Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Протокол №1

от «26» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО:


зам.директора по НМР

МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/Лахина Ю.П/

« » августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО:


Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1

________/Гриценко Т.С./

Приказ № ____

от « »августа 2014 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Литература»

70 часов

7 «А» класс





Программу составила:

Лаптиева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории











2014 год



I. Пояснительная записка


Данная программа разработана на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  2. Закона РФ «Об образовании»;

  3. Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев);

  4. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Подгоренской СОШ №1;

  5. Учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год.


Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. Рабочая программа составлена в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 6-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Цели обучения

В соответствии с ФГОС и Примерной программой по учебным предметам (литература)

цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.




Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. На уроки развития речи (сочинения, изложения) отводится 13 часов


Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплект:

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 6-е изд. - М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010

  • Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд.-М.: «ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 328с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  • Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд.-М.: «ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 320с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  • Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  • Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.



II. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся. Формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателелями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классике.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература 18 века.

  4. Русская литература первой половины 19 века.

  5. Русская литература второй половины 19 века.

  6. Русская литература первой половины 20 века.

  7. Русская литература первой второй половины 20 века.

  8. Литература народов России.

  9. Зарубежная литература.

  10. Сведения по теории и истории литературы.


Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Литература» в 6 классе


Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



III. Описание места учебного предмета

«Литература» в учебном плане


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс, в 7 классе на его изучение отводится 2 часа в неделю. Общее количество уроков в 7 классе согласно Учебному плану МКОУ Подгоренской СОШ №1 - 70 часов в год.



IV. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»


Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе является формирование

чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении.

осознания и освоения литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентации в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности; уважения и принятия других народов России и мира, межэтнической толерантности;

потребности в самовыражении через слово;

устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Учебно – тематическое планирование

.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Из них уроков по р/р

Контрольных работ

Введение. Любите читать!

2

1


Из устного народного творчества.

3



Из древнерусской литературы.

3



Из литературы 18 века.

3

1


Классицизм

5

1


Из литературы 19 века.

23

5

1

Из литературы 20века.

21

4


Из зарубежной литературы.

6



Контрольная работа.

1


1

Литературная гостиная.

1



итого

68

12

2



Содержание рабочей программы.

Введение.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма) и жанры. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества. Былины.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Русские народные песни.

Обрядовые песни: «Девочки, колядки!», «Наша масленица дорогая», лирические песни: «Подушечка моя пуховая…», лиро-эпические «Солдатская». Своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа. Душевная красота, нравственные устои народной жизни.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре.


Из древнерусской литературы.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мужрость, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

Теория литературы: символ, жанры древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: иконопись.


Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения.

Теория литературы: ода, риторическое восклицание, обращение, риторический вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями.


Г.Р.Державин. Биография. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Г.ДержавинаТема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение.


Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы, её проблематика, образы. Образование и образованность, воспитание и семья, отцы и дети; социальные вопросы в комедии. Позиция автора.

Теория литературы: юмор, сатира , сарказм; жанр комедии.

Связь с другими искусствами: театральное искусство.


Из литературы 19 века. А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа в стихотворении «Туча». Дружба и тема долга в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.Пушкина. Образ Петра первого и тема России в поэме «Полтава». Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, баллада художественный образ, прототип.


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Образ России. Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…», центральные персонажи и художественные приёмы их создания. Фольклорные элементы в произведении.

Теория литературы: рецензия; градация.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями

.

Н.В.Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в рассказе «Шинель». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Основной конфликт. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатира и юмор.


И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» природный ум, трудолюбие, смекалка, талант главного героя. «Певцы». Основная тема рассказа. Отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика, художественное своеобразие.

Теория литературы: стихотворение в прозе, портрет и характер.


Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога». «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Доля народная -основная тема стихотворений. Своеобразие поэтической музы Н.Некрасова. Основная проблематика поэмы- судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, стойкость, покорность судьбе.

Теория литературы: развитие понятия о жанре поэмы, диалоговая речь.

Связь с другими искусствами: Н.Некрасов и художники – передвижники.


М.Е.Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказок. Приёмы создания образов помещика и генералов. Позиция автора.

Теория литературы: сатира, гипербола, аллегория.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Л.Н.Толстой. Творческая история создания «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества- основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.


А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике: наблюдательность, чувства добрые, красота земли.

Теория литературы: тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).


А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


«О русская земля…»: стихи о России поэтов 19-20 веков. А.Толстой «Край ты мой, родимый край!», Я.Полонский « В альбом К.Ш…» , А.Ахматова «Молитва», И.Северянин «Родник». Своеобразие трактовки темы России в стихах поэтов.

Из литературы 20 века.

А.М.Горький. «Детство» (главы из повести). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика, проблематика рассказа, авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.

Теория литературы: легенда, автобиографическая проза.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся.


И.А.Бунин. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».

Смысл названия рассказа «Кукушка». Доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. Образы – персонажи. Художественная идея рассказа.


А.И.Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст. Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

Теория литературы: анекдот; диалог в рассказе.


В.В.Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: гипербола, метафора, ритм и рифма.


С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая…». «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений. Образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: эпитет, оксюморон.

Связь с другими искусствами: музыка на стихи С.Есенина.


И.С.Шмелёв. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: антитеза.


М.М.Пришвин. «Москва – река».Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: метафора, градация.


К.Г.Паустовский, «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение отдельных глав, воссоздающих мир природы; человек и природа, малая родина, образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: сравнение, метафора, олицетворение.


Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное достоинство человека.

Теория литературы: риторическое восклицание, метафора, роль глаголов и местоимений.

А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…»(из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…», «Василий Тёркин».Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом сыновняя память – основные мотивы военной лирики А.Твардовского.


Б.Л.Васильев. «Экспонат №…».Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.


«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов 20 века. Я.Смеляков «История», А.Яшин «Не разучился ль…», Р.Ипатова «Как хорошо, что есть на свете дом..» и др.


Из зарубежной литературы.

У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Любовь, жизнь, смерть, красота в сонетах «Когда на суд безмолвных, тайных дум..», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь- так теперь…».

Теория литературы: сонет, строфа(углубление и расширение представлений).


Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон – Ячменное Зерно» . Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: баллада, аллегория.


Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мёд» - чувство долга, любовь к родине. «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.


А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе»(«Голубой карбункул»). Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм. Теория литературы: детектив.


А.Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.










Тематическое планирование

уроков литературы в 7 классе (70 часов/ 2 часа в неделю)

по учебнику Г.Меркина.


№п.п

Тема урока

Примечание

1.

Введение. Любите читать!


2.

Р.р. Круг моего чтения.



Из устного народного творчества.


3.

Воплощение нравственных критериев русского народа в былине «Святогор и Микула Селянинович» . Теория литературы: эпос, былинный герой.


4.

Бескорыстное служение родине и народу героя былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник». Теория литературы: гипербола.


5.

Отражение в русских народных песнях душевной красоты, нравственных устоев крестьянской жизни.



Из древнерусской литературы.


6.

«Повесть временных лет» как древнейшее сочинение по русской истории.


7.

Нравственные заветы Древней Руси, внимание к личности, гимн любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Теория литературы: символ.


8.

Урок-практикум «Люди Древней Руси».



Из литературы 18 века.


9.

Учение М. Ломоносова в будущее русской науки в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества….». Теория литературы: ода.


10.

Учение М.Ломоносова о «трёх штилях в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке». Теория литературы: риторический вопрос, отрицание, обращение.


11

Гражданская позиция и взгляды Г.Державина , выраженные в стихотворении «Властителям и судиям». Теория литературы: стихотворение.



Классицизм.


12

Классицизм как художественный метод. Теория литературы: драма.


13

Основные характеры в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Драматургический конфликт. Теория литературы: юмор, ирония.


14

Особенности композиции комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Теория литературы: сарказм, комедия.


15

Отражение в комедии «Недоросль» идей 18 века. Значение комедии для современников и последующих поколений.


16

Р.р. Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».



Из литературы 19 века.


17

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».


18

Особенности композиции стихотворения А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль, своеобразие языка стихотворения. Теория литературы: баллада.


19

Мастерство А.Пушкина в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава». Теория литературы: поэма.


20

Р.р. Сочинение по творчеству А.Пушкина.


21

Урок- концерт по лирике А.Пушкина.


22

Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Родина». Теория литературы: градация.


23

Изображение исторического пршлого Руси в поэме М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета.


24

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Теория литературы: рецензия.


25

Р.р. Анализ эпизода из «Песни….»(сцена кулачного боя).


26

Изображение «маленького» человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель».


27

Сопоставление героев рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» как приём характеристики. Портрет и речь.


28

Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным людям в стихотворении в прозе И.Тургенева «Нищий»


29

Роль детали в характеристике героев рассказа И.Тургенева «Певцы».


30

Изображение судьбы народа в стихотворениях Н.Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда».


31

Героизм и самоотверженность русских женщин в поэме Н.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа произведения.


32

Р.р. Сочинение по поэме Н.Некрасова «Русские женщины».


33

Своеобразие сюжета, приёмы создания образа помещика в сказке М.Е.Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Позиция автора. Теория литературы: гротеск, аллегория.


34

Сатирическая направленность «Сказки о том, как один мужик двух генералов прокормил». Позиция автора.


35

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце».


36

Русская природа в стихотворениях А.Фета:«Зреет рожь над жаркой нивой…», «Это утро, радость эта..». Тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте.


37

Своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказа. Позиция автора.


38

Способы создания образов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие представления о психологическом портрете. Художественная деталь.


39

Р.р. «О , русская земля!...». Стихи о России поэтов 19 – 20 веков.



Из русской литературы 20 века.


40

История создания повести А.М.Горького «Детство». Основные сюжетные линии. Автобиографический характер произведения.


41

Становление характера мальчика. Изображение быта и характеров. Дед Каширин, бабушка, Цыганок.


42

Подвиг во имя человека в «Легенде о Данко» М.Горького. Контраст как основной приём раскрытия замысла. Теория литературы: легенда.


43

Р.р. Сочинение по творчеству М.Горького.


44

Образ природы в стихотворении И.Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…». Основные проблемы рассказа «Кукушка». Художественные средства изображения пейзажа.


45

Основная сюжетная линия и подтекст в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени». Художественная идея рассказа. Теория литературы: анекдот.


46

Проблематика стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение…». Приёмы создания образов.


47

Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина. Человек и природа, чувство родины в произведениях поэта. Тема ухода. Дом в жизни С.Есенина.


48

Р.р. Анализ лирического стихотворения С.Есенина.


49

Основная сюжетная линия рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня». Герои и автор рассказа. Роль портретной зарисовки.


50

Родина, человек и природа в рассказе М. Пришвина «Москва-река». Метафоричность образов прозы М.Пришвина.


51

Человек и природа в произведении К.Г.Паустовского Мещёрская сторона».Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы.


52

«Малая родина в повести К.Паустовского. Роль пейзажа в литературном произведении. Образ рассказчика.


53

Тема и художественная идея стихотворения Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Труд души в стихотворении.


54

Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. Стихотворения: «Прощаемся с матерями…», «На дне моей жизни…».


55

Война, жизнь и смерть героизм в поэме «Василий Тёркин».Композиция произведения. Русский национальный характер в поэме.


56

Художественная идея рассказа Б.Васильева «Экспонат №….».


57

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе Б.Васильева «Экспонат №…».


58

Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат №…». Значение финала.


59

Р.р. Стихи о России поэтов 20 века.


60

Р.р.Сочинение по русской литературе 19-20 вв.



Из зарубежной литературы.


61

Темы и мотивы сонетов У.Шекспира. Анализ сочинения.


62

Основные мотивы стихотворений Р.Бёрнса «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно». Жанр баллады.


63

Приёмы создания художественных образов в стихотворении Р.Стивенсона «Вересковый мёд».


64

Победа добра над злом в романе Р.Стивенсона «Остров сокровищ»(избранные главы).


65

А.Конан Дойл «Голубой карбункул». Основные черты характера Холмса. Особенность детективного жанра.


66

А.Сент-Экзюпери «Планета людей». Жизненные устремления героев. Позиция автора.


67

Тест за курс литературы 7 кл.


68

Р.р. Встреча в литературной гостиной.






VII. Контроль уровня обученности.


Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Тест

  • Зачет

  • Контрольное сочинение

  • Изложение

  • Составление плана

  • Различные виды пересказа

  • Монологическое высказывание

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль


VIII. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

по предмету «Литература».

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК:


  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 6-е изд. - М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010

  • Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд.-М.: «ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 328с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  • Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 2-е изд.-М.: «ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 320с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  • Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.

  • Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.



Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

.

  1. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  2. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


Ресурсы ИКТ

  • BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

  • Диск «И.С. Тургенев. Произведения».

  • Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».

  • Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».

  • Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7класса, 40 интерактивных уроков».

  • Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  • Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  • Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7класс».

  • Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.» 7 класс.




Рабочая программа по литературе 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данная программа разработана на основе:

1.      Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

2.      Закона РФ «Об образовании»;

3.      Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев);

4.      Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Подгоренской СОШ №1;

5.      Учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ №1 на 2013-2014 учебный год.

 

 

           Рабочая программа по литературе  разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности. Рабочая программа составлена в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).  Авторы  программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 6-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Автор Лаптиёва Людмила Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1404
Номер материала 12210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓