Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по курсу "Истоки" (5 класс)

Рабочая программа по курсу "Истоки" (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

города Череповца Вологодской области


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей ОО «Естествознание» и «Обществознание»

Протокол № 1

От______ 2014 г.

Руководитель МО

______ Т.А. Сергун


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____Е.Н. Шувалова

_________2014г.


ПРИНЯТО

На заседании Педагогического совета

МБОУ «СОШ № 18»

(протокол

от _____.2014г. № __)


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «СОШ № 18»

от ____. 2014 г. № ____

Директор МБОУ

«СОШ № 18»

______М.Г. Сафарова




Рабочая программа

по курсу истоки

базовый уровень

для 5а класса

Срок реализации программы:

сентябрь 2014 – май 2015 год


Составитель:

Шумыло Юлия Юрьевна,

учитель курса «Истоки»

высшей кв. категории










Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истоки для 5 класса (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее Учреждение) разработана на основе:

- требований компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- основной общеобразовательной программы начального общего образования Учреждения;

- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Программа разработана с учетом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- учебного плана Учреждения (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора Учреждения от ______ 2014 № ______;

- годового учебного календарного графика Учреждения на 2014-2015 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий

Цели изучения курса «Истоки»

«Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду»  и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Ценностные ориентиры содержания

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 5 – м  классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.п.)

Научная основа курса

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Истоки»также обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения, экологии и географии культуры.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

1)     универсалии духовного мира;

2)     универсалии нравственности;

3)     универсалии деятельности;

4)     универсалии социума;

5)     универсалии природно – культурного пространства.

Методология курса

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:

- объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

- обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

- использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

- развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень.

Задача духовно – нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.

В основе преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод номинальной группы, активный экзамен, проект).

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • управленческий – развитие управленческих способностей;

  • психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

Описание места курса «Истоки» в учебном плане

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На изучение курса в 5 классе отводится 1 час при 34 недельной работе. За год на изучение предмета отводится 34 часа.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся,

осваивающих программу учебного курса

Учащиеся получат возможность для:

  • дальнейшего обогащения полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщения к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

  • закрепления и развития имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности  в российской этнической и социокультурной среде;

  • развития интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.










  1. Учебно – тематический план курса

Наименование

разделов

Количество часов

Активные формы обучения (ресурсный круг)

Активные формы обучения (активное занятие)

Активные формы обучения (оценивающее занятие)

Активный экзамен

Память и мудрость Отечества

Введение

1

1

1

-


Соха и топор

4

1

3

1


Крестьянские хоромы

4

2

3

1


Соловки

5

2

3

1


Храм Покрова на Нерли

5

3

3

1


Икона «Живоначальная Троица»

5

2

2

1


Московский кремль

5

1

4

1


Летописи

4

1

4

1


Обобщение

1

1

-

1


Итого:

34

14

23

8

-



  1. Содержание учебного курса

Содержание учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

5 класс «Память и мудрость отечества»

Введение (1 час)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.


Соха и топор (4 часа)

Основная идея: мудрая простота основных орудий труда рос­сийской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к про­веренным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестья­нина: их традиционное устройство, варианты конструкций, тру­довые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой техно­логии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый пере­чень престижных трудовых качеств человека: выносливость, на­блюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производст­венного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, муд­рость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с дере­вянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с бы­линным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря при­равнен к богатырскому подвигу.


Крестьянские хоромы (4 часа)

Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бы­тия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерар­хический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение простран­ства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчас­тности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для ко­торой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной тради­цией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходи­мостью для большинства россиян в прошлом.


Соловки (5 часов)

Основная идея: созданный и обустроенный на далекой север­ной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский мо­настырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Обществен­ное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные сте­ны, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское зна­чение духовной, хозяйственной и экологической практики Соло­вецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения лю­дей под воздействием соловецких святынь.

Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, пред­лагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включав­ших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пус­тынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.


Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступниче­стве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир руко­творный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гар­монии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская бе­реста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения пре­подобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской ико­нописной традиции, указала на подобие земных идеалов согла­сия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконопис­ного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечно­сти (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображе­нии ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподоб­ном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.


Московский Кремль (5 часов)

Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовны­ми идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству Рос­сии.

Московский Кремль – символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские баш­ни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль – центр государственности, резиденция главы государ­ства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетель­ствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика рега­лий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»

Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Ору­жейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российс­кого герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).


Летописи (4 часа)

Основная идея: древнерусская историческая и летописная ли­тература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл про­исходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых по­колений.

Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхож­дение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добро­детель, Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесцен­ные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготе­ния к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством со­хранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

Обобщающий урок (1час)





  1. Календарно - тематическое планирование

урока

дата

Тема урока

Цели и задачи

Оборудование. Электронные образовательные ресурсы

Базовые категории

Активные формы обучения

1.


Вводный урок

Ввести учащихся в мир материальной и духовной культуры на примерах ярких и самобытных памятников российской цивилизации. Способствовать присоединению учащихся к теме 5 класса.


Память

Памятники


АФО РК «Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»?

АФО АЗ «Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»

Соха и топор (4часа)

2.


Соха и топор

Присоединение учащихся к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации. Познакомить с конструктивными и технологическими характеристиками сохи топора. Формирование представления о трудовых качествах человека, которые воспитывают соха и топор.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор. Презентация «Соха и топор»

Простота

мудрость

АФО АЗ «Соха и топор»

3.


Куда соха и топор вместе ходили?

Подвести учащихся к пониманию категорий, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность.



опыт

АФО АЗ «Как работали соха и топор»

АФО РК «Работа в артели»

4.


Чему соха и топор человека учили

Подвести учащихся к пониманию того, что соха и топор учат уму – разуму, добродетели, добросовестному труду – нравственной гарантии благополучия человеческой жизни. Познакомить учащихся с метафорическим восприятием сохи и топора.


Артель

Община

мастерство

АФО АЗ «Чему соха и топор человека учили?»

5.


Соха и топор как чудеса Росси

Закрепление категорий, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края  и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.)


Чудо опыта, мудрости, простоты

АФО ОЗ «Соха и топор как чудеса России»

Крестьянские хоромы (4часа)

6.


Состав крестьянских хором

Познакомить с конструктивными характеристиками крестьянских хором. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Крестьянские хоромы»

Хоромы (двор – усадьба)

Чувство меры

АФО АЗ «Крестьянские хоромы»


7.


И тесен дом, да просторен он

Познакомить учащихся с эстетикой крестьянского жилища, распределением пространства по принципу: для каждого дела своё место.

Разумное домоустроительство

мера

АФО АЗ «Для каждого дела своё место»

АФО РК «В крестьянских хоромах»

8.


Домашний лад и порядок

Познакомить учащихся с этикой семейно – бытовых отношений, распределением обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого своё дело, в доме лишних нет. Дать представления о мифологическом и сакральном в крестьянском жилище.


Лад

согласие

АФО АЗ «Чему учились дети у родителей» АФО РК «Домашний лад и порядок»

9.


Крестьянские хоромы – чудо России

Подвести учащихся к выводу, что крестьянские хоромы – сосредоточие духовно – нравственных ценностей, где идеальной основой является лад и порядок в семье, а также согласие с Богом.


Освящённый мир

Мир

деревня

АФО ОЗ «Крестьянские хоромы как чудо России»

Соловки (5часов)

10.


Соловецкий монастырь

Присоединение учащихся к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Формировать у учащихся представления о своеобразном, загадочном, величественном мире русского монастыря; способствовать прочувствованию его особенности, приоткрывая для себя его тайны.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Просмотр фрагмента видеофильма «Соловки»

Молитва

Труд

Отшельничество

Монастырь

Пустынники

Скит

Братия

Монах


АФО АЗ «Особый мир монастыря»

11.


Этапы жизни

Соловецкого монастыря

Сформировать общее представление об основных вехах в становлении монастыря. Подвести учащихся к пониманию гармонии единства труда земного и труда духовного. Показать особую роль Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и игумена Филиппа в хозяйственной и духовной деятельности монастыря..

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Просмотр фрагмента видеофильма «Соловки»


АФО АЗ «Этапы жизни Соловецкого монастыря»

12.


Путешествие в Соловецкий монастырь

Совершая заочное путешествие в Соловецкий монастырь, сформировать целостный образ величия и красоты общерусской святыни.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Соловки»

паломники

АФО РК «Путешествие в Соловецкий монастырь»

13.


Чудо Преображения

Формирование представления у учащихся о том, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения, придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Соловки»

Умирание

Преображение

Общерусская святыня


АФО АЗ «Чудо Преображения»

АФО РК «Как преображение человека помогает преображению земли»

14.


Соловецкий монастырь – чудо России

Закрепление значимости духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека


Духовный подвиг

АФО ОЗ «Соловецкий монастырь – одно из чудес России»

Храм Покрова на Нерли (5 часов)

15.


Когда я бываю в храме

Развитие целостного восприятия образа храма, его назначения.


Покров

Гармония

Духовность

Умиротворенность


АФО РК «Когда я бываю в храме»

16.


Покров Пресвятой Богородицы

Формирование у учащихся представления об идеи Покрова, как заступничества Божией Матери за людей, Россию. Познакомить учащихся с традициями праздника Покрова для русского народа.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Просмотр видеоклипа «Храм Покрова на Нерли»

Образ Богоматери

Покров


АФО АЗ «Покров Пресвятой Богородицы»

17.


На святом месте

Формировать представление о том, что храм Покрова на Нерли символ гармонии между миром духовным, природным и рукотворным.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Храм Покрова на Нерли»

Душевная чистота

Безгреховность

Мир природный


АФО РК «Белый храм у чистой воды»

АФО АЗ «На святом месте» (мнемотехника)

18.


Храм Покрова на Нерли – символ гармонии

Формирование представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

Мир природный

Мир рукотворный

гармония


АФО АЗ «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии»

19.


Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России

Обобщение и закрепление социокультурных категорий по теме Храм Покрова на Нерли. Расширить знания учащихся об истоках гармонии мира духовного, рукотворного и природного на примере народных промыслов.


Памятник русского и мирового искусства

АФО ОЗ «Архитектурные секреты храма» АФО РК «Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России»

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

20.


Икона «Живоначальная Троица»

Развитие целостного восприятия образа иконы, ее предназначения.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Икона «Троица»»

Чудотворные

Образ

Смысл

Святой

Обет

Духовный подвиг

АФО РК «Что значит икона в твоей жизни?»

21.


Путешествие в мир иконы

Способствовать осознанию учащимися основной идеи: Икона «Живоначальная Троица» — вершина русской иконописной традиции. Показать, как с помощью языка символов создается представление о духовном мире и раскрывается библейский сюжет иконы.

Единство

Нераздельность

Неотмирное единство


АФО АЗ «Путешествие в мир иконы»

22.


Звенящие краски иконы

Показать, как с помощью языка красок создается представление о духовном мире и помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен.

Нераздельность

Горний мир

Завершенность

Вечность


АФО АЗ «Звенящие краски иконы»

23.


Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы

Способствовать осмыслению нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Показать, как с помощью символов и красок воплощена идея о подобии земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату Православия о Триедином Боге, необходимости жертвенного подвига на пути к ним.

Горний мир

неотмирность

Нераздельность

неслиянность

АФО ОЗ «Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

24.


Икона «Троица» как одно из чудес России

Обобщение знаний по данной теме. Закрепление представлений учащихся духовных и художественных ценностей российской цивилизации на примере темы «Живоначальная Троица».


АФО РК «Почему икону А. Рублёва «Троица» можно считать чудом?»

Московский Кремль (5 часов)

25.


Щит военный, щит духовный

Способствовать усвоению понятий: «щит военный», «щит духовный».

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Просмотр видеофильма «Московский Кремль»

Щит военный

Щит духовный

АФО АЗ «Щит военный, щит духовный»

26.


Сооружения и соборы Московского Кремля

Совершая заочное путешествие в Московский Кремль, сформировать его целостный образ величия и красоты.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Московский Кремль»

Историческая память

АФО АЗ «Сооружения и соборы Московского Кремля»

27.


Кремль – центр государства

Формирование представления учащихся о Московском Кремле, как центре государственности, резиденции главы государства. Дать представление, что Кремлевские дворцы и сооружения свидетельствуют о достоинстве России.


Государственные регалии

Резиденция главы государства.


Вера и Правда

АФО АЗ «Московский Кремль – символ Российского государства»

28.


Хранитель истории, доблести и славы

Формирование представления о Московском Кремле, как хранителе славной истории и достижений культуры России.


Связь времен

АФО АЗ «Хранитель истории, доблести и славы» (мнемотехника)

29.


Московский Кремль – одно из чудес России




Закрепление основных социокультурных категорий свидетельствующих об образе исторической памяти и верности.


Центр истории;

Общерусская святыня;

Шедевр культуры;

Символ государства

АФО РК «Путешествие по Московскому Кремлю»

АФО ОЗ «Московский Кремль – одно из чудес России»

Летописи (4 часа)

30.


Первые летописцы и первые летописи

Формирование представление о летописях, как национальном достоянии.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Первые летописи и летописцы»

Национальное достояние

Исторические источники

Книжники

Летопись

Мудрость

Патриотизм

 


АФО АЗ «Какими были первые летописцы»

31.


Как писали и украшали летописи

Формирование представления о древней летописи, как бесценном памятнике отечественной культуры. Дать представление о создании древних летописей, их украшений.

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Презентация «Как писали и украшали летописи»

Житие

Сказание

Слово


АФО АЗ «В келье летописца» (мнемотехника)

АФО АЗ «Рождение летописи»

32.


Преподобный Нестор и его летописи

Формирование образного представления о труде летописца, подлинного мастера и таланта на примере пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Способствовать формированию образа Нестора-летописца, как воплощение святости, патриотизма, трудолюбия, мудрости и образованности.


Добродетель

Патриотизм

Книжная мудрость

АФО АЗ «Первый летописец»

33.


Летописи – чудо России

Обобщение представлений о летописи, как явления культуры и исторической памяти. Способствовать осознанию учащимися роли летописей, как социокультурного опыта предшествующих поколений.


Энциклопедия древнерусской истории, литературы

«Повесть временных лет» — чудо России

АФО ОЗ «Чему нас могут научить летописи»

АФО РК «Летописи – чудо России»

34.


Обобщающий урок за год

Обобщить знания по социокультурным категориям, позволяющим увидеть высокие духовно-нравственные ценности, которые открываются в трудолюбии, взаимопомощи, церковном зодчестве, русской иконе, старинных летописях, благодаря которым происходит совершенствование и преображение души.



АФО ОЗ «Семь чудес России»

АФО РК «Что для тебя значат семь чудес России»


  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

За год предусмотрено 8 оценивающих активных занятий. Система оценивания каждого активного занятия индивидуальна и представлена в методическом пособии «Истоки 5 класс. Активные формы обучения».


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные  пособия

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134, 2010).

  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

  3. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2011).

  4. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

  5. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).


Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Истоки»




Рабочая программа по курсу "Истоки" (5 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

          «Истоки» — интегративный  учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих  ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса.  В тематическом планировании кроме темы урока представлены активные формы обучения, основные базовые категории.

Автор Шумыло Юлия Юрьевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 3743
Номер материала 3749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓