Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа для 2 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 225»

по изобразительному искусству

1 час в неделю

34 часа в год


1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Основной программы начального общего образования по изобразительному искусству МБОУ «СОШ №225», составленной на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ Москва, изд. «Просвещение», 2010 г

  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 225»

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 225»

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.


Структура документа


  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и основные содержательные линии;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

  • оснащенность учебного предмета;

  • планируемые результаты изучения учебного предмета.


2. Общая характеристика учебного предмета


Уникальность и значимость рабочей программы определяются нацеленностью на духовно – нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально – ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно – нравственное воспитание.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнком с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.

В основе реализации рабочей программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способе выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.

Изучение изобразительного искусства во 2 классах направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.


3. Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ № 225»


В соответствии с учебным планом во 2 классах на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 часа в год с расчетом по 1 часу в неделю.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы


Результаты освоения программы младшими школьниками предполагается рассматривать через оценку предметных результатов, метапредметных (через оценку ключевых компетентностей), личностных результатов (через характеристику социального опыта младших школьников) с использованием современных оценочных процедур, предполагающих освоение средств и способов действия.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;


5. Содержание учебного предмета


Учебный материал в рабочей программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно - нравственную сущность художественного образования:

  1. «Виды художественной деятельности»

  2. «Азбука искусства»

  3. «Значимые темы искусства»

  4. «Опыт художественно-творческой деятельности»

Первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно – нравственную эмоционально – ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия, в которых обучающийся может получить художественно – творческий опыт. Все блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно – ориентационную и деятельностную. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания:

Содержательная линия: «Виды художественной деятельности» - 9 часов

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведения: пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни, образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).

Рисунок. Графические материалы для рисунка и приёмы работы сними. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска крыльев бабочек, переплетение ветвей деревьев и т. д.).


Содержательная линия: «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?» - 13 часов

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низко и высоко, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий: тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


Содержательная линия: «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» - 6 часов

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств, для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общее в тематике, передаваемых чувств; отношения к природе в произведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств, для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта.


Содержательная линия: «Опыт художественно-творческой деятельности» - 6 часов

Участие в различных видах изобразительной, декоративно - прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению


Содержание учебного материала

2 класс

Тема года «Ты и искусство» 34 часа


Тема I четверти « Чем и как работают художники » 8 часов

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.


1. Три основные краски цвета. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения

Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Материалы: гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: загадки по теме.


2. Белая и чёрная краски тёмное и светлое. Знакомство с различным эмоциональном звучание цвета.

Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)

Материалы: гуашь (5 красок — желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях — гроза, буря и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря — дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд: стихи по теме.


3. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Линия, штрих, пятно и художественный образ

Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.

Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.

Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

4. Выразительные возможности аппликации. Различие в изображении природы в разное время года, общие и характерные черты.


Задание: сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.

Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

5. Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образ языка графики.

Задание: Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».

Материалы: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

6. Выразительность материалов для работы в объёме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.

Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).

Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.

7. Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Макет, работа с бумагой.

Выполнение макета игровой площадки

Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.

8. Неожиданные материалы. Сходство и различие материалов. Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы четверти.


Тема II четверти «Реальность и фантазия» 8 часов


На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.

Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.

На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.

9. Изображение и реальность. Мастер изображения учит видеть мир вокруг нас.

Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно.

Материалы: для учителя — методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы — натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся — художественные материалы (гуашь — 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.

Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».


10. Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа

Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот).

Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.


11. Украшение и реальность. Природа умеет себя украшать.

Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.

Возможны несколько вариантов рисунка:

  1. на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;

  2. тем же, но на тонированной бумаге;

  3. на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.

Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).

Литературный ряд: загадки по теме.


12. Украшение и фантазия. Мастер украшения учится у природы, изучает её

Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).

Материалы: воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.

Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».

Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.


13. Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций

Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.

Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.

Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.

14. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий

Конструктивное строение из бумаги.

Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.

Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.

15 – 16.. Братья – мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы четверти.


Тема III четверти «О чем говорит искусство» 10 часов


Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

17. Выражение характера изображаемых животных. Знакомство с анималистическими произведениями

Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.

Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.

Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.


18. Изображение характера человека. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Материалы: гуашь, альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».

Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».

20. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).

Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.

Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.


21. Скульптурные произведения прошлого и настоящего. Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.


22. Изображение обращено к чувствам зрителя. Изображение природы в различных состояниях

Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.

Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.


23. Выражение характера человека через украшения. Художественное воображение и фантазия

Задание:

1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.

Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

Литературный ряд: народные песни.


24-25. Выражение намерений через украшение. Художественное конструирование и фантазия

Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.

Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».

25-26. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. Художественное конструирование и дизайн.

На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Задание:

1) Конструирование из альбомных листов разные домики.

2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.


Тема IV четверти «Как говорит искусство» 8 часов


Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.

На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.


27. Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. Борьба теплого и холодного

Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.

Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.

Литературный ряд: загадки по теме.

28. Цвет как средство выражения: «тихие» и «звонкие» цвета. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры

Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")


29. Линия как средство выражения. Ритм линий. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий

Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".


30. Линия как средство выражения. Характер линий. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий

Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (танки).


31. Ритм пятен как средство выражения. Художественное воображение и фантазия

Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.


32. Пропорция выражают характер. Художественное конструирование и дизайн

Задание: Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.

Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).

Литературный ряд: стихотворения и загадки о птицах.


33 - 34. Композиция, форма, ритм, линия, цвет, фактура средств художественной выразительности изобразительных искусств

Обобщающий урок года. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы


6. Тематическое планирование и виды учебной деятельности


четверти


Наименование раздела

Количество часов


Темы уроков


Виды деятельности обучающихся

1

Чем и как работают художники

9

Три основные краски цвета. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения.


Белая и чёрная краски тёмное и светлое. Знакомство с различным эмоциональном звучание цвета.


Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.


Выразительные возможности аппликации. Различие в изображении природы в разное время года, общие и характерные черты.


Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образ языка графики.


Выразительность материалов для работы в объёме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.


Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Макет, работа с бумагой.


Неожиданные материалы. Сходство и различие материалов. Для художника любой материал может стать выразительным.


Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Учиться различать и сравнивать оттенки цвета и тона. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Овладевать первичными знаниями перспективы. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать выразительные возможности линии, точки, пятна для создания художественного образа. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговых выставках, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2

Реальность и фантазия

7

Изображение и реальность. Мастер изображения учит видеть мир вокруг нас.


Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа.


Украшение и реальность. Природа умеет себя украшать.


Украшение и фантазия. Мастер украшения учится у природы, изучает её.


Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций.

Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий.


Братья – мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы четверти.


Рассматривать, изучать и анализировать строение животных. Передавать в изображении животных пропорции. Закреплять навыки работы от общего к частному.

Развивать навыки работы с художественными и графическими материалами. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту в природы. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.

Осваивать приемы создания орнамента.

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Осваивать навыки работы с бумагой.

Участвовать в создании коллективной работы.

3

О чем говорит искусство

9

Выражение характера изображаемых животных. Знакомство с анималистическими произведениями.


Изображение характера человека. Выражение характера человека в изображении; мужской образ.


Изображение характера человека. Выражение характера человека в изображении; женский образ.


Скульптурные произведения прошлого и настоящего. Образ человека и его характер, выраженный в объеме.


Изображение обращено к чувствам зрителя. Изображение природы в различных состояниях.


Выражение характера человека через украшение Художественное воображение и фантазия.


Выражение намерений через украшение. Художественное конструирование и дизайн.


В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Художественное конструирование и дизайн.

Выражение характера изображаемых животных. Знакомство с анималистическими произведениями.


Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Давать устную характеристику – зарисовку зверей.

Создавать противоположные по характеру портреты сказочных персонажей.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания сказочных образов: доброго и злого.

Овладеть навыками работы с пластилином.

4

Как говорит искусство

9

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.


Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Представление о богатстве и разнообразие художественной культуры.


Линия как средство выражения: ритм линий. Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий


Линия как средство выражения: характер линий. Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий.


Ритм пятен как средство выражения. Художественное воображение и фантазия.


Пропорции выражают характер. Художественное конструирование и дизайн.


Композиция, форма, ритм, линия, цвет, фактура средства художественной выразительности изобразительных искусств.


Обобщающий урок года. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Осваивать различные приемы работы с кистью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих плана на лето.

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Содержательная линия «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.


Содержательная линия «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;


Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержательная линия «Опыт художественно – творческой деятельности»

Выпускник научится:

  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • конструировать из природных материалов;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно - творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей


8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Программы по изобразительному искусству

1. Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.

2. Примерные программы по предметам. Начальная школа. Часть 2. Москва «Просвещение»2010 год

3. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского (Просвещение 2009 год)

4. Рабочие программы «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2013 год


Учебники по изобразительному искусству и методические пособия по предмету

  1. Искусство вокруг нас: Учебник по изобразительному искусству для 1 класса/ Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2013 год)

  2. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротнева Е.И. и др. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 классы (Просвещение 2006)

  3. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992. Методические пособия по темам четверти: «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство», «Реальность и фантазия», «Чем и как работают художники»


Печатные пособия

  1. Портреты русских и зарубежных художников.

  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  4. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Информационно – коммуникативные средства

  1. Мультимедийные обучающие художественные программы.

  2. Электронные библиотеку по искусству.

  3. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.



Технические средства обучения

  1. CD/DVD – прогрыватели.

  2. Телевизор.

  3. Аудиовидеомагнитофон.

  4. Компьютер с художественным программным обеспечением.

  5. Слайд – проектор.

  6. Мультимедиапреотор.Экран.

  7. Магнитная доска

Экранно – звуковые пособия

  1. Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

  2. Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам изобразительного искусства; творчеству отдельных художников; народным промыслам; художественным стилям и технологиям


Учебно - практическое оборудование

Краски акварельные, гуашевые. Тушь. Гелевые ручки. Бумага А3, А4. Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки. Кисти беличьи № 2,3,4,5,6,8, 10. Кисти из щетины № 1 – 20. Стеки. Ножницы.



Наглядный и дидактический материал


Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Природные формы»

«Азбука рисования»

Наброски. Рисунок:

  • зарисовки трав, цветов;

  • силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

  • линейный рисунок с натуры, по памяти;

  • объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

  • цветовая гамма осени;

  • дары природы;

  • холодная гамма зимы;

  • танец контрастных цветов;

  • царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»

«Композиционный центр»

«Статика, движение в композиции»

Композиция:

  • космические дали;

  • праздник в городе;

  • любимая сказка;

  • цирк;

  • зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

5

Наглядные пособия


Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

  • деревянное кружево;

  • ковер из снежинок;

  • гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

  • рисуем пером птиц, растения;

  • рисуем кистью и черной тушью;

  • рисуем палочкой и цветной тушью;

  • рисуем цветными карандашами, фломастерами;

  • рисуем углем деревья;

  • рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы с 1, с 2 точками схода»

Натюрморт:

  • натюрморт из 1-2 предметов на;

  • натюрморт из геометрических фигур;

  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Конструирование из бумаги:

  • бумажные «вырезанки»;

  • объемная аппликация;

  • карнавальные маски

Визуальная форма объяснения материала

9

Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

  • портрет мамы;

  • автопортрет с другом;

  • веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие

Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева»

Пейзаж:

  • этюды деревьев с натуры;

  • зарисовки природных мотивов;

  • живописные этюды неба на состояние;

  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения


Примерная форма для подражания





Приложение

Критерии оценивания детской творческой работы:


Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание.

Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.

Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность лини, штриха, мазка.

Обще впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.


Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умет владеть техникой и материалами. Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умет применить полученные знания на практике; правильно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно - графическими материалами автор владеет слабо. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Критерии оценки при тестировании: все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

Отметка:

91-100% - отлично;

76-90% - хорошо;

51-75% - удовлетворительно;

менее 50% - неудовлетворительно;

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

- тестирование;

- викторины;

- кроссворды;

- творческая работа в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

- участие в выставках, конкурсах, фестивалях и акциях;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ





Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


1.Активность участия.

2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Контрольно-измерительные материалы с критериями оценивания


Раздел «Азбука искусства». Как говорит искусство?»

Планируемый результат:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;

  • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно - творческой деятельности.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • понимать, с какой целью художники используют в своих картина основные и составные, теплые и холодные цвета, смешения хроматических цветов с белой и черной красками;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;  понимать смысл смешения хроматических цветов с белой и черной красками для передачи эмоционального состояния изображаемого и использовать в воплощении художественного замысла собственной учебно-творческой деятельности.

Примеры заданий

Умение понимать, с какой целью художники используют в своих картинах основные и составные, теплые и холодные цвета, смещения хроматических цветов с белой и черной красками.

Задание базового уровня

Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Определи, какие цвета преобладают в картине – теплые или холодные. Как ты думаешь, какое настроение хотел передать художник? Ответ: в картине преобладают _____________ цвета. Это, наверное, связано с тем, что художник хотел ________________________________________.

Задание повышенного уровня

Рассмотри предложенные репродукции картин известных художников. Определи, теплые или холодные цвета преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу:

а) укажи знаком V преобладающие цвета

б) коротко опиши настроение, передаваемое картиной.


Автор и название картины

Какие цвета

преобладают в картине?

Какое настроение хотел передать художник зрителям?

И.И. Левитан.

«Золотая осень»

  • теплые

  • холодные


Н.К. Рерих.

«Небесный бой»

  • теплые

  • холодные


А.А. Рылов.

« В голубом просторе»

  • теплые

  • холодные


Т.Н. Яблонская.

«Хлеб»

  • теплые

  • холодные


К.Ф. Юон.

«Мартовское солнце»

  • теплые

  • холодные



Умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

Задание базового уровня:

создай мазками кисти цветовую гамму на основе теплой или холодной палитры. Например, для одной из композиций в теплых тонах: «Жаркий день», «Путешествие в Африку», «Караван в пустыне». Или для одной из композиций в холодных тонах: «Среди льдов Антарктиды», «Дождливый вечер», «Утренний туман».

Задание повышенного уровня:

создай мазками кисти цветовую гамму, включающую одновременно холодные и теплые цвета, переходящие друг в друга или контрастирующие. Например, для одной из композиций: «Костер в ночи», «Закат на море», «Рябина в снегу», «Снегири прилетели».

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Планируемый результат: осознавать главные темы искусства и отражать их в собственно художественно-творческой деятельности. Умения, характеризующие достижение этого результата:

определять основную тему произведения изобразительного искусства;

соотносить необходимость использования средств художественной выразительности для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения;

использовать в собственных художественных работах различные средства художественной выразительности для раскрытия замысла.

Примеры заданий

Умение определять основную тему произведения изобразительного искусства (что хотел показать, передать зрителю художник).

Задание базового уровня:

рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Тропинина «Кружевница», определи основную тему произведения. Запиши ответ.

Ответ:_______________________________________________________


Задание повышенного уровня:

Рассмотри предложенную репродукцию картины И.И. Левитана «Над вечным покоем», определи основную тему произведения. Запиши ответ.

Ответ: ______________________________________________________

Умение соотносить необходимость использования средств художественной выразительности (композиции, цвета, линии) для создания определенного художественного образа, для раскрытия темы произведения.

Задание базового уровня:

рассмотри предложенную репродукцию картины В.А. Васнецова «Царевна - лягушка». Определи тему картины и средства художественной выразительности, использованные художником для раскрытия произведения. Запиши.

Ответ: тема картины____________________________________________

Для раскрытия темы художник использовал следующие средства:________________

Задания повышенного уровня:

Рассмотри предложенные репродукции картин В.М. Васнецова «Царевна – лягушка»,

М.А.Врубеля «Царевна – лебедь».Сравни эмоциональное состояние обеих картин, определи средства художественной выразительности, использованные художниками для раскрытия темы. Запиши свой ответ.


Пример викторины:


Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл. Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.

  • Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)

  • Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)

  • Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)

  • Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)


Упражнение «Найди недостаток в портрете»


Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие. Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.


Игра «Какое слово здесь лишнее?»


Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага

(Пенал)

Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.

(Архитектура)


Пример кроссворда:



4




5




6












1

































2
































7






10












3


8


9

























































































































По горизонтали:

1- название красок, изобразительного материала;

2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.;

3 – элемент городецкого узора.


По вертикали:

4 – название народного промысла;

5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению;

6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции;

7 – название красок, изобразительного материала;

8 – принадлежность художника;

9 – известный художник-анималист;

10 – инструмент художника, изобразительный материал.


Ответы на кроссворд:

По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка.

По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по изобразительному искусству; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

 

Программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на реализацию системно – деятельного подхода в организации образовательного процесса.

Автор Голуб Елена Борисовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 598
Номер материала 19539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓