Пояснительная
записка
Рабочая
программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на
основе авторской программы «Изобразительное искусство»,
разработанной
О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской и является составной частью
Образовательной системы «Школа 2100».
В
процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования
(формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих
возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться
– способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою
специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет
предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование
образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них
эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной
из важнейших задач образования в начальной школе является формирование
функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и
универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к
художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно
формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как
индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают
внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им
возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники
«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 2-го класса представляют
собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников
воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение
замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и
логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание
основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают
начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в
учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих
работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных
уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса
обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех
творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю
выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Общая
характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование
интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру
– важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного
искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные
школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо
больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих
из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием
красоты мира.
Особенности курса
1) Необходимо для освоения курса
максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его
основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно
вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия,
закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических
заданий, данных в рабочих тетрадях.
2) Последовательность, единство и
взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний –
деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся
складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в
жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное
восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой
деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и
понимание гармонии.
3) Творческая направленность
заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по
уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость,
жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к
выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в
процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных
практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные
открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления
класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ
осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения
согласованно работать в коллективе.
Основные цели
курса
1. Воспитание культуры личности,
формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического
чувства.
3. Получение учащимися
первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и
анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и
зрительной памяти.
6. Освоение элементарной
художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения
согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое
применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной
деятельности.
Основные задачи
курса
В соответствии с поставленными
целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение
художественно-эстетического кругозора
2. Воспитание зрительской культуры,
умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства
и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой
художественной культуры
4. Освоение изобразительных приёмов
с использованием различных материалов и инструментов, в том числе
экспериментирование и работа в смешанной технике
5. Создание простейших
художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
6. Освоение простейших технологий
дизайна и оформительского
7. Знакомство с законами
сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется
деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как
общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе
осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой,
театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными
и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и
может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение
стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами.
Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе
школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей
используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий
потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в
команде.
Контроль
образовательных результатов
Требования к качеству знаний,
предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся,
которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки
использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания,
полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения
искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а
не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели
самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения
собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Описание места
учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным
планом курс «Изобразительное
искусство» изучается во 2 классе по
одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при
анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической
составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро,
истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и
человеческой жизни.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные
результаты освоения курса ИЗО:
а)
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо
б)
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в)
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г)
формирование духовных и эстетических потребностей;
д)
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е)
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж)
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о
роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии
человека;
Функциональная
грамотность
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные.
Комплексные, компетентностные
задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале);
компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)
Образовательные
технологии
1-я линия развития
Технология мотивации работы
(деятельный подход).
Технология оценивания
2-я линия развития
Технология продуктивного чтения
(задания для работы с текстом). Задания для групповой работы
Предметные
результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять содержание произведений
искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о
искусства (тексты и задания)
2-я линия развития
Видеть красоту в мире и в
искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать
своё отношение к ним (тексты и задания)
Личностные
результаты
-
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
-
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;
-
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
-
получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером,
элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные
результаты
Метапредметные результаты освоения
курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а
также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и
даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная
деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на
занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в
творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать
последовательность действий на уроке.
-Учиться
работать по предложенному учителем плану.
-Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих
действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
-Сравнивать
и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
-Преобразовывать
информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради
алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные
УУД
-Уметь
пользоваться языком изобразительного искусства:
а)
донести свою позицию до собеседника;
б)
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
-Уметь
слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь
выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться
согласованно работать в группе:
а)
учиться планировать работу в группе;
б)
учиться распределять работу между участниками проекта;
в)
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г)
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
1. Овладевать
языком изобразительного искусства:
-иметь
представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура,
живопись, графика);
-понимать
и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей,
картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник
света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
-знать
свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
-знать
и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
-уметь
описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально
воспринимать и оценивать произведения искусства:
-учиться чувствовать образный
характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и
каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
-учиться воспринимать эмоциональное
звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и
знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Дальнейшее овладение навыками:
-рисования цветными карандашами;
-рисования простым карандашом (передача объёма
предмета с помощью светотени);
-аппликации;
-гравюры;
-построения растительного орнамента с использованием
различных видов его композиции;
-различных приёмов работы акварельными красками;
-работы гуашевыми красками.
4. Углублять
понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
-живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
-графика (иллюстрация);
-народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать
произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь
рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь
представление об искусстве Древнего Египта.
Условные
обозначения:
Урок
ознакомления с новым материалом - УОНМ
Урок
развития умений и навыков – УРУиН
II. СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты
(УДД)
|
1. Виды изобразительной деятельности:
архитектура, графика, скульптура, живопись
|
Знакомство
с основными видами изобразительной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись. Развитие
интереса к изучению предмета
|
Определять
цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства
её осуществления
|
2.
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.
|
Развитие у детей умения наблюдать и видеть красоту
окружающего мира. закрепление приобретенных на предыдущих занятиях навыков по
работе с карандашами. Обучение умению планировать и анализировать предстоящую
работу.
|
Определять причины успеха в учебной деятельности. Планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
|
3. Аппликация.
|
Углубление
представлений о технике аппликации и её особенностях. Анализ выполненных в
этой технике работ А. Матисса и их эмоционального воздействия на зрителя. Повторение
понятия симметрия на основе жизненных впечатлений,
способа определения симметричности фигур, способа нахождения оси симметрии.
|
Воспринимать
учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат
выполнения. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнерами. Адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей деятельности.
|
4. Аппликация.
|
Закрепление
понятия симметрия. Обучение приемам определения смыслового
центра расположения объектов на коллективной работе, умению размещать части
готовой композиции на однотонном фоне. Развитие творческих способностей
учащихся.
|
Воспринимать
учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат
выполнения. Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Уметь
не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
|
5.Музей искусств. Третьяковская
галерея.
|
Знакомство
с историей возникновения Третьяковской галереи, значением музеев для
сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного
искусства. Расширение знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства.
|
Планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями
и справочниками на электронных носителях.
|
6.Обрамление картины
|
Обучение способам ровного сгибания картонной заготовки,
изготовлению рамки по схеме, её украшению и росписи с помощью акварельных и
гуашевых красок. развитие творческих способностей учащихся
|
Планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
|
7.Иллюстрация. Композиция иллюстрации.
|
Обучение анализу произведения изобразительного
искусства на примере иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота».
Совершенствование умений иллюстрировать прочитанное произведение. Знакомство
с понятиями эскиз, набросок. Развитие наблюдательности
|
Владеть
логическими действиями сравнения. Анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку своей работы.
|
8.
Иллюстрация. Эскиз к композиции.
|
Подготовка
к рисованию иллюстрации к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Обучение
изображению животных: передаче характерных черт в деталях.
Совершенствование умений рисовать ворсом кисти и ее концом, умения смешивать
краски.
|
Воспринимать
учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат
выполнения. Осуществлять самостоятельный поиск решения различных
изобразительных задач.
|
9.
Иллюстрация.
Развиваем наблюдательность: наброски.
|
Знакомство
с понятием анималистический пейзаж. Упражнение в технике рисования
простым карандашом, раскрашивания акварелью, гуашью. Совершенствовать
умения прорисовывать мелкие детали. Развитие умения выполнять иллюстрацию к
прочитанному произведению.
|
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить
необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом). Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
|
10.
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
|
Знакомство
учащихся с видом изобразительной деятельности - графикой. Обучение
анализу произведения изобразительного искусства на примере иллюстраций к
басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Развитие умений сопоставлять характер
персонажей и характер линий, которыми их можно изобразить.
|
Планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Участвовать в обсуждении учебной задачи. Выявлять аналогии и использовать их
при выполнении заданий.
|
11.Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
|
Продолжение
знакомства с особенностями графики, построения композиции, использованием
контраста, сочетанием черного и белого, с различными видами штриховки.
Организация коллективной выставки иллюстраций к басням И.А. Крылова.
|
Активное
использование речевых, музыкальных, знаково - символических средств, информационных
и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных
задач. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
|
12.
Русский лубок и его выразительные
средства.
|
Знакомство
с видом изобразительно искусства (лубок), с историей появления раскрашенной
народной гравюры, художественными средствами лубка.
|
Умение
участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания.
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
|
13.
Рисунок. Штриховка.
|
Знакомство
с видами штриховки, с закономерностями света и тени (полутень, блики).
Обучение приемам передачи объема с помощью штриховки. Совершенствование
умения анализировать репродукции(натюрморты) на предмет передачи объема,
изображения света, тени, полутени, бликов.
|
Владеть
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно- следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку
своей работы учителем.
|
14.
Рисунок. Штриховка.
|
Обогащение
опыта восприятия произведений изобразительного искусства. Совершенствование
умений передавать объем с помощью штриховки, выполнять штриховку в разных направлениях
и различной насыщенности. Обучение выполнению изображения геометрических тел.
|
Планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий,
оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной
задачи.
|
15.
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование
с натуры.
|
Знакомство
с художественно-изобразительным жанром - натюрмортом. Содействие
формированию эстетического отношения к действительности. Развитие
графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование
умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с
акварелью, гуашью, восковыми мелками.
|
Уметь
оценивать собственную успешность выполнения заданий. Планировать
последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной
задачи. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий,
оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной
задачи.
|
16.
Резерв
|
|
|
17.
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.
|
Углубление
знаний о жанре натюрморта. Развитие графических навыков и умений передавать
красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять
рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью,
восковыми мелками.
|
Определять
цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-
следственных связей.
|
18.
Братья наши меньшие. Твоя мастерская.
Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.
|
Знакомство
с художественно-изобразительным жанром - анималистический портрет.
Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере
натурных рисунков В. Ватагина и А. Дюрера. Выполнение эскиза композиции,
тонирование листа для фона, рисование животного по схеме.
|
Воспринимать
учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат
выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать
обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. Различать способ и
результат действия.
|
19.
Братья наши меньшие. Твоя мастерская.
Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.
|
Расширение
знаний учащихся о художниках- анималистах. Формирование умений учащихся
изображать домашних животных.
|
Планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
|
19.
Растительный орнамент. Как получаются
разные орнаменты?
|
Расширение
представления об искусстве орнамента. Развитие умений передавать настроение
через цветовые сочетания; сопоставлять элементы растительного орнамента с
частями реальных растений. Упражнение в прорисовке элементов растительного
орнамента. Развитие творческих способностей учащихся. Обогащение опыта восприятия
произведений изобразительного искусства.
|
Определять
цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следствен- ных связей. Предлагать разные способы выполнения заданий.
Осуществлять анализ изучаемых объектов.
|
20.
Растительный орнамент. Как получаются
разные орнаменты?
|
Продолжение
знакомства учащихся с основными видами орнамента, его символами и
принципами композиционного построения. Совершенствование умений
анализировать элементы орнамента. Упражнение в прорисовке элементов
растительного орнамента. Углубление,систематизация знаний о декоративном
искусстве.
|
Активное
использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных
технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
|
21.
Растительный орнамент. Как получаются
разные орнаменты?
|
Продолжение
знакомства с различными видами орнаментов. Развитие умений составлять
растительный или геометрический орнамент по собственному замыслу.
Формирование умения находить гармоничное сочетание цветовых тонов в
узоре/орнаменте.
|
Предлагать
разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков. Адекватно воспринимать оценку своей
работы учителем. Различать способ и результат действия.
|
22.
Растительный орнамент. Как получаются
разные орнаменты?
|
23.
Народные промыслы России. Городецкая
роспись.
|
Углубление
знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России.
Ознакомление с характером городецкой росписи (колорит, составные элементы).
Развитие умений создавать композицию, гармонично располагать детали на
заданной площади. Обучение рисованию некоторых элементов городецкой
росписи. Развитие творческих способностей.
|
Владеть
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно- следственных связей. Уметь оценивать
собственную успешность выполнения заданий. Предлагать разные способы
выполнения заданий. Осуществлять анализ изучаемых объектов.
|
24.
Народные промыслы России. Городецкая
роспись.
|
Продолжение
изучения особенностей городецкой росписи. Обогащение опыта восприятия
произведений изобразительного искусства. Совершенствование навыков росписи,
характерной для городецкого народного промысла (элементы, цветовая гамма).
|
Активное
использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных
технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач.
Осуществлять анализ объектов. Различать способ и результат действия.
|
25.
Весенние впечатления. Твоя
мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.
|
Расширение
понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова.
Продолжение овладения техникой рисования акварелью (заливка и набрызг).
Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
|
Владеть
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно- следственных связей. Предлагать разные
способы выполнения заданий. Различать способ и результат действия.
|
26.
Весенние впечатления. Твоя
мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.
|
Обучение
анализу произведения изобразительного искусства на примере работ В.
Борисова-Мусатова, А.Саврасова, И.Шишкина, А.Рылова и др. Углубление знаний
учащихся о жанре изобразительного искусства - пейзаже.
|
Активное
использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, информационных
и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и
познавательных задач.
|
27.
Весенние впечатления. Твоя
мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.
|
Развитие
умений тонировать бумагу акварельными красками. Совершенствование умений
использовать в работе приемы «набрызг», «по-сырому», «размывка».
|
Определять
цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления. Адекватно воспринимать оценку своей работы
учителем.
|
28.
Колорит – душа живописи.
|
Обучение
анализу произведения изобразительного искусства на примере работ П.
Кузнецова и М. Волошина. Закрепление знаний учащихся о различных жанрах
изобразительного искусства. Упражнение в прорисовке элементов натюрморта.
Совершенствование умений работать акварельными красками в смешанной
технике.
|
Уметь
оценивать собственную успешность выполнения заданий. Осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить
необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом). Различать способ и результат действия.
|
29.
Бытовая живопись.
|
Обогащение
опыта восприятия произведений изобразительного искусства. Расширение
представлений о бытовой живописи. Обучение анализу произведения
изобразительного искусства на примере работ И. Владимирова, 3. Серебряковой,
И.Фирсова, А Решетникова.
|
Уметь
оценивать собственную успешность выполнения заданий. Планировать
последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной
задачи. Различать способ и результат действия. Участвовать в обсуждении
учебной задачи.
|
30.
Искусство Древнего Египта.
Древнеегипетский рельеф.
|
Обогащение
опыта восприятия произведений изобразительного искусства разных времен и
народов. Продолжение изучения истории мирового искусства.
|
Освоить
выразительные особенности языка разных искусств, интересоваться различными
видами искусства. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие
задачи.
|
31.
Искусство Древнего Египта.
Древнеегипетский рельеф.
|
Обучение
изображению фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа, обсуждению
содержания и выразительных средств произведений искусства Древнего Египта.
|
Определять
цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления. Мыслить оригинально и самостоятельно решать
творческие задачи.
|
32.
Проекты
|
Развитие
творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать
рисунок/открытку по собственному замыслу.
|
Планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи.
|
33.
Проекты
|
Развитие
творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать
рисунок/открытку по собственному замыслу.
|
Мыслить
оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. Уметь оценивать собственную
успешность выполнения заданий.
|
34.
Резерв
|
|
|
III.УЧЕБНО
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
|
Название
раздела, тема урока
|
Дата
|
Кол-во
часов
|
Из
них
|
Виды
деятельности
учащихся
|
Формы
контроля
|
Тип
урока
|
теоретические
|
практические
|
1.
|
Виды изобразительной деятельности: архитектура, графика,
скульптура, живопись,
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
-осуществлять практический
поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические
изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при
необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда;
-
планировать
последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
-
с помощью учителя и под его
контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах,
осуществлять сотрудничество;
- осуществлять самоконтроль качества выполненной работы
(соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы
и конечного результата;
- оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность
выполненной работы;
-
участвовать в совместной
творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и
реализации несложных проектов;
- осуществлять самоконтроль;
- обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и
усвоено на уроке;
- различать и знать, в чём особенности различных видов
изобразительной деятельности;
- овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью
светотени);
• создания аппликации, гравюры;
• построения растительного орнамента с использованием различных
видов его композиции;
• использования различных приёмов работы акварельными и гуашевыми
красками.
С помощью
учителя:
- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и
понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к
изображённому на картине;
воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов
и колорита картины.
|
Текущий
|
Комбинированный
|
2.
|
Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие
цветов.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
3.
|
Аппликация.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
4.
|
Аппликация.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
5.
|
Музей искусств. Третьяковская галерея.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Урок - виртуальная экскурсия
|
6.
|
Обрамление картины
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
7.
|
Иллюстрация. Композиция иллюстрации.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
8.
|
Иллюстрация. Эскиз к иллюстрации.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
9.
|
Иллюстрация. Развиваем наблюдательность: наброски
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
10.
|
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
11.
|
Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
12.
|
Русский лубок и его выразительные средства.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
13.
|
Рисунок. Штриховка.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
14.
|
Рисунок. Штриховка.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
15.
|
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
16.
|
Резерв
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
|
17.
|
Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
18.
|
Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность:
рисуем домашнего любимца.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
19.
|
Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность:
рисуем домашнего любимца.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
20.
|
Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
21.
|
Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
22.
|
Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
23.
|
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
24.
|
Народные промыслы России. Городецкая роспись.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
25.
|
Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью,
рисуем пейзаж.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
26.
|
Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью,
рисуем пейзаж.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
27.
|
Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью,
рисуем пейзаж.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
28.
|
Колорит – душа живописи.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
29.
|
Бытовая живопись.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
30.
|
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УОНМ
|
31.
|
Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
УРУиН
|
32.
|
Проекты
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
33.
|
Проекты
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
Текущий
|
Комбинированный
|
34.
|
Резерв
|
|
1
|
0.5
|
0.5
|
|
|
IV.
Материально - техническое обеспечение
Для работы
учащимся необходимы:
- индивидуальное
рабочее место (которое может при необходимости перемещаться -
трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- материалы и
инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием:
тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски,
кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мелки,
цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь
(для вытирания рук);
- специально
отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного
хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам
технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
Большие
возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,
видеомагнитофон и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/), оно
позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и
различных народов.
В качестве
дополнительных пособий и средств можно выделить:
1. Репродукции
картин:
П.Кузнецов. В
мастерской профессора живописи.
И.Левитан. Осенний
пейзаж с церковью.
Б.Кустодиев.
Автопортрет.
А. Матисс. Попугай
и сирена (фрагмент).
A. Матисс. Полинезия.
Море.
И.Репин. Портрет
П.М.Третьякова.
И.Крамской.
Портрет П.М.Третьякова.
И.Машков.
Натюрморт со сливами.
П.Кузнецов.
Натюрморт. Утро.
В.Ватагин. Заяц.
В.Ватагин. Овчарка.
А.Дюрер. Зайчонок.
А.Саврасов. Грачи прилетели.
A. Борисов-Мусатов.
Майские цветы.
И.Шишкин. Полдень.
А.Рылов. Зеленый
шум.
П.Кузнецов. Весна
в Крыму.
М.Волошин. Пейзаж.
Н.Сапунов. Голубые
гортензии.
А.Фонвизин. Ваза с цветами и виноград.
И.Владимиров. На
уроке грамоты у дьячка.
Ф.Решетников.
Опять двойка.
И.Фирсов. Юный
живописец.
А.Перов. Охотники на привале.
2. Аудиозаписи басен
И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», музыкальные фрагменты
классических произведений отечественных и зарубежных авторов.
V.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для
реализации цели и задач обучения изобразительному искусству по данной программе
используется УМК издательства «Баласс».
1. Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб.
– М.: Просвещение, 2010
2. А.Г.Асмолов,
Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
3.
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 2 класс.
VI.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Н.
Сокольникова "Основы композиции"
- Н.
Сокольникова "Основы живописи"
- Н.
Сокольникова "Основы рисунка"
- И. Мосин
"Рисование" в 2-х частях
- Журналы
"Эскиз"
- Журналы
"Юный художник"
- Журналы
"Искусство в школе"
- Алексеева
В.В. Что такое искусство?
- Мелик-Пашаев
А.А. Педагогика искусства и творческие способности;
- Рылова Л.Б.
Изобразительное искусство в школе;
- Неменский
Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд;
- Полунина В.Н.
"Искусство и дети;
- Левин С.Д.
Ваш ребенок рисует;
- Хижняк Ю.Н.
Как прекрасен этот мир;
- Энциклопедический
словарь юного художника;
- Серия
"Я познаю мир" книга "Искусство".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.