«Рассмотрено»
На заседании
методического
объединения
учителей
Протокол № ___ от
«__»
____________20___г.
Руководитель
методического
объединения____________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
________________________
«__»____________20___г.
|
«Утверждено»
Директор школы
________________________
«__»________________20___г.
|
Комитет по образованию и делам молодёжи Косихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская
средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
основной школы
« Изобразительное искусство »
для 5-класса
Срок реализации 1 год
Составитель: Бочарова Ирина.Васильевна
первая квалификационная категория
2014 –
2015 учебный год
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа составлена на основе
требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта
основного общего образования. для общеобразовательных учреждений 5– 9 классов,
2004 года.
Программы общеобразовательных учреждений:
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук.
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Для обязательного изучения в V классе
отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Изучение предмета на ступени основного
общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие
художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений
изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве
как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство
с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого
опыта;
овладение умениями и навыками художественной
деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО»,
составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный
труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все
основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн,
народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
5 класс или первый год основной школы,
посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный
для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и
народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность,
игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям
искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения
предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Преподавание
курса ориентировано на использовании учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и
художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,
2010.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка
декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и
бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной
и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение
образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и
современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого
года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений
декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают
выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной
композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала,
учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы
с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы
с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены системы уроков, дидактическая модель
обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и
освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование
построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной
деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием
разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по
представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в
процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение
договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её
общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных
ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и
уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует
их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных
пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и
методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений,
так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование
используется в данной рабочей программе без изменений.
4.Учебно-тематический
план
по
изобразительному искусству в 5- классах на 2014 – 15 учебный год
№ п/п
|
Название модуля
|
Кол-во
часов всего
|
В том числе
|
|
|
|
Теория
|
Практика
|
Контроль ЗУНов
|
5 класс
|
1
|
Древние корни народного искусства
|
8
|
3
|
4
|
1
|
2
|
Связь времен в народном искусстве
|
8
|
3
|
4
|
1
|
3
|
Декор – человек, общество, время
|
12
|
4
|
5
|
1
|
4
|
Декоративное искусство в современном мире
|
7
|
3
|
4
|
1
|
Итого:
|
35
|
13
|
17
|
4
|
5.Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству в 5 классе
Тема
года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
№
|
Номер в теме
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
дата
|
Деятельность
Уч-ся на уроке
|
Примечания
|
I.
|
Древние
корни народного искусства – 8ч
Знать:
- особенности уникального крестьянского
искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб
космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов –
варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
Уметь:
- выявлять в произведениях
декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)
связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же
|
1
|
|
Тема урока 1.
Древние образы в народном искусстве
|
|
01.09 -08.09
|
Знакомство с новым материалом
|
|
2
|
|
Тема урока 2.
Декор русской избы
|
1
|
10.09 -15.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
3
|
|
Тема урока 3.
Внутренний мир русской избы
|
1
|
17.09 -
22.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
4
|
|
Тема урока 4.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
|
1
|
24.09 - 29.09
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
5
|
|
Тема урока 5.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
|
1
|
01.10 -06.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
6 7
|
|
Тема урока 6-7. Народный
праздничный костюм
|
2
|
08.10 - 13.10;
15.10 - 20.10
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
8
|
|
Тема урока 8. Народные праздничные
обряды (обобщение темы)
|
2
|
22.10 - 27.10
|
Контрольная работа
|
|
II.
|
Связь
времен в народном искусстве - 8ч.
Знать:
- семантическое значение традиционных
образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма
при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,
Полохов-Майдан, Жостово и др.)
|
9
|
|
Тема урока 9.
Древние образы в современных народных игрушках
|
1
|
08.11- 10.11
|
Сообщение новых знаний
|
|
10 11
|
|
Тема урока 10-11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
|
2
|
12.11 - 17.11;
19.11 - 24.11
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
12 13
|
|
Тема урока 12-13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
|
2
|
26.11 - 01.12;
03.12 - 08.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
14 15
|
|
Тема урока 14-15. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
|
2
|
10.12 - 15.12;
17.12 - 22.12
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
16
|
|
Тема урока 16.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
|
1
|
24.12 - 29.12
|
Контрольная работа
|
|
III.
|
Декор
– человек, общество, время - 12 ч.
Знать:
- истоки и специфику образного языка
декоративно-прикладного искусства;
Уметь:
- различать по стилистическим особенностям
декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
|
17 18 19
|
|
Тема урока 17-19. Зачем людям украшения
|
3
|
11.01 - 19.01;
21.01 - 26.01;
28.01 - 02.02
|
Сообщение новых знаний
|
|
20 21
|
|
Тема урока 20-21. Декор и положение человека в обществе
|
2
|
04.02 - 09.01;
11.02 - 16.02
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
22 23
|
|
Тема урока 22-23. Одежда говорит о человеке
|
2
|
18.02 - 22.02;
25.02 - 02.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
24 25 26
|
|
Тема урока 24-26. О чем рассказывают гербы и эмблемы
|
3
|
04.03 - 09.03;
11.03 - 16.03;
18.03 - 22.03
|
Сообщение новых знаний + практикум
|
|
27 28
|
|
Тема урока 27-28. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
|
2
|
01.04 - 06.04;
08.04 - 13.04
|
Контрольная работа
|
|
IV.
|
Декоративное
искусство в современном мире - 7ч.
Знать:
- несколько народных художественных
промыслов России;
Уметь:
-различать по материалу, технике исполнения
современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло,
керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
|
29 30
|
|
Тема урока 29-30. Современное выставочное искусство
|
|
15.04 -20.04;
22.04 - 27.04;
29.04 - 04.05
|
Знакомство с новым материалом;
Доклад;
Практическая работа
|
|
31 32 33 34 35
|
|
Тема урока 31-35. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание
декоративной работы в материале
|
|
06.05 - 11.05;
13.05 - 18.05;
20.05 - 25.05;
27.05 - 31.05
|
Практическая работа;
Контрольная работа
|
|
|
|
Итого: 35 ч
|
|
|
|
|
6.Материально-техническое
обеспечение
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on –
line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО
«Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и
Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы.
Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и
Мефодий», 1998 год
7.Литература
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное
искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
Список литературы (дополнительный)
З.А. Степанчук «Изобразительное искусство»
(1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков,
Издательство «Учитель», Волгоград 2009
Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное
искусство» 5 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство
«Учитель», Волгоград 2007
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и
пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям,
Издательство «Учитель», Волгоград 2011
8. Лист корректировки рабочей программы
Класс
|
Название раздела, темы
|
Дата проведения по плану
|
Причина корректировки
|
Корректирующие мероприятия
|
Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.