Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по курсу истоки 7 класс

Рабочая программа по курсу истоки 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

__________________________________________________________________


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении Директор МБОУ «Средняя

учителей гуманитарного цикла общеобразовательная школа № 17»

руководитель МО ________________В.В.Рогозина

________________ Приказ № от 09.09.2014г.

протокол № 1 от 29 августа 2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ


«Истоки»


7 класс


на 2014-2015 учебный год



Составитель:

учитель музыки,

первая квалификационная категория

Румянцева Ирина Ивановна



г. Череповец 2014г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истоки для 7 класса (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее Учреждение) разработана на основе:

- требований компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- основной общеобразовательной программы начального общего образования Учреждения;

- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Программа разработана с учетом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- учебного плана Учреждения (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора Учреждения от 06.06. 2013 № 260;

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2013-2014 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий

Цели изучения курса «Истоки»

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.)., а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Ценностные ориентиры содержания

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 7- м классе («Истоки дела и подвига») обучающиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

Научная основа курса

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Истоки»также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1)     универсалии духовного мира;

2)     универсалии нравственности;

3)     универсалии деятельности;

4)     универсалии социума;

5)     универсалии природно – культурного пространства.

Методология курса

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:

- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

- обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.

Задача духовно –нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.

В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод номинальной группы, активный экзамен, проект).

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • управленческий – развитие управленческих способностей;

  • психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

Описание места курса «Истоки» в учебном плане

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На изучение курса в 7 классе отводится 1 час при 34 недельной работе. За год на изучение предмета в 7классе отводится 34 часа.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся,

осваивающих программу учебного курса

Учащиеся получат возможность для:

  • в образовательном отношении – освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

  • в воспитательном отношении – мотивации выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

  • в личностно – развивающем отношении – обогащении социального и нравственного опыта множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

  1. Учебно – тематический план курса

Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.


Наименование

разделов

Количество часов

Активные формы обучения (ресурсный круг)

Активные формы обучения (активное занятие)

Активные формы обучения (оценивающее занятие)

Активный экзамен

Введение

2

2

1



Крестьяне

5

1

3

1


Мастера - ремесленники

5

1

4

1


Купцы и предприниматели

5

1

4

1


Воинство и священство

11

4

6

2


Активный экзамен

4




2

Заключение

2

1





34

10

18

5

2


  1. Содержание учебного курса


Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

«Истоки дела и подвига»

Введение (2 часа)

Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СО-словие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

Крестьяне (5 часов)

Крестьянское сословие во все времена - опора и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства.
Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка.
Семейное, общественное и государственное служение крестьянина.
Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба.

Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела.

Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Мастера-ремесленники (5 часов)


Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника: собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, признанное личное мастерство ремесленника.

Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд.
Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая.

Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).

Мастера-храмостроители.
Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет в окружающей природе.


Купцы и предприниматели (5 часов)


Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества.
Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми.
Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал.
Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей.

Правила чести российского предпринимательства.

Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.




Воинство (5 часов)


Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.

Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.

Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.

Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны.

Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.

Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Священство (5 часов)


Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства.

Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.

«Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему.

Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества.
Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Победа над

Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.

Священство - «соль» Церкви.

Активный экзамен (2 часа)

Заключение (2 часа)


Каждое праведное дело имеет свое предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга.






























  1. Тематическое планирование

урока

дата

Тема урока

Цели и задачи

Базовые категории

Активные формы обучения

Введение (2часа)

1

06.09

Высокий смысл человеческой деятельности

В чём земные дела человека проявляются? Высокий смысл основных видов человеческой деятельности: Труд, Служение, Творчество.

Труд Служение Творчество

Беседа с опорой на знания и опыт учащихся; работа с учебником.РК «Человек живёт в делах»

2.

13.09

Предназначение своего дела

Что такое сословие? Сословие – люди, живущие в согласии со словом, предназначением своего дела.

Семь главных дел сословия Традиции дела

АФО АЗ «Семь главных земных дел человека»

Крестьяне (5ч)

3

20.09

Крестьянское сословие. Крестьянское дело.

Формировать представление о крестьянском сословии как опоре и кормильце Отечества. Показать традиционные признаки российского крестьянина. Ответить на вопрос: Кто такой крестьян? Какой труд именуется праведным?

Крестьяне-земледельцы. Крестьянская община. Кормить свою страну., свою семью. Опора семьи и Отечества. Хранитель и защитник традиций.

АФО АЗ « Кто такой крестьянин»(работа в четвёрке)

4.

27.09

Какое Слово скрыто в крестьянском деле?

Формировать представление об основном и дополнительном крестьянском деле; крестьянине и крестьянке, семейное, общественное, государственное служение крестьянина.

Многообразие крестьянского дела. Преображение (возделывание) земли.

АФО АЗ «Крестьянское дело» (работа в четвёрке)

5.

04.10

Духовные основы крестьянского дела.

Формировать социокультурное представление о единстве человека и природы как главной особенности труда и жизни крестьянина. Определить как в крестьянском труде живут Заповеди Божьи. Формировать представление о духовном смысле крестьянского дела.

Единство человека и природы. Носитель и хранитель православных традиций. Духовный смысл крестьянского дела.

АФО ОЗ « Правила крестьянского дела и образа жизни»

(работа в четвёрке)

6 - 7

11.10

18.10

Что переменчиво, а что устойчиво в деле земледельца?

Формировать представление о том, что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле; традиции земледелия в современном с/х производстве; в чём отличие с/х специальностей от традиционных крестьянских умений.


АФО АЗ «Верность Слову»

АФО РК « Традиции земледельческого труда»

Мастера – ремесленники (5ч)

8.

25.10

Старинные сообщества ремесленников.

Дать представление о ремесленниках. Формировать представление о старинных сообщества ремесленников, смысле дела ремесленника. Дать понятие о важнейших признаках ремесленников. Ответить на вопрос: Каждого ли человека можно назвать ремесленником?

Ремесло. Преображение природного материала. Конец, слобода. Артели, цехи.

Мастер – подмастерье – ученик. Мастер уважал и сохранял традиции.

АФО АЗ «Кто такой ремесленник?»

9

08.11

Ремесленники и рабочие.

Определить, почему мануфактура и фабрики не вытеснили ремесленника. Формировать представление об общих и отличительных чертах ремесленника и рабочего, как происходит «очеловечивание» производственного труда.

«Очеловечивание» труда; рабочий и продолжатель традиций ремесленника.

АФО АЗ «Что отличает ремесленника от рабочего»

10.

15.11

Дело мастера боится.

Формировать представление о смысле ремесла – преображение природных материалов. Раскрыть особенности труда ремесленника: глубокое знание материала, секретов ремесла, творческое воображение мастера, результат мастерства.

Глубокий знаток материала. Хранитель секретов. Умелец, художник, творец.

АФО АЗ «Дело мастера боится»

11.

22.11

Жизненные уроки ремесла.

Формировать социокультурное представление о жизненных уроках ремесла. Определить в чём состоит метаморфический, образный смысл материалов и действий мастера.

Уроки ремесла.

АФО АЗ «Жизненные уроки ремесла»

12.

29.11

Храмы – творение мастеров.

Дать представление о ремесле как осознанном действии, творчестве, созидании. Определить в чём состоит вечное предназначение мастера-ремесленника, Слово его дела. Храмы – творение мастеров.

Осознанное действие ума, чувств, души и мастерства. Мир рукотворный преображает мир природный.

АФО ОЗ « Храмы –творение мастеров»

АФО РК «Слово мастера – ремесленника»

Купцы и предприниматели (5 ч)

13.

06.12

Купцы, гости и иные деловые люди

Формировать представление о купцах, предпринимателях, гостях и деловых людях. Дать представление об объединениях купцов: сотни, гильдии. Дать представление о предпринимательстве. Определить роль купечества для Отечества: торговля, воины, открытие новых земель, информация; роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Сословие деловых людей.

Купец, гость, Сотня. Коробейники (офени)

Предприниматели

Создание индустриального общества

Сословие деловых людей

АФО АЗ «Роль купечества для Отечества»

14.

13.12

Дело купца и предпринимателя

Формировать представление о производственном, коммерческом и финансовом предпринимательстве; деловые люди и менеджеры. Оценка успеха предпринимательства. Что соединяет купцов и предпринимателей.

Соединение в своём деле природных ресурсов с производственными, финансовыми, трудовыми. Определяли развитие экономики Отечества. Творец и новатор экономической деятельности.

АФО АЗ «Стратегия дела»

15.

20.12

Наживать добро или творить добро

Формировать представление о деятельности купца и предпринимателя. Подвести к пониманию искушения как единственном спутнике делового человека. Определить нравственное правило российского предпринимателя.

Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал.

Рассчитать – предугадать: стратегия и тактика дела, выгода – благо; богатство и добро.

АФО АЗ «Наживать добро или творить добро?»

16.

27.12

Деловые люди в чём их Слово?

Подвести к пониманию в чём состояло Слово деловых людей, нашем национальном достоянии. Дать представление о династии российских предпринимателей.

Национальное достояние. Служить благу и расцвету родной земли, славить соё Отечество. Династии. Трудолюбие, расторопность, честность.

АФО АЗ «Национальное достояние»

17.


Слово деловых людей.

Дать представление о правилах чести российского предпринимателя в прошлом и настоящем. Выяснить, в чём состоит духовный смысл торговли и предпринимательства. Нарисовать образ современного предпринимателя.

Праведный труд. Дарение и милость. Слияние воедино Божьего дара с земными делами ради создания товара.

АФО РК «В чём состоит Слово в деле купца и предпринимателя»

АФО ОЗ « Слово деловых людей»

18 - 19


Высокий смысл труда.

Обобщить знания о труде: земледелие –чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство чтобы доставить товары и произвести новые.


АФО ОЗ Активный экзамен «Высокий смысл труда»

Воинство и священство (11ч)

20.


От дружины до вооружённых сил.

Углубить представления о том, что защищать свою землю – право и долг каждого человека (гражданина). Дать представление о народном ополчении, стрелецком войске, казаках. Раскрыть особенности дружины, регулярном войске, м морском флоте. Углубить знания о родах войск, военных чинах. Выяснить, почему воинство - надёжный щит отечества.

Право и долг. Надёжный щит Отечества. Один в поле не воин.

АФО АЗ «Надёжный щит Отечества»

21.


Атрибуты воинства.

Углубить знания о флаге, стяге, знамени как знаках воинской чести. Представить типы флагов и их смысл. Формировать духовно – нравственное представление о воинском мундире, погонах, воинских званиях, орденах и медалях. Когда склоняют и срывают погоны.

Флаг. Стяг, воинская честь. Беречь флаг как святыню. Мундир - особая одежда. Знак чести воина – погоны. Знаки доблести праведной службы.

АФО АЗ «Знаки праведной службы»




22.


Воинские заповеди.

Формировать представление о воинской традиции Отечества: служи по присяге, живит по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала.

Воинские традиции

Воинские заповеди

АФО РК «Знаки праведной службы»

23.


В чём смысл воинского служения

Раскрыть смысл воинского служения. Углубить знания о воинском служении Отечеству.

Рядовой воин, ополченец, офицер, полководец.

АФО АЗ «Каждый воин должен знать свой манёвр»

24.


Хвала подвигу, позор разбою.

Формировать социокультурное представление о смысле воинского служения. Объяснить смысл выражений: Хвала подвигу, позор разбою. Характер войны. Подвиг воинского служения. Слово воинства – «Не убий». Современный солдат – хранитель традиций воинства русского.

В руках воинства судьбы всего мира; характер войны; война есть зло, подвиг воинского служения – защищать.

АФО ОЗ «Воинское служение Отечеству» АФО РК «Ради жизни на Земле»

25.


Священство: дар и служение

Формировать представление о священстве: дар или служение. Таинство рукоположения – начало служения. Выяснить смысл священства – служить Богу и ближнему. Формировать Евангельское понимание происхождение служения.

Священство. Рукоположение. Дар служить Богу и ближнему.

АФО РК «Дар священства»

26.


Священнослужители и церковнослужители.

Дать представление о священнослужителях и церковнослужителях (белое духовенство); церковные чины: диаконы, иереи, архиереи. Подвести к пониманию Великого слова священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение в душе своих духовных детей. «Батюшки» и «матушки» - их совместно служение ближнему.

Священнослужители и церковнослужители. Семь таинств Богослужения. Учить основам веры Попечение о душе. Право церковного правления. Право церковного служения.

АФО АЗ «Кровные родители священники»

27.


Монашество.

Дать представление о монашеств и его условиях(обеты целомудрия, нестяжания и послушания). Подвести к пониманию духовного и телесного подвига монашества, феномена монашества - уход от мира и служение миру.

Монахи, иноки. Обет нестяжания, целомудрия, послушания. Духовный и телесный подвиг. Служить миру верой и правдой.

АФО АЗ «Монашество как служение»

28.


Священство как сословие.

Формировать представление о священстве как сословии (духовное сословие в истории и культуре Отечества). Дать представление об образованности, открытости, наследственности как сословных признаках священства. Исторические испытания священства.

Благословение .

Сеять доброе семя

Спасать для жизни вечной.

АФО РК «Священство как сословие»

29.


Духовное воинство.

Формировать представление священстве, как духовном воинстве. Дать представлении об одеяния, иерархии, послушании, духовном оружие, предстоятельстве.

Духовное воинство. Иерархия. Предстоятельство

Крест и молитва.




АФО ОЗ «Духовное воинство»

30.


Церковь – «и врата ада не одолеют её»

Дать представление о символах предназначения и служения священства.

АФО АЗ «Церковь – «и врата ада не одолеют её»»

31

32


Высокий смысл служения

Обобщить знания о Служении: воинское служение – чтобы защитить Отечество; священнослужение – чтобы освятить мир и защитить душу. Формирование коммуникативных, управленческих, социокультурных навыков.


АФО ОЗ Активный экзамен «Высокий смысл служения»

33

34


Служение Отечеству – особое предназначение человека

Подвести итог курса: Служение Отечеству и творчество – особые предназначения человека. Их Слово и дело. Каждое праведное дело имеет своё предназначение. Каждое дело имеет свой образ, внутреннюю и внешнюю красоту. Нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга

Государственное служение. Творчество. Земной порядок Защита Справедливость. Присяга. Праведный суд. Отеческая власть. Внутренний и внешний подвиг

АФО РК Итоговое

«Что я могу сделать для Отечества»



  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

За год предусмотрено 5 оценивающих активных занятий и 2 активных экзамена. Система оценивания каждого активного занятия и активного экзамена индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 7 класс. Активные формы обучения».


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  3. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  4. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).


Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»




Рабочая программа по курсу истоки 7 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Рабочая программа по курсу истоки для 7 класса (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее Учреждение) разработана на основе:

- требований компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования,  утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- основной общеобразовательной программы начального общего образованияУчреждения;

- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Программа разработана с учетом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- учебного плана Учреждения (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора  Учреждения от 06.06. 2013 № 260;

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2013-2014учебный год;

 

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий

Автор Румянцева Ирина Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1869
Номер материала 42880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓