Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Администрация Каменского района Алтайского края

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол №___

от «___» августа 201___года


«Утверждено»

Директор школы

__________________С.В.Старикова

Приказ №______ от _____________





Рабочая программа

по литературе 7 класс, базовый уровень.

на 2014 - 2015 учебный год.

Срок реализации программы 1 год.

Разработана на основе авторской программы

по литературе для общеобразовательных учреждений

под редакцией В.Я. Коровиной – 2007.






Составитель В.А.Листопадский

учитель русского языка и литературы













С.Аллак 2014




Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

УМК

1

Программы общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2007

2

«Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 11-е изд. –М.: Просвещение, 2010»

3

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Изд.: «Просвещение», 2010


Выбор УМК обоснован тем, что данный учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год.

Программой и Учебным планом предусмотрено на изучение курса 68 часов ( 2 часа в неделю ).

Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа призвана обеспечить: 

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; 
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; 
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся; 
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; 
воспитание речевой культуры учащихся. 
Что соответствует Программе развития школы «Школы русской культуры».
Задача курса литературы 7 класса: 

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе; 
совершенствовать навыки выразительного чтения; 
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; 
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; 
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике. 
В программу включен региональный компонент, представленный произведениями писателей и поэтов. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах познакомить учащихся с лучшими произведениями литературы. 
Цели курса: 

воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей; 
формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций русского народа; 
помочь учащимся войти в мир национальной культуры; 
приобщить учащихся к духовным ценностям народов РФ через литературу края; 
пробудить уважение к малой Родине. 
Цели изучения учебного предмета: 

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности; 
- воспитать духовно развитую личность; 
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; 
- понимать авторские позиции; 
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; 
- развивать устную и письменную речь учащихся; 
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; 
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание; 
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний. 
Задачи обучения: 

формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы; 
• обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы; 

• развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся. 
Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 
2. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 
3. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 
4. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 
5. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. 
Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Содержание курса

I. Введение. (1ч.)

Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника. 
II. Устное народное творчество. (4ч.)

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличиепословиц от поговорок. 

III. Древнерусская литература. (3ч.) 

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение. 

IV. Русская литература ХVIII века. (2ч.) 

Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение. 
V Русская литература Х1Х века. (30ч.) 

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип. 
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. 
VI Русская литература ХХ века. (22ч.) 

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. 
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. 
VII Зарубежная литература (6ч.) 

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. 
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. 

Теория литературы
Роды литературы

  1. Художественные системы в литературе

  2. Классицизм. Сентиментализм

  3. Романтизм. Модернизм

  4. Реализм как литературное направление

  5. Темы и мотивы в литературе

  6. Жанры лирики

  7. Жанры лирики

  8. Рифма

  9. Принципы ритмической организации стихотворений

  10. Строфа

  11. Виды строф в лирике

  12. Виды строф в лирике

  13. Твёрдые стихотворные рифмы

  14. Стихосложение

  15. Лирический герой

  16. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы


Основные методы, используемые на уроках.

В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений, определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание более простых видов творческих работ, таких как: отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, меньше проблемных вопросов включается в содержание урока. Самостоятельность учащихся на уроке меньшая, чем на уроках в классах гуманитарной направленности. Проектные технологии мало используются, но используются игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: 

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; 
- выразительное чтение художественного текста; 
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); 
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; 
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; 
- анализ и интерпретация произведения; 
- составление планов и написание отзывов о произведениях; 
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; 
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. 

ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования. 


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень) 

должны знать:

- текст художественного произведения;
- событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;
- особенности композиции изученного произведения;
- основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Уметь: 
• воспринимать и анализировать художественный текст; 
• выделять смысловые части художественного текста; 
• определять род и жанр литературного произведения; 
• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; 
• выражать свое отношение к прочитанному; 
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; 
• владеть различными видами пересказа; 
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; 
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; 
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; 
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). 
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей; 
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

^ Отметка “5” ставится за сочинение: 

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

^ Отметка “4” ставится за сочинение: 

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: 

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2”  ставится за сочинение, которое,

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
 Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
^ Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
 Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 50 – 77 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников. 
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. 

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок. 
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. 
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. 
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. 





























Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Элементы содержание образования

Требования к уровню подготовки

Виды контроля

Материально-техничес

кое обеспечение

Сроки проведения

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса

Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим...»




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

2

Предания как поэтическая автобиография народа

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Знать: определение понятия «предание»;

понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания

Сформулировать самим вопросы по текстам преданий

АРМ фонохрестоматия



3

Былины. «Вольга и Микула Селяни-нович».

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Мику-ла Селянинович -эпический герой. Сказка и былина

Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои»

АРМ презентация



4

Вн.чт

Киевский цикл былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник


Новгородский цикл былин. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы

.

Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины.

АРМ фонохрестоматия



5

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира; понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок;

уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь

Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»




ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)

6

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Знать: особенности поучения как жанра литературы; понимать: смысл поучения Владимира Мономаха; уметь: выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»




7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь:воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций

Составить план пересказа повести

АРМ фонохрестоматия



8

Рр.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество» ; «Древнерусская литература»

Сочинение на одну из тем

1. Какое вопло щение нашла
народная мудрость в произве
дениях устного народного твор
чества? 2. Что воспевает
народ в героическом эпосе?

3. Приемлемы ли для современного читателя нрав
ственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской
литературы для современного
читателя?

Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений

Сочинение (тема - на выбор)




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

9

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы,«теорию трех штилей», определение поня тия оды;

понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)

Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



10

Г.Р.Державин -поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремле-ньи...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Держа' вина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

АРМ портрет презентация



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (23 часа)

11

А.С.ПУШКИН и русская история. Слово о поэте. Поэма «Полтава».

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских писателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Работа со статьей

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



12

«Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме.

Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-вырази тельные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Чтение наизусть

Работа с текстом

Сравнительная характеристика героев

АРМ фонохрестоматия



13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни...», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому

Ответить на вопросы: что общего и чем отличаются друг от друга летопись и баллада? Найти в «Песне...» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Какова главная мысль этого произведения? Почему Пушкин обращается к далекой старине?

АРМ фонохрестоматия



14

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Тема

«маленького человека». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Знать:теоретико-литературные понятия драма, диалог, ремарка; историю создания, сюжет и содержание драмы «Борис Годунов». Понимать: значение драмы для русской культуры; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать текст; пересказывать сюжет драмы; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов; сопоставлять разные варианты одного текста; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Беседа

Словарная работа

Чтение по ролям




15

А.С. Пушкин.

«Станционный смотри тель» -повесть о «маленьком» человеке

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений)

Знать: содержание повести, определение понятий «образ

маленького человека» в русской литературе; понимать: ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя

Составить композиционный план повести: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Ответить на вопросы: какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»? Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?




16

Дуня и Минский. Анализ эпизода

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести.

Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы

Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство,

на котором строятся отношения между людьми в обществе);

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца»,«внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести

Ответить на вопросы: что же движет

пушкинскую повесть; в чем ее тайна; что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю?




17

М.Ю. Лермонтов.

Душа и лира поэта

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется

Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения,

состояние лирического героя,своеобразие лермонтовского пейзажа; уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст

Составить цветовую гамму стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», ответить на вопрос: почему в этом стихотво рении, говоря о гармонии мира природы и чело века, Лермонтов рисует столь многоцветную картину? Прочитать статью «Читатели Лермонтова о своих впечатле ниях» и ответить на вопрос: помогают ли стихотворения поэта понять признания Д.С.Мережко вского и И.А.Бунина?

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа

18

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об истории ческом прошлом России

Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы

Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни,за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

АРМ фонохрестоматия



19

Нравствен ный поединок героев поэмы

Смысл столкновения Калашникова с Кирибее-вичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»; понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев; уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчеркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича. Ответить на вопросы: исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен в поэме кулачным бой? Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич? Почему бросает ему вызов купец Калашников? Отметить эпические способы изображения Калашникова




20

Рр. Подготовка к написанию сочинения по «Песне...»

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кириеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами

Написание сочинения




21

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историчес кая и фольклорная основа повести

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести

Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; понимать: роль исторического фона в повествовании;

уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное

Викторина на знание творчества Н.В. Гоголя и первичное восприятие повести. Составить план учебной статьи

АРМ портрет презентация



22

Тарас Бульба и его сыновья

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев

Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»; понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа; уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы). Составление сравнительной таблицы. Составить цитатный план к теме «Образ матери в первой главе повести»




23


Рр.

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

Знать: содержание прочитанного произведения; понимать: нравственную проблематику повести; уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов(монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер)


Самостоятельная работа над сочинением




24

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя,

историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;

уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображенному в рассказе?» Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

АРМ портрет презентация



25

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека

Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе;

уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль

Написать сочинение-рассуждение: «Почему характер языка -«свидетельство судьбы народа?»




26

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность

долгу. Развитие понятия о поэме

Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;

уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы:чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Н.А. Некрасова? В чем сила княгийи и почему ее не смог переубедить генерал?

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



27

Вн.чт. H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими

Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители»

АРМ фонохрестоматия



28

Вн.чт. А.К. Толстой.

Исторические

баллады

«Василий

Шибанов» и

«Михайло

Репнин»

Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания

Знать/понимать:

факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад,эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения



Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте? Ответить на вопросы: почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?»

АРМ презентация



29

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Страшная сила сатиры

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные

пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил», определение

теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика); уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы:какие пороки общества обличает Салтыков-

Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Почему Салтыков-Щедрин называл свою манеру писать «эзоповым языком»? Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.А. Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке?

АРМ портрет презентация



30

Рр. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества

Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

Знать: содержание сказки «Дикий помещик»;

понимать: идейно-тематическое содержание сказки; уметь: находить в сказке черты сатирического произве-

дения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке

Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки «Дикий помещик», что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?




31

Урок контроля.

Литературный ринг по изученным во II четверти произведениям

Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Знать/понимать:

проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений;

уметь: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос по изученному произведению с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

Развернутый ответ на вопрос, тест




32

Л.Н. Толстой «Детство» (главы).

Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер

Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение»,

Выборочный пересказ, комментирование

АРМ портрет презентация



произведения. Значение эпохи

детства в жизни героев Толстого и самого писателя

понимать, почему для Толстого так

важна была Ясная Поляна;

уметь:анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя,передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье






33

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия)

Знать: нравственную проблематику повести;

уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении)

Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя-повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Ир-теньева?




Русская литература 20 века (26 часов)

34

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры».

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании

Знать/понимать:

сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям,сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами

Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и А.Бунина (Николенька «Детство» -Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, ее причин с параллельным составлением

таблицы (развитие ссоры)

АРМ портрет презентация



35

И.А. Бунин

«Лапти».

Нравственный смысл

рассказа

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика

Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев,строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы -средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя

Написать продолжение рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?




36

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведе ния.

Слово о писателе. «Хамелеон» -рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Развитие понятий о юморе и сатире

Знать:оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев

Тест по рассказу «Хамелеон». Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумеова,толпы)?

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



37

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

38


Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе

Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл; понимать: идейно-тематическую направленность произведения; уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа

Объяснить смысл слов И. Бунина: «Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П. Чехова)




39

Вн.чт

Смех и слезы . в «маленьких рассказах» А.П. Чехова

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

Знать/понимать:

содержание рассказов, позицию автора; уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова

Характеристика одного из героев рассказов А.П. Чехова. Ответить на вопросы:современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатири ческим, какие – к юмористическим? Свой ответ обосновать




40

Стихи русских поэтов XIX о родной природе

Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь:анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка

Выразительное чтение стихотворений.

Ответить на вопросы:почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стихотворение А. К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

АРМ портреты фонохрестоматия



41

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Знать/понимать:

автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев; уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оцени вать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», -писал Горький во второй главе. О чем же рассказы вает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме деда Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Л.Н. Толстым в повес ти «Детство»?

АРМ портрет презентация



42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев

Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом

Ответить на вопросы:в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это - «слава богу, что мы пока живы»? В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?




43

Рр.

Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство»

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»




44

Вн.чт «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола)

Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация)

«Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы:в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Просле дить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступив-, ших на свободную землю




45

В.В. Маяковский

«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».


Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов Роль поэзии в жизни человека и общества

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта

Тест на знание содержания стихотворения «Необычное приключение». Составить таблицу «Лексический анализ стихотворения» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы:чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию?

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



46

Вн.чт. В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому

Знать: понятие о лирическом герое; понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В. Маяковского, потому что...»




47

Л.Н. Андреев

«Кусака».

Нравствен ные

проблемы

рассказа

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Знать:сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения; уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа

Составление цитатного плана произведения

АРМ портрет презентация



48

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке? Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

АРМ портрет презентация



49

Вн.чт

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова

Знать:содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир людей и мир природы в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова?




50

Рр.

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова

Знать: содержание прочитанных произведений; уметь: определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения

Письменная

работа

(сочинение)




51

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме...». «Июль»

Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной поэтическим зрением Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов (олицетворения, сравнения, метафоры, перифразы, звукопись, Единение с природой в творчестве Б.Л. Пастернака. Словесное рисование

Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях. Уметь: выразительно читать стихотво рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи -

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания

АРМ портрет презентация

фонохрестоматия



52 кр

Контрольная работа (анализ эпизода или стихотворения)


Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому; пафос произведений. Уметь: пересказывать сюжеты, отдельные эпизоды прочитанных произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки

Контрольная работа




53

Вн.чт.

Час мужества, (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др.

Знать: особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью; уметь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности

Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне (конкурс чтецов «Стихи о войне»)

фонохрестоматия



54

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

Понятие о литературной традиции

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции; уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа




55

Е.И. Носов

«Кукла».

Нравственные

проблемы

рассказа

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы

в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план ана-

лиза эпического произведения; уметь:анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя как стихотворение перекликается с рассказом?

Русский язык: словарная работа (внапашку, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, язь и др.)

Тест по рассказам Е.И. Носова «Кукла». Ответить на вопросы:как можно объ-

яснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным?




56

Вн.чт

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе

Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать: нравственную проблематику рассказа; уметь: давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

Составить: цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу «Тихое утро» (по выбору)




57

Вн.чт

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

Общее и индивидуальное в вос-

приятии природы русскими поэтами

Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать

настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении

Выразительное чтение стихотворений наизусть

АРМ фонохрестоматия



58

А.Т. Твардовский.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Знать:сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литера турные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения



Написать короткий рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения «Снега темнеют синие...», или написать сочинение-миниатюру «Русский пейзаж глазами А. Твардовского» с ис пользованием лексики А.Т. Твардовского и ассоциативной лексики

АРМ портрет фонохрестоматия



59

Вн.чт Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы

Знать: автора, биографические сведения о нем,определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать»




60

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький)

Знать/понимать:

автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев; уметь:видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ

Отзыв на рассказ




61

Песни на стихи русских поэтов XX века

Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджаве, А.Н. Вертинском. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге», А.Н. Вертинского «Доченьки». Изобразительно-выразительные средства, характерные для лирических песен (повторы, рефрен (припев), образный параллелизм). Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о творчестве русских поэтов XX века; содержание песен; одну песню наизусть. Понимать: лирический пафос песен-стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания




ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

62

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения; понимать: особенности художественной образности дагестанского поэта; уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст

Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете следующие строки: «Границы отчизны - не лес, не поля. Граница отчизны - граница покоя»?




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)

63

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть... Уметь: выразительно читать сти-

хотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней,способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена

Ответить на вопросы:как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»? Почему многие песни

Р.Бернса считаются народными? Какие русские афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса? Найти художественно- изобразительные средства языка, отражающие идейный смысл стихотворения: метафоры, антитезу




64

Дж. Г. Байрон -«властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

Знать/понимать:

автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;

уметь:анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении

Тезисы сообщения учителя о жизни и творчестве Байрона. Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: что обрекает героя на бессмертие?




65

Японский хокку

Особенности жанра хокку (хайку). Жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Лаконичные поэтические картины. Близость хокку к искусству живописи. Зрительные и звуковые образы в хокку. Хокку Мацуо Басе", Кобаяси Исса. Философичность хокку. Трехстишия учеников и их обсуждение

Знать: особенности жанра хокку. Понимать: лирический, философский пафос японских трехстиший. Уметь: воспринимать и выразительно читать стихотворения, раскрывать их смысл; создавать собственные трехстишия

Выразительное чтение, элементы анализа текста,




66

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения; уметь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя

Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор)




67

Вн.чт. Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле

Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»; уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем мальчик написал в записке? 0 чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?




68

Итоговый урок.

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Знать/понимать:

как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического

чувств;

уметь: обобщать прочитанное и изученное

Составление итогового теста по изученным за учебный год произведениям






13


Рабочая программа по литературе 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Настоящая программа по литературе для 7 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

УМК

 

1

Программы общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2007

2

«Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 11-е изд. –М.: Просвещение, 2010»

3

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» Изд.: «Просвещение», 2010

Автор Листопадский Виктор Алексеевич
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 444
Номер материала 12419
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓