Инфоурок География Другие методич. материалыРабочая программа по краеведению (6 класс).

Рабочая программа по краеведению (6 класс).

Скачать материал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

курса краеведение

6 класс (34 часа)

Составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова. Примерной программы основного общего образования Дерягина В.В., Гитис М.С.

 

 

 

 

                                                          Составила: Юданова Т.Б.

                                                              учитель  географии первой категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               город Лыткарино

Московская область

 

2014 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

           Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6 класс)

осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и

инструктивно-нормативными материалами:

          Краеведение: программа учебной дисциплины для 6 классов                

 общеобразовательных учреждений Московской области. Под общей редакцией В.М. 

Кузнецова-  Челябинск:Абрис, 2008 г.

        Концепция краеведческого образования в Московской области. Об утверждении

 федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного 

общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования

Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089);

      Данная рабочая программа инновационного курса краеведение 6 класс « Введение в

краеведение Московской области. Г. Лыткарино» составлена на основе вариативной

программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск:АБРИС,2008 г).

     Целью краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса

краеведения Московской области , г. Лыткарино, направленного на воспитание

гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его

традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное

участие в их развитии.

    Изучение краеведения в курсе «Введение в краеведение Московской области, г.

Лыткарино» направлено на достижение следующих задач: освоение обучащимися

знаний об истории познания, геологии и рельефе, гидрологии, климате гидрографии и

природных комплексах Московской области, г. Лыткарино; овладение обучающимися

умениями  самостоятельно работать с основными источниками информации

исторического, географического и культурологического краеведения; ориентироваться

на местности; развитие у школьников познавательных интересов к изучению

краеведения на основе наблюдений за состоянием окружающей  природной среды г.

Лыткарино и его окрестностей; воспитание у детей уважения к истории г. Лыткарино,

позитивного отношения к окружающей природной среде; формирование способности и

готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к

сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней;

адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности

окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Ведущими принципами обучения по краеведению в 6 классе является научность,

последовательность теории и практики.

   Структура интегрированного учебного курса 6 класса определяется тем, что

краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические,

хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные,

исторические, культурологические элементы. В структуре курса выделяются два

основных раздела: 1) экскурс в историю познания и развития региона; 2) общая

географическая характеристика Московской области г. Лыткарино. Курс включает 5

учебных тем: « Школа юного краеведа», «Геология и рельеф нашего края», «Климат и

погода в нашем крае», край рек и озер», «Природные комплексы нашего края».

 

В основу содержания курса положено понимание краеведения, как интегрированного

учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды,

позволяющего обучающимся увидеть родной край, как сложный, многообразный,

противоречивый, но целостный, единый регион Московская область. Обращается

пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению г. Лыткарино и его

окрестностей.

На изучение курса « Введение в краеведение Московской области» в 6 классе

выделяется 34 часа ( 1 час в неделю).

 В соответствии с годовым учебно-календарным графиком образовательго учреждения,

резерв учебного времени в обЪеме 5 часов, предусмотренный вариативной программой

по краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента

по следующим темам: на изучение отдельных разделов краеведения отводится

следующее время:1) «Школа юного краеведа» - 2 часа; 2) «Геология и рельеф нашего

края» - 2 часа; 3) Природные комплексы нашего края – 1 час;

Исходя из особенностей содержания учебного материала, с учетом межпредметных

связей и возрастных особенностей шестиклассников, «Историко-географический

портрет» и «История границ», изучаются  обзорно.

При изучении курса краеведения используется  справочные материалы по краеведению,

учебное пособие Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье»,  краеведческий альманах «

Природа  Лыткарино» , « 50 лет города Лыткарино», « Растения Томилинского

лесопарка» , «Животные Московской области», «Реки и озера Московской области» ,

интернет и другие источники, мультимедийные презентации, цифровые

образовательные  ресурсы.

Важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой

к развивающей модели обучения, деятельным формам организации учебного процесса ,

предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные(ВУ),

комбинированные (КУ)и повторительно -  обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются

следующие формы (виды) обучения: уроки – практикумы(ПР), уроки- экскурсии (УЭ),

уроки- конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответствнно

обозначенные  указанными сокращениями. В преподавании курса реализуются

этнографические, лингвистические умения. В обучении используются следующие 

группы методов : словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация,

использование цифровых образовательных русурсов); практические (работа с текстами,

таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие

виды и формы контроля:  текущий контроль (поурочный опрос, оценочные

практические работы).

Планируемые  результаты обучения по курсу, как ступень личностного роста

обучающихся в краеведческом образовании.

 

Календарно- тематическое планирование по курсу краеведение                                ( 1 час в неделю).

№ урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту

 

Раздел 1. Школа юного краеведа- 8 часов

 

 

 

 

 

1.

Введение в краеведение. Что изучает краеведение.(ВОУ)

01.09- 06.09

 

 

 

 

2.

История открытия нашего края. Первопроходцы.(КУ)

08.09-13.09

 

 

 

 

3.

Далекое прошлое Московского края. Кто основал курганы и селища, вятичи и кривичи, крестьяне и ремесленники

( доклады),(УК)

15.09.-20.09

 

 

 

 

4.

Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.

22.09.-27.09

 

 

 

 

5.

Географическое положение Московской области и Москвы и г. Лыткарино.

29.09- 04.10

 

 

 

 

6.

Происхождение названий населенных пунктов своей местности                            ( лингвистический  конструктор)

06.10-11.10

 

 

 

 

7.

 Происхождение названий населенных пунктов своей местности                            ( лингвистический  конструктор)

13.10-18.10

 

 

 

 

8.

Итоговый урок по теме «Почему Лыткарино- Лыткарино»(ПОУ)

20.10-25.10

 

 

 

 

 

Раздел 2. Природа г. Лыткарино -25 часов

 

 

 

 

 

9.

Геологическое строение г. Лыткарино

27.11-01.11

 

 

 

 

10.

Геологическое строение г. Лыткарино

10.11-15.11

 

 

 

 

11.

Полезные ископаемые

17.11-22.11

 

 

 

 

12.

Рельеф г. Лыткарино и окрестностей

24.11-29.11

 

 

 

 

13.

Рельеф г. Лыткарино и окрестностей

01.12-06.12

 

 

 

 

14.

Климатические условия г. Лыткарино

08.12.-13.11

 

 

 

 

15.

Геолого-гидрологические условия Лыткарино

15.12- 20.12

 

 

 

 

16.

Москва-река

22.12-27.12

 

 

 

 

17.

Малые реки г. Лыткарино и окрестностей и подземные воды.

12.01.-17.01

 

 

 

 

18.

Искусственные водоемы

19.01-24.01

 

 

 

 

19.

Растительный мир окрестностей г.Лыткарино

26.01-31.01

 

 

 

 

20.

Животный мир окрестностей                    г. Лыткарино

02.02-07.02

 

 

 

 

21.

Фенологические наблюдения

09.02-14.02

 

 

 

 

22.

Почвы

16.02-21.02

 

 

 

 

23.

Памятники природы окрестностей г. Лыткарино

23.02-28.02

 

 

 

 

24.

Экологическое состояние окружающей среды г. Лыткарино

02.03-07.03

 

 

 

 

25.

Природные комплексы нашего края

09.03-14.03

 

 

 

 

26.

Волкушенский  лес

16.03-21.03

 

 

 

 

27.

Волкушенский лес.

30.03-04.04

 

 

 

 

28.

Волкушенское озеро

06.04-11.04

 

 

 

 

29.

Надпойменные террасы Москвы - реки

13.04-18.04

 

 

 

 

30.

Волкушенское озеро

20.04-25.04

 

 

 

 

31.

Антропогенное озеро Солдатское»

27.04-02.05

 

 

 

 

32.

Холмы в окрестностях г. Лыткарино

05.05-09..05

 

 

 

 

33.

Составление маршрутов экскурсий по природным объектам г. Лыткарино и его окрестностей

11.09-16.11

 

 

 

 

34.

Итоговый урок

18.05-23.05

 

 

 

 

 

Итого – 34 урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по краеведению (6 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-нормативными материалами. Концепция краеведческого образования в Московской области. Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089).        Данная рабочая программа инновационного курса краеведение 6 класс « Введение в краеведение Московской области. Г. Лыткарино» составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М. Кузнецова (Челябинск:АБРИС,2008 г).

      Целью краеведческого образования в 6 классе является изучение вводного курса краеведения Московской области , г. Лыткарино, направленного на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в их развитии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 714
    • DOCX 25.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юданова Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юданова Татьяна Борисовна
    Юданова Татьяна Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4042
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек