Главная / Обществознание / Рабочая программа по курсу "Граждановедение"

Рабочая программа по курсу "Граждановедение"


















Рабочая программа

основного общего образования

по Граждановедению

в 5-7 классах





Составитель:

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 30 г. Челябинск

Маникулова К. С.















Челябинск, 2014 год





Рабочая программа

основного общего образования

по Граждановедению в 5-7 классах

1. Пояснительная записка:

Рабочая программа основного общего или среднего общего образования по граждановедению в 5-7 классах составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (№ 124-ФЗ от 24.07.1998)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Главного Управления Образования и науки Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004 г. «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области».

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014г № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

  • Письмо Управления по делам образования города Челябинска «О формировании учебных планов на 2014-2015 учебный год для общеобразовательных учреждений города Челябинска, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» от 09.07.2014г №16-02/2825.

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014г № 03-02/4959 «Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году». Приложение «О преподавании учебного курса «Граждановедение» в общеобразовательных организациях в 2014-2015 учебном году».

  • Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009 №103/3104 «О порядке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  • Положение МАОУ СОШ №30 г.Челябинска «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

  • Учебный план МАОУ СОШ №30 г Челябинска на 2014-2015 учебный год.



Настоящая программа курса «Граждановедение» предназначена для 5-7 классов общеобразовательных учреждений и предполагает равномерное распределение объема учебного материала по 35 учебных часов в год (один урок в неделю).

Обучение граждановедения направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;

  • Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма;

  • Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;

  • Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;

  • Формирование гражданственности. Гражданственность – это единство политического, правового и нравственного в субъективно-личностной форме, ощущение себя активным членом общества лояльным к политическим и правовым основам существования государства, воспитание гражданских качеств.

Программа способствует изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения к людям и труду, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Курс граждановедения, таким образом, способствует фор­мированию определенного «социального опыта» учащихся, адекватного запросам современного российского общества.

В основу данной программы положены два принципа:

1. Интеграция в рамках одного предмета различных отраслей научного знания (психологии, социологии, политологии, права и др.) таким образом, чтобы структура курса соот­ветствовала не формальному делению обществознания на научные дисциплины, а потребностям последовательного формирования знаний и навыков, необходимых гражданину. Главное значение придается не тому, какое место занимает то или иное понятие в иерархии теоретических положении какой-либо науки, атому, насколько оно важно и необходимо для выполнения образовательных и воспитательных задач па данном этапе гражданского образования.

2. Постепенное усложнение материала с учетом возраста школьников, что подразумевает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения. Пропедевтические сведения о типах государства и формах правления, полу ченные в 5 классе, дополняются в программе для 7 класса важными подробностями и новыми теоретическими положе­ниями. Изучение материала осуществляется «от простого к сложному» и базируется на преемственности тематики.

Логика построения программы определяется следу­ющими соображениями. Поскольку воспитание будущего гражданина предполагает прежде всего становление его как человека, личности, то главной задачей курса в 5 классе явля­ется формирование у учащихся представлений о ценности и уникальности каждой человеческой личности, об основ­ных правилах жизни в обществе, о принятых среди цивили­зованных людей нормах общения. Тема взаимоотношений человека с окружающим миром развивается в следующем последовательности: личность — семья — государство — об­щество. Значительная часть материала представляет собой пропедевтику изучения общественных отношений. Тем са­мым закладывается фундамент знании о социальных ролях человека в обществе, о взаимоотношениях гражданина, общества и государства.

В б классе учащиеся вновь возвращаются к проблеме «Человек и окружающий мир», которая на сей раз рассмат­ривается под иным углом зрения: представления о личности теперь дополняются сведениями об уникальности самого человеческого рода, о месте человека в природе, о биологи­ческих особенностях человека. Подводя учащихся к мысли о том, насколько сложными и неоднозначными, но при этом подчиняющимися разумным правилам должны быть отношения в сообществе разумных существ, учитель вполне логично переходит к разделу, посвященному правилам чело­веческого общежития. Значительная часть учебного времени отводится формированию представлений о моральных нор­мах и их регулирующей роли в обществе и жизни человека. Но наряду с моралью в обществе существует право, и пото­му необходимо включение раздела о праве, его источниках и отраслях, о законе и наказаниях за его нарушение. На этом заканчивается та часть курса, для которой приоритетными являются воспитательные задачи.

Программный материал 7 класса ориентирован на дос­тижение познавательных задач, хотя важное место отводит­ся и воспитательным задачам. Раздел «Будь самим собой» возвращает ученика r мир понятий этических и психологи­ческих, но теперь разговор ведется на более серьезном на­учном уровне. Рассматривается тема конфликтов в группе, в семье, в обществе, вводится понятие «социальные роли», разбирается вопрос о влиянии средств массовой информа­ции на общественное сознание и т. д. Тема личности в обще­стве раскрывается на научной основе, с учетом возрастных особенностей детей. В программе важное внимание уделяет­ся организации и деятельности государства, месту и роли человека в государстве. Учащиеся знакомятся с понятием «ценности», останавливаются на проблеме соотношения ценностей общечеловеческих и национальных, выявляют различие между западной и российской системой ценностей.

Программа курса «Граждановедение» для 5-7 классов предусматривает широкое использование материалов отече­ственной истории, литературы, этнографии,-средств'художе­ственной культуры, способствует выявлению ценностных ориентаций учащихся, динамики их развития, факторов, влияющих на их формирование. Предложенное тематическое планирование является примерным и не должно сковывать свободное творчество учителя, который вправе самостоя­тельно планировать учебную деятельность с учетом резерв­ного времени.

1.2 Обоснование используемого УМК: УМК по факультативу 5-7 класса соответствует базовому
уровню содержания. Реализует требования Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования УМК позволяет получить результаты обучения на
предметном, межпредметном и личностном уровнях.

1.3 Цель курса; Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством
ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов
международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

1.4 Количество учебных часов -35 ч.

2. Структура и содержание программ

Программа включает в себя систему занятий по разделам.

5 класс

  1. Моё Отечество.

  2. Внутренний мир человека

  3. Человек и общество

  4. Семья.

  1. класс

  1. Человек в обществе

  2. Гражданин и закон

3. Государство и власть

3. Основное содержание образования:

«Российская Федерация – мое Отечество» - 8 часов; Учащиеся знакомятся с историей символики государства, ее особенностями, а также знакомятся с особенностями управления в государстве;

«Внутренний мир человека» - 10 часов; Учащиеся знакомятся о взаимосвязях человека, природы и общества и роли человека в этой взаимосвязи;

«Человек и общество» - 8 часов; Формирование у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям;

«Семья» - 9 часов; Учащиеся знакомятся с историей появления семьи, ее особенностями и ценностью для каждого человека и в обществе в целом.

  1. Основное содержание образования:

5 класс

«Российская Федерация – мое Отечество» - 8 часов; Учащиеся знакомятся с историей символики государства, ее особенностями, а также знакомятся с особенностями управления в государстве;

«Внутренний мир человека» - 10 часов; Учащиеся знакомятся о взаимосвязях человека, природы и общества и роли человека в этой взаимосвязи;

«Человек и общество» - 8 часов; Формирование у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям;

«Семья» - 9 часов; Учащиеся знакомятся с историей появления семьи, ее особенностями и ценностью для каждого человека и в обществе в целом.


  1. класс

«Человек в обществе» - 15 часов; Учащиеся знакомятся основами науки «Граждановедение» и взаимосвязями с другими; взаимодействиях между отдельными личностями в обществе; о традициях и обычаях данного общества;

«»Гражданин и закон» - 15 часов; Учащиеся знакомятся с понятием гражданин, гражданство, закон, с особенностями правовой культуры и поведении граждан в общественном месте, а также с причинами нарушений законов;

«Государство и власть» - 5 часа; Учащиеся знакомятся с системой управления в РФ, формой правления и ветвями власти в государстве.

7 класс

«Быть самим собой»

Ценностные понятия:

-    человек — абсолютная ценность;

-    потребность человека в признании;

-    самовыражение человека;

-    счастье общения.

Часть 1. Конфликты и компромиссы (8 часов)

Понятые конфликта и пути его разрешения. Многооб­разие мира общения. Кто и что направляет поведение. Роль и влияние среды. Конфликт, конфликтная ситуация. Причи­ны конфликтов. Разумный компромисс. Умение говорить «да» и «нет». Умение понимать другого: учиться видеть хо­рошее, учиться избегать стереотипов, учиться видеть свои ошибки. Умение делать выбор. Умение принимать решение.

Общение в семье. Роль семьи в жизни человека. Роль каждого отдельного члена семьи в сохранении ее благопо­лучия. Психологический климат в семье. Истоки отчуждения в семье. «Отцы и дети». Достижение взаимопонимания. Взаимная поддержка.

Общение среди сверстников. Формальное и неформаль­ное общение. Общение в школе. Особенности групповой психологии. Психология толпы. Групповые нормы. Счастье дружеского общения.

Часть 2. Личность в информационном пространстве

(2 часа)

Методы воздействия на личность: внушение, убежде­ние, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Фор­мирование культуры взаимодействия со средствами массо­вой информации.

Часть 3. Реализация своего «Я» (2 час)

Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение. Умение найти себя и оставаться самим собой.

Повторительно-обобщающий урок.

«Личность в государственно-правовом государстве»

Ценностные понятия:

-    социальная стабильность;

-    справедливость;

-    защищенность;

-    мир;

-    равенство (равенство перед законом, равенство прав, равенство возможностей);

-    недопустимость дискриминации;

-    гражданственность.

Часть 1. Государство и политика (6 часов)

Государство. Понятие «государство». Политика. Сущ­ность и природа государства. Признаки государства. Средства и способы властвования.

Правовое государство. Признаки правового государства. Становление правового государства в России. Гражданское общество.

Конституция Российской Федерации. Конституция — основной закон страны. Высшая юридическая сила норм Основного закона страны. Структура Конституции РФ.

Правовой статус человека и граэ/сданина РФ. Гаранти- рованность прав и свобод гражданина России. Права и сво­боды гражданина. Конституционные обязанности. Уважение прав и обязанностей. Я — гражданин России.

Часть 2. Власть в государстве (5 часов)

Органы государственной власти. Президент России - глава государства. Полномочия и функции Президента РФ.

Правительство РФ как высший орган федеральной исполни­тельной власти. Основные направления деятельности Прави­тельства. Федеральное Собрание — представительный законо­дательный орган Российской Федерации. Сущность и назна­чение судебной власти. Высшие органы судебной власти.

Местное самоуправление. Понятие местного самоуправ­ления. Функции местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления. Глава местного самоупра­вления.

Мы строим государство. Урок-практикум.

Повгорительно-обобщающий урок.

«Ценности личности и гражданина» (12 часов);

Ценностные понятия:

-     ценности человеческого существования;

-    российская система ценностей;

-     человек — высшая ценность;

-    религия как духовный ориентир;

-     идеал правды и справедливости.

Часть 1. Природа ценностей (3 часа)

Понятие ценностей. Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей у подро­стков.

Общечеловеческие ценности. Человек — высшая ценность. Высшие духовные ценности: истина — добро — красота, вера — надежда — любовь. Ценности культуры: трудовая деятельность, искусство, наука. Политические ценности. Гражданские ценности демократического общества. Эколо­гические ценности.

Разнообразие мира ценностей. Ценности и диалог культур. Духовные, религиозные и этнокультурные традиции народов мира.

Часть 2. Российская система ценностей (9 часов) Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. На и и о н ал ъный характер. Противоречивый характер россиянина. Природа России и характер русского человека. Триада: мир — справедливость — порядок. Свобода и спра­ведливость в российском менталитете.

Нравственные иенности россиян. Идеал правды и спра­ведливости. Любовь к Родине. Естественная потребность в защите Отечества. Народное сознание наших предков. Представления о душе, стыде, грехе, совести, доброте. Трудовая система жизненных ценностей.

Религия как духовный ориентир. Язычество. Верования восточных славян — первооснова русской народной духов­ности. Ценности христианской веры. Религии народов России.

Традиции и самобытность России. Народный кален­дарь. Круги жизни: рождение, свадьба, смерть. Народные иг­ры. Народная кухня. Народная медицина. Праздники. Семей­ный уклад Руси и традиции воспитания детей.

Итоговый повторилельно-обобтаюгций урок. (I час) Р



hello_html_m3cb83112.gif

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

 

урока

Содержание урока

 

Корректировка

 

 

Раздел 1. Человек в обществе

 




1,2

Зачем изучать науки об обществе и человеке

 

3,4

Что такое человек

 

5,6

Два человеческих «Я»

 

7

Почему люди улыбаются друг другу?

 

8

Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь?

 

Почему мужчина заботится о женщине и почему женщина заботится о мужчине?

 

10-11

Разве это плохо что мы разные?

 

12-13

Обычаи и традиции

 

 14

Что такое физическое совершенство?

 

15

Повторительно-обобщающий урок

 


Раздел 2. Гражданин и закон

 

 16

Что такое гражданин

 

17

Гражданин мира

 

18

Что такое гражданство

 

19-20

Мораль и право

 

21-22

Что такое закон?

 

23-24

О правовой культуре

 

25

Право на каждый день

 

26

Как закон регулирует отношения в семье?

 

27

Как вести себя в общественном месте

 

28

Права потребителей

 

29

Почему законы нарушают?

 

30 

Повторительно-обобщающий урок

 

 

Раздел 3. Государство и власть

 

31

Наше государство - РФ

 

32

Президент РФ

 

33

Кто принимает законы и кто воплощает их в жизнь?

 

34

Часть 2.Местная власть

 

35

Итоговое повторение по курсу «Граждановедение»

 






















 

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

 

урока

Содержание урока

 

Корректировка

 

 

Раздел 1. Быть самим собой

 

 

Часть 1. Конфликты и компромиссы

 

1,2

Понятие конфликта и пути его разрешения

 

3,4

Причины конфликтов. Разумный компромисс

 

5,6

Общение в семье

 

7

Общение среди сверстников

 

8

Формальное и неформальное общение

 

 

Часть 2. Личность в информационном пространстве

 

9

Виды средств массовой информации

 

10

Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации

 

 

Часть 3. Реализация своего «Я»

 

11

Самооценка. Самовосприятие. Самоуважение

 

12

Повторительно-обобщающий урок

 

 

Раздел 2. Личность в государственно - правовом пространстве

 

 

Часть 1. Государство и политика

 

13

Государство. Средства и способы властвования

 

14

Правовое государство

 

15, 16

Конституция Российской Федерации

 

17, 18

Правовой статус человека и гражданина

 

 

Часть 2. Власть в государстве

 

19, 20

Органы государственной власти

 

21

Местное самоуправление

 

22

Мы строим государство

 

23

Повторительно-обобщающий урок

 

 

Раздел 3. Ценности личности и гражданина

 

 

Часть 1. Природа ценностей

 

24

Понятие ценностей

 

25

Общечеловеческие ценности

 

26

Разнообразие мира ценностей

 

 

Часть 2. Российская система ценностей

 

27

Государственные символы России

 

28

Национальный характер

 

29

Нравственные ценности россиян. Любовь к Родине

 

30

Народное сознание наших предков

 

31

Трудовая система жизненных ценностей

 

32, 33

Религия как духовный ориентир

 

34

Традиции и самобытность России

 

35

Повторительно-обобщающий урок

 

 

 

 




                                                        


4. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения учащиеся должны знать:

  1. Что такое Родина? Её народы и природные богатства. Символы и Законы.

  2. Основные права и обязанности детей.

  3. Нормы поведения и общения юных граждан.

Уметь:

  1. Рассказать о своей Родине, как о многонациональном государстве, имеющим свои символы, Законы и богатства.

  2. Оценивать поступки людей и соотносить их с правами Конституции, не нарушать требований Закона, толерантно относиться к окружающим людям.

  3. Уважительно относиться к государственной символике.



Список литературы.

  1. Алексеев. Моя Родина – Россия. – М.: 2002 г.

  2. Конституция РФ.

  3. Королькова Е.С. Граждановедение, 5 класс.

  4. Никитин А.Ф, Граждановедение, 5 класс. – М.: «Дрофа», 2008.

  5. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» - М.: «Вако», 2



Календарно-тематическое планирование

по граждановедению.

5 класс.

п/п

Дата проведения

занятия

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Литература


1.


Вводное занятие. Что изучает граждановедение.

Граждановедение, гражданин

Умение делать выводы.

Беседа

А.Ф. Никитин. Граждановедение. 5 класс. М.: Дрофа, 2008.


2.


Моя Родина – Российская Федерация

Россия, страна, государство.

Умение строить рассказ

Устный опрос.



3.


Малая и большая Родина

Родина, деревня, город.

Умение составлять рассказ

Беседа.



4.


Наши символы: гимн Российской Федерации

Символы, гимн

Умение правильно употреблять понятия.

Письменная работа



5.


Наши символы: флаг Российской Федерации

Флаг, знамя.

Умение составлять рассказ на основе услышанного

Беседа



6.


Наши символы: герб Российской Федерации

Герб, эмблема.

Умение делать выводы

Творческое задание



7.


Государственная власть в Российской Федерации

Государство, власть, президент, парламент.

Умение сравнивать

Устный опрос.



8.


Урок-викторина «Российская Федерация – мое Отечество»


Умение обобщать изученный материал

Викторина



9.


Как первобытный человек стал похож на нас?

Первобытные люди, человек разумный

Умение строить рассказ

Беседа



10.


Человек – дитя природы.

Природа, общество

Умение соотносить качества человека и поступки

Практикум



11.


Внутренний мир человека

Человек, мир


Устный опрос.



12.


Познание себя


Умение анализировать свои поступки

Самостоятельная работа в парах



13.


Возраст человека.

Молодость, зрелость

Умение пересказывать

Устный опрос.



14.


Здоровье человека.

Болезнь, зарядка.

Умение анализировать

Игра



15.


Вредные привычки.

Здоровье, организм, курение, наркомания.

Умение составлять рассказ на основе услышанного

Беседа.



16.


Вера и неверие

Вера, неверие.

Умение делать выводы.

Беседа.



17.


Добро и зло.

Добро, зло.

Умение работать самостоятельно.

Самостоятельная работа.



18.


Урок-игра по теме: «Внутренний мир человека»






19.


Зачем людям быть честными?

Честность, ложь.

Умение пересказывать

Опрос.



20.


Что такое долг?

Долг, защита, священный.

Умение обобщать изученный материал.

Устный опрос.



21.


Что такое порядочность?

Порядок, культура, порядочный человек.

Умение правильно употреблять новые слова.

Письменная индивидуальная работа



22.


Милосердие.

Милосердие, гуманный, сочувствие.

Умение слушать друг друга.

Игра.



23.


Надо ли становиться добрым человеком?

Доброта, помощь.

Умение анализировать свои поступки

Беседа.



24.


Человек и одиночество.

Общение, одиночество.

Умение сравнивать

Практикум



25.


Общение – высокое умение.

Виды общения, прощение.

Умение работать с текстом.

Индивидуальная работа.



26.


Урок-путешествие по теме: «Человек и общество»


Умение обобщать изученный материал.

Урок-путешествие.



27


Происхождение семьи

Семья, родители.

Умение формулировать несложные выводы

Устный опрос.



28


Человек и его семья.

Семья, члены семьи.

Умение работать с текстом учебника.

Беседа.



29


Мама – самый дорогой человек.

Мама, любовь

Умение запоминать.

Опрос выученного отрывка.



30


Наша школа.

Школа, учеба, книга.

Умение составлять рассказ по рисунку.

Устный опрос.



31


Что такое общество?

Общество, политика, культура.

Умение обобщать изученный материал.

Фронтальный опрос.



32


Правила жизни в обществе.

Норма, обычай, закон.

Умение пересказывать.

Беседа.



33


Правила жизни в обществе.

Норма, обычай, закон.

Умение пересказывать.

Беседа.



34


Урок-викторина по теме: «Семья»






35


Итоговое занятие.



















 

Рабочая программа по курсу "Граждановедение"
  • Обществознание
Описание:

 

Программа способствует  изучению и осознанию прав и обязанностей гражданина, воспитанию любви к Родине, уважению к её законам и символам, развитию гуманного отношения к людям и труду, терпимости к различиям во взглядах, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

 

Курс граждановедения, таким образом, способствует фор­мированию определенного «социального опыта» учащихся, адекватного запросам современного российского общества.

 

В основу данной программы положены два принципа:

 

1. Интеграция в рамках одного предмета различных отраслей научного знания (психологии, социологии, политологии, права и др.) таким образом, чтобы структура курса соот­ветствовала не формальному делению обществознания на научные дисциплины, а потребностям последовательного формирования знаний и навыков, необходимых гражданину. Главное значение придается не тому, какое место занимает то или иное понятие в иерархии теоретических положении какой-либо науки, атому, насколько оно важно и необходимо для выполнения образовательных и воспитательных задач па данном этапе гражданского образования.

 

2. Постепенное усложнение материала с учетом возраста школьников, что подразумевает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения. Пропедевтические сведения о типах государства и формах правления, полу ченные в 5 классе, дополняются в программе для 7 класса важными подробностями и новыми теоретическими положе­ниями. Изучение материала осуществляется «от простого к сложному» и базируется на преемственности тематики.

 

Автор Маникулова Карлыгаш Садыковна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Планирования
Просмотров 2850
Номер материала 4304
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓