Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), из них Р/р – 2; Вн/чт – 3.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 5-6 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Ведущей проблемой курса литературы 5 класса является внимание к книге. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;

  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • воспитание речевой культуры учащихся.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение,.

2.Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение,.

3.Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 5 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение,.


Содержание дисциплины

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Знать: о роли книги в жизни человека.

Уметь: рассказать о компонентах книги.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители сказок. (Обзор).

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Знать о жанрах устного народного творчества, определение, особенности и композиционные части сказок, виды сказок, сюжет сказок, содержание сказок, героев повествования.

Уметь сочинять загадки, частушки, видеть «премудрости» сказок, пересказывать сюжет, рассказать, как оценивают писатели героев народных сказок, читать в лицах, отмечать народные представления о добре и зле, составлять связный письменный текст.

Основные термины по разделу: фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Знать: о литературном памятнике «Повесть временных лет».

Уметь: передать содержание летописи « Подвиг отрока…».

Основные термины по разделу: летопись, хождение, повесть, погодная запись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Знать: о творчестве Ломоносова, роды и жанры литературы.

Уметь: отвечать на вопросы учебника.

Основные термины по разделу: роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

.«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Знать: определение басни и морали, аллегории, сюжет басни, басни наизусть; сюжет сказки Жуковского и героев, историю создания баллады «Кубок», нравственно-психологические проблемы баллады; страницы биографии А.С.Пушкина, о прологе к поэме как о собирательной картине народных сказок, сюжет «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», понятие о стихотворной сказке, рифме, ритме, строфе, сюжет других сказок Пушкина; сюжет сказок Погорельского и Гаршина; страницы биографии М.Ю.Лермонтова, наизусть стихотворение «Бородино», содержание стихотворения; сюжет повести Гоголя, понятие «быль»; содержание стихотворения «На Волге», отрывки из стихов Некрасова наизусть; сюжет рассказа «Муму», о проблеме крепостничества на Руси, понятия «сравнение», «гипербола»; о судьбе Л.Н.Толстого, историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», историю жизни героев, план сравнительной характеристики героев.

Уметь: видеть художественные особенности басен, выразительно читать басни, отвечать на вопросы по сюжету басни, инсценировать их; определять черты народной и литературной сказки; читать наизусть; делать иллюстрацию; доказывать закономерность победы добра в сказках, рассказывать о сказках Пушкина, читать по ролям; пересказать нравоучительное содержание сказки Погорельского; пересказать историю от лица «маленькой, вялой травки», находить особенности поэтических интонаций стиха, поделиться мнением от прочитанного, выразительно читать стихотворения, характеризовать героев рассказа, описывать героев рассказа, составлять связный текст, работать с тестом, составлять рассказ о героях произведения, анализировать поступки героев, давать определение юмору.

Основные термины по разделу: басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, перекрестная рифма, парная рифма, опоясывающая рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»; И.З. Суриков «Зима», выразительное чтение наизусть стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Знать: о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений.

Уметь: выразительно читать стихи, рассказывать об авторе.

Из русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Знать: о Бунине и Короленко, сюжеты рассказов, о портрете как средстве изображения героев, понятие о композиции литературного произведения; о С.Есенине, содержание стихов; о Бажове, содержание сказа; героев сказки «Теплый хлеб», сюжет рассказа «Заячьи лапы» и смысл названия; положительных и отрицательных героев пьесы «12 месяцев»; о жизни и творчестве Платонова, восприятии окружающего мира героем произведения; об автобиографическом произведении Астафьева и истории его создания.

Уметь: составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа; характеризовать героев произведения, составлять рассказ о литературном герое, подтверждая мысли чтением эпизодов, составлять связный письменный текст; отмечать своеобразие языка стихов; составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы; оценивать поступки героев, рассказывать о роли пейзажа в произведении; рассказать случай из жизни о каком-либо животном; рассказать о столкновении добра и зла, оценить поступки героев.

Основные термины по разделу: повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Знать: страницы биографии авторов стихов о войне.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть.

Произведения о Родине и родной природе.

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б.Кедрин «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Знать: страницы биографии авторов стихов.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Знать: образы и сюжеты литературной классики.

Уметь: придумывать забавные истории.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Знать: страницы биографии зарубежных авторов, сюжеты произведений, содержание отдельных глав романа «Приключения Тома Сойера», о друзьях и врагах Герды и Кая, изученный материал по зарубежной литературе.

Уметь: отвечать на вопросы учебника, оценивать поступки главных героев.

Основные термины по разделу: баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов



Р/Р

Вн/чт

1

Введение. Устное народное творчество.

6


1

2

Из древнерусской литературы

1



3

Из литературы XVIII век

1

1


4

Из русской литературы XIX века

33

1

2

5

Из русской литературы XX века

18

1


6

Из зарубежной литературы

6

1

4


Итого

68

4

7


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Календарно-тематическое планирование


п\п

Дата проведения

Факт проведено

Тема

урока

Домашнее задание

I.



Введение



1

5.09


Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

Подготовить пересказ учебной статьи по плану.

С.6, задание 1

II.



Устное народное творчество


2

6.09


Русский фольклор. Малые жанры.

Детский фольклор

Подобрать пословицы, поговорки, загадки; нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3

12.09


Сказка как особый жанр фольклора.

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте

С.10, вопр.1, 6 выучить определение;




4

13.09


«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

Пересказ, выполнить задания №1-7 на с. 37

5

19.09


Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации;

6

20.09


Внеклассное чтение

Мои любимые сказки

Написать сказку; оформит письменно

III.



Из древнерусской литературы


7

26.09


«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Подготовить пересказ по

Вопр. №1-5 с.50

IV.



Из литературы XVIII века


8

27.09


Р.р.М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

С.52-53, пересказ; стихотворение выразительно читать.


V.




Из литературы XIX века


9

3.10


Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр

С.55 -56, учить определения; принести басню «Волк и Ягнёнок»

10

17.10


И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок»

Подготовить чтение басни в лицах; нарисовать иллюстрации к басне.

11

18.10


И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

Выразительное чтение басен, одну наизусть

12

24.10


И.А.Крылов. «Волк на псарне»

Выучить басню наизусть,

13

25.10


Внеклассное чтение

Басенный мир И.А.Крылова

Сочинить басню;

Оформит письменно

14

31.10


В.А.Жуковский. «Кубок»

С.68-69, пересказ.;

с.81-85, выр.чит.;

с.87, вопр.№1-3,5

15

1.11


В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»


Выразительное чтение сказки.

С.79-80, вопр.1-5

16

7.11


А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Подг. выразит. чтение, читать «Сказку о мертвой царевне…»

17

8.11


Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

С.90-91 наизусть;

читать «Сказку о мертвой царевне…»

18

14.11


А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду

19

15.11


Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

Подготовить связный рассказ « Что помогло Елисею в поиске невесты?»

20

28.11


Р.р

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Подготовить сообщения:

Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений

21

29.11


Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Пересказ отрывка

22

5.12


Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

Дочитать до конца, отв. на вопросы 1-7

с.151-152

23

6.12


В.М. Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка «Attalea Prinseps»

Пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки».


24

12.12



Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои.


Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке

26

13.12


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Выразительно читать стихотворение; вопросы с.169-170

27

19.12


Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Выучить наизусть отрывок

28

20.12


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

С.173-174 пересказ;

Краткий пересказ содержания повести

29

26.12


Реальное и фантастическое в сюжете повести

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

1.Подготовить пересказ эпизода от лица деда.

30

27.12


Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»


Выучить отрывок наизусть

31

9.01


Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Читать выразительно;

Письменно ответить на вопрос: «Как я отношусь к героине повести?»

32

10.01


Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Выразительное чтение по ролям; выучить отрывок наизусть

33

16.01


И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе

С.207-208 пересказ. Рассказ о жизни Герасима в городе.

34

17.01


Герасим и его окружение

Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни (по выбору).

35

23.01


Герасим и Муму. Счастливый год

Выразительно читать эпизод «Возвращение Герасима домой»

36

24.01


Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.

Написать сочинение

37

30.01


А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»


С.245 – наизусть;

С.244, 246 – выр. чит.;


38

31.01


Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

Устная характеристика Дины с использованием цитат.

39

6.02


Странная дружба Жилина и Дины

Перечитать главы 3-6, пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену»

40

7.02


Два пленника: Жилин и Костылин.

Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения

Написать сочинение

41

13.02


А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

С.277-279 пересказ; инсценированное чтение

42

14.02


Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева,

А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др.

С.287-наизусть

VI.



Из русской литературы ХХ века


43

20.02


И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

c.4-9 выр. чит., отв. на вопросы

44

21.02


В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

С. 11 пересказ, сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; Судьи и Тыбурция

45

6.03


Р.р.Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

Написать сочинение

46

7.03


Контрольный урок

Анализ эпизода из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»


47

13.03


С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

С.49-50 пересказ;

Выучить стихотворение наизусть по выбору

48

14.03


П. П. Бажов. Слово о писате­ле. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

С.53-54 пересказ; с.54-64, вопр.7

49

20.03


К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Подг. пересказ, задания 7-8 (с. 78), иллюстрации

50

21.03


Роль пейзажа в сказке

К. Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Прочитать сказку «Заячьи лапы» иллюстрации

51

27.03


К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

К. Г. Паустовского

С.78-83, вопр.1-5

52

28.03


С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Чтение по ролям : 2 картина 1 действия.

53

3.04


Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке

54

4.04


А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

c.106 пересказ, рассказ о главном герое.


55

10.04


В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

С.116 пересказ; пересказ эпизода «Как Васютка заблудился»

56

11.04


Человек и природа в рассказе

Сочинение «Как должен человек относиться к природе?»

57

24.04


Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев,

Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

С.155-159 выраз.читать;

наизусть по выбору


58

25.04


Писатели улыбаются.

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский плен­ник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах

С.162-178, вопр.2

59

2.05


Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста».

С.150-151 выр.чит., вопр.1,4

60

8.05


К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети.

С.153-154 выучить наизусть по выбору

VII.



Из зарубежной литературы


61

15.05


Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»

Подг. выразит. чтение. Читать роман Дефо «Робинзон Крузо»

62

16.05


Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Кру­зо

С.188-199 краткий пересказ

63

22.05


X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Отв. на вопросы с.234, подг. пересказ

64

23.05


Р.р В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота ге­роини

Письменно ответить на вопрос:

-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

65

29.05


Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

С.240-250, вопросы

66

30.05


Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Задания для летнего чтения

Задание на лето



Тематика контрольных и самостоятельных работ

Устное народное творчество.

Сочинение волшебной сказки



Из русской литературы XIX века

Контроль техники чтения (на начало года)

Сочинение-отзыв о прочитанной сказке

Обучающее сочинение «Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Му-му»

Домашнее сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Из русской литературы XX века

Контрольное сочинение «Путь Васи к правде и добру»

Урок контроля: тестирование

Классное сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

Писатели улыбаются

Контроль техники чтения (на конец года)





Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:


Класс

5

6

7

8

9

10

11


Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 – 7


Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведения;

неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

неумение построить монологическое высказывание;

низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.




Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


11



Рабочая программа по литературе 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), из них  Р/р – 2; Вн/чт – 3.

 

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Автор Мазитова Мария Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 47658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓