Главная / Классному руководителю / рабочая программа по краеведческому кружку "Отчий край"

рабочая программа по краеведческому кружку "Отчий край"










Рабочая программа по краеведческому кружку


Отчий край”

для 7 класса

(2 занятия в неделю, 70 часов за учебный год)



Составитель: учитель татарского языка и

литературы I квалификационной категории

Минсадыкова Рузиля Флюровна

Муниципального бюджетного общеобразовательногоучреждения

Средняя общеобразовательная школа № 20”

города Набережные Челны

Республики Татарстан

















Пояснительная записка


Программа кружка «Отчий край» представляет собой модель совместной деятельности педагога и учащихся. Она рассчитана на 1 год обучения, во время которого ведется работа по развитию познавательных и творческих способностей учащихся с учетом возрастных особенностей.

Программа связана с изучением истории, хозяйства, населения, культуры родного края. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между изучаемыми программными материалами по истории, географии, литературе, искусство и т.д..

Она дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы, воспитывает уважительное отношение к родному краю, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате исследовательской деятельности.

На изучение данного курса отведено 70 часов, 2 часа в неделю.



Особенности работы кружка:


  • широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;


  • активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересовать учащихся изучаемой областью;


  • использование нетрадиционных форм проведения занятий: дискуссии, семинары, деловые игры, викторины, экскурсии и др.;


  • работа с дополнительной литературой: историческими источниками, научной литературой, электронными учебниками, материалами печати и др.;


  • составление членами кружка своей родословной, написание истории своего рода, семьи;


  • изучение истории родного края;




Цели кружка:


        • углубление и расширение знаний учащихся по истории родного  города, края;

        • формирование сознательного отношения к истории своего края, развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания,

        • привлечение школьников к исследовательской деятельности по истории города;

        • демонстрация интеллектуальных, нравственно-эмоциональных возможностей учащихся;



Задачи кружка:


  • развивать умение работать с разнообразными источниками информации;

  • изучить имеющийся краеведческий материал;

  • применять информационно-коммуникативные технологии;

  • прививать навыки исследовательской деятельности;

  • учить школьников к комплексному применению знаний по разным предметам;

  • развивать познавательную и общественную активность, коммуникативных способностей учащихся;

  • способствовать развитию творческих способностей личности ребенка;

  • способствовать социальной адаптации учащихся в обществе;



Возраст, на который рассчитана программа


Школьники основной общеобразовательной школы, с 6 по 9 класс (12 – 16 лет).

Объём программы в часах и продолжительность курса


Программа рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, 70 часов за год.

Формы проведения занятий


  1. Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с ознакомлением с основными положениями.

  2. Практические занятия.

  3. Игровая форма (КВН, викторина)

  4. Экскурсия.

  5. Конференция.






Программа


Вступление.

1. Ознакомление с целями и задачами, с планом кружка, внесение корректив.

2. Выбор актива кружка, создание доброжелательной обстановки для деятельности каждого ребенка.

3. Выбор тем исследовательских работ для дальнейшей работы.


Теоретическая часть.

1. Основы исследовательской работы.

2. Личностный смысл изучения родного края.

3. Исторические особенности края.

4. Топонимия родного города.

5. Строительство КамАЗА.

6. Набережные Челны сегодня.

7. Люди, связанные с Набережным Челном.

8. Спорт в жизни города.

9. Орфография, пунктуация, стилистика.

Практическая часть.

1 Работа с материалами научно – практических конференций разного уровня.

2. Работа над текстами, документальными фильмами.

3. Упражнения по составлений библиографий, каталогов.

4. Защита творческих работ по истории города.

5. Экскурсия по памятникам города.

6. Деловой визит в редакцию местной газеты.

7. Конкурс родословного древо.

8. Участие на разных этапах городской игры “Отчий край” (викторина, игры).

9. Очное, заочное участие в конференциях разного уровня.

10. Накопление портфолио с разработанными исследовательскими работами, фотоматериалами, рисунками, грамотами, дипломами.

11. Создание “банка данных” с творческими работами членов кружка.

Тематическое планирование кружка на учебный год


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Дата проведения

Цели

планир.

фактич.

1

Основные направления кружка

1



Ознакомление с целями и задачами, планом работы кружка. Вызвать интерес к занятиям. Выбрать актива кружка.

2, 3

Основы исследовательской работы

2



Дать понятие об исследовательской деятельности, ознакомить требованиями, этапами ее выполнения.

4

Практическая работа. “Практика – половина знаний”

1



Прверить уровень усвоения теоретического материала. Ознакомить материалами научно – практических конференций разного уровня.

5

Тема исследовательской работы

1



Научить выделить темы текстов различного содержания, находить актуальные темы исследовательских работ.

6

Практическая работа “Составление плана.”

1



Научить составить простой и сложный план по теме. Развить практическую грамотность учащихся. Проверить уровень усвоения теоретического материала.

7

В школьном музее имени Е.В. Черепова

1



Дать понятие об экспонатах музея, знакомство с рядом  терминов и понятий: окружающий мир, время, культура, вещь музейного  значения, подлинник, копия, реставрация.

8

Практическая работа “Характеристика музейных экспонатов.”

1



Научить составлять характеристику наглядного экспоната. Проверить уровень усвоения материала.,

9

Работа с каталогами

1



Дать понятие о каталогах. Научить пользоваться каталогами.

10

Электронные каталоги

1



Ознакомить фондом школьной библиотеки, совершенствовать навыки использования литературой.

11, 12

Практическая работа “В гостях у ЦГБ имени М. Джалиля”

2



Ознакомить деятельностью городской библиотеки. Научить пользоваться простыми и электронными каталогами.

13, 14

Первое поселение на месте города Набережных Челнов

2



Обогатить современное понятие «город» историко-культурным содержанием. Познакомить учащихся с происхождением названия города Набережные Челны


15

Рождение города. Экскурсия.

1



Наша Родина (дом, город ,родной край, страна). Познакомить учащихся с краеведческим музеем города Набережные Челны. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе и гимне города.

16

Набережные Челны в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия

1



Посещение музея истории города. Исследовательская работа  «Знакомьтесь - музей!» «Рассказ о музейных профессиях».


17,18

Строительство КамАЗА.


2



Познакомить учащихся со строительством автомобильного завода у реки Кама


19, 20

Набережные Челны — крупный промышленный центр на Каме.

2



Познакомить учащихся с промышленными комплексами города Набережные Челны


21

Население города

1



Познакомить учащихся с динамикой роста населения города Набережные Челны.


22

Национальный состав города

1



Научить составлять диаграмму по национальному составу города.

23, 24

Древнейших времен и до современности (участие в городской викторине)

2



Проверить уровень усвоения материала.

25

Родословная


1



Дать понятие о родословной человека, о поколении предков, о родословном древо.


26

Исследовательская работа «Моя родословная».


1



Дать основу для создания родословного древа. Вызвать у детей чувства гордости по своим именам;

27

Традиции города





1





Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями челнинцев, праздниками и обычаями.


28


Практическая работа. “День города”

1



Исследовательская работа «Традиция празднования Дня города»,

29, 30

Улицы города

2



Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы.. Исследовательские работы по теме «Имя моей улицы»,  Проектная работа «Создание книжки-раскладушки «Улицы родного района»

31, 32

Город, который люблю


2



Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.
Показать важность охраны природной среды, необходимость сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Познакомить с произведениями искусства о городе; попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить книги о родном городе. «Люблю тебя, мой город», стихи детей о своём  городе.

33, 34

Спорт в жизни города

2




35, 36

Спортивные команды и клубы

2



Познакомить спортивными командами и клубами города.

37

Футбольный клуб “Камаз”

1



Познакомить с футбольным клубом “Камаз”

38

Шахматно-шашечный клуб

1



Познакомить с шахматно-шашечным клубом “Камаз”

39, 40

Крупные спортивные соревнования

2



Познакомить крупными спортивными соревнованиями (чемпионаты, матчы, турниры), которые проходили в городе.

41, 42

КамАЗ - Мастер — российская команда по ралли, связанная с автозаводом КАМАЗ.

2



Познакомить многократными победителями ралли “Дакар”, экипажами “КамАЗ-Мастер”

43, 44

Спортсмены города

2



Познакомить спортсменами города, участниками созтязаний разного уровня.

45, 46

Участие научно-исследовательском конкурсе “Спорт в истории города”

2



Дать возможность учащимся попробовать свои силы, научить правильно воспринимать победы и поражения

47

Культура, достопримечательности города

1



Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях города

48

Челнинцы в искусстве

1



Познакомить с именами деятелей культуры, исследовать их жизнь и творческий вклад  в историю и культуру страны. Посещение  картинных галерей, школ искусств, памятных мест, знакомство со всеми театрами города.

49

«Путешествие в мир театра»

1



Посещение театра (по афишам театра “Мастеровые”

50

«Путешествие в мир театра»

1



Посещение театра (по афишам театра “Мастеровые”

51, 52

Спортивные достижения города Набережные Челны ( городская игра)

2



Дать возможность учащимся попробовать свои силы, научить правильно воспринимать победы и поражения

53

СМИ в Набережных Челнах. Газеты и журналы.

1



Дать понятие о СМИ. Познакомить средствами массовой информации в городе набережные Челны

54


СМИ в Набережных Челнах. Телевидение и радио.

1



Познакомить средствами массовой информации в городе набережные Челны

55, 56

Деловой визит в редакциию местной газеты.

2



Познакомить деятельностью газеты “Шахри Чаллы”

57,

58

Люди, связанные Набережными Челнами

2



Познакомить с именами знаменитых земляков,  с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков, за своих бабушек и дедушек, родителей,  исследование  их вклада в историю города. Исследовательские работы: «Судьба моей семьи в истории», «Мои бабушки и дедушки в истории города», «Предприятия, на которых работают наши родители.»


59, 60

Памятники города Набережные Челны.

Связь поколений и времён в истории родного города.

2



Познакомить с памятниками города Набережные Челны.

61, 62

Заключительный тур городской программы “Отчий край”

2



Дать возможность учащимся попробовать свои силы, научить правильно воспринимать победы и поражения

63

Никто не забыт, ничто не забыто.

1



Возложение цветов у Вечного огня

64

Портфолио “делового человека”

1



Вызвать интерес к практическому направлению кружка, ознакомить условиями накопления портфолио.

65, 66

Практическая работа “Личное портфолио”

2



Закрепить навыки обобщения, систематизации.

67, 68

Практическая работа. Создание “банка данных”

2



Закрепить навыки обобщения, систематизации. Развитие грамотности, фантазии и творческого мышления учащихся.

69, 70

Подведение итогов. Ролевая игра. (занятия на природе)

2



Ознакомление играми народов Поволжья. Планирование летнего отдыха













Условия реализации программы


Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Для проведения занятий имеется хорошо оформленный класс-кабинет с богатой лабораторией.

Ожидаемые результаты

  • Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности, на уроках;

  • Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность;

  • Проведение наблюдений и фиксирование их;

  • Участие в различных исследовательских проектах;

  • Творческие работы членов кружка;

Использованная литература


1. Алешков Н.П. На стыке тысячелетий. Том 1, 2. – Наб. Челны – Казань, 2000-2002.

2. Атлас Республики Татарстан.

3. Батенчук Е.Н. Все остается людям. Мемуары. 2003.

5. Дубровский А.Г. История Челнов на стыке веков// Интерклуб. – 2006. №9

6. Дубровский А.Г. Наш край: Нижнее прикамье.- Казань- 2007.

7. Дубровский А.Г. Микротопонимика г. Наб. Челны. Наб. Челны, 2003.

8.История города Набережные челны. Т.1 / Коллектив авторов: В.Ф. Лапочкин и др.- Наб. Челны, 1988

9. Казаков Б.В. Улицы нашего города. Библиотека школьника. – Наб. Челны, 1994.

10. Лапочкин В.Ф., Почелина. Челнинские страницы.- Казань, 1969.

11. Методическое пособие по оформлению научно-методических работ, тезисов учащихся. / Составитель И.Г.Газизов. – Набережные Челны, 2005.

12. Отчий край. Подшивка казет. – Наб. Челны, 1990, 1991.

13. Памятники истории г. Набережные челны. Школьное краеведение. Сборник статей. – Наб. Челны, 1998.

14. Путеводитель по школьным музеям города Набережные Челны Республики Татарстан. / Составитель С.И. Пипникова, С.В. Храмцова. – Наб. Челны, 2002.

15. Хафизов Р.К. Чаллы Яр сегодня. – Наб. Челны, 2001.








рабочая программа по краеведческому кружку "Отчий край"
  • Классному руководителю
Описание:

Программа кружка «Отчий край» представляет собой модель совместной деятельности педагога и учащихся. Она рассчитана на 1 год обучения, во время которого ведется работа по развитию познавательных и творческих способностей учащихся с учетом возрастных особенностей.

Программа связана с изучением истории, хозяйства, населения, культуры родного края. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между изучаемыми программными материалами по истории, географии, литературе, искусство и т.д..

Она дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы, воспитывает уважительное отношение к родному краю, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате исследовательской деятельности.

На изучение данного курса отведено 70 часов, 2 часа в неделю.

Автор Минсадыкова Рузиля Флюровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 42194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓