Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 7 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 206. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008 и рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю) Базовый компонент выделяет два концентра (5-9 классы, 10-11 классы). Это соответствует ступени основной средней школы, как это предусматривается в Законе РФ «Об образовании».

Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20 веков. В программе соблюдена системная направленность. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести учащихся к пониманию творчества отдельного поэта, писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем ( в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы).

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности исторического процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений разных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи литературного образования:

  • сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведения;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Методические цели учителя с учетом особенностей контингента учащихся:

  • обеспечивать взаимосвязь этапов усвоения программного материала: воспринять – осмыслить – понять – применить – проверить результат;

  • отработать способы формирования мотивации к самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения;

  • стимулировать активность и интерес учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Обучение на уроках литературы осуществляется в единстве с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Воспитательные цели: развивать творческие способности учащихся, формировать устойчивые мотивации к самообразованию и дальнейшему изучению предмета.

Развивающие цели: развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, выделять главные мысли, делать выводы, излагать свою точку зрения. Развивать навыки коммуникативного общения.

Функции учителя: организатор учебной деятельности и поисковой работы учащихся, консультант при выполнении самостоятельной творческой работы.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теретико-литературные знания.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представления); роды литературы; эпос, повесть; литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь (развитие понятия) портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода (начальные представления); баллада, стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

-видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

-объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

-видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

-передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

-видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

-аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

-выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

-оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

-сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её точки зрения выражения авторской позиции;

-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

-написать басню, письмо или дневник литературного героя.

Используемый учебно-методический комплект:


1. Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008

2. Литература: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (В двух частях)/В.Я.Коровина./- М.: Просвещение, 2010

3. Коровина В.Я.»Читаем, думаем, спорим,,,»:Дидактические материалы по литературе: 7 класс.- М.: Просвещение, 2006

4.Фонохрестоматия:Электронное учебное пособие на CD-ROM/Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2010;

5Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000;

6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003

7.Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 7 кдасс – М.:ВАКО, 2002;

8.Турьянская Б.И., Комиссарова , Холодкова Л.А. Литература в 7 классе:Урок за уроком.-М.: Русское слово, 2003;

9.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.5-9 классы.-М,:Дрофа, 2007

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

Тема

Часы

РР

Вн.чт

Контроль

1.

Введение

1




2.

Устное народное творчество

4


1


3.

Древнерусская литература

3




4.

Литература 18 века

2






5.

Литература 19 века

Пушкин А.С.



6



1



6.

Лермонтов М.Ю.

3



1

7

Гоголь Н.В.

4

1 (+дом.соч)



8.

Тургенев И.С.

2




9.

Некрасов Н.А.

2




10.

Толстой А.К.

1




11.

Салтыков-Щедрин М.Е.

2



1

12.

Толстой Л.Н.

2




13.

Чехов АП.

2




14.

Стихи о родной природе

1






15.

Литература 20 века

Бунин И.А.



2




16.

Горький М.

3

(Дом.соч).



17

Андреев Л.

1




18.

Маяковский В.В.

2



1

19.

Пастернак Б.

1




20

Платонов А.

1


1


21.

Твардовский А.

1




22

На дорогах войны

1




23.

Абрамов Ф.

1




24.

Носов Е.

2




25.

Казаков Ю.

1




26.

Лихачёв Д.

1




27

Зощенко М.

1




28.

Стихи о родной природе

1




29

Песни на слова поэтов 20 века

1




30

Из литературы народов Росси

1




31.

Из зарубежной литературы

5




32.

Итоговая работа




1

33.

Резерв

1





Итого

70











Введение

Устное народное творчество

Календарные сроки





Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Тема урока

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Предания как поэтическая автобиография народа

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя

Вн. Киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Черты характера главного героя

Новгородский цикл былин.Былина «Садко» Своеобразие былины.

Тип урока

1

1

1

4

4


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия


Предание

Былина , гипербола, мифологический эпос, героический эпос

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО


+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+

Внеклассное чтение


+





Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности

Знать определение понятия «предание»,

Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера

Результаты по способу работы

Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, отличать литературу как искусство слова от других видов искусства

Уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания


Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличия от сказки, тему былины, рль гиперболы и постоянных эпитетов, выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

Домашнее задание

Стр.3-5, вопросы и задания

Стр.7-10, вопросы и задания

Стр.11-17, вопросы и задания на стр.23

Составить план былины

вопросы и задания на стр.35










УНТ

Древнерусская литература

Из литературы







Урок 6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10


Тема урока

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц

«Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книгам

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Высокий моральный облик главной героини.

Ломоносов «Ода на день восшествия.на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»Мысли о родине, русской науке,, призыв к миру

Тип урока

3

1

1

4

4


Учебник


+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Пословицы, поговорки

Летопись, поучение, повесть

Ода

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+



Внеклассное чтение

+

+





Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать определение понятий «пословица», «поговорка», понимать жанровые особенности

пословиц и поговорок

Знать определение понятий «древнерусская литература», «летопись», характерные черты древнерусской литературы

Знать особенности поучения как жанра литературы, понимать смысл поучений Мономаха

Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, его роль в развитии русской литературы, «теорию трёх штилей» , определение понятия оды

Результаты по способу работы

Уметь определять прямой и переносный смысл, включать их в повседневную речь

Уметь отличать летописные сказания от произведений УНТ

Уметь определять , какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды

Домашнее задание

Стр.42-43, вопросы и задания на стр.44,49

Стр.50-52, вопросы и задания

вопросы и задания,стр.54

вопросы и задания, стр.63

Стр.64-66











18 века

Литература 19 века Пушкин А.С.

Календарные сроки





Урок 11

Урок 12

Урок 13

Урок 14

Урок15

Тема урока

Философские размышления о смысле жизни свободе творчества в стихотворениях Державина «Признание», «На птичку»,

Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы. Пётр 1 и Карл 12.

«Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра 1

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы

«Борис Годунов»:сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена

Тип урока

4

1

4

3

1


Учебник

+

+

+

+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Ода

Баллада

Поэма

Песнь , композиция

Драматическое произведение

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации


+

+

+

+

Внеклассное чтение

+


+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, понимать философский и иносказательный смысл стихотворений

Знать историческую основу

Знать, в чём заключается роль вступления к поэме

Знать историческую основу песни, определение понятия баллады, особенности содержания, формы и композиции

Знать историческую основу произведения

Результаты по способу работы

Уметь определять идею стихотворения, объяснять новаторство Державина в поэзии

Уметь выразительно читать,

Уметь анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции, давать сравнительную характеристику героев

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности и определять их роль

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику героев,

Домашнее задание

Стр.68-71, вопросы и задания

Стр.72-75, наизусть отрывок

вопросы и задания, 79-80

Стр.80-87

Стр.87-97








Лермонтов М.Ю.

Календарные сроки






Урок 16

Урок 17

Урок 18

Урок 19

Урок 20

Тема урока

«Станционный смотритель»- повесть о маленьком человеке. Гуманизм повести

Дуня и Минский

РР сочинение по повести Пушкина «Станционный смотритель»

Лермонтов. Своеобразие пейзажа в ст. «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца купце Калашникова»-поэма об историческом прошлом России

Тип урока

1

4

РР

4

1


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Повесть , рассказчик, маленький человек в литературе


Анафора, эпитет, инверсия, параллелизм

Фольклоризм литературы

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+


+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+

Внеклассное чтение

+




+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать содержание повести, определение понятия «образ маленького человека» в литературе, понимать идейный смысл, тему, роль автора и рассказчика, причину трагедии Вырина

Знать содержание прочитанного произведения, понимать нравственную проблематику

Понимать структуру изучаемых стихотворений, тему, состояние лирического героя, своеобразие пейзажа

Знать историю создания «Песни…», содержание, особенности сюжета, его историческую основу

Результаты по способу работы

Уметь объяснять способы выражения авторской позиции, уметь анализировать художественный текст

Уметь составлять план, формулировать идею, редактировать написанное

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Уметь находить исторические детали, объяснять их художественную роль,

анализировать текст

Домашнее задание

Вопросы 1-3, стр.112

Вопросы 4-6, стр.113


Стр.114-118

Вопросы 3,4, стр.135












Гоголь Н.В.

Календарные сроки





Урок 21

Урок 22

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Тема урока

Нравственный поединок героев

Контрольная работа по поэме Лермонтова «Песня о купце…»

Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Тарас Бульба и его сыновья

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Тип урока

4

3

1

4

4


Учебник

+

+

+



Эстетические и теоретико-литературные понятия

Поэма, сюжет, герой


Историческая и фольклорная основа произведения, эпос

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать нравственную проблематику, понимать основной конфликт

Знать/понимать идейную проблематику, идейно-художественное содержание

Знать содержание,, место повести в творчестве писателя, понимать роль исторического фона в повествовании, понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям,

Результаты по способу работы

Уметь составлять характеристику героя, сравнивать главных героев; отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев

Уметь строить развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки

Домашнее задание

Вопрос 5, стр.138 (письм)

Стр.141-144

Вопрос 2, стр.210

Вопрос 3, стр.210

Вопрос 4, стр.210












Тургенев И.С.

Некрасов Н.А.

Календарные сроки





Урок 26

Уроки 27

Урок28

Урок29

Урок 30

Урок 31

Тема урока

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю

РР Изложение

Тургенев И.С. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Стихотворения в прозе. Авторские критерии нравственности в ст. «Близнецы», «Два богача», «Русский язык»

Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Тип урока

4

РР

1

1

4

3


Учебник

+

+

+

+



Эстетические и теоретико-литературные понятия

Литературный герой


Рассказ, пейзаж

Стихотворения в прозе

Поэма , трёхсложные размеры стиха, рифма, строфа

тетрадь

+

+

+

+

+


ТСО

+

+

+

+

+


Иллюстрации

+

+

+

+

+



Развитие речи

+

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать идейную направленность заключительной главы и повести в целом

Знать алгоритм работы над изложением

Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»

Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, их тематику, жанровое своеобразие

Знать историческую основу поэмы, её жанровые особенности,

Знать рождение замысла стихотворения, художественные приёмы изображения действительности

Результаты по способу работы

Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, вычленять структурные части, пересказывать

Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позиции, составлять план, объяснять роль пейзажа

Уметь определять специфические черты жанра, анализировать, формулировать основную мысль и тему, определять художественные приёмы, их роль

Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности, давать характеристику героям, объяснять позицию автора

Уметь анализировать поэтический текст, объяснять композицию , развитие сюжета, авторское отношение изображаемому

Домашнее задание

Домашнее сочинение

Стр.212-214

Вопрос 3-6, стр.223

Вопрос 4, стр.225

Стр.227-229

Стр.249-250














Толстой А.К.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Толстой Л.


Урок 32

Урок 33

Урок 34

Уроки 35

Урок 36

Тема урока

А.Толстой .Исторические баллады»Василий Шибанов», №Михайло Репнин». Правда и вымысел в балладах.

Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры

Обличение пороков общества в сказке « Дикий помещик»

Контрольная работа по сказкам Салтыкова-Щедрина

Л.Толстой «Детство»(главы).Сложность взаимоотношений детей и взрослых.


Тип урока

4

4

4

5

1


Учебник

+

+


+


Эстетические и теоретико-литературные понятия

Баллада

Сатира, гротеск, гипербола, аллегория, фантастика


Автобиографическое произведение, герой-повествователь

тетрадь

+

+

+

+


ТСО

+

+

+



Иллюстрации

+

+

+



Внеклассное чтение

+

+


+



Развитие речи

+

+

+

+


Результаты по содержанию

Знать жанровое своеобразие исторических былин

Знать содержание сказок, определение понятий «гротеск», «гипербола», «аллегория», «фантастика»,, понимать идейно-тематическое содержание сказок

Знать/понимать идейную проблематику, идейно-художественное содержание

Знать определения понятия «автобиографическое произведение», содержание повести

Результаты по способу работы

Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику, выделять художественные приёмы

Уметь анализировать текст с учётом специфики жанра, находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке

Уметь строить развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя


Домашнее задание

Стр.251-253, вопросы 3-4, стр.260

Стр. 261-262, вопрос 7, стр.274

Вопрос 2, стр.276

Стр.278-278

Вопросы 1-2, стр.287














Чехов А.П.


Бунин И.А.

Календарные сроки





Урок 37

Урок38

Урок 39

Урок 40

Урок 41

Тема урока

Чувства, поступки и духовный мир главного героя повести «Детство»

А.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия

Два лица России в рассказе «Злоумышленник»

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

РР

Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И.Бунина «Цифры»

Тип урока

4

3

4

РР

4


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Герой-повествователь

Сатира, юмор

Стихотворный размер, строфа, рифма, изобразительно-выразительные средства языка

Рассказ, сюжет

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+

Внеклассное чтение

+


+




Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать нравственную проблематику повести

Знать содержание рассказов, , понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета

Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы

Знать содержание рассказа, его проблематику

Результаты по способу работы

Уметь характеризовать героя, отражая особенности его характера, понимать особенности повествовательной манеры Толстого

Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев

Уметь анализировать поэтическое произведение

Уметь составлять план рассказа, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям

Домашнее задание

Вопрос 3, стр.294

Вопросы на стр.304-305

Вопросы на стр.309

Вопрос 2, стр316

Вопрос 1, стр.18










Литература 20 века Горький М

Календарные сроки




Урок 42

Урок 43

Урок 44

Урок 45

Тема урока

Нравственный смысл рассказа Бунина «Лапти»

Автобиографический характер повести М.Горького «Детство»

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

«Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Тип урока

3

4

4

4


Учебник


+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Литературный герой

Автобиографическое произведение

Тема, идея, портрет, легенда

тетрадь

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

Внеклассное чтение

+

+




Развитие речи

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать идейно-тематическую направленность, рассказа, определение понятия «деталь произведения»

Знать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев, специфические черты характера, присущие отдельным героям

Знать содержание легенды, её жанровое своеобразие

Результаты по способу работы

Уметь выделять смысловые части текста, оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя

Уметь делать художественный пересказ, , видеть авторскую позицию по отношению к героям, делать выводы о нравственном значении, смысле событий, давать характеристику литературному герою

Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок героя и его нравственный мотив

Домашнее задание

Стр.19-22, вопросы

Вопросы 2,3, стр. 83

Домашнее сочинение

Вопросы 2,3, стр. 87












Андреев Л.

Маяковский В.В.

Платонов А.

Календарные сроки





Урок 46

Урок 47

Урок 48

Урок 49

Урок50

Тема урока

Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Кусака»

В.Маковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

Два взгляда на мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»

Контрольная работа

А.Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению человека


Тип урока

4

4

4

4

4


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Рассказ, сюжет, герой

Лирический герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение


Рассказ, сюжет, герой


тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+

Внеклассное чтение

+

+


+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать содержание рассказа, его нравственную проблематику

Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира», «лирический герой», понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе,, понимать тонкости внутреннего мира лирического героя


Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание

Результаты по способу работы

Уметь сформулировать собственное отношение к героям, владеть различными видами пересказа

Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворений, видеть идейную позицию автора, определять главную мысль


Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

Домашнее задание

Стр.89-91, вопр.2-4, стр.99

Стр.100-105, в.2, стр.109

Вопр.1, стр.111


Стр.113-115,в.1,5, стр.123













Платонов А.

Пастернак Б.

Твардовский А

На дорогах войны

Абрамов Ф.

Календарные сроки






Урок 51

Урок52

Урок53

Урок 54

Урок 55

Тема урока

Вечные нравственные ценности в рассказе « В прекрасном и яростном мире» ВН.ЧТ.

Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака

Философские проблемы в лирике Твардовского А.. Пейзажная лирика

Час мужества


Абрамов Ф. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Тип урока

4

4

4

4 РР

1


Учебник


+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Тема, идея

Сравнение, метафора

Лирический герой

Публицистика, интервью

Литературные традиции

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации

+

+

+

+

+

Внеклассное чтение


+

+


+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, особенности языка писателя,

Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, особенности восприятия родной природы поэтами


Знать особенности поэтических текстов о войне

Знать сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции

Результаты по способу работы

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному

Уметь анализировать поэтическое произведение, чувствовать настроение автора, определять основные художественные средства, передавать настроение автора при чтении


Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности

Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы произведения

Домашнее задание

Вопр.1-3, стр.137

Стр.139-142, вопросы и задания

Стр.144-148, в.3, стр148

Стр.150-158

Стр.159-160, вопросы на стр.167













Носов Е.

Казаков Ю.

Зощенко М.

Лихачёв Д.

Календарные сроки






Урок 56

Урок57

Уроки 58

Урок 59

Урок 60

Тема урока

Нравственные проблемы рассказа Носова Е. «Кукла»

Е,Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе

Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда»

Д.Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи

Тип урока

1

4

1

3

4


Учебник

+

+


+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Тема, идея,

Мотив

Рассказ, тема, идея, сюжет

Юмор

Публицистика, мемуары

тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО


+




Иллюстрации


+




Внеклассное чтение


+

+




Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать содержание рассказов, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения

Знать план характеристики героев, понимать нравственную проблематику

Знать содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков герое в

Знать определение понятий «публицистика», «мемуары»

Результаты по способу работы

Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, определять тему, основную мысль, изобразительно-выразительные средства

Давать характеристику героям, оценивать их поступки

Уметь видеть смешное и грустное в рассказе, , передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения

Уметь рассуждать на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, оценивать отношение автора к прочитанному

Домашнее задание

Стр.169-170,в.2,4,стр.176

Вопросы и задания ,стр 179

Стр.180-182, в.1-3, стр.195

Стр.205—207, вопросы, стр.211

Вопросы и задания , стр.206














Зарубежная литература

Календарные сроки




Урок 61

Урок 62

Урок63

Урок 64

Урок 65

Тема урока

Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе

Песни на слова русских поэтов 20 века (Вертинский А., Гофф И., Окуджава Б) лирические размышления о жизни

Лирика Р. Гамзатова. Размышления поэта об истоках жизни

Р.Беннс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы в стихотворении

Тип урока

4

3

1

4

3


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Изобразительно-выразительные средства языка, стихотворный размер, рифма, строфа



тетрадь

+

+

+

+

+

ТСО

+

+

+

+

+

Иллюстрации


+

+

+

+

Внеклассное чтение

+



+

+


Развитие речи

+

+

+

+

+

Результаты по содержанию

Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, особенности восприятия родной природы русскими поэтами

Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта

Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, темы его творчества

Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл его творчества

Результаты по способу работы

Уметь анализировать поэтическое произведение, чувствовать настроение автора, определять основные художественные средства, выразительно читать стихотворение, передавать настроение автора при чтении

Уметь выразительно читать, объяснять способы достижения комического эффекта, роль рефрена

Уметь выразительно читать, анализировать, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства

Домашнее задание

Индивидуальные задания

Индивидуальные задания

Стр.227, вопросы

Стр.228-232

Стр.233-234,вопросы

















Календарные сроки







Урок 66

Урок 67

Урок 68

Урок 69

Урок 70

Тема урока

Японские хокку. Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве

О.Генри «Дары волхвов» преданность и жертвенность во имя любви

Р.Брэдбери»Каникулы».Мечта о чудесной победе добра

Контрольная работа

Анализ контрольной работы

Тип урока

4

3

1

5

5


Учебник

+

+

+

+

+

Эстетические и теоретико-литературные понятия

Хокку





тетрадь






ТСО






Иллюстрации






Внеклассное чтение







Развитие речи






Результаты по содержанию

Знать определение понятия «хокку», особенности жанра

Знать содержание рассказа, его нравственную проблематику

Знать содержание рассказа, понятие «фантастический рассказ»

Знать/понимать идейную проблематику изученных произведений, идейно-художественное содержание


Результаты по способу работы

Уметь передавать настроение автора при чтении, определять основную мысль

Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя

Уметь объяснять смысл названия рассказа, понимать внутреннее состояние героев, рол авторских ремарок и приёмов фантастики

Уметь строить развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях


Вид контроля






Домашнее задание

Стр.240,вопросы

Вопросы и задания , стр.242

Стр.249-262









Рабочая программа по литературе 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. Построена в соответствии с учебником "Литература: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (В двух частях) / В.Я.Коровина/ -М.:Просвещение,2013.

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планировани, календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 70 часов ( 2 часа в неделю).

Автор Казакова Татьяна Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 19232
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓