Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

Рабочая программа для 1 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 225»

по изобразительному искусству



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Основной программы начального общего образования по изобразительному искусству МБОУ «СОШ №225», составленной на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ Москва, изд. «Просвещение», 2010 г

  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 225»

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 225»

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.



Структура документа

  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и основные содержательные линии;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  • оснащенность учебного предмета;

  • планируемые результаты изучения учебного предмета.







2. Общая характеристика учебного предмета


Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

3. Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»


В соответствии с учебным планом в 4 классах на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится по 1 часу в неделю, всего 34 учебных часа в год.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы


Результаты освоения программы младшими школьниками предполагается рассматривать через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • и художественных музеев своего региона;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


5. Содержание учебного предмета


Учебный материал в рабочей программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно - нравственную сущность художественного образования:

  1. «Виды художественной деятельности»

  2. «Азбука искусства»

  3. «Значимые темы искусства»

  4. «Опыт художественно - творческой деятельности»

Первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно – нравственную эмоционально – ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия, в которых обучающийся может получить художественно – творческий опыт. Все блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно – ориентационную и деятельностную. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания:

Содержательная линия: «Виды художественной деятельности» - 2 часа

Восприятие произведений искусства. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.


Содержательная линия: «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?» - 4 часов

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ— в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низко и высоко, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


Содержательная линия: «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» - 21 час

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).


Содержательная линия: «Опыт художественно-творческой деятельности» - 7 часов

Участие в различных видах изобразительной, декоративно - прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Распределение часов на учебный год


п\п

Содержательные линии

Количество часов

1

Виды художественной деятельности

2

2

Азбука искусства (обучение основам художественной грамотности). Как говорит искусство?

4

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

21

4

Опыт художественно – творческой деятельности

7

Всего количество часов за учебный год:

34ч


Содержательная линия «Виды художественной деятельности» - 2 часа

урока

четверти


Тема урока

6

I

«Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение»

6

II

«Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города»

Содержательная линия «Азбука искусства (обучение основам художественной грамотности). Как говорит искусство?» - 4 часа

1

II

«Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского зодчества. Древнерусский город-крепость»

2

II

«Конструкция и символика древне - русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объёмов в организации пространства»

4

II

«Развитие навыков ритмической организации листа, изображении пейзажа. Города Русской земли. Самостоятельная работа»

5

II

«Архитектурная среда и памятники древнего зодчества. Узорочье теремов»

Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» - 21 час

1

I

«Пейзаж родной природы. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы»

2

I

«Пейзаж родной природы. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы»

3

I

«Роль природных условий в характере культурных традиций народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища»

4

I

«Роль природных условий в характере культурных традиций народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища»

5

I

«Представление народа о мужской и женской красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях, отраженные в русском изобразительном искусстве, сказках, песнях»

7

I

«Образ русского человека в произведениях художников. Викторины, кроссворды»

3

II

«Образ человека в традиционной русской культуре. Древнерусские воины – защитники Отечества»

1

III

«Восприятие и оценка шедевров мирового искусства. Образ художественной культуры Японии»

2

III

«Восприятие и оценка шедевров мирового искусства. Образ художественной культуры Японии»

3

III

«Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях»

4

III

«Образ человека в искусстве разных народов мира. Искусство народов гор и степей. Контрольная работа (тест)»

5

III

«Образ художественной культуры Средней Азии»

6

III

«Образ художественной культуры Средней Азии»

7

III

«Образ художественной культуры Древней Греции»

8

III

«Образ художественной культуры Древней Греции»

9

III

«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире. Презентация, защита проекта»

10

III

«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире. Презентация, защита проекта»

4

IV

«Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства»

5

IV

«Героическая тема в искусстве разных народов. Жанр портрета»

6

IV

«Тема любви, дружбы, семьи в искусстве»

7

IV

«Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве»

Содержательная линия «Опыт художественно – творческой деятельности» - 7 часов

8

I

«Праздник - народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей»

7

II

«Передача с помощью цвета характера персонажей, его эмоциональное звучание. Праздничный пир в теремных палатах»

8

II

«Передача с помощью цвета характера персонажей, его эмоциональное звучание. Праздничный пир в теремных палатах»

1

IV

«Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства. Все народы воспевают материнство»

2

IV

«Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Все народы воспевают мудрость старости»

3

IV

«Искусство разных народов несёт в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства»

8

IV

«Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства - духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Отчетная выставка творческих работ»


Содержание учебного материала


Тема года - «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли» – 34 часа


I четверть «Истоки родного искусства» (8 ч)


1 – 2. Пейзаж родной природы. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы.

3 – 4. Роль природных условий в характере культурных традиций народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища.

5. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение.

6. Представление народа о мужской и женской красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях, отраженные в русском изобразительном искусстве, сказках, песнях

7. Образ русского человека в произведениях художников. Викторины, кроссворды.

8. Праздник - народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей.


II четверть «Древние города нашей Земли» (8 ч)


1. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского зодчества. Древнерусский город-крепость

2. Конструкция и символика древне - русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объёмов в организации пространства.

3. Образ человека в традиционной русской культуре. Древнерусские воины – защитники Отечества.

4. Развитие навыков ритмической организации листа, изображении пейзажа. Города Русской земли. Самостоятельная работа.

5. Архитектурная среда и памятники древнего зодчества. Узорочье теремов. Роль контраста в композиции и отражение природной красоты в орнаментах

6. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

7 - 8. Передача с помощью цвета характера персонажей, его эмоциональное звучание. Праздничный пир в теремных палатах


III четверть «Каждый народ — художник» (10 ч)


1 - 2. Восприятие и оценка шедевров мирового искусства. Образ художественной культуры Японии

3. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа

4. Образ человека в искусстве разных народов мира. Искусство народов гор и степей. Контрольная работа (тест)

5 - 6. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ художественной культуры Средней Азии

7 - 8. Художественные культуры мира - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Образ художественной культуры Древней Греции

9 - 10. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире. Презентация, защита проекта


IV четверть « Искусство объединяет народы» (8 ч)


  1. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства. Все народы воспевают материнство

  2. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Все народы воспевают мудрость старости

  3. Искусство разных народов несёт в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

  4. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства.

  5. Героическая тема в искусстве разных народов. Жанр портрета.

  6. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.

  7. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.

  8. Вечные темы в искусстве. Отчетная выставка творческих работ


6. Тематическое планирование и виды учебной деятельности


четверти


Наименование темы четверти

Количество часов



Темы уроков


Виды деятельности обучающихся

1

«Истоки родного искусства»

8

Пейзаж родной природы. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы


Роль природных условий в характере культурных традиций народов России. Единство декоративного строя в украшении жилища.


Представление народа о мужской и женской красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях, отраженные в русском изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение.


Образ русского человека в произведениях художников. Викторины, кроссворды.


Праздник - народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей.


Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Овладевать навыками конструирования, создавать коллективное панно способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

2

«Древние города нашей Земли»

8

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского зодчества. Древнерусский город-крепость


Конструкция и символика древне - русского каменного храма, смысловое значение его частей.


Образ человека в традиционной русской культуре. Древнерусские воины – защитники Отечества.


Развитие навыков ритмической организации листа, изображении пейзажа. Города Русской земли. Самостоятельная работа.


Архитектурная среда и памятники древнего зодчества. Узорочье теремов.


Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.


Передача с помощью цвета характера персонажей, его эмоциональное звучание. Праздничный пир в теремных палатах


Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства.

Понимать и анализировать конструкцию древнерусской архитектуры. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Интересоваться историей своей страны.

Сотрудничать в процессе создания коллективной работы.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусств, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения и т. д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, приемам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

3

«Каждый народ — художник»

10

Восприятие и оценка шедевров мирового искусства. Образ художественной культуры Японии



Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.


Образ человека в искусстве разных народов мира. Искусство народов гор и степей. Контрольная работа (тест)


Образ художественной культуры Средней Азии


Образ художественной культуры Древней Греции


Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире. Презентация, защита проекта


Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использовать контраст для усиления эмоционально - образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать: растения, животных, человека, природу, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных широт.

4

« Искусство объединяет народы»

8

Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства. Все народы воспевают материнство


Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Все народы воспевают мудрость старости


Искусство разных народов несёт в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.


Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие качества и чувства.




Героическая тема в искусстве разных народов. Жанр портрета.


Тема любви, дружбы, семьи в искусстве.


Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.


Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства - духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Отчетная выставка творческих работ


Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства и мудрость старости. Развивать навык композиционного изображения. Развивать навыки воспроизведения искусства. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении различных событий : грусти и радости.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки детского творчества. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Понимать смысл знаков – образов народного искусства и знаково – символический язык декоративно – прикладного искусства.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру и эмоциональному состоянию.


7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В результате изучения учебного предмета у обучающихся будут сформированы:

основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства. Будут формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Содержательная линия «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

  • Эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Содержательная линия «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека) в живописи, графике, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержательная линия «Опыт художественно – творческой деятельности»

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • составлять композиции с учётом замысла;

Выпускник получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей



  1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Программы по изобразительному искусству

1. Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.

2. Примерные программы по предметам. Начальная школа. Часть 2. Москва «Просвещение»2010 год

3. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского (Просвещение 2009 год)

4. Рабочие программы «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2013 год


Учебники по изобразительному искусству и методические пособия по предмету

  • Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 1 класса/ Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2013 год)

  • Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротнева Е.И. и др. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 классы (Просвещение 2006)

  • Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работа. – М.: Просвещение, 1983

  • Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

  • Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.

  • Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

  • Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

  • Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2007.

  • Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992. Методические пособия по темам четверти: «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство», «Реальность и фантазия», «Чем и как работают художники»

  • Учебно – наглядные пособия к урокам: схемы изображения животных, поэтапное изображение архитектурных зданий, шаблоны


Печатные пособия

  1. Портреты русских и зарубежных художников.

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.

  6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Информационно – коммуникативные средства

  1. Мультимедийные обучающие художественные программы.

  2. Электронные библиотеку по искусству.

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.


Технические средства обучения

  1. CD/DVD – прогрыватели.

  2. Телевизор.

  3. Аудиовидеомагнитофон.

  4. Компьютер с художественным программным обеспечением.

  5. Слайд – проектор.

  6. Мультимедиапреотор.Экран.

  7. Магнитная доска


Экранно – звуковые пособия

  1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

  2. Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам изобразительного искусства; творчеству отдельных художников; народным промыслам; художественным стилям и технологиям


Учебно - практическое оборудование

Краски акварельные, гуашевые. Тушь. Гелевые ручки. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки. Кисти беличьи № 2,3,4,5,6,8, 10. Кисти из щетины № 1 – 20. Стеки. Ножницы.



Наглядный и дидактический материал

Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное и дидактическое пособие

«Русский костюм»

«Архитектурные памятники Древней Руси. Храмы»

«Русский праздник»

«Теремные палаты»

«Русские воины – защитники»

«Древнерусский город-крепость»

«Японский традиционный дом. Национальный костюм»

«Средневековый замок. Костюм эпохи средневековья»

Искусство народов нашей страны и мира


Визуальная форма объяснения задания. Работа со схемами и таблицей

2

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек

«Статика, движение в композиции»

Композиция:

  • космические дали;

  • праздник в городе;

  • мудрость старости;

  • материнство;

  • сюжет на военную тематику;

  • тема радости и горя в искусстве;

Определение различных вариантов построения композиции

3

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Различные виды орнамента»


Орнамент:

  • деревянное кружево;

  • национальная вышивка разных стран и народов;

  • греческий орнамент

  • костюм народов мира


Демонстрация возможных вариантов построения орнамента


Интернет – ресурсы для подготовки учебного материала


п/п

Название ресурса

Ссылка

Краткая аннотация

1.

Государственный Эрмитаж

http://www.hermitagemuseum.org/


Сайт, рассказывающий о Эрмитаже, в котором хранятся настоящие шедевры мировой культуры. Сайт позволяет совершить прогулку по всем этажам этого замечательного музея

2.

Государственная Третьяковская Галерея

http://www.tretyakov.ru/


Официальный сайт Государственной Третьяковской Галереи. Мы можем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции и временным выставкам галереи, окунуться в мир искусства и насладиться великими шедеврами известных мастеров.


3.

Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина

http://www.museum.ru/gmii/


Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Содержит справочную информацию, историю музея с момента его создания до сегодняшних дней. Предоставляет возможность пройти по всем залам музея

4.

Русский музей

http://www.rusmuseum.ru/


Сайт Государственного Русского музея. Подробный рассказ об истории музея и его сегодняшнем дне, возможность знакомства с шедеврами коллекций.

5.

Музей Лувр

http://www.louvre.fr/


Официальный сайт музея. История. Описание коллекции. Виртуальная экскурсия. Веб - журнал музея. Программа выставок, лекций, симпозиумов, фильмов, концертов. Библиография, список аудио, видео, интерактивной продукции музея.

6.

Искусство России

http://www.artrussia.ru/


Галерея шедевров русского изобразительного искусства из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, областных музеев и галерей России. Каталог современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сведения о художниках. Аукцион. Книги и статьи. Материалы журнала "Искусство России": новости, обзоры, арт - справочник. Форум.








Приложение

Критерии оценивания детской творческой работы:


Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание.

Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.

Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность лини, штриха, мазка.

Обще впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.


Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умет владеть техникой и материалами. Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умет применить полученные знания на практике; правильно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно - графическими материалами автор владеет слабо. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Критерии оценки при тестировании: все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

Отметка:

91-100% - отлично;

76-90% - хорошо;

51-75% - удовлетворительно;

менее 50% - неудовлетворительно;

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Тема урока

Виды контроля

Форма контроля

Каждый народ Земли – художник (3 четверть, 9 и 10 уроки)

Текущий

Презентация, защита проекта

Древние города нашей земли (2 четверть, 4 урок)

Письменный

Самостоятельная работа

Искусство народов гор и степей (3 четверть, 4 урок)

Письменный

Контрольная работа (тест)

Истоки родного искусства (1 четверть, 5 урок)

Образ русского человека в произведениях художников (1 четверть, 7 урок)

Текущий



Итоговый

Викторины, кроссворды



Викторины, кроссворды

Вечные темы в искусстве (4 четверть, 8 урок)

Итоговый

Отчетная выставка творческих работ


















Количество

часов

1четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

Итого:

8

8

10

8

34

Контрольные и самостоятельные работы, викторины, кроссворды

2

1

1

1

5

Экскурсий

1

1

1

1

4

Защита проекта, отчётные выставки детских работ

1

1

1

1

5



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.




Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Вопросы для самоанализа:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________

  2. Наиболее трудным мне показалось______________________________________________

  3. Я думаю, это потому, что ____________________________________________________

  4. Самым интересным было _____________________________________________________

  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________

  6. Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________

Итоговая самооценка качества проведенного проекта



Критерии оценивания

Результат



Комментарий учителя

Получилось

Получилось частично

Не получилось

Тема и цель сформулированны точно





Исследование отвечает на проблемный вопрос





Используются несколько источников информации





Грамотно составлено устное сообщение при защите





Проект составлен грамотно и соответствует заявленной теме







Критерии оценки презентации к проекту

Оформление презентации

Оценка одноклассников

Оценка педагога

Самооценка

Использование дополнительных эффектов в программе Power Point (смена слайдов, звук, графика)




Титульный слайд с информационным заголовком




Единый стиль оформления слайдов




Содержание материала соответствует заявленной теме




Слайды составлены в логической последовательности




Содержание материала подтверждено видио, фотоматериалами, иллюстрациями




Библиография с перечнем всех используемых источников информации ( в том числе и Интернета)




Наличие заключительного слайда






Планирование и готовность обучающегося к защите проекта

1. Главная цель моего выступления:

_____________________________________________________________________________________

2. Что мне необходимо подготовить к выступлению:

_____________________________________________________________________________________

3. О чём именно я буду рассказывать при ащите проекта:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Памятка «Самооценка готовности к защите проекта»



  1. Я роверил готовность всего материала, который мне понадобится

  2. Я прорепетировал своё выступление перед зеркалом, близкими родными и др.

  3. Я определил сколько времени займёт моё выступление

  4. Я скинул на флешку свою презентацию, буклет и т.д.



Критерии оценивания публикации проекта

Содержание

Оценка одноклассников

Оценка педагога

Самооценка

Максимальное количество баллов

Работа раскрывает тему исследования




20

Грамотность составления текста




15

Выводы, результаты




20

Дизайн оформления




15

Общее впечатление от публикации




20

Соблюдение орфографических правил




10

Всего баллов:







Рецензия на выступление участника проекта

  1. Я оцениваю работу__________________________________________________________________

  2. Из выступления одноклассников я узнал______________________________________________

  3. Больше всего в его защите проекта мне понравилось

___________________________________________________________________________________

  1. Благодаря выступлению моего одноклассника я научился

___________________________________________________________________________________

  1. Сам выступающий мне понравился тем, что (понятно излагал свой материал, тактично реагировал на замечания одноклассников и др.)

___________________________________________________________________________________

  1. Выступающему я советую (предлагаю) в следующий раз

___________________________________________________________________________________

Аналитический лист продвижения по проекту

Ученик_______________________ ____ класса

___________________________________________



Этап

Выполнил

в срок

Частично выполнил

Не выполнил

в срок

Поиск информации




Систематизация информации




Оформление проекта




Составление плана защиты проекта




Защита проекта










Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.

 

 

Автор Голуб Елена Борисовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 414
Номер материала 19543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓