№ п/п
|
Название тем
Содержание уроков
|
Сроки изучения
|
Количество часов на раздел
|
Тип урока
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
ИКТ
Наглядные пособия
|
Примечания
|
По плану
|
Фактичес-ки
|
ВВЕДЕНИЕ
(1 час)
|
1.
|
Роды и жанры художественной
литературы
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее;
основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в
художественной литературе, их развитие).
Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов;
рассказывать о прочитанных книгах
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
ФОЛЬКЛОР
(3 часа)
|
2.
|
Жанры фольклора.
Сатирическая драма «Барин»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: основные жанры фольклора и
особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы
«Барин». Понимать: двойственный характер пьесы-
игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы;
выразительно читать текст по ролям
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
3.
|
Представление
сатирической
драмы «Барин»
|
|
|
1
|
Игровой
урок
|
Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры.
Понимать: открытый характер и творческую направленность
пьесы-игры.
Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные
проблемы
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
4.
|
Детский фольклор
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор', жанры детского фольклора.
Понимать: значение детского фольклора для развития воображения,
фантазии, творческих способностей.
Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать
подобные произведения самостоятельно
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
ЛИТЕРАТУРА
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)
|
5.
|
Мир и
человек
в эпоху
Возрождения
У.
Шекспир.
Трагедия
«Ромео
и
Джульетта»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира
(кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретиколитературные
понятия драматическое
произведение, трагедия, сюжет, вечные темы', особенности жанра трагедии.
Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии.
Уметь: прослеживать развитие драматургического
конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
6.
|
Художественные
особенности
трагедии
У.
Шекспира
«Ромео
и
Джульетта»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев
трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные
понятия конфликт, катарсис.
Понимать: гуманистический пафос произведения; значение
творчества У. Шекспира для мировой культуры.
Уметь: выразительно читать текст по ролям;
анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
7.
|
Сонеты
У. Шекспира
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-практикум
|
Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У.
Шекспира и русских поэтов.
Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира;
авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и
долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на литературную
тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэтических
текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
прослеживать развитие жанра сонета
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37
часов)
|
8.
|
Жанры классической
литературы XIX века
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: отличительные черты литературы XIX века;
теоретико-литературные понятия эпос,
лирика, драма',
жанровые особенности ранее изученных произведений XIX века.
Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе
прочитанного
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
9.
|
Из истории басни
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни;
теоретико-литературные понятия олицетворение,
аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль', изученные басни И.А. Крылова наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для
развития речи.
Уметь: выразительно читать и анализировать басни;
характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику
басен разных авторов на один сюжет
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
10.
|
В. А. Жуковский. Баллада
«Светлана»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского
(кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады;
содержание баллады «Светлана». Понимать: значение сна Светланы в композиции
баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями
европейских авторов.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
выразительно читать и анализировать балладу; определять элементы сюжета и
композиции; находить признаки фольклора в балладе
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
11.
|
Художественные особенности
баллады В .А. Жуковского «Светлана»
|
|
|
1
|
Урок-практикум
|
Знать: содержание баллады.
Понимать: связь картин природы с характером героини и общим
настроением повествования.
Уметь: выразительно читать и анализировать балладу;
характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные размеры;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
12.
|
В .А. Жуковский. Баллада
«Перчатка»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра
баллады.
Понимать: лексику баллады; позицию автора, его отношение к
героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу,
составлять ее план; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте
изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
13.
|
Из истории баллады. Сопоставление
переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-практикум
|
Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады
«Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.
Понимать: лексику переводов баллады; разницу между переводами
одного произведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому.
Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять разные
литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
14.
|
Жанры лирики А.С. Пушкина
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях;
чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в
лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять
значение устаревших слов
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
15.
|
Анализ стихотворения А.С.
Пушкина «19 октября» (1825 года).
|
|
|
1
|
Урок-практикум
|
Знать: сведения о Лицее, соучениках
и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пушкина
в жанре послания; содержание стихотворения «19 октября» (1825 года). Понимать: своеобразие жанра стихотворения; роль картин
природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к
адресатам послания.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в
лирическом произведении; определять стихотворные размеры, приемы создания
портретов; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
16.
|
Любовная лирика А. С. Пушкина
в жанре посланий
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С.
Пушкина.
Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви;
глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии
музыкального искусства. Уметь: выразительно читать стихотворения;
характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотворные
размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные
средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений,
встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
17.
|
Итоговый урок по лирике А.С.
Пушкина
|
|
|
1
|
Урок-практикум
|
Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С.
Пушкина разных жанров.
Понимать: настроения и чувства лирического героя.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения;
определять стихотворные размеры
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
18.
|
Особенности жанра и композиции
повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: признаки жанра повести; сюжет и героев повести
«Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация,
развязка. Понимать:
своеобразие жанра и композиции повести.
Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции;
анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений,
встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
19.
|
Характеристика героев
повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
|
|
|
1
|
Урок-практикум
|
Знать: сюжет и героев повести. Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор.
Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев
и их поступки; давать сравнительную и групповую характеристику героев;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
20.
|
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала,
урок-беседа
|
Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа
«Дубровский»; теоретиколитературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Понимать: своеобразие жанра и композиции
произведения.
Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением;
пересказывать текст; определять элементы композиции; давать сравнительную
характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
21.
|
Главный герой романа А.С. Пушкина
«Дубровский»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев романа; теоретико-литературное
понятие романтический герой.
Понимать: роль портрета, пейзажа в характеристике героя;
отношение автора к герою.
Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героя
и объяснять его поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
22.
|
Владимир Дубровский и Маша
Троекурова
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев романа. Понимать: роль портрета в характеристике
героини; отношение автора к героине. Уметь: составлять план характеристики;
характеризовать героиню и объяснять ее поступки; прослеживать изменения в отношении
Маши к Дубровскому
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
23.
|
Из истории романа
|
|
|
1
|
Урок
развития речи
|
Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (кратко). Понимать: жанровые особенности произведений А.С. Пушкина;
подвижность жанрового определения романа.
Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые
высказывания на заданную тему; составлять план и подбирать материалы по теме
сочинения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
24.
|
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Смерть поэта»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»;
теоретико-литературные понятия эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль
стихотворения в судьбе поэта.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом
тексте изобразительно-вы- разительные средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
25.
|
Жанровое разнообразие лирики
М.Ю. Лермонтова
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова;
стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение.
Понимать: настроения и чувства лирического героя; осознание
поэтом неповторимости своего творчества.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанровую
принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений;
находить в поэтически» текстах изобразительно-выразительные средства и
определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
26.
|
Особенности сюжета и композиций
поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэмы;
особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму,
составлять ее цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение
слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
27.
|
Герой поэмы «Мцыри» — «любимый
идеал» М.Ю. Лермонтова
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: содержание поэмы.
Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос
произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского
искусства.
Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы;
находить признаки романтизма в произведении; находить в тексте
изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать
словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
28.
|
Значение творчества М.Ю. Лермонтова
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: произведения М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской
литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю.
Лермонтова.
Уметь: определять стихотворные размеры; находить в
поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их
роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
29.
|
Лироэпические
произведения
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: историю жанра поэмы; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, лиро- эпическое
произведение, поэма, баллада',
особенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникновения родов и жанров
литературы.
Уметь: определять жанровые признаки произведений
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
30.
|
Н.В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю
создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».
Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых
слов
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
31.
|
«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная
комедия
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками.
Понимать: социальную остроту и сатирический пафос комедии;
роль пьесы в истории русской драматургии.
Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию,
определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором;
объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
32.
|
Разоблачение пороков чиновничества
в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического
изображения (несоответствие, речевая характеристика, самохарактеристика,
гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.
Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании
образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской
позиции.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать
героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
33.
|
Хлестаков и хлестаковщина
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные
понятия конфликт, развитие действия.
Понимать: смысл понятия хлестаковщина', в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос
комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать
развитие комедийного действия; характеризовать героев и
их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
34.
|
Сценическая история комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор»
|
|
|
1
|
Урок
развития речи
|
Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы
выражения позиции автора в произведении.
Понимать: возможность различных трактовок одного произведения.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения;
составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
35.
|
И. С. Тургенев. Стихотворения
в прозе
|
|
|
1
|
Комбинированный урок
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения
в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений
«Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе;
гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на
литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и
жанровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
36.
|
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«Размышления у парадного подъезда»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю
создания и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
Понимать: роль приемов, характерных для устного народного
творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос
произведения, его нравственную проблематику; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
выразительно читать стихотворение, определять его тему и жанр; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства
и определять их роль; создавать словесные картины
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
37.
|
Н.С.
Лесков
«Левша». Особенности жанра сказа
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о семье, юности и начале литературной
деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историческую основу
произведения; способы создания образов.
Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора
к героям; комический эффект игры слов.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и
пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять
значение просторечных слов и выражений
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
38.
|
Герои сказа Н.С. Лескова
«Левша»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев сказа.
Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения;
иронию автора, его отношение к героям.
Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и
их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в
тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и
подбирать материалы по теме сочинения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
39.
|
Из истории жанра сатиры
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: теоретико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).
Понимать: разные значения понятия сатира;
роль сатиры в искусстве и в жизни общества.
Уметь: определять жанр литературного произведения; находить
признаки сатиры в литературных произведениях
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
40.
|
М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина;
сюжет и героев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.
Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора, его
отношение к героям.
Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную
характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
41.
|
М. Твен. Рассказ «Как я редактировал
сельскохозяйственную газету»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание
рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»;
теоретико-литературные понятия памфлет,
гротеск, ирония.
Понимать: сатирический пафос и злободневность произведения;
позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную
тему; выразительно читать и анализировать текст, определять его жанр;
характеризовать героев и их поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
42.
|
А.П. Чехов. Рассказы
«Жалобная книга», «Хирургия»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание
рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»; теоретиколитературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция,
завязка, кульминация, развязка', особенности жанра юморески.
Понимать: жанровое своеобразие рассказов; юмористический пафос
произведений; совершенство прозы А.П. Чехова. Уметь:
выразительно читать и анализировать рассказы; определять средства создания
комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в
поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов
и выражений, встретившихся в рассказах
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
43.
|
Портрет героя в художественных
произведениях разных жанров
|
|
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок; урок контроля
|
Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет.
Понимать: зависимость
портрета героя от замысла автора.
Уметь: определять жанр литературного произведения; находить
различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров;
сопоставлять портреты литературных героев с портретами-иллюстрациями
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
44.
|
Сочинение-
описание героя
литературного произведения
|
|
|
1
|
Урок
развития речи
|
Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности
портрета героя в произведениях разных жанров; этапы работы над сочинением.
Понимать: роль портрета в художественных произведениях.
Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою
точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА (22 часа)
|
45.
|
Жанры эпоса, лирики и драмы
в произведениях XX века
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание
стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.
Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать
стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах
изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять
значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
46.
|
Избранная лирика начала XX
века
|
|
|
1
|
Урок-практикум
|
Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И.
Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение,
риторические фигуры.
Понимать: роль тропов в стихотворениях; лирический
пафос произведений.
Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать
стихотворения, определять их жанры, темы и идеи;
находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и
определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
стихотворениях
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
47.
|
Из истории сонета
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: теоретико-литературное понятие сонет\ историю жанра сонета; сонеты А.С. Пушкина, К.Д.
Бальмонта, Н.С. Гумилева, И. Северянина, У. Шекспира. Понимать: традиции и новаторство авторов сонетов; лирический
пафос произведений.
Уметь: выразительно читать и анализировать сонеты;
определять способы рифмовки; сопоставлять произведения разных авторов,
написанные в жанре сонета; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
48.
|
М. Горький. Рассказ «Старуха
Изергиль». «Легенда о Данко»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Данко»; теоретико-литературные
понятия легенда,
романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.
Понимать:
идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на
литературную тему; выразительно читать легенду, определять ее тему и идею,
элементы композиции; характеризовать героев и их поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
49.
|
М. Горький. Сказка «Старый
Год»
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»;
теоретико-литературные понятия аллегория,
олицетворение.
Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и
олицетворения в сказке.
Уметь: выразительно читать сказку, определять ее тему и
идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
50.
|
Жанр гимнов в творчестве
В.В. Маяковского
|
|
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского;
содержание стихотворений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»;
теоретико-литературные понятия ритмика,
рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись.
Понимать: гуманистический и сатирический пафос произведений;
роль тропов в создании образов.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему;
воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать
стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их
поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
51.
|
М.А. Булгаков «Ревизор с
вышиванием» (новая постановка)
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова
(кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоре- тико-литературные
понятия сатира, юмор, драматическая сценка.
Понимать: смысл названия и сатирический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст,
определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки;
сопоставлять литературные произведения друг с другом
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
52.
|
К.Г. Паустовский «Рождение
рассказа»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского;
содержание произведения «Рождение рассказа»; другие произведения писателя.
Понимать: смысл названия произведения; роль природы в рассказе.
Уметь: выборочно пересказывать и анализировать текст,
определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе
прочитанного
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
53.
|
Эпические жанры в творчестве
писателей XX века
|
|
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
Знать: теоретико-литературные понятия эпос, роман, повесть, рассказ.
Понимать: связь между жанрами эпоса; некоторую условность
деления эпических произведений на жанры.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе
прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
54-55.
|
М. А. Шолохов. Главы из романа
«Они сражались за Родину»
|
|
|
2
|
Комбинированные
уроки
|
Знать: произведения о Великой Отечественной войне; сведения
о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и
содержание глав романа «Они сражались за Родину».
Понимать: роль природы, деталей в произведении; смысл названия
романа; патриотический, гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать и анализировать главы романа, определять
его тему и идею; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и
определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного;
сопоставлять роман и его экранизацию
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
56.
|
А.Т. Твардовский. Стихотворения
о природе
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно
из стихотворений поэта о природе наизусть.
Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть,
определять их темы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные
средства и определять их роль; создавать словесные картины
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
57.
|
В.Г. Распутин. Рассказ
«Уроки французского». Смысл названия
|
|
|
1
|
Урок
изучения нового материала
|
Знать: особенности изображения
войны на страницах послевоенной прозы; сведения о жизни и творчестве В.Г.
Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев рассказа «Уроки
французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ,
сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора.
Уметь: пересказывать и
анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки;
объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
58.
|
Нравственные проблемы в
рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: нравственную проблематику
произведения; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды
рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную
характеристику героев; аргументировать свою точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
59.
|
Сочинение по рассказу В.Г.
Распутина «Уроки французского»
|
|
|
1
|
Урок
развития речи
|
Знать: сюжет и героев рассказа; этапы работы над
сочинением.
Понимать: идейное своеобразие произведения; позицию автора.
Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою
точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
60.
|
Из истории эссе
|
|
|
1
|
Урок
изучения нового материала
|
Знать: теоретико-литературные понятия эссе, афористичность, субъективность', особенности жанра эссе.
Понимать: позицию автора, его отношение к рассматриваемым
проблемам. Уметь: определять жанр произведения; вычленять
проблемы, поставленные автором; строить развернутые высказывания на основе
прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
61.
|
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем
плачут лошади»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко);
содержание рассказа «О чем плачут лошади».
Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в
рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения;
позицию автора.
Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и
идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте
изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять
значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
62.
|
А.В. Вампилов. Водевиль
«Несравненный Наконечников» (фрагмент)
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите- ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля;
сюжет и героев nfegсы «Несравненный
Наконечников». Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность проблем,
поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его
тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки;
определять средства создания комического
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
63.
|
Из истории пародии
|
|
|
1
|
Урок
изучения нового материала
|
Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон
(палиндром), фельетон, шарж;
примеры пародий.
Понимать: цель авторов пародий.
Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство
стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания
пародий
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
64.
|
Научнофантастическая литература.
Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о
жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа «Запах мысли».
Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос
произведения; значение научно-фантастической литературы. Уметь: пересказывать текст и определять его жанр;
воспринимать авторскую иронию; определять соотношение реального и
фантастического в рассказе
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
65.
|
Детективная литература.
А. Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки»
|
|
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Знать: теоретико-литературные понятия новелла, детективная литература; особенности произведений детективного
жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан Дойла; сюжет и героев новеллы
«Пляшущие человечки».
Понимать: особенности детективной литературы, ее значение;
роль А. Конан Дойла в развитии жанра детективной литературы; причины популярности героя новелл писателя.
Уметь: пересказывать текст, определять его жанр и элементы
композиции; характеризовать героев и их поступки
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
66.
|
Подведем итоги. Подготовка к
итоговой контрольной работе
|
|
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
Знать: сюжеты и героев произведений, прочитанных в 7 классе;
изученные сведения по теории литературы.
Понимать: идейное своеобразие произведений; отношение авторов
к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические
тексты, определять их темы и идеи; сопоставлять литературные произведения
друг с другом; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые
высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Презентации
с применением ИКТ
|
|
67.
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
1
|
Урок
контроля знаний
|
Знать: авторов, сюжеты и героев
произведений, изученных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы.
Понимать: идейное своеобразие
произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и
поэтические тексты, определять их темы и идеи; отвечать на вопросы теста;
строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать
свою точку зрения
|
|
|
68.
|
Итоговый урок
|
|
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
Знать: произведения современной литературы и их авторов.
Понимать: необходимость и важность самостоятельного чтения.
Уметь: воспринимать и кратко пересказывать произведения
современной литературы; характеризовать героев и их поступки; строить
развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку
зрения
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.