Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Рабочая программа для 3 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 225»

по изобразительному искусству

1 час в неделю

34 часа в год

1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Основной программы начального общего образования по изобразительному искусству МБОУ «СОШ №225», составленной на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;

Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ Москва, изд. «Просвещение», 2010 г

Учебного плана МБОУ «СОШ № 225»

Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 225»


Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.


Структура документа

пояснительную записку;

общую характеристику учебного предмета;

место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и основные содержательные линии;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

оснащенность учебного предмета;

планируемые результаты изучения учебного предмета.



2. Общая характеристика учебного предмета


Цель учебного предмета - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Художественно - эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно - визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

3. Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч в год.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

Результаты освоения программы младшими школьниками предполагается рассматривать через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;


5. Содержание учебного предмета


Учебный материал в рабочей программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно - нравственную сущность художественного образования:


  1. «Виды художественной деятельности»

  2. «Азбука искусства»

  3. «Значимые темы искусства»

  4. «Опыт художественно-творческой деятельности»


Первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно – нравственную эмоционально – ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия, в которых обучающийся может получить художественно – творческий опыт. Все блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно – ориентационную и деятельностную. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания:


Содержательная линия «Виды художественной деятельности» - 5 часов

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, пере дача общего через единичное. Отражение в произведения: пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России


Содержательная линия «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?» - 6 часов

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ — в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низко и высоко, больше и меньше, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» - 18 часов

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Родина моя — Россия. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.


Содержательная линия «Опыт художественно-творческой деятельности» - 5 часов

Участие в различных видах изобразительной, декоративно - прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов



Содержательная линия «Виды художественной деятельности» - 5 часов в год


урока

четверти


Тема урока

3

1

«Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Мамин платок»

6

1

«Художественное конструирование и дизайн. Поздравительная открытка»

1

2

«Искусство вокруг нас сегодня. Памятники архитектуры — наследие веков. Самостоятельная работа»

7

3

«Театр кукол. Проект театральной куклы. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Презентация, защита проекта»

8

4

«Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отчетная выставка творческих работ»


Содержательная линия «Азбука искусства (обучение основам художественной грамотности). Как говорит искусство?» - 6 часов


4

1

«Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Виды ритма. Обои и шторы в твоем доме»

5

1

«Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Твои книжки»

2

3

«Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами»

4

3

«Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоциональное состояние. Художник в театре»

5

3

«Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа»

8

3

«Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Афиша и плакат к спектаклю»


Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» - 18 часов


1

1

«Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Твои игрушки придумал художник»

2

1

«Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Создание моделей предметов быта окружения человека»

7

1

«Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения»

2

2

«Художественное конструирование и оформление парков, скверов, бульваров»

3

2

«Художественное конструирование и оформление ажурных оград»

4

2

«Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей»

5

2

«Художественное конструирование и оформление витрин магазинов»

6

2

«Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов различного вида транспорта»

1

3

«Особенности художественного творчества. Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища»

3

3

«Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия»

6

3

«Истоки и современное развитие кукольного театра. Эмоциональная и художественная выразительность образов театральных персонажей»

1

4

«Ведущие художественные музеи России. Музеи в жизни города. Викторины, кроссворды»

2

4

«Ведущие художественные музеи России. Музеи в жизни города. Викторины, кроссворды»

3

4

«Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе. Жанр пейзажа»

4

4

«Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к человеку. Жанр портрета»

5

4

«Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к миру вещей. Жанр натюрморта»

6

4

«Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Картины исторические и бытовые»

7

4

«Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Картины исторические и бытовые»







Содержательная линия «Опыт художественно – творческой деятельности» - 5 часов

8

1

«Особенности художественного творчества: художник и зритель. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)»

7

2

«Представление о роли изобразительных искусств в жизни человека. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)»

8

2

«Представление о роли изобразительных искусств в жизни человека. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)»

9

3

«Особенности художественного творчества: художник и зритель. Праздник в городе»

10

3

«Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное»



Содержание учебного материала

Тема года - «Искусство вокруг нас» – 34 часа


I четверть. Искусство в твоем доме (8 ч)


1 Тема. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Твои игрушки придумал художник.

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Знакомство с Абашевским народным промыслом Пензенского края.


2 Тема. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Создание моделей предметов быта окружения человека.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.


3 Тема. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Мамин платок.

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.


4 Тема. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Виды ритма. Обои и шторы в твоем доме.

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.


5 Тема. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.


6 Тема. Художественное конструирование и дизайн. Поздравительная открытка

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.


7 Тема. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения.

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники?


8 Тема. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.


II четверть. Искусство на улицах твоего города (8 ч)


1 Тема. Искусство вокруг нас сегодня. Памятники архитектуры — наследие веков. Самостоятельная работа

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.


2 Тема. Художественное конструирование и оформление парков, скверов, бульваров.

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.


3 Тема. Художественное конструирование и оформление ажурных оград.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

4 Тема. Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей.

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.


5 Тема. Художественное конструирование и оформление витрин магазинов.

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).


6 Тема. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов различного вида транспорта.

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).


7 – 8 Тема. Представление о роли изобразительных искусств в жизни человека. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.


III четверть. Художник и зрелище (10 ч)

1 Тема. Особенности художественного творчества. Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища.

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.


2 Тема. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Продолжение построения композиции, её цветовое решение.


3 Тема. Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия.

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

4 Тема. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоциональное состояние. Художник в театре

Роль художника гримера, декоратора. Занавес и его декоративное назначение к спектаклю. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).


5 Тема. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.


6 Тема. Истоки и современное развитие кукольного театра. Эмоциональная и художественная выразительность образов театральных персонажей.

История зарождения театрального искусства. Виды театра. Появление первого театра в нашем городе. Роль художника в театральном искусстве.


7. Тема. Театр кукол. Проект театральной куклы. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Презентация, защита проекта

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.


8 Тема. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Афиша и плакат к спектаклю

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.


9 Тема. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Праздник в городе.

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику.


10 Тема. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.


IV четверть. Художник и музей (8 ч)


1 – 2 Тема. Ведущие художественные музеи России. Музеи в жизни города. Викторины, кроссворды

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.


3 Тема. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе. Жанр пейзажа.

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении


4 Тема. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к человеку. Жанр портрета.

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).


5 Тема. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к миру вещей. Жанр натюрморта.

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.


6 - 7 Тема. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Картины исторические и бытовые.

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).


8 Тема. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отчетная выставка творческих работ

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Экскурсия на выставку

6. Тематическое планирование и виды учебной деятельности


четверти


Наименование разделов


Количество часов


Тема урока


Виды деятельности обучающихся

1

Искусство в твоем доме

8

Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта. Твои игрушки придумал художник.


Создание моделей предметов быта окружения человека. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.


Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Мамин платок.


Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Виды ритма. Обои и шторы в твоем доме.


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Твои книжки


Художественное конструирование и дизайн. Поздравительная открытка


Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения.


Особенности художественного творчества: художник и зритель. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использовать контраст для усиления эмоционально - образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

2

Искусство на улицах твоего города

8

Искусство вокруг нас сегодня. Памятники архитектуры — наследие веков. Самостоятельная работа.


Художественное конструирование и оформление парков, скверов, бульваров.


Художественное конструирование и оформление ажурных оград.


Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей.


Художественное конструирование и оформление витрин магазинов.


Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов различного вида транспорта.


Представление о роли изобразительного искусства в жизни человека. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных широт.

Различать основные составные, теплые, холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусств, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения и т. д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.






3

Художник и зрелище

10

Особенности художественного творчества. Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища.


Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.


Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия.


Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоциональное состояние. Художник в театре


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в художественном конструировании. Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.


Истоки и современное развитие кукольного театра. Эмоциональная и художественная выразительность образов театральных персонажей.


Театр кукол. Проект театральной куклы. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Презентация, защита проекта


Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Афиша и плакат к спектаклю


Особенности художественного творчества: художник и зритель. Праздник в городе.


Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, приемам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм животного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа. Выполнять простые макеты.


4

Художник и музей

8

Ведущие художественные музеи России. Музеи в жизни города. Викторины, кроссворды.


Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе. Жанр пейзажа.


Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к человеку. Жанр портрета.


Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к миру вещей. Жанр натюрморта.


Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека. Картины исторические и бытовые.


Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отчётная выставка творческих работ.

Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Понимать смысл знаков – образов народного искусства и знаково – символический язык декоративно – прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно – творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Обобщать в рисунке природной формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных промыслов России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали жизнь человека.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру и эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи своего региона.



7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Содержательная линия «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Содержательная линия «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.


Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержательная линия «Опыт художественно – творческой деятельности»

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • конструировать из природных материалов;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей



8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программы по изобразительному искусству

1. Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.

2. Примерные программы по предметам. Начальная школа. Часть 2. Москва «Просвещение»2010 год

3. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского (Просвещение 2009 год)

4. Рабочие программы «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2013 год


Учебники по изобразительному искусству и методические пособия по предмету

  1. Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 3 класса/ Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2013 год)

  2. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротнева Е.И. и др. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 классы (Просвещение 2006)


Печатные пособия

  1. Портреты русских и зарубежных художников.

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.

  6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Информационно – коммуникативные средства

  1. Мультимедийные обучающие художественные программы.

  2. Электронные библиотеку по искусству.

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Технические средства обучения

  1. CD/DVD – прогрыватели.

  2. Телевизор.

  3. Аудиовидеомагнитофон.

  4. Компьютер с художественным программным обеспечением.

  5. Слайд – проектор.

  6. Мультимедиапреотор.

  7. Магнитная доска

  8. Экран.


Экранно – звуковые пособия

  1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

  2. Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам изобразительного искусства; творчеству отдельных художников; народным промыслам; художественным стилям и технологиям


Учебно - практическое оборудование

  1. Краски акварельные, гуашевые.

  2. Тушь. Гелевые ручки. Фломастеры. Восковые мелки. Пастель.

  3. Бумага А3, А4. Бумага цветная.

  4. Кисти беличьи № 1 – 20. Кисти из щетины

  5. Стеки.

  6. Ножницы.


Наглядный и дидактический материал к урокам


Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Игрушки»


«Народные промыслы»

«Посуда»

Эскиз игрушки и посуды

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Схема композиции»

Мамин платок

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»


«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живописные композиции на тему: «Натюрморт, пейзаж, портрет»

холодная гамма зимы;

танец контрастных цветов;

царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Подборка демонстрационных карточек


«Музеи мира»

«Интерьер зала музея»


Композиция «Интерьер зала музея»


Определение различных вариантов построения композиции

5

Наглядные пособия


Подборка образцов

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент растительный и геометрический

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Цирковое представление

«Виды театральных кукол»

Зрелищные виды искусства

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы»

Натюрморт:

натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);

натюрморт из геометрических фигур;

натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

«Искусство вокруг нас»

Наглядный материал к каждой теме урока

Визуальная форма объяснения материала

9

Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

портрет мамы;

автопортрет с другом;

веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие

Детские рисунки

Пособие и таблицы по цветоведению и композиции

«Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева»

Пейзаж:

этюды деревьев с натуры;

зарисовки природных мотивов;

живописные этюды неба на состояние;

тематический пейзаж

Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания



Интернет – ресурсы для подготовки учебного материала


п/п

Название ресурса

Ссылка

Краткая аннотация

1.

Государственный Эрмитаж

http://www.hermitagemuseum.org/


Сайт, рассказывающий о Эрмитаже, в котором хранятся настоящие шедевры мировой культуры. Сайт позволяет совершить прогулку по всем этажам этого замечательного музея

2.

Государственная Третьяковская Галерея

http://www.tretyakov.ru/


Официальный сайт Государственной Третьяковской Галереи. Мы можем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции и временным выставкам галереи, окунуться в мир искусства и насладиться великими шедеврами известных мастеров.

3.

Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина

http://www.museum.ru/gmii/


Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Содержит справочную информацию, историю музея с момента его создания до сегодняшних дней. Предоставляет возможность пройти по всем залам музея

4.

Русский музей

http://www.rusmuseum.ru/


Сайт Государственного Русского музея. Подробный рассказ об истории музея и его сегодняшнем дне, возможность знакомства с шедеврами коллекций.

5.

Музей Лувр

http://www.louvre.fr/


Официальный сайт музея. История. Описание коллекции. Виртуальная экскурсия. Веб - журнал музея. Программа выставок, лекций, симпозиумов, фильмов, концертов. Библиография, список аудио, видео, интерактивной продукции музея.

6.

Искусство России

http://www.artrussia.ru/


Галерея шедевров русского изобразительного искусства из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, областных музеев и галерей России. Каталог современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сведения о художниках.

7.

Библиотека изобразительного искусства

http://www.artlib.ru/



8.

История изобразительного искусства. Музеи и галереи

http://www.arthistory.ru/museum.htm



Приложение

Критерии оценивания детской творческой работы:


Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание.

Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.

Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность лини, штриха, мазка.

Обще впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.


Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умет владеть техникой и материалами. Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умет применить полученные знания на практике; правильно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно - графическими материалами автор владеет слабо. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Критерии оценки при тестировании: все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

Отметка:

91-100% - отлично;

76-90% - хорошо;

51-75% - удовлетворительно;

менее 50% - неудовлетворительно;

Текущий и итоговый контроль может осуществляться в форме «нулевого среза» (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». Планируемый результат: различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • различать произведения разных видов пластических искусств;

  • видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры и др. (могут быть предложены художественные произведения русских и зарубежных художников, фотографии и фрагменты фильмов, изображающие природу в ярких состояниях);

  • понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать в собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств, используя выразительные возможности их художественных материалов.


Примеры заданий

Умение различать произведения разных видов пластических искусств.

Задания базового уровня:

Рассмотри первые шесть репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши радом с названием вида искусства номер репродукции, относящийся к данному виду.

Дополнительное задание повышенного уровня

Выполни то же задание для последних четырех репродукций.

Живопись _________________

репродукции

Рисунок___________________

репродукции

Скульптура _________________

репродукции

Дизайн ___________________

репродукции

Декоративно – прикладное искусство _______________________________

репродукции

Архитектура ___________________________

репродукции


Репродукции для рассмотрения

1. Собор Василия Блаженного в Москве.

2. И.П. Мартос Памятник Минину и Пожарскому.

3. И И. Левитан. «Золотая осень».

4. Современные предметы быта (например, посуда, светильники, мебель).

5. В.А. Ватагин. Рисунки животных.

6. Изделия декоративно - прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская или гжельская посуда, кружева).

7. М.А.Врубель. «Царевна - Лебедь».

8. В.М. Васнецов «Витязь на распутье».

9. Изделия декоративно – прикладного искусства (гобелен, чеканка, резьба по дереву или по кости, филимоновская или дымковская игрушка).

10. Э.М.Фальконе. Памятник Петру в С. – Петербурге.


Умение видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы (человека, животного, явления), выраженную средствами живописи, рисунка, скульптуры.

Задание:

создайте сюжетную композицию на плоскости или в объеме на одну из предложенных ниже тем. Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выберите самостоятельно.

Тематика композиций

1-й блок тем «Земля – наш общий дом».

Темы композиции: «Осенняя пора», «Весна пришла», «Летняя гроза», «В далекой стране», «Где бы я хотел побывать».

2 – й блок тем «Родина моя – Россия».

Темы композиции: «Мой город», «В деревне», «Русская деревня», «Труд народов нашей страны», «Народный герой», «Иллюстрация к русской народной сказке».

3 – й блок тем «Человек и человеческие взаимоотношения».

Темы композиции: «Моя семья», « Мои друзья», «На перемене», « В цирке», «Праздник», « Я и мой любимый зверь».

4 –й блок тем «Искусство дарит людям красоту».

Темы композиции: выполнение проекта предметов быта (чайного сервиза, игрушки, настольной лампы, предмета детской мебели); выполнение проекта детской площадки; выполнение проекта оформления книги.

Художественный материал для выполнения композиций:

для композиций на плоскости (живопись, графика): гуашь, пастель;

для композиций в объеме: пластилин, глина.

Умение понимать образное содержание произведений разных видов пластических искусств и выражать собственной художественной деятельности эмоциональное отношение к изображаемому средствами разных видов пластических искусств, используя выразительные возможности их художественных материалов.

Задание базового уровня:

создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ дерева: «Дуб – богатырь», или «Березка – девица красавица», передав эмоциональное состояние природы.

Задание повышенного уровня:

создай с помощью линии, штриха, пятна выразительный образ, передав контрастные эмоциональные состояния природы: «Дуб – богатырь» и «Дуб – злой колдун» или «Березка – девица – красавица» и «Береза – баба–яга».


Раздел «Азбука искусства». Как говорит искусство?»

Планируемый результат:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;

  • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно - творческой деятельности.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • понимать, с какой целью художники используют в своих картина основные и составные, теплые и холодные цвета, смешения хроматических цветов с белой и черной красками;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;  понимать смысл смешения хроматических цветов с белой и черной красками для передачи эмоционального состояния изображаемого и использовать в воплощении художественного замысла собственной учебно-творческой деятельности.

Примеры заданий

Умение понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета, смещения хроматических цветов с белой и черной красками.

Задание базового уровня

Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Определи, какие цвета преобладают в картине – теплые или холодные. Как ты думаешь, какое настроение хотел передать художник? Ответ: в картине преобладают _____________ цвета. Это, наверное, связано с тем, что художник хотел ________________________________________.

Задание повышенного уровня

Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, теплые или холодные цвета преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу:

а) укажи знаком V преобладающие цвета

б) коротко опиши настроение, передаваемое картиной.

Автор и название картины

Какие цвета

преобладают в картине?

Какое настроение хотел передать художник зрителям?

И.И. Левитан.

«Золотая осень»

  • теплые

  • холодные


Н.К. Рерих.

«Небесный бой»

  • теплые

  • холодные


А.А. Рылов.

« В голубом просторе»

  • теплые

  • холодные


Т.Н. Яблонская.

«Хлеб»

  • теплые

  • холодные


К.Ф. Юон.

«Мартовское солнце»

  • теплые

  • холодные


Умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

Задание базового уровня:

создай мазками кисти цветовую гамму на основе теплой или холодной палитры. Например, для одной из композиций в теплых тонах: «Жаркий день», «Путешествие в Африку», «Караван в пустыне». Или для одной из композиций в холодных тонах: «Среди льдов Антарктиды», «Дождливый вечер», «Утренний туман».

Задание повышенного уровня:

создай мазками кисти цветовую гамму, включающую одновременно холодные и теплые цвета, переходящие друг в друга или контрастирующие. Например, для одной из композиций: «Костер в ночи», «Закат на море», «Рябина в снегу», «Снегири прилетели».

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Планируемый результат: осознавать главные темы искусства и отражать их в собственно художественно-творческой деятельности. Умения, характеризующие достижение этого результата:

определять основную тему произведения изобразительного искусства;

соотносить необходимость использования средств художественной выразительности для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения;

использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла.

Примеры заданий

Умение определять основную тему произведения изобразительного искусства (что хотел показать, передать зрителю художник).

Задание базового уровня:

рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Тропинина «Кружевница», определи основную тему произведения. Запиши ответ.

Ответ:_______________________________________________________

Задание повышенного уровня:

Рассмотри предложенную репродукцию картины И.И. Левитана «Над вечным покоем», определи основную тему произведения. Запиши ответ.

Ответ: ______________________________________________________

Умение соотносить необходимость использования средств художественной выразительности (композиции, цвета, линии) для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения.

Задание базового уровня:

рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Васнецова «Царевна - лягушка». Определи тему картины и средства художественной выразительности, использованные художником для раскрытия произведения. Запиши.

Ответ: тема картины____________________________________________

Для раскрытия темы художник использовал следующие средства:________________

Задания повышенного уровня:

Рассмотри предложенные репродукции картин В.М. Васнецова «Царевна – лягушка»,

М.А.Врубеля «Царевна – лебедь».Сравни эмоциональное состояние обеих картин, определи средства художественной выразительности, использованные художниками для раскрытия темы. Запиши свой ответ.


Пример викторины:

  • Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.

  • Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)

  • Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)

  • Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)

  • Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.



Игра «Угадай и нарисуй»

Можно провести соревнование между командами-рядами.

1. Она красива и мила,

Хоть имя ей дала зола. (Золушка)

2. Любит маленьких детей,

Любит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

4. Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)



Упражнение «Найди недостаток в портрете»

Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие. Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.



Игра «Какое слово здесь лишнее?»

Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага

(Пенал)

Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.

(Архитектура)



Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильное и подчеркните его.

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И. Левитан рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты


2.

Композиция рисунка – это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги


3.

Какие цвета являются «теплыми»?

А) красный, желтый, оранжевый

Б) голубой, синий, фиолетовый

В) красный, желтый, синий

Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый


4.

Перечисли основные цвета:

А) голубой, фиолетовый, коричневый

Б) черный, белый, серый

В) красный, синий, желтый

Г) розовый, зеленый, оранжевый


5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика


При подведении итогов выявляются две позиции: неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов; точность ответа оценивается в 1 балл. Общий подсчет баллов:

Первый уровень………меньше 4 баллов

Второй уровень …… от 5 до 6 баллов

Третий уровень …… от 7 до 8 баллов

I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  3. Тестирование



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.



Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.



Выполнение практической части программы

Распределение учебных часов и количество проверочных работ

1четверть

2четверть

3 четверть

4 четверть

Итого:

8

8

10

8

34

Контрольные и самостоятельные работы, тесты, викторины, кроссворды

1

2


2

5

Экскурсий

1

1

1

1

4

Защита проекта, отчётные выставки творческих работ

1

1

1

1

4



Контроль уровня обученности

Тема урока

Виды контроля

Форма контроля

Театр кукол. Проект театральной куклы. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы ( 7 урок, 3 четверть)

Текущий

Презентация, защита проекта

Искусство вокруг нас сегодня. Памятники архитектуры — наследие веко в (1 урок, 2 четверть)

Представление о роли изобразительного искусства в жизни человека (7 урок, 2 четверть)

Особенности художественного творчества: художник и зритель (8 урок, 1 четверть)

Письменный

Самостоятельная работа



Контрольная работа





Самостоятельная работа

Ведущие художественные музеи России. Музеи в жизни города (1, 2 уроки, 4 четверть)

Текущий


Викторины, кроссворды

Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве (8 урок, 4 четверть)

Что сделал художник на улицах моего города (8 урок, 2 четверть)


Итоговый





Итоговый

Отчетная выставка творческих работ

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения используем метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод используется в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________

Наиболее трудным мне показалось______________________________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________________________

Самым интересным было _____________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________

Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________

Итоговая самооценка качества проведенного проекта



Критерии оценивания

Результат



Комментарий учителя

Получилось

Получилось частично

Не получилось

Тема и цель сформулированы точно





Исследование отвечает на проблемный вопрос





Используются несколько источников информации





Грамотно составлено устное сообщение при защите





Проект составлен грамотно и соответствует заявленной теме







Критерии оценки презентации к проекту

Оформление презентации

Оценка одноклассников

Оценка педагога

Самооценка

Использование дополнительных эффектов в программе Power Point (смена слайдов, звук, графика)




Титульный слайд с информационным заголовком




Единый стиль оформления слайдов




Содержание материала соответствует заявленной теме




Слайды составлены в логической последовательности




Содержание материала подтверждено видио, фотоматериалами, иллюстрациями




Библиография с перечнем всех используемых источников информации ( в том числе и Интернета)




Наличие заключительного слайда








Планирование и готовность обучающегося к защите проекта

1. Главная цель моего выступления:

___________________________________________________________________________

2. Что мне необходимо подготовить к выступлению:

___________________________________________________________________________

3. О чём именно я буду рассказывать при ащите проекта:

___________________________________________________________________________



Критерии оценивания публикации проекта

Содержание

Оценка одноклассников

Оценка педагога

Самооценка

Максимальное количество баллов

Работа раскрывает тему исследования




20

Грамотность составления текста




15

Выводы, результаты




20

Дизайн оформления




15

Общее впечатление от публикации




20

Соблюдение орфографических правил




10






Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

 

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.

Автор Голуб Елена Борисовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 532
Номер материала 19540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓