Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать материал

Рабочая

программа

по изобразительному искусству

4  класс

УМК «Планета знаний»

 

Учитель: Пономарева Н.В.

2014-2015

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

    приобщение школьников к миру изобразительного ис­кусства, развитие их творчества и духовной культуры;

    освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

    эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сфе­ру личности, способствующая обогащению этой сферы, раз­витию эмоциональной отзывчивости личности на произве­дения искусства как на отражение человеческих пережива­ний, эмоций, чувств;

    ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокуль­турной среде по высшим духовно-нравственным и эстети­ческим критериям;

    арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негатив­ных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

     информационная функция, обеспечивающая расши­рение общего и художественного информационного про­странства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизу­альных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре­шать следующие задачи:

     сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов­но-нравственном развитии;

     сформировать познавательный интерес и положитель­ное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

     ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание кра­соты как ценности; потребности в художественном творче­стве и в общении с искусством;

     сформировать представления о видах и жанрах изоб­разительного искусства, в том числе об архитектуре, дизай­не как видах искусства, об основных видах народного и де­коративно-прикладного искусства;

     сформировать практические умения и навыки в вос­приятии, анализе и оценке произведений искусства; обу­чить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази­тельности произведений искусства;

     обучить теоретическим и практическим основам ри­сунка, живописи, композиции, лепки;

     обучить основам народного и декоративно-прикладно­го искусства;

     обучить основам дизайна (элементам проектирова­ния, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

     развить у школьников способность выражать в твор­ческих работах своё отношение к окружающему миру;

     обучить элементарным умениям, навыкам, спосо­бам художественной деятельности;

     обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком­позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

     обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред­ставления, изобразительные способности;

     развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления со­держания обучения, что даёт возможность постепенно рас­ширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народ­ного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представ­ление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невоз­можна ориентация в потоке художественной информации.

 

Учебно-методический комплект:

4    класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб­ник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабо­чая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобра­зительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

4 класс (34 ч)

 

«Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с не­обычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книж­ная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

 

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художествен­ный текстиль.

 

«Мир народного искусства» (7 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

 

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизай­не. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Основные задачи обучения и развития:

     продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пе­ром и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;

     продолжение освоения живописных приёмов (по-сы­рому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и спо­собов применения смешанной техники работы разнообраз­ными художественными материалами (акварель с белила­ми, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

     продолжение освоения правильной передачи пропор­циональных соотношений фигуры человека и животных;

     продолжение изучения способов передачи простран­ства на плоскости листа (изучение основ линейной и воз­душной перспективы);

     изучение основ светотени;

     продолжение освоения цветоведения, изучение и со­ставление гармоничных цветовых сочетаний, освоение ко­лористической живописи, изучение особенностей выступа­ющих и отступающих цветов;

     формирование умения передавать движение в компо­зиции;

     продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, созда­вать выразительные образы;

     развитие умения выбирать формат композиции в за­висимости от замысла, выделять один или несколько ком­позиционных центров;

     продолжение знакомства с традиционными народны­ми художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);

     знакомство с традиционными орнаментами и костю­мами народов России;

     продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и живот­ных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

К концу 4 класса

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

 

У учащихся будут сформированы:

         осознание изобразительного искусства как способа поз­нания и эмоционального отражения многообразия окру­жающего мира, мыслей и чувств человека;

         представления о роли искусства в жизни человека;

         восприятие изобразительного искусства как части наци­ональной культуры;

         положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечест­венной художественной культуры;

         понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отно­шения к миру;

         основы эмоционально-ценностного, эстетического отно­шения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

 

Учащиеся получат возможность для формирования:

         устойчивого интереса к искусству, художественным тра­дициям своего народа и достижениям мировой культуры;

         понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

         понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

         потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

         эстетических чувств при восприятии произведений ис­кусства и в процессе выполнения творческих работ (гра­фических, живописных, декоративных и дизайнер­ских);

         восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архи­тектуры;

         художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способ­ности оценивать окружающий мир по законам красоты;

         способности выражать в творческих работах своё отно­шение к окружающему миру;

         понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

 

Учащиеся научатся:

         различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюр­морт, исторический, батальный, бытовой, анималисти­ческий) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, ком­пьютерная графика), живопись, скульптура;

         называть ведущие художественные музеи России и мира; ^   различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

         применять основные средства художественной вырази­тельности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктив­ных работах; иллюстрациях к произведениям литера­туры и музыки;

         правильно и выразительно использовать в работе разно­образные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фло­мастерами, пером и тушью, пастельными мелками, уг­лем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разно­образными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография

идр.);

         выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие ра­боты с натуры, по памяти и воображению в разных худо­жественных техниках;

         изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, ин­терьера, архитектурных сооружений;

^ передавать объёмное изображение формы предмета с по­мощью светотени;

         использовать пропорциональные соотношения при изоб­ражении лица и фигуры человека;

         изображать глубину пространства на плоскости с помо­щью элементов линейной и воздушной перспективы;

         передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность со­бытий, выделять композиционный центр;

         определять (узнавать), группировать произведения тра­диционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

         изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

         выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

         выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

         сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусст­ва) с целью выявления средств художественной вырази­тельности произведений;

         узнавать и называть отдельные произведения выдаю­щихся отечественных и зарубежных художников;

         использовать выразительные возможности выступаю­щих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кру­гу, выразительно использовать их в творческой работе;

         использовать язык графики, живописи, скульптуры, ди­зайна, декоративно-прикладного искусства в собствен­ной художественно-творческой деятельности;

         передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

         моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

         выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

•        различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традици­онной технологии народного промысла, взаимосвязь на­родного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах на­родного мастерства, зависимость колористического ре­шения художественной вещи от традиционной техноло­гии её изготовления;

         использовать стилизацию форм для создания орнамента;

         создавать средствами компьютерной графики вырази­тельные образы природы, человека, животного (в про­грамме Paint).

         оценивать произведения искусства (выражать собствен­ное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, му­зеев изобразительного искусства, народного творчества

и др.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 

Регулятивные

Учащиеся научатся:

         самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

         планировать свои действия при создании художествен­но-творческой работы;

         следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описываю­щим стандартные действия;

         руководствоваться определёнными техниками и приёма­ми при создании художественно-творческой работы;

         определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной худо­жественно-творческой работы по выбранным критериям.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

         ставить собственные цели и задачи при создании твор­ческой работы;

         осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

         осуществлять самостоятельную художественно-творчес­кую деятельность;

         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

         вносить необходимые коррективы в ходе выполнения ху­дожественно-творческих работ;

         анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учё­том разных критериев.

 

Познавательные

Учащиеся научатся:

         находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

         наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

         использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

         устанавливать и объяснять причину разного изображе­ния природы (время года, время суток, при различной погоде);

         различать многообразие форм предметного мира;

         сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

         группировать и соотносить произведения разных ис­кусств по характеру и эмоциональному состоянию;

         выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

         выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

         конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

         осуществлять поиск необходимой информации по раз­ным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библио­тек и Интернет;

         анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для созда­ния декоративного образа;

         моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

         сопоставлять формы природных объектов с формами ок­ружающих предметов;

         использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизай­на, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

         понимать роль художника в театре, понимать символи­ческий язык театральной декорации, созданной худож­ником;

         узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

 

Коммуникативные

 Учащиеся научатся:

         высказывать собственное мнение о художественно-твор­ческой работе;

         задавать вопросы уточняющего характера по содержа­нию и художественно-выразительным средствам;

         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-твор­ческой работы в группе;

^   договариваться и приходить к общему решению;

         владеть монологической формой речи, уметь рассказы­вать о художественных промыслах народов России;

         владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

         оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопо­мощь;

         задавать вопросы на понимание использования основ­ных средств художественной выразительности, техни­ческих приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

         аргументировать собственную позицию и координиро­вать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4 класс (34 ч)

 

 

№урока

 

                         

              Тема  урока

           

          Задачи  урока

 

Характеристика  учебной деятельности  учащихся

 

Виды  и  жанры  изобразительного  искусства (15 часов)

     1

 

 

 

 

 

     2

 

 

 

 

 

     3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

Знакомства  с  необычными  музеями  страны

С. 4-5

 

 

 

Анималистический  жанр.

Школа  лепки.

Школа графики.

 С.13-18

 

 

Школа  живописи. Обучение  рисованию  льва.

«Храбрый  лев».

(с.15-15)

 

 

 

 

Исторический  жанр.

Освоение  знаний  о  классическом  и  современном искусстве.

С.16-17

 

 

 

Батальный  жанр.

Тульский  государственный  музей  оружия.

Школа  живописи  и  графики  «Богатырское  сражение».

 С. 18-21

Развитие  художественного  вкуса, интеллектуальной  и  эмоциональной  сферы, творческого  потенциала. Знакомства  с  необычными  музеями  страны.

 

 

Ознакомление  с  анималистическим  жанром.

 

 

 

 

Освоение  знаний  о  классическом  и  современном  искусстве.

Обучение  рисованию  льва.

Создания  храброго  льва.

Совершенствование живописной  техники (гуашь).

 

 

 

Ознакомление с историческим  жанром.

Освоение  знаний  о  классическом  и  современном искусстве.

 

 

 

Ознакомление  с  батальным  жанром.

Знакомство  с  музеем  оружия  г. Туле.  Уважения  традиций.

Ориентироваться  в  учебнике.  Выражать  собственное  отношение  к  искусству. Получить  представления  о  роли  архитектуры, дизайна   в  жизни  людей.

 

 

 

Ознакомиться  с  выдающимися  произведениями  анималистического  жанра. Анализировать  приёмы  изображения  объектов.

 

 

 

Рисовать  общий  контур  животного.

Соблюдать  пропорции фигуры  льва  и  его  части.

Выполнять  цветовое решение  рисунка (акварель).

 

 

 

 

 

Знакомиться  с  выдающимися  произведениями  исторического  жанра  (с.16-17).

Выражать   собственное  отношение  к  героизму  защитников  Отечества  (с.28-29).

 

 

 

Знакомиться  с  выдающимися  с  произведениями  художников-баталистов.

Решать творческую  задачу :продумать  композицию  «Богатырское  сражение» (цветные  карандаши, акварель).

   6

 

 

 

 

 

 

 

      7

 

 

 

 

 

 

       8

 

 

 

 

 

 

        9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

    11

 

 

 

 

 

 

 

    12

 

 

 

 

 

 

 

    13

 

 

 

 

 

      14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

       16

 

 

 

 

 

 

      17

 

 

 

 

 

 

 

 

      18

 

 

 

 

 

 

 

 

   19

 

 

 

 

 

 

     20

 

 

 

      21

 

 

 

 

 

      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      24

 

 

 

 

     25

 

 

 

 

    

     26

 

 

 

 

 

    

      27

 

 

 

 

 

    

    28

 

 

 

 

 

 

 

      29

 

 

 

 

 

     30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   31

 

 

 

 

 

 

   

      32

 

 

 

 

 

  

    33

 

 

 

 

 

 

   34

 

Бытовой  жанр

С. 22-23

 

 

 

 

 

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомиться  с  пропорциями  фигуры  человека.

Школа  графики.  Рисование  фигуры человека

С. 24-29

 

 

 

Портрет.  Эмоции  на  лице.  Школа  графики.  Рисуем  автопортрет

С. 30-31

 

 

 

 

Натюрморт.  Перспектива

 ( фронтальная  и  угловая).

«Натюрморт  с  двумя  книгами».

С. 34-37

 

 

 

 

Пейзаж.  Линия  горизонта.  Школа  живописи.  Рассвет.  Лунная  ночь.

С. 32-34, 38-39

 

 

 

 

Книжная  графика  как  вид изобразительного  искусства.

Иллюстрирование  басни  И. Крылова  «Стрекоза  и  Муравей» .

С. 40-43

 

 

 

 

Искусство  каллиграфии.  Музей  каллиграфии. Чудо – звери. 

С. 44-47

 

 

 

 

 

Компьютерная  графика.

  С. 48-51

 

 

 

 

Школа  компьютерной  графики. «Игрушечный  мишка».

С. 52-53

 

 

 

 

Школа  компьютерной  графики. «Игрушечный  мишка».

С. 52-53

 

 

Декоративное  искусство        

   ( 8 часов)

 

Художественная  керамика и  фарфор.  Школа  декора  «Девочка  с  птицей». (с.69-63)

 

 

 

 

 

Художественное  стекло.  Хрусталь.  Музей  хрусталя.

С. 64-67

 

 

 

 

 

 

Декоративные  звери  и  птицы.  Школа  декора.

С. 68-69

 

 

 

 

 

 

Художественный  металл.  Каслинское  литьё.  Кузнечное  ремесло.

Музей  «Огни Москвы».

Чугунное  кружево.  Волшебный  фонарь.

С. 70-75

 

 

 

Художественный  текстиль.  Ручная  роспись  ткани.  Мастерство  изготовления  валенок.  Музей  валенок.

С. 76-79

 

 

Школа  декора.   Украшаем валенки.  Учимся  валять  валенки.

С. 80-81

 

 

 

Орнамент.  Сетчатый  орнамент.  Орнаменты  народов  мира.

С. 80-81

 

 

 

 

 

 

 

Орнамент. Орнаменты  народов  мира.

С. 84-85

 

 

 

 

 

 

Народное  искусство  (7  часов)

 

Лаковая  миниатюра (Федоскино,  Палех,  Мстёра,  Холуй).Школа  народного  искусство. Палехские  деревья.

 С. 90-91

 

 

Русское  кружево.  Вологодские  узоры

С. 92-93

 

 

 

 

Резьба  по кости.  Холмогорские  узоры 

С. 94-95

 

 

 

 

 

Народный  костюм. Ансамбль  женского  костюма.  Головные  уборы

 С. 96-97

 

 

 

Мужской  костюм.  Обувь.  Одежда  народов  Севера. Кавказа.  Народный  костюм.  Музей  утюга

С. 98--101

 

 

 

 

 

Тульские  самовары.  Русский  самовар.  Пряничные  доски.

С. 102-105

 

 

 

 

Народное  искусство

С. 106-107

 

 

 

 

 

 

Мир  дизайна  и  архитектуры

 (4 часа)

 

Бионическая  архитектура.  Природные  формы.

Мой  первый  автомобиль.  Мебель для  детской  комнаты  «Скамейка-слон».

С.112-117

 

 

 

 

Человек  в  дизайне. С118-119

Школа  дизайна.

Дизайн  костюма. С.124-127

 

 

 

 

Школа  дизайна.  Фито-дизайн.  Игрушки  из  природных  материалов.

Музей  упаковки.  Упаковка  для  тульского  пряника  «Пряничный  дом».

С. 128-133

 

 

 

Мир  дизайна  и  архитектуры

С.136-137

Ознакомление  с  бытовым  жанром.

Развитие  художественного  вкуса  учащегося.  Его  эмоциональной  сферы.

 

 

 

 

Знакомиться  с  пропорциями  фигуры  человека.

 

 

 

 

 

 

Сравнение  предметов  по  ширине. Высоте, объёму.  Передача  на  рисунке  эмоций: радость, печаль,  испуг и др.

 

 

 

Освоение  способов  построения  перспективных сокращений  предметов  во  фронтальной  и  угловой  перспективе.

 

 

 

 

Обучение  умению  передавать  пространство  на  плоскости  с  помощью  линейной  и  воздушной  перспективы.

 

 

 

 

 

Ознакомление  с  графической  графикой.

Развитие  у  учащихся  умения  образно  характеризовать  персонажей  басни  в  рисунке.

 

 

 

 

 

Знакомство  с  каллиграфией.

Развитие  художественного  вкуса, интеллектуальной  и  эмоциональной  сферы.

 

 

 

 

 

Ознакомление  с  компьютерной  графикой как  видом  искусства.

Изучение  возможностей  программы  Adobe  PhotoShop.

 

 

 

 

Обучение  рисованию  в  программе  Adobe  PhotoShop  игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление    с  художественной керамикой  и  фарфором  как  видами  декоративного  искусства.

Развитие  художественного  вкуса, интеллектуальной  и  эмоциональной  сферы.

 

 

 

Ознакомление  с  художественным  стеклом  как  видом  декоративного  искусства.

Развитие  способности  оценивать  окружающий  мир  по  законам  красоты. Знакомство  с  ремеслом  стеклодувов.

 

 

Изучение  приёмов  стилизации животных  и  птиц в  декоративном  искусстве.  Ознакомление  с  мифологической  символикой. Петух-солнце,  лев-власть и др. Развитие  умения  планировать  и  работать  в  коллективе.

 

 

 

 

Ознакомление  с  художественным  как  видом  декоративного  искусства.

Развитие  умения  анализировать.

Развитие  представлений  о  роли  декоративного  искусства.

 

 

 

Ознакомление  с  художественным  текстилем.

Знакомство  с  мастерством  ручной росписи  ткани, видами  батика.

 

 

 

Ознакомление  с  художественным  текстилем.

Знакомство  с  мастерством  ручной росписи  ткани,  видами  батика.

 

 

Обучение  выполнению  сетчатых  орнаментов.

Формирование  умения  использовать  цветовые  контрасты  и  нюансы,  тёплые  и  холодные  цвета.

 

 

 

 

 

 

Проверка  развития  восприятия  и  вкуса  учащихся.  Проверка  умения  декорировать  объекты,   различать  изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение  умению  копировать  палехские  деревья.

Развитие  устойчивого  интереса  к  художественным  традициям  своего  народа.

 

 

Знакомство  с  традиционными  народными  художественными  промыслами  России.

 

 

 

Воспитания  любви  к  традиционным  народным  художественным  промыслам.

Знакомство  с  традициями  архангельских  и  чукотских  косторезов.

 

 

 

 

Знакомство  с  традиционным  русским  женским  костюмом.

Обучение  выполнять  эскизы  женских  головных  уборов  и  сарафанного  комплекса.

 

 

Знакомство  с  традиционным  русским  мужским  костюмом; обувью;  традициями  одежды  народов  Севера  и Кавказа.

Знакомство  с  музеем  утюга

(г. Переславль - Залесский).

 

 

 

Ознакомление  с  музеями  самоваров  и  пряников (г. Тула).

 

 

 

 

 

Проверка  развития  восприятия  и  вкуса  учащихся.  Проверка  умения  декорировать  объекты,   различать  изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  представлений  об  архитектуре  как  виде  искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение  формообразования  на  основе  фигуры  человека.

Обучение  выполнению  эскизных  дизайнерских  проектов.

 

 

 

Обучение  конструированию  игрушек.  Выполнению  панно  из  природных  материалов.

Развитие  умения  декорировать упаковку.

 

 

 

Проверка  умения  планировать  работу, конструировать,  моделировать  из бумаги,  картона.

Проверка  развития  творческого  воображения,  способности  оценивать  окружающий  мир  по  законам  красоты.

Знакомится  с  выдающимися  произведениями  художников.

Выражать   собственное  отношение  к  героизму  к  классическому  и  современному  искусству.

Рисовать  композицию  «Семейное  чаепитие» (гуашь).

 

 

Познакомится  с  пропорциями  фигуры  человека.

Решать  творческую  задачу: наметить  пропорции  фигуры  человека  и  схему  движения.

 

 

 

 

 

Познакомиться  с  пропорциями  лица человека: длина  глаз. Волос, основание  носа и  др. Научиться  передавать ( графически)  эмоции  на  лице.

 

 

 

 

Изучить  способы  изображения  книги (с.39).

Изображать  глубину  пространства  на  плоскости  с  помощью  элементов  линейной  перспективы.

 

 

 

 

Наблюдать  природу  и  природные  явления, различать  их  характер.

Решать  творческую  задачу: рисовать  на  альбомном  листе  композиции  по  выбору.

 

 

 

 

Выражать  собственное  эмоциональное  отношение к  книжной графике  как  искусству.

Учиться  у  мастеров  использовать  средства  выразительности  (линию, штрих, пятно  для  наилучшего  воплощения  замысла.

 

 

 

 

 

Знакомиться  с  каллиграфией  как  видом  искусства.

Декорировать  с  помощью  каллиграфических  знаков(петелек и др.) на  тонированной  бумаге  пером  или  тушью  зайчика  или  слона.

 

 

 

 

 

Знакомиться  с  компьютерной  графикой  как  видом  искусства.

Выражать  собственное  мнение.

Осуществлять  пошаговый  и  итоговый  контроль  по  результатам  самостоятельной  работы (с.52).

 

 

 

Изучить  порядок  работы (с.53 учебника).

Выполнить  на  компьютере  контурные  рисунки «Девочка  с  собачкой»,  «Игрушечный  мишка».

Распечатать  рисунки  и  раскрасить  их.

 

 

 

Сравнивать  произведения  графики,  классифицировать  их  по  видам  и  жанрам.

Выполнить  задания (с.54-55  учебника).

Сделать  фотоколлаж  «Ребята  и  зверята».

 

 

 

 

 

Выражать  собственное  мнение.

Различать  керамику  тонкую (фаянс, фарфор) и  грубую. Выполнить задания (с.60-63  учебника).

Решать  творческую  задачу:  лепить, расписывать  и  декорировать  скульптуру  «Девочка  с  птицей»(глина  и  пластилин).

 

 

Познакомить  с  мастерством стеклодувов.

Выполнить  задания (с.64-67 учебника).  Искать  информацию  о  составе  стекла  и  способах  изготовления  изделий  из  него.

 

 

 

 

Познакомиться  с  мифологическими  символами  петух, лев,  медведь  и  их  использование  в  декоративном  искусстве.

Изучить  порядок  работы  (с.68-69).

Расписать  декоративную  тарелку  «Петушок».

 

 

 

 

 

Выражать  собственное  мнение.

Соотносить  новую  информацию  с  имеющими  знаниями. Выполнить  задание (с.70-75).

Выполнить  эскиз фонарей  или нарисовать  чугунную  ограду  с  кружевными  узорами (карандашом, фломастером, белый  или  цветной  фон).

 

 

 

Анализировать  приёмы  изображения  объектов.  Познакомиться  с  ручной  росписью  ткани, традициями  и  видами  батика.  Выполнить  задание (с.76-79).

 

 

 

Узнать  о  технологии  изготовления  валенок.  Познакомиться  с  музеем валенок.  Составить  коллекцию  изображений  «Сёстры  и  братья  валенок».  Презентация.

 

 

 

Выполнить  сетчатый  орнамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использовать  разнообразные  приёмы  декорирования.

Сделать  декоративный  коврик  «Стрекозы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скопировать  деревья  с  изделий  палехских  мастеров  (карандаш  и  гуашь).

 

 

 

 

Повторить  элементы  орнамента  вологодского  кружева (белая  гуашь,  цветной  фон).

 

 

 

Решить  творческую  задачу:  нарисовать  эскиз  карандашницы  из  кости, украшенной  резьбой ( белый  карандаш  на  цветном  фоне).

 

 

 

.

 

 

Выполнить  эскизы  русских  народных  костюмов.

Изготовить  праздничные  головные  уборы  русского  Севера.

 

 

 

 

Выполнить  эскизы  русских  народных  костюмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарисовать  эскиз  подарочного  пряника в  тульских  традициях.

Осуществить  поиск  информации  про  пряник-козулю.  Расписать  его  красками (гуашь).

 

 

 

Группировать, сравнивать  произведения  народного  искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проследить  взаимосвязь  формы  и  функции  объекта,  то  есть его  назначения.

Конструировать  из  плотного  картона  автомобиль  и  скамейку для  детской  комнаты  (используя  с.114-117).

 

 

 

 

 

 

 

«Человек  в  дизайне»,  использовать  с.118-127.

Решать  творческую  задачу: выполнить  эскизы  моделей  современной  одежды в альбоме  на  основе  бионических  форм.

 

 

 

Анализировать  средства  выразительности  и материалы (с.128-131).

Сделать  лесных  человечков  или  зверюшек  из  шишек. Веток  и  др.

 

 

 

 

Создать  творческие  портреты  из  одежды  и  многое  другое.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Планета знаний""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

    приобщение школьников к миру изобразительного ис­кусства, развитие их творчества и духовной культуры;

    освоение первичных знаний о мире пластических ис­кусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архи­тектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и культу­ры восприятия произведений профессионального и народ­ного изобразительного искусства; нравственных и эстети­ческих чувств: любви к родной природе, своему народу, Ро­дине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

    эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сфе­ру личности, способствующая обогащению этой сферы, раз­витию эмоциональной отзывчивости личности на произве­дения искусства как на отражение человеческих пережива­ний, эмоций, чувств;

    ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокуль­турной среде по высшим духовно-нравственным и эстети­ческим критериям;

    арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негатив­ных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

     информационная функция, обеспечивающая расши­рение общего и художественного информационного про­странства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизу­альных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет ре­шать следующие задачи:

     сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духов­но-нравственном развитии;

     сформировать познавательный интерес и положитель­ное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

     ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание кра­соты как ценности; потребности в художественном творче­стве и в общении с искусством;

     сформировать представления о видах и жанрах изоб­разительного искусства, в том числе об архитектуре, дизай­не как видах искусства, об основных видах народного и де­коративно-прикладного искусства;

     сформировать практические умения и навыки в вос­приятии, анализе и оценке произведений искусства; обу­чить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази­тельности произведений искусства;

     обучить теоретическим и практическим основам ри­сунка, живописи, композиции, лепки;

     обучить основам народного и декоративно-прикладно­го искусства;

     обучить основам дизайна (элементам проектирова­ния, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

     развить у школьников способность выражать в твор­ческих работах своё отношение к окружающему миру;

     обучить элементарным умениям, навыкам, спосо­бам художественной деятельности;

     обучить основным средствам художественной вырази­тельности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, ком­позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

     обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред­ставления, изобразительные способности;

     развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления со­держания обучения, что даёт возможность постепенно рас­ширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народ­ного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представ­ление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невоз­можна ориентация в потоке художественной информации.

 

Учебно-методический комплект:

4    класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб­ник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабо­чая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобра­зительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 081 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 306
    • DOCX 54.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пономарева Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пономарева Наталья Викторовна
    Пономарева Наталья Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13140
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе