Главная / Начальные классы / Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики" А.А. Шемшурин

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики" А.А. Шемшурин

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена на основе:

- А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012

- Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, сайт изд-ва «Дрофа», раздел методическое обеспечение.

- А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010 - Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

- Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, формирование умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программой учебного курса.


Общая характеристика курса

Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», вводимого в 4 классе общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые, по мнению авторов данного УМК, обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета, снимают риски, сопровождающие введение нового предмета, обусловливают подходы к отбору содержания учебников и их методическому

обеспечению. К ним относятся следующие концептуальные положения:

  • о культурологическом подходе, просветительском и развивающем характере нового предмета;

  • об обязательной направленности курса на объединение обучающихся, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении детей на группы);

  • о возрастосообразности (учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания и социализации; учет ситуации перехода детей из начальной в основную школу).

Основной методологический принцип реализации курса — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В учебниках также реализуется аксиологический, коммуникативный и деятельностный подходы. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

Все шесть учебников, входящих в состав УМК, согласуются между собой по педагогическим целям, задачам и базовым ценностям, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Методологические подходы, отраженные в концепции УМК, позволяют обеспечить единство представления содержания каждой из религиозных и гуманистических традиций в целостном контексте российской национальной жизни и ее культуры. Дидактически УМК обеспечивает знакомство с религиозно-культурной традицией народов России и ее активное освоение в пределах отведенного учебного времени, сообразно возрастным и образовательным возможностям младших подростков. Содержание каждого из учебников УМК составляют сходные по тематике разделы.

Первый тематический блок состоит из двух общих для всех модулей уроков. Они содержательно раскрывают темы «Россия — наша Родина» и «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Первые уроки очень важны для объяснения целей и задач нового предмета, они задают общее направление в изучении всего курса и показывают, что связывает между собой все шесть модулей. Ключевыми словами первых уроков, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах последующих уроков, выступают: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония; жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика. На этих уроках даются первоначальные представления о значении

духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; говорится о необходимости сплочения всех людей мира и граждан нашей страны независимо от их различных мировоззренческих позиций и убеждений на основе

взаимного уважения и диалога; раскрывается смысл диалога между представителями различных конфессий и мировоззрений в обществе.

Уроки позволяют поднять проблемы идентичности личности, воспитания патриотизма, толерантности. Понятие «идентичность» сегодня широко используется и учеными, и педагогами-практиками. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Именно в такой логике выстроен первый общий урок. Наша Родина — Россия — рассматривается как часть мирового сообщества, нашей планеты; а каждый человек, живущий на планете, — как представитель своей семьи, народа, всего человечества. Ученики от образа мира в представлении древних людей — мирового дерева — «проходят

путь» до собственного родословного древа, определяя таким образом свое место, место каждого человека, живущего на планете, в системе мироустройства.

Второй общий урок называется «Духовные ценности человечества. Культура. Религия». Учащиеся 4 класса уже знакомы с понятием «культура» из уроков окружающего мира. В данном учебном комплексе авторы опирались на это знание и постарались расширить его. Урок посвящен раскрытию содержания понятий религиозной и светской культуры и их

взаимосвязи. И религия, и этика предлагают человеку свое видение мира через ответы на важнейшие — вечные — вопросы человечества о смысле жизни, о роли человека, представлении о нравственном законе, по которому живут люди, если они хотят жить

в мире и согласии между собой. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.

Важным в данном УМК является то, что понимание человеческой культуры передается через призму истории всего человечества, через его развитие, что требует раскрытия связи современности с прошлым.

Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их

ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды — все, что составляет их образ жизни. Поэтому в предлагаемом УМК авторы уделили достаточно внимания истории человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих уроках, и в содержании учебников всех модулей.

Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; зна-

комство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. Представление культуры, в том числе и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, — еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать: что это? Почему? Из ответов

на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ.

Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами; для иудаизма — «золотой город» Иерусалим и Стена Плача; для буддизма — мандала, которую складывают из цветного песка и камушков, а потом разрушают; для ислама — большая, дружная, гостеприимная мусульманская семья.

В каждом элементе культуры, будь то описание жизни великих учителей человечества — известных представителей этических теорий от древности до наших дней или основателей религий; знакомство со священными текстами, искусством, с представлениями об общих этических категориях и понятиях: добро и зло, ответственность, долг и свобода, «золотое правило нравственности» и т. д., — во всем вслед за словом, образом, сюжетом проступает ценностный смысл.

В процессе духовно-нравственного становления личности особенно важно то субъектное основание ценностных смыслов, которое человек вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, реализацию в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром. Усвоение, постепенное развитие и присвоение этих нравственных знаний, норм и опыт поведенческой деятельности и взаимоотношений, усваиваемый учащимися в учебной и внеурочной деятельности, в школе и вне ее, особенно в социально ориентируемой деятельности, и составляют основу духовно-нравственного воспитания.

Для младших школьников этот процесс присвоения ценностей лежит в несколько иной плоскости, чем для обучающихся основной школы. В соответствии с принципом возрастосообразности логика подачи материала должна следовать «пути путника»:

как путник (путешественник), остановившийся в доме мусульманина (иудея, буддиста, христианина), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, буддийскую, христианскую) культуру, узнавая ее через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни, так и ребенок, чтобы понять ту или иную культуру, должен не просто знать ее «устав», а хотя бы в какой-то мере его пережить. Из процесса познания нельзя исключить те психические процессы (и сопутствующие эмоции), которые реально обеспечивают человеку постижение мира. Поэтому и знакомство с культурными ценностями должно быть для младших школьников ярким, красочным, увлекательным, интересным, обращенным к их чувствам, эмоциям и опыту, а результатом должно стать освоение «технологии культуры», т. е. психологически

полноценное представление (с соответствующей эмоциональной и рациональной оценкой) о жизни мусульманина, иудея, буддиста, христианина. Путь путешественника, который, попадая в чужую среду, осваивается с тем, что видит, слышит, спрашивает, «делает своими руками», должен быть путем усвоения и присвоения четвероклассниками смыслов

и ценностей любой культуры.

Авторы УМК исходили также из понимания того, что, соприкасаясь, пересекаясь между собой, культуры вступают в различные отношения, которые могут быть отношениями:

- подавления, когда одна культура осуществляет попытки навязать «свой устав», утвердить свой ук-лад жизни, нейтралитета, когда обе культуры сосуществуют, живя каждая по «своему уставу»;

- паритетного взаимодействия, при котором взаимное уважение является условием развития каждой и, главное, взаимообогащения без ущерба для каждой.

УМК, как уже отмечалось выше, является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности — интегративного качества личности ребенка (системы поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, цен-

ностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения), необходимого для жизнедеятельности в современном обществе, проявляющегося в доброжелательном отношении к любой культуре и ее носителям. Принятие чужой культуры основывается

на понимании того, что каждая духовная культура имеет право на существование, собственный контекст и свою логику развития, ни одна из них не может быть хуже или лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Второе концептуальное положение основывается на понимании обязательного объединяющего начала предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», его направленности на единение,

а не разобщение обучающихся в процессе преподавания (при внешнем организационном делении школьников на группы), которое находит свое воплощение и в том, что все учебники УМК соответствуют общей концепции курса, представляют собой единый по замыслу, целям, структуре, принципам отбора содержания и построения методического аппарата, логике подачи материала комплекс.

Важным для последующего знакомства с основами этики и религиозных культур, задающим общие направления в изучении предмета и объединяющим все шесть модулей УМК, является материал об истории развития человечества, о разных подходах

и объяснениях законов мироздания, о нравственном законе и этических нормах, их роли во взаимоотношениях людей друг с другом, с природой, с Богом, с самими собой. Вечные вопросы человечества о смысле жизни, о том, как ее можно прожить, — это те вопросы, на которые во все времена старались и стараются дать ответ и религии, и этика, это то,

что их объединяет и что рассматривается в содержании уроков всех шести модулей.

Учебный материал разделов каждого модуля представляет собой углубление и расширение обозначенных в первых общих уроках тем и направлен на формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к культурным феноменам:

«нравственность», «мораль», «религия», «духовность», «традиция», «ценности». В тематических блоках учебников представлена информация о роли религий в культуре нашей страны, о возникновении религии, о важнейших этических категориях: о добре и зле, справедливости, свободе и ответственности, долге и совести, добродетелях, нравственных качествах людей, ценностях, самосовершенствовании человека, о том, как сегодня жить согласно нравственным ценностям; о дружбе, любви, милосердии, прощении, благотворительности и т. д.

Содержание ряда разделов и тем учебников посвящено священным книгам и священным сооружениям, знакомству с религиозными ритуалами и обрядами, особенностями традиционного для религиозной культуры календаря; религиозным и светским праздникам, семье и семейным традициям и ценностям; гуманистическому «золотому правилу нравственности», существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах и этических теориях.

В составе тематических блоков представлен материал, посвященный языку как основе культуры, религиозному искусству (музыке, живописи, архитектуре, литературе), отношению к человеку, природе в религиозных культурах и светской этике.

Содержание учебников направлено на расширение знаний обучающихся об избранной религиозной или светской традиции посредством включения ее в контекст российской истории и культуры; на формирование на основе межкультурного и межконфессионального диалога начальных представлений о российской религиозно-культурной традиции —общей духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный материал ориентирован также на формирование у обучающихся первоначальных представлений о культурологических и исторических основах религиозной традиции и светской этики, о патриотической и

гражданской позиции людей, чья жизнь представляется образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине. Большое внимание уделяется примерам, на основе которых у школьников могут развиваться представления о том, во имя каких нравственных

идеалов и на основе каких ценностей должен жить человек; какими примерами коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, гражданских идеалов может он руководствоваться; о любви к Родине, об отношении к труду и знаниям, образованию в целом, к учебе. Обязательным является материал о важной роли учителя в становлении человека, об уважительном отношении к нему. Важное место отводится воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, в частности, через примеры единения представителей всех конфессий, всех наций и народностей России во имя высших

ценностей (например, героизм советского народа во время Великой Отечественной войны).

Перечисленная выше тематика так или иначе раскрывается на протяжении всего курса и обобщается в итоговых уроках. Объединяющими все учебники, как было уже отмечено ранее, являются тематические блоки и стратегические линии в изложении материала, представленные в таких разделах и темах, как, например: «Как сегодня жить по нрав-ственным законам», «Семья и семейные ценности в...», «Календарный год и праздники в... культуре», «Золотое правило нравственности».

Освоение школьниками содержания учебного материала всех обозначенных выше тематических блоков (разделов) УМК призвано сыграть важную роль не только в расширении их образовательного кругозора, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина Российской Федерации, соблюдающего Конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового

к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества. В результате обучения в рамках УМК у учащихся должны сформироваться действенные мотивы к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций,

а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При отборе материала для учебника «Основы светской этики» и в логике его изложения важную роль сыграли учебник по этике для вузов авторов А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресяна, а также книга А. А. Гусейнова «Великие пророки и мыслители.

Нравственные учения от Моисея и до наших дней».

Подходы этих авторов к этике как к разделу метапредметного знания — философии — позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества. В учебнике также рассматриваются этические

учения, входящие в религиозные системы: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Такой подход к отбору материала позволил, на взгляд авторов, изложить сложные этические категории в контексте рассказов о жизни великих мыслителей, знакомства

с их теориями и взглядами, изложенными в их произведениях и высказываниях; в текстах рассказов и притч, в занимательных сюжетах и зарисовках.

«Основы светской этики» вызывают много вопросов и своим названием «светская этика». Авторы модуля этики в данном УМК исходили из предположения, что термин «светская» подчеркивает комплексный характер предмета: школьники будут изучать основы светской этики в комплексе с основами буддийской, иудейской, православной, исламской ре-

лигиозных культур. И это обязывает в отборе материала — «светским» характером данного модуля подчеркивается направленность всего курса на объединение, а не разобщение обучающихся. В данном случае акцентируется внимание на той стороне эти-

ки, которая раскрывает смысл общих основ построения взаимоотношений людей, живущих «всем миром», «в свете», «в миру», мирян разных убеждений и мировоззренческих позиций: агностиков, атеистов, верующих. Этим же обусловливается и то, что в содержании этого модуля присутствуют материалы, позволяющие школьникам получить знания и о религиозных этических теориях, которые составляют общечеловеческую культуру.

Методической особенностью данного УМК, вытекающей из целей и задач курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», является его нацеленность на получение каждым учащимся индивидуального, личностно-значимого образовательного результата. Таким результатом будет и объем усвоенной теоретической информации («знаниевая» составляющая), но в большей степени - уникальный опыт эмоционально-оценочной, аналитической, учебно-исследовательской, творческой деятельности, который могут получить школьники.

Этот опыт может быть представлен самыми разными «продуктами»: ответом на проблемный вопрос, рисунком, поделкой, написанным текстом, экскурсией, проведенной для одноклассников или членов своей семьи, сценарием праздника («Рождественский

вертеп», «Пуримшпиль» и т. д.), фотовыставкой и бесконечным множеством разнообразных уникальных, значимых для самого ученика и всех участников образовательного процесса, видимых и ощутимых результатов.

Чтобы дети не чувствовали себя дискомфортно в ситуации условного «организационного разъединения», учителям следует в полной мере использовать заложенные в содержании учебников и методическом аппарате возможности для установления межмодульных связей. Во всех учебниках присутствуют сходные вопросы и задания, выполнение которых способствуют обмену информацией между одноклассниками, изучающими разные модули курса.

Примером могут служить перекрестные вопросы- задания, например: «Узнайте у ваших одноклассников, изучающих основы других религиозных культур...», «Поинтересуйтесь, как в представлении других...», «Расскажите своим товарищам, как...» и т. п.

Ответы на такие общие для всех модулей вопросы позволят учащимся обмениваться информацией, быть в курсе того, что изучают их одноклассники, помнить о том, что все они изучают не шесть разных предметов, а один, и впереди их ждет совместное

подведение итогов. Кроме того, такой взаимообмен и взаимозаинтересованность в результатах обучения будут выполнять роль внешней оценки, значимой для младших подростков.

Следующим важным положением, на котором основывалось построение УМК, являлось положение о возрастосообразности. Возраст учащихся 4—5 классов характеризуется в психологии и педагогике приобретением в процессе обучения основных, необходимых в обществе социальных и когнитивных навыков (Ж. Годфруа, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.). Сам выбор навыков, которые должны стать достоянием ребенка, имеет

национально-культурную и социально-экономическую мотивацию: в одних культурах он ориентирован на освоение домашнего хозяйства, в других — на работу с информацией, в третьих — на начальное освоение ремесла и т. п. При этом для любой культуры

характерно освоение ребенком этого возраста основ взаимодействия между людьми, принятых в данном обществе правил и норм.

Одним из итогов данного этапа развития для ребенка является представление о себе, которое условно можно выразить формулой: «Я — то, чему я научился». Это начало самосознания, выработки самооценки, во многом зависящей от оценки учителей,

значимых взрослых, сверстников. Близость подросткового периода повышает и значимость статуса в среде сверстников, который в не меньшей мере производен от результатов обучения, поэтому в преподавании предмета важное место принадлежит

формированию устойчивой позитивной мотивации школьника не только к освоению учебного предмета, но и к саморазвитию и самосовершенствованию.

В случае позитивной оценки качества того, «чему научился», возникает ощущение внутреннего комфорта, компетентности, определенного статуса, способность к адекватной самооценке. Этот процесс напрямую связан с процессом обучения, в котором значимо не только знание, но и в большей степени освоение способов деятельности (способов поведе ния, рефлексии на свои и чужие поступки, оценки и т. д.), получение ответов на вопросы: «Как это делается?», «Почему так происходит?».

В связи с этим естественным требованием к организации курса важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения является его жизненная, а не теоретическая, «книжная» направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии каждой культуры в отдельности культуры нашего общества в целом. Реализация такого подхода посредством традиционного урока с его «знаниевой» ориентацией, монологизмом, малыми возможностями для индивидуализации и дифферен-

циации представляется труднодостижимой.

Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности, игровых методов обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность», характерную для данного возраста. В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.

Учет всего вышесказанного обусловил необходимость отбора соответствующих средств и способов подачи материала, определенной логики построения уроков, изложения материала, методических приемов. В частности, авторами УМК активно используется диалоговый способ подачи материала, который представлен в учебниках в нескольких вариантах (например, обращение к самим учащимся от лица «сквозных» героев, сопровождающих школьников в течение всего курса; разговор героев между собой и т. д.).

Через диалог вводится важный и сложный содержательный материал, что позволяет облегчить его усвоение, разнообразить подачу материала, продемонстрировать образцовые коммуникативные формы, принятые в той или иной культурной традиции

(обращение, прощание, приветствие и т. д.) — диалоги героев являются своего рода речевыми эталонами и образцами для подражания. Например, в учебнике «Основы православной культуры» в разговорах наставника-инока и мальчика Вани объясняют-

ся наиболее важные аспекты православного учения о душе, любви, прощении, милосердии, долге.

Отбор содержания учебников и логика подачи материала обусловлены образовательными и воспитательными задачами предмета и концептуальными основами данного УМК. Во всех учебниках содержание курса как бы «окольцовано» общими уроками, их тематикой и последним уроком во всех модулях, на котором не только подводится некий тематический итог, но и задается вектор дальнейшего развития: с точки зрения внутреннего роста («Идти дорогою добра», «Как жить сегодня по нравственным законам») и с точки зрения образовательных ориентиров («Что бы вы еще хотели узнать о данной куль-

турной традиции?»). Последние общие заключительные уроки (30—34) представляют собой подготовку и презентацию индивидуальных образовательных достижений на общую тему «Что бы я хотел рассказать своим одноклассникам о... культуре». Эта тема

задается уже на первых уроках, в нее включаются все творческие, проектные и учебно-исследовательские работы, выполняемые учащимися на протяжении изучения курса (см. раздел «Содержание курса»; в учебнике эти задания обозначены двумя звездочками **).

При подготовке данного УМК были максимально учтены особенности религиозной ситуации, сложившейся сегодня в российском обществе в целом и в школе как проекции общества, и связанные с этим трудности, возникающие у всех участников образовательного процесса. Во-первых, в современной российской школе совместно обучаются и проживают значительную часть своей жизни дети из семей,

имеющих разные мировоззренческие взгляды и придерживающихся разных культурных традиций.

Учитель, чтобы успешно решать задачи образования, воспитания, развития и социализации школьников, должен учитывать это в организации учебной и внеурочной деятельности, в выстраивании правильных отношений с детьми и их родителями.

А для этого ему потребуются и необходимые знания, и понимание того, в чем должна проявляться профессиональная позиция педагога в поликультурном и поликонфессиональном социуме. Профессиональная позиция педагога, независимо от его личных убеждений и мировоззренческих взглядов, должна быть нейтральной, выдержанной и уважительной по отношению к любой иной культурной традиции.

Этого требует принцип светскости школы и профессиональная культура педагога как носителя ценностных ориентиров и некой идеальной модели поведения. Это не означает, что педагог должен скрывать свои убеждения и приверженность определенной

культурной традиции, но это значит, что он не может использовать авторитет учителя для навязывания своих взглядов.


Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

- А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012

- Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

- А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010 - Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

- Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010


Место курса в учебном плане гимназии

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации изучается в 4 классе

в объеме 34 ч (1 ч в неделю).

Основные содержательные модули предмета:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики;

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур;

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры;

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры;

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры;

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры.

Право выбора модуля предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

Каждое образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей или лиц, их официально заменяющих, и с учетом собственных возможностей организации учебного процесса определяет перечень

перечисленных выше модулей и организует процесс обучения.

Первые два урока «Россия — наша Родина» и «Духовные ценности человечества. Культура. Религия» являются общими для всех модулей, как и последние итоговые уроки (31—34). В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка и защита проектов на основе изученного материала (индиви-дуальные, групповые проекты).


Ценностные ориентиры содержания курса

Одной из базовых концептуальных основ УМК является аксиологический подход к определению целей и задач курса, результатов его освоения учащимися, в отборе и логике представления содержания, разработке методического аппарата.

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к общечеловеческим ценностям, к базовым российским ценностям, в том числе традиционным религиозным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы.

Через аксиологический контекст, в знакомстве с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества — светскими и религиозными — происходит осознание ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств.

Решение задач нравственного воспитания подрастающего поколения предусматривает понимание необходимости более широкой его трактовки, недопустимости сведения его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам; ориентации его на универсальную этику, которая включает в себя безусловные ценности, содержащиеся во всех культурах и принимаемые представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных конфессий и атеистами. В то же время

нравственное воспитание человека невозможно без опоры на традиционные (этнические, национальные, религиозные) духовные ценности. Именно такое сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами. Поэтому представляется обоснованным акцентирование внимания на понятии «ценности» и ценностно-смысловой сфере в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, направления организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское

общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни через присвоение таких ценностей, как: труд; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: родная земля; заповедная природа; планета Земля;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Психологические механизмы формирования ценностной сферы личности базируются на параллельно развивающихся, взаимосвязанных процессах: усвоение типического опыта и накопление опыта индивидуального. То есть присвоение ребенком ценностей

происходит, с одной стороны, через имитацию моделей поведения, отношений, оценок явлений действительности, принятых в его социуме, через идентификацию себя со своей семьей, друзьями, кругом общения, нацией, этносом. С другой стороны, ценности присваиваются через личную деятельность (дорого то, что я сам придумал, создал, смог и т. д.), через самовоспитание, через катарсические переживания, наконец, через привычку к тому или иному способу оценки, отношения, поведения.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


В соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые

получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств ее достижения;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие корректи-

вы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных

и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; го-товность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Методические основы УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

В основу построения УМК заложен ряд методических принципов, реализация которых является условием выполнения требований к личностно-значимым результатам освоения курса, развитию компетентностной сферы личности (таких ключевых компетенций,

как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.):

диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, а также создание личностно-значимой учебной ситуации. Личностно-значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т. е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать;

приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);

опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности;

вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно -активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

В качестве основных подходов к преподаванию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», как уже было отмечено выше, определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный.

В рамках культуроведческого подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса в рамках культуроведческого подхода является работа с текстом учебников.

Каждый из учебных модулей позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной ин-

формацией. В процессе работы с различными типами учебных текстов учащиеся осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через чтение); понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретацию (через выбор

мнения, принятие решения); создание собственного встречного текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т. д.). Таким образом учебная деятельность позволяет учащимся присваивать смысловые основы изучаемого, вступать в диалог с содержанием, осваивать диалоговые формы, методы и приемы работы с информацией во всех видах речевой деятельности.

При работе с текстом, содержащим значимую для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленности, важное место занимает анализ единиц номинативной системы языка с духовно- нравственным компонентом значения (милосердие, благотворительность, гостеприимство, патриотизм, душа, семья и т. д.). Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие варианты,

предусмотренные методическим аппаратом учебников: знакомство со значением слова, представленным в тексте; подбор синонимов; определение основной мысли текста; толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным

словом; работа со словарем (который является частью учебника); обращение к индивидуальному лексикообразующему опыту ребенка.

Особое место при знакомстве с основами разных культур занимает работа со словами-символами, выражающими своеобразие символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных

причин возникновения, этимологии и семантики слов-символов. К таким словам-символам относятся, например, имена: Христос (в православии), Мухаммад (в исламе), названия обрядов: намаз (в исламе), бар-мицва (в иудаизме); священных текстов и

книг: Библия (в православии), Трипитака (в буддизме) и т. д. В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие варианты:

- ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе;

- знакомство со словами-символами;

- поиск примеров символики, связанной с конкретной культурной традицией;

-присвоение слов-символов через введение их в собственную устную и письменную речь.

Коммуникативный подход призван обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, которая рассматривается в трех аспектах: как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности), как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) и как условие интериоризации — процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).

Развитие коммуникативного потенциала личности — одна из приоритетных задач современного образования, так как именно богатством и универсальностью этого потенциала определяется успешность человека в жизни и деятельности. По определению

И. И. Зарецкой, «коммуникативный потенциал —это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней».

Основными показателями коммуникативного потенциала являются: интенсивность и широта круга общения; умение говорить и слушать; умение убеждать; умение уважительно относиться к позиции партнера; особенности эмоционального отклика на

полученную информацию; самочувствие в процессе коммуникации; умение контролировать и адекватно оценивать себя в качестве объекта и субъекта речевой деятельности. Коммуникативный потенциал включает умения воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности, соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другими» и «другим», определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия; быть активным слушателем; предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата; адекватно взаимодействовать с «другими».

Очевидно, что цели развития коммуникативного потенциала личности полностью совпадают с целым рядом целей, достижение которых заявлено как предполагаемый результат освоения школьниками предмета «Основы духовно-нравственной культуры

народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, так как в силу его универсального,

метапредметного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д. Учебники, входящие в УМК, нацелены на создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций. Достижению этой цели способствует ряд методических приемов, реализованных в УМК:

диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев;

включение так называемых «не совсем обычных уроков», представляющих собой заочные экскурсии, уроки-диалоги, уроки-путешествия;

включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работу с иллюстративным материалом);

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности(чтении, письме, слушании, говорении);

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся;

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов

культуры речи учащихся;

включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию;

наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным источникам (включение фрагментов литературных текстов в уроки и в приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом.

Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия ученика в процессе изучения курса формируются посредством: обучения содержанию предмета (знания: факты, правила, понятия; понимание причинно-следственных связей; поиск и нахождение обоснования, доказательств и выводов; оценка

изучаемого материала); развития прикладных коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать резуль-таты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).

Деятельностный подход реализован в УМК через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности универсальных учебных действий учащихся.

Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОСом, на всех

этапах урока.

Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Значительная часть методического аппарата учебников отведена на работу с иллюстра тивным материалом, представлена не в виде готового для усвоения содержания, а в виде вопросов к иллюстрациям. Выводы учащихся при обсуждении материала урока используются на этапе обобщения не просто для выделения главного в изученном содер-

жании, но и для рассмотрения его на качественно ином, более высоком мировоззренческом уровне. Методический аппарат учебников дифференцирован и предусматривает задания для обязательного выполнения, задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала, а также перспективные задания — мини-проекты, задания творческого и рефлексивного характера.

Методы обучения:

словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию са-

мостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивные, необходимые для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний

и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических

сведений.




Учебно-тематическое планирование курса «Основы светской этики»


№п/п

Название раздела курса

№ уроков по разделу

Сроки изучения

1

Знакомство с новым предметом

1- 2


2

Знакомство с основами этики

3 - 8


3

Этика о нравственном выборе

9 - 14


4

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

15 - 17


5

Нравственный закон человеческой жизни

18 - 21


6

Этика об отношении людей друг к другу

22 - 26


7

Как сегодня жить по нравственным законам

27 - 30


8

Презентация итоговых работ учащихся

31-34





































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Модуль Основы светской этики

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Россия — наша Родина

Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.

Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире.

Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.

Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия, этика.

Внеурочная работа: посещение археологического музея или археологической экспозиции в краеведческом музее.

Раздел 2. Знакомство с основами этики

Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике

Основное содержание: этика как часть философии.

Значение слова «философия».Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.

Вариативное содержание: философские рассказы для детей.

Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.

Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.

Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.

Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность

Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон.

Основные понятия: этика, добродетель.

Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

Урок 5. Что такое добродетель

Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Вариативное содержание: добродетельная жизнь.

Основные понятия: добродетель, порок.

Словарная работа: порок.

Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях

Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.

Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.

Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.

Словарная работа: совершенство, идеал.

Урок 7. Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.

Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.

Словарная работа: Параолимпийские игры.

Урок 8.Терпение и терпимость

Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.

Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.

Словарная работа: терпение.

Раздел 4. Этика о нравственном выборе

Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.

Вариативное содержание: афинская демократия.

Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения.

Словарная работа: убеждения.

Урок 10. Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека.

Притча «Зачем нужен ты сам?»

Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.

Основное понятие: цель жизни.

Межмодульные связи: притчи.

Словарная работа: сверхличный.

Урок 11. Нравственный выбор

Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях.

Возможности изменения убеждений человека.

Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора.

Основное понятие: нравственный выбор.

Словарная работа: человечность, «быть человеком».

Урок 12.Совесть. Долг

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».

Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.

Основные понятия: совесть, стыд, долг.

Словарная работа: долг.

Урок 13. Ответственность

Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Ма-

ленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.

Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Основное понятие: ответственность.

Словарная работа: ответственность, басня.

Урок 14.Этика о воспитании самого себя

Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.

Основное понятие: самосовершенствование.

Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.

Словарная работа: самосовершенствование.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Урок 15.Справедливость

Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении

Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.

Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.

Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.

Словарная работа: справедливость.

Урок 16. Государство, основанное на справедливости

Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция.

Вариативное содержание: биография Конфуция

Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.

Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.

Урок 17. Государство. Светская этика

Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем.

Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.

Вариативное содержание: государственные праздники.

Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники.

Межмодульные связи: патриотизм.

Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной

войне.

Внеурочная деятельность: посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни

Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей

Основное содержание: нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.

Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.

Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.

Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Урок 19. Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.

Библия — священная книга христианства.

Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.

Основные понятия: христианство, любовь, Библия.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.

Словарная работа: христианство.

Урок 20. Любовь — основа жизни

Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья».

Вариативное содержание: народные пословицы о любви.

Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.

Словарная работа: любовь.

Урок 21. Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».

Основное понятие: прощение.

Словарная работа: грех

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу

Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская друж-

ба. Честность и верность — основа дружбы.

Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.

Основные понятия: дружба, пифагорейцы.

Словарная работа: дружба.

Урок 23.Этика об отношении к другим людям и самому себе

Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.

Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.

Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.

Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.

Словарная работа: взаимоотношения.

Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь

Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».

Основные понятия: речь, мысли, поступки.

Словарная работа: красноречие.

Урок 25. Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире.

Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.

Основные понятия: милосердие, благотворительность.

Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Словарная работа: милосердие, благотворительность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

Урок 26. «Золотое правило нравственности»

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственнос-

ти» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте»

Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.

Основное понятие: «золотое правило нравственности».

Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

Словарная работа: золотое правило нравственности.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам

Урок 27. Нравственные законы в современном мире

Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.

Вариативное содержание: Нобелевская премия мира.

Основные понятия: милосердие, бескорыстие.

Словарная работа: бескорыстие.

Урок 28. Альберт Швейцер

Основное содержание: жизнь по нравственным законам.

Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.

Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия.

Основное понятие: человеколюбие.

Словарная работа: человеколюбие

Урок 29.Этическое учение Л. Н. Толстого

Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовер-шенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка».

Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей.

Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.

Словарная работа: самовоспитание.

Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу».

Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».

Основные понятия: добро и зло.




























УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Основы светской этики


Раздел

Содержание

Характеристика видов деятельности

Оборудование

Дата урока

Раздел 1. Знакомство с новым предметом


Урок 1. Тема: Россия — наша Родина


Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Ноутбук, ИД, презентация, ИН Символы России


Урок 2. Тема: духовные ценности человечества. Культура. Религия


Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен. Изучают основные понятия этики. Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.

Ноутбук, ИД, презентация,

ЭП к учебнику.


Раздел 2. Знакомство с основами

этики


Урок 3. Тема: Диалог о философии и этике

Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным поведением людей.




Учебник, тетрадь, Презентация ИД, ноутбук


Урок 4. Тема: Мораль

и нравственность

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Раздел 3. Этические учения

о добродетелях


Урок 5. Тема: Что такое добродетель

Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.

Учатся интерпретировать

информацию, полученную из дидактического текста, проецировать ее на свой собственный опыт.

Знакомятся с традиционным

пониманием этики в религиозных культурах.

Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства и граждан.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 6. Тема: Учение Аристотеля о добродетелях


ИД, презентация, учебник, тетрадь,

приложение к учебнику


Урок 7. Тема: Нравственные качества



ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Раздел 4. Этика

о нравственном

выборе



Урок 9. Тема: Суд над Сократом



Урок 10. Тема: Убеждения

Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.

Учатся интерпретировать

информацию, полученную из дидактического текста, проецировать ее на свой собственный опыт.

Знакомятся с традиционным

пониманием этики в религиозных культурах.

Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства и граждан.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 11. Тема: Нравственный выбор

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 12. Тема: Совесть. Долг

Урок 13. Тема: Ответственность

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 14. Тема: Этика о воспитании самого себя

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Раздел 5. Этика

о добродетели

справедливости

и справедливом

государстве


Урок 15. Тема: Справедливость

Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.

Учатся интерпретировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать ее на свой собственный опыт. Знакомятся с традиционным

пониманием этики в религиозных культурах. Знакомятся с местом и ролью этики в жизни государства и граждан.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 16. Тема: Государство

основанное на справедливости


Урок 17. Тема: Государство.

Светская этика

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику, ЭН Символы России


Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни


Урок 18. Тема: Нравственный

закон. Десять заповедей

Учатся проводить параллели

между этическими нормами

религиозных культур

и светской этикой.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения

в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения

в области работы с источниками

информации.

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику



Урок 19. Тема: Заповеди любви


ИД, презентация


Урок 20. Тема: Любовь — основа жизни


ИД, учебник, тетрадь


Урок 21. Тема: Прощение

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Раздел 7. Этика

об отношении

людей друг к другу


Урок 22. Тема: Древнегреческие мыслители о дружбе


Учатся проводить параллели

между этическими нормами

религиозных культур

и светской этикой.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения

в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения

в области работы с источниками

информации.


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 23. Тема: Этика об отношении к другим людям и самому себе

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 24. Тема: Мысли и поступки. Слова и речь


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 25. Тема: Милосердие


Учебник, тетрадь


Урок 26. Тема: «Золотое правило нравственности»


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Раздел 8. Как

сегодня жить

по нравственным

законам


Урок 27. Тема: Нравственные

законы в современном мире

Совершенствуют лексический

запас, культуру речи.

Формируют личностную

и гражданскую позицию

по отношению к различным

явлениям действительности.

Формируют общекультурную

эрудицию.

Развивают представления

о многообразии национальных

и религиозных культур и их

общих ценностных основах.

Развивают представления

о нравственных и духовных

ценностях.

Развивают представления

о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику



Урок 28. Тема: Альберт

Швейцер


ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 29. Тема: Этическое учение Л. Н. Толстого


ИД, презентация, учебник, тетрадь

ИД, презентация, учебник, тетрадь, ЭП к учебнику


Урок 30. Тема: «Идти дорогою добра»





Уроки 31—34.

Тема: Итоговая

презентация результатов

учебно - исследовательской и проектной деятельности учащихся


ИД, презентации уч-ся, творческие работы уч-ся







Литература

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект по ОРКиСЭ:

1. А.А.Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012

2. Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

3.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010

4 .Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.

В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

5. Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010



Список дополнительной литературы


1.Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975

2.Басманова Э.Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006

3.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М.,1982

4.Васильева-Гангнус Л.В.Правила этикета: краткий справочник. М.,1992

5.Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя 1-4 кл. М., 2001

6.Камычек Я.Вежливость на каждый день. М., 2002

7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000

8.Курочкина И.Н.Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001

9.Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб, 2003

10.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999

11.Поддубская Л.Р.Этикет от А до Я. М., 2003

12.Потапов С. Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М.,1999

13.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем обращении.М.,1987

14.Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М.,2000

15. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.,2004

16.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб,2005


Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерные программы по ОРКСЭ: Программа курса к учебнику А.А.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010









1

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ

А.А. Шемшурин «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012 учебник


ф

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: рисунки, презентации, фильмы (Интернет- ресурсы);

Д


Технические средства обучения

интерактивная доска (экспозиционный экран)

1


Персональный компьютер

1


Мультимедийный проектор

1





Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010

д


ЭП Россия – наша Родина

д


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

ф

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

д



27


Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики" А.А. Шемшурин
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся  4   класса составлена на основе: 

- А.А.Шемшурин  «Основы светской этики» 4 класс, М. «Дрофа», 2012

-  Программа курса к учебнику  А.А.Шемшурина  «Основы светской этики» 4 класс, сайт  изд-ва «Дрофа», раздел методическое  обеспечение.

- А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы    религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010                                               - Книга для учителя  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

- Книга для родителей  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А.     Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010.

 - Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  для 4-5 классов М.: Просвещение, 2010

  Содержание программы направлено на освоение  учащимися знаний, формирование  умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной  программе гимназии.      Программа включает все темы, предусмотренные  федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта начального  общего образования и авторской учебной программой  учебного курса.

Автор Котикова Наталья Михайловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4609
Номер материала 34303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓