Главная / Начальные классы / рабочая программа по казачеству "Родники души моей"

рабочая программа по казачеству "Родники души моей"

40














































Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………...…………3

1.1. Введение……………………………………………………………… 3-4

1.2. Цели и задачи программы…….……………………….………………….5

1.3. Условия реализации деятельности программы……………………...…..6

1.4. Методики и технологии обучения и воспитания…………………...…...7

1.5. Формы проверки качества знаний……………………………..................8

2. Учебно-тематическое планирование и содержание…………………...……..9

2.1. Учебно-тематический план………………………………………….……9

2.2. Содержание программы………………………………………………10-11

3. Ожидаемые результаты обучения………………………………………...12-13

4 Заключение ……………. ………..................................................................14-15

5. Список использованной литературы и интернет – источников………...16-17

Приложения …………………………………………………………………..18-39






























Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.

В. Г. Белинский


1. Пояснительная записка

1.1 Введение

«…Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей – это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России…» (Из послания Президента Федеральному собранию).

В настоящее время особенно остро стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Серьезную тревогу испытываем мы за подрастающее поколение. У многих из нас на устах множество тревожных вопросов: Как воспитать из сегодняшних детей, для которых идеалом стала зарубежная культура, которые все свое свободное время используют для развлечения в средствах массовой информации, людей с высоконравственными, духовными ценностями и идеалами? Как помочь им вернуться к родным истокам? Решать эти вопросы необходимо немедленно, ведь если мы не сделаем это в ближайшее время, то уже в скором будущем будет утерян русский народ со всей его сущностью.

На мой взгляд, воспитать духовно-нравственного человека можно только тогда, когда мы вернемся к основам русской православной культуры. Только православие с его незыблемыми ценностями и традициями поможет нам спасти то поколение, которое мы так быстро теряем в сегодняшнем изменчивом мире. Необходимо обратиться к опыту православной педагогике, проанализировать его и взять оттуда все самое лучшее и внедрить в светскую школу.

Духовные искания человека, в свою очередь, фиксируются в продуктах его художественно - эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества. История свидетельствует, что эстетическое воспитание несёт в себе огромный духовный заряд, красоту и  нравственный идеал. Через приобщение учащихся к православной и народной культуре посредством художественно - эстетического воспитания происходит возрождение утраченных духовно- нравственных ценностей.

Духовно - нравственное воспитание через декоративно - прикладное творчество осуществляется в нашей школе как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры обучающихся через участие в творческих конкурсах и выставках декоративно - прикладного творчества, проведения обучающих занятий  православной направленности. Каждая работа ребенка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно- нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет не только на эстетическое развитие ребенка, но и на все стороны и формы взаимоотношений  человека с миром. Это доказывает значимость и актуальность данного пособия.
























1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: приобщение обучающихся к истории православной и народной культуры посредством изучения традиционных видов декоративно-прикладного искусства.

  • Задачи: Формирование у подрастающего поколения интереса к истокам традиционной православной культуры.

  • Воспитание чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Обучение традиционным видам рукоделия.



































1.3 Условия реализации деятельности по программе

Программа дополнительного учебного курса «Родник души моей» рассчитана на 1 год обучения – 68 часов. В данной программе участвуют дети от 7до 11лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Состав группы постоянный. Дети приходят на занятия согласно расписанию; обучение организуется на добровольных началах.

Наполняемость группы - 15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Основной формой работы является учебное занятие в классе. В отличие от школьного урока, занятие по программе дополнительного курса менее регламентированное, более гибкое, свободное по чередованию формы работы, имеет другую систему результатов деятельности обучающихся.

Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, т.к. каждый обучающийся имеет свой, отличный от других темп обучения, который зависит от различных факторов.






























1.4 Методики и технологии обучения и воспитания

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

  • природосообразности (учитывается возраст обучающихся, а так же уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

  • культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности):

  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • сотрудничества и ответственности;

  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

  • собеседование,

  • консультация,

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,

  • самостоятельное изготовление конкретного изделия,

  • учебная игра.


















1.5 Формы проверки качества знаний

Контроль может осуществляться в следующих формах:

  • собеседование

  • анализ выполненной работы

  • участие в конкурсах, выставках











































2 Учебно-тематическое планирование и содержание

2.1. Учебно - тематический план


Название раздела, темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

Введение

1

1


Тема 1: «Бог дает таланты, каждому свои».

1

1


Раздел II «Красота и радость православного мира»

22

7

15

Тема 2: «Устройство храма»

2

2


Тема 3: «Православные иконы»

2

2


Тема 4: «Православные праздники»

2

2


Тема 5: «Чудо - картины»

16

1

15

Раздел III «Святая Русская земля»

5

24


Тема 6: «Виртуальные путешествия по святым местам (Свято – Троицкая Сергиевска лавра)»

2

2


Тема 7: «Виртуальные путешествия по святым местам (Дивеевский монастырь)»

2

2


Тема8: «Вышивка икон бисером».

1

1

20

Раздел IV «Православные традиции»




Тема 9: «Пасхальные радости».

1

1


Тема10: «Волшебные завитки. Квиллинг»

1

1

10

Раздел V «Край родной – земля Кубанская»




Тема 11: «По Кубанскому краю. Свято-Богоявленский храм. Станица Калининская»

1

1


Тема 12: «По Кубанскому краю. Свято-Троицкий храм. Станица Старовеличковская»

1

1


Тема13: «Декупаж»

1

1

3

Итоговое занятие.Выставка авторских работ по курсу «Родник моей души».

1


1

2.2. Содержание программы


Введение

Тема 1: «Бог дает таланты, каждому свои».

Понятие о таланте, талантливом человеке, даре, дарителе. Алексей Фадеев «Бог дает таланты, каждому свои». Притча о таланах. Главный талант от Бога – любовь.


Раздел II «Красота и радость православного мира»

Тема 2: «Устройство храма»

Устройство и назначение храма. Правила поведение для мальчиков и девочек в

храме. Жанна Бичевская «Белый храм» (песня). Диана Репина "Наш храм" (стихотворение).


Тема 3: «Православные иконы»

Лариса Кошмина «Небесные друзья» (песня). Появление первой иконы. Первые иконы Божией Матери. Сиволы и значения икон. Правила иконописи.


Тема 4: «Православные праздники»

Ф. Пестрякова «В храме». Неподвижные и переходящие православные праздники. Рождество христово. Пасха. Рождество Пресвятой Богородицы.


Тема 5: «Чудо - картины»

Понятие нетканый гобелен. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Практическая работа.


Раздел III «Святая Русская земля»

Тема 6: «Виртуальные путешествия по святым местам (Свято – Троицкая Сергиева Лавра)»

История возникновения Свято-Тро́ицкой Се́ргиевой Ла́вры.


Тема 7: «Виртуальные путешествия по святым местам (Дивеевский монастырь)»

История возникновения Дивеевского монастыря.



Тема8: «Вышивка икон бисером»

История вышивки икон бисером. Отличие светской вышивки от церковной. Как правильно вышивать иконы бисером.



Раздел IV «Православные традиции»

Тема 9: «Пасхальные радости»

Павел Потехин «Все лица радостью сияют…». Традиции и обычаи Пасхи. Роспись яиц: крашенки, драпанки, крапанки, писанки.


Тема10: «Волшебные завитки. Квиллинг»

История квиллинга. Инструменты, материалы необходимые для работы. Практическая работа.


Раздел V «Край родной – земля Кубанская »

Тема 11: «По Кубанскому краю. Свято-Богоявленский храм. Станица Калининская»

Знакомство с историей возникновения Свято-Богоявленского храма в станице Калининская»


Тема 12: «По Кубанскому краю. Свято-Троицкий храм. Станица Старовеличковская»

Знакомство с историей возникновения Свято-Троицкого храма в станице Старовеличковская»


Тема13: «Декупаж»

Знакомство с техникой декупаж. Практическая работа.

Итоговое занятие. Выставка авторских работ по программе «Родник моей души».

Подведение итогов работы. Выставка детских работ.

























3 . Ожидаемы результаты обучения

В результате первого года обучения учащийся должен:

Знать:

  • Истоки и традиции православия;

  • Нормы и правила поведения в соответствии с требованиями православной этики;

  • Основы цветоведения;

  • Способы нанесения рисунка на картон, способы перевода рисунка (эскиза);

  • Способы увеличение и уменьшение рисунка;

  • Основные технологические приёмы изготовления нетканого гобелена, квиллинга, декупажа, вышивки бисером;

  • Историю нетканного гобелена, вышивки православных икон, кавиллинга, декупажа;

  • Требование техники безопасности при работе с ножницами, иглами, крючком, красящими веществами и правил личной гигиены при работе с нитками.

Уметь:

  • Делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;

  • Подбирать и сочетать цвета в изделии;

  • Находить дизайнерское решение;

  • Оформлять законченное изделие или образец;

  • Выполнять все стадии изготовления изделия;

  • Выполнять работу качественно и в срок;

  • Находить информацию из разных источников;

  • Работать в группах и индивидуально;

  • Выполнять самостоятельно задания, упражнения;

  • Соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии.

  • использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для повышения личной общей культуры, самостоятельного художественного творчества.

Владеть:

  • Инструментами и принадлежностями.

  • Разными техниками декоративно - прикладного искусства.

  • Специальной терминологией.


Критерии результативности

-Соблюдение правил ТБ, отсутствие травм во время работы

-правильность выполнения трудовых приемов

-качество выполнения заданий

-применение полученных знаний и умений при изготовлении изделий

-аккуратность работы

-оформление и отделка готовых работ

-высокий художественный уровень изделий

-самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.











































5.Заключение


Я, как учитель класса казачьей направленности, веду работу кружка «Родники души моей». Результаты анкетирования родителей показали, что ознакомление школьников с православной культурой необходимо и востребовано.

В кружке «Родники души моей» дети получают элементарные базовые знания о православной культуре на основе художественных впечатлений, учатся разбираться в ее разных формах и видах, различных выразительных средствах, учатся создавать своими руками красоту божьего мира.

При знакомстве с новой темой дети получают яркое эстетическое впечатление от изображения икон, картин русских и зарубежных художников, колокольного звона, хоровой церковной музыки, классической музыки, стихов русских поэтов и современных детских песен.

Содержание кружка имеет в своей основе традиционные отечественные культурные ценности – духовность, нравственность, истина, добро, красота. Они раскрываются через такие познавательные области, как наука, искусство, политика, история, музыка, литература, технология.

Для подготовки к занятиям используется следующая методическая литература:

  1. Учебник «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста, составитель О.К.Харитонова, под редакцией прот. Виктора Дорофеева, М. 2002г.

  2. Методическое пособие «Православная культура», автор Шевченко Л.Л. 1 год обучения, М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004г.

  3. Шевченко Л.Л. «Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

  4. Музыкальное пособие «Звуковая палитра».

  5. Священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского, М. 2005г.

  6. Рабочая тетрадь-раскраска «Здравствуй мир».

  7. «Азбука в стихах для маленьких христиан» свящ. Анатолия Стальбовского, М., 2004г.

  8. Аудио и видео кассеты.

Художественно-речевое воспитание в кружке «Родники души моей» направлено на развитие любви и интереса к литературе православной тематики. Возникающий у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений в нравственном, эстетическом и духовном плане.

На занятиях в кружке дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы и русского фольклора. Поучительные рассказы по различным жизненным ситуациям, таких авторов, как Ч. Диккенс, Ц. Ветекам, О. Лихачева, А. Добровольская развивают способность сопереживать другим, нравственное чувство. Колядки, кукольные спектакли по русским народным сказкам, былины, постановки к Рождеству и Пасхе раскрывают мудрость, духовное богатство русского фольклора. Разучивание стихотворений А.Майкова, И.Бунина, А.Державина, А.Фета, Жуковского, И.Козлова, В.Смирнова, свящ. Шамонина, И.Гриневской, Н.Хвостова к выступлениям перед детьми школы на православных праздниках обогащают кругозор детей. Музыка сопровождает каждое занятие кружка. Ее использование многогранно: музыка выступает как усиливающий фактор эмоционального воздействия художественного слова – произведения русской классической музыки П.Чайковского, М. Мусоргского, С.Рахманинова, Р-Корсакова, М.Глинки, Г. Свиридова; музыка обогащает впечатления детей, знакомит с церковными песнопениями Н. Озерова, Д.Бортнянского, П.Чеснокова, Ф. Иванова, А.Львова, с разнообразием колокольных звонов, с песнями православной тематики для детей в исполнении Елены и Александра Михайловых; музыка развивает исполнительские навыки детей в области пения: песни Ю.Пастернака на слова Языковой, песни Г.Вихаревой на слова Блока, песни композиторов-нижегородцев в аранжировке Вас. Никитина.

Музыка звучит как фон во время рисования, аппликации, конструирования, оригами.

Занимаясь изобразительной деятельностью в кружке «Родники души моей», дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание рассказов о необыкновенных событиях в истории человечества. Помогают в этом рабочие тетради-раскраски «Здравствуй, мир». Проводятся выставки рисунков кружковцев для родителей: «Мой Ангел-хранитель», где по цветному изображению рисунка родители могут понять внутреннее состояние их ребенка, его отношение к себе, к окружающим. На выставке работ по теме «Древо познания добра и зла» дети показывают навык аккуратного раскрашивания сложного по композиции рисунка. Вырезание из бумаги различных силуэтов животных на занятии «Ноев ковчег», наклеивание их на цветной фон большого корабля развивает координацию движений рук, самоконтроль, воспитывает любовь к окружающему миру, дети приобщаются к художественному творчеству.

Занятия кружка проводятся в интересной, доступной для детей форме; широко используются игровые ситуации, продуктивная деятельность детей; учитываются индивидуальные особенности школьников.

4 .Список использованной литературы и интернет – источников

[1] http://www.nne.ru Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков.

[2] http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23159/

[3] По Л.А. Успенскому. Богословие иконы Православной Церкви.

[4] http://www.divinum.ru Статьи об иконах > Символика иконы

[5] http://gremicha.narod.ru/

[6] http://www.church-fete.ru/

[7] http://rebus1.com

[8] http://www.podmoskove.ru

[9] http://rebus1.com

[10] http://www.hram-ks.ru/diveevo.shtml

[11] http://www.trozo.ru

[12] http://www.history-illustrated.ru Людмила Горина "Весенняя забава. Катание яиц на Пасху"

[13] Автор : Н. Оскорбина

[14] http://masterclassy.ru

[15] http://pravznak.msk.ru

[16] http://rebus1.com

[17] http://gundorovskaya.ru/ Екатерина Блудилина, «Донецкий рабочий» №№ 97-99, 25 августа 2011 г.

[18] http://www.zarst.ru

[19] http://rebus1.com

[20] http://hram-stanitsa.cerkov.ru/

[21] Газета «Каменчане» №43 (110) 27 октября 2011 г.


Библиография

1. Арутюнов, Г. Храм рукотворный // Народное творчество. – 2004. – № 4.

2.Беляев Т.“ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;

3. Гусева А.Г. «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.

4. Иваницкая, З. Традиции народные. Писанки // Наука и жизнь. – 2002. – № 4.

Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

5. Маерова К.,.Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.

6. Маерова К., Дубинская К.“Русское народное прикладное искусство”

7. Немов Р.С.“ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.

8. Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.

9. Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.

10.«Правила поведения в храме». – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «Даръ», 2006 г.


















































ПРИЛОЖЕНИЯ


























Урок №1

«Бог дает таланты, каждому свои»

Цели и задачи урока: 1. Дать понятие о «таланте».

2. Обсудить важные для становления православного мировоззрения цель и смысл рассказанной Иисусом Христом притчи «О талантах». Главная мысль: талант – дар Божий.

Задачи урока (для учеников): 1. Выяснить каждый ли человек обладает талантом.

2. Узнать, как распознать в себе талант, и каким он бывает.

3. Попытаться дать ответ на вопрос: «Для чего нужен талант человеку».

4. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Ход урока

  1. Предкоммуникация

а) слово учителя

Бог дает таланты, каждому свои,
У кого-то больше ласки и любви.

Кто поет, кто пишет, что не говори…
Все от Бога, слышишь? По Его любви!

Бог дает таланты, ты уж их храни,
У других таланты есть, но, все ж, свои.

Больше ты талантлив? Не гордись собой!
Опустись на землю, друг мой, дорогой.

И за гордость эту, Бог воздаст вполне,
Отберет таланты, не найдешь в себе…

«Кто ты? Что умеешь?» — возгласит Господь!
И в кого ты веришь? Где твоя любовь?

Алексей Фадеев

- Как вы думаете, какова главная идея стихотворения Алексея Фадеева? (Не одаренным Господь не оставляет ни одного человека. Каждый человек талантлив по-своему).

  1. Коммуникация

а) сообщение учителя

- В известной притче талант — это денежная единица, которая использовалась во время земной жизни Господа Иисуса Христа. В переносном значении талант — это одаренность чем-либо от "природы", т.е. от Бога, способность к какой-то деятельности, духовной или профессиональной, в которой талант должен быть  приумножен.

Притча о талантах.

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

- Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.

После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: “господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них”.

Господин сказал ему: “хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”.

Подошел также и получивший два таланта, и сказал: “Господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них”.

Господин сказал ему: “хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”.

Подошел и получивший один талант, и сказал: “Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое”.

Господин же сказал ему в ответ: “лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов”.

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: “кто имеет уши слышать, да слышит!”

б) беседа

- Чем в нашей реальной жизни являются таланты из притчи?
- В современном значении слово «талант» обычно обозначает какие-то ярко выраженные способности человека, как то музыкальные, художественные, математические и пр. По отношению к талантливому человеку мы нередко слышим «одарённый» - значит, наделенный каким-то даром. А что такое дар?

- Дар – это нечто, полученное нами извне, без какой-нибудь нашей заслуги

(иначе это будет награда), без платы ( иначе это будет покупка). Как подарок на день рождения. Итак, талант – это что-то очень важное, дорогое, что мы получили в дар. Но если есть дар, значит, есть и Даритель, перед которым мы ответственны за надлежащее употребление дара.

- Как вы думаете, ребята, кто этот Даритель?

- Конечно, Господь Бог, Податель всех благ.

- А какие дары мы получаем от Господа?

- От Господа мы получаем всё – жизнь нашу, здоровье, силы, все способности, в том числе и таланты.

А когда человек реализует свой талант, что называется, «ради искусства»? И можно ли одновременно служить Богу и искусству?

- Эти вопросы, так или иначе, встают перед любым человеком, связанным с творчеством. Ведь в христианском мировоззрении считается грехом пренебрежение талантом. А максимальная самореализация талантливого человека в избранном им виде деятельности – добродетелью. Значит, совершенствовать свой талант можно, нужно и угодно Богу. Но, представьте себе, что гениальный пианист обладает чудовищной гордостью; знаменитая балерина, сойдя со сцены, издевается над своими помощниками; великий артист сдаёт в дом для престарелых свою мать, а прославленный художник необычайно жаден. Так неужели их талант тоже можно считать добродетелью в христианском смысле этого слова? Неужели они достойны похвалы, подобно слугам, преумножившим серебро своего господина?

- Очевидно, что нет. Ведь на Страшном суде Господь не спросит у человека сколько он написал картин, какого совершенства он достиг в игре на скрипке, за сколько секунд он пробегал стометровку, какими открытиями он обогатил науку. Каждому из нас придётся дать отчёт в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли ты жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному. В христианстве любой талант сам по себе ещё не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он - всего лишь та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении. Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить. То есть дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта.

- Почему, по вашему мнению, Господь не дает людям равное количество талантов? (Потому что у Бога даже двух капель воды одинаковых нет, не говоря уже о людях. Все люди разные. Если всем дать равное количество сил, человек уже не будет образом и подобием Божиим. Бог неповторим, и человек индивидуален и неповторим).

III. Посткоммуникация

а) беседа

Учитель: Как разглядеть свой талант и не закопать его в землю?

Не случайно в Евангелии сказано, что талант даётся … каждому по силе. Любой человек обладает множеством пускай небольших, но самых настоящий талантов. Все наши способности, как и сама наша жизнь, являются в этом смысле - Даром Божьим, которым мы вольны распоряжаться

по своему усмотрению. Самое главное – надо научится не проходить мимо чужой беды и страдания. Для этого совсем не обязательно быть великим человекам, достаточно просто попытаться выйти за пределы своего эгоизма и сделать для другого человека хотя бы то, на что ты вполне способен. И совсем не важно, будет ли это старик, которому ты уступил место в метро, неизвестный больной, которому перельют сданную тобою кровь, или твоя собственная мама, которой ты помог вымыть посуду и убраться в доме. Важно, что евангельские умножаются одним только способом: так как вы сделали это одному из братьев сих Моим меньших, то сделали Мне. Без этой деятельности любви к ближнему даже самые выдающиеся наши таланты так и останутся перед Богом жалкой кучкой дареного серебра, зарытого нами в землю без всякой прибыли.

- Какой главный талант нам даёт Бог?

Самое главное, что должно осуществиться в человеке на его пути к Богу – это любовь, которая покрывает собою всё. У человека может быть масса дарований, но все они ничего не стоят, если его сердце лишено любви.




б) Игра «Помоги ближнему»

Учитель: Предлагаю вам немного поиграть: я говорю вам ситуацию, а вы должны сказать, чем бы вы смогли помочь ближнему в этой ситуации (преподаватель сам придумывает ситуации).

У вас новая соседка, которая будет учиться в вашей школе. Она очень робкая, даже стесняется спросить, где находится ее новая школа. Чем бы вы могли ей помочь?

На пятом этаже живет одинокая старушка. Ее единственные очки сломались, а без них она ничего не видит и боится выходить на улицу. Чем бы вы могли ей помочь?

Каждый из нас нуждается в помощи. Все вы знаете друг друга уже давно. А много ли вы знаете друг о друге? Может быть сейчас, ваш сосед по парте как никогда нуждается в вашей помощи, в добром совете. Ведь как огонек дарит нам свое тепло, так и доброе слово способно согреть душу человека. Возьмите свои свечи. И теперь, на первой парте первый человек в каждом ряду зажигает ее. Он говорит свое доброе пожелание, дает добрый совет своему соседу и зажигает его свечу. Тот говорит свое доброе пожелание, дает добрый совет своему соседу на второй парте и зажигает его свечу. И так далее.

Многие из этих добрых дел и советов кажутся незначительными, но посмотрите на это море огоньков… в течение жизни их может набраться много, целый духовный клад. Добрые дела – все равно, что регулярное откладывание малых сумм на сберегательный счет. На небе они составят сокровище, о котором говорил Христос, что его ни моль не ест, ни воры не подкапывают и не украдут.

в) рефлексия

Продолжите фразу: «Новым для меня было…»

Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Таланты каждому даны».

BD21315_









Урок № 7

« Виртуальные путешествия по святым местам»

(Дивеевский монастырь

Цель и задачи урока: 1. Углублять знания детей о монастырях, храмах, соборах, церквях своей страны приобщать к истокам духовной культуры

2. Развивать поисковую деятельность, закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности,

3. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому.

Задача (для учеников): 1. Познакомиться с православным храмом, с Четвертым, последним Уделом Божией Матери на земле

Ход урока

    1. Предкоммуникация.

а) групповая работа

Учитель: Мы с вами продолжаем путешествовать по святым местам России. Для того чтобы перенестись в следующее место вы должны разгадать ребус [9].

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

Ответ детей: Дивеево.

-Молодцы, вы очень быстро выполнили задание, и мы с вами попали в село Дивеево Нижегородской области.

Дивное Дивеево

Есть место такое в России,

Где Пасху средь лета поют.

И мир, о котором просили,

Росою туманы прольют.

Где небо так кажется близко,

И нет невозможного там,

А солнце спускается низко

И песню играет цветам.

Где ширью красивы просторы,

И чистые бьют родники.

Замолкнут ненужные споры,

И станут дороги легки.

Удел Богородицы дивный -

Дивеево с тайной простой.

Свет тихий, святой, неотмирный...

И луч на росе золотой...

Татьяна Радынова

    1. Коммуникация

а) слово учителя

Уде́л Богоро́дицы — в православном предании «жребий» Божией Матери на земле — святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. Известны четыре удела Богородицы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерский монастырь и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Дивное Дивеево. Четвертый, последний Удел Божией Матери на земле... Удивительное место, с которым связано столько обетований и пророчеств.

В 44-м году по Рождестве Христове святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Пречистой Богоматери досталась земля Иверская. Это первый Удел Божией Матери на земле. Но Ангел, явившийся Ей, возвестил, что страна, доставшаяся Ей в удел, просветится впоследствии, а Она должна остаться в Иерусалиме, ибо Ей предназначена проповедь в другой стране. Желая навестить святого Лазаря, чудно воскрешенного Господом, Пресвятая Дева отплыла к о.Кипру. Внезапно началась буря и корабль был вынесен к берегам Афонского полуострова, переполненного тогда идольскими капищами. Пресвятая Дева увидела в этом действие Промысла Божия, вышла на берег и возвестила язычникам Евангельское учение, сотворила много чудес. Святая гора Афон – второй удел Божией Матери. Третий Удел – Киево-Печерская Лавра, основанная русским Афонским монахом преподобным Антонием по повелению Богоматери. Первоначальницей Дивеевской обители - Четвертого Удела Пресвятой Богородицы на земле явилась Агафия Семеновна Мельгунова, в монашестве Александра, постриженная в Киеве. Сейчас она прославлена в лике святых.

Все в этой обители созидалось и устраивалось по благословению и непосредственному указанию Самой Царицы Небесной, Которая открывала Свою волю матушке Александре, а затем, после кончины первоначальницы, избрала смиренного подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима для устройства удивительной обители, женской Лавры, Своего Четвертого Удела на земле. "По своей воле ни одного камешка у них не поставил - только по указанию Царицы Небесной", - говорил преподобный Серафим в конце жизни.

Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: "Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит". И еще: "...счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки - от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево". Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), гонимый безбожной властью, жил некоторое время в Дивеевской обители. И вот однажды, 1(14) февраля 1027 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, Владыка вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями. "Пречистая Дева Богородица идет по Канавке, - сказал он послушнице Анне. - Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!"

И, несомнен для каждого, кто посещал Дивеево, покров Владычицы Богородицы над этим святым местом. А также духом чувствуешь присутствие преподобного Серафима. Был такой случай еще до закрытия обители. В воскресенье вечером обычно во время Утрени поется нараспев Акафист преподобному Серафиму (это и сейчас соблюдается.) Монахиня Серафима (Булгакова), одна из последних Дивеевских сестер (она скончалась уже в 1991 году, прошла лагеря, ссылки) вспоминает, что некоторые видели, как во время пения Акафиста Преподобный покрывал певчих своей мантией. И конечно, все помнят завет Преподобного Серафима: «Когда меня не будет, ходите ко мне на гробик, как к живому и все расскажите. Как с живым, со мной говорите. И всегда я для вас жив буду!» Вот это живое присутствие Преподобного необыкновенно реально в Дивеевской обители.

Саровской колокольни одинокой

Виднеется далекий силуэт...

Струя молитвы, чистой и глубокой...

Целебный ключ... И неотмирный свет...

Быть может, помнят здесь лесные тропы,

А может, сосны в памяти хранят,

Как Старца здесь ступали тихо стопы

И шел он, светом Божиим объят,

Как покаянья отверзались двери,

И таяли жестокие сердца,

И с кротостью повиновались звери

Любви, горящей к Богу до конца.

Всех преподобный Серафим встречает:

«Христос Воскресе! Радости мои!»

Врачует души, кротко обличает,

И мир Христов печали растворит.

И время и пространство исчезают,

С надеждой люди век и два идут,

По вере помощь чудно получают

И «Батюшкой» с любовию зовут.

Саровской колокольни одинокой

Виднеется далекий силуэт...

Струя молитвы, чистой и глубокой...

Целебный ключ... И неотмирный свет...

Татьяна Радынова

Около обители много целебных святых источников. Пять из них находятся в непосредственной близости от монастыря. Самый древний - Казанский. Трижды являлась на том месте Царица Небесная. Два других старинных источника связаны с именем Матушки Александры. Дальний из них носит название Иверского. Уже в наше время рядом с Казанским источником обрели еще два. Один из них освящен в честь Великомученика и целителя Пантелеимона, а другой в честь иконы Божией Матери "Умиление"

А самый знаменитый источник - источник преподобного Серафима - находится близ деревни Цыгановка. "Я молился, радость моя, дабы вода в колодце сия была целительной от болезней", -говорил преподобный Серафим.

Еще при жизни Преподобного славился своими исцелениями Саровский источник преподобного Серафима. Множество людей, обращавшиеся с молитвою к Божией Матери и преподобному Серафиму получали исцеления от Саровского источника. Воду развозили по всем уголкам России. Этот источник был цел еще в 1943 году, но затем он был закрыт и забетонирован, а в 1947 году Саров стал закрытой зоной. Но Господь не оставил верующих без утешения. И на краю Саровского леса прославился новый источник, но который и перешла слава прежнего источника Батюшка Серафима. Местные жители рассказывают: «Саровская пустынь была огорожена колючей проволокой, там находился военный объект, который строго охранялся.

Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Военные спросили его: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но Старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода». Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. В начале 60-хх годов об источнике стало известно и народ стал потихоньку ездить к нему за водой и купаться. Это беспокоило военное начальство, и источник решили засыпать. Но Батюшка Серафим сам встал на защиту своего источника. Он явился одному из экскаваторщиков и предостерег его от выполнения данного поручения. Напоследок Старец сказал ему: «А все-таки ты не засыпешь!» Так и вышло. Ковш экскаватора скользил по земле, как по твердому камню. А вскоре подоспел приказ об отмене предыдущего распоряжения. Теперь родник находится в ведении Дивеевского монастыря. В 1994 году отвели русло реки, устроив небольшое озеро из святой ключевой воды. 30 июля 1994 года Святейший Патриарх Алексий освятил часовню. При строительстве часовни один из рабочих надорвал себе спину, но Преподобный явился ему и исцелил прикосновением руки. Продолжаются работы по благоустройству прилегающей территории, теперь можно легко подъехать к источнику, выстроена купальня. Cестры обители рассказывают удивительные истории о благодатной помощи и исцелениях, совершающихся на святых источниках.

б) сообщение ученика

Святая Канавка

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) – кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

в) сообщение учителя или ученика

Прославление преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских

"Во, во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба - ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во радость-то нам какая! Радость какая!", - говорил в 1829 году Преподобный Батюшка Серафим Михаилу Васильевичу Мантурову о Дивеевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы: И действительно, радость велия посетила Дивеевских сестер и всех почитателей Дивеевской обители, когда 13/26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских, а 9/22 декабря 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии.

Сам Преподобный Серафим говорил о будущем их прославлении и о том, что нетленные их мощи будут открыто почивать в церкви Рождества Богородицы.

Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) является первоначальницей Дивеевской общины - "Дивного Дивеева", обители, которая является четвертым Уделом Царицы Небесной. Преподобный Серафим называл ее "святой и великой женой". Дивно было ее смирение, дивны ее подвиги, дивно житие.

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Мелюкова), 19-летняя схимница, осталась в монастыре 13-ти лет по благословению преподобного Серафима, исполненная удивительного послушания, ей преподобный Серафим поверял многие тайны.

Преподобная Елена (в миру Елена Васильевна Мантурова) - сестра Михаила Васильевича Мантурова - благодетеля Девеевской общины. Подвижница, умерла по послушанию за брата в 27 лет.

На могилках преподобных, при молитвенном обращении к ним, не раз совершались чудеса и исцеления. Сестры по завету преподобного Серафима ежедневно утром и вечером ходили к ним на могилки с молитвой: у могилки Матушки Александры: "Госпожа наша и мать, прости меня у благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена и помяни меня у престола Божия!", у могилки схимонахини Марфы: "Госпожа и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном", у могилки мон. Елены: "Госпожа и мати наша Елено, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном". И вот - прославление.

Народу приехало! Больше, чем на летний праздник Преподобного Батюшки Серафима, что 1 августа! А обычно летом в этот день съезжается тьма народа, кажется больше уже и невозможно! Но вот на прославление Преподобных Александры, Марфы и Елены собралось такое множество паломников, что сестры диву дались.

После обретения мощей, состоявшегося 26 сентября, под праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, мощи находились в церкви Рождества Богородицы, где служились постоянно панихиды. В три дня перед прославлением было совершено в разных храмах шесть(!) заупокойных Литургий. Даже в Казанской церкви у Казанского источника служили. Само прославление состоялось 22 декабря за поздней Божественной Литургией в Троицком соборе. Во время прославления мощи стояли открытыми.

Сестры рассказывают, как все было красиво, торжественно, такая благодать была! Многие сестры по послушанию сутками не спали - и замечали, что совершенно не чувствуют усталости, спать и не хотелось! Целый день все прикладывались к мощам. Затем мощи были перенесены духовенством в Преображенский собор. Там также мощи были открыты для поклонения. А в воскресенье вечером, 24 декабря сестры перенесли мощи в церковь Рождества Богородицы. Исполнилось предсказание Преподобного, что сами сестры мощи понесут. И теперь мощи почивают в церкви Рождества Богородицы и ежедневно открыты для поклонения.

А 6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить преподобных жен Дивеевских к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

III. Посткоммуникация

а) чтение стихотворения

Вновь вижу, как только закрою глаза,

Знакомый туманный рассвет.

Незримая тихой молитвы слеза

Пусть сердцу подскажет ответ.

Я вижу тот край, что простой красотой

Мне в сердце вошел навсегда.

Там дышит земля благодатью святой

И верная светит звезда.

Там звон колокольный разбудит от сна,

И жажду родник утолит,

Там душу твою покаянья весна

От зимней тоски исцелит.

Дивеевский край не забыть никогда,

Иду к монастырским вратам,

И вечностью над куполами тогда

Раскроется небо крестам.

Татьяна Радынова [10].

б) рефлексия

Продолжите фразу «Самым интересным для меня было узнать…»

Домашнее задание: Подготовить проект «Святые места России»

BD21315_


В гостях Отец Юрий на уроке по теме «Устройство храма»




F:\1 КОПИЯ\copy_res\раб_стол\2 класс\фестиваль кубан. Петрик\PA310205.JPG






Ответный визит в храм «Знакомимся с устройством храма»




F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\Экскурсия в храм ст.Калининской 13.03\DSC_0074.JPG


«Венчание молодоженов»





F:\1 КОПИЯ\copy_res\раб_стол\2 класс\поход в храм\PA150196.JPG


Мастерим поделки «Самолет желаний»





F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\согреем сердце ветерана\P2140078.JPG





В гостях у ветерана



F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\согреем сердце ветерана\P2140076.JPG

























Второй дом Калининское казачье общество



F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\в гостях уАтамана\P2200044.JPG



F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\в гостях уАтамана\P2200035.JPG

Наше творчество «А я мамочку люблю…»

F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\день матери\PB280006.JPG
















F:\1 КОПИЯ\copy_res\disk\МОИ ФОТО\фото 1 в\день матери\PB280005.JPG




рабочая программа по казачеству "Родники души моей"
  • Начальные классы
Описание:

Цель программы: приобщение обучающихся к истории православной и народной культуры посредством изучения традиционных видов декоративно-прикладного искусства.

·         Задачи: Формирование у подрастающего поколения интереса к истокам традиционной православной культуры.

·         Воспитание чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям.

·         Развитие творческих способностей обучающихся.

·         Обучение традиционным видам рукоделия.

1.3 Условия реализации деятельности по программе

Программа дополнительного учебного курса  «Родник души моей» рассчитана на 1 год обучения – 68  часов. В данной программе участвуют дети от 7до 11лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Состав группы постоянный. Дети приходят на занятия согласно расписанию; обучение организуется на добровольных началах.

Наполняемость группы - 15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Основной формой работы является учебное занятие в классе.  В отличие от школьного урока, занятие по программе дополнительного курса  менее регламентированное, более гибкое, свободное по чередованию формы работы, имеет другую систему результатов деятельности обучающихся.

 

Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, т.к. каждый обучающийся имеет свой, отличный от других темп обучения, который зависит от различных факторов.

Автор Петрик Елена Владимировна
Дата добавления 31.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 532
Номер материала 58949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓