Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс

Название документа рабочая программа по литературе 11кл.doc





Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

11 класс














Автор-составитель:

Колесникова Г.А., учитель русского

языка и литературы

первой квалификационной категории






Михайловка

2014





Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………..с.3


Планируемые результаты.

Система контроля………………………………………………………………с.4


Содержание планирования……………………………………………………с.7


Тематическое планирование………………………………………………….с.14


Требования к подготовке обучающихся по предмету……………………...с.18


Учебно-методическое обеспечение………………..………………………….с.19


Материально – техническое оснащение……………………………………..с.20

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2006г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, методических рекомендаций КРИПК и ПРО и ориентирована на использование следующих учебников:

Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ю.В.Лебедев. М.: Просвещение,2011г.;

Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. В.П.Журавлёв. М.: Просвещение, 2007г.

Цели учебной дисциплины

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение

следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Место предмета в базисном учебном плане

На изучение курса литературы в 10-11 классах по базисному учебному плану отводится 204 часа. В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделено на 3 части (соответственно 10, 11, 12 классы)

и согласно учебному плану школы на прохождение программы по литературе в каждом классе отводится 72 часа, из расчёта 2 часа в неделю.

Особенность организации учебного процесса

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний. Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Планируемые результаты. Система контроля

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы, контрольные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование.

Формы занятий:

-групповая консультация

-индивидуальная консультация

-зачет.

Типы индивидуальных консультаций

-Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся

-Подготовка к изучению нового материала

-Решение задач практического содержания

-Подготовка к контрольной работе


Формы и методы проведения зачета:

-Устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям

-Тест

-Групповое собеседование

-Письменный зачет

-Устно-письменный зачет

-Письменные ответы на вопросы

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка за сочинение.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Содержание планирования

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Количество часов по программе

Введение

1

Литература второй половины XIX века

12

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

3

Литература начала XX века

32

Литература 20-х годов XX века

10

Литература 30-х годов XX века

13

Итого

72


Введение.

Проблемы и уроки литературы XIX века.

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения, Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость-основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обы-денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль

фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.



Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений.Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

«Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проб-лема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести.

Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас-

лет».Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, В. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и

звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор-

ник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама,

М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие

стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность

позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Мая-

ковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский),«Центрифуга»

(Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На

поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:

«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние

Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие

представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и

Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения

обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека.

Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Лите-ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин,

Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля,

«Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром»А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых»

И, Шмелева), поиски нового героя эпохи Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова-торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века. (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,

Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных

испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и

композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты.

Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость,разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями

русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).


Тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание






Введение -1 час

1

Проблемы и уроки литературы 19 века. Входная контрольная работа за курс 10 класса.

лекция с элементами беседы,

контроль знаний



Литература второй половины XIX века -12 часов


Ф.М. Достоевский

2

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

лекция с элементами беседы.

закончить

конспект лекции

3

«Преступление и наказание» -первый идеологический роман.

лекция с элементами беседы.

индивидуальные задания

4

Творческая история «Преступления и наказания»

комбинированный

вопросы в тетради

5

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.

практикум

прочитать сны Раскольникова

6

Роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба.

комбинированный

составить характеристику Раскольникова

7

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления

комбинированный

сочинение по творчеству Достоевского


Н.С. Лесков

8

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».

семинар

стр.309-329,ч.2

9

Повесть «Очарованный странник». Герой Иван Флягин.

комбинированный

анализ одной из глав


А.П. Чехов

10

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Основные жанры.

лекция с элементами беседы.

составить хронологию жизни и творчества

11

Многообразие проблематики в рассказах зрелого Чехова. «Ионыч»

практикум

«Вишнёвый сад» -читать.

12

«Вишнёвый сад». Образ вишнёвого сада.

практикум

вопросы в тетради

13

Старые и новые хозяева сада. Символическая образность пьесы.

лекция с элементами беседы

подготовиться к зачёту






Зачёт № 1 по теме: «Творчество Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова,

А.П. Чехова».


Из литературы народов России -1 час

14

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

лекция с элементами беседы

прочитать «Ожерелье»


Из зарубежной литературы -3 часа

15

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье»-мечты героев о счастье.

лекция с элементами беседы.

индивидуальные задания

16

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

лекция с элементами беседы.

индивидуальные задания

17

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль».Стирание грани между реальным и воображаемым.

лекция с элементами беседы.

индивидуальные задания


Литература начала ХХ века-32 часа

18

Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России XX века.

изучение нового материала

доработать конспект лекции


Писатели-реалисты начала XX века


И.А. Бунин

19

  1. И.А.Бунин. Жизнь и

творчество. Лирика Бунина.

лекция с элементами беседы

чтение и анализ стихотворения ( на выбор)

20

Рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

практикум

прочитать «Чистый понедельник»

21

Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»

практикум

подготовиться к к/р

22

Контрольная работа по теме: Творчество И.А. Бунина.

контроль знаний



А.И. Куприн

23

А.И.Куприн: судьба и творчество. Рассказ «Гранатовый браслет».

лекция с элементами беседы.

стр.56-59,ч.1

24

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

практикум

вопросы в тетради

25

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».

практикум

Сочинение по рассказу «Гранатовый браслет»

26

Контрольный тест за первое полугодие.

контроль знаний



М. Горький

27

М.Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль»

лекция с элементами беседы

стр.164-169,ч.1

28

«На дне» как социально – философская драма.

практикум

найти высказывания героев о правде.

29

Три правды и проблемы в пьесе «На дне».

практикум

подготовиться к к/р

30

Контрольная работа по теме: Творчество М. Горького.

контроль знаний



Серебряный век русской поэзии

31

Русский символизм и его истоки.

лекция с элементами беседы.

стр.22-24,117,ч.1

32

В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

33

Сквозные темы поэзии В.Я.Брюсова.

практикум

выучить конспект лекции

34

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Лирика

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

35

А.Белый. Слово о поэте. Лирика

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

36

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

лекция с элементами беседы.

стр.24-26,ч.1

37

Н.С.Гумилёв и акмеизм.

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

38

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

практикум

выразительное чтение стихотворения.

39

Футуризм как литературное направление.

лекция с элементами беседы.

стр.26-28,ч.1

40

Русские футуристы.

лекция с элементами беседы.

конспект лекции

41

Новаторство поэзии Игоря Северянина.

практикум

анализ стихотворения


А.А. Блок

42

А.А.Блок. Жизнь и творчество.Темы и образы ранней поэзии.

лекция с элементами беседы.

прочитать «Стихи о Прекрасной Даме»

43

Тема Родины в поэзии Блока. «На поле Куликовом»

аналитическое чтение

прочитать «Двенадцать»

44

Поэма «Двенадцать». Проблематика и поэтика.

лекция с элементами беседы.

Сочинение «Роль символов в поэме «Двенадцать»


Новокрестьянская поэзия


Н.А.Клюев

45

Н.А.Клюев.Жизнь и творчество. Интерес к богатству славянского фольклора.

лекция с элементами беседы.

чтение стихотворения


С.А.Есенин

46

С.А.Есенин. Личность и судьба. Лиризм поэзии Есенина.

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

47

Тема России в лирике Есенина.

лекция с элементами беседы

анализ стихотворения

48

Любовная тема в лирике Есенина.

комбинированный

Сочинение по лирике С.Есенина

49

Поэтика цикла «Персидские мотивы»

лекция с элементами беседы

подготовиться к зачёту


Зачёт №2 по теме «Серебряный век»


Литература 20-х годов XX века-10 часов

50

Литература 20-х годов (обзор)

лекция с элементами беседы.

конспект лекции

51

Тема России и революции в творчестве поэтов старшего поколения.

лекция с элементами беседы.

конспект лекции

52

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей в прозе 20-х годов.

лекция с элементами беседы.

прочитать рассказы Аверченко, Тэффи

53

  1. Русская эмигранская сатира. А.Аверченко. Тэффи.

практикум

индивидуальные сообщения


В.В. Маяковский

54

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

лекция с элементами беседы.

анализ стихотворения

55

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа

семинар

читать сатирические стихи

56

Тема революции в стихах В.В.Маяковского. Сатирические стихи.

изучение нового материала

выразительное чтение стихотворения

57

Любовная лирика В.В.Маяковского.

практикум

анализ стихотворения

58

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.


лекция с элементами беседы.

повторить творчество Маяковского

59

Контрольная работа по теме: Творчество В.В. Маяковского.

контроль знаний



Литература 30-х годов XX века-13 часов

60

Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Новая волна поэтов.

лекция с элементами беседы.

доработать конспект лекции

61

Тема русской истории в литературе 30-х годов. (обзор)

лекция с элементами беседы.

конспект лекции

62

Утверждение пафоса и драматизма революции в литературе 30-х годов (обзор)

лекция с элементами беседы.

конспект лекции


А.М. Булгаков

63

А.М.Булгаков. Жизнь и творчество.

лекция с элементами беседы.

конспект лекции

64

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

лекция с элементами беседы.

подготовить индивидуальные сообщения

65

Своеобразие жанра и

Композиции романа «Мастер и Маргарита». Роль эпиграфа.

семинар

составить характеристику героев

66

Проблемы и герои романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

практикум

ответить на вопросы

67

Сочетание реальности и фантастики в романе.

практикум

индивидуальные задания

68

Философско– библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита».

лекция с элементами беседы

подготовиться к зачёту


Зачёт №3 по теме «Творчество М. Булгакова»

69

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

лекция с элементами беседы

стр.22-29,ч.2

70

Повесть «Котлован». Поэтика названия. Образы главных героев.

практикум

читать повесть «Котлован»

71

Утопические идеи «смысла жизни» как основа сюжета повести.

комбинированный

подготовиться к к/р

72.

Контрольная работа за курс 11 класса.

контроль

знаний



Требования к подготовке обучающихся по предмету

В результате изучения литературы обучающиеся 11 класса должны

Знать/понимать:

-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-историко-культурный контекст изучаемых произведений;

-основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-сопоставлять литературные произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методический комплекс учителя.

1.Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ю.В.Лебедев. М.: Просвещение,2011г.;

2.Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. В.П.Журавлёв. М.: Просвещение, 2007г.

3.Поурочные разработки по русской литературе 20 века. В 2-х частях.

Н.В Егорова. М.: «Вако», 2012г.

4.Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. В 2-х частях Золотарёва И.В., Т.И.Михайлова. –М.: «Вако», 2005

5.Литература. 10-11 класс. Проверочные работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Беляева Н.В. – М.: Просвещение, 2010.

6.Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А.Б. Есин. – М.: Флинта: Наука, - 2007.

7.Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. Москвин. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007.

8.Русский язык. Литература. 5-11 классы : уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины./ сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/


Учебно-методический комплекс обучающегося:

1.Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ю.В.Лебедев. М.: Просвещение,2011г.;

2.Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. В.П.Журавлёв. М.: Просвещение, 2007г.

3.Литература. Сборник заданий. –М.: «Вако», 2010.

4.Литература. «Бука», 2007.Электроный курс.

5.Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—11 классы. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2011г.

6.Литература в таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П. Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2011г.

Материально-техническое оснащение

Таблицы.

1.Изобразительно – выразительные средства языка.

Роды литературы. Жанровая система.

2.Изобразительно – выразительные средства языка.

Стихосложение. Рифма.

3.Виды строф в лирике.

4.Твёрдые стихотворные формы.

5.Строфа. Виды строф.

6. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.

7. Темы и мотивы в лирике.

8. Лирический герой.

9. Схема анализа стихотворения.

10. Жанры лирики

Портреты русских писателей второй половины XIX века.

Ф.М. Достоевский, Н.С.Лесков, А.П.Чехов,

Портреты русских писателей начала XX века.

И.А.Бунин, А.И. Куприна, М.Горький, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Н.С.Гумилёв, И.Северянин, А.А.Блок, Н.А.Клюев, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П. Платонов.

Портреты зарубежных писателей.

Г.Мопассан, Г.Ибсен, А.Рембо.


Мультимедиа комплект.

2


Рабочая программа по литературе 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по  литературе, Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2006г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации,  методических рекомендаций КРИПК и ПРО и ориентирована на использование следующих учебников:

Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ю.В.Лебедев.  М.: Просвещение,2011г.;

 

Русская  литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В  2-х частях. В.П.Журавлёв. М.: Просвещение, 2007г.

На изучение курса литературы в 10-11 классах  по базисному учебному плану отводится 204 часа. В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделено на 3 части (соответственно 10, 11, 12 классы)

 

и согласно учебному плану школы на прохождение программы по литературе в каждом классе отводится 72 часа, из расчёта 2 часа в неделю.

Автор Колесникова Галина Анатольевна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 493
Номер материала 5978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓