Пояснительная записка
Рабочая
программа по литературе предназначена для учащихся 7 класса муниципального
бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 206.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента стандарта общего
образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией
В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008 и рассчитана на 70 часов ( 2 часа в
неделю) Базовый компонент выделяет два концентра (5-9 классы, 10-11 классы).
Это соответствует ступени основной средней школы, как это предусматривается в
Законе РФ «Об образовании».
Главной идеей программы является изучение литературы
от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20
веков. В программе соблюдена системная направленность. Существует система
ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов. В содержании самой
литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести учащихся
к пониманию творчества отдельного поэта, писателя и литературного процесса в
целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Программа 7 класса включает в себя произведения
русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов
затронута одна из ведущих проблем ( в 7 классе – особенности труда писателя,
его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы).
Изучение литературы направлено на достижение следующих
целей:
воспитание духовно развитой
личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности исторического процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов
художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений
анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого
в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений разных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
Задачи
литературного образования:
·
сформировать
представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и
народа;
·
осознать
своеобразие и богатство литературы как искусства;
·
освоить
теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведения;
·
овладеть
знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
·
воспитать
культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
·
использовать
изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования
собственной устной и письменной речи.
Методические
цели учителя с учетом особенностей контингента учащихся:
· обеспечивать
взаимосвязь этапов усвоения программного материала: воспринять – осмыслить –
понять – применить – проверить результат;
· отработать
способы формирования мотивации к самостоятельной познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения;
· стимулировать
активность и интерес учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Обучение на уроках литературы осуществляется в
единстве с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим
воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Воспитательные
цели: развивать творческие способности
учащихся, формировать устойчивые мотивации к самообразованию и дальнейшему
изучению предмета.
Развивающие
цели: развивать логическое мышление учащихся,
умение анализировать, выделять главные мысли, делать выводы, излагать свою
точку зрения. Развивать навыки коммуникативного общения.
Функции
учителя: организатор учебной деятельности и
поисковой работы учащихся, консультант при выполнении самостоятельной
творческой работы.
Виды
контроля:
-
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица),
выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление
простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление
сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы,
сочинение синквейнов;
-
итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или
анализа эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющие начитанность учащегося, теретико-литературные знания.
Требования
к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся
должны знать:
-авторов
и содержание изученных произведений;
-основные
теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора,
предания, былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись
(развитие представления); роды литературы; эпос, повесть; литературный герой
(развитие понятия); понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь
(развитие понятия) портрет как средство характеристики; автобиографическое
художественное произведение; ода (начальные представления); баллада,
стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления); поэма
(развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления);
гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор
как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие
представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления);
литературные традиции.
Учащиеся
должны уметь:
-видеть
своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
-различать
особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения
авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
-видеть
индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
-объяснять
чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в
собственном жизненном опыте;
-видеть
обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами
представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену
интонаций в речи героев пьесы;
-передавать
динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов
героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
-видеть
в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий;
формулировать вопросы к произведению;
-аргументировать
оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от
отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в
пределах произведения;
-выделять
основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать
его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-сопоставлять
произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
-оценивать
игру актеров в пределах законченного эпизода;
-сравнивать
эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её точки зрения
выражения авторской позиции;
-стилистически
сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
-написать
басню, письмо или дневник литературного героя.
Используемый
учебно-методический комплект:
1. Программы по
литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин,
И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение,
2008
2.
Литература: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (В двух
частях)/В.Я.Коровина./- М.: Просвещение, 2010
3.
Коровина В.Я.»Читаем, думаем, спорим,,,»:Дидактические материалы по литературе:
7 класс.- М.: Просвещение, 2006
4.Фонохрестоматия:Электронное
учебное пособие на CD-ROM/Сост.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2010;
5Мещерякова
М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000;
6.
Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
7.Аникина
С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 7 кдасс – М.:ВАКО,
2002;
8.Турьянская
Б.И., Комиссарова , Холодкова Л.А. Литература в 7 классе:Урок за уроком.-М.:
Русское слово, 2003;
9.Демиденко
Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.5-9
классы.-М,:Дрофа, 2007
Тематическое
планирование уроков литературы в 7 классе
№
|
Тема
|
Часы
|
РР
|
Вн.чт
|
Контроль
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
|
|
2.
|
Устное
народное творчество
|
4
|
|
1
|
|
3.
|
Древнерусская
литература
|
3
|
|
|
|
4.
|
Литература
18 века
|
2
|
|
|
|
5.
|
Литература
19 века
Пушкин
А.С.
|
6
|
1
|
|
|
6.
|
Лермонтов
М.Ю.
|
3
|
|
|
1
|
7
|
Гоголь
Н.В.
|
4
|
1 (+дом.соч)
|
|
|
8.
|
Тургенев
И.С.
|
2
|
|
|
|
9.
|
Некрасов
Н.А.
|
2
|
|
|
|
10.
|
Толстой
А.К.
|
1
|
|
|
|
11.
|
Салтыков-Щедрин
М.Е.
|
2
|
|
|
1
|
12.
|
Толстой
Л.Н.
|
2
|
|
|
|
13.
|
Чехов
АП.
|
2
|
|
|
|
14.
|
Стихи о родной
природе
|
1
|
|
|
|
15.
|
Литература
20 века
Бунин
И.А.
|
2
|
|
|
|
16.
|
Горький
М.
|
3
|
(Дом.соч).
|
|
|
17
|
Андреев
Л.
|
1
|
|
|
|
18.
|
Маяковский
В.В.
|
2
|
|
|
1
|
19.
|
Пастернак
Б.
|
1
|
|
|
|
20
|
Платонов
А.
|
1
|
|
1
|
|
21.
|
Твардовский
А.
|
1
|
|
|
|
22
|
На
дорогах войны
|
1
|
|
|
|
23.
|
Абрамов
Ф.
|
1
|
|
|
|
24.
|
Носов Е.
|
2
|
|
|
|
25.
|
Казаков
Ю.
|
1
|
|
|
|
26.
|
Лихачёв
Д.
|
1
|
|
|
|
27
|
Зощенко
М.
|
1
|
|
|
|
28.
|
Стихи о
родной природе
|
1
|
|
|
|
29
|
Песни на
слова поэтов 20 века
|
1
|
|
|
|
30
|
Из
литературы народов Росси
|
1
|
|
|
|
31.
|
Из
зарубежной литературы
|
5
|
|
|
|
32.
|
Итоговая
работа
|
|
|
|
1
|
33.
|
Резерв
|
1
|
|
|
|
|
Итого
|
70
|
|
|
|
|
Введение
|
Устное
народное творчество
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
Урок 1
|
Урок 2
|
Урок 3
|
Урок 4
|
Урок 5
|
Тема урока
|
Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
|
Предания как
поэтическая автобиография народа
|
Былина «Вольга и
Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного
героя
|
Вн. Киевский
цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Черты характера главного героя
|
Новгородский
цикл былин.Былина «Садко» Своеобразие былины.
|
Тип урока
|
1
|
1
|
1
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
|
Предание
|
Былина ,
гипербола, мифологический эпос, героический эпос
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
|
+
|
|
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Понимать природу
художественного образа и своеобразие художественной действительности
|
Знать
определение понятия «предание»,
|
Знать
определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен
эпического характера
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного,
отличать литературу как искусство слова от других видов искусства
|
Уметь
пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания
|
Уметь составлять
характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и
его отличия от сказки, тему былины, рль гиперболы и постоянных эпитетов,
выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования
|
Домашнее
задание
|
Стр.3-5,
вопросы и задания
|
Стр.7-10,
вопросы и задания
|
Стр.11-17,
вопросы и задания на стр.23
|
Составить
план былины
|
вопросы и
задания на стр.35
|
|
УНТ
|
Древнерусская
литература
|
Из
литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок 6
|
Урок 7
|
Урок 8
|
Урок 9
|
Урок 10
|
|
Тема урока
|
Пословицы и
поговорки. Особенности смысла и языка пословиц
|
«Повесть временных
лет». Формирование традиции уважительного отношения к книгам
|
«Поучение
Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси
|
«Повесть
о Петре и Февронии Муромских» Высокий моральный облик главной героини.
|
Ломоносов «Ода
на день восшествия.на всероссийский престол ея Величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»Мысли о родине, русской науке,,
призыв к миру
|
Тип урока
|
3
|
1
|
1
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Пословицы,
поговорки
|
Летопись,
поучение, повесть
|
Ода
|
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Внеклассное чтение
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Результаты по содержанию
|
Знать
определение понятий «пословица», «поговорка», понимать жанровые особенности
пословиц
и поговорок
|
Знать
определение понятий «древнерусская литература», «летопись», характерные черты
древнерусской литературы
|
Знать
особенности поучения как жанра литературы, понимать смысл поучений Мономаха
|
Знать
содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои
|
Знать
факты жизни и литературной деятельности поэта, его роль в развитии русской
литературы, «теорию трёх штилей» , определение понятия оды
|
|
Результаты по способу работы
|
Уметь определять
прямой и переносный смысл, включать их в повседневную речь
|
Уметь отличать
летописные сказания от произведений УНТ
|
Уметь определять
, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе
|
Уметь
воспринимать и анализировать древнерусский текст
|
Уметь
выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности
жанра оды
|
|
Домашнее задание
|
Стр.42-43,
вопросы и задания на стр.44,49
|
Стр.50-52,
вопросы и задания
|
вопросы и
задания,стр.54
|
вопросы и
задания, стр.63
|
Стр.64-66
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
века
|
Литература
19 века Пушкин А.С.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
Урок 11
|
Урок 12
|
Урок 13
|
Урок 14
|
Урок15
|
Тема урока
|
Философские
размышления о смысле жизни свободе творчества в стихотворениях Державина
«Признание», «На птичку»,
|
Пушкин
«Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы. Пётр 1 и Карл 12.
|
«Медный всадник»
(отрывок). Прославление деяний Петра 1
|
«Песнь о вещем
Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы
|
«Борис
Годунов»:сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена
|
Тип урока
|
4
|
1
|
4
|
3
|
1
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Ода
|
Баллада
|
Поэма
|
Песнь ,
композиция
|
Драматическое
произведение
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать факты жизни
и литературной деятельности поэта, понимать философский и иносказательный
смысл стихотворений
|
Знать
историческую основу
|
Знать, в чём
заключается роль вступления к поэме
|
Знать
историческую основу песни, определение понятия баллады, особенности
содержания, формы и композиции
|
Знать
историческую основу произведения
|
Результаты по способу работы
|
Уметь определять
идею стихотворения, объяснять новаторство Державина в поэзии
|
Уметь
выразительно читать,
|
Уметь
анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции, давать
сравнительную характеристику героев
|
Уметь
воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную
характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить
средства художественной выразительности и определять их роль
|
Уметь
воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику героев,
|
Домашнее
задание
|
Стр.68-71,
вопросы и задания
|
Стр.72-75,
наизусть отрывок
|
вопросы и
задания, 79-80
|
Стр.80-87
|
Стр.87-97
|
|
|
Лермонтов М.Ю.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
|
Урок 16
|
Урок 17
|
Урок 18
|
Урок 19
|
Урок 20
|
Тема урока
|
«Станционный
смотритель»- повесть о маленьком человеке. Гуманизм повести
|
Дуня и Минский
|
РР сочинение по
повести Пушкина «Станционный смотритель»
|
Лермонтов.
Своеобразие пейзажа в ст. «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива».
Проблема гармонии человека и природы.
|
«Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца купце
Калашникова»-поэма об историческом прошлом России
|
Тип урока
|
1
|
4
|
РР
|
4
|
1
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Повесть ,
рассказчик, маленький человек в литературе
|
|
Анафора,
эпитет, инверсия, параллелизм
|
Фольклоризм
литературы
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
|
|
|
+
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
содержание повести, определение понятия «образ маленького человека» в
литературе, понимать идейный смысл, тему, роль автора и рассказчика, причину
трагедии Вырина
|
Знать содержание
прочитанного произведения, понимать нравственную проблематику
|
Понимать
структуру изучаемых стихотворений, тему, состояние лирического героя,
своеобразие пейзажа
|
Знать историю
создания «Песни…», содержание, особенности сюжета, его историческую основу
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
объяснять способы выражения авторской позиции, уметь анализировать
художественный текст
|
Уметь составлять
план, формулировать идею, редактировать написанное
|
Уметь
воспринимать и анализировать поэтический текст
|
Уметь находить исторические детали, объяснять
их художественную роль,
анализировать текст
|
Домашнее
задание
|
Вопросы 1-3, стр.112
|
Вопросы 4-6, стр.113
|
|
Стр.114-118
|
Вопросы 3,4, стр.135
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гоголь
Н.В.
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
Урок 21
|
Урок 22
|
Урок 23
|
Урок 24
|
Урок 25
|
Тема урока
|
Нравственный
поединок героев
|
Контрольная
работа по поэме Лермонтова «Песня о купце…»
|
Гоголь «Тарас
Бульба». Историческая и фольклорная основа повести
|
Тарас Бульба и
его сыновья
|
Запорожская
Сечь, её нравы и обычаи
|
Тип урока
|
4
|
3
|
1
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Поэма,
сюжет, герой
|
|
Историческая и
фольклорная основа произведения, эпос
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать нравственную
проблематику, понимать основной конфликт
|
Знать/понимать
идейную проблематику, идейно-художественное содержание
|
Знать
содержание,, место повести в творчестве писателя, понимать роль исторического
фона в повествовании, понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына,
отношение автора к героям,
|
Результаты по способу работы
|
Уметь составлять
характеристику героя, сравнивать главных героев; отношение автора к
изображаемому, оценку морали и поведения героев
|
Уметь строить
развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях
|
Уметь отбирать
материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки
|
Домашнее задание
|
Вопрос 5,
стр.138 (письм)
|
Стр.141-144
|
Вопрос 2,
стр.210
|
Вопрос 3,
стр.210
|
Вопрос 4, стр.210
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тургенев И.С.
|
Некрасов Н.А.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
Урок 26
|
Уроки 27
|
Урок28
|
Урок29
|
Урок 30
|
Урок
31
|
Тема урока
|
Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю
|
РР Изложение
|
Тургенев И.С.
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
|
Стихотворения в
прозе. Авторские критерии нравственности в ст. «Близнецы», «Два богача»,
«Русский язык»
|
Некрасов. Поэма
«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
|
«Размышления у
парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
|
Тип урока
|
4
|
РР
|
1
|
1
|
4
|
3
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Литературный
герой
|
|
Рассказ, пейзаж
|
Стихотворения в
прозе
|
Поэма ,
трёхсложные размеры стиха, рифма, строфа
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Результаты по содержанию
|
Знать идейную
направленность заключительной главы и повести в целом
|
Знать алгоритм
работы над изложением
|
Знать историю
появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»
|
Знать
определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, их
тематику, жанровое своеобразие
|
Знать
историческую основу поэмы, её жанровые особенности,
Знать рождение
замысла стихотворения, художественные приёмы изображения действительности
|
Результаты по способу работы
|
Уметь отбирать
материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки,
делать выводы, проводить наблюдения над языком
|
Уметь адекватно
воспринимать текст на слух, вычленять структурные части, пересказывать
|
Уметь определять
основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позиции,
составлять план, объяснять роль пейзажа
|
Уметь определять
специфические черты жанра, анализировать, формулировать основную мысль и
тему, определять художественные приёмы, их роль
|
Уметь определять
тему и идею поэмы, жанровые особенности, давать характеристику героям,
объяснять позицию автора
|
Уметь
анализировать поэтический текст, объяснять композицию , развитие сюжета,
авторское отношение изображаемому
|
Домашнее
задание
|
Домашнее сочинение
|
Стр.212-214
|
Вопрос 3-6,
стр.223
|
Вопрос 4,
стр.225
|
Стр.227-229
|
Стр.249-250
|
|
|
|
|
|
Толстой
А.К.
|
Салтыков-Щедрин
М.Е.
|
Толстой
Л.
|
|
Урок 32
|
Урок 33
|
Урок 34
|
Уроки
35
|
Урок
36
|
Тема урока
|
А.Толстой
.Исторические баллады»Василий Шибанов», №Михайло Репнин». Правда и вымысел в
балладах.
|
Салтыков-Щедрин
М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила
сатиры
|
Обличение
пороков общества в сказке « Дикий помещик»
|
Контрольная
работа по сказкам Салтыкова-Щедрина
|
Л.Толстой
«Детство»(главы).Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
|
Тип урока
|
4
|
4
|
4
|
5
|
1
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Баллада
|
Сатира, гротеск,
гипербола, аллегория, фантастика
|
|
Автобиографическое
произведение, герой-повествователь
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Внеклассное чтение
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Результаты по содержанию
|
Знать жанровое
своеобразие исторических былин
|
Знать содержание
сказок, определение понятий «гротеск», «гипербола», «аллегория»,
«фантастика»,, понимать идейно-тематическое содержание сказок
|
Знать/понимать
идейную проблематику, идейно-художественное содержание
|
Знать
определения понятия «автобиографическое произведение», содержание повести
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику,
выделять художественные приёмы
|
Уметь
анализировать текст с учётом специфики жанра, находить в сказке черты
сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к
героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке
|
Уметь
строить развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых
заданиях
|
Уметь
анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя
|
Домашнее
задание
|
Стр.251-253, вопросы 3-4, стр.260
|
Стр.
261-262, вопрос 7, стр.274
|
Вопрос 2,
стр.276
|
Стр.278-278
|
Вопросы 1-2, стр.287
|
|
|
Чехов
А.П.
|
|
Бунин
И.А.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
Урок 37
|
Урок38
|
Урок 39
|
Урок 40
|
Урок 41
|
Тема урока
|
Чувства,
поступки и духовный мир главного героя повести «Детство»
|
А.Чехов
«Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия
|
Два лица России
в рассказе «Злоумышленник»
|
Стихи русских
поэтов 19 века о родной природе
РР
|
Сложность
взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И.Бунина «Цифры»
|
Тип урока
|
4
|
3
|
4
|
РР
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Герой-повествователь
|
Сатира, юмор
|
Стихотворный
размер, строфа, рифма, изобразительно-выразительные средства языка
|
Рассказ, сюжет
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
|
+
|
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
нравственную проблематику повести
|
Знать
содержание рассказов, , понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета
|
Знать план
анализа лирического произведения, основные поэтические тропы
|
Знать содержание
рассказа, его проблематику
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
характеризовать героя, отражая особенности его характера, понимать
особенности повествовательной манеры Толстого
|
Уметь оценивать
действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в
раскрытии характеров героев
|
Уметь
анализировать поэтическое произведение
|
Уметь
составлять план рассказа, определять отношение рассказчика к героям и
описываемым событиям
|
Домашнее задание
|
Вопрос 3,
стр.294
|
Вопросы на
стр.304-305
|
Вопросы на
стр.309
|
Вопрос 2, стр316
|
Вопрос 1, стр.18
|
|
Литература
20 века Горький М
|
Календарные сроки
|
|
|
|
Урок 42
|
Урок 43
|
Урок 44
|
Урок 45
|
Тема урока
|
Нравственный
смысл рассказа Бунина «Лапти»
|
Автобиографический
характер повести М.Горького «Детство»
|
«Яркое,
здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев
|
«Легенда о
Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер
легенды
|
Тип урока
|
3
|
4
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Литературный
герой
|
Автобиографическое
произведение
|
Тема, идея,
портрет, легенда
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
+
|
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
идейно-тематическую направленность, рассказа, определение понятия «деталь
произведения»
|
Знать
автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев,
специфические черты характера, присущие отдельным героям
|
Знать содержание
легенды, её жанровое своеобразие
|
Результаты по способу работы
|
Уметь выделять
смысловые части текста, оценивать роль художественной детали как средства
раскрытия характера героя
|
Уметь делать
художественный пересказ, , видеть авторскую позицию по отношению к героям,
делать выводы о нравственном значении, смысле событий, давать характеристику
литературному герою
|
Уметь оценивать
художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок героя и его
нравственный мотив
|
Домашнее задание
|
Стр.19-22,
вопросы
|
Вопросы 2,3,
стр. 83
|
Домашнее
сочинение
|
Вопросы 2,3,
стр. 87
|
|
Андреев Л.
|
Маяковский В.В.
|
Платонов А.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
Урок 46
|
Урок 47
|
Урок 48
|
Урок 49
|
Урок50
|
Тема урока
|
Нравственные
проблемы рассказа Л.Андреева «Кусака»
|
В.Маковский
«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль
поэзии в жизни человека и общества
|
Два взгляда на
мир в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»
|
Контрольная
работа
|
А.Платонов
«Юшка». Призыв к состраданию и уважению человека
|
Тип урока
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Рассказ, сюжет,
герой
|
Лирический
герой, ритм, рифма, тоническое стихосложение
|
|
Рассказ, сюжет,
герой
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
содержание рассказа, его нравственную проблематику
|
Знать
факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы
стихотворения, определение понятия «сатира», «лирический герой», понимать
роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе,, понимать
тонкости внутреннего мира лирического героя
|
|
Знать сюжет
рассказа, его идейно-тематическое содержание
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
сформулировать собственное отношение к героям, владеть различными видами пересказа
|
Уметь
выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного
текста, определять художественное своеобразие стихотворений, видеть идейную
позицию автора, определять главную мысль
|
|
Уметь
анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев
|
Домашнее задание
|
Стр.89-91,
вопр.2-4, стр.99
|
Стр.100-105,
в.2, стр.109
|
Вопр.1, стр.111
|
|
Стр.113-115,в.1,5,
стр.123
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Платонов А.
|
Пастернак Б.
|
Твардовский А
|
На дорогах войны
|
Абрамов Ф.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
|
Урок 51
|
Урок52
|
Урок53
|
Урок 54
|
Урок 55
|
Тема урока
|
Вечные
нравственные ценности в рассказе « В прекрасном и яростном мире» ВН.ЧТ.
|
Пастернак
«Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим
зрением Пастернака
|
Философские
проблемы в лирике Твардовского А.. Пейзажная лирика
|
Час
мужества
|
Абрамов
Ф. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы
рассказа
|
Тип урока
|
4
|
4
|
4
|
4 РР
|
1
|
|
Учебник
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Тема, идея
|
Сравнение,
метафора
|
Лирический герой
|
Публицистика,
интервью
|
Литературные
традиции
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, особенности языка
писателя,
|
Знать план
анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, особенности
восприятия родной природы поэтами
|
Знать особенности
поэтических текстов о войне
|
Знать
сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание, роль сказочных элементов,
понятие литературной традиции
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к
прочитанному
|
Уметь
анализировать поэтическое произведение, чувствовать настроение автора,
определять основные художественные средства, передавать настроение автора при
чтении
|
Уметь
выразительно читать стихотворения патриотической направленности
|
Уметь
анализировать небольшое эпическое произведение, определять особенности жанра,
композиции, темы произведения
|
Домашнее
задание
|
Вопр.1-3,
стр.137
|
Стр.139-142,
вопросы и задания
|
Стр.144-148,
в.3, стр148
|
Стр.150-158
|
Стр.159-160,
вопросы на стр.167
|
|
Носов
Е.
|
Казаков Ю.
|
Зощенко М.
|
Лихачёв Д.
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
|
Урок 56
|
Урок57
|
Уроки 58
|
Урок 59
|
Урок 60
|
Тема урока
|
Нравственные
проблемы рассказа Носова Е. «Кукла»
|
Е,Носов «Живое
пламя». Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе
|
Ю.Казаков «Тихое
утро». Герои рассказа и их поступки
|
Смешное
и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда»
|
Д.Лихачёв «Земля
родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи
|
Тип урока
|
1
|
4
|
1
|
3
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Тема,
идея,
|
Мотив
|
Рассказ, тема,
идея, сюжет
|
Юмор
|
Публицистика,
мемуары
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
|
+
|
|
|
|
Иллюстрации
|
|
+
|
|
|
|
Внеклассное чтение
|
|
+
|
+
|
|
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать
содержание рассказов, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического
произведения
|
Знать план
характеристики героев, понимать нравственную проблематику
|
Знать содержание
рассказа, авторскую позицию в оценке поступков герое в
|
Знать
определение понятий «публицистика», «мемуары»
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
анализировать небольшое эпическое произведение, определять тему, основную
мысль, изобразительно-выразительные средства
|
Давать
характеристику героям, оценивать их поступки
|
Уметь видеть
смешное и грустное в рассказе, , передавать содержание в соответствии с
речевыми особенностями произведения
|
Уметь рассуждать
на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений,
оценивать отношение автора к прочитанному
|
Домашнее задание
|
Стр.169-170,в.2,4,стр.176
|
Вопросы и
задания ,стр 179
|
Стр.180-182,
в.1-3, стр.195
|
Стр.205—207,
вопросы, стр.211
|
Вопросы и
задания , стр.206
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарубежная
литература
|
Календарные сроки
|
|
|
|
Урок 61
|
Урок 62
|
Урок63
|
Урок 64
|
Урок 65
|
Тема урока
|
Стихотворения
русских поэтов 20 века о Родине, родной природе
|
Песни на слова
русских поэтов 20 века (Вертинский А., Гофф И., Окуджава Б) лирические
размышления о жизни
|
Лирика Р.
Гамзатова. Размышления поэта об истоках жизни
|
Р.Беннс «Честная
бедность». Представления поэта о справедливости и честности
|
Байрон «Ты
кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы в стихотворении
|
Тип урока
|
4
|
3
|
1
|
4
|
3
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Изобразительно-выразительные
средства языка, стихотворный размер, рифма, строфа
|
|
|
тетрадь
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Иллюстрации
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Внеклассное чтение
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
Развитие речи
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать план
анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, особенности
восприятия родной природы русскими поэтами
|
Понимать
особенности художественной образности дагестанского поэта
|
Знать автора,
факты его жизненного и творческого пути, темы его творчества
|
Знать автора,
факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл его творчества
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
анализировать поэтическое произведение, чувствовать настроение автора,
определять основные художественные средства, выразительно читать
стихотворение, передавать настроение автора при чтении
|
Уметь
выразительно читать, объяснять способы достижения комического эффекта, роль
рефрена
|
Уметь
выразительно читать, анализировать, видеть особенности поэтических интонаций,
определять художественные средства
|
Домашнее задание
|
Индивидуальные
задания
|
Индивидуальные
задания
|
Стр.227, вопросы
|
Стр.228-232
|
Стр.233-234,вопросы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
|
|
Урок 66
|
Урок 67
|
Урок 68
|
Урок 69
|
Урок 70
|
Тема урока
|
Японские хокку.
Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве
|
О.Генри
«Дары волхвов» преданность и жертвенность во имя любви
|
Р.Брэдбери»Каникулы».Мечта
о чудесной победе добра
|
Контрольная
работа
|
Анализ
контрольной работы
|
Тип урока
|
4
|
3
|
1
|
5
|
5
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Эстетические и теоретико-литературные
понятия
|
Хокку
|
|
|
|
|
тетрадь
|
|
|
|
|
|
ТСО
|
|
|
|
|
|
Иллюстрации
|
|
|
|
|
|
Внеклассное чтение
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речи
|
|
|
|
|
|
Результаты по содержанию
|
Знать
определение понятия «хокку», особенности жанра
|
Знать содержание
рассказа, его нравственную проблематику
|
Знать содержание
рассказа, понятие «фантастический рассказ»
|
Знать/понимать
идейную проблематику изученных произведений, идейно-художественное содержание
|
|
Результаты по способу работы
|
Уметь
передавать настроение автора при чтении, определять основную мысль
|
Уметь видеть
гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя
|
Уметь объяснять
смысл названия рассказа, понимать внутреннее состояние героев, рол авторских
ремарок и приёмов фантастики
|
Уметь строить
развернутые высказывания, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях
|
|
Вид контроля
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание
|
Стр.240,вопросы
|
Вопросы и
задания , стр.242
|
Стр.249-262
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.