Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
«Рассмотрено»
На м/о учителей
_____________________
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Протокол №
от «___»_______201__г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Дружбинская
СОШ»
_______/___Бруль И.М.________/
«__»__________201_г.
|
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №
от «__»______201__г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»
______ /С.Г.Ащеулова/
Приказ №
от «____»_______201__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе для 7 класса (базовый уровень)
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень
( базовый, профильный – для 9-11 классов)
на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных
учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный
уровень)». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский,
В.П. Полухина(М.: «Просвещение», 2010.)
___________________________________________________________________________________
(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)
Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка
и
литературы 1-ой квалификационной категории __________________
__________________________
(Ф.И.О. педагога, название предмета,
квалификационная категории
Дружба 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы
(базовый уровень), 10-11 классы (профильный уровень)». Авторы: В.Я. Коровина,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин,И.С. Збарский, В.П. Полухина(М.: «Просвещение»,
2010.) и учебника «Литература 7 класс.
Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы –
В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных
произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по
развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ
художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из
изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и
событий.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки
художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской
идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном
феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к
литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления
восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике.
Учебно-тематический план
Раздел
|
Кол-во часов
|
Вн.чт.
|
Развитие речи
|
Введение
|
1
|
|
|
Былины
|
4
|
1
|
1
|
Пословицы и
поговорки
|
1
|
|
|
Древнерусская
литература
|
3
|
|
|
Из русской
литературы 18 века
|
2
|
|
|
Из русской
литературы 19 века
|
50
|
5
|
4
|
Зарубежная
литература
|
7
|
1
|
|
Резерв
|
2
|
|
|
ИТОГО
|
70
|
7
|
5
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки
учащихся за курс 7 класса
Учащиеся должны понимать:
1.
Текст художественного
произведения.
2.
Событийную сторону (сюжет)
и героев изученных произведений.
3.
Особенности композиции
изученного произведения.
4.
Основные признаки понятий:
юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны
уметь:
Выделять
в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять
в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
·
Определять
в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
·
Сопоставлять
двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к
ним.
·
Различать
эпические и лирические произведения.
·
Пересказывать
устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
·
Создавать
устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению:
развернутый ответ на вопрос и характеристику.
·
Составлять
план собственного устного или письменного высказывания.
·
Составлять
план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
·
Давать
отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
·
Пользоваться справочным аппаратом
хрестоматии и прочитанных книг.
Тематический
план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов (Кол-во часов)
|
Форма контроля
|
Введение
|
1
|
Введение. Выявление
уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником
|
1
|
Беседа
|
Былины
|
2
|
Понятие о былине.
«Вольга и Микула Селянинович»
|
1
|
Словарная работа,
пересказ
|
3
|
Анализ былин
«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
|
1
|
Составление
таблицы, творческое задание
|
4
|
Вн.чт. Новгородский
цикл былин. «Садко»
|
1
|
Тест
|
5
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Художественные особенности русских былин»
|
1
|
Сочинение
|
Пословицы и поговорки
|
6
|
Пословицы и
поговорки
|
1
|
Сравнение пословиц
и поговорок, творческие задания
|
Древнерусская литература
|
7
|
Древнерусская
литература. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха
|
1
|
Написать поучение
по плану
|
8
|
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Фольклорные мотивы
|
1
|
Пересказ
|
9
|
Гимн любви и
верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
|
1
|
План повести
|
Из русской литературы 18 века
|
10
|
Стихотворения М.В.
Ломоносова
|
1
|
Вопросы и задания
учебника
|
11
|
Стихотворения Г.Р.
Державина
|
1
|
Наизусть
|
Из русской литературы 19 века
|
12
|
В.А. Жуковский.
Перевод баллады И.В. Гете «Лесной царь»
|
1
|
Иллюстрация к
балладе
|
13
|
История в
произведениях А.С. Пушкина. Поэма «Полтава»
|
1
|
Сообщения учеников,
пересказ
|
14
|
А.С. Пушкин «Медный
всадник»
|
1
|
Беседа по вопросам
|
15
|
А.С. Пушкин «Песнь
о вещем Олеге»
|
1
|
Словарная работа,
наизусть
|
16
|
А.С. Пушкин «Борис
Годунов»: сцена в Чудовом монастыре»
|
1
|
Пересказ статьи,
анализ эпизода
|
17
|
М.Ю. Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
|
1
|
Тест,
сопоставительный анализ
|
18
|
Стихотворения М.Ю.
Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»
|
1
|
Наизусть
|
19
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
|
1
|
Сочинение
|
20
|
Н.В. Гоголь. «Тарас
Бульба». Эпохи и герои
|
1
|
Пересказ
|
21
|
Товарищество и
братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
1
|
Пересказ, анализ
эпизода
|
22
|
Художественные
особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
1
|
Сопоставительная
хар-ка героев
|
23
|
Р.р. Подготовка к
сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
1
|
Сочинение
|
24
|
Рассказ И.С.
Тургенева «Бежин луг»
|
1
|
Пересказ
|
25
|
Герои рассказа И.С.
Тургенева «Бежин луг»
|
1
|
Речевая хар-ка
героев, пересказ
|
26
|
Урок-практикум «Природа
и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
|
1
|
Пересказ и анализ
текста
|
27
|
Вн.чт. И.С.
Тургенева «Бирюк»
|
1
|
Карточки
|
28
|
И.С. Тургенев.
Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
|
1
|
Наизусть
|
29
|
Н.А. Некрасов.
Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»
|
1
|
вопросы и задания
учебника
|
30
|
Стихотворения Н.А.
Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в
шестом…»
|
1
|
Наизусть
|
31
|
М.Е.
Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
|
1
|
Пересказ
|
32
|
Герои «Повести о
том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
1
|
Цитатный план
повести
|
33
|
М.Е.
Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков
|
1
|
Пересказ
|
34
|
Игра по сказкам
Салтыкова-Щедрина
|
1
|
Тест-викторина
|
35
|
Л.Н. Толстой.
«Детство». Взаимоотношения детей и взрослых
|
1
|
Пересказ
|
36
|
Нравственный смысл
поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство»
|
1
|
Беседа по вопросам,
устное рисование
|
37
|
А.П. Чехов.
«Хамелеон». Картина нравов в рассказе
|
1
|
Беседа, пересказ
|
38
|
А.П. Чехов.
«Хамелеон». Средства юмористической характеристики
|
1
|
Выразительное
чтение по ролям, анализ эпизодов
|
39
|
Вн.чт. Рассказы
А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
|
1
|
Мини-сочинение
|
40
|
И.А. Бунин «Цифры»
|
1
|
Пересказ
|
41
|
Вн.чт. И.А. Бунин.
«Лапти». Стихотворения И.А. Бунина
|
1
|
Наизусть
|
42
|
«Край ты мой,
родимый край!». Стихи русских поэтов 19 века о родной природе
|
1
|
Наизусть, эссе
|
43
|
М. Горький.
«Детство»
|
1
|
словарная работа,
пересказ
|
44
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина,
М. Горького
|
1
|
Сочинение
|
45
|
М. Горький «Старуха
Изергиль»: легенда о Данко
|
1
|
Пересказ
|
46
|
Л.Н. Андреев.
«Кусака»
|
1
|
Пересказ
|
47
|
Слово о Маяковском.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче»
|
1
|
Наизусть
|
48
|
Вн.чт.
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
|
1
|
Наизусть
|
49
|
А.П. Платонов.
«Юшка»
|
1
|
Пересказ
|
50
|
Сострадание и
уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка»
|
1
|
Беседа, анализ
эпизодов
|
51
|
А.П. Платонов.
«Неизвестный цветок»
|
1
|
Беседа по вопросам
|
52
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
|
1
|
Сочинение
|
53
|
А.Т. Твардовский.
«Братья»
|
1
|
Наизусть
|
54
|
Стихотворения А.Т.
Твардовского. Самостоятельная работа (анализ одного из стихотворений)
|
1
|
Письменный анализ
стих-я
|
55
|
Вн.чт.
Стихотворения о Великой Отечественной войне
|
1
|
Интервью у
участника ВОВ
|
56
|
Ф. Абрамов. «О чем
плачут лошади»
|
1
|
Пересказ
|
57
|
Эстетические и
нравственные проблемы рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»
|
1
|
Написать рассказ на
тему «зачем нам нужны животные?»
|
58-59
|
Е.И. Носов. «Кукла»
|
2
|
Пересказ
|
60
|
Е.И. Носов. «Живое
пламя». Взаимосвязь природы и человека
|
1
|
Пересказ
|
61
|
Ю.П. Казаков.
«Тихое утро»
|
1
|
Пересказ
|
62-63
|
Д.С. Лихачев. «Земля
родная»
|
2
|
пересказ
|
Зарубежная литература
|
64
|
Р. Бернс. «Честная
бедность» и другие стихотворения
|
1
|
Наизусть
|
65
|
Д.Г. Байрон. «Ты
кончил жизни путь, герой!..»
|
1
|
Доклады, анализ
стих-я
|
66
|
Японские трехстишия
(хокку)
|
1
|
Словарная работа,
пересказ статьи
|
67
|
Вн.чт. Дж. Олдридж.
«Последний дюйм»
|
1
|
Беседа, пересказ
|
68
|
О. Генри. «Дары
волхвов»
|
1
|
Пересказ
|
69
|
Луиджи Пиранделло.
«Черепаха»
|
1
|
Пересказ
|
70
|
Итоги года и
задание на лето
|
1
|
Тест
|
|
ИТОГО
|
70 ч.
|
|
Формы и средства контроля
№
|
тема
|
Форма контроля
|
1
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Художественные особенности русских былин»
|
сочинение
|
2
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»
|
сочинение
|
3
|
Р.р. Подготовка к
сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
|
сочинение
|
4
|
Игра по сказкам
Салтыкова-Щедрина
|
Тест-викторина
|
5
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина,
М. Горького
|
сочинение
|
6
|
Р.р. Подготовка к
сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
|
сочинение
|
7
|
Итоги года и
задание на лето
|
тест
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. «Литература 7
класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений
(авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.
2. Литература. 6
класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007.
Для учащихся.
1
Литература: справочные
материалы для школьника. – М., 1994.
2
Литература в таблицах.
Сост. Полухина и др. – М., 2000.
3
Кондрашов В.Н,
Литературные викторины. – М, 1968.
4
Козак О.Н. Литературные
викторины. – С-Пб., 1998.
5
Полухина В.Т. Читаем,
думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
6
Фогельсон И.А. Литература
учит. - М., 1998.
7
Я познаю мир: литература,
сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.