Главная / Начальные классы / Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Неменский Б.П.

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Неменский Б.П.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



1.

Пояснительная записка…………………………………………………………….

3

2.

Учебно-тематический план………………………………………………………..

4

3.

Критерии оценки…………………………………………………………………...

5

4.

Планируемые результаты обучения учащихся…………….……………………..

6

5.

Календарно-тематическое планирование ………………………………………..

8

6.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………………………………….………………….


14

7.

Лист корректировки рабочей программы...............................................................

15


Приложение 1. Контрольно-измерительные материалы ………………..………

16










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  5. Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).

  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год.

  7. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству Неменского Б.П., Горяевой Н.А. Неменской Л.А. Питерских А.С. (Москва «Просвещение», 2011 г.).

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

  • Тип программы: программа начального общего образования.

  • Сроки освоения программы: 1 год.

  • Объем учебного времени: 34 часа.

  • Форма обучения: очная .

  • Режим занятий: 1час в неделю

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;

  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.




УЧЕБНО-Тематический план


№ п\п

Название раздела

Количество часов

1

Истоки искусства твоего народа

9ч.

2

Древние города нашей земли

7ч.

3

Каждый народ – художник

10ч.

4

Искусство объединяет народ

8ч.


Всего

34ч.


СОДЕРЖАНИЕ

Истоки искусства твоего народа

Пейзаж родной земли

Образ традиционного русского дома (избы)

Украшения деревянных построек и их значение

Деревня — деревянный мир

Образ красоты человека

Народные праздники

Древние города нашей земли

Древнерусский город-крепость

Древний город и его жители

Древнерусские воины-защитники

Художник и зрелище

Древние города Русской земли

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах

Каждый народ – художник

Образ художественной культуры Японии

Образ художественной культуры Древней Греции

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Многообразие художественных культур в мире

Искусство объединяет народ

Все народы воспевают материнство

Все народы воспевают мудрость старости

Сопереживание — великая тема искусства

Герои, борцы и защитники

Юность и надежды

Искусство народов мира
















КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Формы контроля:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ


- Конференция

достижений учащихся

-анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


Этапы оценивания детского рисунка:

  • как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены


Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  • Актуальность проблемы

  • Корректность методов исследования

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • Характер общения участников проекта

  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей

  • Умение аргументировать свои заключения, выводы

  • Эстетика оформления проекта


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

- Учиться планировать работу в группе;

- Учиться распределять работу между участниками проекта;

- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

знать/понимать:

- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познава­тельные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетиче­ские явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных ма­териалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- приобрести навыки художественного восприятия различ­ных видов искусства, начальное понимание особенностей образ­ного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- научиться анализировать произведения искусства, обрес­ти знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать ху­дожественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельно­сти, а также приобрести навыки коллективного творчества, уме­ние взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных по­строений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художест­венного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при вос­приятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения лю­дей, в создании среды жизни и предметного мира;

- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). |

уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

- анализировать произведения искусства;

- активно использовать различные термины и понятия;

- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.








Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

Оборудование

Дата

Предметные

УУД

По плану (неделя)

Факт.

1



Истоки искусства твоего народа(9ч)

Осенний вернисаж

1

Познакомить детей с красотой осеннего пейзажа; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, воображение, творческую фантазию,

художественный вкус.. Познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки.

Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусствам в понимании красоты русской женщины; учиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.


Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в изобразительной форме

Предметные:

Рисование с натуры и представлению

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент. Декоративно-прикладное творчество.

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.



2

Пейзаж родной земли

1

слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов



3

Гармония жилья с природой

1

Альбом, гуашь, кисти.



4

Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

слайды деревянных ансамблей



5

Образ русского человека (женский образ)

1

Альбом, гуашь, акварель, кисти,




6

Образ русского человека (мужской образ)

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля




7

Воспевание труда в искусстве

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




8

Народные праздники



1

Дать представления о проведении ярмарки; познакомить с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания уч-ся по теме: «Историки родного искусства»; укреплять меж предметные связи. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.

Личностные:

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

Регулятивные:

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

Предметные:

Конструирование из цветной и белой бумаги

Выполнение эскизов.

Альбом, цв. карандаши, пастель.



9

Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусста»

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




10

Древние города нашей земли(7ч)

Древнерусский город крепость

1

Бумага, ножницы, клей.



11

Древние соборы

1

Тушь, палочка, перья.




12

Древний город и его жители

1

Бумага, ножницы, клей.




13

Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно.

1

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.




14

Города русской земли

1

Бумага, ножницы, клей.



слайды «Древние палаты Московского Кремля»;



15

Узорочье теремов



1

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать художественно эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры.

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

Дать представление о Олимпийских игр в Древней Греции; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; воспитывать интерес к архитектуре.

Личностные:

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

Регулятивные:

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные:

учиться распределять работу между участниками проекта;

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Конструктивное строение: объемное изображение фигур

Выполнение эскизов.

Альбом, гуашь, кисти.



16

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.



17

Каждый народ – художник(10ч)

Образ японских построек

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.



18

Отношение к красоте природы в японской культуре

1

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.



19

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.



20

Искусство народов степей

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.



21

Образ художественной культуры средней Азии

1




22

Образ красоты древнегреческого человека

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.



23

Древнегреческая архитектура

1

Бумага, ножницы, клей.



24

Олимпийские игры в древней Греции

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




25

Средневековая архитектура Европы

1

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.



26

Средневековые готические костюмы

Коллективное панно.


1


Дать представление, о едином образе ма­тери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и уме­ние в изображении человека; воспитывать уважение к женщине, к матери.

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; учить выделять средства художественной выразительности; развивать воображение, творчество и композицион­ное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; со­вершенствовать изобразительные навыки; развивать композици­онное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему жи­вому.

Личностные:

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные:

Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)


Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




27

Обобщение по теме каждый народ художник

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




28

Все народы воспевают материнство

1

Бумага, гуашь, кисть Рафа­эль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская ма­донна»; Б. Неменский. «Тишина»



29

Все народы воспевают мудрость старости

1

Альбом, гуашь, кисти.

портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.



30

Сопереживание великая тема искусства

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. : С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».




31

Герои борцы и защитники

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.




32

Герои борцы и защитники

1

В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля»



33

Юность и надежды

1

Альбом, цв. карандаши, пастель, гуашь, кисти.




34

Искусство народов мира. Контрольная работа.

1

Детские работы



ИТОГО:

34 часа



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


УМК (авторская программа, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта, и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ)

1.

Примерная программа начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторская программа начального общего образования по изобразительному искусству Неменского Б.П., Горяевой Н.А. Неменской Л.А. Питерских А.С. (Москва «Просвещение», 2011 г.).

2.

Изобразительное искусство.Учебник Неменская Л.А. под ред. Неменского Б.М. Просвещение 2011

Методическая литература для учителя

1.

«Методическое пособие по изобразительному искусству». Неменский Б.М. Просвещение 2011

Дополнительная литература для учителя и учащихся

1.

Фонохрестоматия музыкального материала - (CD mp3)

Интернет-ресурсы и другие цифровые образовательные источники

1.

www.nachalka.info

Оборудование и приборы

1.

Компьютер, интерактивная доска. Звуковые пособия на электронных носителях





ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата проведения,

класс

Содержание корректировки

(тема урока)

Причины корректировки

Основание

Подпись заместителя директора по УВР
































































































































































































































2


Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Неменский Б.П.
  • Начальные классы
Описание:

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре  и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

Автор Селиванова Светлана Иосифовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 43364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓