Главная / Начальные классы / рабочая программа по курсу " за страницами математики "

рабочая программа по курсу " за страницами математики "

Пояснительная записка

 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

  

         Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся

Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 Развивать творческое, критическое, абстрактно – логическое мышление;

 углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;

 Развивать способность детей к самопознанию и самопониманию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

 формировать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

 Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

 Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.

 Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

В результате прохождения программы у учащихся должны быть сформированы ключевые компетенции. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

 усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

 формировать творческое мышление;

 способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

 решение занимательных задач;

 оформление математических газет;

 участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

 проектная деятельность

 самостоятельная работа;

 работа в парах, в группах;

 творческие работы

Оценка УУД учащихся проводится через:

1.олимпиады

2. участие в интеллектуальной игре «Кенгуру»

3.участие в международных и всероссийских олимпиадах играх

4.смотр знаний для родителей

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

.


Тема урока

Кол-во часов

Дата

примечание

по плану

факт

 




 

 

1.

Комбинаторные задачи

1


 

 

2.

Комбинаторные задачи

1


 

 

3.

Логические задачи

1


 

 

4.

Логические задачи

1


 

 

5.

Сюжетные задачи

1


 

 

6.

Сюжетные задачи

1


 

 

7.

Задачи на разрядный состав

1


 

 

8.

Задачи на разрядный состав

1


 

 

9.

Задачи на деление

1


 

 

10.

Задачи на деление

1


 

 

11.

Задачи на поиски закономерностей

1


 

 

12.

Задачи на поиски закономерностей

1


 

 

13.

Задачи, связанные с нахождением величин

1


 

 

14.

Задачи, связанные с нахождением величин

1


 

 

15.

Задачи на разрезание

1


 

 

16.

Задачи на разрезание

1


 

 

17.

Числовые ребусы

1


 

 

18.

Числовые ребусы

1


 

 

19.

Задачи повышенной трудности

1


 

 

20.

Задачи повышенной трудности

1


 

 

21.

Подготовительные занятия к школьной олимпиаде

1


 

 

22.

Подготовительные занятия к школьной олимпиаде

1


 

 

23.

Геометрический КВН

1


 

 

24.

Геометрический КВН

1


 

 

25.

Построение треугольника по трем сторонам

1


 

 

26.

Площадь. Площадь сложной фигуры

1


 

 

27.

Площадь. Площадь сложной фигуры

1


 

 

28.

Сетка «Морской бой»

1


 

 

29.

Задания районной олимпиады предыдущих лет

1


 

 

30.

Задания районной олимпиады

1


 

 

31.

Задания районной олимпиады

1


 

 

32.

Задания районной олимпиады

1


 

 

33.

Задания международной игры «Кенгуру»

1


 

 

34.

Задания международной игры «Кенгуру»

1


 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


рабочая программа по курсу " за страницами математики "
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

  

         Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

Ø Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся

Задачи:

Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Ø Развивать творческое, критическое, абстрактно – логическое  мышление;

Ø углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;

Ø Развивать способность детей к самопознанию и самопониманию;

Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Ø формировать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

Ø Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Ø Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.

Ø Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

В результате прохождения программы у учащихся должны быть сформированы ключевые компетенции. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. 

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

Ø формировать творческое мышление;

Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

Ø решение занимательных задач;

Ø оформление математических газет;

Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

Ø проектная деятельность

Ø самостоятельная работа;

Ø работа в парах, в группах;

Ø творческие работы

Оценка УУД учащихся проводится через:

1.олимпиады

2. участие в интеллектуальной игре «Кенгуру»

3.участие в международных и всероссийских олимпиадах играх

4.смотр знаний для родителей

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

.

 

Тема урокаКол-во часовДатапримечание   

 по плануфакт   

    

1.Комбинаторные задачи1   

2.Комбинаторные задачи1   

3.Логические задачи1   

4.Логические задачи1   

5.Сюжетные задачи1   

6.Сюжетные задачи1   

7.Задачи на разрядный состав1   

8.Задачи на разрядный состав1   

9.Задачи на деление1   

10.Задачи на деление1   

11.Задачи на поиски закономерностей1   

12.Задачи на поиски закономерностей1   

13.Задачи, связанные с нахождением величин1   

14.Задачи, связанные с нахождением величин1   

15.Задачи на разрезание1   

16.Задачи на разрезание1   

17.Числовые ребусы1   

18.Числовые ребусы1   

19.Задачи повышенной трудности1   

20.Задачи повышенной трудности1   

21.Подготовительные занятия к школьной олимпиаде1   

22.Подготовительные занятия к школьной олимпиаде1   

23.Геометрический КВН1   

24.Геометрический КВН1   

25.Построение треугольника по трем сторонам1   

26.Площадь. Площадь сложной фигуры1   

27.Площадь. Площадь сложной фигуры1   

28.Сетка  «Морской бой»1   

29.Задания районной олимпиады предыдущих лет1   

30.Задания районной олимпиады1   

31.Задания районной олимпиады1   

32.Задания районной олимпиады1   

33.Задания международной игры «Кенгуру»1   

34.Задания международной игры «Кенгуру»1 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

            «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Автор Абаплова Татьяна Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 268
Номер материала 41471
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓