СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
_____________/____________/
Соколова Е. В.
ФИО
Протокол № _1__
от «_29_»___08_2014_г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 19
_____________/______________/
Шелмакова Г. К.
ФИО
«_29_»____08__2014___г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СОШ № 19
_____________/______________/
Меркулов В. В.
ФИО
Приказ № ___
от «29__»______08_2014_г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Баевой Елены Валериевной
Ф.И.О., категория
по предмету изобразительное искусство 2 «Б» класс
Предмет,
класс и т.п.
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол №
_1___
от
«_29_»____08___2014_ г.
2014_ - 2015_ учебный год
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР МОУ СОШ № 19
_____________/______________/
Шелмакова Г. К.
ФИО
«_29_»_____08_______2014__г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 19
_____________/______________/
Меркулов В. В.
ФИО
«_29_»__08________2014_г.
|
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет изобразительное искусство.
Классы ____2 «Б»___
Учитель: Баева Елена Валериевна
Количество часов: 34_________; в неделю:1_ ч.
Плановых контр. работ (диктантов) _____,
практ. (соч.)_______,
изл.(сам.работ) ___.
Планирование составлено на основе: указать
документ (название, автор, издательство, год издания) Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство.
1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), 2011г
1.
Учебник
(название, автор, издательство, год издания) Коротеева
Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной
школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная
литература Александров
В. В. История русского искусства: Краткий справочник школьника.- Мн.: Харвест,
2007г.
Пояснительная записка
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное
искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), М.:
Просвещение, 2011г.
Изобразительное
искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с
остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели
курса:
-
воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России
и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
-
развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества
в художественной деятельности;
-
освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;
-
овладение
элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Данные цели
реализуются в конкретных задачах обучения:
-
совершенствование эмоционально-образного
восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление
художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура
и пр.);
-
формирование навыков работы с различными
художественными материалами.
Основные
содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе
представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность
и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения
развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых
в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих
форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа
«Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального
практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками
различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.),
постоянную смену художественных материалов.
Практическая
творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками
представлена в следующих направлениях:
-
использование различных художественных
материалов, приемов и техник;
-
изображение предметного мира, природы и
человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе
фантазии;
-
передача характера, эмоционального
состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
-
выражение настроения художественными
средствами;
-
компоновка на плоскости листа и в объеме
задуманного художественного образа;
-
использование в художественно-творческой
деятельности основ цветоведения;
-
использование знаний графической грамоты;
-
использование навыков моделирования из
бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и
коллажа;
-
передача в творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
овладение навыками коллективной
деятельности в процессе совместной работы 5 команде одноклассников под
руководством учителя;
-
сотрудничество с товарищами в процессе
совместного воплощения общего замысла
Для
реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
2.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.
Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского.
- М.: Просвещение, 2013.
3.
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2
класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Учебно-тематический план
№
|
Содержание программного
материала
|
Количество часов
|
1
|
Чем и как работают художники
|
8ч
|
2
|
Реальность и фантазия
|
7ч
|
3
|
О чём говорит искусство
|
8ч
|
4
|
Как говорит искусство
|
8ч
|
5
|
Резерв
|
Зч
|
|
ИТОГО
|
34 часа
|
|
Содержание программы (34 часа)
№
п/п
|
Наименование разделов /
Количество часов
|
Содержание программного
материала
|
Универсальные учебные действия
|
1
|
Чем и как работают художники
(8 часов)
|
Выразительные возможности
через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность
материалов при работе в объёме.
|
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования.
|
2
|
Реальность и фантазия (7 часов)
|
Формирование художественных
представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение
реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
|
Понимать условность и субъективность
художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы,
выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в
материализованной форме.
|
3
|
О чём говорит искусство (8
часов)
|
Выражение характера в
изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и
его характера, выраженный
|
Эмоционально откликаться на образы
персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания,
радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать
|
|
|
|
в объёме. Изображение природы в
разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
|
характерные черты внешнего
облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов.
Передавать с помощью цвета характер и
эмоциональное состояние природы, персонажа.
|
4
|
Как говорит искусство (8 часов)
|
Цвет как средство выражения.
Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.
|
Различать основные тёплые и холодные
цвета. Передавать с помощью ритма движение и
эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на
заданную тему, используя средства выражения.
|
5
|
Резерв (3 часа)
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу
обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об
основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах
народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и
составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся
отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать
различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства).
В
результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и
применять главные средства художественной выразительности живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной
художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные
действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и
повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений
искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В
результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
-
понимать, что такое деятельность художника
(что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких
материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски
и пр.);
-
узнавать основные жанры (натюрморт,
пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика,
скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного
искусства;
-
называть известные центры народных
художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
-
различать основные (красный, синий,
желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
-
различать теплые (красный, желтый,
оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся
отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного
искусства (графики, живописи, декора- тивно-прикладного искусства, скульптуры и
архитектуры);
-
использовать художественные материалы
(гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
-
применять основные средства художественной
выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и
воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы
и музыки;
-
пользоваться простейшими приемами лепки
(пластилин, глина);.
-
выполнять простейшие композиции из бумаги
и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
-
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной
творческой деятельности;
-
воспринимать произведения изобразительного
искусства разных жанров;
-
оценивать произведения искусства
(выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного
искусства, народного творчества и др.;
-
применять практические навыки
выразительного, использования линии и штриха, пятна, цвета, формы,
пространства в процессе создания композиций.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет
формироваться:
-
эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
-
толерантное принятие разнообразия культурных
явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
-
художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
-
способность к художественному познанию
мира;
-
умение применять полученные знания в
собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
-
навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
-
стремление использовать художественные
умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У
второклассника продолжится формирование:
-
умения видеть и воспринимать
проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
желания общаться
с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений искусства;
-
активного использования
языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для
освоения содержания разных учебных предметов;
-
обогащения
ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
-
мотивации
и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и
предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
художественного замысла;
-
способности оценивать
результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У
второклассника продолжатся процессы:
-
формирования
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;
-
формирования
основ художественной культуры, в том числе на материале художественной
культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как
ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладения
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
-
овладения
элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.);
-
овладения навыками
коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников
под руководством учителя;
-
развития навыков сотрудничества
с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии
оценивания
Объектом
оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является
способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного
оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при
определении итоговой оценки. Преодолению неуспешное™ отдельных учеников
помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и
способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает
возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих
возможностей.
Оценка
деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются
качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого
приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению
работать самостоятельно или в группе).
Критериями
оценивания работ являются следующие параметры:
оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания
объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование
различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации
работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
ИЗО 2 класс «Школа России»
дата
|
№ п/п
|
№
|
тема
|
тип
урока
|
основные
виды учебной деятельности
|
планируемые
результаты освоения материала
|
УУД
|
1 четверть / 8 часов /
|
|
|
|
Чем
и как работают художники / 8 ч /
|
|
|
|
|
1
|
1
|
«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие
многоцветье мира.
|
Урок введения в новую тему
|
Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её
цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать
с кистью.
|
Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение
строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе
личного опыта и наблюдений.
|
Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на
практике основами цветоведения. Осуществлять самоконтроль и корректировку
хода работы и конечного результата.
|
|
2
|
2
|
«Радуга на грозовом небе»
Пять красок - всё богатство цвета и тона.
|
Комбинированный
|
Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её
цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за
природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного
рисунка.
|
Знание художников, изображающих природу. Умение
изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и
материалами художника. Понимать разницу в изображении природы.
|
Осуществлять поиск информации, используя материалы
представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в
совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ
и реализации несложных проектов.
|
|
3
|
3
|
«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их
выразительные возможности
|
Урок-сказка.
|
Познакомиться с другими материалами для изображения:
мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе
дальше», «больше-меньше».
|
Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за
природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение
пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.
|
Создавать элементарные композиции на заданную тему,
используя такие материалы, как мелки или пастель. Использовать правила для
передачи пространства на плоскости в изображениях природы.
|
|
4
|
4
|
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.
|
Урок-проект.
|
Познакомиться с новым видом выразительности изображения.
Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
|
Знание видов выразительности, правил техники безопасности
при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать
в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при
выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного
результата.
|
|
5
|
5
|
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности
графических материалов.
|
Урок-удивление.
|
Познакомиться с другими материалами выразительностями:
тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии
разной выразительности. Овладение приёмами работы с тушью и углём.
|
Знание о выразительных возможностях линии, точки, тёмного
и белого пятен. Умение пользоваться новыми материалами для выразительности
изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами.
|
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств художественных произведений. Овладевать основами языка графики.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
|
|
6
|
6
|
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в
объёме.
|
Урок-сказка.
|
Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение
за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно
составить план работы по изготовлению работы.
|
Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными
материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в
пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве.
|
Анализировать образцы, определять материалы,
контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и
реализовывать его.
|
|
7
|
7
|
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
|
Комбинированный
|
Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод
плоскости листа в разнообразные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки,
гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.
|
Знание понятия «макет», этапов постройки сооружений.
Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии
с замыслом, работать в группе.
|
Участвовать в совместной творческой деятельности при
выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
моделировать.
|
|
8
|
8
|
«Композиции из сухих трав и цветов».
Для художника любой материал может стать выразительным.
|
Урок обобщения и систематизации
Урок- выставка.
|
Сделать вывод о способах выразительности в художественных
произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для
изготовления изделий.
|
Знание способов выразительности в художественных
произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы
выразительности в изображении природы и животных.
|
Анализировать образец, определять материалы,
контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
|
2 четверть
|
|
|
|
Реальность
и фантазия / 7 ч /
|
|
|
|
|
9
|
1
|
«Наши
друзья - птицы»
Изображение
и реальность.
|
Урок-игра.
|
Рассказывать о красоте природы,
о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность
лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности
животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных.
|
Знание понятия «пропорция».
Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные
черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника
(начинать изображение с общего абриса).
|
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении. Использовать правила
пропорции при изображении животного.
|
|
10
|
2
|
«Сказочная птица». Изображение и
фантазия.
|
Урок-сказка.
|
Осознать связь фантазии с
реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных
и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов.
Использовать в индивидуальной деятельности гуашь.
|
Знание правил рисования с натуры.
Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности
оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и
птиц.
|
Участвовать
в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
|
|
11
|
3
|
«Веточки деревьев с росой и
паутинкой». Украшение и реальность.
|
Комбинированный
|
Наблюдать за разнообразием
объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов.
Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изображать при помощи
линий.
|
Знание правил рисования с натуры.
Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные
особенности - форму, величину, расположение игл; правильно разводить
гуашевые краски.
|
Учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
12
|
4
|
«Кокошник». Украшение и фантазия.
|
Урок
совместного творчества.
|
Наблюдение за конструктивными
особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты
различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент
кокошника.
|
Знание понятия «орнамент»; приёма
выполнения узора на предметах декоративноприкладного искусства; известных
центров народных художественных промыслов. Умение выполнять кистью простейшие
элементы растительного узора для украшения кокошника.
|
Анализировать образцы, определять
материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по
заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с
замыслом и реализовывать его.
|
|
13
|
5
|
«Подводный
мир». Постройка и реальность.
|
Комбинированный
|
Наблюдение за
постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно,
по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы
работы с этим материалом. Работать в группах.
|
Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение
выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать
инструкциям.
|
Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе;
конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ,
находить их недостатки и корректировать их.
|
|
14
|
6
|
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
|
Урок-фантазия.
|
Сопоставлять современные постройки и сказочные.
Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.
|
Знание
основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование
фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.
|
Анализировать образец, определять материалы,
контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
|
|
15
|
7
|
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда
работают вместе.
|
Урок-обобщение.
|
Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений,
конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.
Работать в группах.
|
Знание правил выполнения коллективной работы. Умение
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать
различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать
художественные материалы.
|
Анализировать образец, определять материалы,
контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
Формулировать собственное мнение и позицию.
|
3 четверть
|
|
|
|
О
чем говорит искусство /8 ч /
|
|
|
|
|
16
|
1
|
«Четвероногий герой».
Выражение характера изображаемых животных.
|
Урок введения в новую тему.
|
Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением
животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации
замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры,
внешний вид.
|
Знание понятия
«художник- анималист»; творчества художников В. Серова,
И. Ефимова, Т. Мавриной,
М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты
животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в
тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и
смешивать гуашевые краски.
|
Выражать своё отношение к произведению изобразительного
искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
Давать оценку своей работе по заданным критериям.
|
|
17
|
2
|
«Сказочный мужской образ».
Выражение характера человека:
изображение доброго и злого сказочного мужского образа.
|
Комбинированный
|
Анализировать картины известных
художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и
злого. Познакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах
вариативно.
|
Знание
понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять
творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения,
реализовать свой замысел.
|
Понимать взаимосвязь
изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в
характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе
по заданным критериям.
|
|
18
|
3
|
Женский образ русских сказок.
Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру
сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха).
|
Комбинированный
|
Анализировать
картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за
изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота».
Работать в группах вариативно.
|
Знание
понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять
творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения,
реализовать свой замысел.
|
Понимать
взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в
характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по
заданным критериям.
|
|
19
|
4
|
Образ сказочного героя,
выраженный в объёме.
|
Урок-проект.
|
Анализировать скульптуры.
Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев.
Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными
материалами. Работать в группах вариативно.
|
Знание основных жанров и видов
произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и
его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу;
самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках
пространственные отношения.
|
Участвовать в совместной
творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и
реализации несложных проектов. Моделировать.
Давать оценку своей работе по заданным
критериям.
|
|
20
|
5
|
«Море».
Изображение
природы в разных состояниях.
|
Комбинированный
|
Рассказывать по своим наблюдениям
о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины
художников- маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных
состояниях.
|
Знание понятия «художник-
маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную
творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы,
передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел;
правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
|
Выражать своё отношение к
произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать
в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать море на основе
своих наблюдений. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным
критериям.
|
|
21
|
6
|
«Человек и его украшения»
(сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной форме).
Выражение характера человека
через украшение.
|
Комбинированный
|
Рассмотреть предметы с элементами
декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить,
какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить
причины различия украшений одних и тех же предметов. Приводить примеры,
используя свои наблюдения. Освоить основы изобразительного языка художников.
|
Знание правил выражения характера
человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного
искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); узнавать
отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов.
|
Анализировать
и сопоставлять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать
искусство и окружающую действительность. Различать произведения ведущих
центров народных художественных ремёсел России. Понимать ценность искусства
в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
|
|
22
|
7
|
«Морской бой Салтана и пиратов»,
коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
Выражение намерений человека через украшение.
|
Урок-игра.
|
Учиться
выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются
художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению
орнамента. Делать выводы.
|
Знание
правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять
форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила
составления коллективной работы, оценивать результат.
|
Участвовать в совместной
творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и
реализации несложных проектов. Моделировать коллективное панно и давать
оценку итоговой работе.
|
|
23
|
8
|
«В
мире сказочных героев»
.В
изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли,
своё отношение к миру.
|
Урок обобщения и систематизации
|
Наблюдать
за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует
жильцу по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров - Постройки,
Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы.
Работать в группе.
|
Знание понятия «украшение».
Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для
реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и
реализовывать замысел.
|
Участвовать в совместной творческой
деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации
несложных проектов. Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно
материалов и давать оценку итоговой работе.
|
4 четверть
|
|
|
|
Как
говорит искусство / 8 ч /
|
|
|
|
|
24
|
1
|
«Замок Снежной королевы».
Цвет как средство выражения:
тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
|
Урок введения в новую тему.
|
Наблюдать
за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных
средств художник добивается того, чтобы нам
стало понятно, что и
зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнительную
эмоциональную выразительность произведению.
|
Знание
средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные
цвета. Умение высказывать простейшие суждения о
картинах; передавать
свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках
пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.
|
Участвовать
в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства
в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать замок
Снежной королевы, используя тёплые и холодные цвета. Давать оценку своей
работе и работе товарища по заданным критериям
|
|
25
|
2
|
«Весна идет».
Цвет как средство выражения:
тихие (глухие) и звонкие цвета.
|
Комбинированный
|
Беседовать о возможностях цвета в
создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали,
тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой отрывок
соответствует образу нежному и светлому, а какой - тревожный и тяжёлый.
Уяснить возможности цветов: чёрного, белого, серого. Создать шкалу оттенков
серого цвета.
|
Знание средств художественной
выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета.
Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения
и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках
пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.
|
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии
гармонии человека с окружающим миром. Изображать весеннюю землю, используя
звонкие и глухие цвета. Давать оценку своей работе и работе товарища по
заданным критериям.
|
|
26
|
3
|
«Весенний ручеёк». Линия как
средство выражения: ритм линий.
|
Комбинированный
|
Сравнивать фотографии с видами
весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими
наблюдениями. Соотнести свои представления с музыкальным произведением, с
отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с
предыдущего урока.
|
Знание понятий: «пейзаж», «ритм»;
творчества художников-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать сюжетный
рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок
на заданную тему.
|
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии
гармонии человека с окружающим миром. Изображать весенний пейзаж. Давать
оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
|
|
27
|
4
|
«Ветка».
Линия как средство выражения:
характер линий.
|
Комбинированный
|
Рассмотреть и сравнить
предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба
- мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью
линий.
|
Умение
различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного
искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для
изображения характера работы.
|
Анализировать образец, определять
материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным
критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным
критериям.
|
|
28
|
5
|
«Птички» (коллективное панно).
Ритм пятен как средство выражения.
|
Комбинированный
|
Рассмотреть
и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными
средствами они пользовались; познакомиться с ещё одним выразительным
средством - это ритм и движения пятна. Выполнить задание в технике
аппликации.
|
Знание понятий: «ритм и движения
пятна», «аппликация»; техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на
основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять;
составлять последовательность и придерживаться ритма.
|
Участвовать
в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства
в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное
панно и давать оценку итоговой работе.
|
|
29
|
6
|
«Смешные
человечки».
Пропорции
выражают характер.
|
Комбинированный
|
Наблюдать
за пропорциями - тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру.
Выполнить изделие из пластичных материалов. Закрепить основные приёмы
обработки пластичных материалов.
|
Знание
понятия «пропорция»; приёмов обработки пластичных материалов. Умение выбирать
материл для работы; выражать характер изделия через отношение между величинами
(пропорцию).
|
Анализировать образец, определять
материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по
заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.
|
|
30
|
7
|
«Весна. Шум птиц». Ритм линий и
пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
|
Урок
обобщения
|
Обобщить
свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и
следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов.
Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.
|
Знание
средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать
в группе, использовать художественные материалы, использовать средства
выразительности для изображения характера работы.
|
Участвовать
в обсуждении содержания и средств выразительности. Понимать ценность
искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром Изображать
весенний пейзаж. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным
критериям.
|
|
31
|
8
|
Обобщающий урок за год.
|
Урок-выставка.
|
Обобщить свои знания по теме года
«Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои
знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и
дать оценку совместной деятельности.
|
Знание основных жанров и видов
произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев
России; художников.
Умение высказывать простейшие
суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.
|
Участвовать
в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства
в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное
панно и давать оценку итоговой работе.
|
|
32-34
|
|
Резерв.
|
резервные
уроки строятся по усмотрению учителя (дополнения к урокам-проектам,
подготовка поздравительных открыток к праздникам, оформление кабинета к
праздникам, изготовление декораций к спектаклям и др.).
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.