Главная / География / Рабочая программа по краеведению 2 класс

Рабочая программа по краеведению 2 класс



Название раздела, тема кружкового занятия

Сроки

Вид занятия

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические занятия

Экскурсии и вводное занятие – 10 ч

1

Вводное занятие Рассказ и демонстрация работ (1ч)


Формирование новых знаний




2

Экскурсия в школьный музей

(1ч)


Экскурсия


Знакомство с историей создания школьного музея.



3-4

Экскурсия в краеведческий музей г.Слободского (2ч)


Экскурсия

Знакомство с историей создания музея.

знакомство с материалами музея.


5-6

Экскурсия в сельскую библиотеку (2)



Экскурсия

знакомство с информационными источниками для работы по родословной



7-8

Источники, методы изучения родного края (2)



Формирование новых знаний

Вещественные изобразительные, письменные, устные источники, звукозаписи.

Методы сбора и оформле­ния краеведческих материалов


9-10

Источники, методы изучения родного края (2)


Практическое занятие

Составить памятку используемых материалов

Моя родословная 19 часов

11

Первичное знакомство c генеалогией, планом совместной работы школьников


Формирование новых знаний

Что такое генеология, составление плана работы по данному вопросу.


1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

2. Делиться собранной информацией с друзьями,

3. Обобщать собранный материал.

4.Опрос родителей и других членов семьи.


Посмотреть образцы других учащихся

12

Знакомство с генеалогией, получение представления о видах родословий (1)


Формирование новых знаний

Познакомиться с разными видами родословных, и видах их отображения.

Сделать пробную схему генеалогического дерева

13-14

Формы отображения генеалогической информации. (2)


Практическое занятие

Составить вопросы для родителей и родственников

15

Изучение основных теоретических положений генеалогии. (1)



Формирование новых знаний

Поиск материала для своего генеологического дерева. Работа с интерент ресурсами


16-17

Получение задания на сбор сведений о прошлом семьи (2)


Практическое занятие

Продумать план выполнения задания

18-19

Составление генеалогических таблиц (2)


Практическое занятие

Первичное представление своего генеологического дерева

Исправление ошибок и недочетов в работе

Работа над генеалогическим древом

20-21

Выступление одного-двух учеников перед классом (2)


Практическое занятие

Учиться представлять информацию для других школьников

Проверка и корректировка правильности таблиц.









22-23

24-25

Отчет о проделанной работе (выступления со своими родословными перед классом (4)


Практическое занятие

Представление своих работ



26

Выделение общих моментов в родословных различных семей (1).


Практическое занятие

Найти черты сходства и отличий в разных родословных



Семейные традиции 18 часов

27

Беседа о народном календаре (1)


Формирование новых знаний

Особая энциклопедии народной жизни

Виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории

Составить буклет календарь праздников и особых дат

28

Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в деревне до сих пор (1)


Практическое занятие.

Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями. Националь­ный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья.


29-

30

Подготовка праздника для пожилых людей в школе праздника « Деревенские посиделки»(2)


Практическое занятие

Подбор материала, распределение ролей в сценарии

Проявить творческие способности и артистизм.


31-32

Проведение праздника для пожилых людей в школе праздника « Деревенские посиделки»(2)


Практическое занятие

Организация праздника

Проявить творческие способности и артистизм.


33-34

Подготовка праздника школьной Рождественской елке (2)


Практическое занятие

Подбор материала, распределение ролей в сценарии

Проявить творческие способности и артистизм


35-36

Выступление на школьной Рождественской елке (2)


Праздник

Организация праздника

Проявить творческие способности и артистизм.


37-38

Святочные гадания. (2)


Игра

Подбор материала, распределение ролей в сценарии

Проявить творческие способности и артистизм


39-40

Колядование (2)


Игра

Подбор материала, распределение ролей в сценарии

Проявить творческие способности и артистизм


41-42

Подготовка праздника «Масленица» (2)


Игра

Подбор материала, распределение ролей в сценарии

Проявить творческие способности и артистизм


43-44

выступление на празднике «Масленица» (2)






Семейные реликвии (5 часов)

45

Объяснение понятия «семейная реликвия» (1)


Формирование новых знаний


Работа со словарем


46-47

Индивидуальная исследовательская работа (2)


Практическое занятие

Выбор семейной реликвии, подготовка информации о ней и представление ее в школе



48-49

Выступление перед одноклассниками (2)


Практическое занятие



Роль семьи в истории деревни Стулово 19 часов

50-51

Первые упоминания о нашем селе (2)


Формирование новых знаний

Источники знаний о прошлом села Вещественные, изобразительные, письменные, устные источники, звукозаписи. Методы сбора и оформле­ния краеведческих материалов Основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края

Составление каталога литературы по изучению родного края, краткой аннотации главных источников информации

Знакомство с картой улиц

52-53

Происхождение названия села, улиц, фамилий жителей (2)


Игра

Памятка по названиям улиц

54-55

Изучение истории своей семьи в истории развития села (2)


Практическое занятие

Опрос родителей: связь с нашей деревней семьи.

56-57

Трудовые навыки с учетом использо­вания местных природных особенностей (2)


Практическое занятие

Виды хозяйственной деятельности населения на разных этапах развития истории

Узнать, какими промыслами занимались в старину в семье.

59-58

Где работают твои родственники (2)


Практическое занятие


Создание презентации, и буклета о своих родственниках

Современная работа родителей и родствеников


Подготовка выставок детских работ по темам


Практическое занятие




60-61

« Моя родословная» (2)

Практическое занятие


Создание презентации, или буклета по своей работе

Оформить выставку в виде буклетов

62-63

«Семейные традиции» (2)

Практическое занятие


Оформить выставку календарей семейных традиций

64-65

«Семейная реликвия» (2)

Практическое занятие


Оформить выставку семейной реликвии

66-67

«Моя семья в истории села» (2)

Практическое занятие


Мини альбом членов семьи на рабочем месте

68

Итоговое занятие


Игра





Рабочая программа по краеведению 2 класс
  • География
Описание:

ПРОГРАММА    творческого объединения  младших школьников

«Изучаем родной край»

 

Автор: Плюснина Ирина Анатольевна   учитель географии и краеведения

 

Составлена на основании ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ  (Кировская область)

А.Г.ШУРЫГИНА, зав. кабинетом географии ИУУ

Г.М.АЛАЛЫКИНА, доцент кафедры экономической географии ВГПУ,

В.И.КОЛЧАНОВ, до цент кафедры физической географии ВГПУ

 

1. Содержание

2.  Пояснительная записка……………………………………..

3.  Цели и задачи программы………………………………….

4.  Условия реализации программы…………………………..

5.  Ожидаемые результаты…………………………………….

6.  Учебно-тематический план………………………………..

7.  Содержание программы……………………………………

8.  Методическое обеспечение………………………………..

9.  Список необходимого оборудования……………………..

10.  Список литературы ………….…………………………….

11.  Методическая копилка. 

12.  Контрольно-измерительный материал. 

13.  Методические рекомендации по организации и проведению  занятий.        

 

Введение. 

«Краеведение – это  радость  подробного  узнавания  жизни,  прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие  «Отечество»» В. Песков.  Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья,  дом,  школа,  это  памятные  места  родного  села,  его  исторические  и  культурные  центры,  предприятия,  работающие  на  территории  сельской  администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.   Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь  к семье,  родному селу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших  школьников  « Моя  малая  Родина»  помогает  формированию  у  младших  школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-  экономических  и  культурных  достижений  и  традиций  края  за  счёт  становления  ключевых  компетенций.  Это  способствует  развитию  креативных способностей учащихся. Становлению гражданской позиции по  отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию  толерантности  и  толерантного  поведения,  укреплению  семейных  связей:  заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и  родителями;  наличие  богатых  возможностей  для  большого  количества  учащихся;  изучение  истории  села  через  семейные  архивы,  рассказы  родителей, бабушек и дедушек,  других родственников; изучение жизни края  в  семье через  беседы,  совместное  чтение краеведческой  литературы,  книг  местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в  деле  охраны  и  восстановления  природы;  села,  памятников  истории  и  культуры.  Совместное  решение  задач,  стоящих  перед  местными  жителями  (все  это  объективно  работает  на  укрепление  отношений  между  представителями разных поколений в семье). Формированию экологической  культуры,  способности  самостоятельно  оценивать  уровень  безопасности  окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей.  Стимулирование  стремления знать как можно  больше о  родном  крае,  интереса учащихся  к  краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы,  формированию  способности  и готовности  к использованию краеведческих  знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении  местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в  будущем.   Изучение  родного  края  необходимо  уже  на  начальной  ступени  образования,  так  как  именно  в  этом  возрасте  закладываются  основные  качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»     

 

              Пояснительная записка. 

В  муниципальном  образовательном  учреждении    а  школе  есть  замечательный  краеведческий  музей,  прошедший  паспортизацию  и  перепаспортизацию.  Проводя  экскурсии  для  младших  школьников  в  школьном  музее,  я  как  руководитель  школьного  музея,  вижу  неподдельный интерес ребят к истории своего села, своей малой родины.  В то же время отдельные экскурсии не дают полного представления детям  по истории родного села. А ведь именно в этом возрасте детей в большей  степени интересует история ближнего окружения. Конечно, на экскурсиях  в  школьный  и  сельский  музеи  дети  узнают  отдельные  страницы  из  истории  села,  из  жизни  односельчан.  Но  четкой  системы  знаний  по  местному  краеведению  при  этом  не  возникает.  Именно  поэтому  необходима программа для младших  школьников «Моя  малая  Родина».  Творческое  объединение  для  младших  школьников  необходимо  для  формирования преемственности патриотического воспитания младшего и  среднего  возраста,  для  заполнения  пробела  воспитательной  системы  школы растить патриотов в начальном звене.  Название  программы « Изучаем родной край»  поясняет  специфику  программы  по  сельскому  краеведению.  Данная  программа  может  быть использована в любой сельской школе при условии наполнения ее своим  содержанием.    

 

 ЦЕЛЬ:   Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы  с  жизнью  нашей  страны;  воспитать  детей  гражданами  своей  Родины,  знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей  родной земли, школы. 

 

Задачи: 

Образовательные: 

1.  Включение  учащихся  в  практическую  исследовательскую  деятельность. 

2.  Развитие мотивации  к сбору краеведческого материала. 

3.  Изучение истории и природы своего родного села. 

Воспитательные: 

1.  Формирование потребности в саморазвитии. 

2.  Формирование активной жизненной позиции. 

3.  Развитие культуры общения.  

4.  Воспитание любви к своей малой Родине;

 Развивающие: 

1. Развитие  деловых  качеств,  таких  как  самостоятельность,  ответственность, активность, аккуратность. 

2. Развитие вкуса к родному слову.     

 

Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы

(1 класс- 1 год, 2 класс-2 год, 3 класс-3 год, 4 класс-4 год).

 

В  первый  год  обучения  первоклассники  познают  свой  детский  мир  внутри своей семьи, изучают  семейный и детский фольклор: колыбельные  песни,  потешки,  прибаутки,  обереги,  сказки  которые  слышали  от  своих  родителей, бабушек и дедушек. Поскольку, ребята еще не умеют читать, в  основном это занятия по развитию речи. Ребята знают множество элементов  фольклора, знакомятся с фольклорными наработками своих одноклассников.  При подготовке к занятиям большую роль играют родители.   

Во  второй  год  ребята  изучают  историю  своей  семьи,  семейные  традиции,  семейные  реликвии.  Важно  начать  процесс  патриотического  воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше  они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не  пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим  близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи  всегда  готовы  прийти  на  помощь  малышам.  Происходит  укрепление  семейных  отношений,  укрепляется  связь  поколений,  бабушки  и  дедушки  чувствуют  свою  необходимость.  Растет  уровень  нравственности  в  семье.  Появляется  чувство  общей  гордости  за  членов  своего  рода.  Родители,  бабушки  и  дедушки – активные  участники  всех  итоговых  мероприятий,  помощники педагога.   

В  третий  год  обучения  ребята  учатся  собирать  материал  у  односельчан,  приобретают  первоначальные  навыки  по  ведению  полевых  тетрадей, пользуются мини

опросниками, заполняют паспорта информаторов.  Чувствуют  важность  своей  работы.  Начинают  по-другому  видеть  окружающий мир. Становятся внимательными и любознательными.    

Четвертый  год  обучения  по  программе « Изучаем родной край»  мы  посвящаем  изучению  истории  Стуловской  сельской  администрации.  Для  школьного музея есть задумка, чтобы старшеклассники построили макет с указателями всех ранее  существовавших  деревень.  Здесь возможна помощь малышей, которые через мини опросники узнают, что представляла собой наша деревня в прошлом.  Это  история  жизни  наших  предков.  В  каждой  деревне  существовали  свои  ремесла.  Все  это  нужно  собрать  и  сохранить  для  будущих  поколений  стуловчан.  Тем самым будет  возможность  изменять и   пополнять  экспозиции. Каждый кружковец находит свою «изюминку», то, чего  до него в экспозиции не было.   

Занятия  строятся  соответственно  возрастным  особенностям:  определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий,  организуется  коллективная  работа,  планируется  время  для  теории  и  практики.  Каждое  занятие  включает  в  себя  элементы  теории,  практику,  демонстрации.  Основу  теоретической  части  курса  составляют  материалы,  подробное изложение которых представлено в методической копилке.    Наиболее удачная форма организации труда – активная работа ребят,  индивидуальные  задания, организация  выставок и конкурсов, привлечение  родителей, бабушек и дедушек учащихся.     

 

Условия для реализации программы.     

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать  ряд условий:  1.  Проведение всех занятий вне класса: в школьном музее, в сельском  музее, в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в  природу. 

2.  В зале музея должны быть оборудованы рабочие места для учащихся и  педагога. 

3.  Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).  

4.  На рабочем столе учителя должны быть методические пособия,  дидактические материал        

 

Ожидаемые результаты.   

Дети, освоив  программу,  знают историю  своей  семьи,  своей  школы,  своего села, земляков, прославивших родную землю, ремесла своего родного  края,  населенные  пункты,  существовавшие  когда-либо  на  территории  сельской администрации.   

К концу 1 года обучения обучающиеся должны 

 Знать:             1.  Роль семьи в жизни человека. 

2.  Элементы семейного фольклора. 

Уметь             1.  Рассказывать о себе, о своей семье. 

2.  Рассказывать бабушкины сказки, потешки, считалки, петь колыбельные  песенки. 

К концу 2 года обучения обучающиеся должны 

Знать:  1.Историю своей семьи, 

2. Традиции своей семьи, 

3. Реликвии своей семьи, 

4. Роль семьи в истории села. 

Уметь:  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи, 

2. Делиться собранной информацией с друзьями, 

3. Обобщать собранный материал. 

 

К концу 3 года обучения обучающиеся должны  

Знать: 

1.  Историю своего села. 

2.  Вклад односельчан в историю страны.

Уметь: 1.  Вести полевые тетради, 

2.  Составлять паспорта информаторов, 

3.  Использовать миниопросники. 

4.  Найти свое село на карте-схеме Ветлужского района. 

К концу 4 года обучения обучающиеся должны  

Знать:  1.  Карту заброшенных деревень сельской администрации. 

2.       Ремесла родного края. 

Уметь:  1.  Провести миниэкскурсию по экспозициям крестьянского быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.  1 год обучения.  «Я и моя семья». 

№  п/п 

Наименование разделов   и тем. 

Общее  количество  учебных  часов 

В том числе 

 

 

 

теоретических 

практических

 

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Я и моя семья

10

1

9

3

Народный фольклор в  семейном воспитании

20

4

16

4

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

34

6

28

 

Содержание программы.  1 год обучения.

1. Вводное занятие.  Теоретическая  часть.  Семья  как  важнейшая  составляющая  часть  в  жизни  каждого человека.  Практическая часть. Ролевая  игра в «Дочки –матери». 

2. Я и моя семья.   Теоретическая часть. Организационное занятие для вхождения в тему. Роль   семьи в жизни ребенка.  Практическая часть. Моя мама. Мой папа. Моя бабушка. Мой дедушка. Мои  братья и сестры. Семья это 7 я. Занятия  по развитию речи. Использование  семейного фотоархива. Привлечение родителей. 

3.  Народный фольклор в семейном воспитании.   Теоретическая  часть.  Посещение  школьного  музея.  Знакомство  с  материалами детского фольклора: колыбельные песни, потешки, бабушкины  сказки, игры, считалки и т.д.  Практическая  часть.  На  примере  материалов  школьного  музея  собрать  семейный фольклор, записать с помощью родителей. Составление сборника,  пополнение раздела по литературному краеведению 

4.  Итоговое  занятие.  Праздник  с  участие  всех  участников  реализации  подпрограммы «Я и моя семья». Чаепитие. Концерт. 

 

    Методическое обеспечение программы.  1 год обучения. 

№   п/п 

Тема (раздел) 

Форма  занятий 

Приемы и  методы

Дидактический  материал

Форма  подведения  итогов

1

Вводное  занятие

Беседа ,  экскурсия

Объяснительно- иллюстративные,   ролевая игра

Карточки.

 

2

Я и моя семья

Круглый  стол 

Объяснительно- иллюстративные

Фотографии из  семейного  архива

 

3

Народный  фольклор в  семейном  воспитании

Беседа,  практикум,  викторина

Игровой метод Куклы

 Игровой  реквизит

Круглый  стол

4

Итоговое  занятие

Праздник.

Индивидуальные  выступления Чаепитие.

Фотовыставка   «Я и моя  семья». 

Сборник по  семейному  фольклору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.  2 год обучения.  «Семейное краеведение». 

№  п/п 

Наименование разделов   и тем. 

Общее  количество  учебных  часов 

В том числе 

 

 

 

теоретических 

практических

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Экскурсия в сельский  музей

2

-

2

3

Моя родословная

10

2

8

4

Семейные традиции

8

1

7

5

Семейные реликвии

8

1

7

6

Роль семьи в истории  страны

4

1

3

7

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого

36

6

30

 

Содержание программы.  2 год обучения.

1. Вводное занятие.  Теоретическая часть.  Ознакомление  с  историей  создания  школьного  музея.  Рассказ  и  демонстрация работ воспитанников кружка «Юный краевед».  Практическая часть.  Экскурсии по экспозициям школьного музея. 

2.Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея.  Теоретическая часть.  Ознакомление с историей создания музея.  Практическая часть.  Экскурсия в сельский музей с целью ознакомления с материалами музея. 

3.Моя  Родословная.

1. Первичное  знакомство c генеалогией,  планом  совместной  работы  школьников. 

2. Знакомство  с генеалогией, получение  представления  о  видах  родословий,  формах  отображения  генеалогической  информации.

3. Изучение  основных теоретических  положений генеалогии.  Получение  задания  на  сбор  сведений  о  прошлом  семьи.

4. Составление  генеалогических таблиц.

5. Проверка и корректировка правильности таблиц.  Выступление одного-двух учеников перед классом.

6. Отчет о проделанной  работе ( выступления  перед  классом).

7. Анализ  проделанной  работы,  обсуждение возникших проблем. Выделение общих моментов в родословных  различных  семей.

8. Hа  основе  собранных  фактов  из  жизненного  пути  различных  поколений  воссоздается  жизнь  страны,  выделяются  общеисторические  закономерности.

9. Подготовка  отчетов  о  проделанной  работе.  

4.  Семейные  традиции.  Беседа  о  народном  календаре,  как  особой  энциклопедии  народной  жизни.  Ознакомление  с  народными  обычаями  и  праздниками, элементы которых сохранились в деревне до сих пор. Праздники  Рождество  Христово,  Масленица. Традиции деревенских посиделок, святок. 

Практическая часть. 

  Подготовка  и  проведение  для  пожилых  людей  в  школе  праздника « Деревенские  посиделки».  Подготовка  и  выступление на школьной традиционной Рождественской  елке.  Святочные  гадания.  Колядование.  Подготовка  и  выступление  на  традиционном  празднике села «Масленица». 

5.Семейные  реликвии.  Объяснение  понятия « семейная  реликвия»,  индивидуальная  исследовательская  работа.  Выступление  перед  одноклассниками.  

6.  Роль  семьи  в  истории  деревни Стулово.  Изучение  истории  своей  семьи в истории развития села. 

7.  Выставка  детских  работ  по  темам « Моя  родословная», «Семейные  традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы 2 год обучения.

 

№   п/п 

Тема (раздел) 

Форма  занятий 

Приемы и  методы

Дидактический  материал

Форма  подведения  итогов

1

Вводное  занятие

Беседа ,  экскурсия

Объяснительно- иллюстративные,  демонстрационный

Творческие  работы  учащихся

 

2

Экскурсия в  сельский музей

 Экскурсия,  беседа

Объяснительно- иллюстративные

Материалы  сельского  музея

 

3

Моя  родословная

Беседа,  игра,  практикум

Объяснительно- иллюстративные,  демонстрационный,  репродуктивный эвристический,  практическая  работа,  самостоятельная  работа.

Методическая  разработка    «Моя  родословная»,  родословные ,  имеющиеся в  школьном  музее

Выставка  родословны х.  

4

Семейные  традиции

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

Разработки   «Деревенские  посиделки»,  «Рождество»,  «Масленица»,  «Святочные  гадания».

Конкурс   семейных  фотографий  Семейные  традиции»

5

Семейные  реликвии

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

Образец  исследовательской работы  «Семейные реликвии»

Круглый  стол

6

Роль семьи в  истории села

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

Работы учащихся в школьном музее по истории  колхоза, истории школы, истории села, материалы экспозиций школьного музея

Альбом «Гордость деревни стулово». 

7

Итоговое  занятие

Беседа,  практикум,  викторина

Объяснительно- иллюстративные,  метод контроля

Викторина

Результаты  викторины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.  3 год обучения.  «История села». 

№  п/п 

Наименование разделов   и тем. 

Общее  количество  учебных  часов 

В том числе 

 

 

 

теоретических 

практических

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Правила ведения полевых  тетрадей

2

1

1

3

Паспорт информатора

2

1

1

4

Опросники.

2

2

-

5

Встречи со старожилами  села в школьном музее

5

-

5

6

Операция «Поиск»

15

-

15

7

Оформление собранного  материала

6

-

6

8

Итоговое занятие

1

-

1

 

Итого

36

5

31

 

Содержание программы.  3 год обучения.

1    Теоретическая  часть.  Материалы  по  истории  села  в  школьном  музее.  Экскурсия по истории села. 

2. Полевые тетради.  Теоретическая часть. Знакомство с правилами ведения полевых тетрадей.   Практическая часть. Знакомство с полевыми тетрадями краеведов. 

3.Паспорт информатора.  Теоретическая часть.  Знакомство с правилами заполнения паспорта информатора.  Практическая часть.  Заполнение паспорта информатора на примере своих близких родственников. 

4. Опросники.  Теоретическая часть.  Знакомство с имеющимися опросниками.   Практическая часть.  Заполнение выбранного опросника с использованием своих знаний. 

5. Встречи со старожилами в школьном музее.  Практическая часть.  Приглашение гостей – учителей-пенсионеров, тружеников тыла,  выпускников школы- музейных работников. Беседа по имеющимся  материалам школьного музея. Оценка укомплектованности экспозиций музея  гостями. Подготовка к операции «Поиск». Заполнение паспорта  информатора. Работа с опросниками.  

6. Операция «Поиск».  Практическая часть.  Встреча с пожилыми людьми. Сбор материала, недостающего в экспозициях  школьного музея. Ведение полевых тетрадей. Заполнение опросников,  паспортов информатора. 

7. Оформление собранного материала.  Практическая часть. Обработка собранного материала. Оформление экспонатов.  

8. Итоговое занятие.  Подведение итогов работы кружка «Юный краевед» за год.  Проведение викторины. Награждение лучших. 

 

Методическое обеспечение программы 3 год обучения.

№   п/п 

Тема (раздел) 

Форма  занятий 

Приемы и  методы

Дидактический  материал

Форма  подведения  итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

 

 

2

Правила ведения  полевых тетрадей

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

Правила ведения  полевых тетрадей

 

3

Паспорт  информатора

Беседа 

Объяснительно- иллюстративные

Паспорт  информатора

Оформле ние  паспорта  информа тора  члена  семьи. 

4

Опросники

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

Опросники

Конкурс  на самый  интересн ый  материал

5

Встречи со  старожилами села в  школьном музее. 

5  Беседа,  сообщения  учащихся,  чаепитие

Объяснительно- иллюстративные,  репродуктивный,  эвристический,  практикум,  самостоятельная  работа.

Паспорт  информатора

 

6

Операция «Поиск»

Практикум.

Исследовате льская  работа

Эвристический.   Исследовательски й.

Опросники.  Конкурс  на самый  «древний »  материал

7

Оформление  собранного  материала

Практикум

Самостоятельная  работа

Метод  проекта

Творческие работы  учащихся Выставка  творческих работ  в музее

8

Итоговое занятие

Беседа викторина. 

Объяснительно- иллюстративные,  практическая  работа,  самостоятельная  работа.

  Контроль

Вопросы  викторины.  Результаты  викторины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.  4 год обучения.  «История сельской администрации». 

 

№  п/п 

Наименование разделов   и тем. 

Общее  количество  учебных  часов 

В том числе 

 

 

 

теоретических 

практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Карта  заброшенных  деревень  сельской  администрации

17

1

16

3

Ремесла родного края

10

2

8

4

Экспозиция «Крестьянский  быт» 

7

1

6

5

Итоговое занятие

1

1

 

 

Итого

36

5

31

 

Содержание программы.  4 год обучения.

1.Ознакомление с имеющимися материалами по истории Стуловской сельской  администрации. 

2. Изучение карты заброшенных деревень. Изучение имеющихся в школьном  музее материалов о заброшенных деревнях. 

3. Ремесла родного края. Изучение экспозиции «Крестьянский быт»  школьного музея, знакомство с ремеслами, отраженными в экспозициях:  катание валенок, ткачество, гончарство. Встречи с представителями ремесел  в их мастерских. 

4. Изучение экспозиции «Крестьянский быт». Поиск материалов о ремеслах  села. Изучение ремесла своих предков. 

5. Проведение викторины. Награждение лучших.

 

Методическое обеспечение программы 4 год обучения.

№   п/п 

Тема (раздел) 

Форма  занятий 

Приемы и  методы

Дидактический  материал

Форма  подведения  итогов

1

Вводное  занятие

Беседа

Объяснительно- иллюстративные

 

 

2

Карта  заброшенных  деревень  сельской  администрации

Беседа,  сообщения  учащихся,  экскурсия

Объяснительно- иллюстративные,  репродуктивный,  эвристический,  практическая  работа,  самостоятельная  работа

Материалы  экспозиций

Проведение  экскурсий

3

Ремесла  родного края

.    Беседа,  сообщения  учащихся,  презентация , экспедиция  в историю  ремесел  села

Объяснительно- иллюстративные ,  репродуктивный,  эвристический,  поисковый,  практическая  работа, метод  проектов

План научно- исследовательск ой работы

Творческие  работы  учащихся.  Защита  работы

4

Экспозиция  «Крестьянский  быт»

Экскурсии.

Научно- исследовате льская  работа. 

Объяснительно- иллюстративные  исследование

Методические  разработки  экскурсий.  Проведение  миниэкскур сий. Защита  работы.

5

Итоговое  занятие 

Беседа,  викторина

Объяснительно- иллюстративные,   самостоятельная  работа

Метод  контроля

Вопросы  викторины.  Результаты  викторины

 

Список необходимого оборудования. 

  1. Канцелярские принадлежности. (Карандаши, ручки, бумага, клей,  гуашь, папки-скоросшиватели, файлы).
  2.  Столы -8шт. 
  3. Стулья-16шт. 
  4. Шкаф для методических пособий.
  5. Клей ПВА. 
  6. Кисть -2шт. 
  7. Для маркировки предметов нужна белая ткань, тушь, лак. 
  8.  Компьютер. 
  9. Сканер. 
  10. Принтер. 
  11. Стеллажи.
  12.  Стенды. 
  13. Витрины. 

 

Список литературы .  

 1.  Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975. 28   

2.  В.И.  Даль  Сборник  пословиц  и  поговорок  в 2-х  томах,  М.,  «Художественная литература», 1984г. 

3.  В.И.  Даль  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка.,  М.,  «Русский язык», 1989г.  4.  В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г. 

5.  Ветлужская сторона, «Кострома», 1995г 

6.  В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г. 

7.  В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г. 

8.  В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа,-М,   1957. 

9.  В.Ф.Кудрявцев   Детские   игры  и   песенки  Нижегородской губернии.  Нижегородский сборник. Т. 4.— Нижний Новгород,1871. ,   

10. В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.  

11. Детские    подвижные    игры    народов    СССР.    Пособие    для  воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989. 

12. История  Нижегородского  края  в  словаре  Брокгаузена  и  Ефрона.,  Нижний Новгород, 1993г. 

13. М.  Литвинова  Русские  народные  подвижные  игры.  Пособие  для  воспитателей детского сада.— М, 1986.  

14. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская  литература», 1984г  15. Н.В.  Морохин  Нижегородский  топонимический  словарь,  Нижний  Новгород, К и М изд., 1997г 

16. О.С Газман  В школу с игрой, М., Просвещение, 1991. 

17. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993. 

18. Словарь  иностранных  слов,  М.,  Государственное  издательство  иностранных и национальных словарей, 1949г. 

19. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым, М.,1990.  

20. Тридцать  три  пирога.  Игры,  считалки,  скороговорки,//Собрал  и  обработал М. Булатов. М., 1962. 

 

21. Т., Кедрина .  Большая книга игр и развлечений. М., 1992г  22. Энциклопедический  словарь  юного  географа-краеведа,  М.,  «Педагогика», 1981г.  

Автор Плюснина Ирина Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 2281
Номер материала 2911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓