Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № от «___»_______20__г.

Директор Л.В.Шиленкова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу литературы,

изучаемому на базовом уровне.

( 6 класс)






Якимова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.













Срок реализации программы 2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы образовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2010, что полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Министерства образования России № 1312 от (марта 2004 года), а также требованиям ФГОС. Содержание школьного курса образования концентрично (5-9 и 10-11 классы). Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы. Количество часов, предусмотренных программой для изучения курса литературы, составляет в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Преподавание ведется по учебнику-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, М: «Просвещение», 2014.

Назначение рабочей программы:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Учебный материал на всех ступенях общего образования выстроен таким образом, что учащийся неоднократно обращается к творчеству писателей-классиков, постепенно приобретает представление о жизненном и творческом пути писателей, анализирует устойчивые для русской и мировой литературы темы и проблемы. Программа каждого курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеке).

В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 6 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 10-11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 20 века)

Отбор произведений для основной школы (5-9 классы) учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка

  • Цели

Задачи организации учебной деятельности:


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

  • развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя


Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский

В своей работе использую следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа.

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  9. Подготовка сообщений, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В результате изучения литературы на базовом уровне шестиклассник


должен знать и понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия


уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета.)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе в 6 классе (68 часов, 2 часа в неделю)

Количество контрольных работ за год:

Контрольная работа, тестирование

Классное сочинение

Домашнее сочинение

10

4

4

2


№ п/п

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности

Наименование самостоятельных, практических, лабораторных, контрольных работ и их функции

Формы контроля знаний

Необходимое оборудование

Количество часов

Дата

план

факт

В процессе изучения курса литературы учащиеся должны правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и чтение наизусть; владеть подробным, выборочным, сжатым пересказом в том числе от другого лица; уметь составить развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое ,отзыв на самостоятельно прочитанное произведение ( как устно. так и письменно); свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в 6 классе произведений; уметь создавать план будущего сочинения, создавать оригинальные произведения (загадки, сказки, частушки и др.).

1.

Художественное произведение и автор.

Изучение нового. Беседа, работа с книгой


Фронтальная

Учебник-хрестоматия под редакцией В.Я.Коровиной

1



2-3.

УНТ. Обрядовый фольклор

Комбинированный


Фронтальная, индивидуальная

Сборник «Обрядовая поэзия»

2



4.

УНТ. Пословицы и поговорки

Повторение изученного. Рассказ учителя, беседа


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1



5.

Древнерусская литература. Из «повести временных лет»

Обучение чтению, беседа


Фронтальная, индивидуальная

Учебник

1



6.

Р.Р. Литература и живопись. Древнерусская миниатюра. Картина Васнецова.

Урок развития речи

Проверка умения рассуждать на предложенную тему


Учебник, репродукция картины Васнецова

1



7-9.

Русская басня. И.Дмитриев. И.Крылов

Комбинированный


Фронтальная, индивидуальная


3



10.

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение "Узник"

Рассказ учителя, обучение чтению


………..//……

Учебник-хрестоматия

фонохрестоматия

1

1.10


11.

Ссылка в Михайловское. "Пущину"

Рассказ учителя, практикум


………..//……

………..//……

1

3.10


12

Стихотворение "Зимнее утро"

Рассказ учителя, практикум


………..//……

………..//……

1

8.10


13

Двусложные размеры стиха

………..//……



………..//……

1

10.10


14

Литературная игра "В таинственном мире А.Пушкина"

Урок игра

Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков

Групповая, индивидуальная

Раздаточный материал

1

15.10


15-19.

А.Пушкин "Дубровский"

Обучение чтению, беседа, практикум


Групповая, индивидуальная, фронтальная

Учебник-хрестоматия

5

17.10-31.10


20.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по повести "Дубровский"

Урок развития речи

Проверка умения рассуждать на предложенную тему

Фронтальная, индивидуальная

………..//……

1



22.

М.Лермонтов. О поэте. "Листок", «Утес»

Рассказ учителя, обучение чтению


………..//……

Учебник-хрестоматия

1

12.11


23-24.

Стихотворения "Тучи", "Три пальмы"

Практикум


………..//……

Учебник-хрестоматия

2

14,

19.11


25.

Трехсложные размеры стиха

Рассказ учителя, практикум


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1

21.11


26.

Самостоятельная работа по творчеству М.Лермонтова

Урок контроля

Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков

Индивидуальная

Учебник-хрестоматия, сборники лирики

1

26.11


27-28.

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"

Рассказ учителя, Обучение чтению, практикум


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

2

28.11, 03.12


29.

Стихотворения о природе И.Тютчева и А.Фета

Комбинированный


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1

05.12


30-31.

Н.Некрасов "Железная дорога"

Рассказ учителя, Обучение чтению


………..//……

………..//……

2

10,12.

12


32-34.

Н.Лесков "Левша"

Рассказ учителя, беседа


………..//……

………..//……

3

17, 19, 24.12


35.

А.Чехов "Толстый и тонкий"

Рассказ учителя, беседа


………..//……

Учебник

1

26.12


36-37.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Практикум


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

2



38

Р.Р. Конкурс выразительного чтения стихотворений с музыкальным и живописным сопровождением

Урок-концерт


Индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1



39-40.

Литература 20 века. А.Куприн «Чудесный доктор»

Рассказ учителя, беседа


………..//……

Учебник

2



41-42.

А.Платонов "В прекрасном и яростном мире"

Рассказ учителя, Обучение чтению


………..//……

………..//……

2



43-44.

ВОв в стихотворениях русских поэтов

Практикум


………..//……

Учебник-хрестоматия

2



45-46

В.Астафьев "Конь с розовой гривой"

Рассказ учителя, Обучение чтению, беседа


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

2



47-49.

В.Распутин "Уроки французского"

Рассказ учителя, Обучение чтению, беседа


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

3



50

Р.Р. Письменная работа по произведениям Астафьева и Распутина

Урок контроля

Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков

Индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1



51

В.Шукшин «Критики»

Рассказ учителя, беседа


Фронтальная, индивидуальна

Учебник-хрестоматия

1



52-53

Ф.Искандер "13 подвиг Геракла"

Рассказ учителя, беседа


Фронтальная, индивидуальна

Учебник-хрестоматия

2



54-55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века

Практикум


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

2



56

Урок-зачет по русской литературе

Урок контроля

Контроль с целью определения уровня знаний, умений и навыков

Индивидуальная

Учебник-хрестоматия

1



57-58

Из литературы народов России.

Рассказ учителя, беседа


Фронтальная, индивидуальна

Учебник-хрестоматия

2



59-60

Зарубежная литература.

Мифы Древней Греции.

Рассказ учителя, обучение чтению, беседа


Фронтальная, индивидуальная

Учебник-хрестоматия

2



61

И.Шиллер «Перчатка»





1



62

Д.Лондон "Любовь к жизни"

………..//……….


………..//……

Учебник

1



63-64

Э.С-Томпсон "Снап"

………..//……….


………..//……

Учебник

2



65

Итоги года. Рекомендации летнего чтение

Рассказ учителя, беседа


Фронтальная, индивидуальна

Учебник-хрестоматия

1



66-68

Резервные часы





3



Литература, необходимая для усвоения курса.

Для ученика (обучающегося)

Обязательная


Учебник

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина- М.: Просвещение,2014

Мифы древней Греции

А.С.Пушкин. Сборник стихотворений, «Дубровский»

М.Ю.Лермонтов Стихотворения

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

А.Платонов "В прекрасном и яростном мире"

Д.Лондон «Любовь к жизни»

Э.С-Томпсон "Снап"


Для учителя (преподавателя)

Обязательная

1.Поурочные разработки по литературе 6 класс. Н.В. Егорова. Москва: «Вако»,2004

2. Л.П.Висленко. Литература 5-7 классы. Методическое пособие., Санкт-Петербург : «Паритет», 2001

3.В.П.Полухина. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература» 6 класс. Москва: «Просвещение», 2000.

Дополнительная

1.В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе 6 класс Москва «Просвещение» 1996

2. Н.Ф.Ромашина Тесты текущего и обобщающего контороля 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2007

3.Т.М.Фадеева. Дидактические материалы по литературе. 6класс. Издательство «Экзамен» 2007


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/






«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания Зам.директора по УВР

методического объединения учителей …………..(Н.С.Минаева)

русского языка и литературы №…… от «…..»…………………20…г.

от «….»……………………20…..г.


Рабочая программа по литературе 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы образовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2010, что полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Министерства образования России № 1312 от (марта 2004 года), а также требованиям ФГОС. Содержание школьного курса образования концентрично (5-9 и 10-11 классы). Выбор программы обусловлен тем, что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства, анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.  

Автор Якимова Юлия Александровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 889
Номер материала 13594
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓