Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения____________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


________________________


«__»____________20___г.


«Утверждено»

Директор школы


________________________



«__»________________20___г.


Комитет по образованию и делам молодёжи Косихинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса

основной школы

« Изобразительное искусство »


для 5-класса


Срок реализации 1 год






Составитель: Бочарова Ирина.Васильевна

первая квалификационная категория
















2014 – 2015 учебный год



Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. для общеобразовательных учреждений 5– 9 классов, 2004 года.

 Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


Изучение предмета на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

5 класс или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.









Преподавание курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

 Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.







4.Учебно-тематический план

по изобразительному искусству в 5- классах на 2014 – 15 учебный год



№ п/п


Название модуля

Кол-во

часов всего

В том числе




Теория

Практика

Контроль ЗУНов

5 класс

1

Древние корни народного искусства

8

3

4

1

2

Связь времен в народном искусстве

8

3

4

1

3

Декор – человек, общество, время

12

4

5

1

4

Декоративное искусство в современном мире

7

3

4

1

Итого:

35

13

17

4




















5.Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству в 5 классе


Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Номер в теме

Наименование разделов и тем


Количество часов


дата

Деятельность

Уч-ся на уроке

Примечания


I.

Древние корни народного искусства – 8ч

Знать:

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

Уметь:

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же




1


Тема урока 1. Древние образы в народном искусстве


01.09 -08.09

Знакомство с новым материалом


2


Тема урока 2. Декор русской избы

1

10.09 -15.09

Сообщение новых знаний + практикум


3


Тема урока 3. Внутренний мир русской избы

1

17.09 -

22.09

Сообщение новых знаний + практикум


4


Тема урока 4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

24.09 - 29.09

Сообщение новых знаний + практикум


5


Тема урока 5. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

01.10 -06.10

Сообщение новых знаний + практикум


6 7


Тема урока 6-7. Народный праздничный костюм

2

08.10 - 13.10;


15.10 - 20.10

Сообщение новых знаний + практикум


8


Тема урока 8. Народные праздничные обряды (обобщение темы)



2

22.10 - 27.10

Контрольная работа


II.

Связь времен в народном искусстве - 8ч.

Знать:

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

Уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)

9


Тема урока 9. Древние образы в современных народных игрушках

1

08.11- 10.11

Сообщение новых знаний


10 11


Тема урока 10-11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

12.11 - 17.11;

19.11 - 24.11

Сообщение новых знаний + практикум


12 13


Тема урока 12-13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

2

26.11 - 01.12;

03.12 - 08.12

Сообщение новых знаний + практикум


14 15


Тема урока 14-15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла


2

10.12 - 15.12;

17.12 - 22.12

Сообщение новых знаний + практикум


16


Тема урока 16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

24.12 - 29.12

Контрольная работа


III.

Декор – человек, общество, время - 12 ч.

Знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

Уметь:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

17 18 19


Тема урока 17-19. Зачем людям украшения

3

11.01 - 19.01;

21.01 - 26.01;

28.01 - 02.02

Сообщение новых знаний


20 21


Тема урока 20-21. Декор и положение человека в обществе

2

04.02 - 09.01;

11.02 - 16.02

Сообщение новых знаний + практикум


22 23


Тема урока 22-23. Одежда говорит о человеке

2

18.02 - 22.02;

25.02 - 02.03

Сообщение новых знаний + практикум


24 25 26


Тема урока 24-26. О чем рассказывают гербы и эмблемы

3

04.03 - 09.03;

11.03 - 16.03;

18.03 - 22.03

Сообщение новых знаний + практикум


27 28


Тема урока 27-28. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

2

01.04 - 06.04;

08.04 - 13.04

Контрольная работа


IV.

Декоративное искусство в современном мире - 7ч.

Знать:

- несколько народных художественных промыслов России;

Уметь:

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

29 30


Тема урока 29-30. Современное выставочное искусство


15.04 -20.04;

22.04 - 27.04;

29.04 - 04.05

Знакомство с новым материалом;

Доклад;

Практическая работа


31 32 33 34 35


Тема урока 31-35. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале


06.05 - 11.05;

13.05 - 18.05;

20.05 - 25.05;

27.05 - 31.05

Практическая работа;

Контрольная работа




Итого: 35 ч





















6.Материально-техническое обеспечение



ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год







7.Литература


Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

Список литературы (дополнительный)

З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007

В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011



8. Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


















































Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

    Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Программа строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личном становлении

   Данная рабочая программапо изобразительному искусству для 5 класса составлены на основе учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО  Б. М. Неменского – М; «Просвещение», 2010. Целью которой является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Автор Бочарова Ирина Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 47491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓