Главная / Начальные классы / Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ

Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 4»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

курса «Основы религиозных культур и светской этики»


(Модуль «Основы исламской культуры»)













Разработчик рабочей программы комплексного учебного курса. ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской культуры»

Магасумова Ильвера Расуловна













г. Муравленко, 2014

Пояснительная записка.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всѐм мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваются в рамках культурологического подхода, имеют важное значение и преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Рабочая программа «Основа исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Адресована учащимся 4 классов и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. 69 О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. 74 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. 1312;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. 69 О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г.

  • Протокола заседания межведомственного координационного совета по реализации и плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «ОРКиСЭ» от 19 сентября 2011 года о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКиСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации.

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»;

  • Приказа МО и науки РФ №164 от 3.06.2008г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089;

  • Конвенции ООН «О правах ребенка»;

  • Программы развития системы образования

  • Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015годы;

  • Программы системы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020годы;

  • Программы управления образования «Об утверждении временного положения.

  • О статусе общеобразовательных программ по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях», №417 от 24.12.2006г.

  • Устава школы МБОУ «Школа №5» утвержденного постановлением главы города №221 от 15.05.2014г.


Концепция рабочей программы ОРКиСЭ учебного модуля «Основы исламской культуры» заключается в том, что современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность учебного модуля «Основы исламской культуры» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей и является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, , достойного гражданина, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опираются на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России.

Значимость модуля «Основы исламской культуры» в расширении образовательного кругозора в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина и в совершенствовании личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими и религиозными ценностями.

Место образовательного модуля в учебном плане.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область. В рамках обязательного учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики», в 4 классе, с согласия обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучается один из модулей - Основы исламской культуры, в объеме 1 часа в неделю, в течение всего учебного года (34 часа). В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.

Рабочая программа «Основы исламской культуры» входит в образовательную область «Основы духовно нравственной культуры народов России» и направлена на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса .

Цель программы :

- изучение истории возникновения распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей и формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Сроки реализации программы 1 год.

Планируемые результаты освоения учебного модуля.

Обучение детей по программе «Основы исламской культуры», должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование представлений об основах российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии природы, народов, культур и религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о исламской культуре и её роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Система оценки достижений учащихся: По курсу предполагается безотметочный принцип обучения. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и т.д.). Практическими занятиями в методическим отношении могут быть различные уроки, занятия, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах. В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу курса, в том числе в мечеть и т.п. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. Предлагается качественная оценка и взаимооценка создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников или при выдаче сертификатов по окончанию курса. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. В ходе освоения программы на уроках ис­пользуются следующие виды и формы контроля:





Виды контроля

Форма контроля


Текущий

Тесты.

Зачеты.

Викторина.

Опрос.


Итоговый.

Творческие проекты (инсценировки, составление словарика, рефераты , презентации, выпуск плакатов, стенгазет, и т.д.)














Принципы оценивания.

1) комплексность:

оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

2) содержательность и позитивность:

оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства,

раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные оценки;

3) определённость:

оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и

согласованы перед её выполнением;

4) открытость:

оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

5) объективность:

оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений

субъективных ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно

вследствие её открытости и определённости;

6) диагностичность:

оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему

предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же

успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

7) технологичность:

оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем

и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения

учебного задания и этапом анализа её результатов.


Правила оценивания

1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное,

действие.

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

3-е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий — задач,

показывающих овладение отдельным умением, — ставится своя отдельная оценка.

4-е правило. Где фиксировать результаты? Оценки (и их часть) выставляются в таблицу( в рабочую тетрадь педагога).

5-е правило. Когда ставить отметку? За проект в конце изучения ОРКСЭ 6-е правило.

По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной

шкале трёх уровней успешности.

Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. Программный уровень — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Образовательный процесс, в границах учебного курса и сопутствующих ему межпредметных связях формирует в обучающихся начальное представление о основах исламской культуры посредством:

  • ориентации содержания модуля на педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • системы базовых ценностей;

  • системы связей между другими учебными предметами;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно - смысловой сферы младшего школьника;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Основным инструментарием для оценивания результатов являются следующие формы контроля: обобщенные вопросы, систематизирующие материал, тестовые задания, система творческих заданий, индивидуальная и фронтальная беседа, исследовательская и творческая работа, интерактивные материалы и т.д. Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем и между собой.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения; презентации.

Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют

обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу,сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее

существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.

Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить

Полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.


Условные обозначения:

Для реализации основных целей и задач модуля «Основы исламской культуры» применяются разнообразные типы уроков:

  • урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

  • урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

  • урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

  • урок проверки знаний;

  • комбинированный урок;

  • нестандартные уроки: урок-экскурсия, урок-викторина, урок-игра и др.

При составлении программы учитывались:

  • состояние здоровья учащихся;

  • характер их учебной мотивации;

  • уровень способностей;

  • качество учебных достижений;

  • образовательные потребности.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений для

4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюка А. Я. - М. :

Просвещение, 2010.

Рабочая программа «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в

неделю - 35 часа) для обучающихся 4-го класса.

Образовательный процесс включает в себя освоение теоретического и практического

материала.

Программа предусматривает следующие оптимальные условия педагогического

руководства:

  • использование на занятиях технических средств обучения, наглядных пособий, иллюстраций, аудио и видеозаписей;

  • создание ситуации успеха.


Общие цели и задачи начального и основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Основы исламской культуры».


Цель программы :

изучение истории возникновения распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей и формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Для реализации цели необходимо решить следующие

задачи:

  • способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога;

  • способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

  • содержательно раскрыть понятие культурно- религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников;

  • создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Основные технологий, методы, формы обучения, и режим занятий.


Формы организации образовательного процесса:

  • групповая работа над проектом;

  • урок-диспут;

  • практика деловых игр;

  • урок-викторина;

  • анализ критических ситуаций;

  • тренинги практических навыков.

Методы:

  • проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

  • организация учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством);

  • стимулирование к учению (познавательные игры, учебные

  • дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

  • контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);

  • самостоятельная познавательная деятельность (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).


Технологии обучения:

  • личностно ориентированное обучение;

  • игровые;

  • информационные;

  • развитие общеучебных умений и навыков;

  • дифференцированное обучение;

  • проектная деятельность;

  • продуктивное чтение.

Программа построена с учетом интеграции с другими общеобразовательными предметами, которая отражена в ее структуре: математика, изобразительное искусство, театр.


Описание места учебного предмета курса в учебном плане.

Основы исламской культуры, являясь частью (модулем) курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент .

На изучение учебного модуля «Основы исламской культуры» отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе составляет 34 часа. Распределяет материал по разделам и темам, определяет порядок и объём изложения с учётом используемого учебного пособия и оборудования.

Модуль является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу исламской культуры, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «нравственность», «мировоззрение», «культурная традиция», «духовность (душевность)» - являются составляющей основой курса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Образовательный процесс в границах учебного модуля формирует у обучающихся начальное представление о религиозной культуре.

  • комплексный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним;

  • основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», и «нравственность» - составляют основу курса (религиозную и нерелигиозную);

  • курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма с тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями;

  • расширение образовательного кругозора учащегося, в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы исламской культуры».


Обучение детей по программе «Основы исламской культуры», должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур ,

  • национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

  • общества;

  • формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли исламской религии в становлении

  • российской государственности;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать:

  • культуру исламской религии;

  • об основателе исламской религии;

  • о священных книгах исламской религии;

  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

  • об искусстве в исламской культуре ;

  • о нравственных ценностях ислама

  • имен основателей исламской религии;

  • названия основных праздников исламской религии;

  • особенности священных зданий исламской религии;

  • особенности исламского искусства.


Должны уметь:

  • воспроизводить историю происхождения исламской религии;

  • работать с различными источниками информации;

  • -осуществлять творческую деятельность;

  • овладевать культурой поведения в священных сооружениях исламской религии.

Учебно -тематический план



Темы

Теория


Практика


Всего

часов

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

Введение. Россия - наша Родина

1


1

II. Основы мировых религиозных культур.

2

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Колыбель ислама.

1


1

3

Пророк Мухаммад-основатель ислама.


1

1

4

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

1


1

5

Пророк Мухаммад - проповедническая миссия


1

1

6

Прекрасные качества Пророка Мухаммада

1


1

7

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

1


1

8

Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Аллаха.

1


1

9

Общие принципы ислама и исламской этики. Божественные Писания.

1


1

10

Столпы ислама и исламской этики. Вера в судный день и судьбу.

1


1

11

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.


1

1

12

Столпы ислама и исламской этики.

1


1

13

Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху.


1

1

14

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Пожертвование во имя Всевышнего.

1


1

15

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Паломничество в Мекку.


1

1

16

Для чего построена и как устроена мечеть.

1


1

17

Мусульманское летоисчисление и календарь.

1


1

18

Ислам в России

1


1

19

Ислам в России. Нравственные ценности ислама.


1

1

20

Семья в исламе

1


1

21

Нравственные основы семьи в исламе

1


1

22

Нравственные ценности ислама: сотворение

добра, отношение к старшим.

1


1

23

Нравственны е ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим


1

1

24

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство

1


1

25

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство


1

1

26

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

1


1

27

Забота о здоровье в культуре ислама.

1


1

28

Ценность образования и польза учения в исламе

1


1

29


Праздники исламских народов России: их проис-

хождение и особенности проведения

1


1

30

Праздники исламских народов России: их проис-

хождение и особенности проведения.


1

1

Духовные традиции многонационального народа России.

31

Искусство ислама. Ислам и наука.

1


1

32

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многонационального и многоконфессионального

народа России

1


1

33

Итоговое занятие. Выступления учащихся со своими творческими работами.

1


1

34

Итоговое занятие. Презентации творческих проектов.


1

1


всего

24

10

34


Содержание тем учебного курса.


Раздел I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1ч.

Россия - наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение.(1ч.)

Раздел II. Основы мировых религиозных культур. 29ч.

Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История

возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская

религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам. Арабы. Язычники. (2ч.)


Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Как прошли

детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны

Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи.

Христиане. (1ч.) Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.(1ч.)


Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. (1ч.)


Прекрасные качества Пророка Мухаммада. (1ч.)


Священный Коран и Сунна как источники нравственности. (1ч.)

Общие принципы ислама и исламской этики

Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. (2ч.)

Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).(2ч.)


Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман.

Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование - закят. Для чего предназначены

пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности.

Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж - паломничество в Мекку. Что

является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки

описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа.

Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена

мечеть. Минарет.(6ч.)


Мусульманское летоисчисление и календарь.(1ч.)


Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам. (1ч.)


Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека.

Муж и жена. Их обязянности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что

важно для воспитания детей. Понятия свобода, долг, ответственность,

труд. Нравственные основы семьи в исламе. (1ч.)


Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. (6ч.)


Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и

наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в

исламе.(1ч.)



Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности

проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). (2ч.)

Раздел III. Духовные традиции многонационального народа России .4ч.

Искусство ислама. (1ч.)


Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России. (3ч.)




Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.



п/п

Тема урока

Тип занятий

Предметный результат

УУД

Вид контроля

Учебно-методическое обеспечение


Раздел I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.1час

1.


Россия – наша Родина



Урок открытия новых знаний.

Диалог с учащимися, работа с учебником

Будут знать: историю России;

Формирование гордости     за свою Родину, российский народ и историю России

Познавательные:

Понимают и осмысливают прочитанное; научатся извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные

сопоставят свою оценку с оценкой другого человека; оценят свои возможности.

Личностные:

формируются основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.


Опрос


Флаг, герб, карта России.


Программа комплексного Учебного курса «Основы Религиозных культур и Светской этики».



II блок «Основы мировых религиозных культур»- 28часов

2.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Колыбель ислама


Урок открытия новых знаний

Будут уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведение людей; описывать различные явления исламской духовной традиции и культуры.


Коммуникативные:

Построят монологические высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируютсвою точку зрения;


Тест


Выставка иллюстраций, словари

3.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

Пророк Мухаммад-основатель ислама.


Урок-практикум (диспут)

Узнают: историю возникновения исламской культуры, о Пророке Мухаммаде как о первом и последнем пророке-основателе ислама.,


Познавательные:

С пониманием осмыслят прочитанное; извлекут информацию, представленную в разных формах.


Самостоятельная работа

Выставка иллюстраций, словари

4.

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

Начало пророчества


комбинированный

научатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


Познавательные Понимают и осмысливают прочитанное; научатся извлекать информацию, представленную в разных формах.


Опрос

Презентация – показ творческих проектов предыдущих учащихся выпускников по курсу

5.

Пророк Мухаммад -проповедническая миссия


Урок дискуссия, анализ критических ситуаций


Научатся работать с текстом, анализировать, делать выводы формулировать и задавать вопросы по содержанию

Коммуникативные Владеют монологической и диалогической речью; логически обоснуют и, опираясь на текст, аргументируют свои суждения,

Викторина


Выставка иллюстраций,

6.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада


Урок закрепления полученных знаний

Научатся отстаивать свою позицию;

Ораторскому мастерству и умению вести диалог

Отстаивают свою позицию;

Вырабатывают умение общаться

Самостоятельная

работа

Фильм «Жизнь пророка Мухаммада»

7.

Священный Коран и Сунна как источники нравственности



Урок открытия новых знаний, диалог

Будут владеть монологической и диалогической речью; логически обосновывать и, опираясь на текст, аргументировать свои суждения. Узнают о значениях слов рай, ад, судный день; что ждет людей в День Великого Суда; что означает вера в судьбу

Коммуникативные: будут владеть монологической и диалогической речью; логически обосновывать и аргументировать свои суждения, опираясь на текст

Опрос


Выставка религиозных книг

8.

Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Аллаха


Урок открытия новых знаний, исследование

- совместно с учителем и другими учениками будут давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные: будут понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Тест

Книга для учителя.

9.

Общие принципы ислама и исламской этики Божественные Писания. Посланники Бога.


Практикум, викторина

Будут извлекать пользу из опыта одноклассников; научатся сотрудничать с ними в группах; выступать перед аудиторией своими выступлениями.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Зачет


Священная книга мусульман «Коран»

10.

Столпы ислама и исламской этики

Вера в судный день и судьбу.


Урок открытия новых знаний, беседа

Научатся анализировать прочитанное; делать выводы


Познавательные

Понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представленную в разных формах.


Опрос

Учебное пособие «Рай и Ад»

11.

Столпы ислама и исламской этики

Обязанности мусульман.


Учебный проект

Будут анализировать прочитанное; делать выводы


регулятивные

сопоставят свою оценку с оценкой другого человека; оценят свои возможности.


Тест

«Черный камень» (Кааба); Молитвенник (намазлык)

12.

Обязанности мусульман

Поклонение Аллаху.


Урок открытия новых знаний,, комбинированный

Научатся работать по предложенному плану учителя

Познавательные

Научатся понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию

Опрос

Молитвенник, четки (дисбе);

13.

Обязанности мусульман

Пост в месяц Рамадан.


Урок- беседа,

Коллективная форма работы

Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать в группе


Познавательные: Понимать и осмысливать прочитанное; извлекать информацию

Опрос

Кааба- Черный камень (макет)

14.

Исполнение мусульманами своих обязанностей

Пожертвование во имя Всевышнего.


Комбинирован-ный, диадог

Будут владеть монологической и диалогической речью;

-логически обосновывать и аргументировать свои суждения, опираясь на текст

- умение слушать учителя;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;


Тест


Книга для учителя.

15.

Исполнение мусульманами своих обязанностей Паломничество в Мекку.



Урок –экскурсия (Заочная экскурсия в Мекку) -исследование.

Будут высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- уметь работать в группе


Познавательные: Понимать и осмысливать прочитанное,

извлекать информацию

Викторина


Презентация «Пять столпов ислама»

16.


Для чего построена и как устроена мечеть



Урок-диспут

Научатся планировать свою работу

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Зачет


Макеты мусульманских храмов (мечети мира)

17.

Мусульманское летоисчисление и календарь


Урок открытия новых знаний, беседа

Научатся выделять главную мысль прочитанного текста, высказывать свое отношение

Познавательные Понимать цель чтения; делать выводы; находить в справочниках, словарях; поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос

Опрос


Мусульманские календари

18.

Ислам в России



Анализ критических ситуаций, групповая работа

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.).


Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы; находить в справочниках, словарях; поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос

Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно

Тест

Карта РФ, рисунки

19.

Ислам в России

Нравственные ценности ислама.


Урок-проект, групповая работа

Будут уметь работать в группах



Личностные

Оценивают жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей умеют выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их формами религиозной культуры; проявлять толерантное отношение представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Опрос

Интернет ресурсы

20.

Сотворение добра.


практика деловых игр, коллективная

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы;

Опрос

Интернет ресурсы

21.

Нравственные основы семьи в исламе


Практика деловых игр,

групповая

Будут осознавать учебную задачу;

- развёрнуто излагать свои мысли;

- воспринимать прочитанный и услышанный текст

Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно

Предметные:

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;


Зачет


Семейные фотографии, альбомы.


22.

Нравственны е ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим


тренинги практических навыков, коллективная работа

.Учатся сотворить добрые поступки по отношению окружающим.

- как должны вести себя дети по отношению к взрослым

-давать характеристику своим отношениям со старшими

Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы;

Личностные:

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения

Тренинг


Фото

выставка

23.

Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим



Практикум, устный журнал групповая работа

Будут владеть монологической и диалогической речью, делать выводы на основе простых обобщений; уметь работать в группе



Личностные

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Коммуникативные:

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Устный журнал


Фото выставка

24.

Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство

Традиции гостеприимства


Комбинированный, диалог, анализ критических ситуаций

Учатся ставить перед собой учебную задачу

Узнают, как мусульмане относятся к гостю;

- называть традиции гостеприимства в мусульманских семьях

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Регулятивные: выбирать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками самостоятельно

Тест


Видеоролик «гостеприимство Мусульман (татарского народа)

25.

Нравственные ценности ислама: любовь к Отечеству, миролюбие




Комбинированный, коллективная

Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении


Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Предметные:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

Тренинг


Фотовыставка «Мое Отечество»

26.

Забота о здоровье в культуре ислама



Урок-практикум,

Индивидуальная

работа

Научатся планировать свою работу

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы;

Проверочная работа

словари

27.


Ценность образования и польза учения в Исламе



Урок открытия новых знаний, коллективная работа

- работать над концептом слова учение

- создавать небольшой устный текст на заданную тему


Коммуникативные:

Уметь аргументировать свою точку зрения;


Опрос

Дидактический материал: набор картинок с изображением современных и старинных учебных заведений


28.




Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения



Урок-викторина, коллективная работа

-аргументировано высказывать свое мнение

Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации; сравнивать, делать выводы;

Викторина.


Уразман Р. «Народные обряды и праздники мусульман (татар)

29.

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения (по выбору учителя и учеников)


Урок-презентация, индивидуальная

работа

- сознание учебной задачи;

-слушать собеседника


Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



Зачет.


Видеоролик, выставка фотографий из праздников


Раздел III. Духовные традиции многонационального народа России

30.

Искусство ислама. Ислам и наука.



Урок открытия новых знаний, коллективная

работа


Аргументированно высказывать свое мнение

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге.

Опрос

Интернет ресурсы

31.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ ного и многоконфессио нального народа России


Урок открытия новых знаний –исследование, коллективная

Научатся планировать свою работу

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Познавательные:

понимать цель чтения; анализировать жизненные ситуации;

Предметные:

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

Тренинг

Словари

32.

Итоговое занятие

Выступления учащихся со своими творческими работами по темам: «Как я понимаю ислам», «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем селе, городе).

Урок-проект, индивидуальная работа


Выступления учащихся со своими творческими работами по темам: «Как я понимаю ислам», «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем селе, городе).

Коммуникативные:

Строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;


Зачет



Интернет ресурсы

33-34

Итоговое занятие

Презентации творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России). Урок -практика

Урок-проект

Выступления художественной самодеятельности, показ и защита национальной кухни, чтение стихов и тд.

Личностные:

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Зачет


Национальные блюда,

Газеты-проекты


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Литература для учителя:

«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.. 4-5

классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. - М.: Просвещение, 2010

Электронное приложение к учебному пособию Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф,

«Основы исламской культуры» .4-5 класс


Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации,

тематически связанные с содержанием курса.

Энциклопедическая и справочная литература.

Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


Литература для ученика:

Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры .4 -5класс-М. Просвещение, 2012.

Печатные пособия (таблицы, словари, наборы картинок, счетный материал, карты, плакаты, репродукции картин и т.д.)


Технические средства обучения (классная доска, телевизор, видеомагнитофон, аудиоцентр, диапроектор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер, фотокамера, видеокамера и т.д.)


Экранно-звуковые пособия(аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы и т.д.)























Приложения к рабочей программе «Основы исламской культуры»


Основные понятия курса «Основы исламской культуры»

АДАТ (араб "обычай") - обычное мусульманское право в отличие от официального права - шариата.

АЛЛАХ (араб. аль и лах - "бог") - имя Бога в мусульманской религии.

АЯТОЛЛА (араб. аят - "чудо, знамение") - наивысшее почетное звание шиитских священников.

ГУРИИ (араб. "черноокие") - волшебные девы, услаждающие праведников в раю. В Коране гурии определяются как "чистые женщины", которых не касались ни люди, ни джинны.

ДЖИХАД (газават) - усилия в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Сначала джихадом называли войну за веру, предусмотренную Кораном.

ИДЖМА - в суннизме общая мысль богословов по религиозно-правовым и бытовым вопросам, которые не раскрыты в Коране и Сунне.

ИМАМ (араб. "стоять впереди") - духовное лицо в исламе;
-высший глава шиитского направления в исламе;
-основоположник любого из четырех направлений суннизма;
-верховный правитель исламского теократического государства;
-руководитель богослужения в мечети;
-духовный руководитель, наставник мусульман.

ИСЛАМ - одна из трех мировых религий. Слово "ислам" (араб.) означает "предание себя Богу" или "покорность". Принявший эту религию называется преданным (муслим); по-арабски - мусульманином. Отсюда второе название этой религии - мусульманство.

КОРАН (араб. "то, что читают") - главная книга мусульман, которая, по утверждению исламского духовенства, является "богодуховной", то есть продиктованной самим Аллахом и содержащей вечные истины, обязательные для всех верующих.

КУРБАН-БАЙРАМ
 - один из главных ежегодных религиозных праздников мусульман, который проводится через 70 дней после окончания уразы (поста). Центральным ритуалом праздника выступает принесение в жертву барана или верблюда.

МАХДИ - исламский мессия, представление о котором возникло в шиизме, а потом было принято суннитами. Учением о Махди воспользовались служители культа для утверждения среди мусульман оптимистического взгляда на будущее.

МЕДРЕСЕ (араб. мадраса - "изучать") - религиозная исламская школа, где готовят служителей культа, судей шариатских судов, учителей начальных школ и  даже отдельных служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока.

МЕККА - город в Сайдовской Аравии, где родился, жил и начал свою проповедническую деятельность основатель ислама пророк Мухаммед. С VII века священный город мусульман и место паломничества.

МЕЧЕТЬ (араб. масджид - "место поклонения") - религиозно-культовое сооружение, в котором молятся мусульмане. Необходимыми атрибутами мечети являются михраб (ниша, указывающая направление на Каабу), минбар (кафедра проповедника), книгохранилище, помещение для ритуальных омовений.

МУХАММЕД - один из первых проповедников ислама, считающийся мусульманами величайшим пророком, посланцем Аллаха.

МЮРИДИЗМ - направление ислама, которое распространилось на Северном Кавказе в 20-60-х годах XIX века как форма противостояния русскому порабощению. Мюридизм призывал горцев следовать суфизму, неуклонно выполнять требования шариата и вести войну (газават) против неверных. Известным в истории руководителем мюридизма был Шамиль.

НАМАЗ - пятикратная ежедневная молитва у мусульман, обращенная к богу. Каждой молитве должно предшествовать омовение. Намаз разрешается осуществлять в любом чистом месте, встав на молитвенный коврик или расстеленную верхнюю одежду. Содержание намаза - прославление Аллаха, его доброты и величия, выказывание покорности ему.

РАМАДАН - девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. По преданию, в этот месяц Мухаммеду было передано откровение от Аллаха. Пост в рамадан является одной из главных обязанностей каждого верующего. Окончание месяца и поста отмечается как один из главных мусульманских праздников - ид аль-фитр (ураза-байрам), праздник разговения.

СУННА (араб. "обычай, образец") - Святое Предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

СУННИЗМ - основное направление в исламе, считающееся большинством мусульман ортодоксальным, "правоверным", в отличие от шиизма.

УЛЕМЫ (араб. улама - "учеые") - мусульманские знатоки теологии права: имамы, факихи, муфтии, кади и т.д. Преимущественно выполняли и выполняют работу преподавателей в религиозных заведениях, проповедников, религиозных судей. Улемы - практически все мусульманское духовенство, а также учителя и те, кто осуществил хадж в Мекку.

УРАЗА - пост у мусульман, Во время которого запрещается есть и пить от утренней до вечерней звезды на протяжении месяца.

УРАЗА-БАЙРАМ - мусульманский праздник по поводу окончания поста - уразы.

ФЕТВА (араб. "взгляд, решение") - письменный вывод, мнение религиозных авторитетов (муфтиев) по богословско-юридическим вопросам в исламе.

ФИКХ (араб. "разумение") - мусульманское правоведение, основанное на Коране, Сунне, иджме (согласованной мысли богословов) и аналогии.

ХАДЖ - паломничество мусульман в Мекку к главному святилищу ислама Каабе или в Медину - к гробу пророка Мухаммеда, считающееся подвигом благочестия. Одна из пяти основных обязанностей каждого мусульманина. Тот, кто осуществил хадж, получает почетный титул хажди.

ХАДИС - (араб. "сообщение") - короткий рассказ о действиях, высказываниях пророка Мухаммеда и его единомышленников. В IX - X веках из хадисов богословы составили Сунну - Святое Предание ислама.

ШАРИАТ - (араб. шариа - "верный путь к цели") - комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдением которых он угождает Аллаху. Шариат считается Божьим законом, доведенным до людей через Коран и хадисы.

ШИИЗМ (араб. шиа - "группировка, партия") - второе по количеству последователей направление в исламе. Основателями шиизма считается группа приверженцев Али - двоюродного брата пророка Мухаммеда, добившаяся избрания Али халифом. Как и сунниты, шииты признают Коран "божественным откровением", но считают, что в основной его редакции отсутствуют аяты, имеющие отношение к Али. Поэтому шиизм дополняется ахбаром - Святым Преданием.


Контрольно-измерительные материалы курса «Основы исламской культуры».

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. 
Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.



Темы проектов и творческих работ курса «Основы исламской культуры».



темы



Тема проекта


Проект «Россия - наша Родина».

Проект «Пророк Мухаммед – проповедническая миссия»

Проект «Столпы ислама и исламской этики».

Проект «Для чего построена и как устроена мечеть».

Проект «Ислам в России».

Проект «Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения».

Любовь и уважение к Отечеству

Подготовка творческих проектов.

Проект «Значение религии в жизни человека и общества»

Проект «Памятники религиозной культуры (в моем городе, )» и т.д.

Творческий проект «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Творческий проект «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»

Творческий проект «Мое отношение к миру»,

Творческий проект «С чего начинается Родина»,


Методические рекомендации

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРК и СЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики

Модуль «Основы исламской культуры» изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКи СЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Модуль «Основы исламской культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание предмета играет важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Методические рекомендации составлены на основе анализа вариантов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предложенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

По решению методического координационного совета по ОРКСЭ от 19 сентября 2011 г. методическое обеспечение курса включает в себя:

- концепцию и программу курса;

- учебно-методические пособия для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся;

- рабочие тетради для обучающихся;

- комплекты мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т. д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей).

Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и спра-

вочным материалом) представлена на сайтах:

1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp).

2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru).

3. Издательство «Дрофа» (www.drofa.ru).


Рабочая программа по курсу ОРКиСЭ
  • Начальные классы
Описание:

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всѐм мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваются  в рамках культурологического подхода, имеют важное значение и преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Рабочая программа «Основа исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и адресована  учащимся  4 классов. 

Автор Магасумова Ильвера Расуловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1374
Номер материала 22213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓