Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)

Рабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)

Скачать материал

 

№ п/п

Название тем

 

 

Содержание уроков

Сроки изучения

Количество часов на раздел

 

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

ИКТ

 

Наглядные пособия

Примечания

 

По плану

 

Фактичес-ки

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Роды и жанры художест­венной ли­тературы

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о про­читанных книгах

Презентации с применением ИКТ

 

ФОЛЬКЛОР (3 часа)

2.

Жанры фольклора.

Сатириче­ская драма «Барин»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: основные жанры фольклора и осо­бенности их развития; жанры народного те­атра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям

Презентации с применением ИКТ

 

3.

Пред­ставление

сатири­ческой

драмы «Барин»

 

 

1

Игровой урок

Знать: содержание народной драмы; осо­бенности пьесы-игры.

Понимать: открытый характер и творче­скую направленность пьесы-игры.

Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Презентации с применением ИКТ

 

4.

Детский фольклор

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор', жанры детского фольк­лора.

Понимать: значение детского фольклора для развития воображения, фантазии, творческих способностей.

Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произве­дения самостоятельно

Презентации с применением ИКТ

 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)

5.

Мир и человек

в эпоху Возрождения

У. Шекспир.

Трагедия

«Ромео

и Джульетта»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико­литературные понятия драматическое про­изведение, трагедия, сюжет, вечные темы', особенности жанра трагедии.

Понимать: своеобразие вечных тем в тра­гедии.

Уметь: прослеживать развитие драматур­гического конфликта; определять элемен­ты сюжета; находить в тексте приметы эпохи

 

Презентации с применением ИКТ

 

6.

Художественные

особенности

трагедии

У. Шекспира

«Ромео

и Джульетта»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; тео­ретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; значение творчества У. Шекспи­ра для мировой культуры.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

7.

Сонеты У. Шекспира

 

 

1

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала,

урок-прак­тикум

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и со­держание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искрен­ность и глубину чувств; причины популяр­ности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэ­тических текстах изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; прослеживать развитие  жанра сонета

Презентации с применением ИКТ

 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов)

8.

Жанры класси­ческой литературы XIX века

 

 

1

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала

Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные поня­тия эпос, лирика, драма', жанровые осо­бенности ранее изученных произведений XIX века.

Понимать: роль XIX века в развитии рус­ской литературы.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного

Презентации с применением ИКТ

 

9.

Из исто­рии басни

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: историю развития и отличитель­ные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, ал­легория, иносказание, эзопов язык, мораль', изученные басни И.А. Крылова наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать басни; характеризовать героев и их по­ступки; давать сравнительную характери­стику басен разных авторов на один сюжет

Презентации с применением ИКТ

 

10.

В. А. Жу­ковский. Баллада «Светлана»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады; содержание баллады «Светлана». Понимать: значение сна Светланы в ком­позиции баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произ­ведениями европейских авторов.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать и анализировать балладу; определять эле­менты сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе

Презентации с применением ИКТ

 

11.

Художест­венные особен­ности баллады В .А. Жу­ковского «Светлана»

 

 

1

Урок-практикум

Знать: содержание баллады.

Понимать: связь картин природы с ха­рактером героини и общим настроением повествования.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать балладу; характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные разме­ры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

12.

В .А. Жу­ковский. Баллада «Перчат­ка»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев баллады «Перчат­ка»; признаки жанра баллады.

Понимать: лексику баллады; позицию ав­тора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать балладу, составлять ее план; характе­ризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

13.

Из исто­рии балла­ды. Сопо­ставление переводов баллады Ф. Шил­лера «Пер­чатка»

 

 

1

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала,

урок-прак­тикум

Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады «Перчатка» В.А. Жу­ковского и М.Ю. Лермонтова.

Понимать: лексику переводов баллады; разницу между переводами одного про­изведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать текст; сопо­ставлять разные литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

14.

Жанры лирики А.С. Пуш­кина

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в сти­хотворениях; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяс­нять значение устаревших слов

Презентации с применением ИКТ

 

15.

Анализ стихо­творения А.С. Пуш­кина «19 октября» (1825 года).

 

 

1

Урок-практикум

Знать: сведения о Лицее, соучениках и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пуш­кина в жанре послания; содержание стихо­творения «19 октября» (1825 года). Понимать: своеобразие жанра стихотво­рения; роль картин природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к адресатам по­слания.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в лирическом произведении; определять стихотворные размеры, прие­мы создания портретов; объяснять зна­чение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

16.

Любовная лирика А. С. Пуш­кина в жанре посланий

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С. Пушкина.

Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искрен­ность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства. Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотвор­ные размеры, способы рифмовки; нахо­дить в поэтических текстах изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выра­жений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки

Презентации с применением ИКТ

 

17.

Итого­вый урок по лирике А.С. Пуш­кина

 

 

1

Урок-практикум

Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С. Пушкина разных жанров.

Понимать: настроения и чувства лириче­ского героя.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать стихотворения; определять стихо­творные размеры

Презентации с применением ИКТ

 

18.

Особенно­сти жанра и ком­позиции повести А.С. Пуш­кина «Барышня-крестьянка»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: признаки жанра повести; сюжет и героев повести «Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные понятия экспози­ция, завязка, кульминация, развязка. Понимать: своеобразие жанра и компози­ции повести.

Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

19.

Характе­ристика героев повести А.С. Пуш­кина «Барышня-крестьянка»

 

 

1

Урок-практикум

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор.

Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и групповую ха­рактеристику героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

20.

А. С. Пуш­кин. Ро­ман «Дуб­ровский»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала,

урок-беседа

Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретико­литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: своеобразие жанра и компози­ции произведения.

Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением; пересказывать текст; опре­делять элементы композиции; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

21.

Главный герой романа А.С. Пуш­кина «Дуб­ровский»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев романа; теорети­ко-литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета, пейзажа в ха­рактеристике героя; отношение автора к герою.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героя и объяснять его поступки

Презентации с применением ИКТ

 

22.

Владимир Дубров­ский и Маша Троеку­рова

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев романа. Понимать: роль портрета в характеристи­ке героини; отношение автора к героине. Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героиню и объяснять ее поступки; прослеживать изменения в от­ношении Маши к Дубровскому

Презентации с применением ИКТ

 

23.

Из исто­рии рома­на

 

 

1

Урок развития речи

Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (кратко). Понимать: жанровые особенности про­изведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа.

Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на за­данную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ

 

24.

М.Ю. Лер­монтов. Стихо­творение «Смерть поэта»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэ­та»; теоретико-литературные понятия эпи­тет, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: гневный, обличительный па­фос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы- разительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

25.

Жанровое разнообра­зие лирики М.Ю. Лер­монтова

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: настроения и чувства лириче­ского героя; осознание поэтом неповтори­мости своего творчества.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жан­ровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихо­творений; находить в поэтически» текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

26.

Особенно­сти сюжета и ком­позиций поэмы М.Ю. Лер­монтова «Мцыри»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэ­мы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, со­ставлять ее цитатный план и пересказы­вать по плану; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

27.

Герой поэ­мы «Мцы­ри» — «лю­бимый идеал» М.Ю. Лер­монтова

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: содержание поэмы.

Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать фрагменты поэмы; находить призна­ки романтизма в произведении; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произ­ведения литературы, живописи и музыки

Презентации с применением ИКТ

 

28.

Значение творчества М.Ю. Лер­монтова

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: произведения М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль творчества М.Ю. Лер­монтова в развитии русской литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Уметь: определять стихотворные размеры; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре

Презентации с применением ИКТ

 

29.

Лироэпи­ческие

произведе­ния

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: историю жанра поэмы; теоретико­-литературные понятия эпос, лирика, лиро- эпическое произведение, поэма, баллада', осо­бенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникно­вения родов и жанров литературы.

Уметь: определять жанровые признаки произведений

Презентации с применением ИКТ

 

30.

Н.В. Го­голь. Комедия «Ревизор»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сцени­ческую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».

Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.

Уметь: выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов

Презентации с применением ИКТ

 

31.

«Ревизор» Н.В. Гого­ля как со­циальная комедия

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками.

Понимать: социальную остроту и сатири­ческий пафос комедии; роль пьесы в исто­рии русской драматургии.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию, определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором; объяснять зна­чение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

32.

Разоблаче­ние поро­ков чинов­ничества в комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического изображения (несоответст­вие, речевая характеристика, самохарак­теристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска, речевых харак­теристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в проясне­нии авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; характеризовать героев и их поступ­ки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

33.

Хлестаков и хлеста­ковщина

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев комедии; теорети­ко-литературные понятия конфликт, раз­витие действия.

Понимать: смысл понятия хлестаковщина', в чем загадка образа Хлестакова; сатириче­ский пафос комедии; нравственные идеа­лы автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; прослеживать развитие комедийного действия; характеризовать героев и их по­ступки; объяснять значение слов и выра­жений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

34.

Сцени­ческая история комедии Н.В. Гого­ля «Реви­зор»

 

 

1

Урок развития речи

Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении.

Понимать: возможность различных трак­товок одного произведения.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического про­изведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ

 

35.

И. С. Тур­генев. Стихо­творения в прозе

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Соба­ка», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Понимать: идейное своеобразие стихотво­рений в прозе; гуманистический пафос про­изведений; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и жан­ровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

36.

Н.А. Не­красов. Стихо­творение «Размыш­ления у па­радного подъезда»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и со­держание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в сти­хотворении; гневный, гражданский, сати­рический пафос произведения, его нрав­ственную проблематику; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; выразительно читать сти­хотворение, определять его тему и жанр; находить в поэтическом тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль; создавать словесные картины

Презентации с применением ИКТ

 

37.

Н.С. Лес­ков

«Левша». Особенно­сти жанра сказа

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историче­скую основу произведения; способы соз­дания образов.

Понимать: гуманистический пафос про­изведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характери­зовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений

Презентации с применением ИКТ

 

38.

Герои сказа Н.С. Лес­кова «Лев­ша»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев сказа.

Понимать: гуманистический, патриотиче­ский пафос произведения; иронию автора, его отношение к героям.

Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изо­бразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ

 

39.

Из исто­рии жанра сатиры

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: теоретико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).

Понимать: разные значения понятия са­тира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях

Презентации с применением ИКТ

 

40.

М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокор­мил»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и геро­ев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: сатирический пафос произ­ведения; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

41.

М. Твен. Рассказ «Как я редактировал сельско­хозяй­ственную газету»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я ре­дактировал сельскохозяйственную газету»; теоретико-литературные понятия пам­флет, гротеск, ирония.

Понимать: сатирический пафос и злобо­дневность произведения; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на лите­ратурную тему; выразительно читать и ана­лизировать текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ

 

42.

А.П. Че­хов. Рас­сказы «Жалобная книга», «Хирур­гия»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жа­лобная книга», «Хирургия»; теоретико­литературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка', особенности жанра юморески.

Понимать: жанровое своеобразие расска­зов; юмористический пафос произведе­ний; совершенство прозы А.П. Чехова. Уметь: выразительно читать и анализиро­вать рассказы; определять средства созда­ния комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в рассказах

Презентации с применением ИКТ

 

43.

Портрет героя в ху­дожест­венных произве­дениях разных жанров

 

 

1

Повторительно-обобщающий урок; урок контроля

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет. Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в соз­дании портрета в художественных про­изведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портрета­ми-иллюстрациями

Презентации с применением ИКТ

 

44.

Сочи­нение-

описание героя

литератур­ного про­изведения

 

 

1

Урок развития речи

Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности портрета ге­роя в произведениях разных жанров; эта­пы работы над сочинением.

Понимать: роль портрета в художествен­ных произведениях.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргу­ментировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 часа)

45.

Жанры эпоса, ли­рики и дра­мы в про­изведениях XX века

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Се­ребряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретивших­ся в стихотворениях

Презентации с применением ИКТ

 

46.

Избранная лирика начала XX века

 

 

1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Кип­линга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворе­ние, риторические фигуры.

Понимать: роль тропов в стихотворениях; лирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; находить в поэ­тических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Презентации с применением ИКТ

 

47.

Из исто­рии сонета

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературное понятие сонет\ историю жанра сонета; сонеты А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гу­милева, И. Северянина, У. Шекспира. Понимать: традиции и новаторство авто­ров сонетов; лирический пафос произве­дений.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать сонеты; определять способы риф­мовки; сопоставлять произведения разных авторов, написанные в жанре сонета; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

48.

М. Горь­кий. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Дан­ко»; теоретико-литературные понятия ле­генда, романтический герой, эпитет, мета­фора, олицетворение, сравнение, гипербола. Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать ле­генду, определять ее тему и идею, элемен­ты композиции; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ

 

49.

М. Горь­кий. Сказ­ка «Ста­рый Год»

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение.

Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке.

Уметь: выразительно читать сказку, опре­делять ее тему и идею, элементы компози­ции; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ

 

50.

Жанр гим­нов в твор­честве В.В. Мая­ковского

 

 

1

Урок изуче­ния

нового мате­риала

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотво­рений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпи­тет, звукопись.

Понимать: гуманистический и сатириче­ский пафос произведений; роль тропов в создании образов.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, опреде­лять их темы и идеи; характеризовать ге­роев и их поступки

Презентации с применением ИКТ

 

51.

М.А. Бул­гаков «Ревизор с выши­ванием» (новая по­становка)

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоре- тико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка.

Понимать: смысл названия и сатириче­ский пафос произведения.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Презентации с применением ИКТ

 

52.

К.Г. Пау­стовский «Рождение рассказа»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского; содержание произве­дения «Рождение рассказа»; другие произ­ведения писателя.

Понимать: смысл названия произведения; роль природы в рассказе.

Уметь: выборочно пересказывать и ана­лизировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного

Презентации с применением ИКТ

 

53.

Эпические жанры в твор­честве писателей XX века

 

 

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: теоретико-литературные понятия эпос, роман, повесть, рассказ.

Понимать: связь между жанрами эпоса; некоторую условность деления эпических произведений на жанры.

Уметь: строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; аргументи­ровать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

54-55.

М. А. Шолохов. Гла­вы из ро­мана «Они сражались за Родину»

 

 

2

Комбинированные уроки

Знать: произведения о Великой Отечест­венной войне; сведения о жизни и твор­честве М.А. Шолохова (кратко); истори­ческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину».

Понимать: роль природы, деталей в про­изведении; смысл названия романа; пат­риотический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять ро­ман и его экранизацию

Презентации с применением ИКТ

 

56.

А.Т. Твар­довский. Стихо­творения о природе

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно из стихотворений поэта о природе наизусть.

Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть, определять их темы; нахо­дить в поэтических текстах изобразитель­но-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины

Презентации с применением ИКТ

 

57.

В.Г. Рас­путин. Рассказ «Уроки француз­ского». Смысл на­звания

 

 

1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведе­ния о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и геро­ев рассказа «Уроки французского»; теоре­тико-литературные понятия автобиогра­фическое произведение, рассказ, сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение про­сторечных слов; находить в тексте изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль

Презентации с применением ИКТ

 

58.

Нрав­ственные проблемы в рассказе В.Г. Распу­тина «Уро­ки фран­цузского»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать геро­ев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

59.

Сочинение по расска­зу В.Г. Рас­путина «Уроки француз­ского»

 

 

1

Урок развития речи

Знать: сюжет и героев рассказа; этапы ра­боты над сочинением.

Понимать: идейное своеобразие произве­дения; позицию автора.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргу­ментировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

60.

Из исто­рии эссе

 

 

1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия эссе, афористичность, субъективность', особенности жанра эссе.

Понимать: позицию автора, его отноше­ние к рассматриваемым проблемам. Уметь: определять жанр произведения; вычленять проблемы, поставленные авто­ром; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

61.

Ф.А. Аб­рамов. Рассказ «О чем плачут ло­шади»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рас­сказа «О чем плачут лошади».

Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ

 

62.

А.В. Вампилов. Водевиль «Несрав­ненный Наконеч­ников» (фрагмент)

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите- ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев nfegсы «Несравненный Наконечников». Понимать: юмористический пафос про­изведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ро­лям, определять его тему и идею, элемен­ты композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства созда­ния комического

Презентации с применением ИКТ

 

63.

Из исто­рии паро­дии

 

 

1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон (палиндром), фельетон, шарж; примеры пародий.

Понимать: цель авторов пародий.

Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргумен­тировать свою точку зрения; определять способы создания пародий

Презентации с применением ИКТ

 

64.

Научно­фантасти­ческая ли­тература.

Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рас­сказа «Запах мысли».

Понимать: смысл названия рассказа; юмо­ристический пафос произведения; значе­ние научно-фантастической литературы. Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иро­нию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе

Презентации с применением ИКТ

 

65.

Детектив­ная лите­ратура.

А. Конан Дойл. Новелла «Пляшу­щие чело­вечки»

 

 

1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературные понятия новелла, детективная литература; особен­ности произведений детективного жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан Дойла; сюжет и героев новеллы «Пляшу­щие человечки».

Понимать: особенности детективной ли­тературы, ее значение; роль А. Конан Дой­ла в развитии жанра детективной литературы; причины популярности героя но­велл писателя.

Уметь: пересказывать текст, определять его жанр и элементы композиции; харак­теризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ

 

66.

Подведем итоги. Подготов­ка к ито­говой кон­трольной работе

 

 

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: сюжеты и героев произведений, прочитанных в 7 классе; изученные сведе­ния по теории литературы.

Понимать: идейное своеобразие произведе­ний; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; сопоставлять литературные про­изведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ

 

67.

Итоговая контроль­ная работа

 

 

1

Урок контроля знаний

Знать: авторов, сюжеты и героев произ­ведений, изученных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы. Понимать: идейное своеобразие произведе­ний; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; отвечать на вопросы теста; строить развернутые высказывания на основе про­читанного; аргументировать свою точку зрения

 

 

68.

Итоговый урок

 

 

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: произведения современной лите­ратуры и их авторов.

Понимать: необходимость и важность са­мостоятельного чтения.

Уметь: воспринимать и кратко пересказы­вать произведения современной литерату­ры; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; аргументировать свою точку зрения

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

I. Обоснование выбора данной программы.

Программа по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой для средних общеобразовательных школ наиболее распространена в российских школах.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Достижение этой цели может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Особенности программы:
Модель структуры курса 7 класса – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Ведущим аспектом реализации модели является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр.
Теоретическое оснащение курса – систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
Особенностью программы является также небольшое количество зарубежных произведений, так в курсе 7 класса изучаются трагедия "Ромео и Джульетта" и новеллы У.Шекспира, рассказ Р.Шекли "Запах мысли" и новелла К.Дойла "Пляшущие человечки".

II. Принципы построения рабочей программы по литературе.

В ряду других искусств художественная литература осваивает действительность эстетически, поэтому она, сообщая знания об окружающем мире, об обществе и человеке, воспитывает читателя, формирует его мировоззрение, духовный мир.

В курс литературы 7 класса включены произведения как обличительного характера ("Ревизор" Н.В.Гоголя), так и произведения критической направленности ("Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасова). Знакомясь с ними, учащиеся одновременно обогащают свои знания о жанровом и тематическом многообразии русской литературы.

Вопросы и задания, предлагаемые для бесед и самостоятельной работы, помогут развитию творческого воображения учащихся ("Каким вы представляете себя героя в этой сцене?", "Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому эпизоду?")

Программа не предусматривает обстоятельного знакомства с биографией писателя. Но определенные представления о личности писателя и времени, в которое он жил и которое отразилось в его творчестве, учащиеся должны получить. Эту задачу выполняет сайт "К уроку литературы", являющийся электронным приложением к учебнику. Созданы страницы, посвященные писателям, чье творчество изучается в курсе литературы 7 класса, по следующей схеме:
Портреты писателя.
Основные даты жизни и творчества.
Иллюстрации к произведениям.
Тексты произведений для внеклассного чтения (при отсутствии их в учебнике-хрестоматии).
Библиографический указатель статей о творчестве писателя (по журналу "Литература в школе"



Тематическое планирование

Тематическое планирование разработано по учебнику-хрестоматии из федерального компонента (автор-составитель Т.Ф.Курдюмова) в соответствии с государственной программой и учебным планом – 2 часа в неделю.

Задания для учащихся направлены, во-первых, на активизацию восприятия ими художественного слова как слова-представления, а, во-вторых, предназначены для усвоения теоретико-литературных понятий и использования этих знаний при чтении художественных произведений.

Система зачетов с использованием электронных тестов и кроссвордов (сайт "К уроку литературы") позволяет не только оценивать знания, но и проводить их диагностирование и коррекцию дальнейшей деятельности. Так как ведущим аспектом реализации модели структуры 7 класса является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы, то большая часть тестов посвящена именно теме жанра художественного произведения.

Словарная работа направлена на освоение учащимися предусмотренных программой историко-культурных сведений.

Виды учебной деятельности соответствуют программным требованиям.

Знания и умения:

Ученики, закончившие седьмой класс, должны знать:

– содержание текстов программных произведений;

– определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

– основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;

должны уметь:

– определить тип литературного характера;

– назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;

– охарактеризовать вещный мир литературного произведения;

– сделать самостоятельное устное сообщение;

– вести аргументированную и корректную полемику;

– составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;

– написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;

– самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 546 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10716
  • 219
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 978
    • DOCX 66 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никитина Валентина Ивановна
    Никитина Валентина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18068
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек