Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №14 г. Назарово Красноярского края»
Принята на
методическом объединении учителей
Протокол №___от
_____2014
|
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ
14»
___________В.Ф.Цветцых
Приказ
№___от ______2014
|
Рабочая
программа по курсу
«Моделирование
и конструирование»
6 класс
Учитель: Кукишева Олеся Алексеевна
Категория: вторая
Стаж работы: 6 лет
2014
- 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа курса «Конструирование и моделирование» для 6 класса составлена на
основе Федерального Государственного
образовательного стандарта.
Курс предназначен для учащихся 6 классов, рассчитан на
17 часов (1 час в неделю). Занятия предполагают большое количество практических
работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином,
проволокой.
На современном этапе развития общества необходим
человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний,
умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно
успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. - это подход, акцентирующий
внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается
не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных
проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так
как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный
характер.
Ученики, получают новую для себя роль - «роль
исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя
все новые и новые знания. На наш взгляд принципиально изменяется и позиция
учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем знаний. Он
организовывает самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы
реализовать свои способности и интересы. Он равноправный партнер по учебному
процессу, с которым можно спорить, отстаивать свою позицию, которому можно
предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и
понята. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление
инициативы и самостоятельности,
Разработанный курс «Конструирование и моделирование»
дает возможность решить эту задачу, а также дополнить учебный предмет
«Математика» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая
деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и
технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует
актуализации и закреплению в ходе практического использования математических
знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает
условия для развития логического мышления и пространственных представлений
учащихся.
Цель курса: сформировать элементы логического
и конструкторского мышления, развить познавательную активность и интерес к математике.
Задачи курса:
-
формирование
умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные,
плоскостные и пространственные геометрические фигуры;
-
развитие
воображение учащихся;
-
формирование
способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения
мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из
частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж
модели, собрать модель по чертежу, умения рассуждать и делать выводы,
сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые
закономерности;
-
формирование
графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными
инструментами;
-
овладение
учащимися различными способами моделирования;
-
обучение способам получения знаний в индивидуальном
творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой
ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
-
формирование стремления использовать математические
знания в повседневной жизни.
Результаты обучения
К результатам обучения относятся следующие:
в личностном направлении:
-
знакомство
с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения и развития геометрии из
практических потребностей людей;
в метапредметном направлении:
- умение
планировать свою деятельность;
- умение
работать с геометрическим материалом;
- умение
проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;
- умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы построений;
- применение
приемов самоконтроля при решении определенных задач;
в предметном направлении:
-
усвоение
на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
-
приобретение
навыков изображения геометрических фигур;
-
умение
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
-
умение
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-
умение
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных
изделий;
-
умение
проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с
помощью линейки, угольника, шаблона;
-
умение
выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж,
изготавливать по нему изделие;
-
умение
находить периметр, площадь и объем геометрических фигур.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
ü осознать, что
геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
ü усвоить
первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых
геометрических соотношениях
ü научиться
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
ü усвоить
практические навыки использования геометрических инструментов
ü научиться
решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
ü уметь
изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Содержание
курса
Рисунки из
геометрических фигур (1 час). Практическая
работа «Дом моей мечты» (рисунок из геометрических фигур). Бордюры из
геометрических фигур.
Циркульные
орнаменты (2 часа). Рисунки циркулем окружности, дуг,
секторов. Измерение циркулем. Нахождение середины отрезка. Деление угла
пополам.
Проволочные
каркасы (2 часа). Построение конструкций по заданному
образцу. Построение конструкцию по словесному описанию. Проектная работа
«Каркас бабочки», «Каркас парусника».
Конструирование
геометрических паркетов (3 часа). Конструирование геометрических
паркетов из треугольников и четырехугольников. Создание паркета по образцу. Исследовательская
работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?»
Развертки
и модели геометрических фигур (5 часов). Развертка
куба. Модель куба. Создание моделей куба. Развертка прямоугольного
параллелепипеда. Модель прямоугольного параллелепипеда. Развертка конуса.
Модель конуса. Развертка цилиндра. Модель цилиндра. Творческая мастерская
«Замок из многогранников».
Построение
диаграмм (2 часа). Виды диаграмм. Задачи с диаграммами. Построение
диаграмм. Исследовательская
работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения».
Тематическое
планирование
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Рисунки
из геометрических фигур
|
2
|
2
|
Циркульные
орнаменты
|
2
|
3
|
Проволочные каркасы
|
2
|
4
|
Конструирование
геометрических паркетов
|
3
|
5
|
Развертки
и модели геометрических фигур
|
5
|
6
|
Построение
диаграмм
|
3
|
|
Всего:
|
17
|
Учебно-методический
материал:
1.
Гильберт Д. «Наглядная геометрия», Кон-фоссен,Москва-Ленинград,1936
2.
Шарыгин Ф.Наглядная геометрия, Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2000
г.
3. Рослова Л.О. Методика
преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом
«Первое сентября». Еженедельная газета «Математика», №19-24, 2009.
4. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по
математике. - М: Просвещение, 2002.
5.
Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.:
Издательство ООО «Школьная пресса». Журнал «Математика в школе», №7, 2006.
6.
Шарыгин
И.Ф. Некоторые размышления по поводу школьного курса геометрии // Учительская
газета, 1992, № 20, с.11–13.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.