Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Название документа КТП.doc

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем

Дата

Всего часов

В том числе на:

Изучение

нового материала

Закрепление изученного

Р/Р


1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

2.09

1

1



«Минувшее проходит предо мною…» (18 ч)

2

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Аналитическое чтение

5.09

1

1



3

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века

9.09

1

1



4

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оценка персонажей поэмы с позиций народа

12.09

1

1



5

А.К.Толстой. «Василий Шибанов»

16.09

1

1



6

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести

19.09

1

1



7

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

23.09

1

1



8

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы

26.09

1

1



9

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий

30.09

1

1



10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Понятие о литературном характере

3.10

1

1



11

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

7.10

1



1

12

А.С.Пушкин. «Полтава». Судьбы героев поэмы

10.10

1

1



13

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины Полтавской битвы

14.10

1

1



14

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины украинской природы

17.10

1

1



15

Р/р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

21.10

1



1

16

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Образ Постникова

24.10

1

1



17

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Проблема чувства и долга

28.10

1

1



18

И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симонов. «Тарас Бульба»

31.10

1

1



19

Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».

11.11

1


1


«Художник – голос своей эпохи» (14 час)

20

И.С.Тургенев. «Бирюк».

14.11

1

1



21

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей».

18.11

1

1



22

И.С.Тургенев.Стихотворения в прозе: «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П.Вревской».

21.11

1

1



23

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа

25.11

1

1



24

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Композиция стихотворения

28.11

1

1



25

Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос»

2.12

1

1



26

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

5.12

1

1



27

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

9.12

1

1



28

Контрольная работа за I полугодие

23.12

1


1


29

А.П.Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества

12.12

1

1



30

А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог, художественная деталь в рассказе

16.12

1

1



31

А.П.Чехов. «На мельнице»

19.12

1

1



32

А.П.Чехов. «Тоска»

26.12

1

1



33

Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».

13.01

1


1


Запечатлённые мгновения (3 час)

34

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»

16.01

1

1



35

А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»

20.01

1

1



36

Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»

23.01

1

1



Человек в движении времени (15 час)

37

Л.Н.Толстой. «Детство». Формирование характера Николеньки Иртеньева

27.01

1

1



38

Л.Н.Толстой. «Детство». Особенности повествования

30.01

1

1



39

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева

3.02

1

1



40

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Особенности построения повести

6.02

1

1



41

Р/р. Сочинение по повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество»

10.02

1



1

42

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие как добрые начала в человеке

13.02

1

1



43

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обострённое восприятие страданий

17.02

1

1



44

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Образ Коли Красоткина

20.02

1

1



45

Р/р. Сочинение по прочитанным страницам из романа Ф.М.Достоевского

24.02

1



1

46

М.Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести

27.02

1

1



47

М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости жизни»

3.03

1

1



48

М.Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

6.03

1

1



49

М.Горький. «Детство». Изображение быта и человеческих характеров

10.03

1

1



50

Сочинение по повести «Детство». Тема свободная.

13.03

1



1

51

Контрольная работа по разделу V. «Тема становления личности».

17.03

1


1


Содружество искусств (3 час)

52

С.П.Шевырёв. «Звуки»

20.03

1

1



53

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан»

31.03

1

1



54

А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт. «Грусть»; К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

3.04

1

1



Перекличка эпох (6 час)

55

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

7.04

1

1



56

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

10.04

1

1



57

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

14.04

1

1



58

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

17.04

1

1



59

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

21.04

1

1



60

Проблематика комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр

24.04

1

1



Фантастика. Тема будущего (8 час)

61

В.А.Рождественский. «Над книгой»

28.04

1

1



62

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй

5.05

1

1



63

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности

8.05

1

1



64

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Афоризмы в сказке

12.05

1

1



65

Р.Брэдбери. «Каникулы»

15.05

1

1



66

Р.Брэдбери. «Земляничное окошко»

19.05

1

1



67

Годовая контрольная работа

22.05

1


1


68

Рекомендации для самостоятельного чтения

26.05

1


1



Название документа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС


№ урока

Тема урока

Тип урока

Вид контроля за уровнем усвоенного

Примерное домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

Вводный урок. Урок теоретических знаний

Конспект статьи учебника

1. Стр.5-6

2. Подготовить доклад про жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

3.Прочитать «Песня про царя Ивана Васильевича…»

2.09


«Минувшее проходит предо мною…» (18 ч)

2

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Аналитическое чтение

Урок чтения и изучения произведения.

Выразительное чтение

Комментированное чтение

1. Стр.11-27

2. Найти в тексте стилистические фигуры.

5.09


3

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века

Урок чтения и изучения произведения.

Выразительное чтение

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Стр.11-27

2. Найти и перечитать сцены столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

9.09


4

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оценка персонажей поэмы с позиций народа

Урок чтения и изучения произведения.

Характеристика героя

Письменный ответ на вопрос

1. Ответить на вопросы к гл.3 стр.28-29

2. Подготовить доклад по жизни и творчеству А.К. Толстого.

3.Прочитать «Василий Шибанов».

12.09


5

А.К.Толстой. «Василий Шибанов»

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение

Пересказ

1. Стр.32-37

2. Подготовить доклад по жизни и творчеству Н.В. Гоголя.

3. Читать «Тарас Бульба»

16.09


6

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести

Комбинированный урок

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

Читать стр.43-86

19.09


7

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Урок чтения и изучения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа Выразительное чтение

Читать стр.86-110

23.09


8

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы

Урок чтения и изучения произведения.

Характеристика героя Комментированное чтение

Найти в тексте портретные зарисовки Тараса Бульба, Остапа и Андрея.

26.09


9

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий

Урок чтения и изучения произведения.

Характеристика героя

Найти стилистические фигуры в тексте.

30.09


10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Понятие о литературном характере

Комбинированный урок

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

Стр.112-113.

Написать сочинение по прочитанной повести. Темы на выбор.

3.10


11

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи

Сочинение

Подготовить доклад по жизни и творчеству А.С. Пушкина.

7.10


12

А.С.Пушкин. «Полтава». Судьбы героев поэмы

Урок чтения и изучения произведения.

Индивидуальное сообщение

Выразительное чтение наизусть

Читать стр.118-160

10.10


13

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины Полтавской битвы

Урок чтения и изучения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Найти в поэме картины Полтавской битвы. Найти и отметить портретные характеристики Петра I и Карла XII.

14.10


14

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины украинской природы

Урок чтения и изучения произведения.

Сравнительная таблица

Выразительное чтение наизусть

Подготовить сочинение (черновой вариант). «Исторический и личный конфликт в поэме». «Картины украинской природы в поэме». «Совершенство языка и стиха».

17.10


15

Р/р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Урок развития речи

Сочинение

1. Подготовить доклад о жизни творчестве Н.С. Лескова.

2.Читать «Человек на часах».

21.10


16

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Образ Постникова

Урок чтения и изучения произведения.

Пересказ

Комментированное чтение

1. Читать стр.171-189

2. Ответить на вопросы стр.189

24.10


17

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Проблема чувства и долга

Урок чтения и изучения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Выбрать эпизод для анализа. Определить границы. Найти стилистические фигуры. Определить тему и идею эпизода в рассказе.

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Никитина.

2.Прочитать стихотворение «Русь».


28.10


18

И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симонов. «Тарас Бульба»

Урок чтения и изучения произведения.

Характеристика героя

Письменный ответ на вопрос

1.Прочитать одно из предложенных произведений на выбор.

2. Подготовиться к контрольной работе по прочитанным произведениям.

31.10


19

Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».

Урок контроля знаний

Тестирование

1.Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Тургенева.

2.Читать рассказ «Бирюк».

11.11


«Художник – голос своей эпохи» (14 час)

20

И.С.Тургенев. «Бирюк».

Урок чтения и изучения произведения.

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

1. Стр.201-208 перечитать и найти портретные зарисовки Бирюка. Подготовить анализ эпизода.

14.11


21

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей».

Урок чтения и изучения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1.Найти определение «белый стих», «стихотворение в прозе».

2. Выучить наизусть стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык».

18.11


22

И.С.Тургенев.Стихотворения в прозе: «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П.Вревской».

Урок чтения и изучения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1.Выучить наизусть 1 стихотворение на выбор.

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

2.Читать «Железная дорога»

21.11


23

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Выразительное чтение

Комментированное чтение

Выучить наизусть отрывок стр.219

25.11


24

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Композиция стихотворения

Урок чтения и изучения произведения.

Комментированное чтение

Фронтальный опрос

1. Ответить на вопросы стр.224-225

2. Прочитать статью стр.227-228

28.11


25

Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос»

Урок чтения и изучения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1. Читать стр.228-236

2. Ответить на вопросы стр.236

3. Подготовить доклад о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

4. «Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2.12


26

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

1. Найти сказочные приёмы.

2. Ответить на вопросы стр.247

5.12


27

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать стр.248-255

2. Ответить на вопросы стр.255

3. Подготовиться к контрольной работе.

9.12


28

Контрольная работа за I полугодие

Урок контроля и проверки знаний и умений

Тестирование

1.Подготовить доклад о жизни и творчестве А.П. Чехова.


23.12


29

А.П.Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

Фронтальный опрос

Читать рассказ «Хамелеон» стр.259-263

12.12


30

А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог, художественная деталь в рассказе

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Найти понятие «композиция». Вспомнить структуру композиционного строя. Провести частичный анализ названия рассказа.

2. Ответить на вопросы стр.263

16.12


31

А.П.Чехов. «На мельнице»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать рассказ стр.263-268

2. Ответить на вопросы стр.268-269


19.12


32

А.П.Чехов. «Тоска»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать рассказ стр.269-273

2. Ответить на вопросы стр.274

3. Подготовиться к контрольной работе


26.12


33

Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».

Урок контроля знаний.

Тестирование

1.Подготовить доклад о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.

13.01


Запечатлённые мгновения (3 час)

34

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1.Подготовить доклад о жизни и творчестве А.А. Фета.

2. Выучить одно из предложенных стихотворений наизусть.

16.01


35

А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1.Подготовить доклад о жизни и творчестве Я.П. Полонского.

2. Выучить одно из предложенных стихотворений наизусть.

20.01


36

Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Выразительное чтение наизусть

1. Выучить одно из предложенных стихотворений наизусть.

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

23.01


Человек в движении времени (15 час)

37

Л.Н.Толстой. «Детство». Формирование характера Николеньки Иртеньева

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Комментированное чтение

Читать стр.19-39

27.01


38

Л.Н.Толстой. «Детство». Особенности повествования

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Ответить на вопросы стр.39-40

30.01


39

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Читать стр.40-51

3.02


40

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Особенности построения повести

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Ответить на вопросы стр.52

2. Написать сочинение по прочитанной повести.


6.02


41

Р/р. Сочинение по повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество»

Урок развития речи

Сочинение

Подготовить доклад о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

10.02


42

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие как добрые начала в человеке

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Фронтальный опрос

Читать стр.56-77

13.02


43

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обострённое восприятие страданий

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать стр.77-94

2. Найти портретные зарисовки Коли Красоткина.

17.02


44

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Образ Коли Красоткина

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Ответить на вопросы стр.94

2. Подготовиться к сочинению по роману.

20.02


45

Р/р. Сочинение по прочитанным страницам из романа Ф.М.Достоевского

Урок развития речи

Сочинение

Подготовить доклад по жизни и творчеству Максима Горького.

24.02


46

М.Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести

Урок чтения и обсуждения произведения.

Индивидуальное сообщение

Фронтальный опрос

Комментированное чтение

Читать стр.98-119

27.02


47

М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости жизни»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Читать стр.120-138

3.03


48

М.Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Ответить на вопросы стр. 140-141

2. Найти в тексте описание интерьера.

6.03


49

М.Горький. «Детство». Изображение быта и человеческих характеров

Урок чтения и обсуждения произведения.

Фронтальный опрос

Комментированное чтение. Художественный пересказ с элементами анализа

Написать сочинение по повести М.Горького «Детство» стр.141 (черновой вариант).

10.03


50

Сочинение по повести «Детство». Тема свободная.

Урок развития речи

Сочинение

Подготовиться к контрольной работе

13.03


51

Контрольная работа по разделу V. «Тема становления личности».

Урок контроля знаний.

Тестирование


17.03


Содружество искусств (3 час)

52

С.П.Шевырёв. «Звуки»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Выразительное чтение

1. Читать стр.159-162

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве К.Г.Паустовского

20.03


53

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Комментированное чтение. Анализ лирического произведения

1. Читать стр.164-176

2. Ответить на вопросы стр.170-171, 176

31.03


54

А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт. «Грусть»; К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Выразительное чтение


1. Выразительное чтение стр.176-179.

2. Ответить на вопросы стр.179

3. Подготовить доклад о жизни и творчестве Ж.Б. Мольера.

3.04


Перекличка эпох (6 час)

55

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Урок чтения и обсуждения произведения.

Комментированное чтение

Читать стр.187-206

7.04


56

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать стр.206-224

2. Ответить на вопросы стр.224-225

10.04


57

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Задание по группам (инсценировка понравившихся сцен).

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.А. Крылова.

14.04


58

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Читать стр. 230-243

17.04


59

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Ответить на вопросы стр. 243

21.04


60

Проблематика комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Сравнительный анализ комедий Письменный ответ на вопрос

Сделать устный анализ одной из понравившихся сцен.

24.04


Фантастика. Тема будущего (8 час)

61

В.А.Рождественский. «Над книгой»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Комментированное чтение

1. Выразительное чтение стр.245-246.

2. Подготовить доклад о жизни и творчестве А. Де Сент-Экзюпери.

28.04


62

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Читать стр.249-268

5.05


63

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

Читать стр.268-278

8.05


64

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Афоризмы в сказке

Урок чтения и обсуждения произведения.

Комментированное чтение

Ответить на вопросы стр.278-279

12.05


65

Р.Брэдбери. «Каникулы»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Комментированное чтение

Читать стр.280-286

15.05


66

Р.Брэдбери. «Земляничное окошко»

Урок чтения и обсуждения произведения.

Художественный пересказ с элементами анализа

1. Читать стр.287-295

2. Подготовиться к контрольной работе

19.05


67

Годовая контрольная работа

Урок контроля и проверки знаний и умений

Проверочная работа по вопросам к разделу хрестоматии.


22.05


68

Рекомендации для самостоятельного чтения

Урок-презентация

Список литературы для чтения летом

Список литературы на лето

26.05



Название документа пояснительная записка.doc


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Г.И.Беленького, рассчитанной на 68 часов в год (2 ч. в неделю), и материалам авторского учебно – методического комплекса.

Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы.

Учебный курс «Литература» для VII класса относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».

Рабочая программа «Литература» для учащихся VII класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).

Так как в авторской программе не указано количество часов, отведенных на изучение каждой темы, при составлении рабочей программы учителю предоставлено право самостоятельно определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, распределять учебное время на освоение программного материала, определять виды и систему устных и письменных работ.

Выбор программы под редакцией Г.И.Беленького обусловлен следующим:

а) программа рассчитана на массовую школу и содержит достаточный материал, предназначенный для его полного комплексного освоения;

б) данная программа также может быть использована для работы с учащимися в классе компенсирующего обучения;

в) учебный материал ориентирован на приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы и нацелен на решение главной задачи курса – заложить основы читательской культуры у учащихся;

г) программа позволяет достичь определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определённые устные и письменные работы.

В 7 классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.



Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Цели и задачи курса в VII классе

Целью обучения в VII классе является создание условий для получения следующих знаний: понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступ­ки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;

понятия о родах и жанрах литературы.

Задачи: создать условия для выработки у учащихся следующих умений и навыков:

- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопо­ставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять принадлежность произведения к одному из литератур­ных родов и жанров;

- выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведе­ния и их фрагменты;

- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);

- пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;

- выражать личностное отношение к изображенному;

- писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;

- пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).


Учебно-тематический план


п/п

Тема раздела

Количество часов


Введение

1 ч

1

«Минувшее проходит предо мною…»

18 ч

2

«Художник – голос своей эпохи»

14 ч

3

Запечатлённые мгновения

3 ч

4

Человек в движении времени

15 ч

5

Содружество искусств

3 ч

6

Перекличка эпох

6 ч

7

Фантастика. Тема будущего

8 ч

Итого

68 ч


Содержание учебного курса

7 класс

(68 часов)


Введение. Художественное время и художественное простран­ство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.


I. «Минувшее проходит предо мною...»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значе­ние для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкно­вения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка пер­сонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А. К. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного ге­роя.

Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое това­рищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Ро­дине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Буль­бы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повество­вания, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.


А.С.ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественно­го вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагиче­ские судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтав­ской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исто­рический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность состра­дать, совестливость как выражение лучших черт русского наро­да. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Вели­кого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Ле­сков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А. К. Толстой. «Князь Серебряный».


II. «Художник — голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персона­жей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятель­ства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художествен­ных деталей, роль рассказчика в повествовании.


Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».


Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гне­тущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благород­ная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревен­ская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудо­любию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Услов­ность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».


А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рас­сказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С рабо­ты», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салты­ков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.


III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».


IV. Человек в движении времени

(Тема становления личности)

Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писате­ля.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Нико­леньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в изда­нии для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприя­тие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снеги­рев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горько­го. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

B. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика
Шкид»;
Е. И. Носов. «Потрава».


V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

C. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...».

VI. Перекличка эпох

Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чте­нием и анализом отдельных сцен).

И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и ана­лизом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Кры­лова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

В. А. Рождественский. «Над книгой».

A. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как крите­рии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

* * *

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

B. П. Беляев. «Старая крепость»;

А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;

Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»;

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;

Н. Бараташвили. «Голубой цвет».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;

П. Беранже. Избранная лирика;

Р. Бернс. Избранная лирика;

Г. Гейне. Избранная лирика;

А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;

О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;

A. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;

B. Гюго. «93-й год»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

Г. Джованьоли. «Спартак»;

А. Дюма. «Три мушкетера»;

Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;

Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;

М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;

Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);

Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;

Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексика­нец»;

У. Коллинз. «Лунный камень»;

Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;

А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;

С. Лем. «Магелланово облако»;

Г. Уэллс. «Машина времени»;

Д. Филипс. «Город слухов»;

Б. Флеминг. «Ловушка»;

О. Хаксли. «Улыбка Джоконды».



Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу 11-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

  • о наиболее существенных литературных направлениях и те­чениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акме­изме, футуризме);

  • о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глуби­ны);

  • об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

б) теоретико-литературными:

  • о родах и жанрах литературы и основных способах выраже­ния в них авторского сознания;

  • о литературных произведениях как художественном един­стве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельнос­ти учащиеся должны:

  • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и ком­позиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • выделять черты литературных направлений при анализе произведения;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихо­творного произведения и давать этому произведению обоснован­ную оценку;

  • читать выразительно прозу и стихи;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками и словарями;

  • составлять планы, тезисы, конспекты статей, а также своих выступлений на литературные темы;

  • писать сочинения различных жанров (сочинение-рассужде­ние, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического про­изведения, лирического стихотворения, эссе), рецензии.



Список литературы для учителя


  1. Программы образовательных учреждений. Литература. 1-11 классы. Авт.-сост. Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый– 3 издание, исправленное – М: Мнемозина, 2007г.

  2. Золотарева И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. – М.: «ВАКО», 2012

  3. Учебник-хрестоматия. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М.Хренова, М.А.Снежневская. –7-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2014г.;


Рабочая программа по литературе 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе авторской программы под редакцией Г.И.Беленького, рассчитанной на 68 часов в год (2 ч. в неделю) и материалам авторского учебно – методического комплекса.

Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы.

 Учебный курс «Литература» для VII класса относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».

В 7 классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

 Календарно – тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом, реализующим программу базового обучения.

Автор Корнеева Наталия Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 41861
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓