Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе. 11 класс.

Рабочая программа по литературе. 11 класс.

 Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для XI класса составлена на основе примерной программы по литературе 10-11 классов – М.: Дрофа, 2007 год. Программа соответствует Федеральному компоненту4 государственного образовательного стандарта.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи курса в 11 классе:


  • Систематизировать изучение литературы на историко-литературной основе;

  • Сформировать умения анализа и интерпретации художественного текста в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации;

  • Систематизировать представления о родах и жанрах литературы, сформировать умения учащихся анализировать художественный текст в его жанрово- родовой специфике;

  • Ориентировать темы творческих работ на проблемный анализ художественных произведений, сформировать умения писать сочинения на литературную тему.

Общепредметные задачи при обучении литературы в 11 классе:


  1. Формирование и совершенствование умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  2. Формирование и совершенствование умения участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  3. Формирование и совершенствование умения самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  4. Формирование и совершенствование умения находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

  5. Осознание учащимися ценности образования как средства развития культуры личности;

  6. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

  7. Формирование и совершенствование готовности к самообразованию и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни.


Для реализации Рабочей программы используется учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009г.



Раздел II. Основное содержание программы учебного курса.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово» Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи

Рассказы: «Легкое дыхание», «Чаша жизни» Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

М. Горький Жизнь и творчество. Рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль» Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”.

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.

Л. Н. Андреев Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Иуда Искариот Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Изображение трагических противоречий бытия. Тема отчуждения, одиночества человека в мире. Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева. Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевичас (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.



Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина, П.Орешина

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы


А. А. Блок Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

А.Ахматова Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая-то истома…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

А.Аверченко А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона». Темы и образы сатирической новеллистики А. Аверченко. Понятия «карнавальный смех», «ирония», «пародия».

М.М.Пришвин Обзор творчества. «Фацелия». Дневниковая проза. Образ-переживание

М.Волошин. Обзор творчества

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Литературные направления и группировки в 20-е годы. Литература «окаянных дней» (И.Бунин, А Ремизов, Б.Пильняк). Тема революции в произведениях «новой волны» (А.Фадеев, И.Бабель, М.Шолохов). Жанр антиутопии (Е. Замятин «Мы»). Юмористическая проза (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров).

В. В. Маяковский Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» Стихотворения: «Нате!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.

С. А. Есенин Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская». Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», "Цветы мне говорят - прощай…". Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Поэма «Анна Снегина» Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала.

Литературный процесс 30-40 х гг. Сложность творческих поисков и писательских судеб. Н.Островский, И.Шмелёв, Б.Зайцев, П.Васильев, М.Исаковский, М.Светлов, Г.Адамович, Г.Иванов, Б.Поплавский

О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», «Батюшков». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. Н. Толстой. Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции. Роман «Петр Первый». Историко-биографическое повествование.

М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита» История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» Стихотворения: «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.

А. П. Платонов Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован» Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

Рассказ «Песчаная учительница» Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.


Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. В. Быков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Сотников» Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» и др. стихотворения. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня. Б. Ш. Окуджава Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Н. А. Заболоцкий Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц» Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

А. В. Вампилов Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Утиная охота» Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

В. М. Шукшин Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор).Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Рассказ «Матренин двор» Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт человека-праведника, носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития русской прозы второй половины ХХ в.

В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

И. А. Бродский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу Жизнь и творчество (обзор).Пьеса «Пигмалион» Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море» Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.


Раздел III. Учебно-тематический план.


11 класс – 3 часа в неделю


Содержание

Кол-во часов

В том развитие речи

Характеристика деятельности учащегося

УУД

Русская литература начала XX века

2


Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента


Самоопределение –Л


Осознание ответственности за общее дело –Л


Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации –К


Учет разных мнений, владение монологической и диалогической формами речи –К


Контроль – Р


Коррекция –Р


Оценка –Р


Свободная ориентация и восприятие текстов – П


Постановка и формулирование проблемы – П


Самостоятельное создание способов решения проблем – П


Доказательство – П


Установление причинно-следственных связей – П


Построение логической цепи рассуждений –П


Определение основной и второстепенной информации –П


Структурирование знаний –П


Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация –П


Извлечение необходимой информации из текстов – П


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания –П


Целеполагание -П


Писатели-реалисты начала XX века

14

2

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

Выразительное чтение

Различные виды пересказа

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



«Серебряный век» русской поэзии

24

1

Заучивание наизусть стихотворных текстов

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон»

1


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

Выразительное чтение

Различные виды пересказа

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

15

1

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

Выразительное чтение

Различные виды пересказа

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



Литература 30-х – начала 40-х годов

23

2

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений


Литература периода Великой Отечественной войны

4


Выразительное чтение

Различные виды пересказа

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений


Литературный процесс 50 – 80-х годов

10

1

Выразительное чтение

Различные виды пересказа

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



Новейшая русская проза и поэзия

6


Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений


Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

1



ХКК

2



ИТОГО:

102

7




Четверть

Количество недель

Всего часов

Уроки развития речи (Р/Р)

Внеклассное чтение (В/Ч)

1

9

27

3

1

2

8

24

4


3

10

30

3

1

4

7

21

1


Год

34

102

11

2


Плановых контрольных уроков (Р/Р) -11 (в том числе: классных сочинений – 4 часа, домашних сочинений – 3 часа).








Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.


В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.





Раздел V. Контроль и оценка планируемых результатов

(средства контроля)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

  2. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

  3. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

  4. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов.


Нормы оценки сочинений

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений.




Раздел VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. . Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 11класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2009.


Дополнительная литература


  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007

  2. Золтарёва И.В., Михайлова Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Козак О.Н. Литературные викторины. – С.- Петербург, «Союз», 2007

  4. Литература. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Сахарова В.И., Зинина С.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009

  5. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 10-11 класс. – М., 2000.

  6. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005

  7. Ромашина Н.Ф. Литература. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2008

  8. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008

  9. Словарь литературных персонажей. Русская литература. В 4-х частях.- М.: «Московский Лицей», 1997

  10. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. – М.: Глобус, 2009












Рабочая программа по литературе. 11 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для XI класса   составлена на основе примерной программы по литературе 10-11 классов – М.: Дрофа, 2007 год. Программа соответствует Федеральному компоненту4 государственного образовательного стандарта.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи курса в 11 классе:

 

  • Систематизировать изучение литературы на историко-литературной основе;
  • Сформировать умения анализа и интерпретации художественного текста в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации;
  • Систематизировать представления о родах и жанрах литературы, сформировать умения учащихся анализировать художественный текст в его жанрово- родовой специфике;
  • Ориентировать темы творческих работ на проблемный анализ художественных произведений, сформировать умения писать сочинения на литературную тему.
Автор Вивтоненко Юлия Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 307
Номер материала 32581
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓