Главная / Начальные классы / Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)

Изобразительное искусство

Автор: Кузин В.С.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы и авторской программы Кузина В.С.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Преподавание изобразительного искусства в на­чальной школе направлено на развитие способнос­тей и творческого потенциала ребенка, формирова­ние эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становле­ния растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формиру­ются его художественно-практические навыки.

Целями курса изобразительного искусства в на­чальной школе являются:

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи курса:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа «Изобразительного искусства» рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 33 часа в год.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приоб­щение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художест­венной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

  • яркая выраженность познавательной сущнос­ти изобразительного искусства;

- система межпредметных связей с уроками му­зыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

- соблюдение преемственности в изобразитель­ном творчестве младших школьников и дошкольни­ков;

- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоцио­нального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды за­нятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), ри­сование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоратив­ная работа, лепка, художественное конструирова­ние и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности уча­щихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение заня­тий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картин­ных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) пред­полагает работу учащихся в классе. Они рассматри­вают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, во­сковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выпол­нению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произ­ведениям. В процессе рисования на темы совершен­ствуются и закрепляются навыки грамотного изо­бражения предметов, передачи пропорций, кон­структивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на ос­нове наблюдений или по воображению, иллюстриро­вание различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразитель­ных средствах живописи и графики: цвет, мазок, ли­ния, пятно, цветовой и световой контрасты, об осо­бенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразитель­ности в сюжетном рисунке. Учебные задания направ­лены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живо­писных материалов, демонстрирует последователь­ность выполнения изображения в цвете, особое вни­мание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практи­ке овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдаю­щихся русских и зарубежных художников, произве­дениями бытового, исторического, батального и дру­гих жанров, а также с творчеством ведущих худож­ников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народно­го декоративно-прикладного искусства, изучают про­стейшие приемы народной росписи, выполняют ра­боты на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции каранда­шом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, тка­ни, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патрио­тического и трудового воспитания. Знакомство с ху­дожественными изделиями народных мастеров по­могает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить тра­диции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстети­ческое отношение к предметам и явлениям дейст­вительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмыс­ливаются пластические особенности формы, разви­вается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигу­рок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Уча­щиеся знакомятся с элементарными приемами рабо­ты различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направ­лены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мас­теров. На уроках изобразительного искусства уча­щиеся знакомятся с особенностями художественно­го творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разно­образии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Рисование с натуры (5 ч.)

Рисование с натуры предметов с правильной пере­дачей в рисунках пропорций, построения локально­го цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цве­тами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению (13 ч.)

Рисование предметов, событий, явлений на осно­ве наблюдений или по представлению. Элементар­ные представления о перспективе: обозначение ли­нии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удале­ния, изображение близких предметов ближе к ниж­нему краю листа, более дальних — выше, использо­вание приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, де­ревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Пе­редача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч.)

Декоративная переработка формы и цвета реаль­ных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных фор­мах изделий (в силуэтах по образу народных игру­шек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками-символами в русском орнаменте.

Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освое­ние смешанной техники акварели и восковых мел­ков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квад­ратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составле­ние их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (4 ч.)

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пласти­лином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч.)

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изо­бразительного искусства и архитектуры». Осталь­ные беседы проводятся в процессе занятий.

Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов

  • правила работы с акварельными, гуашевыми красками

  • названия главных и составных цветов

  • техника передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

  • правила работы с пластилином

  • приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

  • работа кистью

  • выполнение декоративных цепочек

  • рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

  • рисовать по памяти и представлению

  • передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

  • лепить листья по памяти и представлению

  • выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.



Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов

  • правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой

  • правила и технику выполнения орнамента

  • техника передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

  • правила работы с пластилином

  • умение рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению

  • выделение элементов узора в народной вышивке

  • составление узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции

  • передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов

  • лепка фруктов по памяти и представлению

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.



Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов

  • понятие «иллюстрация»

  • элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

  • о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи

  • элементы узора Хохломы, Гжели

  • выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям

  • выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

  • изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

  • применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

  • выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

  • самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.



Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов

  • творчество А. Саврасова

  • особенности работы с пластилином, правила лепки

  • элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

  • правила работы с гуашью, правила смешивания цветов

  • приёмы работы, технику выполнения аппликации

  • передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению

  • лепить птиц по памяти и представлению

  • выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора

  • рисовать с натуры разнообразные цветы

  • составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Предметные результаты.

Обучающиеся научаться:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);

  • элементарным правилам смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)

  • рассказывать о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события);

  • рассказывать, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.











Раздел 2. Учебно-тематический план.



Разделы, темы

Всего часов на тему

Их них:

теоретические занятия

практические занятия

Другие


Тема 1: «В мире волшебных красок»

8

1



7


Тема 2: «Мы готовимся к празднику»

5


5


Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов


13


13


Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов


7

1

6


Итого:

33

2

31




Количество часов в год в 1 классе - 33

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1-й четверти - 8

Количество часов во 2-й четверти - 7

Количество часов в 3-й четверти - 9

Количество часов в 4-й четверти – 9









Раздел 3. Календарно-тематический план.

урока

Раздел программы/

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Вид контроля

Дата по плану

Дата фактич.

Предметные результаты



Метапредметные результаты

Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов

1

Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски»

1

Введение новых знаний

Правильно работать карандашом, акварельными краска­ми. Называть цвета спектра.

правила работы кистью и акварельными красками.

Иметь представление о роли изобразительного ис­кусства в жизни людей

Личностные УУД. Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.

Регулятивные: -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу

Познавательные: -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения

Фронтальная беседа

2.09


2

Рисование на темы, по памяти и представлению.

«Цветовой круг»

1

Введение новых знаний

Правильно работать карандашом, гуашевыми краска­ми, Называть цвета спектра. Определять названия простых и сложных цветовых состояний по­верхности предметов.

правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

Личностные УУД: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные: -контролировать свои действия при совместной работе

Текущий. Ответы на вопросы

9.09


3

Декоративная работаю

«Красивые цепочки».

1

Введение новых знаний

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми краска­ми. Называть цвета спектра.. Выполнять простейшие узоры в по­лосе из геометрических форм и деко­ративных форм растительного мира.

правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

Личностные УУД: - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях; - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные: -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Текущий. С/р по образцу

16.09


4

Рисование по памяти и представлению

Волшебные краски осеннего дерева. И.Левитан «Золотая осень»

1

Урок-экскурсия

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми краска­ми. Определять названия простых и сложных цветовых состояний по­верхности предметов. Выполнять простые композиции.

техника передачи в рисунках формы, очерта­ния и цвета изображаемых предметов; рисовать по памяти и представлению; передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению

Текущий. Ответы на вопросы.

23.09


5

Лепка. Беседа «Жанры изобразительного искус­ства и архитектура». «Листья деревьев»

1

Введение новых знаний

Правильно лепить из пластилина.. Выполнять простые композиции.

правила работы с пластилином; лепить листья де­ревьев по памяти и представлению

Личностные: -уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

Познавательные: - Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные : - осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности.

Текущий. Ответы на вопросы.

30.09


6

Лепка. «Овощи и фрукты»

1

Комбинированный урок

Правильно работать с пластилином. Выполнять простые композиции.

правила работы с пластилином;

Лепить фрукты и овощи по памяти и представлению

Текущий. С/р

7.10


7

Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды»

Беседа «Русское на­родное декоративно-прикладное искусство».


1

Урок-сказка

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми краска­ми. Выполнять простейшие узоры в по­лосе из деко­ративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приемы народной кистевой росписи

приём выполнения узора на предметах декора­тивно-прикладного искусства. Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.

Иметь элементарные представления о декора­тивном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре

Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий; - ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: . Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Коммуникативные: -принимать участие в работе парами и группами

Текущий.С/р по образцу.

14.10


8

Декоративная работа

Хохломская роспись. «Волшебный узор»

1

Комбинированный урок

Правильно работать карандашом, акварельными и гуашевыми краска­ми.. Выполнять простейшие узоры в по­лосе из геометрических форм и деко­ративных форм растительного мира. Учиться выполнять простейшие приемы народной кистевой росписи

элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов. Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.

Иметь элементарное представление о красоте народной росписи

Текущий. С/р

21.10



Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов

9

Рисование на тему

«Сказка про осень»

Беседа о красоте

осенней природы.


1

Комбинированный урок

Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Эмоционально откликаться на кра­соту природы. Использовать выразительные возможности различных художест­венных материалов для передачи соб­ственного замысла в сюжетной ком­позиции

Правила работы с акварелью. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положе­ние, основной цвет предмета; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему

Личностные: -представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности

Регулятивные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

11.11


10

Декоративная работа

Орнамент. «Чудо-платье»


1

Комбинированный урок

составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы.

Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров.

Правила и техника выполнения орнамента.

Выделять элементы узора в народной вышивке.

Иметь элементарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды

Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: . Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях.

- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные: -принимать участие в коллективных работах

Текущий. С/р по образцу.

18.11


11

Декоративная работа

Узор из кругов и треугольников.


1

Комбинированный урок

Беседа об искусстве аппликации и её красоте

ТБ при работе с ножни-

цами; составлять узор

из кругов и треугольников;

последовательно наклеивать элементы композиции

Личностные:- иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р по образцу

25.11


12

Рисование с натуры

Праздничный флажок.

1

Комбинированный урок

Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами.

правила работы с ак-

варелью; техника рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально; рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цвето­вой окраски

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению

Текущий. С/р

2.12


13

Декоративная работа

Дымковская игруш­ка. «Праздничные краски узоров».

1

Комбинированный урок

Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Использовать выразительные возможности различных художест­венных материалов для передачи соб­ственного замысла в сюжетной ком­позиции

элементы геометри­ческого узора, украшающего дымковскую игрушку; выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки

Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: . Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные: -договариваться с партнёрами и приходить к общему решению

Текущий. С/р по образцу

9.12


Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов

14

Рисование на тему

«Новогодняя ёлка»

1

Комбинированный урок

Эмоционально откликаться на кра­соту праздников. Использовать выразительные возможности различных художест­венных материалов для передачи соб­ственного замысла в сюжетной ком­позиции

элементарные прави­ла работы с акварелью и гу­ашью.

передавать в рисунке смысловые связи между предметами; рисовать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета. насыщенности оттен­ков

Личностные: -представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности

Регулятивные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Познавательные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

16.12


15

Рисование с натуры.

Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары

1

Комбинированный урок

Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Изготавливать эскизы и модели но­вогодних игрушек. Эмоционально откликаться на кра­соту праздников.

передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению


Текущий. С/р

23.12


16

Рисование с натуры. Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки

1

Комбинированный урок

Изготавливать эскизы и модели но­вогодних игрушек. Эмоционально откликаться на кра­соту праздников.

элементарные правила работы с гуашью.

изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции,

цвет

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению


Текущий. С/р

13.01


17

Рисование по памяти. Рисование по памяти ветки ели или сосны. «Красота лесной природы».

1

Комбинированный урок

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы.

Понимать ценность искусства в со­творении гармонии между человеком и окружающим миром.

Выражать свое отношение к произ­ведению изобразительного искусст­ва.


холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов. рисовать ветку хвой­ного дерева, точно передавая её характерные особенности: форму, величину, располо­жение игл

Текущий

20.01


18

Лепка. Лепка животных по памяти и представлению.

1

Комбинированный урок

Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы, сказочного героя. Пользоваться простейшими приема­ми лепки.

Техника работы с пластилином.

лепить животных по памяти и представлению

Личностные: -уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

Познавательные: - Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные -. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности.

Текущий. С/р

27.01


19

Рисование на тему.

Беседа «Сказочные

сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбинированный урок

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы сказочного героя. Изображать портреты персонажей народных сказок литературных про­изведений, передавать свое отноше­ние к персонажу.

понятие «иллюстрация».

выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет; выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, ее героям

Личностные: - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р по образцу

3.02


20

Декоративная работа

Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительногоузора. «Летняя сказка зимой»

1

Комбинированный урок

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность

Учиться выполнять простейшие приемы народной кистевой росписи.

элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

Иметь элементарные представления о красоте народной росписи в украше­нии посуды

Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: . Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные

-договариваться с партнёрами и приходить к общему решению

Текущий. С/р по образцу

10.02


21

Рисование с натуры

Беседа о красоте

зимней природы.

Мы рисуем зимние

Деревья.

1

Комбинированный урок

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы.

Понимать ценность искусства в со­творении гармонии между человеком и окружающим миром. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусст­ва.

линия и пятно - художественно-выразительные средства живописи; изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе

бумаги

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

24.02


22

Рисование на тему

Рисование на тему «Красавица зима».

1

Комбинированный урок

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Создавать средствами живописи эмо­ционально выразительные образы природы. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусст­ва. Выражать свое отношение к произ­ведению изобразительного искусст­ва.

применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

Личностные: - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. Творческая работа.

3.03


23

Декоративная работа.

Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле».


1

Комбинированный урок

Понимать смысл знаков-образов на­родного искусства и знаково-символический язык декоративно-при­кладного искусства. Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм Рисование декоративных элементов росписи. «Синие узоры на белоснежном поле»

правила работы с гуашью; элементы растительного узора гжельской керамики; особенности и характерные элементы гжельской росписи.

рисовать кистью де­коративные элементы росписи современной гжельской

керамики; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

Личностные УУД: - Действия, характеризующие уважительное отношение к тру­ду людей и к продукту, производимому людьми разных про­фессий.

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Познавательные: . Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носите­лях. - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные: -контролировать свои действия при совместной работе

Текущий. С/р по образцу

10.03


24

Декоративная работа.

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьевдля украшения тарелочки. «Синее чудо»




1

Комбинированный урок

Осознавать, что декоративно-при­кладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь че­ловека.

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений

Текущий. С/р

17.03


25

Рисование на тему

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и мед­ведь»

Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».




1

Комбинированный урок

Ознакомление с иллюстрациями Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачёва к русским народным сказкам.


самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное

в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Личностные: -положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

31.03


26

Беседа.

Беседа «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова»



1

Комбинированный урок

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений

Творчество Б.Щербакова.

выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства

в высказывании, рассказе

Личностные: -знать основные моральные нормы поведения

Регулятивные: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. Ответы на вопросы.

7.04


Встреча с Весной – красной 7 часов

27

Лепка

Лепка птиц по памяти и представлению.



1

Комбинированный урок

Пользоваться простейшими приема­ми лепки Приемы работы различными живописными материалами. Создание с помощью цвета вы­разительных образов

особенности работы с пластилином, правила лепки.

лепить птиц по памяти и представлению

Личностные: -уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;

Познавательные: - Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные -. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимо­помощи при реализации проектной деятельности.

Текущий. С/р

14.04


28

Беседа.

Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день»



1

Комбинированный урок

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений

творчество А.Саврасова.

передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунках смысловые связи между предметами

Личностные: -положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

21.04


29

Рисование на тему.

Рисование на тему «Весенний день».



1

Комбинированный урок

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений

Текущий. С/р

28.04


30

Рисование на тему.

Рисование на тему «Праздничный салют».



1

Комбинированный урок

основные и вспомогательные цвета. рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

Текущий. С/р

5.05


31

Рисование по представлению.

Рисование по представлению «Бабочка».




1

Комбинированный урок

Наблюдать и передавать в собствен­ной художественно-творческой де­ятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений

использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек

Личностные: -ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности

Регулятивные: -совместно с учителем и одноклассниками оценивать результат своих действий

Познавательные: -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях

Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения

Текущий. С/р

12.05


32

Рисование по памяти

Рисование по памяти простых по форме цветов. «Красота вокруг нас»





1

Комбинированный урок

Наброски различными художественными материалами и приёмами.

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота природы»

правила работы с гуашью; правила смешивания цветов; рисовать по памяти разнообразные цветы

Личностные: -интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности

Регулятивные -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Текущий. С/р

19.05


33

Декоративная работа

Аппликация «Мой любимый цветок»





1

Комбинированный урок

составление композиции-аппликации из цветной бумаги и картона.


ТБ ори работе с ножницами, приемы работы, техника выполнения апплика­ции.


Личностные: -сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Регулятивные - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные: - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные -контролировать свои действия при совместной работе

Текущий. С/р по образцу

26.05




Раздел 4. Перечень рекомендуемой литературы.

Для реализации программного содержания используются следующие методические пособия:

1.«Программа. Изобразительное искусство 1-4 классы», научный руководитель Кузин В. С. – М.:  Дрофа, 2011г.;

2.Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник – М.:  Дрофа, 2013г.;

  1. Портреты  русских  и  зарубежных  художников.


Технические  средства  обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

  2. Интерактивная доска

  3. Ноутбук.

  4. Мультимедийный проектор.



Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Изобразительное искусство

Автор:  Кузин В.С.

Раздел 1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по предмету  «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования,  на основе примерной программы и  авторской программы Кузина В.С.

   В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Преподавание изобразительного искусства в на­чальной школе направлено на развитие способнос­тей и творческого потенциала ребенка, формирова­ние эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становле­ния растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формиру­ются его художественно-практические навыки.

Целями курса изобразительного искусства в на­чальной школе являются:

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

 Основные задачи курса:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Место предмета в базисном учебном плане.

    Рабочая программа  «Изобразительного искусства» рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»  33 часа в год.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приоб­щение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художест­венной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

-    единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

-    яркая выраженность познавательной сущнос­ти изобразительного искусства;

- система межпредметных связей с уроками му­зыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

- соблюдение преемственности в изобразитель­ном творчестве младших школьников и дошкольни­ков;

направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного  отношения  к  действительности,    эмоцио­нального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды за­нятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), ри­сование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоратив­ная работа, лепка, художественное конструирова­ние и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности уча­щихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.  

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение заня­тий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картин­ных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) пред­полагает работу учащихся в классе. Они рассматри­вают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, во­сковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выпол­нению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы -  это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произ­ведениям. В процессе рисования на темы совершен­ствуются и закрепляются навыки грамотного изо­бражения предметов, передачи пропорций, кон­структивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на ос­нове наблюдений или по воображению, иллюстриро­вание различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразитель­ных средствах живописи и графики: цвет, мазок, ли­ния, пятно, цветовой и световой контрасты, об осо­бенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразитель­ности в сюжетном рисунке. Учебные задания направ­лены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живо­писных материалов, демонстрирует последователь­ность выполнения изображения в цвете, особое вни­мание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практи­ке овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдаю­щихся русских и зарубежных художников, произве­дениями бытового, исторического, батального и дру­гих жанров, а также с творчеством ведущих худож­ников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народно­го декоративно-прикладного искусства, изучают про­стейшие приемы народной росписи, выполняют ра­боты на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции каранда­шом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, тка­ни, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патрио­тического и трудового воспитания. Знакомство с ху­дожественными изделиями народных мастеров по­могает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить тра­диции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстети­ческое отношение к предметам и явлениям дейст­вительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмыс­ливаются пластические особенности формы, разви­вается чувство цельности композиции.

     Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигу­рок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Уча­щиеся знакомятся с элементарными приемами рабо­ты различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направ­лены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мас­теров. На уроках изобразительного искусства уча­щиеся знакомятся с особенностями художественно­го творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разно­образии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Рисование с натуры (5 ч.)

Рисование с натуры предметов с правильной пере­дачей в рисунках пропорций, построения локально­го цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цве­тами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.

Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.

Рисование на темы, по памяти и представлению (13 ч.)

Рисование предметов, событий, явлений на осно­ве наблюдений или по представлению. Элементар­ные представления о перспективе: обозначение ли­нии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удале­ния, изображение близких предметов ближе к ниж­нему краю листа, более дальних — выше, использо­вание приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.

Рисование по памяти и представлению радуги, де­ревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Пе­редача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.

Декоративная работа (9 ч.)

Декоративная переработка формы и цвета реаль­ных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных фор­мах изделий (в силуэтах по образу народных игру­шек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками-символами в русском орнаменте.

Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освое­ние смешанной техники акварели и восковых мел­ков.

Рисование и вырезание из цветной бумаги квад­ратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составле­ние их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.

Лепка (4 ч.)

Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пласти­лином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Беседы (2 ч.)

Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изо­бразительного искусства и архитектуры». Осталь­ные беседы проводятся в процессе занятий.

Тема 1: «В мире волшебных красок»  8 часов

·         правила работы с акварельными, гуашевыми красками

·         названия главных и составных цветов

·         техника передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

·         правила работы с пластилином

·         приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

·         работа кистью

·         выполнение декоративных цепочек

·         рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

·         рисовать по памяти и представлению

·         передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

·         лепить листья по памяти и представлению

·         выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

·         самостоятельной творческой деятельности;

·         обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·         овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов

·         правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой

·         правила и технику выполнения орнамента

·         техника передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

·         правила работы с пластилином

·         умение рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению

·         выделение элементов узора в народной вышивке

·         составление узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции

·         передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов

·         лепка  фруктов  по памяти и представлению

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

·         самостоятельной творческой деятельности;

·         обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·         овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов

·         понятие «иллюстрация»

·         элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

·         о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи

·         элементы узора Хохломы, Гжели

·         выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям

·         выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

·         изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

·         применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

·         выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

·         самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

·         самостоятельной творческой деятельности;

·         обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·         овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов

·         творчество А. Саврасова

·         особенности работы с пластилином, правила лепки

·         элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

·         правила работы с гуашью, правила смешивания цветов

·         приёмы работы, технику выполнения аппликации

·         передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению

·         лепить птиц по памяти и представлению

·         выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора

·         рисовать с натуры разнообразные цветы

·         составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

 Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

·         самостоятельной творческой деятельности;

·         обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·         оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

·         овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

·          

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

§  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§  понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

§  сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

§  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

§  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

§  умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

§  овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

§  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

§  использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

§  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

§  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

§  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 

Предметные результаты.

Обучающиеся научаться:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • называть семь  цветов спектра (красный,  оранжевый,  жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);
  • элементарным правилам смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
  • рассказывать о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события);
  • рассказывать, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

 

 

 

Автор Базина Наталья Геннадьевна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 419
Номер материала 56126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓