Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

Советского района Алтайского края




Утверждаю

Директор МБОУ Никольская СОШ

-----------/Л.С.Тамбулатова/

« » 2014 г.




Рабочая программа по литературе для 5 класса

на 2014 – 2015 учебный год




Составитель рабочей программы: учитель русского языка и литературы

Неколова Наталья Николаевна.







Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № от « » 2014 года

Руководитель МО /С.В.Бобровских/


Пояснительная записка

Программа литературного образования 5 класс рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) к учебнику «Литература. 5 класс» для общеобразовательных учреждений в двух частях, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Москва, «Просвещение», 2011.

Настоящий тематический план разработан на основе авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Так как в авторской программе нет чёткого деления разделов по часам, данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской на основе УМК.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.



Методы и формы: беседа по вопросам, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и обсуждение статьи, работа с иллюстрациями, выразительное чтение и комментированное чтение, работа с учебником и тетрадью, словарная работа, работа с критической литературой, литературная игра- викторина , творческие работы, мини- тесты, работа с таблицами, индивидуальная, работа в группе., работа в парах

Оборудование (средства обучения) тетрадь, учебник. Портреты писателей, иллюстрации к произведениям. Репродукции картин.

Формы контроля:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- чтение наизусть;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- различные виды пересказа;

- тестирование;



Учебно - методическое обеспечение

1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений в 5-11 классах (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.) Москва «Просвещение» 2009г.

2. Литература: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М.: Просвещение. В 2-х ч. 2010 г.

3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1CD MP3)

4. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.М.: Просвещение. 2013.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М. «Русский язык», 1989 и др. издания.

Наглядно - демонстрационный материал по литературе:

1. Комплект «А.С.Пушкин»;

2. Альбом по литературе (портреты писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин).

3. Презентации к урокам.


Произведения для заучивания наизусть


Пословицы, поговорки.

В.А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И.А. Крылов. Басни (по выбору).

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студёную, зимнюю пору…»).

А.А.Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная вона»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т. Твардовский, К.М. Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1-2 стихотворения).






ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Наименование объектов и средств МТО


- Словари русского языка

- Репродукции картин

- Таблицы

Технические средства обучения

- Классная доска

- Настенная доска

- Ноутбук

- Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры, компьютерные игры, презентации

Оборудование класса

- Ученические столы, стулья

- Стол учительский

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

- Уголки по технике безопасности, для выпускников по подготовке к итоговой аттестации.








НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка письменных работ учащихся


Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Количество в контрольном диктанте

Кол-во слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)1

орфограмм2

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами3

5

90-100

12

2-3

5

15-20

6

100-110

16

3-4

7

20-25

7

110-120

20

4-5

10

25-30

8

120-150

24

10

10

30-35

9

150-170

24

15

10

35-40


1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).


Нормы оценивания диктанта


Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.



2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.


*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.


*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.


*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок



Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.


Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.


Примерный объем текста изложений и сочинений


класс

Объем текста для

подробного изложения1

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы


1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.


С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной

мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или

7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.



Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

•  употребление слова в несвойственном ему значении, например:мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

•  неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

•  нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

•  употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

•  пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

•  стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

•  неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

•  неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа(вместо отец) одного из малышей;

•  смешение лексики разных исторических эпох;

•  употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

•  бедность и однообразие синтаксических конструкций;

•  нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

•  стилистически неоправданное повторение слов;

•  неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

•  неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

•  Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например,  надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм  и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

•  Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

•  Синтаксические

а)      Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)      ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Напри­мер, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунк­туационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровни речевой подготовки учащихся.

При рекомендации объема классных сочинений нужно учитывать, что объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


IV. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


V. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяже нии всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.


Техника чтения

Класс

Вслух

Про себя

5

6

7

8

9

120

140

140 – 150

150

150

140 – 170

170 – 210

210 – 250

250 – 260

260 – 280




КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Отметка «5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Отметка «4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Отметка «3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.





















Календарно-тематическое планирование.

урока

Дата

Тема урока

Основное содержание

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Введение (1 ч)

1


Книга в жизни человека.

Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Создание связного текста на необходимую тему.

Рассказ, работа с книгой, опорные записи.

Устное народное творчество (6)

2


Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок. Детский фольклор (колыбельные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички). Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, уметь создавать письменное оригинальное произведение.

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

3


Сказка как вид народной прозы. “Царевна-лягушка”.


Сказка как вид народной прозы. Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных. Показать способы построения народной сказки. “Царевна-лягушка”. Образ Василисы Премудрой. Образ невесты-волшебницы. Художественный мир волшебной сказки. Иван Царевич, его помощники и противники. Животные-помощники. Народная мораль: добро побеждает зло. Фантастика волшебной сказке.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок .

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

4


Поэтика волшебной сказки.

5


Иван крестьянский сын и Чудо-юдо” как волшебная сказка героического содержания.

Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества. Герои сказки в оценке народа.Главные и второстепенные герои сказки. Герои сказки в оценке народа. Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи.

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа.

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

6


Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Особенности сказок о животных. Народное представление о справедливости в сказках о животных. Народные представления о добре и зле.

Совершенствовать восприятие и понимание бытовой сказки и сказки о животных. Совершенствовать навыки пересказа и речи.

Уметь пересказывать сцены и эпизоды, видеть отличие бытовой сказки от сказки о животных.

Рассказ, беседа, художественный пересказ, просмотр иллюстраций

7


Виды сказок.

Знакомство с творчеством художника В. Васнецова; Ответы на вопросы по русским народным сказкам. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».

Знать некоторые работы кисти Васнецова (“Алёнушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке”. Владеть навыками устного описания по плану.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Тестирование

Древнерусская литература (2 ч)

8


Возникновение древнерусской литературы.. “Повесть временных лет” как литературный памятник.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей. Знакомство с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей. Показать нравственные аспекты летописи. Фольклор и летописи.

Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы.

Знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений.

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова.

9


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Русская литература XVIII века (1 ч)

10


Из русской литературы ХVII века. М.В.Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»

Краткий рассказ о жизни писателя. Знакомство с жанрами и родами литературы. Понятие о юморе. Роды и жанры литературы.

Знать жанры и роды русской литературы.

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории

Русская литература XIX века (27 ч)

11


Жанр басни. Истоки басенного жанра. )Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVII века).

Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев.

Познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века. Знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена.

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

Выразительное чтение.

12


И. А. Крылов. Осмеяние пороков в баснях «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

Краткий рассказ о баснописце. Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова. Понятие об аллегории и морали.

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль.

Владеть навыком объяснения смысла морали.

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням.

13


И.А. Крылов. «Волк и ягнёнок». Выразительное чтение басен.

Знакомство с языковым своеобразием басен Крылова.

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль.

Владеть навыком объяснения смысла морали.

Выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

14


Отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне».

Отражение исторических событий в басне. Познакомить с понятием эзопов язык.

Басня в актёрском исполнении.

Уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил

И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

Выразительное чтение, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

15


В. А. Жуковский. Сказка “Спящая царевна”. Сюжет и герои.

Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка”. Черты литературной и народной сказки.

Знать отличие литературной сказки от народной.

Знать и уметь приводить примеры антитезы.

Беседа, работа с книгой, иллюстрации. Выразительное чтение сказки.

16


В. А. Жуковский. “Кубок”. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Краткий рассказ о поэте. Баллада “Кубок”. Герои баллады. Благородство и жестокость ее героев. Особенность жанра баллады.

Знать определение баллады.

Уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского.

Уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными.

Рассказ, беседа, проблемные задания, выразительное чтение.

17


А.С. Пушкин.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Рассказ о детских и лицейских годах жизни А.С.Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании.

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности.

Работа с книгой, анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть.

18


А. С. Пушкин. Пролог к поэме “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок.

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Пролог к поэме “Руслан и Людмила” - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”.

Знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила”.

Работа с книгой, выразительное чтение наизусть Пролога.

19


А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” – её истоки.

Истоки рождения сюжета сказки. Знакомство с историей сюжета, центральными образами сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил. Работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”. Сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой “Белоснежка” из сборника братьев Гримм.

Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм.

Уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить “бродячие” сюжеты.

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке.

20


Сходство и различие литературной и народной сказки.

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

Ответы на опросы. -Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

В чем превосходство царевны над царицей?

Что помогло Елисею в поисках невесты?

Обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос.

Владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.


21


Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители».

Познакомиться кратко с биографией писателя, с литературной сказкой. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Знать отличие литературной сказки от народной.

Рассказ учителя, работа с книгой, обучение чтению, беседа.

22


В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Познакомить кратко с биографией писателя. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Знать отличие литературной сказки от народной.

Обучение чтению, беседа.

23


М. Ю. Лермонтов. “Бородино”. Историческая основа стихотворения.

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев.

Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве.

Выразительное чтение стихотворения наизусть

24


Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

25


Н. В. Гоголь. Повесть из книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”. “Заколдованное место”.

Познакомить с биографией и творчеством писателя. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Заколдованное место”. Наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повести. Понятие о фантастике. Юмор.

Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя.

Уметь доказывать, что “Заколдованное место” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль.

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование.

Создать иллюстрацию.

26


Реальность и фантастика в повести. Юмор.

27


Н. А. Некрасов.. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа.

Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос”. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения.

Учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, его символическое значение.

Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания.

Выразительное чтение наизусть.

28


Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы “Мороз, Красный нос”.

29


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

30


И. С. Тургенев. “Муму”. Реальная основа повести.

Познакомить с основными этапами жизни писателя. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России.

Познакомить с героями повести, работать над

пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне. Сострадание и жестокость. Осуждение крепостничества Герасима и Муму. Раскрыть одну из тем:

Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?

Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”.

Понимать роль портрета и пейзажа

в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Работа с текстом, беседа, разные виды пересказа, составление цитатного плана рассказа, проблемные задачи. Составление цитатного плана рассказа.

31


Нравственные качества Герасима.

32


Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое

33


А.А.Фет. «Весенний дождь».

Познакомить с творчеством поэта. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Обучение выразительному чтению стихотворения.

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.

Комментированное чтение стихотворения, беседа по вопросам, выразительное чтение стихотворения.

34


Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность национальной вражды.

Познакомить с творчеством писателя. Формировать навыки анализа прозаического произведения. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

Знать основные факт жизни Л.Толстого. Уметь анализировать прозаическое произведение.

Обучение сравнительной характеристике героев.

35


Жилин и Костылин –два разных характера. Жилин и Дина.

36


А. П. Чехов. “Хирургия”. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Ознакомить кратко с биографией писателя. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации Познакомить с понятием “юмор”, отличием юмора от сатиры.

Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.


Рассказ, работа с книгой, беседа, чтение по ролям рассказа.

Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе (2 ч)

37


Русские поэты ХIХ века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева.

Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия “лирический герой”; учить выразительному чтению стихов.

Стихотворный ритм.

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями.

38


Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева,

А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова,

А. В. Кольцова, Н. С. Никитина, А. Н. Майкова,

А. С. Пушкина, И. З. Сурикова.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Русская литература XX века(17 ч)

39


И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Познакомить кратко с творчеством писателя.

«Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Уметь выразительно читать прозаическое произведение, производить его частичный анализ.

Работа с книгой. Обучение чтению, беседа.

40


1)В. Г. Короленко. “В дурном обществе”. Гуманистический смысл произведения.

Краткий рассказ о жизни писателя.

В дурном обществе”. Гуманистический смысл произведения. Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести. Вася и его отец. Развитие их отношений. Мир детей и мир взрослых. Жизнь семьи Тыбурция. Контрасты судеб героев.

Особенности портрета и пейзажа в повести.


Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

1. Каким вы представляете себе Васю (Валека, Тыбурция и т. Д. – на выбор)?

2. Какой эпизод повести вам запомнился? 3. . Как вы понимаете слова Тыбурция: “Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

Понять и объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко “В дурном обществе”, определять позицию автора

Работа с главами повести, беседа.

Выразительное чтение в лицах.

Письменные ответы на вопросы по повести.


41


Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

42


Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».

43


С.А.Есенин. Поэтическое изображение родной природы - «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Познакомить с творчеством поэта. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворения.

Уметь анализировать стихотворения.

Проведение анализа стихотворений, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов.

44


П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант главного героя.

Познакомить с творчеством и самобытностью писателя. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. Отличие и сходство между сказом и сказкой.

Беседа по вопросам, знать определение сказа, уметь отличить сказ от сказки.

Работа с текстом

45


Понятие о сказе. Сказ и сказка.

46


К. Г. Паустовский. “Тёплый хлеб ”.

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя . Герои и их поступки в рассказе “Тёплый хлеб ”. Роль пейзажа в сказке. Тема и проблема произведения. Природа и человек в произведении.

Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Знать черты романтизма, уметь выделять эти черты в произведении.


Рассказ, сообщение, беседа, работа с книгой, иллюстрации, выразительное чтение отрывков.

47


Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

48


К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

49


С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание сказки, душевные качества героев. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.

Уметь проводит сравнительную характеристику героев,

подготовка к домашнему сочинению.

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Работа с текстом.


50


Художественные особенности пьесы-сказки.

51


А. П. Платонов. “Никита”. Быль и фантастика.

Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира. Душевный мир героя.

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев.

Уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы.

Работа с текстом, тренинг, рассказ о главном герое.

52


Единство героя с природой.

53




В. П. Астафьев.

Васюткино озеро”. Поведение героя в лесу.

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать

Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева.

Знать об автобиографических

Беседа, работа с текстом, пересказ эпизода, сделать иллюстрации.

54


Открытие” Васюткой нового озера.

героя, его поступки. Черты характера героя и его поведение в лесу. Понятие об автобиографическом произведении.

произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа.


55


Понятие об автобиографическом произведении.

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе (2 ч)

56


Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.

Знакомство с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Проведение исследования-анализа произведения. Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

57


Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе: Д. Б. Кедрин, А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов.

Писатели улыбаются ( 1 ч)

58


Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характеры героев. Юмор в рассказах.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Работа с книгой, беседа.

«Ради жизни на Земле…» (1 ч)

59


К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» Война и дети.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Познакомить с творчеством писателей, рассмотреть характеры героев.

Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Проведение анализа стихотворений, аналитическая беседа. Выразительное чтение наизусть.

Зарубежная литература (9 ч)

60


Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд». Какие черты характера прославляются в балладах?




Познакомиться с творчеством писателя. Раскрыть смысл названия рассказа. Работа над выразительным чтением. Работа по теории литературы.






Знать содержание , уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию баллады, выделять проблемы.

Знать другие произведения писателя; уметь сопоставлять тему, сюжет, композицию произведения, знать понятие баллада.

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность, выразительное чтение баллады.




61


Д. Дефо. “Робинзон Крузо” – несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.

Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения. “Робинзон Крузо” – произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Герой на острове. Устройство жизни.

Знать биографические сведения о

Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения. Знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений.

Работа с книгой, беседа, индивидуальное сообщение.

62


Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”.

Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева.

Победа добра, любви и дружбы над злом.


Знать своеобразие Андерсена-сказоч-ника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Работа с книгой, рассказ, беседа.


63


Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева.

64


Победа добра, любви и дружбы над злом.


65


Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Краткие сведения о жизни творчестве писательницы. Совершенствовать умение словесного рисования. Спор героев о прекрасном.

Уметь составлять словесный портрет героев.

Работа с книгой, беседа.

66


М. Твен. “Приключения Тома Сойера”.

Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования. Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры.

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование).

Оценивать и анализировать поступки героев.

Рассказ, работа с книгой, бесед

67


Д. Лондон. “Сказание о Кише”. Нравственное взросление подростка.

Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание”.

Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя.

Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе.

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа, разные виды пересказа.

68


Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.








Рабочая программа по литературе 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка

Программа литературного образования 5 класс рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) к учебнику «Литература. 5 класс» для общеобразовательных учреждений в двух частях, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Москва, «Просвещение», 2011.

   Настоящий тематический план разработан на основе  авторской программы литературного образования 5-11 классы М., Просвещение, 2007 г. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, В.И. Коровин. Под редакцией. В.Я. Коровиной и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Так как в авторской программе нет чёткого деления разделов по часам, данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской на основе УМК.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подходк созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

 

 

    Методы и формы:  беседа  по вопросам, аналитическая беседа,   сжатый  пересказ,  чтение и обсуждение статьи, работа с иллюстрациями,  выразительное  чтение и комментированное чтение,  работа с учебником и тетрадью, словарная работа,  работа с критической литературой,  литературная игра- викторина , творческие работы, мини- тесты, работа с таблицами,  индивидуальная, работа в группе., работа в парах

Оборудование (средства обучения)   тетрадь, учебник. Портреты  писателей, иллюстрации к произведениям. Репродукции картин.

     Формы контроля:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- чтение наизусть;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- различные виды пересказа;

- тестирование;

 

 

Учебно - методическое обеспечение

1.Литература. Программы общеобразовательных учреждений  в 5-11 классах (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной  (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев,   В. И. Коровин,  И. С. Збарский, В. П. Полухина.)  Москва «Просвещение» 2009г.    

2.  Литература: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина,  В.П.  Журавлёв, В.И. Коровин – М.: Просвещение. В 2-х ч. 2010 г.

3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1CD MP3)

4. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.М.: Просвещение. 2013.

5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М. «Русский язык», 1989 и др. издания.

      

Наглядно - демонстрационный материал по литературе:

1. Комплект «А.С.Пушкин»;

2. Альбом по литературе (портреты писателей и поэтов, иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин).

 

3. Презентации к урокам.

Автор Неколова Наталья Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 39933
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓