу».

Прочитать повесть «Юность», сделать письменное сообщение «Как Николенька Иртеньев готовился и сдавал экзамен по истории»


59.

«Юность».

Главы «Как я готовлюсь к экзамену», «Экзамен истории»

Чтение и восприятие художественного текста, сжатый пересказ, ответы на вопросы.

Знать нравственную проблематику повести, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера.

Ответы на вопросы.

Подготовить небольшое сообщение на тему «Роль пейзажа в произведениях И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого.


60.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

Рассказ о писателе.

Чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы.

Знать факты биографии писателя.

Ответы на вопросы.

Сообщение о писателе.


61.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

«Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа.

Чтение и восприятие текста рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям, анализ текста.

Знать сюжет и образную систему рассказа, понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию, уметь оценивать действия героев.

Тест по рассказу «Хамелеон», ответить на вопрос: «Чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

Создать киносценарий по рассказу Чехова. Оформить обложку для рассказа «Хамелеон». Подготовиться к внеклассному чтению.


62.

Понятие о сюжете. Понятие о юморе и сатире.

Развитие понятий о юморе и сатире, о сюжете. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

Чтение и анализ статьи учебника, анализ средств создания комического в рассказе «Хамелеон».

Знать определения понятий «сюжет», «юмор», «сатира».

Ответы на вопросы.

Ответить на вопросы: Какие юмористические произведения родной литературы вы знаете?


63.

Контрольная работа по произведениям 19 века.







64.

Из русской литературы 20 века. В.Г.Короленко.

Русская литература 20 века. Жизнь и творчество Короленко.

Чтение статьи, ответы на вопросы.

Знать факты жизни и творчества писателя.

Ответы на вопросы.

Прочитать отдельные главы повести «Слепой музыкант».


65-66.

«Слепой музыкант». Искусство в жизни человека.

История создания. Смысл названия. Роль природы в повести.

Чтение и восприятие текста повести, ответы на вопросы, чтение по ролям, анализ текста.

Знать нравственную проблематику повести, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера.

Составить подробный план представленных глав и частей повести. Выразительное чтение отрывков.

Ответить на вопросы. Подготовиться к написанию сочинения на одну из тем: «Петр и Эвелина», «Петр и дядя Максим», «Образ матери в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»».


67.

Урок развития речи. Сочинение на одну из тем: «Петр и Эвелина», «Петр и дядя Максим», «Образ матери в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»».







68.

Максим Горький. Жизнь и творчество.

Сообщение о писателе. Тяжелые картины детства.

Чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы.

Знать факты биографии писателя.

Ответы на вопросы.

Сделать сообщение о жизни писателя.


69.

«В людях». Нравственное становление Алеши.

Автобиографический характер повести. Нравственное становление Алеши.

Ответы на вопросы, комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Знать\понимать автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев, уметь делать художественный пересказ частей сюжета, определять отношение автора к изображаемым событиям.

Ответы на вопросы.

Подготовиться к сочинению «Какие жизненные уроки получил Алеша Пешков «в людях»?».


70.

Урок развития речи. Сочинение на тему «Какие жизненные уроки получил Алеша Пешков «в людях»?»







71.

О повести. Понятие об автобиографической повести.

Понятия «повесть» и «автобиографическая повесть».

Чтение статьи, беседа по вопросам.

Усвоить понятия «повесть» и «автобиографическая повесть».

Ответы на вопросы.

Прочитать рассказ М.Горького «Челкаш».


72.

«Челкаш». Герои и их судьбы.

История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе.

Выборочное чтение глав рассказа, восприятие, ответы на вопросы, чтение по ролям диалога о свободе (глава 2), сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы.

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой, каким представляется автору счастье; уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и настроения, находить изобразительно-выразительные средства, используемые автором для описания портретов действующих лиц и окружающей их природы.

Ответить на вопросы: Как понимают свободу Челкаш и Гаврила?

Письменно ответить на вопрос: «Что роднит Челкаша и Гаврилу?»

Подготовить сжатый пересказ 3 части рассказа.


73.

Героический пафос «Песни о Соколе».

«Песня о Соколе». Композиция песни, анализ средств выразительности. Портретная характеристика героев.

Чтение «Песни…», анализ.

Знать содержание произведения, уметь анализировать текст.

Портретная характеристика Сокола и Ужа. Устное сообщение на тему: «Что воспевает М.Горький в «Песне о Соколе».

Выучить наизусть отрывок из «Песни о Соколе». Подготовить выставку иллюстраций.


74.

В.В.Маяковский – выдающийся русский поэт 20 века.

Сообщение о поэте. Факты биографии. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

Чтение статьи о поэте.

Знать факты жизни и творческого пути поэта.

Ответы на вопросы. Тестирование.



75.

«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским Летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

Чтение стихотворений, устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); анализ стихотворения.

Знать своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира», понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе, уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стих., приемы создания образов, оценивать язык поэта.

Тест на знание содержания стихотворения. Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения»(разгов. лексика, просторечия, неологизмы, слова в переносном значении ). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского?

Выучить наизусть стихотворение «Необычайное приключение…». Читать выразительно стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»


76.

Урок внеклассного чтения.







77.

С.А.Есенин – певец русской природы.

Слово о поэте и его творчестве. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики.

Чтение статьи учебника, выразительное чтение стих., анализ языка.

Знать автора стихотворений, определение понятий «образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость изображаемого , чуждого ярких красок, близость стихотворений Есенина к Произведениям УНТ; уметь находить фольклорные образы, ,средства художественной изобразительности.

Ответить на вопросы учебника.

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений, передавая палитру красок, настроение, чувства. Выучить наизусть одно из стихотворений.


78.

С.А.Есенин – певец русской природы (конкурс стихов).

Стихотворения С.Есенина.

Выразительное чтение стихотворений.

Знать содержание стихотворений , уметь передавать чувства поэта при чтении .

Выразительное чтение стих.

Прочитать сказку-быль Платонова «Неизвестный цветок». Инд. зад.: подготовить сообщение о писателе по материалам учебника, об истории создания сказки-были.










79.

А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.

Художественный пересказ, ответы на вопросы. Сообщение о писателе, сообщение об истории создания сказки-были.

Знать автора, факты жизни и творчества, историю создания сказки-были, понимать, почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, авторское отношение к героям произведения; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования.

Ответы на вопросы.

Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении». Инд. зад.: подготовить сообщение об А.А.Ахматовой.


80.

А.А.Ахматова. Стихотворения «Мужество» и «Клятва».

Слово о поэтессе. Своеобразие лирики А.А.Ахматовой.

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений.

Знать автора, стихотворения, понимать своеобразие лирики.

Ответить на вопросы.

Выучить стихотворения «Клятва» и «Мужество» наизусть.


81.

Художественные особенности стихотворения «Мужество».

Художественные особенности стихотворения «Мужество».

Чтение статьи, беседа по вопросам.

Знать художественные особенности стих. «Мужество».

Ответы на вопросы.

Письменное сообщение на тему «Мое восприятие стихотворения «Мужество»».


82.

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени.

Чтение статьи, ответы на вопросы, комментирование рассказа, анализ текста.

Знать автора, содержание рассказа, понятия «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя». Понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды.

Ответы на вопросы.

Подумать над вопросом: почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?


83.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя.

Ответы на вопросы, комментирование.

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия.

Ответить на вопросы.

Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказу В(по рассказу В.Астафьевасочинению на темы (по выбору): "ику; смысл посвящения и предисловия.азвал свое произведение скния


84.

Урок развития речи. Сочинение на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказу В.Г.Распутина).







85.

Контрольная работа по произведениям 20 века.







86.

Литература народов России. «Нарты».

Литература народов России. «Нарты».

Чтение, комментирование, ответы на вопросы.

Знать идейное содержание, проблематику произведения.

Ответить на вопросы.

Прочитать Коста Хетагуров «Охота на туров»


87.

Коста Хетагуров «Охота на туров».

Коста Хетагуров «Охота на туров».

Чтение, комментирование, ответы на вопросы.

Знать идейное содержание, проблематику произведения.

Ответить на вопросы.



88.

Габдулла Тукай – поэт-просветитель. «Шурале».

Габдулла Тукай – поэт-просветитель. «Шурале».

Ответы на вопросы, чтение.

Знать сведения о выдающемся татарском поэте.

Ответы на вопросы.

Составить сравнительную характеристику героев.


89.

Габдулла Тукай. Стихотворение «Пушкину»

Стихотворение «Пушкину».

Чтение, комментирование, ответы на вопросы.

Уметь анализировать стихотворение.

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

Стих. Выучить наизусть.


90.

Из зарубежной литературы. Гомер «Илиада».

Гомер – автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев.

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

Знать понятие «героического эпоса», определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология». Понимать значение поэм Гомера, Уметь определять средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, давать характеристику героям, анализировать их поступки, выразительно читать.

Ответить на вопросы учебника.

Прочитать поэму «Одиссея».


91.

Поэма «Одиссея».

Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла.

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

Иллюстрации к поэме. Сообщение о Жане-Батисте Мольере.


92.

Жан-Батист Мольер. Жизнь и творчество.

Сообщение о писателе.

Чтение статьи, ответы на вопросы.

Знать жизненный и творческий путь писателя (путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга).

Беседа по вопросам.

«Мещанин во дворянстве» (прочитать 1,2 действия).


93.

«Мещанин во дворянстве».

История создания комедии. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы.

Чтение первых сцен, ответы на вопросы, комментирование текста.

Понимать особенности драматического произведения, основной конфликт (столкновение разумного и неразумного начал).

Ответы на вопросы по 1 и 2 главам.

Прочитать 3-5 действия пьесы.


94.

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения.

Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Сатирический образ господина Журдена.

Чтение в лицах, комментирование художественного текста.

Понимать способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов. Уметь определять приемы создания Мольером комических ситуаций в пьесе, уметь составлять характеристику персонажей.

Ответить на вопросы.

Подготовить сообщение о Фридрихе Шиллере.


95.

Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».

И.Ф.Шиллер – великий немецкий поэт и драматург. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.

Сообщение о поэте и драматурге. Ответы на вопросы, выразительное чтение.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности, определение понятия «баллада как литературный жанр», понимать проблемы, поставленные автором в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя.

Ответить на вопросы.

Выучить наизусть последние 11 строк.


96.

К.Г.Паустовский. «Надпись на валуне»

К.Г.Паустовский. Ранее изученные произведения К.Г.Паустовского. «Надпись на валуне». Истинное призвание писателя.

Сообщение о писателе. Чтение произведения, ответы на вопросы.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности, понимать проблему, поставленную автором.

Беседа по вопросам.



97-100.

Резервные уроки.

101.

Урок-викторина.







102.

Заключительный урок.
























Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Н.С.Русиной, С.К.Бирюковой
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа  по литературе

 7 класс

102 часа

По учебнику «Русская литература. 7 класс» Н.С.Русиной, С.К. Бирюковой и т. д.

 

 

Пояснительная записка

 

Данная программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе и Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

Изучение литературы в 7 классе направлено на реализацию ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах обшеобразовательных учреждений России:

 - воспитание духовно-развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;

 - развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;

 - формирование начальных представлений о специфике литературы как одного из видов искусства;

 - освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения.;

 - развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста.

Так как у нас школа национальная, учитываются и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:

 - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

 - обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также выдающимся произведениям литературы народов России;

 - формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;

 

 - развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.

Автор Воронова Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1786
Номер материала 26578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓