Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Курдюмовой

Тематическое планирование литература 6 КЛАСС

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы
минимального

содержания
образования

Элементы

дополнительного содержания

образования

Требования
к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата
проведения

п

л

а

н

ф

а

к

т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Герой в мире художественного слова (2 часа)

1

Подросток – герой художественных произведений

1

Объяснение нового материала

Влияние литературы
на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Понимание литературы как искусства слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы
и ответственности

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении.

Уметь: использовать сведения по теории литературы при обсуждении

Организация совместной
учебной деятельности

Учебник стр.3-4, ответы на вопросы

3.09


2

Герой как
организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий
и их роль
в развитии сюжета

1

Объяснение нового материала

Представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития учащихся

Свободная работа с текстами; владение моно- логической
и диалогической речью

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора
и героя в литературном произведении.

Уметь: работать с доступным справочным материалом -

Организация совместной
учебной деятельности -

Прочитать былины о богатырях(по выбору уч-ся)

5/09


История человечества в произведениях литературы 9 часов (7 часов+1 час Регион. компонент + 1 час Р.Р.)

3

Былины –
богатырский эпос русского народа.

1

Объяснение нового материала

Своеобразие былин как фольклорного жанра. Ритмико-мелодическая организация былины. Сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои.
Выражение в былинах исторического сознания русского народа

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения

Беседа, проблемные задания

Учебник:

Стр.6-8, пересказ, ответы на вопросы

06/

09


4

«На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои
былины

1

Контроль ЗУН

по
теме

Своеобразие былин как фольклорного жанра. Ритмико-мелодическая организация былины. Сравнение былины со сказкой: сюжет, система образов, герои.
Выражение в былинах исторического сознания русского народа

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения

Беседа, проблемные задания

Учебник: стр.9-12, вопросы-с.13

10/

09


5

«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины

1

Объяснение нового материала

Вопросы по повторению, повторение понятия былина. Знакомство с особенностями
композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему


Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин; воспроизводить сюжет изученного произведения

Организация совместной
учебной деятельности

Подготовить рассказ о былинах донского края. Хрестоматия «Литература Дона»

12/

09


6

Регион. Былички, предания донского казачества

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с литературой донского края

Герои произведений устного народного творчества

Знать: былины донского края. Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику былин; использовать формы
диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения

Беседа, проблемные задания

Творческая работа.

13.09






7

А. Н. Островский - создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» – весенняя сказка

1

Объяснение нового материала

Расширение представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Способы построения литературной сказки. Виды сказок. Составление рассказа
о герое

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; схему построения волшебной сказки; отличать виды сказок,
строить рассказ о герое

Организация совместной
учебной деятельности

Читать пьесу «Снегурочка» стр.37, ответить на вопросы

17/

09


8

Близость
пьесы «Снегурочка»
к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки

1

Объяснение нового материала

Совершенствование восприятия и понимания волшебной литературной сказки, навыков пересказа. Составление схемы построения волшебной сказки

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; схему построения волшебной сказки, отличать виды сказок,
строить рассказ о герое

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Устное рисование

Стр.42 -вопросы

19/

09


9-10

Могучий мир природы и юная
героиня – Снегурочка

2

Комбинированный

Совершенствование восприятия и понимания отличия волшебной сказки от литературного произведения. Совершенствование
навыков пересказа

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки, строить
рассказ о герое

Организация совместной
учебной деятельности

1. Творческая работа «Характер Снегурочки»2.стр.42-43, ответить на вопросы с.43-44

20-24/

09


11

Р/р. Сочинение по пьесе Островского «Снегурочка»

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Составление плана сочинения, подбор цитатного материала, редактирование написанного

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. Мир вещей далёкого прошлого.(с.42-44)

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

Работа с текстом сочинения

26/

09


. Русская классическая литература XIX века 54 часа (40 часов + 4часа Регион + 10 часов Р.Р.)

12-13

В. А. Жуковский – лирик. Тематика
и герои его произведений «Вечер», «Дружба»

2

Комбинированный

Знакомство с жизнью

и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием его произведений

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобразие лирики В. А. Жуковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание стихотворения, находить лирические и эпические черты

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

1.учебник: стр:46-50, читать, пересказ

2.Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

27/

09


01/10


14

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические
события
баллады

1

Комбинированный -

Знакомство с жизнью

и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием
баллады -

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского. Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе

Беседа, проблемные задания

1.Устное рисование

2.стр.50, выучить определение «Баллада»


03/10


15-16

1.В. А. Жуковский – мастер перевода
(«Лесной царь» – перевод баллады Гете»).

2

Комбинированный

Знакомство с Жуковским-переводчиком, способным видеть красоту окружающей природы; понятие темы и поэтической идеи стихотворения; роль композиции в понимании смысла стихотворения Стихотворные загадки поэта. Роль метафор

в загадках

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: понятие темы
и поэтической идеи стихотворения.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию идеи стихотворения

Беседа, проблемные задания

Стр.57-59, выразительное чтение,

2.стр.59- вопросы


04-08/10


17

С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова –
внука». Багров – внук
в гимназии. Герой про изведения как читатель

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, главная мысль произведения,
поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Стр.59-62,

Пересказ понравившихся эпизодов

10/10


18

Герой произведения как читатель

1

Систематизация ЗУН

Систематизация знаний текстов литературных произведений. Историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях. Анализ художественных текстов

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений; работать
с доступным справочным материалом

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса

11/10


19

С. Т. Аксаков. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы

в русской

литературе

XIX века

1

Систематизация ЗУН

Знакомство с творчеством писателя. Описание природы как центральный эпизод произведения. Главная мысль произведения. Определение жанра
литературного произведения


Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

Стр.65-72, вопросы стр.72

15/10


20

Пейзаж. Мир природы вокруг нас

1

Систематизация ЗУН

Роль пейзажа в литературном произведении. Систематизация знаний текстов литературных произведений, истории литературы, сведений по теории
литературы

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей -

Знать: содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы

и план прочитанного; использовать различные виды пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); работать со справочным материалом

Организация совместной учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса

17/10


21

Р.Р.Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о природе

1


Роль пейзажа в литературном произведении. Систематизация знаний текстов литературных произведений, истории литературы, сведений по теории
литературы

Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: выразительно читать поэтические тексты

Организация совместной учебной деятельности

Учебник: стр.73-80, вопросы с.80, выразит. чт.

18/10


22

И. А. Крылов. Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик
и Змея», «Вороненок»)

1

Комбинированный

Уточнение знаний
о биографии писателя. Понятие о басне. Знакомство с языковым
своеобразием басен
И. А. Крылова. Жанр басни. История его развития. Образы животных и их роль в басне

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Выразительное чтение
басен
Крылова

Стр.-80-83

22/10


23

Герои басни «Два мальчика»

1

Комбинированный

Знакомство с историей сюжета, центральными образами басни. Жанр литературного произведения, его проблематика. Характеристика
главного героя

Свободная работа с текстами художественных произведений

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

Стр.82-83 вопросы

24/10


24

Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне «Волк и ягненок»

1

Комбинированный

Специфика жанра басни, аллегория, мораль. Составление плана сочинения, подбор цитатного материала

Свободная работа с текстами художественных произведений

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Организация совместной
учебной деятельности

Подготовка к письменной работе

25/10


25

Р.Р. Письменный ответ на вопрос «Как вы поняли мораль басни»(по выбору уч-ся)

1

Урок по Р/Р

Редактирование сочинений

Свободная работа с текстами художественных произведений

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное


Самостоятельная работа

Подготовка к вн. чтению

29/10


26

Внеклассное чтение «Знатоки басен»

1

Урок-игра

Привить навыки выразительного чтения, сопоставление текстов, развитие представления об особенностях жанра басен

Свободная работа с текстами художественных произведений

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою



Выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Учить наизусть басню по выбору обучающегося

31/10


27-28

В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности повествования. Дневник и его автор. Герои

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер и поведение главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения, сюжет и особенности его изложения

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1.стр.85-99, вопросы

2.Пересказ понравившихся эпизодов

01.-12/11


29

Портрет героя художественного произведения

1

Систематизация ЗУН

Роль портрета героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. История литературы. Дневник как жанр
художественного
произведения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; характеризовать героев
произведений;
показать связь характеристики героя с сюжетом произведения, а также
с происходящими в нем
событиями

Беседа, проблемные задания

Задания

по выбору учителя

в соответствии
с уровнем подготовленности обучающихся класса стр.100-101, вопросы

14/11


30

Р/р. Сочинение «Словесное описание» стр.101 вопрос4

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана,
подбор цитатного
материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический ответ

Создание текста

15/11


31

А.С. Пушкин. Детство. Отрочество поэта

1

Комбинированный

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Учебник стр.101-107, пересказ, инд. задания

19/11


32

Тема дружбы

в лирике
А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Знакомство с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском
лицее; самостоятельный подбор дополнительного материала. Устный портрет. Жанр стихотворения-послания, гимна. Тема дружбы в стихотворении.
Теория литературы: гимн, послание

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы«К сестре», «К Пущину», «Товарищам»,
«Послание
к Юдину». Гимн

Знать: теоретические понятия гимн, послание.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать со справочными материалами

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

21/11


33-34

А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта

2

комбинированный

Знакомство с адресатами «дружеских посланий» Пушкина, анализ стихотворений

Свободная работа с текстами художественных произведений

Знать: теоретические понятия гимн, послание.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать со справочными материалами

Организация совместной
учебной деятельности

1.Учить наизусть стихотворение по выбору 2. А.С. Пушкин «Дон» хрестоматия Литер. Дона

22-26/11


35

Регион. А.С.Пушкин «Дон»

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с литературой донского края

Свободная работа с текстами художественных произведений

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать со справочными материалами

Организация совместной
учебной деятельности

Подготовка к сочинению

28/11


36

Р.Р. Сочинение на тему «Пушкин-лицеист»

1

комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана,
подбор цитатного
материала

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический ответ

Создание текста

29/11


37

Тема одиночества в стихотворениях
М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», «Утес»

1

Комбинированный

Знакомство с биографической основой стихотворений М. Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стихотворения (жажда борьбы и свободы), прием сравнения как основа построения
стихотворения; выразительное чтение стихотворения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

03/12


38-39

1.Тема красоты и беззащитности
мира живой природы
в стихотворении «Три пальмы».
2.«Панорама Москвы» – патриотическая картины родной столицы, созданная М.Ю. Лермонтовым

2

Комбинированный

Продолжение знакомства с лирикой Лермонтова; понятия антитезы и метафоры. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях. Знакомство со стихотворными размерами; обучение анализу лирического произведения; работа над выразительным чтением стихотворений

Повествовательная манера писателя

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

1.Стр.114-119, выразительное чтение, вопросы


2.стр.120-127, вопросы и задания стр.127

05-06/12


.



40

Р/р. Обучение пересказу по составленному плану текста

1

Комбинированный

Формирование навыка краткого пересказа на заданную тему, составление плана текста

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ стр.127 -1,2вопрос

10/12


41

И. С. Тургенев. Слово о писателе

«Бежин луг». Мастерство портретных характеристик рассказа

1

Комбинированный

Слово о писателе.
Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Мастерство портретных характеристик. Былички

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр. 128-130, рассказ о писателе (инд.задание)

2. стр.130-138

Пересказ понравившихся эпизодов




12/12


42-43

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

2

Комбинированный

Знакомство с содержанием рассказа; с нравственной проблематикой: отражение существенных черт русского национального характера. Сравнительная характеристика героев. Приемы, которые использует писатель при создании портрета -

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: этапы жизни
И. С. Тургенева; понятие сюжет; роль портрета
и пейзажа в рассказе.

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе
и в письменной форме; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр.138-143,

2.Устное рисование

Стр.144-159, вопросы стр.159-160

13-17/12






44

Р.Р. Речевая характеристика литературных героев

1

Комбинированный

Роль речевой характеристики героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. Автор о своем герое. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса стр.161-162

19/12


45

Р/р. Письменный ответ на вопрос «Кто из героев рассказа понравился и почему?»

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

Создание текста

20/12


46

Регион. П. Яковлев «Первый ученик»

1

Объяснение нового материала

Краткое знакомство с жизнью и творчеством писателя, Знакомство с литературой донского края.

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение

Пересказ, подготовить рассказ о Некрасове

24/12


47–

48-49

1.Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник»

3

Комбинированный

Народные характеры

и судьбы в стихотворениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей.
Их жизнерадостность, любознательность
и оптимизм. Сюжет
в лироэпическом про-
изведении

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)

Беседа, проблемные задания

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося стр. 162-167,

167-169,

Стр.169 вопросы и задания

26-27/12

14/01


50

Герой художественного произведения и его
имя

1

Комбинированный

Роль имени героя как средства создания образа. Содержание понятия герой художественного произведения. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений. Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности учащихся

Стр.169-171.

16/01


51

Л. Н. Толстой. «Отрочество» как часть биографической
трилогии
писателя

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества, главная мысль произведения

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Читать «Отрочество»,гл2, 12, вопросы после глав

17/01


52

Формирование взглядов подростка, его мечты
и планы
в автобиографическом произведении
Л. Н. Толстого «Отрочество»

1

Комбинированный

Жанр социально-психологической повести. Образ повествователя. Познакомить с содержанием повести
и нравственной проблематикой автобиографической трилогии
Л. Н. Толстого

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся эпизодов

21/01


53

Р.Р. Пейзаж в повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

комбинированный

Показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Подготовка к творческой работе по описанию природы

23/01




54.

Р.Р. Творческая работа по описанию природы

1

комбинированный

Развивать навыки письменной речи (описание стихийных сил природы) умение анализировать свои и чужие тексты

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

Создание текста

24/01


55-56-










___

57

Ф. М. Достоевский. «Мальчики»









____________

Регион. М.А.Шолохов

«Жеребёнок».

2











____

1

Комбинированный









_______

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Глубина сопереживания автора при рассказе

о судьбах своих героев



______________________

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему



_______________

Знать: сведения об авторе и содержание прочитанного произведения; основные теоретические понятия.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

_________________________

Организация совместной
учебной деятельности





________

1.стр.199-206, вопросы стр.206

2.стр 206-227, вопросы с 227-228

3.Пересказ понравившихся
эпизодов






28.01


30.01






___

31.01












__

58

Герои сатирических рассказов
А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый

и тонкий»

1

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание
рассказа, душевные качества героя, смысл заголовков, особенности композиции. Говорящие фамилии героев

Выбор и использование выразительных средств языка
в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою




Беседа, проблемные задания

Читать рассказы

А. П. Чехова

04.02




59-60

Особенности композиции, художественная деталь
в рассказах

А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый

и тонкий».

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Сатирический пафос произведения, особенности авторской позиции в рассказе

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1.228-234, вопросы,

2.235-238, вопросы.

Пересказ понравившихся
эпизодов

06,02


07.02


61

Регион. Рассказы А.П.Чехова. Герой и сюжет в произведении

1

Объяснение нового материала

Углубить представление о герое и сюжете в произведении, показать их взаимосвязь

Выбор и использование выразительных средств языка
в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы

Творческие задания, объяснение учителя работа с материалами учебника, беседа по вопросам

Стр.238-240, вопросы и задания

11.02


62-63

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Поступок героя

и характер

2

Комбинированный










Познакомить с творчеством писателя,
рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения, поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Представление о детской
и юношеской книге

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса

13,02


14.02






64

Р/р. Сочинение о герое литературного произведения

1

Комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему, умение высказывать свою точку зрения, развивать творческие способности

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

Ответ, творческая работа

Подготовка к проверочной работе

18.02


65

Проверочная работа по произведениям писателей 19 века о подростках

1

Систематизация ЗУН

Проверить знания, прививать навыки работы с текстами

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Знать: основные теоретические понятия по теме

Уметь: составлять тезисы

и план прочитанного; использовать различные виды пересказа


Работа с тестами

Учебник (2часть) стр.4-20, вопросы

20.02


. Путешествия и приключения 9 часов (8 часов + 1 час Регион.).

66

Т. Х. Уайт. «Свеча

на ветру»

1

Комбинированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя. Составление цитатного плана эпизода. Сочетание в произведении сказки, реальной истории, живого юмора и трагических событий

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Учебник (2часть) стр.4-20, вопросы

Пересказ понравившихся
эпизодов

21/02


67-68

Марк Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Гекльберри Финна».
Природа
на страницах повести

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в повести

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр.21-39, вопросы


2. стр.40-52, вопросы

Пересказ понравившихся
эпизодов

25/02


27.02



69-70

Ж. Верн. «Таинственный остров». Роль дружбы

и дружеской заботы
о младшем
в романе

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Научно-фантастический роман

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему


Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр52-68,(Устное рисование)


2.стр.68-80, вопросы стр81-82


28.02


04.03


71-72

О. Уайльд. Рассказ
«Кентервильское
привидение». Герои
рассказа

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя. Главная мысль произведения. Разоблачение мистических настроений
и суеверий. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1.стр.83-110, пересказ

2.стр.111-127, вопросы и задания, стр. 127

06.03


07.03


73

Герой среди героев

1

Систематизация ЗУН

Проверить знания, прививать навыки работы с текстами

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Знать: основные теоретические понятия по теме

Уметь: составлять тезисы

и план прочитанного; использовать различные виды пересказа


Организация совместной
учебной деятельности

Стр.128-130, вопросы

11/03


74

Регион. П.Г Аматуни «Тайна Пито-Као»

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с литературой донского края

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою


Организация совместной
учебной деятельности

Инд. Задания.

13/03


Литература XX века 31 час (24 часа +2 часа Регион. Компонент + 5 часов Р.Р.)

75-76

20-е столетие. Беседа о роли книги. М.Эндэ «Бесконечная книга»

2

Беседа, викторина, проверка знаний

Активизировать читательский интерес учеников, определить круг чтения

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1.Стр.132-141, вопросы и задания

2.Творческая работа, подготовить рассказ о книге.Стр.141(2)

14.03


18.03




77-78

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения.
Герой рассказа и его
любимые книги

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр.141-152, пересказ.

2. творческая работа


20/03


21/03


79-80

М. Горький. «Детство»

2

Комбинированный

Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Активность авторской позиции

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1.стр.152-163, пересказ.

2. Характеристика главного героя

01-03/04


81-82

А. С. Грин. «Гнев отца»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса

04-08/04


83-84

К. Паустовский.
«Повесть
о жизни»

2

Комбинированный

Содержание эпизодов из «Повести о жизни», вопросы по особенностям и содержанию рассказа. Закрепление умения пересказывать пейзажную зарисовку. Инсценировка

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

1. стр.172-173, вопросы,

2.174-184, вопросы и задания

10-11/04


85

Р.Р. Творческая работа «Великолепная страна моей мечты»

1

комбинированный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему, умение высказывать свою точку зрения, развивать творческие способности

Самостоятельно делать выводы, создавать свои

художественные образы

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему, умение высказывать свою точку зрения, развивать творческие способности

Организация совместной
учебной деятельности

Стр.184-185, творческая работа вопрос№3

15/04


86-87

ВН. ЧТЕНИЕ О.Уальд «Мальчик –звезда»

2

комбинированный

Познакомить уч-ся с личностью и творчеством писателя, развитие навыков анализа текста

дать представление о жанре литературной сказки, развивать навыки анализа текста

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

1.Вопросы .

2.творческая работа

17-18/04


88-89

Ф. Искандер. «Детство
Чика», «Чик

и Пушкин»

2

Комбинированный

Знакомство с творчеством Ф. Искандера, усвоение содержания рассказа «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик. Яркость изображения характера героя. Герой и автор

Свободная работа с текстами,
с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации
на заданную
тему

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Стр.185-201, вопросы и задания

22-24/04


90

Регион.-

М.А.Шолохов «Жеребенок»

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с литературой донского края.

Мир детства в литературе Дона 20 века.

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы; использовать различные формы пере-
сказа (с изменением лица
рассказчика )

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся
класса

25/04


.



.

91-92

Р.Р.Родная природа в стихах русских поэтов.


2

Комбинированный

Знакомство с изображением родной природы в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

1.Выразительное чтение поэтических текстов

2.Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося, стр.201-208

29-02/05


93

И. А. Бунин. «Детство», «Первый соловей».

1

Комбинированный

Знакомство с изображением родной природы в творчестве И. А. Бунина. Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы Анализ лирического произведения;
совершенствование навыков выразительного чтения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)-

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

06/05


94

К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам

1

Комбинированный

Знакомство с изображением родной природы в творчестве К. Д. Бальмонта. Анализ лирического произведения;
совершенствование
навыков выразительного чтения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

08.05


95

Б. Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта

1

Комбинированный

Знакомство с изображением родной природы в творчестве Б. Л. Пастернака. Анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

13.05


96-97

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литера-

туры.

К. Симонов.

«Сын артиллериста»

2

Комбинированный

Знакомство с изображением героического прошлого России
в творчестве К. Симонова. Совершенствование умений анализировать лирическое произведение; навыков выразительного чтения. Развитие интереса к истории своей семьи и государства -

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Учить наизусть стихотворение по вы бору обучающегося -

15-16/05


98

Военные
песни
о Великой Отечественной войне

2

Комбинированный

Знакомство с изображением героического прошлого России
в творчестве поэтов ХХ века; анализ лирического произведения; выразительное чтение. История своей семьи и государства

Извлечение
необходимой информации
из справочной литературы

Уметь: анализировать
поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Индивидуальные сообщения

20-05


99

Герой художественного произведения

и автор

1

Комбинированный

Характеристика героя произведения. Определение отношения автора к герою. Формирование навыков письменной речи. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении

Владение
монологической и диалогической речью

Знать: авторов, изображающих героическое
прошлое России.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

в соответствии с уровнем подготовленности

22/05


100

Итоговое сочинение на тему: «Мой читательский выбор»

1

Систематизация ЗУН

Написание сочинения

на заданную тему. Герои художественного произведения и автор

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы из справочной литературы

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический ответ

Рекомендации на лето

23/05


.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса литературы в 6 классе составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 года, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;


письмом Мин. Образования и науки РФ от 29 апреля 2014г. № 08-548,

требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток – активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа – герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса – «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


Программа составлена на основе БУП-2004г. Рабочая программа разработана на 100 часов, т.к.

1 час – 1 мая

1 час- 9 мая


















II. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Учащиеся 6 класса

должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

должны уметь:



  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Основное содержание тем, изучаемых в 6 классе


Модуль (раздел)

Количество часов

1

Герой в мире художественного слова

2

2

Далекое прошлое человечества на страницах художественной литературы

7

3

Литература 19 века. Незабываемый мир детства

40

4

Мир путешествий и приключений

8

5

Литература XX века

24

6

Региональный компонент

7

7

Развитие речи

12


Итого:

100








четверть

Количество уроков

Развитие речи

Региональный компонент

1 четверть

28

3

1

2 четверть

20

4

2

3 четверть

30

3

3

4 четверть

22

2

1


Итого:


100


12


7


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


Нормативные документы

1.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.

Программа для общеобразовательных школ по литературе.

3.

Стандарт основного общего образования по литературе.

4.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе.


Цели изучения курса.


компетенции

общекультурная

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

читательская

Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

речеведческая

Воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественного произведения; формирование высоких эстетических вкусов и потребности в чтении.




























компоненты

федеральный

Формирование представления о месте литературы в культуре страны и народа; способствовать духовному становлению личности, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

региональный

Приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на его основе молодых поколений, вступающих в жизнь.


Основное содержание тем, изучаемых в 6 классе


Модуль (раздел)

Количество часов

1

Герой в мире художественного слова

2

2

Далекое прошлое человечества на страницах художественной литературы

7

3

Литература 19 века. Незабываемый мир детства

40

4

Мир путешествий и приключений

8

5

Литература XX века

24

6

Региональный компонент

7

7

Развитие речи

12


Итого:

100



Контроль реализации программы.

Стартовый контроль

дата

1.

Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»

26.09






Итоговый контроль

дата

1.

Сочинение-размышление

23.05























Информационно-методическое обеспечение.

Авторы

Название

Год издания

издательство

1

Егорова Н.В.

Поурочные разработки по литературе 6 кл.

2009


Москва

2

Турьянская

Русская литература 19 века. Практикум.

2007

«Просвещение»






Дополнительная литература

Авторы

Название

издательство

1


2





3


В.Д.Гладченко


А.Б.Малюшкин





Н.М.Скоркина

Литература Дона


Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла.



Нестандартные уроки

1998год Ростов-Дон


Москва. 2008 год.





2007год Волгоград


Мультимедийные пособия.

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.

  1. http://eorhelp.ru/node/2424

  2. http://www.proshkolu.ru/user/grigorenko58/

  3. http://koncpekt.ru/

  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  5. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

  6. Htpp//edu.1september.ru

  7. WWW.scool.edu.ru

  8. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.





















КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА(6 класс)


ФОРМУЛИРОВКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИМЕРЫ


1

Былины . герой былины. Портрет героя былины.


2

Пьеса- сказка. Главные герои сказки.


3

Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.


4

Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении. Место и роль пейзажа в художественном произведении.

5

Поступки героев и мораль басни.


6

Дневник как жанр художественного произведения.


7

Гимн. Послание. Эпиграмма.


8

Повесть. Рассказ. Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует писатель при создании портрета. Автор о своем герое.

9

Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.

10

Автобиографическая трилогия. Тетралогия.


11

Эпизод в художественном произведении.


12

Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.


13

Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

14

Богатство литературы для детей и юношества. Жанры исторической прозы: повесть, роман, рассказ.

15

Юмор. Пародия.


16

Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель научно- фантастического романа.

17

Рождественский рассказ. Философское звучание романтической сказки.


18

Творчество читателя – исполнителя стихов и прозы.


19

Эпилог. Название произведения. Авторская позиция.


20

Слово в рассказе.


21

Роль пейзажа в прозе.


22

Инсценировка.


23

Быстрота отклика искусства на событии я жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.



Перечень проверочных работ по модулям. (6 класс литература)


Модуль

тема

дата

1

Далекое прошлое человечества на страницах художественной литературы

Сочинение по пьесе Островского «Снегурочка»

26.09

2.

Литература 19 века. Незабываемый мир детства

1. Письменный ответ на вопрос «Как Вы поняли мораль басни?»

( по выбору уч-ся)

05.11



2. Сочинение «Словесное описание» стр.101, вопрос 4.

15.11

3. Сочинение на тему «Пушкин-лицеист»

29.11

4.Письменный ответ на вопрос «Кто из героев рассказа понравился и почему?»

20.12

5. Творческая работа по описанию природы.

24.01

6. Сочинение о герое литературного произведения.

18.02

3.

Литература XX века

Творческая работа «Великолепная страна моей мечты»

17.04

4.

Итоговое сочинение.

«Мой читательский выбор»


23.05
































Рабочая программа

курса литературы в 6 классе


Учитель Т.А. Григоренко



Рассмотрена на заседании МО

« » ___________ 2014 года

Руководитель ________



Рассмотрена на методсовете

Протокол №___ от _________


Утверждена на педсовете

Протокол №___ от _________

Приказ № _____ от _________


Утверждена « » ________ 2014 года

Директор школы ______ Л.А. Русских




г. Новошахтинск

Ростовской области

2014– 2015 учебный год







Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Курдюмовой
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая  программа  курса  литературы в  6  классе  составлена  на  основе  авторской  программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  (5 – 11 классы)  под  редакцией  Т. Ф. Курдюмовой    с  учётом  федерального  компонента  государственного  образовательного стандарта, утвержденного  Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

примерной  программы, созданной  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного  приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 года, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

 

письмом Мин. Образования и науки РФ от 29 апреля 2014г. № 08-548,  

требований  к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Автор Григоренко Татьяна Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2493
Номер материала 40220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓