Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Каменская основная общеобразовательная школа»
с. Каменка Поворинский район Воронежской области
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №______
от « » _______________ 2014 г.
|
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
______________/Хмырова М.А./
« » сентября 2014 г.
|
Утверждаю:
Директор МКОУ «Каменская ООШ»
_________________ /Яковлева Н.А./
Приказ № от « » сентября 2014 г.
|
Рабочая
программа учителя
Словина
Александра Николаевича
по курсу
внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» для учащихся 5-7 классов
Данная
программа разработана в соответствии с авторской программой факультатива по
информатике и ИКТ «Информатика и информационные технологии» для 5-7 классов
(составитель: Волкова С.А. Пенза, 2010)
2014
год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информатика - в
настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая
системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая
информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и
использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область
практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Задача
современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого
школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор,
электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков
для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной
творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет
информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике
актуальным предметным содержанием. Только в
этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого,
проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются
навыки самостоятельной работы.
Поэтому
уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности
информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, живой природе и технике учиться классифицировать информацию,
выделять общее и особенное, устанавливать связи сравнивать, проводить аналогии и т.д.
Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем
ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Важнейшим
приоритетом школьного образования в условиях становления глобального
информационного общества становится формирование у школьников представлений об
информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного
информационного общества. Целью
данного курса является формирование базиса компьютерной грамотности учащегося и
знакомство с терминологией предмета «Информатика и ИКТ».
Программой предполагается проведение
непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку
отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся.
Авторская программа курса по
информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Согласно Федеральному
базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета
«Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального
компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на
пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Пропедевтический
этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным
этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов,
благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования
для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности,
применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Цели
Основной целью курса является развитие
интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также
формирование различных видов мышления: образного, логического,
алгоритмического.
При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
·
расширение представления учащихся о назначении и
возможностях компьютера и программного обеспечения;
·
формирование у учащихся знаний, умений, навыков
необходимых для обработки числовой информации;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей;
·
воспитание ответственного отношения к соблюдению
этических и правовых норм информационной деятельности.
Тематическое
планирование
№ раздела
|
Тема раздела
|
Количество часов
|
1
|
Учимся
работать на компьютере
|
6
|
2
|
Технология
работы с текстом и обработка
текстовой информации
|
13
|
3
|
Компьютерная
графика
|
5
|
4
|
Компьютерные
презентации
|
9
|
5
|
Творческий
проект
|
2
|
Всего:
|
35
|
Календарно-тематическое планирование
№
урока
|
Дата
|
Тема занятия
|
Практическая работа
|
Учимся работать на компьютере
|
1
|
|
Техника безопасности
при работе с компьютером и организация рабочего места. Назначение основных
устройств компьютера.
|
|
2
|
|
Компьютерная
помощница - мышь.
|
«Освоение мыши».
|
3
|
|
Представление
о графическом интерфейсе системной среды.
|
«Управление компьютером с помощью
меню».
|
4
|
|
Освоение
клавиатуры. Ввод букв
|
«Клавиатурный тренажер. Ввод букв»
|
5
|
|
Освоение клавиатуры. Ввод слов
|
«Клавиатурный тренажер. Ввод слов»
|
6
|
|
Освоение клавиатуры. Ввод предложений
|
«Клавиатурный тренажер. Ввод
предложений»
|
Технология работы с текстом и обработка
текстовой информации
|
7
|
|
Текстовый
редактор Microsoft Word. Назначение и возможности.
|
|
8
|
|
Технология
ввода текста.
|
«Ввод текста»
|
9
|
|
Технология
ввода символов.
|
«Ввод символов»
|
10
|
|
Редактирование
текста. Работа с фрагментами
|
«Редактирование текста».
|
11
|
|
Редактирование
текста. Проверка правописания
|
12
|
|
Форматирование
текста. Шрифт
|
«Форматирование
текста»
|
13
|
|
Форматирование
текста. Абзац
|
14
|
|
Поиск
и вставка картинок, фотографий в текст
|
«Коллекция клипов»
|
15
|
|
Сохранение
и печать документа.
|
«Сохранение и
печать документа»
|
16
|
|
Работа
с таблицами. Создание и изменение таблицы.
|
«Работа с
таблицами»
|
17
|
|
Работа
с таблицами. Границы и заливка.
|
18
|
|
Графические
возможности Word. Знакомство с панелью рисования. Вставка объектов.
|
«Графика в Microsoft
Word»
|
19
|
|
Графические
возможности Word. Вставка надписи. Фигурный текст WordArt.
|
«Пригласительный билет»
|
Компьютерная
графика
|
20
|
|
Компьютерная графика.
|
|
21
|
|
Инструменты графического редактора Paint.
|
«Знакомство с инструментами
графического редактора»
|
22
|
|
Рисование графических примитивов.
Палитра цветов.
|
«Раскраска»
|
23
|
|
Редактирование рисунков. Вставка текста.
|
«Пригласительный билет».
|
24
|
|
Работа с графическими фрагментами
|
«Работа с графическими фрагментами»
|
Компьютерные презентации
|
25
|
|
Интерфейс
программы Power Point.
|
«Знакомство с Power Point»
|
26
|
|
Алгоритм
работы над презентациями.
|
27
|
|
Создание
слайд-презентаций.
|
28
|
|
Форматирование
фона, текста.
|
«Шаблоны оформления»
|
29
|
|
Настройка
анимации
|
«Эффекты анимации»
|
30
|
|
Вставка
и редактирование изображений.
|
«Работа с изображениями»
|
31
|
|
Вставка
звука.
|
«Работа со звуком»
|
32-33
|
|
Анимация
в презентации.
|
«Создание движущихся изображений»
|
34-35
|
|
Творческий
проект
|
|
Содержание учебного курса
1. Учимся работать на компьютере – 6 ч
Понятие об информации. Назначение основных устройств
компьютера. Человек и компьютер. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.
Компьютерная помощница – мышь. Представление о графическом интерфейсе системной
среды. Освоение клавиатуры.
2. Технология работы с текстом и обработка текстовой информации – 13ч
Назначение текстового редактора. Структура текстового
редактора (на примере Блокнота). Технология ввода текста. Редактирование
текста.
Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности. Редактирование текста.
Форматирование. Работа с таблицами.
3. Компьютерная графика – 5ч
Что такое компьютерная графика. Основные возможности
графического редактора (на примере Paint) по созданию графических объектов. Настройка инструментов.
4. Компьютерные презентации – 9 ч
Интерфейс программы Power Point. Алгоритм работы над презентациями. Создание
слайд-презентаций. Форматирование фона, текста. Вставка изображений и звука.
Анимация. Работа над проектами. Защита проектов.
5. Творческий проект – 2ч
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся
должны знать:
- назначение
основных устройств компьютера;
- назначение
Рабочего стола;
- назначение
компьютерного меню и Главного меню;
- роль
окна при работе в системной среде Windows;
- назначение
служебных клавиш на клавиатуре.
- назначение
и возможности графического редактора;
- понятие
фрагмента рисунка;
- понятия
файла, пикселя, понятие пиктограммы, редактирование и форматирование
документа;
- назначение
и основные возможности программы Power Point;
- назначение
и основные возможности программы Microsoft Word;
Учащиеся
должны уметь:
- выбирать
пункты меню;
- запускать
программу и завершать работу с ней;
- создавать
составной документ;
- создавать
простейшие рисунки с помощью инструментов;
- выделять
и перемещать фрагмент рисунка;
- сохранять
рисунок в файле и открывать файл;
- редактировать
графический объект по пикселям;
- создавать
простейшие презентации, используя анимацию и звук;
- редактировать и
форматировать текст.
Перечень
средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные
средства: Программные
средства:
мультимедийные ПК; операционная
система Windows ХР, 7
мультимедиапроектор; графический
редактор Paint,
принтер; текстовый
процессор Word 2003, 2007
сканер; программа
презентаций PowerPoint 2003, 2007
Литература
·
Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012
·
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:
комплект плакатов и методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005.
·
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методического пособие.
- М.: Лаборатория базовый знаний, 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.