Главная / География / Рабочая программа по краеведению (6 класс).

Рабочая программа по краеведению (6 класс).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса краеведение

6 класс (34 часа)

Составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова. Примерной программы основного общего образования Дерягина В.В., Гитис М.С.









Составила: Юданова Т.Б.

учитель географии первой категории



































город Лыткарино

Московская область



2014 г

























Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6 класс)

осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и

инструктивно-нормативными материалами:

Краеведение: программа учебной дисциплины для 6 классов

общеобразовательных учреждений Московской области. Под общей редакцией В.М.

Кузнецова- Челябинск:Абрис, 2008 г.

Концепция краеведческого образования в Московской области. Об утверждении

федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования

Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089);

Данная рабочая программа инновационного курса краеведение 6 класс « Введение в

краеведение Московской области. Г. Лыткарино» составлена на основе вариативной

программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск:АБРИС,2008 г).

Целью краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса

краеведения Московской области , г. Лыткарино, направленного на воспитание

гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его

традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное

участие в их развитии.

Изучение краеведения в курсе «Введение в краеведение Московской области, г.

Лыткарино» направлено на достижение следующих задач: освоение обучащимися

знаний об истории познания, геологии и рельефе, гидрологии, климате гидрографии и

природных комплексах Московской области, г. Лыткарино; овладение обучающимися

умениями самостоятельно работать с основными источниками информации

исторического, географического и культурологического краеведения; ориентироваться

на местности; развитие у школьников познавательных интересов к изучению

краеведения на основе наблюдений за состоянием окружающей природной среды г.

Лыткарино и его окрестностей; воспитание у детей уважения к истории г. Лыткарино,

позитивного отношения к окружающей природной среде; формирование способности и

готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к

сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней;

адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности

окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Ведущими принципами обучения по краеведению в 6 классе является научность,

последовательность теории и практики.

Структура интегрированного учебного курса 6 класса определяется тем, что

краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические,

хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные,

исторические, культурологические элементы. В структуре курса выделяются два

основных раздела: 1) экскурс в историю познания и развития региона; 2) общая

географическая характеристика Московской области г. Лыткарино. Курс включает 5

учебных тем: « Школа юного краеведа», «Геология и рельеф нашего края», «Климат и

погода в нашем крае», край рек и озер», «Природные комплексы нашего края».

В основу содержания курса положено понимание краеведения, как интегрированного

учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды,

позволяющего обучающимся увидеть родной край, как сложный, многообразный,

противоречивый, но целостный, единый регион Московская область. Обращается

пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению г. Лыткарино и его

окрестностей.

На изучение курса « Введение в краеведение Московской области» в 6 классе

выделяется 34 часа ( 1 час в неделю).

В соответствии с годовым учебно-календарным графиком образовательго учреждения,

резерв учебного времени в обЪеме 5 часов, предусмотренный вариативной программой

по краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента

по следующим темам: на изучение отдельных разделов краеведения отводится

следующее время:1) «Школа юного краеведа» - 2 часа; 2) «Геология и рельеф нашего

края» - 2 часа; 3) Природные комплексы нашего края – 1 час;

Исходя из особенностей содержания учебного материала, с учетом межпредметных

связей и возрастных особенностей шестиклассников, «Историко-географический

портрет» и «История границ», изучаются обзорно.

При изучении курса краеведения используется справочные материалы по краеведению,

учебное пособие Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье», краеведческий альманах «

Природа Лыткарино» , « 50 лет города Лыткарино», « Растения Томилинского

лесопарка» , «Животные Московской области», «Реки и озера Московской области» ,

интернет и другие источники, мультимедийные презентации, цифровые

образовательные ресурсы.

Важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой

к развивающей модели обучения, деятельным формам организации учебного процесса ,

предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные(ВУ),

комбинированные (КУ)и повторительно - обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются

следующие формы (виды) обучения: уроки – практикумы(ПР), уроки- экскурсии (УЭ),

уроки- конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответствнно

обозначенные указанными сокращениями. В преподавании курса реализуются

этнографические, лингвистические умения. В обучении используются следующие

группы методов : словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация,

использование цифровых образовательных русурсов); практические (работа с текстами,

таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие

виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные

практические работы).

Планируемые результаты обучения по курсу, как ступень личностного роста

обучающихся в краеведческом образовании.



Календарно- тематическое планирование по курсу краеведение ( 1 час в неделю).

урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту


Раздел 1. Школа юного краеведа- 8 часов






1.

Введение в краеведение. Что изучает краеведение.(ВОУ)

01.09- 06.09





2.

История открытия нашего края. Первопроходцы.(КУ)

08.09-13.09





3.

Далекое прошлое Московского края. Кто основал курганы и селища, вятичи и кривичи, крестьяне и ремесленники

( доклады),(УК)

15.09.-20.09





4.

Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.

22.09.-27.09





5.

Географическое положение Московской области и Москвы и г. Лыткарино.

29.09- 04.10





6.

Происхождение названий населенных пунктов своей местности ( лингвистический конструктор)

06.10-11.10





7.

Происхождение названий населенных пунктов своей местности ( лингвистический конструктор)

13.10-18.10





8.

Итоговый урок по теме «Почему Лыткарино- Лыткарино»(ПОУ)

20.10-25.10






Раздел 2. Природа г. Лыткарино -25 часов






9.

Геологическое строение г. Лыткарино

27.11-01.11





10.

Геологическое строение г. Лыткарино

10.11-15.11





11.

Полезные ископаемые

17.11-22.11





12.

Рельеф г. Лыткарино и окрестностей

24.11-29.11





13.

Рельеф г. Лыткарино и окрестностей

01.12-06.12





14.

Климатические условия г. Лыткарино

08.12.-13.11





15.

Геолого-гидрологические условия Лыткарино

15.12- 20.12





16.

Москва-река

22.12-27.12





17.

Малые реки г. Лыткарино и окрестностей и подземные воды.

12.01.-17.01





18.

Искусственные водоемы

19.01-24.01





19.

Растительный мир окрестностей г.Лыткарино

26.01-31.01





20.

Животный мир окрестностей г. Лыткарино

02.02-07.02





21.

Фенологические наблюдения

09.02-14.02





22.

Почвы

16.02-21.02





23.

Памятники природы окрестностей г. Лыткарино

23.02-28.02





24.

Экологическое состояние окружающей среды г. Лыткарино

02.03-07.03





25.

Природные комплексы нашего края

09.03-14.03





26.

Волкушенский лес

16.03-21.03





27.

Волкушенский лес.

30.03-04.04





28.

Волкушенское озеро

06.04-11.04





29.

Надпойменные террасы Москвы - реки

13.04-18.04





30.

Волкушенское озеро

20.04-25.04





31.

Антропогенное озеро Солдатское»

27.04-02.05





32.

Холмы в окрестностях г. Лыткарино

05.05-09..05





33.

Составление маршрутов экскурсий по природным объектам г. Лыткарино и его окрестностей

11.09-16.11





34.

Итоговый урок

18.05-23.05






Итого – 34 урока












Рабочая программа по краеведению (6 класс).
  • География
Описание:

      Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-нормативными материалами. Концепция краеведческого образования в Московской области. Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089).        Данная рабочая программа инновационного курса краеведение 6 класс « Введение в краеведение Московской области. Г. Лыткарино» составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск:АБРИС,2008 г).

      Целью краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса краеведения Московской области , г. Лыткарино, направленного на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в их развитии.

Автор Юданова Татьяна Борисовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2433
Номер материала 51636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓