Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Колыванская средняя
общеобразовательная школа
№ 1»
«Рассмотрено
на заседании ШМО»
Руководитель
МО
_____Л.Г.
Кравченко
Протокол
№ 1 от
«27»
августа 2014г.
|
«Согласовано»
Зам.
директора по УВР
МБОУ
«Колыванская» СОШ №1
_______
Н.А. Торопова
«28»
августа 2014г.
|
«Утверждено»
Директор школы
______О.Ю.
Третьякова
Приказ
№ от
«30»
августа 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Изобразительное искусство»
4 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2014г.
Составитель:
Кравченко Л.Г., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014
- 2015 г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по изобразительному
искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное
общее образование, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное
искусство» в 1-4 классах, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изобразительное искусство
в начальной школе является базовым предметом.
Цель
учебного предмета – формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной.
Основными задачами
преподавания изобразительного искусства являются:
-овладение знаниями
элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в
области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и
аппликации;
- развитие у детей
изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это
дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его
изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности
обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Место предмета «Изобразительное искусство»
в учебном плане
В соответствии с
образовательной программой на изучение учебного предмета «Изобразительное
искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям
об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии
мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом
знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так,
чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач
курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству
должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика,
а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только
тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются
с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности
ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер
художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно
постичь только через собственное переживание — проживание художественного
образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение
художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая
способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В
этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено
ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит
развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных
критериев жизни.
Тема четвертого класса – «Каждый
народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся
традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской
красоте, так отличаются праздники. Дети научатся видеть, что объединяет
разнообразие народных культур.
В четвертом классе возрастает
значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль
играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное
представление о культуре народа.
Целью художественного воспитания
и обучения в четвертом классе является формирование представления о
многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о
духовной красоте человека.
Практическая творческая работа с
целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих
направлениях:
·
Использование
различных художественных материалов, приемов и техник;
·
Изображение
предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти,
представлению и на основе фантазии;
·
Передача
характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку,
обществу;
·
Выражение
настроения художественными средствами;
·
Компановка
на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
·
Использование
в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
·
Использование
знаний графической грамоты;
·
Использование
навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения
средствами аппликации и коллажа;
·
Овладение
навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
Сотрудничество с
товарищами в прцессе совместного воплощения общего замысла.
Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств:
·
Изобразительная
художественная деятельность;
·
Декоративно
художественная деятельность;
·
Конструктивная
художественная деятельность.
Планируемые
результаты освоения программы
Программа обеспечивает
достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов
освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Предмет «Изобразительное искусство»
дает возможность формировать все виды универсальных учебных действий:
формировать основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении
с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства, развивать образное мышление, наблюдательность и воображение,
формировать основы духовно-нравственных ценностей личности.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-формировать
эстетические потребности – потребности общения с искусством, природой.
-овладевать
навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
деятельности под руководством учителя;
-
сотрудничать с товарищами , соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
-формировать
эстетические чувства, художественное мышление, наблюдательность и фантазию;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся
научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять
пошаговый и итоговый контроль по результату;
-Адекватно
воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
ставить новые учебные задачи;
-проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.
Познавательные: обучающийся
научится:
-осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
-строить
рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать
аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять
расширенный поиск информации;
-осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Коммуникативные: обучающийся
научится:
-допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
-задавать
вопросы;
-формулировать
собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-содействовать
разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-видеть
многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
-различать
основные и составные цвета;
-делать
осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к
изображаемому;
-смешивать
краски и работать кистью, получать желаемые оттенки;
-применению
художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
-способности
использовать различные художественные материалы;
-умению
компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный образ;
-
навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыкам изображения средствами
аппликации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать
образную природу искусства;
-давать эстетическую
оценку явлений природы, событий окружающего мира;
-способности
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
Содержание
учебного предмета
Каждый народ – художник (изображение , украшение, постройка в
творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
1-2.Пейзаж родной земли.
3-4. Деревня — деревянный мир.
5-6.Красоты человека.
7-8.Народные праздники (обобщение темы).
Древние
города нашей Земли
9. Родной угол.
10.Древние соборы.
11.Города Русской земли.
12.Древнерусские воины-защитники.
13. Новгород. Псков. Владимир. Суздаль.
Москва.
14.Узорочье теремов.
15.Пир в теремных палатах (обобщение
темы).
Каждый
народ — художник
16-17.Страна Восходящего солнца.
18-19.Народы гор и степей.
20. Города в пустыне.
21-23 Древняя Эллада.
24-25.Европейские города Средневековья.
26.Многообразие художественных культур в
мире (обобщающий урок).
Искусство
объединяет народы
27-28.Материнство.
29.Мудрость
старости.
30.Сопереживание.
31.Герои-
защитники.
32.Юность и
надежды.
33.Искусство
объединяет народы (обобщение темы).
34.Каждый народ –
художник (обобщающий урок учебного года).
Учебно-тематический
план
№
|
Тема
урока
|
Часы
|
1
|
Истоки родного искусства
|
8
ч.
|
2
|
Древние города нашей земли
|
7
ч.
|
3
|
Каждый народ - художник
|
11
ч.
|
4
|
Искусство объединяет народы.
|
8
ч.
|
|
Итого:
|
34
ч.
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения
изобразительного искусства четвероклассники научится:
- понимать, что
приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла
окружающего предметного мира;
- понимать, что
предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями
духовной культуры;
- понимать, что
окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего
общения;
- работать с
пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать
элементарные приемы изображения пространства;
- правильно
определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые
термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура,
натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные
типы музеев;
- сравнивать
различные виды изобразительного искусства;
-называть народные
игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать
различные художественные материалы.
Четвероклассник
получит возможность научиться:
- использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения
изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при
посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и
др.;
- использовать приобретенные навыки
общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального
состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и
умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства,
приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных
видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать
основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Для выполнения поставленных
учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды
деятельности:
·
Рисование
с натуры (рисунок, живопись)
·
Рисование
на темы и иллюстрирование (композиция)
·
Декоративная
работа
·
Лепка
·
Аппликация
с элементами дизайна
·
Беседы
об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС,
структура и содержание программы «Изобразительное искусство» направлены на
достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается
посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости
понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения, на
формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные
материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.),на развитие способности
к самооценке и к самоконтролю.
Объектом оценки
результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является
способность учащихся решать учебно - познавательные и учебно-практические
задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и
учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности
отдельных учеников помогают коллективные работы. Система коллективных работ
дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов
реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности
учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Критериями оценивания работ
являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое
решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность
выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая
реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме,
название рисунка)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.