Пояснительная
записка
Данная
рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, планируемых
результатов начального общего образования, примерной программы по предмету
«Изобразительное исусство", авторской программы Л.А.Неменской , основной
образовательной программы начального общего образования .
Реализация
данной программы предусмотрена на основе системы учебников «Школа России»:
Неменская
Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса начальной школы.
-
М.: Просвещение, 2011 г.
Коротеева
Е.И. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса начальной школы.
-
М.: Просвещение, 2012 г.
Горяева
Н.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса начальной школы.
-
М.: Просвещение, 2013 г.
Неменская
Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса начальной школы.
-
М.: Просвещение, 2014 г.
Цели:
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
-
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
-
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к
ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- приобрести основные
знания художественной грамотности;
- овладеть способами
различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;
-освоить компетенции:
ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного,
коммуникативного, личностного саморазвития.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно
прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они
изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и
синтетическими, искусствами.
Систематизирующим
методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
—
изобразительная художественная деятельность;
—
декоративная художественная деятельность
—
конструктивная художественная деятельность.
Три
способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный
и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им
понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру
искусства.
При
выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное
познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания
его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной
среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей,
имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо
иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности
представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и
Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать
деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая
цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет
«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные
виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая
художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая
опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна
из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие
произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие
чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической
работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым
видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями,
использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной
информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
Развитие
художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности
строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение
и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих
собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями
освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего
отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая
цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный
опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой
структуре программы.
Особенности
организации образовательного процесса в 1 классе заключаются в том, что
содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть)
осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса:
целевых прогулок, игр на свежем воздухе и др.
Особенностью
контроля обучающихся в 1 классе является безотметочное обучение, но основные
функции контроля: обучающие.
Описание
места учебного предмета в учебном плане.
Согласно
учебному плану ООП НОО МБОУ «СОШ № 5» всего на предмет изобразительного
искусства отводится 135 часов.
В
1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Во
2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
В
3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
В
4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уникальность
курса определяется нацеленностью на духовно - нравственное
воспитание
и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования
ассоциативно
– образного пространственного мышления, интуиции. У младших
школьников
развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их
эмоционального
оценивания.
Доминирующее
значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-
ценностного
отношения ребенка к миру, его духовно - нравственное воспитания.
Овладения
основами художественного языка, получение опыта эмоционально –ценностного,
эстетического восприятия мира и художественно - творческой деятельности помогут
младшим школьникам при освоении сложных дисциплин, а в дальнейшем станут основой
отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству
и культуре в целом.
Направленность
на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует
необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными
материалами,
понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие
художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает
интерес учащихся к художественному творчеству.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные:
Ученик
научится:
- чувствовать гордость за
культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительно относиться к
культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать особую роль
культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- формировать эстетических
чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладению навыками
коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умению сотрудничать с
товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с
общим замыслом;
- умению обсуждать и анализировать
собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Ученик получит
возможность научиться:
- формировать эстетических
потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные
УУД:
Ученик
научится:
- уметь планировать и
грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
- уметь рационально
строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место
занятий;
- осознавать стремление к
освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов;
Ученик получит
возможность научиться:
- адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
УУД:
Ученик
научится:
-овладевать умением
творческого видения с позиций художника, т.е. уметь сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
- использовать средства
информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в
процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике и т. д.;
Ученик получит
возможность научиться:
-строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные
УУД:
Ученик
научится:
- уметь вести диалог,
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
Ученик получит
возможность научиться:
- формулировать
собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для
регуляции своего действия.
Предметные:
Ученик
научится:
- различать основные виды
художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное
конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в
художественно – творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды
и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально –
ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и
своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать,
описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры
ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона,
показывать на примерах их роль и назначение;
- создавать простые
композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения
собственного художественно – творческого замысла;
- различать основные и
составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с
помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи
художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;
- создавать средствами
живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства образ
человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять
и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в
живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать
декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих
изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- осознавать значимые
темы искусства и отражать их в собственной художественно – творческой
деятельности;
- выбирать художественные
материалы, средства художественной выразительности для создания образов
природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы,
человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – в живописи, графике и
скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на
правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
Ученик
получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного
искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях
искусства (картины, архитектура, скульптура, т.д.), в природе, на улице, в
быту;
- высказывать аргументированное суждение о
художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и
компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные
композиции;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость
к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая
своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые
жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти тем.
Содержание учебного предмета.
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и
строишь (33 ч)
Ты учишься
изображать (9ч)
Мастер Изображения
учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами,
эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет —
основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на
плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками
изображения в объеме.
Ты украшаешь. (8
ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер
Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной
деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует
общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный
опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. (11
ч)
Первичные
представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни
человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной
деятельности. Умение видеть конструкцию формы
предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения
видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт
владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный
опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг
другу (5 ч)
Общие начала всех
пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на
плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов
языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и
присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение
природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки
коллективной творческой деятельности.
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ
(34 ч)
Как и чем
работает художник? (8 ч)
Представление о разнообразии художественных
материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные
возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер
различных материалов.
Цвет: основные,
составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок.
Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и
фантазия (7 ч)
Для изображения
реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа
необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества
художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров,
увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение
фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через
общение с природой.
О чем говорит
искусство (11 ч)
Важнейшая тема
курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому,
что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в
природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения,
характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей.
Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит
искусство (8 ч)
Средства
образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие
цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные
возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность
соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства
и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
3
класс
ИСКУССТВО
ВОКРУГ НАС (34 ч)
Искусство
в твоем доме (8 ч)
В
каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд
художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными,
праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для
работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как
выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и
предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни.
Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же
каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно,
что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и
самого дома.
Искусство
на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность
художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с
родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может
возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и
его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в
украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников
культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные
ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты
и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего
художественный облик города.
Художник
и зрелище (11 часов)
Художник необходим в
театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных
искусств.
Театрально-зрелищное
искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая
составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида
зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в
работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной
(постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание
театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ
детей.
Художник
и музей (8 ч)
Художник работает
в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы
художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он
размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений
действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со
станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города.
Участие художника в организации музея.
4 класс
Каждый народ – художник.
Истоки родного искусства (8 ч.)
Знакомство с
истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их
представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и
их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной
сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и
празднества.
Древние города
нашей земли (7 ч)
Красота и
неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности
русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки.
Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика
архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие
древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.).
Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской
усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей
при формировании образа.
Каждый
народ — художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека
и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в
особой манере понимать явления жизни. Природные материалы, роль в характере
национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном
мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором
выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным
художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества
и способности искусства объединять разные народы, способствовать
взаимопониманию.
Искусство
объединяет народы (8 ч)
От представлений о
великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов
понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в
искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство
выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство
передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и
представления о жизни.
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности
учащихся
|
1 класс
|
Ты изображаешь,
украшаешь и строишь.
|
Ты учишься
изображать (9 ч.)
|
Находить в окружающей действительности изображения,
сделанные художниками, красоту в обыкновенных явлениях природы, зрительную
метафору, потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна,
выразительные, образные объемы в природе; линии и их ритм в природе.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие
сюжеты из своей жизни.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.)
метафорический образ.
Использовать пятно как основу изобразительного образа на
плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных
впечатлений; восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Воспринимать и анализировать (на доступном
уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским
книгам; выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно
сохраняющих образ исходного природного материала;
Овладевать первичными навыками изображения на
плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской; первичными
навыками изображения в объеме; первичными навыками изображения на плоскости с
помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер,
простой карандаш, гелевая ручка); первичными навыками работы гуашью.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет,
умеет, любит, на плоскости графическими средствами (цветные карандаши,
фломастеры) заданный (по смыслу). Создавать изображения на основе
пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб
способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания
и вдавливания (работа с пластилином); радость или грусть.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в
процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен
при создании красочных ковриков.
Обсуждать и анализировать работы
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально
оценивать выставку
творческих работ одноклассников.
|
Ты украшаешь
(8 ч.)
|
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в
школе, дома, на улице); природные узоры; орнаментальные украшения в
предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в
природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый
взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;
ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и
мелких форм в узоре; ритмические соотношения пятна и линии в узоре; характер
формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность;
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа
гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную
на большом листе корзину или вазу).
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и
т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их
деталей, узорчатую красоту фактуры.
Понимать простые основы симметрии; сказочных героев,
опираясь на изображения характерных для них украшений;
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации,
живописной и графической росписи, монотипии; простые приёмы техники монотипии.
Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных
фактур природного мира,
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и
геометрические мотивы; изображения сказочных героев в детских книгах
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками
и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Анализировать украшения
как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
|
Ты строишь
(11 ч.)
|
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки,
иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного
дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и
выразительности конструктивных пространственных форм; реальные здания разных
форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из
бумаги.
Приобретать первичные
навыки структурирования пространственной формы.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее
назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома,
различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Конструировать изображение дома с помощью печаток
(«кирпичиков»), из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, из
простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации, из
бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать
их, производя правильный порядок учебных действий.
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты,
панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать
их форму, конструкцию, пропорции.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней
конструкции дома, что в создании формы предметов быта принимает участие
художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Придумывать и изображать постройки в природе (птичьи
гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки,
орешки и т. д.), фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных
бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками,
цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону), сказочные домики
в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Работать в группе, создавая коллективный макет игрового
городка.
Понимать, что в создании городской среды принимает
участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать
архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению
после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных
панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой
деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
|
Изображение,
украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)
|
Различать три вида художественной деятельности (по
цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера
Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства
(изобразительного, декоративного, конструктивного), природные формы
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ
(рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые
средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей
работе.
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и
своему творческому опыту.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой
(бумагопластика), графическими материалами, красками, навыками коллективной
деятельности, приёмами конструктивной работы с бумагой и различными
фактурами. навыками образного видения и пространственного масштабного
моделирования.
Фантазировать, придумывать декор на основе
алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать
простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных
персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и
возможностей заданных художественных материалов.
Повторять и затем варьировать систему
несложных действий с художественными материалами, выражая собственный
замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными
материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной
деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать
с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя),
выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая
фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного
панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки
работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в
соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с
созданием отдельных деталей для панно.
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров,
т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания
репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в
художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления
от прогулки в природу и просмотра картин художников.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»
(работа гуашью).
|
2 класс
|
Искусство
и ты
|
Как и чем
работает художник?
(8 ч.)
|
Наблюдать цветовые сочетания в природе, за пластикой
деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»,
цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.
Овладевать первичными живописными навыками, первичными знаниями перспективы,
техникой и способами аппликации, приёмами работы с пластилином (выдавливание,
заминание, вытягивание, защипление), приемами работы с бумагой, навыками
перевода плоского листа в разнообразные объемные формы
Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по
памяти и впечатлению, осенний лес, используя выразительные возможности
материалов, используя графические материалы, зимний лес.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
Развивать навыки работы гуашью, навыки работы пастелью, мелками, акварелью,
навыки работы с целым куском пластилина, навыки создания геометрических форм
(конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа
в разнообразные объемные формы.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные
изображению природных стихий, коврик на тему осенней земли, опавших листьев
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
особенности изображения на плоскости с помощью пятна,
выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык
графики) для создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть),
объёмное изображение живого с передачей характера
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности
различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре
(дерево, камень, металл и др.).
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о
художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать
образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать
пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке,
оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих
одноклассников.
|
Реальность и
фантазия (7 ч.)
|
Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных; слайды и
изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная
резьба и т.д.); природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела; сказочные
существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений;
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического
мира.
Придумывать выразительные фантастические образы животных,
разнообразные конструкции.
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Эмоционально откликаться на красоту природы, на красоту различных
построек в природе.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных
украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.), украшения (воротничок для
платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры, макеты
фантастических зданий, фантастического города.
Развивать навыки работы гуашью, навыки работы тушью, пером,
углем, мелом.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках,
тканях, украшениях, на посуде, природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование
элемента, навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание,
склеивание), приемы работы с бумагой.
Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью
линий различной толщины.
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров,
их триединство).
Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения
(изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную
художественную деятельность и деятельность своих одноклассников
|
О чём говорит
искусство
(11 ч.)
|
Наблюдать природу в различных состояниях, животных в различных состояниях
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы, животного с
ярко выраженным характером и настроением.
Развивать колористические навыки работы гуашью, навыки создания образов из
целого куска пластилина
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая
мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя
живописные и графические средства, живописными материалами выразительные
контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи), в
объеме сказочные образы с ярко выраженным характером, декоративные композиции
заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники,
воротники).
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств
для создания доброго и злого образов, выразительные возможности различных
художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень,
металл и др.), украшения, имеющие разный характер.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание,
заминание, вытягивание, защипление).
Понимать роль украшения в жизни человека, характер линии,
цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д., паруса
двух противоположных по намерениям сказочных флотов
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в
окружающей жизни и сказочных построек.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную
художественную деятельность и деятельность одноклассников.
|
Как говорит искусство
(8 ч.)
|
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь
составлять тёплые и холодные цвета, составлять на бумаге тихие (глухие) и
звонкие цвета
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов, что такое
ритм, что такое пропорции
Уметь
видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета, линии в окружающей
действительности.
Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна»,
«пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер
вечером, сказочная, жар-птица и т.п.), борьбу тихого (глухого) и звонкого
цветов, изображая весеннюю землю, весенние ручьи, извивающиеся змейками,
задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение
весенней земли); ветки деревьев с определенным характером и настроением.
Иметь
представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в
весенней природы.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой
гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Получать представление об эмоциональной выразительности линии.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определенным материалом можно создать
художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и
материалов.
Уметь
передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения
пропорций, коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой
работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять
работу в границах заданной роли.
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о
своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.
|
3 класс
|
Искусство вокруг нас.
|
Искусство в
твоём доме (8 ч.)
|
Характеризовать и эстетически
оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны, связь между
формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Понимать
и объяснять
единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения), роль
цвета и декора в создании образа комнаты, зависимость характера узора,
цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен, роль
художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг,
обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).
Выявлять в воспринимаемых
образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения,
рассказывать о ней.
Учиться
видеть и
объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Создавать
выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности
цветового решения, проект детской книжки-игрушки
Уметь выделять
конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения
(деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее
декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм,
объединённых общим, образным решением.
Рассказывать о роли художника
и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и
штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании
эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным
назначением.
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов
росписи ткани на примере платка.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи
платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде
свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать
постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию)
в процессе создания образа платка.
Знать и называть отдельные
элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать
и
называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Участвовать в
творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей,
художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную
роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в
каждом доме.
Уметь
представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных
Братьев-Мастеров.
Эстетически
оценивать
работы сверстников
|
Искусство на
улицах твоего города
(7 ч.)
|
Учиться видеть архитектурный
образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические
достоинства старинных и современных построек родного города (села); давать
эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном
городе, отмечая их роль в украшении города.
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо
беречь; работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как
украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать
архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в
рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных
форм; необычные фонари, используя графические средства или создавать
необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой
(скручивание, закручивание, склеивание).
Сравнивать и анализировать парки,
скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для
отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.); между собой ажурные ограды и
другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.),
выявляя в них общее и особенное; старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и
других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Эстетически
воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ
парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную
композицию из бумаги; из отдельных детских работ, выполненных в течение
четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего
проекта; композиционными и оформительскими навыками в процессе создания
образа витрины; приемами коллективной творческой деятельности
Различать
деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград; фонари разного
эмоционального звучания
Использовать
ажурную
решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
Уметь
объяснять
роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей;
связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать
проект (эскиз) ажурной решетки, творческий проект оформления витрины
магазина; образы фантастических машин; образы фантастических машин.
Уметь
видеть
образ в облике машины.
Характеризовать,
сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их
украшение.
Видеть,
сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными
конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
Обрести
новые навыки в конструировании из бумаги.
Осознавать
и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу
художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика
города.
Участвовать
в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.
|
Художник и
зрелище (11 ч.)
|
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных
декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать
красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового
представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между
персонажами; роль театрального художника в создании спектакля; выразительную
куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма,
соответствующие сказочному персонажу); оформление к школьным и домашним
праздникам.
Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.
Сравнивать
объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные
выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.
Создавать
"Театр
на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или
плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки
для игры в спектакль; в рисунке проект оформления праздника
Овладевать
навыками создания объёмно – пространственной композиции; навыками
коллективного художественного творчества.
Иметь
представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки)
и их истории, о кукольном театре в наши дни; о назначении театральной афиши,
плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о
самом спектакле).
применять
для
работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу
для игры в кукольный спектакль
Отмечать
характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и
декора, созвучные образу.
Объяснять
роль
маски в театре и на празднике; работу художника по созданию облика
праздничного города.
Конструировать
выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или
празднику
Уметь
видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение
и постройку.
Иметь
творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому
представлению;
добиваться
образного единства изображения и текста.
Осваивать
навыки
лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши
или плаката).
Фантазировать о том,
как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на
Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Понимать роль
праздничного оформления для организации праздника.
Участвовать в
театрализованном представлении или веселом карнавале.
|
Художник и
музей (8 ч.)
|
Понимать и объяснять роль
художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства
являются национальным достоянием.
Иметь
представление и называть самые значительные музеи искусств
России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский
музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина, о
самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций, что картина,
это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и
переживаниями; об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных
картинах-портретах; о картинах исторического и бытового жанра; виды
скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая
скульптура), материалы , которыми работает скульптор.
Рассматривать
и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное,
грустное, таинственное, нежное и г. д.).
Знать имена
крупнейших русских художников-пейзажистов; имена нескольких художников,
работавших в жанре натюрморта
Изображать пейзаж
по представлению с ярко выраженным настроением; натюрморт по представлению с
ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.); сцену
из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая
сюжетную композицию.
Осваивать навыки
изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Рассказывать, рассуждать о
творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений
изобразительного искусства, об изображенном на портрете человеке (какой он,
каков его внутренний мир, особенности его характера); наиболее понравившихся
(любимых) картинах, об их сюжете и настроении; эстетически относиться к
произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для
восприятия скульптуры; о созданных образах
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители,
одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные
возможности цвета.
Воспринимать картину-натюрморт
как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он
живёт, его интересах.
Понимать, что в
натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.
Развивать
живописные и композиционные навыки; композиционные навыки
Объяснять роль
скульптурных памятников.
Назвать
несколько знакомых памятников и их авторов.
Лепить фигуру
человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Участвовать в
организации выставки детского художественного творчества, проявлять
творческую активность.
Проводить
экскурсии по выставке детских работ.
Понимать
роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
|
4 класс
|
Каждый народ – художник.
|
Истоки родного искусства
(8 ч.)
|
Характеризовать красоту природы родного края, особенности
красоты природы разных климатических зон; значимость гармонии постройки с
окружающим ландшафтом.
Изображать характерные особенности пейзажа родной природы;
графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек
традиционной деревни; сцены труда из крестьянской жизни
Использовать выразительные средства живописи для создания
образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью; навыками
конструирования — конструировать макет избы; навыками коллективной
деятельности, работать организованно в команде одноклассников под
руководством учителя; навыками изображения фигуры человека; на практике
элементарными основами композиции.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного
зодчества.
Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее
отдельных элементов.
Создавать коллективное панно (объемный макет) способом
объединения индивидуально сделанных изображений; женские и мужские народные
образы (портреты ); индивидуальные композиционные работы и коллективные панно
на тему народного праздника.
Приобретать представления об особенностях национального образа мужской
и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного
народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера
Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на-
родного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в
произведениях художников.
Эстетически оценивать красоту и
значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему
народных праздников.
|
Древние города
нашей земли (7 ч)
|
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры; роль
пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; объяснять значение
архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества; рать
постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.
Знать и называть конструкцию внутреннего пространства древнерусского
города (кремль, торг, посад); картины художников, изображающие древнерусские
города; основные структурные части города, сравнивать и определять их
функции, назначение; картины художником, изображающих древнерусских воинов -
защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.)
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное
значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства;
ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Создавать макет древнерусского города; образ древнерусского города;
изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные
композиции в коллективных панно
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; о
развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении
интерьеров (теремных палат).
Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или
постройка макета здания; изобразительное решение); наполненное жизнью людей
пространство древнерусского города; древнерусских воинов (князя и его дружину
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение
для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших
исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям
древнерусских городов; в изображении праздничную нарядность, узорочье
интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре
разных городов России.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер
Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Сотрудничать в процессе создания обшей композиции.
|
Каждый народ —
художник (11 ч)
|
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о
красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности
различных художественных культур, о эстетическом характере традиционного для
Японии понимания красоты природы, об образе традиционных японских построек и
конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и
японской женщин.
Понимать и объяснять особенности изображения, украшения и
постройки в искусстве Японии; разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных
условиях, создавать свою самобытную художественную культуру; связь
архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов;
единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Изображать природу через детали, характерные для японского
искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать
живописные и графические навыки; сцены жизни людей; олимпийских спортсменов
(фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных
одеждах).
Создавать женский образ в национальной одежды в традициях
японского искусства, образ праздника в Японии в коллективном панно; образ
древнего средне- азиатского города; коллективные панно на тему
древнегреческих праздников
Приобретать новые навыки в изображении природы и человека,
новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки, новые умения в
работе с выразительными средствами художественных материалов;
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
в степи и в горах, передавать красоту пустых
пространств и величия горного пейзажа; основы конструкции, соотношение
основных пропорций фигуры человека; цельность каждой культуры, естественную
взаимосвязь ее проявлений; как прекрасное то, что человечество столь богато
разными художественными культурами.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой
работы; навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии;
отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма,
изменение образа при изменении пропорций постройки.
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции,
выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные
произведения.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической
творческой работе.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад
храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой
образной системы.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур
народов мира.
Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в
высказываниях. эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой
деятельности.
|
Искусство
объединяет народы (8 ч)
|
Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
материнства; к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями
искусства, анализировать выразительные средства произведений; об
особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Развивать навыки композиционного изображения; навыки восприятия произведений
искусства; композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на
впечатления от произведений искусства и жизни; в самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ
пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства
выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувство печали и участия
.Выражать художественными средствами своё отношение при
изображении печального события; художественными средствами радость при
изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Приобретать творческий композиционный опыт в создании
героического образа; творческий опыт создания проекта памятника героям (в
объеме).
Приводить примеры памятников героям Отечества; примеры произведений
изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь
выражать свое отношение к ним.
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в
скульптуре.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных
народов.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты)
является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций
творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.
|
Описание
материально – технического обеспечения образовательного процесса:
№
|
Наименование
объектов и средств материаль-технического обеспечения
|
Кол-во
|
Примечание
|
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
|
1
|
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. «Просвещение»,
2010 г.
|
К
|
|
2
|
Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ г. Кургана «СОШ
№ 5».
|
К
|
|
3
|
Примерные
программы начального общего образования М. Просвещение, 2009 г.
|
К
|
|
4
|
Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под
редакцией А.Г.Асмолова/ М.Просвещение, 2008 г.
|
К
|
|
5
|
Учебник
Л.А.Неменский «Изобразительное искусство» 1 класс. М. Просвещение, 2011 г.
|
Ф
|
|
6
|
Учебник
Е.И. Коротеева (школа Неменского) «Изобразительное искусство» 2 класс.
М.
Просвещение, 2012 г.
|
Ф
|
|
7
|
Учебник
Л.А.Неменский «Изобразительное искусство» 3 класс. М. Просвещение, 2013 г.
|
Ф
|
|
Печатные
пособия
|
1
|
Комплект
портретов художников.
|
Д
|
|
2
|
Таблицы
по цветоведению, построению орнамента.
|
Д
|
|
3
|
Схемы
по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека.
|
Д
|
|
4
|
Таблицы
по народным промыслам, декоративно – прикладному искусству.
|
Д
|
|
Компьютерные и информационно –
коммуникативные средства
|
1
|
Мультимедийные
инструменты и источники
|
П
|
|
Технические средства
|
1
|
Персональный
компьютер
|
П
|
|
2
|
Образовательные
ресурсы (диски)
|
Д
|
|
Учебно
– техническое оборудование
|
1
|
Материалы
для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с
перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, уголь,
кисти разных размеров, банки для воды, стеки, пластилин, глина, клей,
ножницы.
|
К
|
|
Натурный
фонд
|
1
|
Муляжи:
фруктов, овощей, грибов.
|
Д
|
|
2
|
Гербарии
|
Д
|
|
3
|
Изделия
декоративно – прикладного искусства
|
Ф
|
|
4
|
Керамические
изделия
|
Д
|
|
5
|
Предметы
быта (кофейники, бидоны, подносы, т.д.)
|
П
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.