Главная / Обществознание / Рабочая программа по курсу "Основы предпринимательской деятельности" (10 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы предпринимательской деятельности" (10 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарская средняя общеобразовательная школа № 8



Рассмотрено Согласовано Утверждаю.

на МО учителей на заседании НМС Приказ от__________

гуманитарного цикла Протокол от________ №_________________

Протокол от________ №_________________ Директор МБОУ

_________________ Председатель НМС Луначарской СОШ №8

Руковод. МО учителей ______Авдиенко Н.Ф. _______Орехова Т.В.

гуманитарного цикла

_____ Баршадская Е.Б.







hello_html_m48fd0716.gif


hello_html_1db33772.gif




10 класс



Учитель: Баршадская Е.Б.





х. Мирный

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для организации занятий экономического направления. Она включает в себя возможности для получения учащимися знаний по экономике и основам предпринимательства. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 35 учебных занятий на учебный год.

Направленность программы

Рабочая программа направлена на помощь учащимся воспринимать школьный курс экономики через расширенное познание хозяйственной деятельности общества. Это достигается путем широкого использования наглядности, выполнения практических работ, решение задач, проведения деловых игр. Умелое использование организации самостоятельной работы учащихся позволяет решать учебно–воспитательные задачи, сочетая разные подходы к обучению. Применение технических средств и ИКТ, связанных с ними игровых методик, на занятиях способствует формированию критического и аналитического мышления, развитию предпринимательских способностей, формированию чувства ответственности за свои действия.

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека с детства.

Поэтому:

  • предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;

  • внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;

  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;

  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. Для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;

  • близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, познавательной деятельностью.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Цели

Программа способствует формированию у учащихся

  • экономического и хозяйственного мировоззрения;

  • сознательного отношения к труду;

  • развитие интереса детей к экономическим процессам, способствовать развитию интеллекта;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • приобретение навыков проектной деятельности (от постановки задачи до ее успешной реализации);

Задачи:

  • обеспечить выработку у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьезных исследований;

  • усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии;

  • поддержание и развитие интереса, любознательности; потребности в приобретении новых знаний и способностей их получения путем самообразования;

  • эстетическое воспитание учащихся;

  • формирование аналитического мышления учащихся через систему решения задач, содействие развитию критического мышления;

  • получение необходимых знаний и приемов работы для реализации перечисленных выше задач

Отличительные особенности программы: Заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности.







Содержание курса:

Наименование разделов, глав

Количество часов

Раздел I. Экономическое содержание предпринимательства

3 часа

Раздел II. Организационно-правовые основы предпринимательства

4 часа

Раздел III. Учредительные документы и регистрация предпринимательства. Использование наемного труда

3 часа

Раздел IV. Экономика и менеджмент предприятия

7 часов

Раздел V. Основы налогообложения и бухгалтерский учет

2 часа

Раздел VI. Банки и кредитование предпринимательства

2 часа

Раздел VII. Практический маркетинг и продажи

5 часов

Раздел VIII. Среда предпринимательской деятельности и институты поддержки малого предпринимательства в Ростовской области

2 часа

Раздел IX. Бизнес-планирование, основные направления его реализации

5 часов

Раздел X. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя

1 час

Урок обобщающего повторения по курсу "Основы предпринимательства"

1 час

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое изучение основ экономики и предпринимательства;

  • групповые практические занятия;

  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, выполнение индивидуальных проектов; исследовательская деятельность);

  • общешкольные мероприятия;

  • экскурсии, игры,

  • практическое применение полученных навыков (организация ярмарок, экономических игр).





Ожидаемые результаты:

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;

  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;

  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;

  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности.

Способы проверки ожидаемого результата:

  • тестирование

  • защите рефератов

  • составление проектов

  • участие в олимпиадах

Завершение изучения программы предусматривает написание научно-исследовательской работы. Тема работы – по выбору учащегося. Объем работы – не менее 10 страниц, включая схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Методическое обеспечение программы:

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

1) групповые занятия: теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, «мозговой штурм»; практическое выполнение опытов, ролевые игры, экскурсии;

2) индивидуальные занятия:

  • консультации,

  • работа с учебной литературой,

  • подготовка сообщений, индивидуальных проектов,

  • работы с использованием компьютерных программ;

3) техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении.

Методическая литература для учителя:

1. Учебник. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Архипова А.Ю. М., «Вузовская школа», 2011.

2. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Архипова А.Ю. Сборник задач и практических ситуаций. М., «Вузовская школа», 2011.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2009.

4. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1997.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.

6.  Налоговый кодекс РФ.

7. Липсиц И. В. Введение в экономику и  бизнес. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.

Литература для ученика:


  1. Учебник. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Архипова А.Ю. М., «Вузовская школа», 2011.

Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Архипова А.Ю. Сборник задач и практических ситуаций. М., «Вузовская школа», 2011.

2. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Архипова А.Ю. Сборник задач и практических ситуаций. М., «Вузовская школа», 2011.

  1. Высоков В.В. Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников. Ростов-на-Дону, 2010.

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание.11 класс. Базовый уровень. Москва, 2008.






Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата/

коррекция

Требования к уровню подготовки учащихся

Методы обучения

Раздел I. Экономическое содержание предпринимательства (3 часа)

1.

Зарождение и условия развития предпринимательской деятельности

1

2.09.

Потребности. Выбор и принцип рационального поведения в условиях ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость. Производство. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство). Кривая производственных возможностей. Производительность факторов производства. Закон убывающей предельной производительности. Способы увеличения производительности. Специализация, ее преимущества и недостатки.  Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Методы организации использования ресурсов  в различных экономических системах.

Потребности. Выбор и принцип рационального поведения в условиях ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость. Производство. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство). Кривая производственных возможностей. Производительность факторов производства. Закон убывающей предельной производительности. Способы увеличения производительности. Специализация, ее преимущества и недостатки.  Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Методы организации использования ресурсов  в различных экономических системах.

2.

Теории предпринимательства: от классических до современных

1

9.09.

3.

Признаки и функции предпринимательской деятельности

1

16.09.

Раздел II. Организационно-правовые основы предпринимательства (4 часа)

4.

Организационно-правовые основы предпринимательства

1

23.09.

Собственность. Виды собственности (личная, частная, общественная, государственная) Частная собственность как основа свободного предпринимательства. Предпринимательство. Сущность предпринимательской деятельности. История развития предпринимательства. Возникновение предпринимательства в России. Организационно-правовые формы предприятий. Достоинства и недостатки различных форм предприятий.  Сферы осуществления предпринимательской деятельности.  Достоинства и недостатки  малого бизнеса. Льготы для малого бизнеса, предоставляемые по российскому законодательству.

доклад «Развитие предпринимательства в России», дискуссия «Анализ форм организации бизнеса», лекция, тестирование, самостоятельное исследование по выявлению направлений экономической активности в городе,  эвристическая беседа  «Нужно ли развивать малое семейное предпринимательство?».

5.

Собственность. Формы реализации собственности

1

30.09.

6.

Ответственность в сфере предпринимательства

1

7.10.

7.

Особенности малого предпринимательства

1

14.10.

Раздел III. Учредительные документы и регистрация предпринимательства. Использование наемного труда (3 часа)

8.

Условия и принципы создания собственного дела. Начальный капитал

1

21.10.



9.

Учредительные документы и регистрация предпринимательства

1

28.10.



10.

Правовые основы использования наемного труда и система оплаты труда

1

11.11.



Раздел IV. Экономика и менеджмент предприятия (7 часов)

11.

Предприятие в современной экономике

1

18.11.

Производственный процесс.  Основной и оборотный капитал. Бухгалтерские и экономические затраты. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Физический и моральный износ. Амортизация. Арендная плата. Заработная плата. Постоянные, переменные затраты. Общие, средние, предельные затраты. Производство в долгосрочном периоде. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя.  Общая, средняя, предельная выручка. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы.   Бухгалтерская и экономическая прибыль.  Нормальная прибыль. Максимизация прибыли.

Лекция, тестирование; решение задач на определение издержек и объемов производства фирмы, выручки и прибыли, себестоимости продукции.


12.

Основные и оборотные средства предприятия

1

25.11.

13.

Управление трудовыми ресурсами предприятия

1

2.12.

14.

Управление затратами предприятия

1

9.12.

15.

Доходы и расходы предприятия. Управление финансовыми ресурсами

1

16.12.

16.

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

1

23.12.

17.

Предприятие и рынок ценных бумаг

1

13.01.

Раздел V. Основы налогообложения и бухгалтерский учет (2 часа)

18.

Базисные элементы налоговой системы в РФ

1

20.01.

Налоги как основная статья государственного бюджета. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Способы налогообложения предпринимательских доходов. Налоговые льготы. Теневая экономика, причины ее возникновения. Ответственность предпринимателя в случае уклонения от уплаты налогов государству.

Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой. Функции бухгалтера в фирме. Учетная политика. Книга учета доходов и расходов.

Эвристическая беседа «Для чего необходимы налоги и кто их платит», лекция, тестирование, финансово-экономические расчеты.

Лекция, финансово-экономические расчеты.

19.

История бухгалтерского учета

1

27.01.

Раздел VI. Банки и кредитование предпринимательства (2 часа)

20.

История и современные операции банков

1

3.02.

Менеджмент.  Цели, задачи, стратегии управления предприятием. Основные  функции методы, управления персоналом. Правила приема на работу. Собеседование. Методы стимулирования работников. Этика деловых отношений. Конфликты в деловом общении. Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.


Дискуссия «Какие качества вы бы хотели видеть в своем сотруднике?», лекция, психологическое тестирование, организационно-деятельностная игра «Прием на работу», эссе «Как я умею выходить из конфликтной ситуации».


21.

Кредитование предпринимательства

1

10.02.

Раздел VII. Практический маркетинг и продажи (5 часов)

22.

Необходимость маркетинга. Задачи, принципы, функции и виды маркетинга

1

17.02.

Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга. Развитие отечественного маркетинга. Сегментирование рынка.  Маркетинговое исследование. Товарная политика: классификация товаров, жизненный цикл товара, стратегии разработки новых товаров. Экономический смысл рекламной деятельности. Типы рекламы и критерии выбора наиболее эффективного для предпринимателя типа рекламы. Рекламная деятельность в России.  Государственное регулирование рекламы.

оклад «Развитие маркетинга в России», эвристическая беседа «Какой товар можно считать конкурентоспособным?», лекция, тестирование, решение задач на определение рекламной стратегии при анализе рекламы из прессы, самостоятельное исследование рекламной деятельности в городе, презентация «Витрина магазина», организационно-деятельностная игра «Маркетинговое исследование».

23.

Инструментарий маркетинговых исследований

1

24.02.

24.

Разработка плана (программы) маркетинга

1

3.03.

25.

Реклама

1

10.03.

26.

Техника продаж

1

17.03.

Раздел VIII. Среда предпринимательской деятельности и институты поддержки малого предпринимательства в Ростовской области (2 часа)

27.

Социально-экономическая среда и инфраструктура предпринимательской деятельности

1

31.03.



28.

Основные направления и формы поддержки малого предпринимательства

1

7.04.



Раздел IX. Бизнес-планирование, основные направления его реализации (5 часов)

29.

Базовые элементы подготовки инвестиционных проектов

1

14.04.

Бизнес-план, его роль в реализации предпринимательской идеи, в привлечении финансовых ресурсов для развития фирмы. Структура бизнес-плана. Основные требования к оформлению. Методы оценки бизнес - проекта с позиции его жизнеспособности, эффективности, рискованности, ликвидности, методика анализа и оценки предпринимательских идей.








 Лекция, бизнес-проектирование «Моделирование своего предприятия в городе».










30.

Методы оценки инвестиций

1

21.04.

31.

Основные показатели эффективности инвестиционных проектов

1

28.04.

32.

Последовательность выполнения бизнес-планов

1

5.05.

33.

Пример бизнес-плана

1

12.05.

Раздел X. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя (1 час)

34.

Психологический портрет успешного предпринимателя

1

19.05.



35.

Итоговый урок курса «Основы предпринимательства»


1

26.05.

























Рабочая программа по курсу "Основы предпринимательской деятельности" (10 класс)
  • Обществознание
Описание:

Актуальность программы, педагогическая целесообразность, новизна

Экономика окружает каждого человека с детства.

Поэтому:

  • предлагаемая программа связана с содержательным блоком урока экономики, часто является подготовкой или продолжением его;
  • внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения тематических игр и мероприятий в школе;
  • программа позволяет ориентироваться на интересах учащихся к изучаемому предмету, хозяйственной жизни общества, семьи и потому помогает решать важные учебно–воспитательные задачи, углубляя и расширяя экономические знания учащихся;
  • программа составлена с учетом возрастных особенностей детей: дети активно проявляют интерес к изучению хозяйственной деятельности общества, стремятся к самостоятельной, творческой работе; в программе учитывается то, что многие подростки, сталкиваясь с трудностями при выполнении работы, не проявляют должной настойчивости, теряют интерес к выполнению заданий. Для предотвращения этого учитываются психологические особенности подростков, учитель оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, оказывая психологическую поддержку, обеспечивает успешное завершение работ учащимися;
  • близкое общение учителя с учащимися при выполнении индивидуальных работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов,  познавательной деятельностью.

 

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические особенности возраста детей и применением различных психологических техник.

Автор Баршадская Евгения Борисовна
Дата добавления 12.03.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 1521
Номер материала 57880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓