Паспорт
рабочей
программы
Тип программы программа основного общего
образования.
Статус программы: рабочая программа учебного
курса.
Назначение программы:
-
для обучающихся (слушателей)
образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об
образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на
гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников
МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»
программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и
способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ
«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова» программа
является основанием для определения качества реализации общего основного общего
образования.
Категория
обучающихся: учащиеся 6 класса
МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова».
Сроки освоения
программы: 1 год.
Объем учебного
времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: «0 срез», текущий контроль,
(итоговая контрольная работа, тест, , зачет).
2014-2015
гг обучения
Содержание
1. Пояснительная записка
|
3
|
2. Общая характеристика учебного предмета
|
3
|
3.Место учебного
предмета в учебном плане
|
4
|
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
по литературе за 6 класс
|
5
|
5.Учебно-тематический план
|
6
|
6.Тематическое планирование
|
6
|
7.Литература
|
9
|
Пояснительная
записка.
Рабочая
программа «Литература» для 6 класса составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта (2004
г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и Примерные программы основного
общего образования по литературе, программа по литературе для 6 класса под
редакцией В.Я.Коровиной.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории
и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§
воспитание духовно-развитой
личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников,
их жизненного и эстетического опыта;
§
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи
учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
§
освоение знаний о русской
литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся
произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
§
овладение умениями творческого
чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых
сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.
Цель изучения литературы в школе –
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы
чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что
должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного,
духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты
при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали
достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с
классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно
владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой
важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению
художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе –
изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской
литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная
направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок,
стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными
сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии
писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных
веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное
произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в
начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является
выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного
чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для
заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место
учебного предмета в учебном плане
Преподавание
предмета «Литература» представляет распределение учебных часов в соответствии
ФК ГОС., рассчитано на изучение в 6 классе в объеме 68 часов (2 часа в
неделю). *
Планирование
преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и
структуре УМК «Литература» для 6 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая
программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала
и практического применения знаний.
Предмет
«Литература» преподается с применением дистанционных образовательных технологий
и электронного оборудования. Основным средством реализации электронного
обучения является автоматизированная система «Сетевой город. Образование». В данной
системе располагаются информационные, практические, контрольные и другие
материалы, необходимые для осуществления обучения.
УМК
|
Авторская программа
Кол-во ч.
|
Рабочая программа
Кол-во ч.
|
Литература 6
класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях.
Москва: Просвещение, 2013 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин
В. И.
|
68
|
68
|
Расхождений в часах нет
|
*В связи с возникновением внештатных
ситуаций в образовательном процессе: карантин, выполнение другой педагогической
работы, не связанной с урочной деятельностью выполнение образовательной
программы в полном объеме , целесообразно обеспечить за счет:
блочной подачи учебного материала;
проведение интегрированных уроков;
использование резервного времени,
если это предусмотрено рабочей программой;
проведение уроков в дистанционной
форме на платформе «Сетевой город»;
проведения уроков под наблюдением
специального педагога, предназначенного сопровождать учащихся в овладении
учебной программы по планам других учителей.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате
изучения литературы ученик должен знать:
§
содержание литературных произведений, подлежащих
обязательному изучению;
§
наизусть стихотворные тексты и фрагменты
прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§
основные факты жизненного и творческого пути
писателей-классиков;
§
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§
работать с книгой
§
определять принадлежность художественного
произведения к одному из литературных родов и жанров;
§
выявлять авторскую позицию;
§
выражать свое отношение к прочитанному;
§
выразительно читать произведения (или фрагменты), в
том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§
владеть различными видами пересказа;
§
строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением;
§
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учебно-тематический план.
№
|
Тема
|
Всего кол-во часов по программе
|
Контрольные работы
|
Развитие речи
|
1
|
ВВЕДЕНИЕ
|
1
|
|
|
3
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
3
|
|
|
4
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
1
|
|
|
5
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII
ВЕКА
|
3
|
|
1
|
6
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
|
29
|
3
|
7
|
7
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX
ВЕКА
|
19
|
4
|
1
|
8
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
10
|
|
|
9
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
|
2
|
|
1
|
|
Всего:
|
68
|
7
|
10
|
Тематическое
планирование
№
урока
|
Тема
урока. Основное содержание.
|
Количество
часов
|
Контрольные
работы, работы по развитию речи, внеклассное чтение
|
1
|
Художественное
произведение и автор.
|
1
|
|
2.
|
Устное народное творчество. Обрядовый
фольклор. Календарно-обрядовые песни.
|
1
|
|
3
|
Устное народное творчество. Пословицы и
поговорки как малый жанр устного народного творчества.
|
1
|
|
4
|
Урок- «посиделки» Русский фольклор
|
1
|
Развитие речи
|
5
|
Русские летописи Повесть временных лет.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.
|
1
|
|
6
|
Русские басни. Представители.
И.И.Дмитриев.«Муха»
|
1
|
|
7
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце(краткий
обзор).
Чтение и анализ басен Крылова «Листы и
корни», «Ларчик»
|
1
|
|
8
|
И.А. Крылов «Осел и соловей»
|
1
|
|
9
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте Узник».
Вольнолюбивые устремления поэта.
|
1
|
|
10
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро».
|
1
|
|
11
|
А.С.Пушкин Тема дружбы в стихотворении
«И.И.Пущину
|
1
|
|
12
|
А.С.Пушкин. Цикл п»Повестей Белкина».
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести
|
1
|
|
13
|
А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни
русского барства. Конфликт Троекурова и Дубровского. Суд и его последствия в
романе «Дубровский» А.С.Пушкина.
|
1
|
|
14
|
Протест Владимира Дубровского против
несправедливых порядков, произвола и деспотизма Пожар в Кистенёвке.
|
1
|
|
15
|
Романтическая история любви Владимира
Дубровскогои Маши Троекуровой..
|
1
|
|
16
|
Р.Р Подготовка к домашнему сочинению «
Защита человеческой личностив повести А.С.Пушкина «Дубровский»
|
1
|
Развитие речи
|
17
|
Контрольная работа по творчеству
А.С.Пушкина.
|
1
|
Контрольная работа
|
18
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. М.Ю.Лермонтов
( «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения
|
1
|
|
19
|
Антитеза как основной композиционный прием в
стихотворениях М.Ю.Лермонтова Листок, Утес, На севере диком…
|
1
|
|
20
|
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Разрушение
красоты и гармонии человека с миром.
|
1
|
Развитие речи
|
21
|
В.Ч. Н.В.Гоголь «Старосветские помещики»
|
1
|
Внеклассное чтение
|
22
|
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл
рассказов «Записки охотника». Образы мальчиков из рассказа Тургенева «Бежин
луг» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских
детей.
|
1
|
|
23
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»
|
1
|
|
24
|
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности
изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело и др.
|
1
|
|
25
|
Ф.И. Тютчев «листья».Обучение анализу
стихотворения
|
1
|
|
26
|
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне
тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
|
1
|
|
27
|
А.А.Фет. «Еще майская ночь». Взаимодействие
тем природы и любви.
|
1
|
|
28
|
Р.Р Психологизм, гармоничность и
музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Краски извуки в
пейзажной лирике.
|
1
|
Развитие речи
|
29
|
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение
«Железная дорога»
|
1
|
|
30
|
Своеобразие композиции стихотворения
«Железная дорога»
|
1
|
|
31
|
В.Ч. Н.А.Некрасов историческая поэма
«Дедушка»
|
1
|
|
32
|
Контрольная работа по творчеству М. Ю.
Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.
|
1
|
Контрольная работа
|
33
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Рассказ
«Левша».
Русский характер в рассказе Н.С.Лескова
«Левша».
|
1
|
|
34
|
Р.р.Особенности языка повести Н.С.Лескова
«Левша». Подготовка к сочинению» Изображение лучших качеств русского народа в
стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «левша»
|
1
|
Развитие речи
|
35
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная
фамилия», «Пересолил»и другие рассказы Антоши Чехонте
|
1
|
Урок внеклассного чтения
|
36
|
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий».
Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как
источник юмора.
|
1
|
|
37
|
Урок-концерт Родная природа в
стихотворениях русских поэтов XIX века»
|
1
|
|
38
|
А.П.Платонов. Слово о писателе. «
Неизвестный цветок»
|
1
|
|
39
|
А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса»
Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская
позиция в произведении.
|
1
|
|
40
|
М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая
солнца».Особенности жанра.
|
1
|
|
41
|
Образы природы в сказке-были «Кладовая
солнца».
|
1
|
|
42
|
Особенности композиции и смысл названия
сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.
|
1
|
|
43
|
Р.Р. Классное сочинение «Человек и
природа в сказке –были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
|
1
|
Развитие речи
|
44
|
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной
войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги
Смоленщины…», Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др.
|
1
|
|
45
|
А. А. Лиханов. «Последние холода» Дети и
война.
|
1
|
|
46
|
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь
с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные
годы.
|
1
|
|
47
|
В. П. Астафьев. «Конь
с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в
художественном произведении.
|
1
|
Развитие речи
|
48
|
В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ
«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники
|
1
|
|
49
|
Нравственная проблематика произведения.
В.Г.Распутина «Уроки французского».
|
1
|
|
50
|
Р.Р. Классное сочинение «Нравственный выбор
моего ровестника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина
|
1
|
Развитие речи
|
51
|
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей»,
«Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии. Человек и природа в его
«тихой»лирике.
|
1
|
|
52
|
Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый
подвиг Геракла».Влияние учителя на формирование детского характера.
|
1
|
|
53
|
Контрольная работа или тестирование по
творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о ВОВ.
|
1
|
Контрольная работа
|
54
|
Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за
окном…».
|
1
|
|
55
|
А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной
бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения.
|
1
|
|
56
|
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев
Шукшина.
|
1
|
Контрольная работа
|
57
|
К. Кулиев Слово о поэте.«Когда на меня
навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», « Книга».
|
1
|
|
58
|
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
Геродот. Слово о писателе и историке.
«Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
1
|
|
59
|
Геродот. Слово о писателе и историке.
«Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
1
|
|
60
|
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея»
как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.
Понятие о героическом эпосе.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
61
|
М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе.
«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в
воображаемом мире.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
62
|
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада
«Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
1
|
|
63
|
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в
произведении.
|
1
|
|
64
65
|
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических
ситуациях.
|
2
|
|
66
|
Антуан де
Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская
сказка-притча.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
67
|
Письменный ответ на вопрос «Что изменило во
мне изучение литературы в 6 классе?»
|
1
|
Урок контроля
|
68
|
Урок-праздник «Путешествие по стране
Литературии 6 класса» . Задания для летнего чтения.
|
1
|
Уроки развития речи.
|
Литература.
Нормативно-правого
обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от
05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Федеральный базисный учебный план
(см.: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»);
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Литература.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В
2ч./авт.-сост. В.П.Полухина и др.; под ред. В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2011.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия:
Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин.
- М.: Просвещение, 2012.
Коровина В.Я.
Читаем,думаем,спорим…Дидактические материалы по литературе.6 класс:пособие для
учащихся общеобразоват.учреждений.-М.:Просвещение,2012.
Коровина В.Я., Збарский
И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2012.
Литература.6 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт.-сост. В.П.Полухина и др.; под ред.
В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2011.
Коровина В.Я.
Читаем,думаем,спорим…Дидактические материалы по литературе.6 класс:пособие для
учащихся общеобразоват.учреждений.-М.:Просвещение,2012.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы
6 класс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.