Пояснительная записка
Рабочая
программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы
образовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией
В.Я.Коровиной, М: «Просвещение», 2010, что полностью соответствует федеральному
компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом
Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному
базисному учебному плану (утвержден приказом Министерства образования России №
1312 от (марта 2004 года), а также требованиям ФГОС. Содержание школьного курса
образования концентрично (5-9 и 10-11 классы). Выбор программы обусловлен тем,
что она с 5 по 11 класс способствует углубленному изучению творчества
писателей, программа заставляет учащихся больше думать, размышлять, выделять
рациональное зерно произведения, уметь находить изобразительные средства,
анализировать сюжет и композицию, аргументировано отвечать на поставленные
вопросы. Количество часов, предусмотренных программой для изучения курса
литературы, составляет в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю). Преподавание
ведется по учебнику-хрестоматии под редакцией В.Я. Коровиной, М: «Просвещение»,
2014.
Назначение рабочей программы:
- приобщить
учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной
литературы
- сформировать
представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить
теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
- воспитать
культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,
совершенствования собственной устной и письменной речи.
Учебный
материал на всех ступенях общего образования выстроен таким образом, что учащийся
неоднократно обращается к творчеству писателей-классиков, постепенно
приобретает представление о жизненном и творческом пути писателей, анализирует
устойчивые для русской и мировой литературы темы и проблемы. Программа каждого
курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие
вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное
в природе и человеке).
В
каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе — художественное
произведение и автор, характеры героев; в 6 классе — особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;
в 10-11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская
литература 20 века)
Отбор
произведений для основной школы (5-9 классы) учитывает возрастающий интерес
школьников к нравственно-философской проблематике произведений и
психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет
постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных
направлений.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы
в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание духовно
развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского
сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
·
развитие эмоционального
восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,
творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий;
·
овладение умениями
чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка
ü
Цели
Задачи
организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих
задач
·
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и
расширение эстетического кругозора учащихся;
·
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать
художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание
литературного произведения;
·
эстетических: становление нравственной, духовно свободной
личности.
·
развитие способности формулировать и
аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной
проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и
интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей
произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным
окружением и судьбой писателя
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное
изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский
В своей работе использую
следующие виды деятельности по освоению содержания художественных
произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное,
творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное
чтение.
- Различные виды
пересказа.
- Заучивание
наизусть стихотворных текстов.
- Определение
принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру.
- Анализ текста,
выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление
языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в
дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента.
- Подготовка сообщений, докладов; написание
сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В результате изучения литературы на базовом
уровне шестиклассник
должен знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных
произведений;
основные факты жизни и творческого пути
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия
уметь:
воспринимать и анализировать художественный
текст;
выделять смысловые части художественного
текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного
произведения;
выделять и формулировать тему, идею,
проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений
и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или
фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
создания связного текста (устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
·
определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений;
·
поиска нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета.)
Литература,
необходимая для усвоения курса.
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебник
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина- М.: Просвещение,2014
Мифы древней
Греции
А.С.Пушкин. Сборник стихотворений,
«Дубровский»
М.Ю.Лермонтов Стихотворения
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
А.Платонов "В прекрасном и яростном
мире"
Д.Лондон «Любовь к жизни»
Э.С-Томпсон "Снап"
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
1.Поурочные разработки по литературе 6 класс. Н.В.
Егорова. Москва: «Вако»,2004
2. Л.П.Висленко. Литература 5-7 классы.
Методическое пособие., Санкт-Петербург : «Паритет», 2001
3.В.П.Полухина.
Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература» 6 класс. Москва:
«Просвещение», 2000.
Дополнительная
1.В.П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. Дидактические
материалы по литературе 6 класс Москва «Просвещение» 1996
2. Н.Ф.Ромашина Тесты
текущего и обобщающего контороля 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2007
3.Т.М.Фадеева.
Дидактические материалы по литературе. 6класс. Издательство «Экзамен» 2007
Интернет-ресурсы
для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть
творческих учителей http://www.it-n.ru/
3.
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол
заседания
Зам.директора по УВР
методического
объединения учителей …………..(Н.С.Минаева)
русского языка и
литературы №…… от
«…..»…………………20…г.
от
«….»……………………20…..г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.