Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Название документа КТП литература 6.doc

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС


п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Изучение

нового материала

Закрепление изученного

Р/Р


Введение. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч.)

1

2.09

О главном в литературе.

1

1



2

5.09

О книге. Художник книги о книге.

1

1




Русский фольклор (3 ч.)

3

9.09

О былине и ее героях.

1

1



4-5

12.09

16.09

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Герои, построение, язык поэмы.

2


1

1


Древнерусская литература (3 ч.)

6-7

19.09

23.09

Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывки).

2


1

1


8

26.09

«Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат».

1

1



Литература XIX века (34 ч.)


9

30.09

В.А.Жуковский «Светлана».

Фольклорная основа баллады

1


0,5

0,5


10

3.10

И.В.Гёте. «Лесной царь». Особенности балладного сюжета

1


0,5

0,5


11

7.10

Ф.Шиллер «Перчатка». Лирико-романтическая окрашенность

повествования.

1


0,5

0,5


12

10.10

А.Н.Майков «Емшан».

Картины природы.

1


0,5

0,5


13

14.10

А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад

1


0,5

0,5


14

17.10

О рифме и строфе.

1

1



15-16






21.10

24.10

А.С.Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге». Летописный

источник, балладный характер «Песни…». Художественное

воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

2






1

1


17

28.10

Как учить стихи наизусть.

1


0,5

0,5


18

31.10

«Няне». Волнующая

задушевность стихотворения.

Экспрессивность лексики.

1


0,5

0,5


19

11.11

Зимние мотивы в творчестве

А.С.Пушкина «Зимняя

дорога», «Зимнее утро»

1


0,5

0,5


20

14.11

Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Туча». Исполнение

лирического произведения.

1


0,5

0,5


21

18.11

Внеклассное чтение по лирике А.С.Пушкина.

1

1



22

21.11

А.С.Пушкин. Роман

«Дубровский». История создания, сюжет. Ссора

К.П.Троекурова и

А.Г.Дубровского. (Анализ I главы).

1

1



23

25.11

Суд и его последствия.

(Анализ II и III главы)

1


0,5

0,5


24

28.11

Прощание В.Дубровского с отцом и родным домом.

(Анализ IV,V глав)

1


0,5

0,5


25

2.12

Пожар в Кистенёвке. Учитель. (Анализ VI-IX глав).

1


0,5

0,5


26

5.12

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (Анализ XI – XVI глав).

1


0,5

0,5


27

9.12

Развязка романа «Дубровский».

Подготовка к сочинению по роману.

1


0,5

0,5


28

12.12

Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».

1


0,5

0,5


29

16.12

М. Ю. Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус». Обобщённый смысл стихотворения

1


0,5

0,5


30

19.12

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и

дисгармонии человека с миром.

1


0,5

0,5


31

23.12

Избранные произведения

М.Ю.Лермонтова.

1


0,5

0,5


32

26.12

О стихотворных размерах (трёхсложные размеры стиха).

1


0,5

0,5


33

30.12

Н. В. Гоголь. Об авторе. «Майская ночь, или утопленница». Сюжет. Композиция.

1


0,5

0,5


34

13.01

Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.

1


0,5

0,5


35

16.01

Ироническое изображение «власти» (пана головы).

1


0,5

0,5


36

20.01

Картины народной жизни и украинской природы в повести.

1


0,5

0,5


37

23.01

Внеклассное чтение. «Ночь перед

Рождеством». О повести.

1

1



38

27.01

С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня».

Анализ эпизода.

1


0,5

0,5


39

30.01

Мотивы родной природы в русской лирике

1


0,5

0,5


40

3.02

А.П.Чехов. О писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Приёмы

создания комического эффекта.

1


0,5

0,5


41

6.02

А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил». О

смешном в художественном

произведении.

1


0,5

0,5


42

10.02

Р.р. Сочиняем юмористический

рассказ.

1



1

Русская литература XX века ( 26 ч.)

43

13.02

В.Г.Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Особенности

повествования. Вера писателя в человека.

1

1



44

17.02

Нравственная суть взаимоотношений героев.

1


0,5

0,5


45

20.02

Труд в жизни детей

1


0,5

0,5


46

27.02

Участие природы в судьбе героев. Портрет литературного героя.

1


0,5

0,5


47

3.03

Н.Д.Телешов. О писателе. Рассказ «Домой». Сюжет, герои

1


0,5

0,5


48

6.03

Переживания осиротевшего мальчикаи мотивы его поведения.

1


0,5

0,5


49

13.03

Альфонс Доде. «Маленький шпион».

1


0,5

0,5


50

17.03

А.П.Платонов. О писателе. Рассказ «Песчаная

учительница». Труд как

нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

1


0,5

0,5


51

20.03

Внеклассное чтение.

А.П.Платонов «Корова». Сила любви в рассказе.

1

1



52

31.03

М.М.Пришвин. Писатель о себе.

Сказка-быль «Кладовая солнца».

Художественные особенности

произведения. Сюжет. Система образов.

1


0,5

0,5


53

3.04

Нравственная суть

взаимоотношений Насти и Митраши

1


0,5

0,5


54

7.04

Значение истории Травки для понимания идей повести

1


0,5

0,5


55

10.04

Пейзаж и его роль в

произведении.

1

0,5

0,5


56




57

14.04




17.04

Сказка и быль в «Кладовой солнца».Смысл названия

произведения. Жанр сказки-были.


Р.р. Подготовка к сочинению по сказке-были «Кладовая солнца»

1





1

1





1


58

21.04

Страницы поэзии.

Весна в произведениях русских поэтов.

1


0,5

0,5


59

24.04

М.М.Зощенко. О писателе. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя»

1


0,5

0,5


60

28.04

Ю.М.Нагибин. Из автобиографии

писателя. Рассказ «Старая черепаха».

1


0,5

0,5


61

5.05

В.Г.Распутин. О писателе. Рассказ «Уроки французского».

Сюжет, герои.

1


0,5

0,5


62

8.05

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

1


0,5

0,5


63

12.05

Душевная щедрость

учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия

рассказа.

1


0,5

0,5


64

15.05

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика.

1


0,5

0,5


65-66

19.05

22.05

Д.Олдридж «Последний дюйм».

Сюжет, герои. Поведение людей в экстремальных ситуациях. Мужество, упорство героев

2


0,5

0,5


67

26.05

Р/Р Отзыв о книге.

«Книга – друг»

1



1

68

29.05

Итоговый урок.

Завершая раздел и изучение литературы в 6 классе.

1


1


69-70


Резервные уроки

2


2



Название документа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС


№ урока

Тема урока

Тип урока

Вид контроля за уровнем усвоенного

Примерное домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч.)

1

О главном в литературе.

Комбинированный

наблюдение над языком, чтение раздела, ответы на вопросы, определение теоретического понятия

С. 4. Попробуй сочинить.

Стр.5 задания к

уроку внеклассного

чтения

2.09


2

О книге. Художник книги о книге.

Комбинированный


наблюдение над языком, самостоятельный анализ


В библиотеке выбрать книгу для

чтения

5.09


Русский фольклор (3 ч.)

3

О былине и ее героях.

Изучение нового материала

определение теоретического понятия

Прочитать былину

стр.12-18

9.09


4-5

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Герои, построение, язык поэмы.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, наблюдение над языком, самостоятельный анализ

1)Выразительно читать былину.

2)Вопросы и задания стр. 18-19

12.09

16.09


Древнерусская литература (3 ч.)

6-7

Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывки).

Урок-исследование

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

1.стр.22-24 читать,

записи

2. стр.24-33, читать,

пересказ

19.09

23.09


8

«Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат».

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения

стр.35-39 пересказ,

вопросы стр.39

26.09


Литература XIX века (34 ч.)

9

В.А.Жуковский «Светлана».

Фольклорная основа баллады

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения

Выучить наизусть

отрывок из баллады (2-3 строфы)

30.09


10

И.В.Гёте. «Лесной царь». Особенности балладного сюжета

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Выразительно читать

балладу

3.10


11

Ф.Шиллер «Перчатка». Лирико-романтическая окрашенность

повествования.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, самостоятельный анализ

Выразительно читать

балладу, задания

стр.56

7.10


12

А.Н.Майков «Емшан».

Картины природы.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения

Выразительно читать

балладу, задания стр.60

10.10


13

А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения

Выразительно читать

балладу, задания

стр.68

14.10


14

О рифме и строфе.

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Вопросы и задания стр. 70-71.

Подготовить

сообщение о жизни

А.С.Пушкина из разных источников.

17.10


15-16






А.С.Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге». Летописный

источник, балладный характер «Песни…». Художественное

воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, самостоятельный анализ

1.Выразительно читать «Песнь…», в.

1-5 стр.81.

2.Выучить

отрывок наизусть, в.6-10 стр.81

Выбрать проект по

разделу 2 часть стр.21-22

21.10

24.10


17

Как учить стихи наизусть.

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Выучить любимое

стихотворение наизусть

28.10


18

«Няне». Волнующая

задушевность стихотворения.

Экспрессивность лексики.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы, самостоятельный анализ

Выучить стихотворение наизусть

31.10


19

Зимние мотивы в творчестве

А.С.Пушкина «Зимняя

дорога», «Зимнее утро»

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выучить «Зимнее

утро» наизусть

11.11


20

Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Туча». Исполнение

лирического произведения.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения

Выучить «Узник»

наизусть.

Подготовиться к

внеклассному чтению.

14.11


21

Внеклассное чтение по лирике А.С.Пушкина.

Внеклассное чтение

самостоятельный анализ

Прочитать роман

«Дубровский»

18.11


22

А.С.Пушкин. Роман

«Дубровский». История создания, сюжет. Ссора

К.П.Троекурова и

А.Г.Дубровского. (Анализ I главы).

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать II и III главы.

Вопросы 1-4 стр. 164

21.11


23

Суд и его последствия.

(Анализ II и III главы)

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать IV,V главы.

Вопрос 8 стр.164-165

25.11


24

Прощание В.Дубровского с отцом и родным домом.

(Анализ IV,V глав)

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать VI-IX главы, озаглавить их.

Вопрос 9 стр.165

28.11


25

Пожар в Кистенёвке. Учитель. (Анализ VI-IX глав).

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать X-XVI главы, озаглавить их.

Пересказ эпизода

«Обед в Покровском»

от лица одного из

персонажей

2.12


26

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (Анализ XI – XVI глав).

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать XII-XIX

главы.

Вопрос 10-17 стр.165-166

5.12


27

Развязка романа «Дубровский».

Подготовка к сочинению по роману.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Написать сочинение

стр.166

9.12


28

Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выучить наизусть

«Пловец».

12.12


29

М. Ю. Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус». Обобщённый смысл стихотворения

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выучить стихотворение «Парус» наизусть.

16.12


30

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и

дисгармонии человека с миром.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выразительно читать

стихотворение. Вопросы стр.178-179

19.12


31

Избранные произведения

М.Ю.Лермонтова.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выразительно читать

стихи.

Вопросы стр. 182-183. Составить

кроссворд по лирике

Лермонтова.

23.12


32

О стихотворных размерах (трёхсложные размеры стиха).

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Стр.185-186 вопросы и задания. Читать

повесть Н.В.Гоголя

«Майская ночь или…»

26.12


33

Н. В. Гоголь. Об авторе. «Майская ночь, или утопленница». Сюжет. Композиция.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Дочитать повесть.

Вопрос 1,2 стр.222

30.12


34

Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Подготовить пересказ

эпизодов

взаимоотношений Ганны и Левко.

Вопрос 3-5 стр.222

13.01


35

Ироническое изображение «власти» (пана головы).

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Подготовить пересказ

эпизодов, изображающих пана

голову

16.01


36

Картины народной жизни и украинской природы в повести.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выучить отрывок

наизусть

20.01


37

Внеклассное чтение. «Ночь перед

Рождеством». О повести.

Внеклассное чтение

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Вопросы стр.226

23.01


38

С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня».

Анализ эпизода.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Выразительно читать

эпизод «Падение

снега». Сочинить

очерк стр.237

27.01


39

Мотивы родной природы в русской лирике

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Стр.241-245

выраз. читать

30.01


40

А.П.Чехов. О писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Приёмы

создания комического эффекта.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Подготовить пересказ

рассказа, ответить на

вопросы стр.9

II часть.

Прочитать рассказы

«Смерть чиновника»,

«Пересолил».

3.02


41

А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил». О

смешном в художественном

произведении.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Ответить на вопросы

стр.14-15, 19-20.

Подготовиться к защите проекта стр.21

6.02


42

Р.р. Сочиняем юмористический

рассказ.

Рр

самостоятельный анализ

Дописать рассказ

10.02


Русская литература XX века ( 26 ч.)

43

В.Г.Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Особенности

повествования. Вера писателя в человека.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Перечитать 2-5 главы. Подготовить

выразительное чтение эпизода

знакомства Васи с

Валеком и Марусей.

Вопросы к первой части стр. 71-72

13.02


44

Нравственная суть взаимоотношений героев.

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Перечитать 6-8 главы, ответить на

вопросы стр.72 к 3,4,5 главам

17.02


45

Труд в жизни детей

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Вопросы стр.73.

Вопрос 6 стр.73

письменно

20.02


46

Участие природы в судьбе героев. Портрет литературного героя.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Вопросы стр.76.

Написать сочинение

стр.76.

Прочитать рассказ

Н.Д.Телешова «Домой».

27.02


47

Н.Д.Телешов. О писателе. Рассказ «Домой». Сюжет, герои

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Пересказать

3.03


48

Переживания осиротевшего мальчикаи мотивы его поведения.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Ответить на вопросы стр. 93

6.03


49

Альфонс Доде. «Маленький шпион».

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Пересказ, вопросы стр.104

13.03


50

А.П.Платонов. О писателе. Рассказ «Песчаная

учительница». Труд как

нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Пересказать, отв. на

вопросы стр.113-114.

Прочитать рассказ

«Корова»

17.03


51

Внеклассное чтение.

А.П.Платонов «Корова». Сила любви в рассказе.

Внеклассное чтение

самостоятельный анализ

Написать сочинение

стр.114

20.03


52

М.М.Пришвин. Писатель о себе.

Сказка-быль «Кладовая солнца».

Художественные особенности

произведения. Сюжет. Система образов.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Дочитать произведение до конца. Найти эпизоды,

раскрывающие

отношения Насти и

Митраши

31.03


53

Нравственная суть

взаимоотношений Насти и Митраши

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Подготовить рассказ о взаимоотношениях Насти и Митраши,

вопросы 5,6,7 стр. 150

3.04


54

Значение истории Травки для понимания идей повести

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Подготовить рассказ о Травке, Антипыче и Сером помещике;

7.04


55

Пейзаж и его роль в

произведении.

Урок-исследование

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Выразительно читать

отрывки о природе.

Ответить на вопросы стр. 154

10.04


56

Сказка и быль в «Кладовой солнца».Смысл названия

произведения. Жанр сказки-были.

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Вопросы 9,10,11 стр.150

14.04






57

Р.р. Подготовка к сочинению по сказке-были «Кладовая солнца»

Рр

самостоятельный анализ

Написать сочинение

17.04


58

Страницы поэзии.

Весна в произведениях русских поэтов.

Комбинированный

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Выучить

одно стихотворение наизусть

21.04


59

М.М.Зощенко. О писателе. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя»

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Ответить на вопросы

стр.170, 174

24.04


60

Ю.М.Нагибин. Из автобиографии

писателя. Рассказ «Старая черепаха».

Изучение нового материала

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Пересказ, вопросы стр. 188-189

28.04


61

В.Г.Распутин. О писателе. Рассказ «Уроки французского».

Сюжет, герои.

Урок-исследование

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Дочитать до конца.

Ответить на вопросы 1-3 стр.221

5.05


62

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Вопрос 4,5 стр.221

8.05


63

Душевная щедрость

учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия

рассказа.

Урок-исследование

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

Прочитать любой

рассказ стр.223.

Вопросы стр.223

12.05


64

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Лирика.

Изучение нового материала

ответы на вопросы, определение теоретического понятия

Выучить одно

стихотворение наизусть

15.05


65-66

Д.Олдридж «Последний дюйм».

Сюжет, герои. Поведение людей в экстремальных ситуациях. Мужество, упорство героев

Комбинированный

задания по тексту изучаемого произведения, ответы на вопросы

1.пересказать эпизод,

вопросы стр. 255.

Подготовиться к защите проекта стр.256

19.05

22.05


67

Р/Р Отзыв о книге.

«Книга – друг»

Рр

самостоятельный анализ

Подготовить отзыв о

последней прочитанной книге

26.05


68

Итоговый урок.

Завершая раздел и изучение литературы в 6 классе.

Комбинированный

ответы на вопросы


29.05


69-70

Резервные уроки







Название документа Пояснительная записка.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2006)

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой гимназии на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью;

  • составление плана;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование. В течение учебного года обучающиеся пишут 4 сочинения (из них 2 аудиторных и 2 домашнее). Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.

Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2003).



Основное содержание


Введение.

О главном в литературе. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самостоятельное чтение: книги, прочитанные летом.

Контроль знаний: анализ устных ответов и читательских дневников.

Устное неродное творчество

О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Самостоятельное чтение: былины о героях.

Теория: былина как фольклорный жанр, былинный стих, построение былины, язык былины, постоянные эпитеты, гипербола.

Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений; художественные особенности былин.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученных произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять произведения фольклора.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.


Из литературы Древней Руси


Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». Прославление патриотического подвига русских воинов. «Евпатий Коловрат». «Слово о погибели Русской земли». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам.

Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление патриотического подвига русских воинов.

Самостоятельное чтение: Т.Н.Михельсон «Рассказы начальной русской летописи».

Теория: летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, особенности летописи.

Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.


Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.


Баллады

В.А.Жуковский

«Светлана», «Лесной царь»; Ф.Шиллер «Перчатка»; А.Н.Майков «Емшан»; А.К.Толстой «Канут». Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.

Самостоятельное чтение: Анекдоты о Ходже Насредине.

Теория: особенности баллады как жанра, балладного сюжета, понятие рифмы и строфы.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты произведений, анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты в жанре баллады.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение.


Из литературы XIX века

А.С.Пушкин

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. «Благородный разбойник » Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Пейзаж, его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.


М.Ю.Лермонтов

«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Аллегорический смысл стихотворения. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Звукопись. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.


Н.В.Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. Поэтизация вольной, чистой и светлой любви.

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации.


И.С.Никитин «Лес», «Ярко звёзд мерцанье…», Н.П.Огарёв «Дорога», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», А.А. Фет «Чудная картина», И.З.Суриков «Степь». Тема дороги, шири, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений.

Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении.

К.М.Станюкович

«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.


А.П.Чехов

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя .

«Смерть чиновника», «Пересолил». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.


В.Г.Короленко

«Дети подземелья». Вера писателя в человека. Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести добро ты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет литературного героя.


Н.Д.Телешов

«Домой». Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. Человечность старика – каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

Самостоятельное чтение: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством», рассказы А.П.Чехова.

Теория: литературоведческие понятия (экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись); изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение).

Обучающиеся должны знать: прочитанные произведения, новые литературоведческие понятия: экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись; изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение),

Обучающиеся должны уметь: применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка), работать со стихотворной речью (строфа, ритм, рифма), определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение (аудиторное и домашнее), тестирование.

Из литературы ХХ века

А.П.Платонов

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни. Самоотверженность , доброта, отзывчивость героини.


М.М.Пришвин

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идей повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.


Страницы поэзии. И.А.Бунин, И.В.Северянин, А.Т.Твардовский, А.П.Межиров. Красота родной природы.


В.Г.Распутин

«Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими. Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия. Изображение человека в эпическом произведении.


Ю.М.Нагибин «Старая черепаха». Воспитание нравственных качеств.


Д.Олдридж

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.


Страницы поэзии. А.Я.Яшин, А.В.Жигулин. Тонкое «чувствование» родной природы.

Самостоятельное чтение: произведения Платонова А.П., произведения писателей-фантастов.

Теория: жанр были-сказки, жанры фантастики, роль и характер героев, авторская позиция.

Обучающиеся должны знать: содержание изучаемых произведений, жанр были-сказки, роль и характер героев, позицию автора.

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать изученные произведения, определять темы и нравственные проблемы произведений, пересказывать устно и письменно, составлять простой и сложный план, давать развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять стихи ; писать сочинение на литературную тему.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, исполнение произведений), письменных работ в тетрадях, сочинение на литературную тему.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Введение.

2

Текущий контроль

  1. Русский фольклор


3

Текущий контроль

  1. Древнерусская литература

3

Текущий контроль


  1. Литература XIX века

34

Текущий контроль

Домашнее сочинение -1

Классное сочинение - 1


  1. Литература XX века


28

Текущий контроль

Домашнее сочинение - 1

Классное сочинение – 1


Итого:

70


Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и проводить элементарный анализ художественного текста;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • давать краткую характеристику героев,

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом

норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе.



Литература для учителя

  1. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград, Учитель, 2002

  2. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  3. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  4. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000

  5. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  6. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2006


Литература для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.

  2. Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.

  3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Литература. Большая детская энциклопедия;

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»;

- Энциклопедия «Искусство России».





Рабочая программа по литературе 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2006)

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. 

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.   

Автор Корнеева Наталия Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 642
Номер материала 41929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓