Главная / Русский язык и литература / рабочая программа по литературе 5 класс

рабочая программа по литературе 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »


«Рассмотрено»


На м/о учителей

_____________________

МБОУ «Дружбинская СОШ»

Протокол №

от «___»_______201__г.


«Согласовано»


Заместитель директора МБОУ «Дружбинская СОШ»

_______/___________/

«__»__________201_г.


«Принято»


Педагогическим советом


Протокол №

от «__»______201__г.


«Утверждено»


Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»

______ /С.Г.Ащеулова/


Приказ №

от «____»_______201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По литературе для 5 класса (базовый уровень)


наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень

( базовый, профильный – для 9-11 классов)


на 2014 - 2015 учебный год




Рабочая программа составлена на основе «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева (М.: «Просвещение», 2011.) ___________________________________________________________________________________

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)





Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы __________________

1-ой квалификационной категории

_______________________________


(Ф.И.О. педагога, название предмета,

квалификационная категории


Дружба 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также авторской программы по литературе предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 102 часа. Для реализации данной программы рекомендуется использование:

  1. учебника для 5 класса под ред. В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2012),

  2. поурочных разработок по литературе для 5 класса Золотаревой И.В., Н.В. Егоровой (М.: ВАКО, 2008),

  3. педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе – это внимание к книге. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.





























Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

Вн.чт.

Развитие речи

Введение

1



Мифы

2

1


Устное народное творчество

9


1

Древнерусская литература

1



Из русской литературы 18 века

1



Из русской литературы 19 века

33

1

2

Из русской литературы 20 века

28


2

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

4



Русские поэты 20 века о Родине и родной природе и о себе

2



Писатели улыбаются

3



Из зарубежной литературы

14



Внеклассное чтение

4

4


ИТОГО

102

6

4









































Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по литературе

Учащиеся должны знать:

  • отличия письменной литературы от произведений устного народного творчества;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • особенности композиции изученного произведения;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • основные факты жизни и творчества изученных писателей и поэтов.

Учащиеся должны уметь:

выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;

  • выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями;

  • определять тему прочитанного текста;

  • определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;

  • определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;

  • сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

  • различать эпические и лирические произведения;

  • пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;

  • создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;

  • составлять план собственного устного или письменного высказывания;

  • составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;

  • давать отзыв о прочитанном произведении;

  • пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
















тематический

план




























п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов (Кол-во часов)

Форма контроля

Введение

1

Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним

1

Беседа по вопросам

Мифы

2

Мифы и мифология

1

Термины наизусть

3

Вн. чт. Из славянской мифологии. Миф «Сотворение Земли»

1

Пересказ

Устное народное творчество

4-5

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2

Творческое задание

6

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

Пересказ статьи, термин

7-8

Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

2

Пересказ, термины, беседа по вопросам

9-10

Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания

2

Пересказ, вопросы и задания

11

Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1

Пересказ, задания из учебника

12

Развитие речи (р/р). Сочинение-описание картины В.Васнецова «Аленушка»

1

Сочинение

Древнерусская литература

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей

1

Беседа по вопросам

Из русской литературы 18 века

14

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

1

Наизусть

Из русской литературы 19 века

15

Басни. Жанровые особенности басни

1

Термины

16-17

И.А. Крылов. О писателе. Обличение человеческих пороков в баснях

2

Наизусть, проект

18-19

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость ее героев. Особенность жанра баллады

2

Наизусть

20

В.А. Жуковский. «Спящая царевна»

1

Наизусть

21

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Наизусть

22-23

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

Беседа, сопоставительный анализ, термины

24-25

Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители»

2

Пересказ, проект

26

М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения

1

Наизусть

27-28

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2

Пересказ

29

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повести

1

Пересказ, беседа по вопросам

30

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Вопросы и задания из учебника

31-32

Н.А. Некрасов. Поэма «Крестьянские дети»

2

Наизусть, беседа по вопросам

33

Р/р. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»»

1

Сочинение

34-35

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести

2

Пересказ

36

«Муму». Изображение быта и нравов крепостнической России.

1

Пересказ, беседа

37

Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления

1

Пересказ, словарная работа, беседа

38

Р/р. Сочинение-отзыв о прочитанном рассказе Тургенева «Муму»

1

Письменное сочинение

39

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Картины русской природы в изображении поэтов

1

Наизусть

40-41

Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

2

Наизусть стих-е по выбору, письменный анализ стих-я

42-43

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». В художественном мире писателя.

2

Пересказ

44

«Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Тема дружбы в произведении

1

Пересказ, термины

45-46

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации

2

Пересказ, термины

47

Вн. чт. Читаем Чехова.

1


Из русской литературы 20 века

48-49

Человек и природа. И.А. Бунин «Косцы»

2

Выразительное чтение, пересказ

50-51

В,Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения.

2

беседа, пересказ

52-54

Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

3

Пересказ, беседа, термины

55

Р/р. Письменные ответы на вопросы по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

Письменная работа

56-57

Сергей Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

2

Наизусть, проект

58-60

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

3

Пересказ

61-62

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения

2

Беседа, пересказ

63

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

1

Пересказ, словарная работа

64-66

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

3

Выразительное чтение, беседа

67-69

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя. Его отношения с природой

3

Пересказ, словарная работа

70-71

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро»

2

Пересказ, творческое задание

72-73

«Васюткино озеро». Черты хар-ра героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера

2

Пересказ, беседа по вопросам

74-75

Р/р. Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

2

Письменное сочинение

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

76-77

Дети и война. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»

2

Наизусть, письменный анализ

78-79

Дети и война. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

2

Выразительное чтение

Русские поэты 20 века о Родине о родной природе и о себе

80-81

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе и о себе.

2

Наизусть, письменный анализ, проект

Писатели улыбаются

82-83

С. Черный. «Кавказский пленник»

2

Пересказ, творческое задание

84

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит»

1

наизусть

Из зарубежной литературы

85-86

Р.Стивенсон. «Вересковый мед»

2

Наизусть, беседа, выразительное чтение

87-88

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

2

Пересказ, творческое задание

89-90

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке. Кай и Герда.

2

Пересказ

91-92

«Снежная королева». Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом

2

Беседа, пересказ

93-94

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

2

Беседа по вопросам, пересказ

95-96

Д.Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

2

Пересказ, беседа

97-98

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

2

Пресказ

Внеклассное чтение

99-100

В.Набоков «Аня в стране чудес»

2

беседа

101-102

Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «Attalea princes»

2

Пересказ, беседа















































Перечень учебно-методических средств обучения:


1. Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009

2. Дополнительная литература:

2.1. Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.

2.2. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009

2.3. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с.

2.4. Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 60с.

2.5. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. / авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с.

2.6. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002

3. ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения.

4. Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.

5. Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования.




рабочая программа по литературе 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева (М.: «Просвещение», 2011.)  Включает следующие разделы: пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, тематический план, формы и средства контроля, список литературы. Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. 

 

Автор Руф Юлия Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 348
Номер материала 28398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓