Главная / Русский язык и литература / рабочая программа по литературе (6 класс)

рабочая программа по литературе (6 класс)

hello_html_m2a7690f7.gif
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия

имени народного поэта Республики Башкортостан Назара Наджми города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель кафедры Зам. директора по УР Директор

гуманитарных дисциплин МБОУ башкирская гимназия

им. Н. Наджми г. Дюртюли

__________ Г.Ш. Абдуллина _____________З.Ф.Ахметова ____________Г.Н. Хусаенова

Протокол №__ от « __ » _________2014 г. «____ » __________ 2014г. Приказ №__от «___»______2014г.



Рабочая программа

на 2014-2015 учебный год



Предмет литература

Класс 6

Общее количество часов 105

Количество часов в неделю 3

Программа: Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2012.

Учебник: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. (В.П.Полухина, В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин); под. ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014

Учитель Бикбаева Ильмира Талгатовна



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной /М.: Просвещение, 2009 и учебника для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. /В.П.Полухина, В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под. ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014


Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:


  • Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Минобрнауки РФ №253 от 21.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Учебный план МБОУ башкирская гимназия им.Н. Наджми на 2014-2015 учебный год.


Уровень изучения учебного материала: базовый

Цели обучения

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Информация о количестве учебных часов


Согласно учебному плану МБОУ башкирская гимназия им. Н.Наджми для обязательного изучения литературы в 6 классе отводится 102 учебных часа в год из расчёта 3 учебных часа в неделю. В соответствии с расписанием гимназии на 2014-2015 учебный год и с учетом государственных праздников данная программа рассчитана на 105 часов. Срок реализации программы – 1 год.





Наименование видов работы

Iчетверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Домашнее сочинение

2

1



Классное сочинение

-

2

3

1

Внеклассное чтение

1

2

3

1











Виды и формы контроля



Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, произведения для заучивания наизусть





Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса


В результате изучения литературы ученик

должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.




Содержание тем учебного предмета




Введение Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Из литературы XVIII века


Русская басня. Жанр басни. Истоки басенного жанра.

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха». Высмеивание общечеловеческих недостатков.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений)

Из литературы XIX века


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно -поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа и одновременно теплый, уютный дом. Чувство любви к красавице и благоговение перед ней.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления)



Михаил Юрьевич Лермонтов . Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности изображения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.


«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе


Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.


Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.


Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).



Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия)





Поэты XIX века о родной природе


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).



Из литературы XX века


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Чудесный доктор». Признаки рождественского рассказа.


Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.


Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне


К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия)




Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Критики», «Срезал». «Странные люди» - герои Шукшина. В.М. Шукшин и его фильмы. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.



Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы



Из литературы народов России


Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Традиции, обычаи и культура татарского народа. Надежда на просвещенное будущее. К. Кулиев. «Когда навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Стихи о родной природе, Родине


Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления)

М.де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о писателе. «Дон Кихот» – пародия на рыцарский роман, своеобразная энциклопедия испанской жизни XVII века .

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованном обществом с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение


Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).










Календарно-тематическое планирование



п\п

Тема урока


Часы

Дата проведения

ТСО,ИКТ, наглядность


Характеристика

видов деятельности учащихся

по кален-дарю

фактичес-кая


I Ч Е Т В Е Р Т Ь (26 часов)








1.


Художественное произведение. Автор и его герои. Авторская позиция.


1ч.



03.09.



Диск «Уроки литературы», портреты писателей; план анализа поэтического и прозаического произведения; фонохресто-матия

Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения, искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе

2.

УНТ. Обрядовые песни.

1ч.


04.09.





Научиться различать жанры фольклорных произведений, использовать их в устной и письменной речи; осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия; выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно – следственные связи; строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

3.

Пословицы и поговорки, как малый жанр фольклора.

1ч.

05.09.



Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок. Уметь устанавливать аналогии, формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

4

Загадки. Афористичность загадок.

1ч.

10.09.



Научиться составлять план устного высказывания; устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; планировать и регулировать свою деятельность; формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

5.6

Русские летописи. «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Развитие представлений о русских летописях.

2ч.

11.09.

12.09.



Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?

7.

И.И.Дмитриев. «Муха». Осуждение лени, безделья, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

1ч.


17.09.




Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.

8.

И.А.Крылов «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи.

1ч.

18.09.



Знать понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.

9.

И.А.Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

1ч.

19.09.



знать понятие «басня», структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях.

Уметь анализировать басню, определять проблематику произведения.

10.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1ч.

24.09.




11.

А.С.Пушкин Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1ч.

25.09.



Знать термины «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, его вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения

12.

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр дружеского послания

1ч.

26.09.



Знать факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя; определять стихотворный размер; выразительно читать наизусть.

13.

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема, идея. Роль композиции в понимании смысла стихотворения

1ч.

01.10



14.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению «Зимнее утро».

1ч.

02.10.



15.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.


1ч.

03.10.



16.

Двусложные размеры стиха

1ч.

08.10.



17.

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль случая в композиции произведения.

1ч.

09.10.



Знать сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

18

Вн. чт. А.С.Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции рассказа.


1ч.

10.10.



Знать сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев

19.

А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.

1ч.



15.10.




Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев; выделять, извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; формулировать вопросы; анализировать текст , эпизод , используя терминологию и полученные знания; синтезировать полученную информацию для составления монологического высказывания; вести диалог, дискуссию;

20.

Конфликт А.Дубровского и К. Троекурова.

1ч.


16.10.





21.

Протест В. Дубровского против произвола и деспотизма


1ч.

17.10.



22.

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

22.10.



23.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

1ч.

23.10



24.

Осуждение произвола и деспотизма в повести.

1ч.

24.10.



25.

Романтическая история любви В. Дубровского и М. Троекуровой.

1ч.

29.10.



26.

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения

1ч.

30.10.




II ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)







27

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

05.11.



Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

28.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

1ч.

06.11.



Знать факты биографии М.Ю. Лермонтова и периоды его творчества, историю создания стихотворения; правильно использовать термины «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, его вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения

Искать и выделять необходимую информацию из учебника, создавать обобщения, уметь определять средства художественной выразительности и их роль, прослеживать эволюцию чувств лирического героя; определять стихотворный размер; правильно строить монологическое высказывание, вести диалог, формулировать свою точку зрения, вопросы ; определять стихотворный размер; выразительно читать наизусть

29.

Антитеза как основной прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес». Особенности выражения темы одиночества.

1ч.

07.11.



30.

М.Ю.Лермонтов «Тир пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

1ч.

12.11.



31.

Трехсложные размеры стиха.

1ч.

13.11.



32.

Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова».


1ч.

14.11.



Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой ; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

33.

Вн.чт. Н.В.Гоголь « Старосветские помещики»

1ч.


19.11.




Осмысленно читать и объяснять прочитанное, отвечать на вопросы, вести диалог, формулировать собственную точку зрения и позицию

34.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».

1ч.



20.11.




Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в рассказе И.С.Тургенева; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию

35.

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

1ч.

21.11.



36.

Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров.

1ч.

26.11.



37.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело…». Роль антитезы в стихотворении.

1ч.

27.11.



Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет поэта; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать стихотворение по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; учить наизусть. Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

38.

Ф.И.Тютчев «Листья»: обучение анализу одного стихотворения.

1ч.

28.11.



39.

А.А.Фет Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

1ч.

03.12.



40.

А.А.Фет. «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1ч.

04.12.



41.

А.А.Фет. «Еще майская ночь...» Переплетение и взаимодействие тем любви и природы.

1ч.

05.12.



42.

Р.р. Классное сочинение «Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.Тютчева и А.Фета».

1ч.

10.12.



43.

Защита творческого проекта по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1ч.

11.12.



44.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

1ч.

12.12.



Искать и выделять необходимую информацию из учебника; создавать обобщения; формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, устанавливать причинно-следственные связи; строить монологические высказывания, участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение, планировать алгоритм ответа,

45.

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики. Роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

1ч.

17.12.



46.

Вн. чт Н.А.Некрасов «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. Некрасова.

1ч.

18.12.



47.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша» Понятие о сказе.

1ч.

19.12.



Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать образы, сопоставлять по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач



48.





1ч.



24.12



Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

49.

Изображение представителей царской власти в сказе «Левша». Авторское отношение к героям повести.

1ч.

25.12.



50.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению по сказу.


1ч.

26.12.




III ЧЕТВЕРТЬ (29 часов)






51.

Р.р. Классное сочинение «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.Лескова «Левша»





52.

Вн. чт. Н.С.Лесков «Человек на часах».

1ч.




53.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия»

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текст ;самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментировать художественное произведения; анализировать текст. Знать факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания; знать определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа; сопоставлять героев, давать речевую характеристику

54.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1ч.




55.

Я. П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе.

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет поэта; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать стихотворение по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; учить наизусть. Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые

56.

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…». Особенности пейзажной лирики

1ч.




57.

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» Обучение анализу одного стихотворения

1ч.




58.


А.П.Платонов. Слово о писателе «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас.

1ч.




Прочитать сказку-быль, знать содержание, подготовить художественный пересказ, моделировать монологическое высказывание, выявлять способы выражения авторской позиции в произведении, формулировать вопросы и отвечать на них

59.

А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.

1ч.




Читать статью учебника об А.С. Грине; прослушать инсценированный фрагмент феерии и осмыслить сюжет произведения, ответить на вопросы, пересказать отрывок; анализировать текст; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи

60.



Душевная чистота главных героев повести.



1ч.




61.

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.





Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в произведении; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию; анализировать эпизод

62.

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца»

1ч.




63.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1ч.




64.

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М.Пришвина «Кладовая солнца».

1ч.






65.

Р.р. Классное сочинение «Почему Травка спасла Митрашу?»

1ч.




Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

66.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.Симонов «Сын артиллериста»

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию из учебника; создавать обобщения; формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, устанавливать причинно-следственные связи; строить монологические высказывания, участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение, планировать алгоритм ответа, анализировать поэтическое произведение; выразительно читать наизусть

67.

Д.Самойлов «Сороковые…» Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1ч.




68.

Вн. чт. Альберт Лиханов .«Последние холода»

1ч.




Знать содержание, подготовить художественный пересказ эпизодов, анализировать поступки персонажей, делать самостоятельные выводы, формулировать вопросы и отвечать на них; выявить способы выражения авторской позиции

69.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в произведении; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию; анализировать эпизод

70.

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Нравственные проблемы рассказа.

1ч.




71.

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

1ч.




72.

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика.

1ч.




73.

Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего сверстника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина».

1ч.




Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

74.

Вн. чт. Н.Наджми. Стихи о Родине.


1ч.




Подготовить сообщение о творческом пути поэта, выразительно читать наизусть стихи, анализировать поэтическое произведение.

Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет поэта; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать стихотворение по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; учить наизусть. Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые

75.

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н.Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1ч.







76.

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Усвоение содержания.


1ч.




Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в произведении; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию; анализировать эпизод

77.

Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера.

1ч.




78

Контрольная работа (или тест) по творчеству Н.Лескова, А.Чехова, М.Пришвина

1ч.




Корректировать и проектировать восполнение пробелов в знаниях; формулировать собственное мнение и позицию

79.

РЕЗЕРВ

1ч.







IV ЧЕТВЕРТЬ (26 часов)







80.

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет поэта; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать стихотворение по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; учить наизусть. Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые

81

С.А.Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэта





82.


А.А.Ахматова. Слово о поэте.«Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.

1ч.




83.

Р.Р. Сочинение «Русские поэты 20 века (по выбору) о любви к Родине»

1ч.




Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

84.

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в произведении; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию; анализировать эпизод

85.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве В.Шукшина.

1ч.




86.

К.Кулиев. Слово о поэте. Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия.

1ч.




Подготовить сообщение о творческом пути поэта, выразительно читать наизусть стихи, анализировать поэтическое произведение.

Искать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет поэта; читать вслух и понимать прочитанное; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы; анализировать стихотворение по предложенному плану и образцу; работать в группе, создавать монологическое высказывание; учить наизусть. Синтезировать полученную информацию для составления плана сочинения, уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой; формулировать собственную точку зрения, использовать различные речевые

87

Г.Тукай. Слово о поэте. «Книга», «Родная деревня».Любовь к малой родине, верность традициям народа.

1ч.




88.

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

1ч.




Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; формулировать вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе; осмысленно читать и объяснять прочитанное, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение ; уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь читать вслух и понимать прочитанное

89.

Подвиги Геракла.

1ч.







90.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1ч.




91.

Гомер «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

1ч.




92.

Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

1ч.




93.

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире

1ч.




Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения; формулировать вопросы, обращаться за помощью к учебной литературе; осмысленно читать и объяснять прочитанное, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь читать вслух , пересказывать и понимать прочитанное;

94.

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

1ч.




95.

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Рыцарская баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1ч.




Искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; планировать алгоритм ответа; составлять литературный портрет писателя; осознавать усвоенный материал; формулировать вопросы, определять роль изображения природы в произведении; анализировать текст, отвечать на вопросы, сопоставлять образы персонажей; аргументировано формулировать свою точку зрения и отстаивать ее; вести диалог и дискуссию; анализировать эпизод

96.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

1ч.




97.

Изображение дикой природы в новелле.

1ч.




98.

М.Твен «Приключение Г. Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

1ч.




99

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1ч.




100

Вн. чт. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча




101

Маленький принц , его друзья и враги. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1ч.




102

«Что изменило во мне изучение литературы в 6-ом классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся.

1ч.




Формировать умение к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, выполнять контрольные и итоговые задания с последующей самопроверкой, коллективное проектирование способов дифференцированного домашнего задания

103

«Путешествие по стране Литературии 6-ого класса». Урок-викторина

1ч.




104

Итоговый урок. Список рекомендуемой литературы для летнего чтения.




105

РЕЗЕРВ










Материально-техническое обеспечение


  1. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. (В.П.Полухина, В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин); под. ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2014.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ./М-во образования и науки Рос.Федерации- М.: Просвещение, 2011.

3.Фундаментальное ядро содержания общего образования./Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, под редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень) : В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина,. – М.: Просвещение, 2012.

5. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.- 2-е изд., перераб. - /Н.В.Егорова. – М.: Вако, 2013. – 416 с.-

( В помощь школьному учителю).

6. Зинина . Теория литературы Раздаточный материал на печатной основе

7. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

8. Фонохрестоматия к учебнику литературы 6 класса.

9. Словари, справочники, энциклопедии

10..Компьютер, мультимедийный пр

11.CD для работы в классе и дома.

12. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов, иллюстраций.

13. Стенд для размещения творческих работ обучающихся.






































31


рабочая программа по литературе (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена в соответствии с положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,  на основе примерной Программы основного общего образования по  литературе и Программы по литературе для  общеобразовательных  учреждений  5-11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  /М.: Просвещение,  2009 и  учебника  для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. /В.П.Полухина, В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин; под. ред. В.Я.Коровиной –  М.: Просвещение, 2014

 

                 Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

 

-        Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.  «Об образовании в Российской Федерации».

-        Приказ Минобрнауки РФ №253 от 21.03.2014г.  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

-        Учебный план МБОУ башкирская гимназия им.Н. Наджми на 2014-2015 учебный год.

 

 

Автор Бикбаева Ильмира Талгатовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 384
Номер материала 34416
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓