ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента
государственного
стандарта общего
образования, Программы общеобразовательных учреждений
Литература 5-11 классы (базовый уровень), допущенной Министерством образования
и науки Российской Федерации, авторы программы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной, Москва
«Просвещение», 2010, учебника « Литература. 5 класс» для общеобразовательных
учреждений В 2 ч./В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.- М.:
Просвещение, 2010, учебника «Литература. 6 класс» для общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. (В. П. Полухина, В. Я.
Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин); под ред. В. Я. Коровиной –
М.:Просвещение, 2011, общеобразовательной программы МБОУ Горьковской СОШ;
учебного плана МБОУ Горьковской СОШ на 2013-2014 учебный год; Положения «О
рабочих программах» МБОУ Горьковской СОШ.
Важнейшее значение в
формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства
с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе —
приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования — чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными
фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Образовательные задачи курса:
-
расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст.
Воспитательные задачи
курса:
- активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный
вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения;
- познакомить учащихся с классическими образцами
мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы,
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования
концентрично — оно включает два
больших концентра (5—9 и 10—11 классы).
Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9
класс). Первая группа активно воспринимает
прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения,
вторая — владеет техникой чтения и более
подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с
первой группой важно уделять больше внимания
чтению вслух, развивать и укреплять
стремление к чтению художественной
литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе
изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги
работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами,
писателями («Слово о полку
Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.), углубляется работа по осмыслению
прочитанного, активно привлекается
критическая, мемуарная и справочная
литература.
В
10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на
историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Объектом
изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь
тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Необходимость
переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в старших классах
на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим
образом определяет специфику изучения
литературы на базовом уровне:
систематизирует
представления
обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и
разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на
текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Главной идеей предлагаемой программы
является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской
литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных
жанров фольклора в средних классах к
проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок,
стихотворных и прозаических произведений
Пушкина в средних классах к изучению творчества
поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания
и восприятия его обществом до начальных
представлений об историзме литературы
как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления
с литературой разных веков и в каждом из классов
(горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают
учителю подвести школьников к
пониманию творчества отдельного
писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных
направлений, течений и т. д.
Программа
каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро,
зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих
проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры
героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение
человека как важнейшая проблема литературы;
в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в
духовной жизни человека, шедевры родной
литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной
основе (русская литература XIX и XX веков).
Чтение
и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая
перестановка в изучении того или иного
текста (например, как это сделано в учебнике 6
класса).
Сохраняя
преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9
классов, решая свои специфические
задачи, готовит школьников к восприятию линейного
историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет обучающимся осмыслить сложные произведения
художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение.
Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе
(особенно в программе курсов 10—11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и
фольклорным истокам художественных
образов, к вопросам теории литературы
(от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Серьезным
результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать
свои суждения в процессе анализа. Обобщение
результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада,
статьи, ученической исследовательской
работы в профильном классе и пр.), особое внимание важно обратить на совершенствование
речи учащихся, систематически
проводя подобную работу со
школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках
развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах.
Авторской
программой рекомендовано 34 учебных недели, соответственно количество часов на
изучение курса литературы в 5 классе – 102, в 6 классе - 102 Количество
контрольных работ в 5 классе - 3, в 6 классе - 3.
Место в учебном процессе
Учебный план
МБОУ Горьковской средней общеобразовательной школы Шипуновского района
Алтайского края отводит на изучение курса литературы в 5 классе – 102 часа, в
6 классе – 102 часа.
Срок реализации данной программы
Данная программа составлена на 2013-2014 учебный
год (1 год)
Содержание учебного курса литературы в 5 классе
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание
одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац,
сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор,
наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение
действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.
Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.
Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в
характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич –
победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных
противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь
сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и
защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли
сказки. Нравственное превосходство главного героя.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» -
народные представления о справедливости, добре, и зле в сказках о животных и
бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений).
Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность
народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской
литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией.
Древнехристианская книжность на Руси.(Обзор).
«Повесть временных лет» как литературный
памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя
мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления)..
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о
жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» -
научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры
литературы ( начальное представление).
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). ( Обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о
баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». (на
выбор) Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.
«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне;
патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (
индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (
начальные представления), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о
поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные
черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки,
особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои
баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о
жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы
одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме
«Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных
сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой
Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).
Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие
литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,
нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом,
гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской
сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,
фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Причудливый
сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные
представления).Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.
«Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о
поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину
Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.
Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных
интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет ( развитие
представлений), метафора, звукопись, аллитерация ( начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и
писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий,
сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и
фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о
поэте (детство, начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья
поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок
из поэмы « Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни
крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства –
короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет ( развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху
крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила,
достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного
героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж ( начальные представления).
Литературный герой(начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о
поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная
движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты
жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский
пленник». Бессмысленность и жестокость
национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.
Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия).Сюжет(начальное
представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и
невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их
характеристики.
Теория литературы. Юмор ( развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел
грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Плещеев
«Весна» (отрывок); И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»
(отрывок); А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима» (отрывок);
А. В. Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору
учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи
эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и
этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской
земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое
воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий
рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из
благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев
повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.
Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание
– основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция
литературного произведения ( начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.
Стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»
- поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и
фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.
Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка,
интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы(начальные представления).
Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий
рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и
сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о
писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.
Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских
народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы( начальные представления).
Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой
рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении –
жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.
Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении( развитие
представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение,
любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой
нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление
сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения(
начальные представления).
« Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы
Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на
лафете»; А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста». Война и дети –обостренно
трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.
Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная
деревня»; Дон Аминадо «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как
выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ
России.
Писатели
улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор ( развитие представлений).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о
писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя
сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада( развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные
приключения Робинзона Крузо, характер героя( смелость, мужество, несгибаемость
перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о
писателе.
«Снежная королева». Символический смысл
фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда.
Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и
Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и
дружбы.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор
героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек.
Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера
Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний
мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых
приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении
подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.
Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство
собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах.
Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и
поговорки.
В.А. Жуковский.
«Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни
( по выбору)
А.С. Пушкин. «У
лукоморья…». Няне.
Н.А. Некрасов «Есть
женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» ( отрывок из стихотворения
«Однажды в студёную зимнюю пору…»).
А.А. Фет. «Весенний
дождь».
М.Ю. Лермонтов.
«Бородино».
По теме «Великая
Отечественная война»:1-2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский,
К. М. Симонов и др.). Из раздела « О Родине и родной природе» (1-2
стихотворения).
Учебное и учебно – методическое обеспечение
Программы
общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы (базовый уровень), авторы
программы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П.
Полухина, Москва «Просвещение», 2010
Литература. 5
класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П.
Журавлев, В. И . Коровин.- М.: Просвещение, 2010
В. П. Полухина «
Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе.
Фонохрестоматия к
учебнику «Литература. 5 класс» Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв,
В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010
Беломестных О.Б.,
Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М.:
ВАКО, 2010
Н. В. Беляева.
Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2013
Еремина О.А. Уроки
литературы в 5 классе. М.: Просвещение, 2010
Коровина В.Я.,
Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М.:Просвещение, 2011
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате
изучения литературы ученик должен знать:
- содержание
литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть
стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);
- основные факты
жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные
теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять
принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанров;
- выявлять
авторскую позицию;
- выражать свое
отношение к прочитанному;
- выразительно
читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
- владеть
различными видами пересказа;
- строить устные и
письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.