Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)

Рабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)



п/п

Название тем





Содержание уроков

Сроки изучения

Количество часов на раздел



Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

ИКТ



Наглядные пособия

Примечания



По плану



Фактичес-ки

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Роды и жанры художественной литературы



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах

Презентации с применением ИКТ


ФОЛЬКЛОР (3 часа)

2.

Жанры фольклора.

Сатирическая драма «Барин»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: основные жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям

Презентации с применением ИКТ


3.

Представление

сатирической

драмы «Барин»



1

Игровой урок

Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры.

Понимать: открытый характер и творческую направленность пьесы-игры.

Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Презентации с применением ИКТ


4.

Детский фольклор



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор', жанры детского фольклора.

Понимать: значение детского фольклора для развития воображения, фантазии, творческих способностей.

Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произведения самостоятельно

Презентации с применением ИКТ


ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)

5.

Мир и человек

в эпоху Возрождения

У. Шекспир.

Трагедия

«Ромео

и Джульетта»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретиколитературные понятия драматическое произведение, трагедия, сюжет, вечные темы', особенности жанра трагедии.

Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии.

Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи


Презентации с применением ИКТ


6.

Художественные

особенности

трагедии

У. Шекспира

«Ромео

и Джульетта»



1

Комбинированный урок

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


7.

Сонеты У. Шекспира



1

Урок изучения

нового материала,

урок-практикум

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета

Презентации с применением ИКТ


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов)

8.

Жанры классической литературы XIX века



1

Урок изучения

нового материала

Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, драма', жанровые особенности ранее изученных произведений XIX века.

Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Презентации с применением ИКТ


9.

Из истории басни



1

Комбинированный урок

Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль', изученные басни И.А. Крылова наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.

Уметь: выразительно читать и анализировать басни; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику басен разных авторов на один сюжет

Презентации с применением ИКТ


10.

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады; содержание баллады «Светлана». Понимать: значение сна Светланы в композиции баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать балладу; определять элементы сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе

Презентации с применением ИКТ


11.

Художественные особенности баллады В .А. Жуковского «Светлана»



1

Урок-практикум

Знать: содержание баллады.

Понимать: связь картин природы с характером героини и общим настроением повествования.

Уметь: выразительно читать и анализировать балладу; характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные размеры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


12.

В .А. Жуковский. Баллада «Перчатка»



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады.

Понимать: лексику баллады; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


13.

Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-практикум

Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады «Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.

Понимать: лексику переводов баллады; разницу между переводами одного произведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять разные литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


14.

Жанры лирики А.С. Пушкина



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов

Презентации с применением ИКТ


15.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (1825 года).



1

Урок-практикум

Знать: сведения о Лицее, соучениках и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания; содержание стихотворения «19 октября» (1825 года). Понимать: своеобразие жанра стихотворения; роль картин природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к адресатам послания.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в лирическом произведении; определять стихотворные размеры, приемы создания портретов; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


16.

Любовная лирика А. С. Пушкина в жанре посланий



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С. Пушкина.

Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства. Уметь: выразительно читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотворные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки

Презентации с применением ИКТ


17.

Итоговый урок по лирике А.С. Пушкина



1

Урок-практикум

Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С. Пушкина разных жанров.

Понимать: настроения и чувства лирического героя.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; определять стихотворные размеры

Презентации с применением ИКТ


18.

Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: признаки жанра повести; сюжет и героев повести «Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Понимать: своеобразие жанра и композиции повести.

Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


19.

Характеристика героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»



1

Урок-практикум

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор.

Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и групповую характеристику героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


20.

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»



1

Урок изучения

нового материала,

урок-беседа

Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретиколитературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: своеобразие жанра и композиции произведения.

Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением; пересказывать текст; определять элементы композиции; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


21.

Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский»



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев романа; теоретико-литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета, пейзажа в характеристике героя; отношение автора к герою.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героя и объяснять его поступки

Презентации с применением ИКТ


22.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев романа. Понимать: роль портрета в характеристике героини; отношение автора к героине. Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героиню и объяснять ее поступки; прослеживать изменения в отношении Маши к Дубровскому

Презентации с применением ИКТ


23.

Из истории романа



1

Урок развития речи

Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (кратко). Понимать: жанровые особенности произведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа.

Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на заданную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ


24.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы- разительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


25.

Жанровое разнообразие лирики М.Ю. Лермонтова



1

Урок изучения

нового материала

Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: настроения и чувства лирического героя; осознание поэтом неповторимости своего творчества.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений; находить в поэтически» текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


26.

Особенности сюжета и композиций поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


27.

Герой поэмы «Мцыри» — «любимый идеал» М.Ю. Лермонтова



1

Комбинированный урок

Знать: содержание поэмы.

Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства.

Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведении; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Презентации с применением ИКТ


28.

Значение творчества М.Ю. Лермонтова



1

Комбинированный урок

Знать: произведения М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Уметь: определять стихотворные размеры; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре

Презентации с применением ИКТ


29.

Лироэпические

произведения



1

Комбинированный урок

Знать: историю жанра поэмы; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, лиро- эпическое произведение, поэма, баллада', особенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникновения родов и жанров литературы.

Уметь: определять жанровые признаки произведений

Презентации с применением ИКТ


30.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».

Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов

Презентации с применением ИКТ


31.

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками.

Понимать: социальную остроту и сатирический пафос комедии; роль пьесы в истории русской драматургии.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию, определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


32.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


33.

Хлестаков и хлестаковщина



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт, развитие действия.

Понимать: смысл понятия хлестаковщина', в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие комедийного действия; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


34.

Сценическая история комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»



1

Урок развития речи

Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении.

Понимать: возможность различных трактовок одного произведения.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ


35.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе; гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и жанровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


36.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его нравственную проблематику; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение, определять его тему и жанр; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины

Презентации с применением ИКТ


37.

Н.С. Лесков

«Левша». Особенности жанра сказа



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историческую основу произведения; способы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений

Презентации с применением ИКТ


38.

Герои сказа Н.С. Лескова «Левша»



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев сказа.

Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения; иронию автора, его отношение к героям.

Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Презентации с применением ИКТ


39.

Из истории жанра сатиры



1

Урок изучения

нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).

Понимать: разные значения понятия сатира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях

Презентации с применением ИКТ


40.

М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и героев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


41.

М. Твен. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»; теоретико-литературные понятия памфлет, гротеск, ирония.

Понимать: сатирический пафос и злободневность произведения; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ


42.

А.П. Чехов. Рассказы «Жалобная книга», «Хирургия»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»; теоретиколитературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка', особенности жанра юморески.

Понимать: жанровое своеобразие рассказов; юмористический пафос произведений; совершенство прозы А.П. Чехова. Уметь: выразительно читать и анализировать рассказы; определять средства создания комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в рассказах

Презентации с применением ИКТ


43.

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров



1

Повторительно-обобщающий урок; урок контроля

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет. Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портретами-иллюстрациями

Презентации с применением ИКТ


44.

Сочинение-

описание героя

литературного произведения



1

Урок развития речи

Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности портрета героя в произведениях разных жанров; этапы работы над сочинением.

Понимать: роль портрета в художественных произведениях.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 часа)

45.

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века



1

Урок изучения

нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Презентации с применением ИКТ


46.

Избранная лирика начала XX века



1

Урок-практикум

Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры.

Понимать: роль тропов в стихотворениях; лирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Презентации с применением ИКТ


47.

Из истории сонета



1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературное понятие сонет\ историю жанра сонета; сонеты А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилева, И. Северянина, У. Шекспира. Понимать: традиции и новаторство авторов сонетов; лирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать и анализировать сонеты; определять способы рифмовки; сопоставлять произведения разных авторов, написанные в жанре сонета; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


48.

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Данко»; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола. Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ


49.

М. Горький. Сказка «Старый Год»



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение.

Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке.

Уметь: выразительно читать сказку, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ


50.

Жанр гимнов в творчестве В.В. Маяковского



1

Урок изучения

нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотворений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись.

Понимать: гуманистический и сатирический пафос произведений; роль тропов в создании образов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ


51.

М.А. Булгаков «Ревизор с вышиванием» (новая постановка)



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоре- тико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка.

Понимать: смысл названия и сатирический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Презентации с применением ИКТ


52.

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского; содержание произведения «Рождение рассказа»; другие произведения писателя.

Понимать: смысл названия произведения; роль природы в рассказе.

Уметь: выборочно пересказывать и анализировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Презентации с применением ИКТ


53.

Эпические жанры в творчестве писателей XX века



1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: теоретико-литературные понятия эпос, роман, повесть, рассказ.

Понимать: связь между жанрами эпоса; некоторую условность деления эпических произведений на жанры.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


54-55.

М. А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»



2

Комбинированные уроки

Знать: произведения о Великой Отечественной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину».

Понимать: роль природы, деталей в произведении; смысл названия романа; патриотический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять роман и его экранизацию

Презентации с применением ИКТ


56.

А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно из стихотворений поэта о природе наизусть.

Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины

Презентации с применением ИКТ


57.

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Смысл названия



1

Урок изучения нового материала

Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев рассказа «Уроки французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Презентации с применением ИКТ


58.

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»



1

Комбинированный урок

Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


59.

Сочинение по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»



1

Урок развития речи

Знать: сюжет и героев рассказа; этапы работы над сочинением.

Понимать: идейное своеобразие произведения; позицию автора.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


60.

Из истории эссе



1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия эссе, афористичность, субъективность', особенности жанра эссе.

Понимать: позицию автора, его отношение к рассматриваемым проблемам. Уметь: определять жанр произведения; вычленять проблемы, поставленные автором; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


61.

Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади»



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рассказа «О чем плачут лошади».

Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Презентации с применением ИКТ


62.

А.В. Вампилов. Водевиль «Несравненный Наконечников» (фрагмент)



1

Комбинированный урок

Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите- ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев nfegсы «Несравненный Наконечников». Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства создания комического

Презентации с применением ИКТ


63.

Из истории пародии



1

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон (палиндром), фельетон, шарж; примеры пародий.

Понимать: цель авторов пародий.

Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания пародий

Презентации с применением ИКТ


64.

Научнофантастическая литература.

Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»



1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа «Запах мысли».

Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос произведения; значение научно-фантастической литературы. Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иронию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе

Презентации с применением ИКТ


65.

Детективная литература.

А. Конан Дойл. Новелла «Пляшущие человечки»



1

Комбинированный урок

Знать: теоретико-литературные понятия новелла, детективная литература; особенности произведений детективного жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан Дойла; сюжет и героев новеллы «Пляшущие человечки».

Понимать: особенности детективной литературы, ее значение; роль А. Конан Дойла в развитии жанра детективной литературы; причины популярности героя новелл писателя.

Уметь: пересказывать текст, определять его жанр и элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Презентации с применением ИКТ


66.

Подведем итоги. Подготовка к итоговой контрольной работе



1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: сюжеты и героев произведений, прочитанных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы.

Понимать: идейное своеобразие произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Презентации с применением ИКТ


67.

Итоговая контрольная работа



1

Урок контроля знаний

Знать: авторов, сюжеты и героев произведений, изученных в 7 классе; изученные сведения по теории литературы. Понимать: идейное своеобразие произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; отвечать на вопросы теста; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения



68.

Итоговый урок



1

Повторительно-обобщающий урок

Знать: произведения современной литературы и их авторов.

Понимать: необходимость и важность самостоятельного чтения.

Уметь: воспринимать и кратко пересказывать произведения современной литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения





46


Рабочая программа по литературе, 7 класс (Курдюмова)
  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка

I. Обоснование выбора данной программы.

Программа по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой для средних общеобразовательных школ наиболее распространена в российских школах.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Достижение этой цели может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
Особенности программы:
Модель структуры курса 7 класса – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Ведущим аспектом реализации модели является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа – жанр.
Теоретическое оснащение курса – систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
Особенностью программы является также небольшое количество зарубежных произведений, так в курсе 7 класса изучаются трагедия "Ромео и Джульетта" и новеллы У.Шекспира, рассказ Р.Шекли "Запах мысли" и новелла К.Дойла "Пляшущие человечки".

II. Принципы построения рабочей программы по литературе.

В ряду других искусств художественная литература осваивает действительность эстетически, поэтому она, сообщая знания об окружающем мире, об обществе и человеке, воспитывает читателя, формирует его мировоззрение, духовный мир.

В курс литературы 7 класса включены произведения как обличительного характера ("Ревизор" Н.В.Гоголя), так и произведения критической направленности ("Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасова). Знакомясь с ними, учащиеся одновременно обогащают свои знания о жанровом и тематическом многообразии русской литературы.

Вопросы и задания, предлагаемые для бесед и самостоятельной работы, помогут развитию творческого воображения учащихся ("Каким вы представляете себя героя в этой сцене?", "Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому эпизоду?")

Программа не предусматривает обстоятельного знакомства с биографией писателя. Но определенные представления о личности писателя и времени, в которое он жил и которое отразилось в его творчестве, учащиеся должны получить. Эту задачу выполняет сайт "К уроку литературы", являющийся электронным приложением к учебнику. Созданы страницы, посвященные писателям, чье творчество изучается в курсе литературы 7 класса, по следующей схеме:
Портреты писателя.
Основные даты жизни и творчества.
Иллюстрации к произведениям.
Тексты произведений для внеклассного чтения (при отсутствии их в учебнике-хрестоматии).
Библиографический указатель статей о творчестве писателя (по журналу "Литература в школе"



Тематическое планирование

Тематическое планирование разработано по учебнику-хрестоматии из федерального компонента (автор-составитель Т.Ф.Курдюмова) в соответствии с государственной программой и учебным планом – 2 часа в неделю.

Задания для учащихся направлены, во-первых, на активизацию восприятия ими художественного слова как слова-представления, а, во-вторых, предназначены для усвоения теоретико-литературных понятий и использования этих знаний при чтении художественных произведений.

Система зачетов с использованием электронных тестов и кроссвордов (сайт "К уроку литературы") позволяет не только оценивать знания, но и проводить их диагностирование и коррекцию дальнейшей деятельности. Так как ведущим аспектом реализации модели структуры 7 класса является богатство и разнообразие жанров всех родов литературы, то большая часть тестов посвящена именно теме жанра художественного произведения.

Словарная работа направлена на освоение учащимися предусмотренных программой историко-культурных сведений.

Виды учебной деятельности соответствуют программным требованиям.

Знания и умения:

Ученики, закончившие седьмой класс, должны знать:

– содержание текстов программных произведений;

– определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

– основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;

должны уметь:

– определить тип литературного характера;

– назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;

– охарактеризовать вещный мир литературного произведения;

– сделать самостоятельное устное сообщение;

– вести аргументированную и корректную полемику;

– составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;

– написать аннотацию литературного произведения и реферат небольшой критической статьи;

– самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос.

Автор Попова Елена Васильевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4625
Номер материала 7814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓