Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
города Череповца Вологодской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей ОО
«Естествознание» и «Обществознание»
Протокол № 1
От______ 2014 г.
Руководитель МО
______ Т.А. Сергун
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____Е.Н. Шувалова
_________2014г.
|
ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического совета
МБОУ «СОШ № 18»
(протокол
от _____.2014г. № __)
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ «СОШ № 18»
от ____. 2014 г. № ____
Директор МБОУ
«СОШ № 18»
______М.Г. Сафарова
|
Рабочая программа
по курсу истоки
базовый уровень
для 5а класса
Срок реализации программы:
сентябрь 2014 – май 2015 год
Составитель:
Шумыло Юлия Юрьевна,
учитель курса «Истоки»
высшей кв. категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу истоки для 5 класса
(далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее Учреждение)
разработана на основе:
- требований компонента федерального государственного образовательного
стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- основной общеобразовательной программы начального общего образования
Учреждения;
- программы «Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев
общеобразовательной школы (5-11 классы)» авт. А.В Камкин, И. А. Кузьмин – «Истоковедение
т.10» М.: ИД «Истоки», 2010.
- Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312
от 09. 03. 2004;
Программа разработана с учетом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана Учреждения (федерального и регионального
компонента, компонента ОУ), утвержденного приказом директора Учреждения от ______
2014 № ______;
- годового учебного календарного графика Учреждения на 2014-2015 учебный год;
- требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и программы
формирования универсальных учебных действий
Цели изучения курса «Истоки»
«Истоки» —
интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об
отечественном социокультурном и духовно – нравственном опыте. В центре его –
феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих
ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Главной целью
курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных
ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру»,
«коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего,
духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и
приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане
личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное
воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности,
устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и
соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно –
нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать
формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане
социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их
ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном
наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности.
Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих,
чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает
условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном
полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и
стабильности российского общества.
В плане
подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести
их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой
деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.),
расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное
отношение к труду.
Общая характеристика предмета
Программа
«Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и
дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно –
нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно – методический
комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих
тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл
универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр
«Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации
(стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.), а
затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и
годичных ритмов и циклов и т.д.
Авторы
программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной
антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории
повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции
русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем,
психолого – педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает
новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и
методики. Образовательный процесс направлен на становление личности при
ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и
целенаправленной мотивации.
Благодаря «Истокам»
в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и
идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской
цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что
существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт
«Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере
соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на
повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям
модернизации российского образования.
Ценностные ориентиры содержания
В основной
школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся
приобщаются к главным категориям жизни Отечества.
В 5 – м
классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в
рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной
культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной
основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие,
державность и т.п.)
Научная основа курса
Курс «Истоки»
в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не
представленных в школьном современном образовании. Это:
а)
отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры,
рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;
б)
отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную
культуру, жизненный уклад и духовно – нравственные ценности разных народов;
в) социальная
и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней
средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.
«Истоки»также
обращаются к достижениям современной социо- и микроистории, религиоведения,
экологии и географии культуры.
Теоретические
и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки»,
подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину
учебного содержания курса составили универсалии культуры – устойчивые идеалы,
ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и
обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.
В учебном
курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на
несколько смысловых рядов (содержательных линий):
1)
универсалии духовного мира;
2)
универсалии нравственности;
3)
универсалии деятельности;
4)
универсалии социума;
5)
универсалии природно – культурного пространства.
Методология курса
Методологической
основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный
подход к истокам в образовании профессора РАЕН И. А. Кузьмина, что позволяет:
- объединить
содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
единой цели и единых социокультурных ценностей;
- обеспечить
естественное гармоничное духовно – нравственное развитие личности, объединяя в
одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
- развивать
социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить
преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и
высшей школы;
- использовать
принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе
активных форм обучения;
- развивать
образование как открытую организационную систему, способную стать важным
фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
Важно и то,
что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в
обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека,
формирует социокультурный стержень всех участников образовательного
процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить
ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.
Социокультурный
подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как
комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические,
внутрипредметные и другие аспекты.
Ключевым
элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения.
Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким
образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия,
оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность
учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что
каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями,
идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое
знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более
высокий уровень.
Задача
духовно – нравственного развития, освоения социокультурных категорий и
ценностей не может быть решена путём транслирования содержания учащимися. Для
того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать
условия для их прочувствованного восприятия.
В основе
преподавания курса «Истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в
социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью
активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в четвёрке, метод
номинальной группы, активный экзамен, проект).
Главными
целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно –
нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков
общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы,
эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для
индивидуума и группы результатов.
В каждом
активном занятии выделяются пять аспектов:
- содержательный –
освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса
«Истоки»;
- коммуникативный –
развитие способности эффективного общения;
- управленческий –
развитие управленческих способностей;
- психологический –
формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых
результатов;
- социокультурный
— осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет
выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение
содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и
управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению
социокультурного опыта.
Описание места курса «Истоки» в учебном
плане
Курс «Истоки»
в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного
предмета регионального компонента базисного учебного плана с 5- 9 класс. На
изучение курса в 5 классе отводится 1 час при 34 недельной работе. За год на
изучение предмета отводится 34 часа.
I.
Требования к уровню
подготовки учащихся,
осваивающих
программу учебного курса
Учащиеся получат возможность для:
- дальнейшего
обогащения полученных в начальной школе представлений, образов и понятий,
связанных с социокультурными истоками;
- приобщения к
глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся
памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной
культуры;
- закрепления и
развития имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действенности
(рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт –
ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной
среде;
- развития интереса
к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.
II.
Учебно –
тематический план курса
Наименование
разделов
|
Количество
часов
|
Активные
формы обучения (ресурсный круг)
|
Активные
формы обучения (активное занятие)
|
Активные
формы обучения (оценивающее занятие)
|
Активный
экзамен
|
Память
и мудрость Отечества
|
Введение
|
1
|
1
|
1
|
-
|
|
Соха и топор
|
4
|
1
|
3
|
1
|
|
Крестьянские хоромы
|
4
|
2
|
3
|
1
|
|
Соловки
|
5
|
2
|
3
|
1
|
|
Храм Покрова на Нерли
|
5
|
3
|
3
|
1
|
|
Икона
«Живоначальная Троица»
|
5
|
2
|
2
|
1
|
|
Московский кремль
|
5
|
1
|
4
|
1
|
|
Летописи
|
4
|
1
|
4
|
1
|
|
Обобщение
|
1
|
1
|
-
|
1
|
|
Итого:
|
34
|
14
|
23
|
8
|
-
|
III.
Содержание
учебного курса
Содержание
учебного курса «Истоки» для 5 -9 классов общеобразовательной школы подготовлено
профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В.
Камкиным.
5 класс «Память и мудрость отечества»
Введение (1 час)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким
образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь
«читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках
России.
Соха и топор (4 часа)
Основная идея:
мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации
находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой,
формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным
на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим
гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их
традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции.
Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к
различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность
трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень
престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность,
добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное
доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные
сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного
опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха
и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое
восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство,
простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к
теме предусматривает развитие основной идеи при
знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости
традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на
острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства;
с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к
богатырскому подвигу.
Крестьянские хоромы (4 часа)
Основная идея: в
традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны
истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия
и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад
между домочадцами и согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор,
сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное
объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное
распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела
свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение
обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по
принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины
за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и
порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие
с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к
природе. Чувство меры.
Изба – освященный мир (иконы, рисунки
райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение
трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные
мифологические взгляды, на жилище и его обитателей.
Социокультурный
ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное
домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие
основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой
была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и
праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь
нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с
совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью
для большинства россиян в прошлом.
Соловки (5 часов)
Основная
идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной
Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о
евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению
огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима,
Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное
подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея
Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков,
паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии
Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого
монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы,
сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в
экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной
и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения,
освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт
внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Социокулыпурный
ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие
основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев
и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг
ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой
важности освоения и преображения своего внутреннего мира.
Храм Покрова на Нерли (5 часов)
Основная
идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери,
стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой,
как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший
памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный
мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет,
вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с
окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией
Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира
земного и мира небесного.
Социокультурный
ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить
представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с
народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с
благочестивыми обычаями (поморские кресты).
Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)
Основная
идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева,
являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие
земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином
Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа:
лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный
смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева –
величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается
внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм,
дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается
внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов,
состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности
(Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и
окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой
искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица»
как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный
ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
Дополнение к теме состоит из трех сюжетов,
развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном
Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но
спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся
сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему
миру.
Московский Кремль (5 часов)
Основная идея:
Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал
символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма,
державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами,
трепетного отношения к чести и достоинству России.
Московский
Кремль – символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские
башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит
духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные
и намеленные иконы.
Кремль – центр
государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и
сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и
современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские
короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти
по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»
Кремль –
хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал
Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Социокультурный
ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии,
резиденция главы государства
Дополнение к
теме обогащает представления о государственности
России через восприятие символики старинного российского герба, показывает
подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания
о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
Летописи (4 часа)
Основная
идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой
неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало
убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и
составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода
человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через
историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель,
Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники
отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир».
Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание»,
«Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная
мудрость как путь к знанию о главном.
Социокультурный
ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель,
патриотизм.
Дополнение к
теме призвано показать различные пути тяготения к
познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде
(Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции
былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.
Обобщающий
урок (1час)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.