Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »
«Рассмотрено»
На м/о учителей
_____________________
МБОУ «Дружбинская СОШ»
Протокол №
от «___»_______201__г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Дружбинская
СОШ»
_______/___________/
«__»__________201_г.
|
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №
от «__»______201__г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ «Дружбинская СОШ»
______ /С.Г.Ащеулова/
Приказ №
от «____»_______201__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе для 5 класса (базовый уровень)
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень
( базовый, профильный – для 9-11 классов)
на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Рабочей программы. Литература.
Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной». Авторы: В.Я.
Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева (М.: «Просвещение», 2011.) ___________________________________________________________________________________
(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)
Составитель _____________Руф Юлия Сергеевна, учитель русского языка и
литературы __________________
1-ой квалификационной категории
_______________________________
(Ф.И.О. педагога, название предмета,
квалификационная категории
Дружба 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, а также
авторской программы по литературе предметной линии учебников под редакцией
В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 102 часа. Для реализации данной
программы рекомендуется использование:
1)
учебника для 5 класса под
ред. В.Я. Коровиной. (М.: Просвещение, 2012),
2)
поурочных разработок по
литературе для 5 класса Золотаревой И.В., Н.В. Егоровой (М.: ВАКО, 2008),
3)
педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности
с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного
текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к
чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета
составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение
всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник
постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно
только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество
непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться
произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый
объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным
особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды
деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных
понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.
Цели:
·
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
·
развитие эмоционального восприятия художественного
текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных произведений в
единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
·
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Литература» на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных
причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт,
мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение
различных творческих работ;
-
способность устно и
письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое
и др.);
-
владение монологической и
диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных
средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и
др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса,
конспекта;
-
подбор аргументов,
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности;
-
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная
организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В каждом из классов затронута одна
из ведущих проблем. В 5 классе – это внимание к книге. На этом этапе
формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие
умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает
возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на
сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом
внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Учебно-тематический план
Раздел
|
Кол-во часов
|
Вн.чт.
|
Развитие речи
|
Введение
|
1
|
|
|
Мифы
|
2
|
1
|
|
Устное народное
творчество
|
9
|
|
1
|
Древнерусская
литература
|
1
|
|
|
Из русской
литературы 18 века
|
1
|
|
|
Из русской
литературы 19 века
|
33
|
1
|
2
|
Из русской
литературы 20 века
|
28
|
|
2
|
Поэты о Великой
Отечественной войне (1941-1945 гг.)
|
4
|
|
|
Русские поэты 20
века о Родине и родной природе и о себе
|
2
|
|
|
Писатели улыбаются
|
3
|
|
|
Из зарубежной
литературы
|
14
|
|
|
Внеклассное чтение
|
4
|
4
|
|
ИТОГО
|
102
|
6
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по
литературе
Учащиеся должны знать:
·
отличия письменной
литературы от произведений устного народного творчества;
·
содержание
изученных литературных произведений;
·
событийную сторону (сюжет)
и героев изученных произведений;
·
особенности композиции
изученного произведения;
·
основные
теоретико-литературные понятия;
·
основные факты
жизни и творчества изученных писателей и поэтов.
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;
·
выделять эпизод и
определять его связь с предыдущими и последующими событиями;
·
определять тему
прочитанного текста;
·
определять в тексте
идейно-художественную роль элементов сюжета;
·
определять в тексте идейно-художественную
роль изобразительно-выразительных средств языка;
·
сопоставлять двух героев
изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
·
различать эпические и
лирические произведения;
·
пересказывать устно или
письменно эпическое произведение или отрывок из него;
·
создавать устное и
письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ
на вопрос и характеристику;
·
составлять план
собственного устного или письменного высказывания;
·
составлять план эпического
произведения или отрывка из эпического произведения;
·
давать отзыв о прочитанном
произведении;
·
пользоваться справочным
аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учащиеся
должны использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста
(устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• определения
своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной
информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета);
• самостоятельного знакомства с
явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
тематический
план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов (Кол-во часов)
|
Форма контроля
|
Введение
|
1
|
Введение. Роль книги в жизни человека и общества.
Учебник литературы и работа с ним
|
1
|
Беседа по вопросам
|
Мифы
|
2
|
Мифы и мифология
|
1
|
Термины наизусть
|
3
|
Вн. чт. Из
славянской мифологии. Миф «Сотворение Земли»
|
1
|
Пересказ
|
Устное народное творчество
|
4-5
|
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
|
2
|
Творческое задание
|
6
|
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
|
1
|
Пересказ статьи,
термин
|
7-8
|
Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.
Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки
|
2
|
Пересказ, термины,
беседа по вопросам
|
9-10
|
Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная
сказка героического содержания
|
2
|
Пересказ, вопросы и
задания
|
11
|
Сказки о
животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
|
1
|
Пересказ, задания
из учебника
|
12
|
Развитие речи (р/р). Сочинение-описание картины
В.Васнецова «Аленушка»
|
1
|
Сочинение
|
Древнерусская литература
|
13
|
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы
Претича». Черты русских летописей
|
1
|
Беседа по вопросам
|
Из русской литературы 18 века
|
14
|
М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в
пиру»
|
1
|
Наизусть
|
Из русской литературы 19 века
|
15
|
Басни. Жанровые особенности басни
|
1
|
Термины
|
16-17
|
И.А. Крылов. О писателе. Обличение человеческих
пороков в баснях
|
2
|
Наизусть, проект
|
18-19
|
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и
жестокость ее героев. Особенность жанра баллады
|
2
|
Наизусть
|
20
|
В.А. Жуковский.
«Спящая царевна»
|
1
|
Наизусть
|
21
|
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
|
1
|
Наизусть
|
22-23
|
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
|
2
|
Беседа,
сопоставительный анализ, термины
|
24-25
|
Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные
жители»
|
2
|
Пересказ, проект
|
26
|
М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино».
Патриотический пафос стихотворения
|
1
|
Наизусть
|
27-28
|
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
|
2
|
Пересказ
|
29
|
«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.
Реальность и фантастика в повести
|
1
|
Пересказ, беседа по
вопросам
|
30
|
Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Поэтический образ
русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»
|
1
|
Вопросы и задания
из учебника
|
31-32
|
Н.А. Некрасов.
Поэма «Крестьянские дети»
|
2
|
Наизусть, беседа по
вопросам
|
33
|
Р/р. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети»»
|
1
|
Сочинение
|
34-35
|
И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть «Муму».
Реальная основа повести
|
2
|
Пересказ
|
36
|
«Муму». Изображение быта и нравов крепостнической
России.
|
1
|
Пересказ, беседа
|
37
|
Нравственное преображение Герасима. Сострадание и
жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления
|
1
|
Пересказ, словарная
работа, беседа
|
38
|
Р/р. Сочинение-отзыв о прочитанном рассказе
Тургенева «Муму»
|
1
|
Письменное
сочинение
|
39
|
Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Картины русской природы в
изображении поэтов
|
1
|
Наизусть
|
40-41
|
Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе
|
2
|
Наизусть стих-е по
выбору, письменный анализ стих-я
|
42-43
|
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». В художественном
мире писателя.
|
2
|
Пересказ
|
44
|
«Кавказский
пленник». Жилин и Костылин. Тема дружбы в произведении
|
1
|
Пересказ, термины
|
45-46
|
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и
невежества героев рассказа. Юмор ситуации
|
2
|
Пересказ, термины
|
47
|
Вн. чт. Читаем Чехова.
|
1
|
|
Из русской литературы 20 века
|
48-49
|
Человек и природа. И.А. Бунин «Косцы»
|
2
|
Выразительное
чтение, пересказ
|
50-51
|
В,Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном
обществе». Гуманистический смысл произведения.
|
2
|
беседа, пересказ
|
52-54
|
Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.
Особенности портрета и пейзажа в повести.
|
3
|
Пересказ, беседа,
термины
|
55
|
Р/р. Письменные ответы на вопросы по повести В.Г.
Короленко «В дурном обществе»
|
1
|
Письменная работа
|
56-57
|
Сергей Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый
дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
|
2
|
Наизусть, проект
|
58-60
|
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»
|
3
|
Пересказ
|
61-62
|
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Тема и
проблема произведения
|
2
|
Беседа, пересказ
|
63
|
К.Г.
Паустовский. «Заячьи лапы»
|
1
|
Пересказ, словарная
работа
|
64-66
|
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
|
3
|
Выразительное
чтение, беседа
|
67-69
|
А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.
Душевный мир героя. Его отношения с природой
|
3
|
Пересказ, словарная
работа
|
70-71
|
В.П. Астафьев. Рассказ о писателе.
Автобиографический рассказ «Васюткино озеро»
|
2
|
Пересказ,
творческое задание
|
72-73
|
«Васюткино озеро». Черты хар-ра героя и его
поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера
|
2
|
Пересказ, беседа по
вопросам
|
74-75
|
Р/р. Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино
озеро»
|
2
|
Письменное
сочинение
|
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)
|
76-77
|
Дети и война. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку
на лафете»
|
2
|
Наизусть, письменный
анализ
|
78-79
|
Дети и война. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
|
2
|
Выразительное
чтение
|
Русские поэты 20 века о Родине о родной природе и о
себе
|
80-81
|
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе и о
себе.
|
2
|
Наизусть,
письменный анализ, проект
|
Писатели улыбаются
|
82-83
|
С. Черный. «Кавказский пленник»
|
2
|
Пересказ,
творческое задание
|
84
|
Ю.Ч. Ким.
«Рыба-кит»
|
1
|
наизусть
|
Из зарубежной литературы
|
85-86
|
Р.Стивенсон. «Вересковый мед»
|
2
|
Наизусть, беседа,
выразительное чтение
|
87-88
|
Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе
человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека
|
2
|
Пересказ,
творческое задание
|
89-90
|
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение
реального и фантастического в сказке. Кай и Герда.
|
2
|
Пересказ
|
91-92
|
«Снежная королева». Противопоставление красоты
внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы
над злом
|
2
|
Беседа, пересказ
|
93-94
|
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем
фальши взрослого мира. Радость игры
|
2
|
Беседа по вопросам,
пересказ
|
95-96
|
Д.Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное
взросление героя рассказа
|
2
|
Пересказ, беседа
|
97-98
|
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о
прекрасном
|
2
|
Пресказ
|
Внеклассное чтение
|
99-100
|
В.Набоков «Аня в стране чудес»
|
2
|
беседа
|
101-102
|
Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «Attalea
princes»
|
2
|
Пересказ, беседа
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009
2. Дополнительная литература:
2.1. Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки
по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с.
2.2. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П.
Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009
2.3. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов,
Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с.
2.4. Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов:
Лицей, 2007. – 60с.
2.5. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. /
авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с.
2.6. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для
учителя.- М.: Просвещение, 2002
3. ИКТ:
компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные
произведения.
4. Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный
материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии,
иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы.
5. Раздаточный
материал: карточки для
выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.